страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9
Комплексный лингво-смысловой анализ прозаического текста
Рассмотрим ориентировочный расширенный план анализа прозаического текста, например, рассказ А.П. Чехова «Спать хочется». Содержание анализа продиктовано спецификой самого рассказа.
1. Выделение предложений, которые организуют структурные композиционные части рассказа: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
2. Определение предложения, которое ведёт повествование, и всех его трансформаций. Определение функции безличности.
3. Описание центральных оппозиций текста (ведущего способа организации его смысла) и их динамики. Например:
Ребёнок плачет Варьке хочется спать
Эта музыка вгоняет в дремоту А спать нельзя
Дитё плачет А ты спишь
Но мать Пелагея идёт рядом и торопит её Варьке страстно хочется спать
Зелёное пятно и тени мало-помалу А спать хочется, по-прежнему ужасно Исчезают, и уж некому лезть в её голову хочется!
и морочить мозг
Убить ребёнка А потом спать, спать, спать…
Подчёркивание того факта, что главная оппозиция устраняется за счёт уничтожения одного из членов: Задушив его, она быстро ложится на пол…. И через минуту спит уже крепко, как мёртвая.
Выявление функции заключительного сравнения. Определение наличия в тексте смыслового наложения и его проявлений.
4. Определение функции морфологического и синтаксического времени текста путём экспериментальной замены формы настоящего времени формами прошедшего времени (на примере двух абзацев).
5. Установление времени суток, в которое происходит действие в рассказе.
6. Анализ языковых средств, образно передающих ощущения героини, как факторов текстообразования. Как психическое и физическое состояние Варьки передаётся через мир её ощущений? Анализ с этой точки зрения подступов к развязке и развязке и развязке рассказа. Как синтезируются все ассоциации в кульминации?
1) Анализ языковых средств, образно передающих зрительные ощущения: …горит зелёная лампадка… висят пелёнки и большие чёрные панталоны… От лампадки ложится на потолок большое зелёное пятно, а пелёнки и панталоны бросают длинные тени…
Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра.
Лампадка мигает. Зелёное пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые неподвижные глаза Варьки и в её наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грёзы.
Зелёное пятно и тени от панталон и пелёнок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают её мозгом.
…тени и зелёное пятно на потолке заметно бледнеют.
Зелёное пятно и тени мало-помалу исчезают, и уж некому лезть в её голову и туманить мозг.
Зелёное пятно на потолке и тени от панталон и пелёнок опять лезут в полуоткрытые глаза Варьки, мигают и туманят ей голову.
…она напрягает все свои силы и зрение, глядит вверх на мигающее зелёное пятно…
Зелёное пятно, тени (и сверчок) тоже, кажется, смеются и удивляются.
Смеясь, подмигивая и грозя зелёному пятну пальцами, Варька подкрадывается к колыбели…
Рассмотрение центрального зрительного образа текста как развёрнутой метафоры. Выделение средств олицетворения. Выявление смысла развёрнутой метафоры с позиции героини и с позиции автора. Как зрительный образ связан с развязкой рассказа?
2) Анализ языковых средств, образно передающих слуховые ощущения:
Варька… чуть слышно мурлычет: «Баю-баюшки-баю, а я песенку спою»… «Баю-баюшки-баю, - мурлычет она, - тебе кашки наварю»… «Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…» – мурлычет Варька… Варька слышит, как кто-то её голосом поёт: «Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…» …мурлычет свою песню… «Баю-баюшки-баю, - мурлычет она, - а я песенку спою…»
Ребёнок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё ещё кричит, и неизвестно, когда он уймётся… Где-то плачет ребёнок… Дите плачет… Плачет… А ребёнок кричит и изнемогает от крика. Она напрягает все свои силы…и, прислушавшись к крику, находит врага, мешающего ей жить.
В печке кричит сверчок (2 раза). Зелёное пятно, тени и сверчок тоже, кажется, смеются и удивляются.
Облака … кричат, как ребёнок. Вороны и сороки кричат, как ребёнок.
В соседней комнате, за дверью, похрапывает хозяин и подмастерье Афанасий…
Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет – и всё это сливается в ночную убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетёт, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя…
По какому принципу сгруппированы средства передачи слуховых ощущений? Назовите центральное слуховое ощущение. Какова его образная динамика?
3) Анализ языковых средств, образно передающих осязательные ощущения:
Глаза её слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо её высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
…кто-то бьёт её по затылку с такой силой, что она стукается лбом о берёзу…
Он больно треплет её за ухо, а она встряхивает головой…
…она легла бы с наслаждением…
Варька кладёт голову на край колыбели и качается всем туловищем, чтобы пересилить сон, но глаза всё-таки слипаются, и голова тяжела.
Когда бегаешь и ходишь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении. Она … чувствует, как расправляется её одеревеневшее лицо и как проясняются мысли.
Она садится на пол, чистит калоши и думает, что хорошо бы сунуть голову в большую, глубокую калошу и подремать в ней немножко… Варька роняет щётку, но тотчас же встряхивает головой…
Но ничто так не тяжело, как стоять на одно месте перед кухонным столом и чистить картошку. Голову тянет к столу… нож валится из рук.
Бывают минуты, когда хочется, н на сто не глядя, повалиться на пол и спать.
Варька сжимает себе деревенеющие виски… Вечерняя мгла ласкает её слипающиеся глаза…
…Варька стоит целый час на одном месте…
Она срывается с места и старается бежать быстрее, чтобы прогнать сон.
…но сквозь полусон она не может только никак понять той силы, которая сковывает её по рукам и по ногам, давит её и мешает ей жить.
Ей приятно и щекотно от мысли, что она сейчас избавится от ребёнка сковывающего её по рукам и ногам…
Задушив его, она быстро ложится на пол, смеётся от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мёртвая…
Какие образные средства использует автор для передачи осязательных ощущений героини Какова образная динамика этих ощущений? Как связана группа осязательных образов с развязкой рассказа?
4) Анализ языковых средств, образно передающих обонятельные ощущения:
Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.
Раскрытие прямого и переносного смысла отмеченных предложений. Как данное образное представление связано с идеей текста?
7. Описание образных средств текста: а) метафор и сравнений; б) фразеологизмов; в) стилизации речи персонажей; г) несобственно-прямой речи; д) образных средств синтаксиса (однородность, безличность); е) образных функций глаголов и прилагательных.
8. Анализ языковых средств, выражающих образ автора: автора-судьи, автора-врача, автора-гуманиста.
Формулирование основной идеи текста. Почему читатель не осуждает героиню?
9. Вывод об основных факторах текстообразования.
Основные аспекты лингво-смыслового анализа
драматического текста
Лингвистический анализ драматического текста многоаспектен.
1. Содержательный анализ фамилий и имён персонажей (действующих лиц). Особое внимание здесь следует уделить внутренней форме, лежащей в основе собственных имён, так как через посредство внутренней формы может быть передан намёк на происхождение персонажа, род его занятий, свойство характера и т.д. Анализ имён и фамилий следует проводить и с точки зрения их происхождения, а также с позиций разграничения языка и речи (например, фамилия Сквозник-Дмухановский является окказионализмом).
2. Анализ авторских ремарок. Анализ ремарок должен производиться в функциональном плане; например, ремарка может служить для описания обстановки, она может указывать на ход сюжета (движение действия), на перемещение действующих лиц, их смену; ремарка может служить для описания внутреннего состояния персонажа (психического или физического), для характеристики его облика и т.д. При анализе ремарки рекомендуется обращать внимание на её размер. Особо следует изучить синтаксическую специфику ремарки.
3. Анализ диалогов. Анализируя диалог, надо обратить внимание на соотношение длины реплик персонажей, их синтаксическую структуру, информационную и эмоционально-оценочную наполненность. Необходимо рассмотреть языковые средства стилизации речи персонажей.
Нельзя забывать об уровневом анализе: необходимо описать ведущие стилистические, лексические, фонетические и грамматические особенности диалога и показать изобразительную функцию диалога в составе драматического произведения.
Особо рассматривается взаимосвязь реплик (тематическая, композиционная) и соотношение между репликами звучащей речи и репликами внутренней речи («внутренний диалог»).
Анализ полифонической организации речи, характерной для массовых сцен. Следует отметить, из каких реплик состоит полифоническая речь, какую эмоциональную и изобразительную функцию она выполняет.
4. Анализ монолога. Требуется определить тип монолога. «Тип монолога…определяется, - как указывал В.В. Виноградов, - жанрово-стилистическими различиями (монолог ораторский, повествовательно-книжный, сказовый,, стиховой и т.п.)». Далее целесообразно провести семантико-стилистический анализ центральных языковых средств монолога, выявить их функцию в организации образа персонажа и образа автора.
В рамках целого текста можно выявить характер соотношения монологов и диалогов.
Задание
Используя данный развёрнутый план, проведите многоаспектный анализ драматургического текста на материале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» и комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Материал можно ограничить отдельными сценами.
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9
|