страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОМПАНИЯ
Таблица 4.
Swot-анализ
| Opportunities
Возможности
|
Threats
Угрозы
|
Strengths
Сильные
стороны
|
Силы и Возможности
(Объекты приоритетного
развития)
Следует разработать стратегию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появляются во внешней среде.
| Силы и угрозы
(Объекты неопределенности)
Стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.
|
Weaknesses
Слабые
стороны
| Слабости и Возможности
(Объекты реформирования)
Стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости.
| Слабости и угрозы
(Объекты реформирования)
Выработка стратегии: избавиться от слабостей и попытаться предотвратить нарастающую угрозу.
|
Конец формы
4.2. PEST- анализ тенденций, имеющих существенное значение для корпоративной стратегии
Методические указания
PEST – это аббревиатура четырех английских слов:
P- Policy политика
E- Economy экономика
S- Society общество (социум)
T- Technology технология.
PEST-анализ выделяет четыре основные группы. Посредством данного инструмента стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации. Технически PEST-анализ сводится к правильному заполнению таблицы представленной в виде трафарета (табл. 5).
Рис.9. Взаимодействие политики, экономики, общества
и технологии при проведении PEST- анализа.
Задание:
1. Проведите стратегический PEST - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности. В каждой квадранте (P,E,S,T) должно быть минимум 15 позиций. В качестве примера используйте табл. 5
2. Сделайте соответствующие выводы.
Тематика рефератов.
1.SWOT-анализ – как первичный инструмент стратегического анализа. Особенности проведения.
2. Технология SWOT-анализа. Основные компоненты SWOT-анализа. Факторы, учитываемые при проведении SWOT-анализа.
3. PEST-анализ. Политические факторы, влияющие на PEST-анализ. Экономический анализ. Технологический аспект PEST-анализа.
4. Социокультурные факторы. Многофакторный системный анализ.
Литература: 2,3,4,5,12,14.
Таблица 5
Pest-анализ
тенденций, имеющих существенное значение для корпоративной стратегии ______________________ (наименование организации)
на перспективу до ________ г.
P
|
Политика
|
E
|
Экономика
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
Выборы Президента РБ
|
1
|
Общая характеристика экономической ситуации (подъем, стабилизация, спад), в т.ч. динамика ВВП по годам стратегической перспективы
|
2
|
Выборы Национального собрания РБ
|
2
|
Уровень инфляции
|
3
|
Изменение законодательства РБ
|
3
|
Динамика курса белорусского рубля к доллару США
|
4
|
Отношения организации с Правительством и республиканской властью в целом
|
4
|
Динамика ставки рефинансирования НБ РБ
|
5
|
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности
|
5
|
Инвестиционная активность
|
6
|
Государственное регулирование конкуренции в отрасли
|
6
|
Динамика занятости населения
|
…
|
|
7
|
Платежеспособный спрос населения
|
|
|
8
|
Платежеспособный спрос главных потребителей продукта
|
|
|
9
|
Основные внешние издержки орг-ции, в том числе
|
|
|
9.1.
|
затраты на энергоносители
|
|
|
9.2.
|
затраты на транспортировку
|
|
|
9.3.
|
затраты на сырье и комплектующие
|
|
|
9.4.
|
коммуникационные издержки
|
|
|
9.5.
|
прочие затраты
|
|
|
…
|
|
n1
|
|
n2
|
|
S
|
Социум
|
T
|
Технология
|
1
|
Изменения в базовых ценностях
|
1
|
Государственная технологическая политика
|
2
|
Изменения в уровне и стиле жизни
|
2
|
Значимые тенденции в области НИОКР
|
3
|
Экологический фактор
|
3
|
Новые патенты
|
4
|
Здоровый образ жизни
|
4
|
Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий
|
5
|
Отношение к работе и отдыху
|
5
|
Новые продукты
|
6
|
Отношение к образованию
|
6
|
Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
Демографические изменения
|
7
|
Развитие Интернета
|
8
|
Изменение структуры доходов
|
8
|
Появление новых рекламоносителей
|
9
|
Изменение структуры расходов
|
9
|
Появление новых технологий производства и быстрая адаптация рынком
|
10
|
Изменения основных потребительских предпочтений на продукт
|
…
|
|
11
|
Принятие нового Трудового кодекса
|
|
|
12
|
Недоверие к рекламе со стороны конечных потребителей
|
|
|
13
|
Нехватка квалифицированных кадров
|
|
|
…
|
|
…
|
|
p1
|
|
р2
|
|
4.3. SNW- подход к анализу внутренних ресурсов организации.
Цель занятия: научиться проводить стратегический анализ внутренней среды организации, получить практические навыки проведения SNW-анализа.
Методические указания
Наиболее традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу организации – это уже упоминавшийся SWOT-подход, но только в части SW т.е. с позиции сильных и слабых сторон организации
Управленческие цели традиционного SW- подхода очевидны: сильные стороны как хороший ресурс организации сохранить, и, может быть, усилить дополнительно; а слабые стороны, т.е. плохой внутренний ресурс, устранить.
В большинстве организаций используется SNW-подход к анализу внутренней среды организации.
SNW – АНАЛИЗ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон.
SNW – это аббревиатура трех английских слов:
S- Strengths сильная позиция (сторона)
N- Neutral нейтральная позиция
W- Weaknesses слабая позиция (сторона)
Таким образом, при SNW-подходе все сказанное о SW- подходе сохраняется, но при этом еще добавляется особая – нейтральная, т.е. N-позиция.
В результате получаем: во-первых, при SNW-подходе все достоинства SW- подхода остаются в силе; во-вторых, при SNW-анализе четко фиксируется ситуационное среднерыночное состояние, т.е. своеобразная нулевая точка конкуренции.
Поэтому для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям или факторам находится в состоянии N (нейтральная ) и только по одному фактору – в состоянии S.
В целях получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды организации на основе SNW- подхода заполняется трафарет (табл.6).
Таблица 6
Стратегический SNW- анализ внутренней среды.
________________________ (наименование организации)
на период t- летней общей стратегии
№
п/п
|
Наименование стратегической позиции
|
Качественная оценка
позиций
|
S
сильная
|
N
нейтральная
|
W
слабая
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1.
|
Общая (корпоративная) стратегия
|
|
|
|
2.
|
Бизнес- стратегии (в целом). в том числе:
|
|
|
|
|
бизнес №1
|
|
|
|
|
бизнес №2
|
|
|
|
|
…………..
|
|
|
|
|
бизнес №m
|
|
|
|
3
|
Оргструктура
|
|
|
|
4.
|
Финансы как общее финансовое положение, в том числе:
|
|
|
|
4.1.
|
финансы как состояние текущего баланса
|
|
|
|
4.2.
|
финансы как уровень бухучета
|
|
|
|
4.3.
|
финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.)
|
|
|
|
4.4.
|
финансы как уровень финансового менеджмента
|
|
|
|
5.
|
Продукт как конкурентоспособность (в целом), в том числе:
|
|
|
|
|
продукт №1
|
|
|
|
|
продукт №2
|
|
|
|
|
продукт №t
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу
|
|
|
|
|
бизнес №1
|
|
|
|
|
бизнес №2
|
|
|
|
|
…………..
|
|
|
|
|
бизнес №m
|
|
|
|
7
|
Информационная технология
|
|
|
|
8.
|
Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов
|
|
|
|
9.
|
Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе:
|
|
|
|
9.1.
|
способность к лидерству первого лица организации
|
|
|
|
9.2.
|
способность к лидерству всего персонала
|
|
|
|
10.
|
Уровень производства (в целом), в том числе:
|
|
|
|
10.1
|
качество материальной базы
|
|
|
|
10.2
|
как качество инженеров (ключевых производственных специалистов)
|
|
|
|
10.3
|
как качество рабочих (основное производство)
|
|
|
|
11
|
Уровень маркетинга
|
|
|
|
12
|
Качество торговой марки
|
|
|
|
13
|
Качество менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента в целом)
|
|
|
|
14
|
Качество персонала (в целом)
|
|
|
|
15
|
Репутация на рынке
|
|
|
|
16
|
Отношения с органами власти (в целом), в том числе:
|
|
|
|
16.1
|
с Национальным правительством
|
|
|
|
16.2
|
с органами местного самоуправления
|
|
|
|
16.2
|
с системой налогового контроля
|
|
|
|
|
…….
|
|
|
|
17
|
Инновации как исследования и разработки
|
|
|
|
18
|
Послепродажное обслуживание
|
|
|
|
|
Другие дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)
|
|
|
|
Задание:
1. Проведите стратегический SNW - анализ для конкретного предприятия, с учетом специфики его деятельности. В качестве примера используйте табл. 6. В каждой строке трафарета нужно поставить только один крестик, или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W. В трафарете все позиции должны быть заполнены по материалам вашей организации.
2. Сделайте соответствующие выводы.
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
|