Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7

40

вознаграждения по государственным ценным бумагам;

стоимости имущества, полученного в виде гуманитарной помощи в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций:

стоимости основных средств, полученных на безвозмездной основе от государства госпредприятиями по решению Правительства;

инвестиционных доходов, полученных от размещения пенсионных активов и направленных на индивидуальные пенсионные счета.

Из скорректированного СГД производятся вычеты для определения налогооблагаемого дохода.

Налоговыми вычетами называются расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода в пределах, регламентированных законодательством. К ним относятся затраты по реализованным товарам, услугам и другие расходы, в том числе: по товарно-материальным запасам; по оплате труда; по фиксированным активам;

- по вознаграждению по кредитам (займам), депозитам, владельцам


облигаций, за имущество, полученное в доверительное управление;

по сомнительным обязательствам и сомнительным требованиям;



  • по расходам на научно-исследовательские проектные и опытно-
    конструкторские работы; по отрицательной курсовой разнице; по отчислениям
    в резервные фонды; по страховым платежам (взносам); расходы на социальные
    выплаты;

  • по расходам на геологическое изучение и подготовительные работы к
    добыче природных ресурсов: по расходам на ремонт основных фондов;

  • штрафы и пени (за исключением подлежащих внесению в бюджет);

- уплаченные в бюджет налоги (кроме налогов, исключаемых до
определения совокупного годового дохода и налога на сверхприбыль).
Полученный после вычетов налогооблагаемый доход подлежит корректировке.
Она состоит в уменьшении его на сумму расходов по объектам социальной
сферы: больниц, организаций дошкольного воспитания и обучения, школ,
детских лагерей, поликлиник, жилья и общежитий, находящихся на балансе
организации - налогоплательщика. Исключается также безвозмездно
переданное имущество некоммерческим организациям, суммы адресной
социальной помощи физическим лицам. Корректируется также
налогооблагаемый доход производственных организаций, использующих труд
инвалидов (на кратную величину расходов по оплате труда инвалидов).

Обложение дохода у источника выплаты предполагает совершенно другой метод механизма расчета и уплаты. Налог удерживается непосредственно в момент выплаты дохода. В Налоговом кодексе перечислены виды доходов, облагаемых у источника: дивиденды, доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам и другие. Сумма налога определяется налоговым агентом путем применения ставки,,, равной 15 процентам от суммы выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан). Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода и перечисляется, по общему правилу, не

41

позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата.



Корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период путем применения 30%-ой ставки к налогооблагаемому доходу. Налогооблагаемый доход налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства, подлежит обложению налогом по ставке 10 %.

Налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца. Декларация по данному налогу предоставляется налоговым органам не позднее 31 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (за исключением юридических лиц, к которым применяется специальный налоговый режим). Окончательный расчет по итогам налогового периода налогоплательщик осуществляет не позднее десяти рабочих дней после 31 марта.

Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение являются плательщиками корпоративного подоходного налога по доходам, полученным в Республике Казахстан. Доходы уменьшаются на сумму расходов, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, относимых на вычеты, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством. Ставка подоходного налога иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность через постоянные учреждения аналогична ставке казахстанских юридических лиц то есть 30%.

Проанализируем формирование доходной части бюджета Республики Казахстан за 2004 год. Этот год отмечен качественным исполнением бюджета, значительно снижена недоимка по налогам и платежам в бюджет и по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды. Проведена работа по укреплению доходной части бюджета, а именно, усилено администрирование, улучшены показатели взыскания в результате контрольно-экономической работы налоговых органов.

Доходы государственного бюджета за 2004 г. составили 1286914 млн. тенге, что на 282235,5 млн. (или на 28,1%) больше, чем в прошлом году. Годовой план исполнен на 104,5% .

Доходы республиканского бюджета составили 895 186,2 млн. тенге, что на 246 186,3 млн. (или на 37,9%) больше, чем в прошлом году. Годовой план исполнен на 105,6%;

Доходы местных бюджетов составили 391 727,8 млн. тенге, что на 36 049,2 млн. (или на 10,1%) больше, чем в прошлом году. Годовой план исполнен на 102,2%.

Рост поступлений доходов государственного бюджета в основном обеспечен за счет корпоративного подоходного налога (далее - КПН) (382 814,3 млн. тенге), специальных платежей недропользователей (135 960,6 млн.тнг), НДС на импорт (7 095 млн.).



