Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования

Республики Беларусь

_____________К.С. Фарино

«___»_____________2012 г
Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«О преподавании учебного предмета «Математика»

в 2012/2013 учебном году»
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 18, 2011 г.), на изучение учебного предмета «Математика» установлено следующее количество учебных часов в неделю по классам:


Вид

учреждения общего среднего образования




Количество учебных часов в неделю по классам

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

средняя школа

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

санаторная школа-интернат

учебно-педагогический комплекс


5

5

4

4

4

4

4

кадетское училище








4

4

4

4

гимназия

гимназия-интернат



5

5

5

5

5

4 (– для физико-математического направления)

4 (– для физико-математического направления)


суворовское училище






5

4*


5

4*


5 4*

5

4*


5

4*


специализированный лицей





5

5

5

5


5


лицей











4 (5 – для физико-математического направления)

4 (5 – для физико-математического направления)

Примечание.

Символом* отмечено количество учебных часов в неделю в специализированных по спорту классах.
Типовым учебным планом вечерней школы (очная форма получения образования) на изучение учебного предмета «Математика» отводится по 3 учебных часа в неделю в каждом из X–XII классов.

Дополнительный учебный час, установленный Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея, лицея на изучение учебного предмета «Математика» в VIIIX классах, в X и XI классах физико-математического направления отводится на решение задач.

В соответствии с пунктами 54 и 57 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 8, 2012 г.), при реализации образовательной программы среднего образования X и XI классы с изучением на повышенном уровне учебных предметов «Математика» и «Физика» при наличии в классе не менее 20 учащихся делятся на 2 группы при проведении практикумов  по   решению   задач. При меньшей наполняемости класса деление на 2 группы может осуществляться за счет учебных часов, отведенных Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея, лицея на факультативные занятия.



В своей педагогической деятельности учителя математики руководствуются:

учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения для соответствующего класса из сборника «Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Математика, V–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, 2012);



примерным календарно-тематическим планированием. Математика, V–XI классы (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2011, 2012). Учителям математики при необходимости разрешается перераспределять количество учебных часов между темами, отведенное на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании;

нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Математика», определяемыми образовательными стандартами общего среднего образования. Тематический контроль осуществляется, как правило, посредством проведения письменных самостоятельных и контрольных работ. При этом количество контрольных работ в течение учебного года составляет:

в VVII классах – 6 контрольных работ;

в VIII–ХI классах – 8 контрольных работ, а в Х–ХII классах вечерних школ      суммарное    количество   контрольных       работ    (16)      равномерно распределяется на три года обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.07.2010 № 94, согласно которым:

два урока могут быть объединены при изучении на повышенном уровне учебного предмета «Математика» в гимназии, гимназии-интернате, суворовском училище, специализированном лицее и лицее, а также при проведении контрольных работ в учреждениях общего среднего образования каждого вида;

контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

домашние задания должны задаваться учащимся с учетом возможности их выполнения в V и VI классах за 2 часа,
VII и VIII классах – 2,5  часа, IXXI классах – 3 часа (временные нормы указаны с учетом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам  одного  учебного  дня). В санаторных школах-интернатах продолжительность выполнения домашних заданий по каждой из указанных выше группе классов должна  быть на  0,5 часа меньше;

Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования Республики   Беларусь от 20.06.2011 № 38 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь № 17, 2011 г.).

Информируем, что указанные выше учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования, технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (edu.gov.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).

В помощь учителям издательством «Аверсэв» выпущены пособия «Математика. Контрольные и самостоятельные работы. 5–9 классы» и готовятся к изданию аналогичные материалы для Х и ХI классов.

Контрольные и самостоятельные работы (контрольно-измерительные материалы), предлагаемые авторами, дополняют уже имеющиеся дидактические материалы. Следует отметить, что отдельные контрольные работы рекомендуется использовать в четвертой четверти текущего учебного года (при осуществлении тематического контроля или при организации самостоятельной работы учащихся), а также для получения сведений об исходном уровне знаний иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание, либо временно проживающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь в соответствии с пунктом 16 Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования. Контрольно-измерительные материалы также можно использовать при проведении аттестации учащихся, осваивающих математику самостоятельно в соответствии с индивидуальным учебным планом.

В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуется:

использовать в V и VI классах выразительное чтение вслух как один из приемов формирования культуры устной речи;

уделять внимание на учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятиях полноценному восприятию обучаемыми учебного текста, осмыслению и пониманию логики изучаемого;

учить работать с книгой, электронными и иными источниками информации, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать источники информации по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с источниками информации, составлять тезисы, конспекты и т.д.;

проводить систематическую работу по обогащению словарного запаса обучаемых, ознакомлению с терминологией математики, обращая особое внимание на правильность и точность определений математических терминов;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщенные таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, проводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением записей в них;

повышать культуру устной и письменной речи учащихся, логичность их высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.

Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 3 тетради (две рабочих тетради для обучающих работ и тетрадь для контрольных работ). Для обучающих работ допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе. В тетрадях для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ – самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетради для контрольных работ хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения контрольной работы или работы над ошибками.

Надпись на обложке тетради должна содержать информацию:
о классе (римскими или арабскими цифрами), предназначении тетради (для работ по математике, для контрольных работ по математике), об учреждении образования (в соответствии с его уставом), а также фамилию и имя собственное (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи. Например:


Тетрадь

Сшытак

для работ по математике

для работ

учащегося 5 ”Г“ класса

па матэматыцы

гимназии № 61 г. Минска

вучня 8 ”А“ класа

Петрова Виталия

сярэдняй школы № 2




г. Наваполацка

 

Фёдарава Аляксандра




Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ

для кантрольных работ

по математике

па матэматыцы

учащейся X ”А“ класса

вучаніцы VIII класа

лицея № 1 г. Могилева

Дроздовой Светланы



Засульскай сярэдняй

школы





Пятровай Ірыны

С внешней стороны страницы тетрадей для обучающих и контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей или контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей. Например:



21.10.2012

Слова «Классная работа» или «Домашняя работа» в рабочих тетрадях для обучающих работ и слова «Контрольная работа» в тетради для контрольных работ записываются на той же строке, на которой на поле записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для контрольных работ после слов «Контрольная работа» указывается номер данной работы в соответствии с примерным календарно-тематическим планированием или тема (по усмотрению учителя), а затем, отступив строку, по центру следующей строки номер варианта (1 вариант или I вариант). Например:

Контрольная работа №7 07.12.2012

1 вариант


При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым почерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетового цвета.
При построении геометрических фигур, графиков функций, выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут использовать простой и цветные карандаши, кроме красного.

В V–VІІ классах обучающие работы проверяются выборочно, один раз в неделю у всех учащихся, в VІІІ–ІХ классах – один раз в две недели, в Х–ХІ(XII) классах – один раз в месяц. Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На поле тетради для контрольных работ против каждого задания контрольной работы отмечается количество баллов, которым оценено это задание. После последнего задания записывается суммарное количество баллов, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию. В случае большого количества учащихся, выполнивших контрольную работу, допускается проверка контрольной работы не позже, чем через два учебных занятия.

При проверке обучающих и контрольных работ учитель подчеркивает математическую ошибку ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные и иные ошибки.

Анализ выполнения контрольной работы проводится учителем на учебном занятии. Работа над ошибками выполняется учащимися на учебном занятии в тетради для контрольных работ или в рабочей тетради или дома в рабочей тетради. По итогам проверки работы над ошибками может быть (по усмотрению учителя) выставлена отметка, которая заносится в классный журнал и дневник учащегося.

В классном журнале тема учебных занятий, вид работы могут записываться в две строки в отведенной для этого строке. Точка не ставится после названия темы, вида работы. При записи темы, вида работы допускается сокращение слов в соответствии с правилами орфографии и пунктуации. Например:

Самостоятельная работа «Прямая и ее части» или Сам. раб. «Прямая и ее части»

Если объединяются два урока, то дважды записываются дата, тема или тема и вид работы. При заполнении строк графы «Дамашняе заданне» записываются номера пунктов (разделов и параграфов) учебного пособия и номера заданий. Например:




Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Раўнабокі трохвугольнік


Пункт 10, № 325, 334

або

П. 10, № 325, 334





Раўнабокі трохвугольнік. Самастойная работа


Пункт 10, №325, 334




Кантрольная работа № 7

або

Кантрольная работа «Падобныя фігуры»

Паўтарэнне. П. 4





Ураўненні з адной зменнай (з адным невядомым)

Пункт 2.1, №2.9 (3, 4), 2.13(3, 5)




Лінейныя ўраўненні

Пункт 2.2, №2.16(4, 10), 2.17 (4, 7)




Лінейныя ўраўненні

Пункт 2.2, №2.18 (5, 7), 2.21 (8), 2.24 (3)




Лінейныя ўраўненні. Самастойная работа

Пункт 2.2, №2.24 (5), с.248 №20 (3)




Прапарцыянальныя адрэзкі. Падобныя трохвугольнікі

Раздзел 3, §1, №283, 289, 293




Першая прымета падобнасці трохвугольнікаў (па двум вуглам)

Р. 3, §1, №305, 308, 311




Першая прымета падобнасці трохвугольнікаў (па двум вуглам)

Раздзел 3, §1, №314, 318

(в учреждении образования, осуществляющем обучение и воспитание на белорусском языке или языке национального меньшинства)




Дата

Змест вучэбных заняткаў

Дамашняе заданне




Равнобедренный треугольник

Пункт 10, № 325, 334

или

П.10, № 325, 334




Равнобедренный треугольник. Самостоятельная работа


Пункт 10, №325, 334




Контрольная работа №7

или

Контрольная работа «Подобные фигуры»


Повторение. Пункт 4




Уравнения с одной переменной (с одним неизвестным)

Пункт 2.1, № 2.9 (3, 4), 2.13 (3, 5)




Линейные уравнения

Пункт 2.2, №2.16(4, 10), 2.17 (4, 7)




Линейные уравнения

Пункт 2.2, №2.18 (5, 7), 2.21 (8),2.24 (3)




Линейные уравнения. Самостоятельная работа

П. 2.2, №2.24 (5), с.248 №20 (3)




Пропорциональные отрезки. Подобные треугольники

Глава 3, §1, №283, 289, 293




Первый признак подобия треугольников (по двум углам)

Гл. 3, §1, №305, 308, 311




Первый признак подобия треугольников (по двум углам)

Глава 3, §1, №314, 318


страница 1 страница 2 | страница 3

Смотрите также: