страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9
Лингвистический анализ «Зимнего утра»
При внимательном и неспешном чтении художественного текста, то возвращаясь к уже прочитанному, то следуя за движением текста, читатель связывает воедино весь поток возникающих замыслов и ассоциаций и заново развертывает во времени весь поэтический замысел.
Попробуем от слова к слову, от строки к строке и от строфы к строфе читая стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», сделать его лингвистический анализ и, основываясь на его результатах, подготовиться к уроку.
Основной бросающейся в глаза особенностью «Зимнего утра» кажется лексически прямое обозначение лирической эмоции, в то время как для большинства лирических стихотворений Пушкина характерно обратное – её зашифровка. Можно сравнить лексически прямое обозначение состояния в «Зимнем утре» с метонимически-косвенной передачей его в «Зимнем вечере».
Назовите эту эмоцию.
И, между тем, даже в «Зимнем утре» эмоциональный образ счастья и радости от сияющего утра выражен не абсолютно прямо, а косвенно – через приём доминирующего на всех уровнях художественной структуры (и в первую очередь, на речевом) контраста.
-
В чём, на ваш взгляд, проявляется контраст?
Образно-тематический контраст блеска, сияния, радости бытия, покоя сегодняшнего утра - и мглы, мрака, печали и беспокойства вчерашнего вечера выражается в «Зимнем утре» на речевом уровне не только непосредственно через лексику, но и в огромной степени противопоставлениями грамматических средств. Контрастные образы на уровне тематики взаимодействуют с контрастами и сопоставлениями на уровне грамматики, фоники.
-
Есть ли в тексте прямые указания на утро? (утренний снег, северная Аврора)
-
Какое значение в тексте даёт слово «утро»? (начало дня, т.к. речь идёт именно о дне, и не только начинающемся, но и о его продолжении – о дне, заполненном (в потенции) прогулкой)
-
Какие строки задают понимание утра именно как начала дня? (само перечисление предлагаемых (или предполагаемых) лирическому адресату событий: предадимся бегу…коня, посетим поля…, леса… и берег…)
-
Можно ли утверждать, что лексико-семантический контраст создаётся в начале стихотворения? (восклицание, которым начинается стихотворение)
-
Согласны ли вы, что это контраст двойного плана? (с одной стороны, противопоставляется мороз в значении «холодно» и солнце в значении «тепло», с другой – противопоставляются значения слова мороз (с рядом вызываемых этим словом ассоциаций: снег, холод, мгла) значению слова солнце (с ассоциациями: блеск, свет, сияние).
Тема задаётся в первых строках, в сжатом стиховом пространстве активируется ассоциативный поток, а далее следует варьирование темы.
-
Какие ассоциации, связанные со словом мороз, раскрываются во 2 строфе? (в значении «холод», «мгла»)
-
С каким значением слова солнце связаны ассоциации в 3 строфе? (свет, блеск)
Контрастное сопоставление двух начинающих стихотворение контактно расположенных слов проецируется в композиционный уровень и находит отражение в контрастном сопоставлении образов, создаваемых в первых трёх строфах: контраст создаётся между второй строфой и обрамляющими её первой и третьей строфами.
Кроме того день (нынче) выступает в тематической антитезе к «вчера» (вечор).
Контраст лексико-семантический подчёркнут и контрастом пространственных планов изображения.
-
Можете ли вы подтвердить это? (намечено сопоставление происходящего в природе, пейзаже – тому, что происходит в доме, интерьере)
-
Назовите обращения, вкраплённые в текст стихотворения. (друг прелестный, красавица)
-
Какой тематический пласт открывают в стихотворении обращения? (любовную тему)
-
С помощью чего создаётся эмоциональное отношение, эмоциональный образ в 1 строфе? (лексика с эмоциональной положительной оценкой: рифмующимися эпитетами (чудесный, прелестный), обращением, словами нега, взоры, звезда севера)
-
Какие внутристрофные противопоставления содержит 1 строфа? (дремлешь – проснись, нейтральных глаголов – и возвышенной перифразы Открой сомкнуты негой взоры, где нега (нежиться) ещё раз повторяет значение слов «спать», «дремать», но стилистически контрастирует с ними. Последнее двустишие строфы Навстречу северной Авроры Звездою севера явись служит выражению смысла «проснись» («вставай (просыпайся) встречать зарю))
-
Каким образом создается эмоциональность 2 строфы? (на фоне эмоциональной тональности 1 строфы, семантика слов)
-
С какой целью употребляются глаголы несовершенного вида? (усиливают оценку значениями повторяемости, многократности и длительности) – усиливают ощущение непогоды, бури, подавленного и печального вчерашнего состояния героини))
-
В чём проявляется контрастность первых трёх строк 3 строфы? (мн. ч. прилагательных и существительных ед. ч. сущ. снег) Появление значения ед.ч. словно оттягивается, «задерживается» второстепенными членами, вводится обстоятельство, характеризующее снежное спокойствие – «Блестя на солнце».