42

50% --


30%


20%

:

90%


80%


70% -


60%


40%


10%

100%


2000

2001


2002

2003


2004

П Бонусы, роялти, доля РК по разделу продукции

0 Индивидуальный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты

□ НДС на товары внутреннего производства

0 Непроизводственные платежи

б Таможенные платежи и налоги

Ш Социальный налог

О Корпоративный подоходный налог

Рисунок 4 - Структура государственных доходов за 2000-2004 гг

Из данного рисунка видно, что в структуре поступлений в бюджет корпоративный подоходный налог занимает наибольший вес. Если в 2000 году он занимал 27,9% от всех налоговых поступлений, то в 2004 году уже 32,5%.



43

Таблица 12 - Исполнение годового плана государственных доходов в разрезе видов платежей, млн. тенге

тт План Наименование платежа ™

1 Ь

Факт ГБ

План РБ

Факт ГБ

о/ |План МБ

Факт МБ

%

Налоговые поступления

Корпоративный подоходный налог

331 859

382814

115,4

331 859

382814

115,4










Индивидуальный подоходный налог

98042

98535

100,5










98042

98535

100,5

Социальный налог

166 859

167995

100,7










166 859

167 995

100.7

Налог на имущество юридических лиц

31 156

30008

96,3










31 156

30008

96,3

Налог на имущество шзических лиц

1462

1571

107,4










1462

1571

107,4

Земельный налог

5865

6294

107,3










5865

6294

107,3

Налог на транспортные средства

5563

5994

107,7










5563

5994!

107,7

НДС На товары внутреннего производства

77 535

57782

74,5

71437

49615

69,5

6098

8167

133,9

Акцизы на товары внутреннего производства, всего

21 188

21894

103,3

716

402

56,0

20472

21492

105,0

в т.ч.: - акцизы на алкогольную продукцию;

5 105

5430

106,4










5 105

5430

106,4

- акцизы на бензин и дизтопливо

10517

11071

105,3










10517

11071

105.3

Таможенные платежи и налоги;, всего

232 324

243 533

104,8

232 324

243 533

104,8










Специальные платежи недропользователей

119379

135961

113,9

119379

135 961

113,9










Государственная пошлина, консульские сборы

7886

7818

99,1

2098

1478

70,4

5787

6341

109,6

Плата за пользование земельными участками

5343

5505

103,0










5343

5505 ;

103,0

Плата за загрязнение окружающей среды

12557

13802

109,9










12557

13802

109,9

Плата за воду и пользование лесами

529

522

98,7










529

522

98,7

Разные налоговые поступления

8796

6110

69,5

5691

2657

46,7

3105

3454

111,2

ИТОГО по налоговым поступлениям

112634 5

1 186

137


105,3

763 505

816

458


106,9

36284 0

36967 9

101,9

Неналоговые поступления

Доходы от дивидендов на госпакеты акций

3829

5908

154,3

3739

5789

154,8

90

119

132,4

Административные штрафы и санкции, взимаемые

4055

5069

125,0

952

1726

1181, 4

3103

3343

107,7

44

госучреждениями




























Разные неналоговые поступления

47 005

45487

96,8

40458

39819

98,4

6546

5668

86,6

ИТОГО по неналоговым поступлениям

54888

56464

102,9

45149

47334

1043

9740

9131

93,7

ВСЕГО государственных доходов

1231 065

1286 914

104,5

847 823

895 186

105,6

38324 1

391 728

102,2

Недоисполнение плана поступлений в государственный бюджет допущено по налогу на имущество юридических лиц, НДС на ТВП, по госпошлине и консульским сборам, по плате за воду и пользование лесами, по разным налоговым поступлениям.

Таблица 13 - Валовое поступление государственных доходов (ГБ+НФ) в разрезе видов налогов и платежей в целом по республике за 2003-2004 гг., млн.



тенге

Наименование платежа

факт за 2003 год

Факт за 2004 год

Откл

Темп роста, %

1 • . •■

2

3

4

5

Налоговые поступления

Корпоративный подоходный налог

35 1703 487175 135 472 138,5

Индивидуальный подоходный налог

93281

98535

5254

105,6

Социальный налог ,-■■■,-.

157676

167995

10319

106,5

Налог на имущество юридических лиц

25835

30 008

4173

116,2

Налог на имущество физических лиц

1 353

1571

217

116,1

Земельный налог

5874

6294

419

107,1

Налог на транспортные средства

5098

5994

896

117,6

НДС на товары внутреннего производства

80516

57782

-22 734

71,8

Акцизы на товары внутреннего производства, всего

21 760

21 894

134

100,6

в т.ч.: - акцизы на алкогольную

продукцию



6007

5430

-577

90,4

- акцизы на бензин и дизтопливо

10356

11 071

716

106,9

Таможенные платежи и налоги, всего

198 539

243 533

44993

122,7

Специальные платежи недропользователей

100610

152393

51783

151,5

Государственная пошлина, консульские сборы

7924

7818

-106

98,7

Плата за пользование земельными участками

5 159

5505

346

106,7

Плата за загрязнение окружающей среды

10582

13802

3220

130,4

Плата за воду и пользование лесами

701

522

-179

74,5

Разные налоговые поступления

4255

6110

1856

143,6

ИТОГО по налоговым поступлениям

1 070 866

1 306 930

236 064

122Д,

Неналоговые поступления

Доходы от дивидендов на госпакеты акций

6080

5908

-172

97,2

45

Административные штрафы и санкции, взимаемые госучреждениями

3737

5069

1333

135,7

Разные неналоговые поступления

17579

45487

27908

258,8

ИТОГО по неналоговым поступлениям

27396

56464

29069

206,1

ИТОГО по государственным доходам

1098 262

1 409 123

280 829

124,9

Снижение поступления допущено по НДС на ТВП, по акцизам на алкогольную продукцию (в связи со снижением ставок с 01.01.2004 г.), консульским сборам, по плате за воду и пользование лесами, по доходам от дивидендов на госпакеты акций.

Состояние недоимки по налогам и платежам в бюджет

По состоянию на 01.01.2004 г. недоимка в бюджет по государственным доходам составляла 53 419,2 млн. тенге. За 12 месяцев 2004 г. недоимка уменьшилась на 10 473,3 млн. тенге, составив на 01.01.2005г. 42 946,8 млн.

Таблица 14 - Недоимка по основным статьям доходной части государственного бюджета, тыс. тенге



Наименование платежа

01.01.2004 г.

01.01.2005 г.

изменение с 01.01.2004 по 01.01.2005 гг.

„,о ,-. ■■ „ 1 •

2

3

4

Корпоративный подоходный налог

12360190

1 1432 999

-927 192

Индивидуальный подоходный налог с доходов, облагаемых у ист. выплаты

2274814

1 683 032

-591 782

Индивидуальный подоходный налог с физ. лиц, осуществляющих деятельность по разовым талонам и с доходов, не облагаемых у источника выплаты

592 529

611040

18511

Социальный налог

8 005 355

5 902 580

-2102775

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

1473 219

1219184

-254 035

Налог на имущество физических лиц

542 930

573 108

30178

Земельный налог

1212646

927 932

-284714

Налог на транспортные средства с юридических

лиц


122 520

1 1 1 450

-11 071

Налог на транспортные средства с физических

лиц


43836

43202

-634

НДС на товары внутреннего производства

23006913

17970690

-5 036 223

Акцизы на товары внутреннего производства

363318

38060

-325 258

Конусы

7325

8785

1460

Налог на сверхприбыль

3

1

-2

Плата за воду

92974

77987

-14987

Плата за пользование лесами

8428

4600

-3828

Роялти

1 110487

203 788

-906 699

Доля Республики Казахстан по разделу

продукции



45

2

-43

Плата за использование радиочастотного

5 106

3836

-1270

46

спектра










Сбор с аукционов

4489

4171

-317

Плата за пользование земельными участками

563712

608 653

44941

Плата за загрязнение окружающей среды

1 330 967

1 274 953

-56014

Разные налоговые поступления

297 372

245 783

-51 588

ИТОГО по налоговым поступлениям

53 419 180

42.945 837

-10 473 342

ВСЕГО

53 419 180

42 945 837

-10473342

Основное снижение недоимки наблюдается по НДС на ТВП (5 036 млн. тенге), по социальному налогу (2 103 млн.), по КПН (927 млн.), по роялти (907 млн.), по индивидуальному подоходному налогу, облагаемому у источника выплаты (592 млн.).

Основной рост недоимки приходится на плату за пользование земельными участками (45 млн. тенге), на налог на имущество физических лиц (30 млн.), на индивидуальный подоходный налог с физических лиц, осуществляющих деятельность по разовым талонам и с доходов, не облагаемых у источника выплаты (19 млн.).




страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7

Смотрите также: