Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7

3.2. Совершенствование механизма взимания корпоративного подоходного налога

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 13.12.2004 г. № 11-III внесены изменения в 14 законодательных актов. Основные изменения, коснулись Налогового кодекса. Рассмотрим наиболее важные изменения, касающиеся корпоративного подоходного налога, уплачиваемого предприятиями.

Вычеты сумм компенсаций при служебных командировках и по представительским расходам, предусмотренные в ст. 93, изменены. Теперь хозяйствующими субъектами относятся на вычеты суточные, выплачиваемые за время нахождения в командировке, в размере не более 3 МРП вместо 2 МРП в сутки в пределах Республики Казахстан, т.е. за 2005 г. не более 2913 тенге.

В ст. 105 в части вопросов, касающихся основных средств и нематериальных активов, - изменено их определение.

С 1 января 2005 года признание стоимостного критерия по отношению к основным средствам в налоговом учете снято. Принципы определения даны в порядке организации бухгалтерского учета.

Приведем исторические данные в отношении стоимостного критерия - к основным средствам относились активы сроком службы более 1 года: со стоимостью в размере более 40 МРП -до 1 января 2002 г.; с 1 января 2002 г. это ограничение было снято; со стоимостью более 50 МРП за 2004 год.

Изменения, внесенные в ст. 107 в части амортизационной политики, вводятся в действие с 1 января 2006 года.

К фиксированным активам, не подлежащим амортизации, теперь не относится продуктивный скот.



47

Предлагается укрупнение классификации фиксированных активов. При этом стоимость основного средства I группы приравнивается к стоимостному балансу подгруппы.

Согласно ст. 108 с 1 января 2006 года производится укрупнение классификации фиксированных активов до уровня групп с сокращением их количества до 5 вместо существующих 9 групп, 75 подгрупп. Это влечет увеличение норм амортизации и предельного размера вычетов по расходам на ремонт по значительным позициям фиксированных активов.

Изменения в ст. 109 вводятся в действие с 1 января 2006 года.

В ст. ПО предлагаемое увеличение норм в большинстве случаев ведет к исключению разрыва между суммами амортизации по бухгалтерскому учету и суммами амортизации, исчисленными в целях налогообложения. Некоторые нормы увеличения действуют с 1 января 2005 г., некоторые будут действовать с 1 января 2006 г.

Например, в 2005 г. увеличены нормы амортизации:

-на машины и оборудование горнодобывающей промышленности - с 20 до 25%;

-специализированное оборудование киностудии, медицинской и микробиологической промышленности - с 8 до 15%;



  • подвижной состав автомобильного транспорта (за исключением легковых и такси) - с 10 до 15%;

  • легковые и такси - с 7 до 10%;

  • компьютерные, периферийные устройства - от 20 -25 до 25 - 30%, а с 1 января 2006 г. они увеличиваются до 50%;

  • активы, выраженные в IX группе и не включенные в др. группы - с 8 до 10, с 10 до 15%. А с 1 января 2006 г. вся группа имеет предельную норму
    амортизации 15%.

Изменения в ст. 111 приняты в 2004 г., вводятся в действие с 1 января 2005 года. На вычеты можно отнести стоимостный баланс группы, если она составляет не более 300 МРП вместо 100 МРП. Это будет составлять в 2005 г. 291300 тенге.

Введена новая ст. 111-1, нормы которой будут действовать с 1 января 2006 года. Согласно данной статье предусмотрено полное отнесение на вычеты остаточной стоимости машин и оборудования (в течение 5 лет), а также компьютерной техники (в течение 2-х лет), имеющихся у налогоплательщика на 1 января 2006 г.

В ст. 113 увеличены нормы предельного уровня отнесения на вычеты расходов на ремонт с 15 % до 20 -25 % по отдельным группам фиксированных активов с дифференциацией в разрезе групп.

Кроме того:

Расходы на ремонт, произведенные арендатором в отношении арендуемых основных средств и не возмещенные арендодателем в соответствии с договором аренды, подлежат вычету в определенном порядке.

В случае, если расходы на ремонт не отнесены на вычеты, то такие расходы образуют у арендатора соответствующие отдельные амортизационные



48

подгруппы и вычитаются из совокупного годового дохода в виде амортизационных отчислений в течение срока действия договора аренды. После истечения срока действия договора аренды арендатор исключает стоимостный баланс соответствующей подгруппы. .

В целях предоставления возможности для более полного отнесения на вычет из совокупного годового дохода расходов на ремонт с учетом функциональных особенностей отдельных фиксированных активов, увеличены нормы. Кроме того, предусмотрены нормы отнесения на вычеты расходов на ремонт арендованных основных средств. Данные изменения приняты в 2004 году, вводятся в действие с 1. января 2005 года.

Но кроме представленной редакции есть изменения, связанные с введением ст. 111 -1 Налогового кодекса, которые действуют с 1 января 2006 г.

Согласно ст. 122 двухпроцентный предел корректировки налогооблагаемого дохода увеличен до 3%. Кроме того, предусмотрена корректировка сумм оказанной спонсорской помощи. Из налогооблагаемого дохода налогоплательщика подлежит исключению в пределах 3% от налогооблагаемого дохода спонсорская помощь при наличии решения на оказание данной помощи, которое должно основываться на обращении со стороны лица, получающего помощь.

Из ст. 124 исключена часть третья пункта 1 касательно убытков, полученным налогоплательщиком в результате отнесения на . вычеты амортизационных отчислений, исчисленных в соответствии с п, 2 ст. ПО. Пунктом 2 ст. ПО Налогового кодекса введена норма по фиксированным активам, впервые введенным в .эксплуатацию на территории РК, когда налогоплательщик вправе в первый налоговый период эксплуатации исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам амортизации при условии использования данных фиксированных активов в целях получения совокупного годового дохода не менее трех лет. Теперь по ст. 124 с 1 января 2005 г. данные расходы являются переносимыми убытками.

Налог, удерживаемый у источника выплаты

В ст. 139 изменен порядок применения инвестиционных налоговых преференций, которые состоят в следующем:

- освобождение от уплаты КПН вновь созданных налогоплательщиков,
осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики в рамках
инвестиционного проекта;

- по решению Правительства в отдельных случаях срок действия


различных преференций в зависимости от вида деятельности и объемов
инвестиций может быть продлен до 10 лет.

В 2004 г. в Налоговый кодекс был внесен ряд изменений и дополнений, обусловленных целью снижения налоговой нагрузки, дальнейшего совершенствования налогового администрирования, амортизационной политики в целях стимулирования роста инвестиций в основные средства, их воспроизводства и обновления, вопросов налогообложения страховых (перестраховочных) организаций, а также с целью уточнения отдельных положений Налогового кодекса. С целью создания условий для отхода от



49

сырьевой направленности экономики, вводится режим особого обложения корпоративным подоходным налогом организаций, реализующих продукцию собственного производства с высокой добавленной стоимостью, в том числе сертифицированных товаров в соответствии с международными стандартами.

Указанные изменения были внесены законом Республики Казахстан от 30 ноября 2004 года «О. внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения». Рассмотрим их подробнее в части корпоративного подоходного налога.

Для организации, осуществляющей обязательное коллективное гарантирование (страхование) вкладов (депозитов) физических лиц, не признается в качестве дохода и, соответственно, не подлежит налогообложению сумма обязательных, дополнительных и чрезвычайных взносов банков. Для Фонда гарантирования страховых выплат не признается в качестве дохода сумма обязательных и чрезвычайных взносов страховых организаций.

Для указанных организаций также не признаются в качестве дохода и не подлежат налогообложению суммы денег, полученные в порядке удовлетворения их требований по возмещенным вкладам (депозитам) и выплаченным гарантийным и компенсационным выплатам.

В связи с принятием Закона Республики Казахстан «Об инвестиционных фондах» в целях стимулирования развития схем коллективного инвестирования установлено право паевым и акционерным инвестиционным фондам корректировать совокупный годовой доход на суммы инвестиционных доходов, полученных на счета в кастодианах и находящихся на них. При этом предусматривается освобождение доходов физических лиц от операций с паями паевых и акциями акционерных инвестиционных фондов от обложения индивидуальным подоходным налогом и освобождение юридических лиц от обложения дивидендов по паям паевых и акциям акционерных инвестиционных фондов корпоративным подоходным налогом у источника выплаты.

Вводится также норма, стимулирующая реинвестирование капитала. Так часть чистого дохода, направленная на увеличение уставного капитала юридического лица-резидента с учетом сохранения доли акций каждого учредителя, участника не признается в целях налогообложения в качестве дивидендов и не подлежит налогообложению у источника выплаты, а также корректируется из совокупного годового дохода налогоплательщика при исчислении налогооблагаемого дохода.

Увеличен предел отнесения на вычеты компенсаций при служебных командировках в виде суточных с двух месячных расчетных показателей в сутки до трех.

В целях исключения неоднозначного толкования введена уточняющая поправка, согласно которой к представительским расходам относятся расходы на питание во время переговоров, тогда как ранее к представительским расходам относилось буфетное (фуршетное) обслуживание.

50

Сняты ограничения по отнесению на вычеты расходов по страховым премиям, подлежащим уплате (уплаченным) страхователем по договорам ненакопительного страхования.



Внесено уточнение по расходам, не подлежащим вычету, согласно которому к ним относятся расходы на строительство и приобретение основных средств, нематериальных активов и другие расходы капитального характера налогоплательщика, не связанные с получением совокупного годового дохода.

По корректировке налогооблагаемого дохода предусмотрено следующее. Двухпроцентный предел корректировки налогооблагаемого дохода, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса увеличен до трех процентов. Кроме того, в данном случае будет также корректироваться сумма оказанной спонсорской помощи. При этом необходимо наличие решение налогоплательщика на оказание спонсорской помощи на основании обращения со стороны лица, получающего помощь.

Введено понятие спонсорской помощи, согласно которому спонсорская
помощь может быть оказана только физическим лицам и некоммерческим
организациям с целью распространения информации о лице, оказывающем
данную помощь. .,.,..,

Относительно налогообложения страховых (перестраховочных) организаций предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы указанных организаций на сумму страховых премий, возвращенных при расторжении договоров страхования (перестрахования), а также на сумму обязательных взносов в Фонд гарантирования страховых выплат.

При этом по договорам аннуитетного страхования устанавливается ставка корпоративного подоходного налога в размере 1 процента от суммы подлежащих получению (полученных) страховых премий.

Для организаций, осуществляющих деятельность в нефтехимической промышленности, исчисленный корпоративный подоходный налог которых подлежит уменьшению на сто процентов, предусмотрено увеличение сроков применения указанной льготы с пяти до десяти лет по решению Правительства Республики Казахстан в зависимости от вида деятельности и объемов инвестиций в фиксированные активы.

Для создания благоприятного инвестиционного климата сохраняются действующие инвестиционные налоговые преференции, а также для вновь созданных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность исключительно в рамках инвестиционного (-ых) проекта (-ов) по срзданию новых производств, предусмотрено полное освобождение рх уплаты корпоративного подоходного налога, налога на имущество и земельного налога сроком до пяти лет. Вместе с тем, в зависимости от видов деятельности и объемов инвестиций в фиксированные активы сроки предоставления преференций в виде освобождения от налогообложения могут быть продлены по решению Правительства Республики Казахстан до десяти лет. При этом вновь созданными налогоплательщиками признаются налогоплательщики, прошедшие государственную регистрацию в течение календарного года, в

51

котором заключен контракт с уполномоченным органам по вопросам инвестиций.



Кроме того, в целях исключения неоднозначного толкования по применению действующих инвестиционных налоговых преференций по реконструированным объектам введена уточняющая поправка, согласно которой для применения инвестиционных налоговых преференций вновь вводимыми фиксированными активами признаются впервые введенные в эксплуатацию фиксированные активы в рамках инвестиционного проекта, включая реконструированные объекты в части фактически произведенных расхрдов на реконструкцию.

Установлен отдельный порядок обложения корпоративным подоходным налогом организаций, реализующих товары собственного производства, в т.ч. сертифицированные, с высокой добавленной стоимостью. Так для организаций, реализующих товары собственного производства с высокой добавленной стоимостью, предусмотрено уменьшение исчисленного корпоративного подоходного налога на 30 процентов от суммы корпоративного подоходного налога, относящегося к товарам, собственного производства. При этом к организациям, реализующим товары собственного производства с высокой добавленной стоимостью, относятся организации, одновременно соответствующие следующим условиям:



  1. доход от реализации товаров собственного производства в сумме
    дохода от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 90 процентов.
    При этом перечень таких товаров утверждается. Правительством Республики
    Казахстан;

  2. доля добавленной стоимости в сумме дохода от реализации товаров
    (работ, услуг) составляет не менее 40 процентов;

3) коэффициент налоговой нагрузки, определяемый как отношение
суммы начисленных налогов за налоговый период, кроме косвенных и
удерживаемых у источника выплаты, к сумме дохода от реализации товаров
(работ, услуг), составляет не менее 12 % .