-
Какой образный эффект создаёт контраст значений мн. и ед. чисел и их взаимодействие? (снег распространяется подо всем пространством, здесь важен заливший снега блеск, свет, ослепительность и сияние зимнего утра)
-
Как реализуется значение белизны, ослепительности снега? ( в вариантах было лежит …белый снег, потом: Простёрты белые снега) Поэт не называет цвета снега. Значение белизны и образ сияющего белого снега подаётся антонимически: через противопоставление, акцентируемое ограничительно-выделительной частицей один, которая противопоставляет черноту леса всё покрывающей белизне.
-
Можно ли назвать ряд перечислений с повторяющимся союзом И ель…зеленеет, И речка … блестит однородным? (есть однотипность синтаксических конструкций, синтаксический параллелизм, смысловой однородности нет. Сбой контрастного проявления цвета, указание не на цветовой, а на световой эффект – на блеск речки, скованной льдом)
-
Зачем лирическому повествованию нужен этот алогизм? (придаёт характер импульсивных перечислений, мотивированных эмоциональным состоянием поэта, - перечислений разноплановых, но объединённых общим эмоциональным образом восхищения, восторга перед блеском снега, ослепительно сияющего в лучах солнца, сияющей голубизны небес, - восторга, распространяющегося на всё, что попадает в поле зрения лирического «я»)
В 3 строфе тема блеска, сияния поддерживается редко используемой Пушкиным намеренной звукописью.
-
Докажите это. (сонорные, особенно л, а также взрывные б, п, образуя гармонические повторения, способствуют усилению радостного, светлого впечатления от сияния и блеска)
-
С чем контрастируют выделенные конкретные детали русского деревенского быта: печь, лежанка в 4 строфе? (с обобщённо-местоименным обозначением вся комната)
Вся комната / янтарным блеском
Озарена. / Весёлым треском…
-
Какие приёмы в 4 строфе направлены на передачу исключительно приятного, радостного, счастливого состояния? (эпитеты янтарный, весёлый, приятно, частичный параллелизм строк янтарным блеском
весёлым треском
-
В чём проявляется стилистическая тональность разговорности, интимно-бытовой аспект восприятия зимнего утра в 4 строфе? (обращение в форме безличного предложения, в лексике санки вместо нейтрального сани, кобылку бурую вместо первоначального обозначения коня черкасского)
-
Зачем вместо, например, «поедем кататься» ( в варианте: «Поедем …бегом») – «предадимся бегу»? (переносит акцент на состояние, возвышенное представление ситуации, отбор традиционной лексики: предадимся, поля, леса, берег)
-
Какие грамматические фигуры и значения повторяются в 3 и 5 строфах? (употребляются деепричастные обороты, служащие «задержанию», фиксации состояния и действия, повторение двух значений множественности и контрастно завершающее их значение ед. ч. (небеса-ковры-снег), здесь то же: поля-леса-берег)
Итак, все уровни художественной структуры стихотворения оказываются вовлечёнными в систему контрастов.
-
Что вы увидели, почувствовали, поделитесь.
-
Определим главный тон стихотворения.
-
Какие слова нам это подсказывают?
-
Какая строфа выпадает из общего тона и темпа стихотворения?
-
Выделим интонацией слова, создающие иные тон и темп.
-
Какими красками вы передали бы настроение этих слов?
-
А каким цветом изобразили бы общий тон «Зимнего утра»?
-
Расчертите лист бумаги на квадратики, соответствующие количеству строф, и раскрасьте каждый квадратик тем цветом, который вы ощущаете при чтении.
Радостный, весёлый, оживлённый тон требует, чтобы и тембр голоса был звонкий, светлый, т.е. мажорный. Всё это вместе и будет создавать приподнятое, воодушевлённое настроение.
В.И. Влащенко Читаем «Зимнее утро»
Возникает вопрос: как анализировать поэтический текст? В качестве ответа на этот вопрос используем высказывание А. Блока из «Записных книжек» за 1906г.: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звёзды. Из-за них существует стихотворение».
По словам философа И. Ильина, «анализу того или иного предмета должно предшествовать интуитивное погружение в переживание анализируемого предмета».
Какое чувство поэт передаёт читателям и чем оно вызвано? Практически все ученики говорят о радости как основном чувстве. И действительно, это одно из самых радостных и светлых стихотворений Пушкина. А источником этой радости, скажут многие ученики, является красота окружающего мира, красота зимней природы. Усиливается это впечатление, дополнит учитель, самим звучанием стиха, его ритмом, его стремительным полётом, приобщающим слово к музыке. Как часто многие люди в солнечную морозную погоду снежной зимы своё восхищение чудом красоты выражают именно пушкинскими словами.
Вообще красота занимает особое место в художественном мире Пушкина. Она царит в нём, озаряя своим светом всё творчество. Красота является основой пушкинского идеала. Подлинная красота естественно вызывает у человека чувство радости, делает его добрым и открытым миру, помогает победить, преодолеть в себе низкие чувства и пороки.
Зададим следующий вопрос: «Кроме радости, какое ещё чувство выражено в одной из пяти частей (строф) стихотворения?»Чувство печали – во второй части. И здесь учитель может сделать очень важное обобщение: примерно в таком соотношении (4:1) радость и печаль находятся в художественном мире Пушкина, в целом светлого, солнечного, гармонического поэта, способного преодолеть и победить любую боль, страдания, трагизм.
Радости утра, начинающегося зимнего дня противопоставлена печаль вечера, ночи. Заметив это, учитель с детьми выходят к постановке главной проблемы всего стихотворения, для решения которой и нужен анализ. Сформулируем ключевые проблемные вопросы: в чём причина возникновения печали и почему радость так легко одерживает победу над печалью?
Обратим внимание на форму стихотворения. Оно построено как обращение поэта к красавице, разговор с ней. Известный в 50-60-е годы чтец А. Шварц, считая, что главная мысль стихотворения состоит в утверждении: «Жизнь прелестна», отмечает, что отношения автора и красавицы неопределенны: «Он влюблён в неё. Она заметно холодновата». Современный методист В. Маранцман развивает это наблюдение в концепцию «разночувствия» поэта и красавицы и говорит об их напряжённом внутреннем конфликте, находя подтверждение этому в контрастах внутри каждой строфы; и в этом видит основную идею всего произведения.
Нам кажется, что и А. Шварц, и В. Маранцман в данном случае ядро в стихотворении, главное в нём подменяют деталью, одной из его граней. Многие дети-читатели безошибочно чувствуют, что герои стихотворения искренне любят друг друга, разделяют друг с другом и радость, и печаль.
Самыми сложными являются вопросы о возможной причине вчерашней печали красавицы (и, наверное, поэта), о причине возникновения иного состояния природы.
Поставим вопрос по-другому: что в земной жизни является главной причиной самой глубокой печали человека? Что для человека является самым страшным в этом мире?
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась….
Вчерашним вечером героям стихотворения открылся иной лик природы, иная сущность её, скрывающая непостижимую тайну и страх. На кого злилась вьюга и почему? (но злится вьюга от бессилия духовно сломить и физически убить человека)
Но силы мглы, вьюги вызывают у поэта не страх и ужас, а печаль и грусть, которые с наступлением утра уступают место радости. Что же даёт внутреннюю духовную силу, для того чтобы радоваться жизни, красоте зимней природы? Любовь! Любовь к жизни, к природе, к близким в семье. Идея ДОМА как «священной основы человеческого бытия» (В. Непомнящий), идея святости семьи и дома является главной, ключевой в этом стихотворении.
Только человек, нашедший счастье в семье, построивший свой дом, способен на такую радость и восторг от красоты природы, на такое чувство гармонии со всем миром и глубокого внутреннего спокойствия.
Именно женой и другом поэта является красавица в стихотворении. Это безошибочно чувствуют многие дети. Взрослые же читатели, знающие биографию Пушкина, и литературоведы, сторонники историко-биографического подхода в изучении лирики Пушкина, могут возразить: в 1829г. Пушкин ещё не был женат. И действительно, познакомился поэт с Натальей Николаевной Гончаровой в декабре 1828г.; 1 мая 1829г. Пушкин делает предложение и, не получив отказа, но только просьбу подождать, уезжает на Кавказ, откуда возвращается в сентябре; 3 ноября пишет стихотворение; 6 апреля 1830г. родители любимой дают положительный ответ, 6 мая состоялась помолвка, а 18 февраля 1831г. – свадьба.
Казалось бы, эти факты противоречат предложенной концепции стихотворения. Но уже юные читатели способны почувствовать и подсознательно понять простую вещь: в стихах раньше, чем в жизни, Наталья Николаевна становится женой поэта.
Размышления В. Непомнящего: «Привыкли думать, что лирика Пушкина – «отражение» действительности: сначала было в «биографии», потом «отразилось» в поэзии. Но ведь это заблуждение. У Пушкина есть прямая декларация, которую почему-то никто не воспринял всерьёз:
…все поэты –
Любви мечтательной друзья.
Бывало, милые предметы
Мне снились, и душа моя
Их образ тайный сохранила;
Их после муза оживила…
Это из первой главы «Онегина»…
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9
|