При этом размер добавленной стоимости определяется как: начисленные в течение налогового периода доходы работникам, за исключением материальных, социальных благ и материальной выгоды плюс сумма амортизационных отчислений, начисленных в бухгалтерском учете налогоплательщика, за исключением амортизационных отчислений, начисленных по объектам, не используемым в целях получения совокупного годового дохода плюс сумма начисленных налогов за налоговый период, кроме косвенных и удерживаемых у источника выплаты плюс (минус) чистый доход (убыток), определяемый в бухгалтерском учете налогоплательщика, без учета дохода (убытка) от чрезвычайных ситуаций.

Для юридических лиц - лауреатов премии Правительства Республики Казахстан «За достижения в области качества», соответствующих вышеуказанным условиям, кроме того предусмотрено уменьшение суммы исчисленного корпоративного подоходного налога на 50 процентов от суммы корпоративного подоходного налога, относящегося к сертифицированным

52

товарам собственного производства, в течение одного налогового периода, следующего за вводом внедрения систем менеджмента качества и управления окружающей средой. При этом сертифицированными товарами собственного производства признаются товары, собственного производства, процесс производства которых сертифицирован в порядке, установленном законодательным актом Республики Казахстан в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 и 14000 системы менеджмента качества и управления окружающей средой. Сумма корпоративного подоходного налога, относящегося к товарам собственного производства и (или) сертифицированным товарам собственного производства, определяется исходя из удельного веса доходов, подлежащих получению (полученных) от реализации указанных товаров в совокупном годовом доходе.



При определении фиксированных активов таковыми снято ограничение по
признанию основных, средств по первоначальной стоимости в размере 50
месячных расчетных показателей. Фиксированными активами признаются
основные средства и нематериальные активы, учитываемые в бухгалтерском
балансе налогоплательщика и используемые для получения совокупного
годового дохода.

Также, с 01.01.2006 г., с целью совершенствования амортизационной политики и создания условий для обновления и модернизации основных средств, а также стимулирования роста инвестиций в основные средства, их обновления и воспроизводства предусмотрено следующее:



  • укрупнение классификации фиксированных активов до уровня групп с
    сокращением их количества до 5 (вместо существующих 9 групп, 75 подгрупп).
    Данное предложение повлечет увеличение норм амортизации и предельного
    размера вычетов по расходам на ремонт по многим позициям фиксированных
    активов;

  • увеличены нормы амортизации в зависимости от групп от 8 до 50
    процентов;




  • полное равномерное отнесение на вычеты стоимости изношенных
    основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2005 г. (в течение 5 лет -
    машин и оборудования, 2 лет - компьютерной техники). Данная норма позволит
    в течение указанных периодов полностью отнести на вычеты фактически
    изношенные основные средства;

  • применение действующего метода исчисления амортизационных
    отчислений с установлением фиксированного срока окончательного отнесения
    на вычеты всей стоимости по активам, введенным после 01.01.2005 г. Данная
    норма позволит сохранить действующий метод амортизации и вместе с тем
    полностью отнести на вычеты по истечении определенного периода времени
    стоимость основных средств, приобретенных после 01.01.2005 г.

Вышеназванные изменения по амортизационной политике вводятся в действие с 2006 года, с тем, чтобы налогоплательщики могли проанализировать влияние предлагаемых изменений по амортизационной политике на обновление основных Средств в различных отраслях экономики.

53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Таким образом, по итогам выполненной работы можно сделать следующие выводы:

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Вя-ятпй «крпиенпг.ыпй арте.рурж» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

В налогах воплощено экономически выраженное существование государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости


валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в составляет
сущность налога.

Перечень налогов в Казахстане включает: корпоративный подоходный


налог; индивидуальный подоходный налог; налог на добавленную стоимость,
акцизы; специальные платежи и налоги недропользователей (подписной
бонус, бонус коммерческого обнаружения, роялти, налог на сверхприбыль);
социальный налог; земельный налог; налог на транспортные средства; налог на
имущество.

Корпоративный подоходный налог играет огромную роль в формировании доходов государства.

В работе были рассмотрены теоретические основы возникновения корпоративного подоходного налога, его сущность и правила применения, общие правила налогообложения корпоративного подоходного налога. Важным при исчислении корпоративного подоходного налога является правильно определить состав, измерение и признание доходов и расходов.

В работе был проведен анализ налогообложения корпоративным подоходным налогом существующего предприятия ТОО «Служба Безопасности» за 2004 год. Был приведен порядок исчисления и учета корпоративного подоходного налога на ТОО «Служба безопасности».

Был рассчитан совокупный годовой доход ТОО «Служба Безопасности» за 2004 год. Доход от реализации ТОО «Служба Безопасности» составил 153588300 тенге, вознаграждения - 43533 тенге, таким образом, совокупный

54

годовой доход составил 153631833 тенге. После корректировки совокупный годовой доход не изменился. Вычеты по налоговому обязательству равны сумме расходов по реализованным товарам (работам, услугам), которые составили 139406518 тенге, отчислений в резервные фонды, которые составили 7682896 тенге, амортизационные отчисления по основным средствам в размере 47865 тенге вычитаются. Таким образом, размер вычетов равен 147137279 тенге. Налогооблагаемый доход составил 6494554 тенге. Сумма исчисленного налога составила 1948366 тенге, т.е. 30% от налогооблагаемого дохода. Уже уплачено авансовых платежей на сумму 2354837 тенге. Таким образом, у ТОО «Служба Безопасности» имеется переплата по корпоративному подоходному налогу, сумма излишне уплаченного налога составляет 413001 тенге.

В последнем разделе были рассмотрены перспективы развития налогообложения корпоративным подоходным налогом в Казахстане, значение корпоративного подоходного налога при формировании доходной части бюджета и совершенствование механизма взимания корпоративного подоходного налога.

55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года N 209-2 О
    налогах и других обязательных платежах в бюджет. //Казахстанская правда
    2004. №67

  2. Кодекс Республики Казахстан Об административных
    правонарушениях от 30 января 2001 года N 155-П //Казахстанская правда от 13
    февраля 2004 г. .......

  3. Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999 г. «О труде в
    Республике Казахстан»внесенными Законом РК от 7 октября 1998 г. № 284-1)
    // Ведомости Парламента РК. 2004. № 4. Ст. 217

  4. Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые
    законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»
    от 13.12.2004 г. № 11-ИГ г_,

  5. Бюджетно-налоговая сфера: эффективность, проблемы дальнейшего
    развития. Учебное пособие / В.И.Кушлин, Ю.И.Любимцев, И.М.Осадчая и др.
    М, 1998.

  6. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М., 1992.

  7. Ермекбаева Б. Ж.. Лесбеков Г. А. Основы налогообложения:
    Учебное пособие. - Алматьг Казак университет, 2002. - 122 с

  8. Корпоративный подоходный налог: информационно-практическое
    пособие/Составители: специалисты аудиторской фирмы «АСИКО В.И. Скала,
    Б.В. Скала, Н.В. Скала, Е.Г. Петухова. - Алматы: «Издательство ЬЕМ», 2002. -
    264 с.

  9. Методологические и концептуальные основы Кодекса Республики
    Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». А., 2003.




  1. Мусин СМ. Налоги с населения в Казахстане. Алматы: Каржы-
    каражат, 1996.

  2. Муслимова С. Касательно некоторых изменений, внесенных в
    Налоговый кодекс с 1 января 2005 года// Бухучет и налоги в государственных и
    бюджетных организациях №2, 2005г

  3. Налоги: понятие, элементы, установление, виды. Алматы: Баспа,
    1998.




  1. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред Е
    Н. Евстигнеева. СПб 2000

  2. Налоги. Учебное пособие / Под ред. Д.Г.Черника. 3-е изд. М., 1997 .

  3. Налоговое право РК /Под ред. Г.И. Тулегеугалиева. -Алматы:
    Данекер, 2003.

  4. Основы налогового права. Учебно-методическое пособие / Под ред.
    С. Г Пепеляева. М., 1995.

  5. ОспановМ. Г. Гармонизация налоговых отношений. А., 2001.

  6. Отчетные данные ТОО «Служба Безопасности» за 2004 год

  7. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане/Учебное пособие. -
    Алматы: «ЬЕМ » - 2002 г. - 160 с.

56

  1. Слухов В.В. Налоги. Теория и практика. Учебное пособие. СПб.,
    1999

  2. Управление организацией: Учебник. /Под ред. А.Г.Поршнева. М.:
    Инфра-М, 2001.-322с.

  3. Худяков А И., Бродский Г. М. Теория налогообложения: Учебное
    пособие. - Алматы: ТОО «Издательство «НОРМА-К», - 2002. 39


страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7

Смотрите также: