страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
ПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические аспекты совершенствования воспитательной работы в шестой школьный день
Введение.
-
Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
-
Организация трудового воспитания, профориентационной работы, занятий техническим творчеством.
-
Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Взаимодействие с семьей.
-
Повышение роли учреждений дополнительного образования детей и молодежи в организации шестого школьного дня.
Заключение.
Приложение.
Введение.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (глава 24, статья 158) образовательный процесс при обучении и воспитании на I, II и III ступенях общего среднего образования организуется в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневную учебную неделю и один день недели для проведения с учащимися спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организации трудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственных объектах (производственная (учебно-производственная) мастерская, учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации), в межшкольном учебно-производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации. Факультативные занятия в IX-XI классах также могут проводиться в шестой школьный день.
Содержание работы в шестой школьный день определено Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы, методическими рекомендациями по организации шестого школьного дня (сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 21, 2008 г.), а также ежегодными инструктивно-методическими письмами по организации воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования.
Анализ работы педагогических коллективов в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня показал, что во многих учреждениях образования проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его педагогической организации. В учреждениях образования созданы модели воспитательной работы в субботний день, в основе которых – региональные программы по организации шестого школьного дня с учетом потенциала социокультурной среды и участия всех заинтересованных (органов здравоохранения, культуры, спорта и туризма, МЧС, правоохранительных органов, общественных организаций).
Вместе с тем в организации воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня имеется ряд недостатков и проблем организационно-содержательного характера.
Изучение деятельности учреждений образования показало, что удельный вес и перечень мероприятий спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной, трудовой и профориентационной направленности в шестой школьный день невелик, не обеспечивается доступ детям и подросткам в спортивные залы учреждений образования равномерно в дневное и вечернее время. Проблемой является кадровое обеспечение организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы сельских школ, что не позволяет удовлетворить запросы учащихся в полном объеме. Имеются случаи формального подхода при планировании и проведении мероприятий, ведении учета посещаемости их обучающимися. Состояние планирования, организационно-распорядительных и отчетных документов свидетельствует о необходимости оптимизации их количества. Недостаточно действенным и эффективным в шестой день является взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи и семьями обучающихся.
В этой связи Министерство образования обращает внимание на необходимость дальнейшего совершенствования организации и содержательного наполнения шестого школьного дня.
-
Повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
В соответствии с требованиями Министерства образования Республики Беларусь в субботу необходимо проводить массовые мероприятия, в первую очередь, имеющие спортивную и физкультурно-оздоровительную направленность.
Весь спектр мероприятий данной направленности можно представить в следующей упорядоченной структуре.
ВНЕКЛАССНЫЕ ФОРМЫ
|
ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫ
|
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ
|
Спортивно-массовые мероприятия
1.Спортивные праздники.
2. Дни спорта.
3. Спортивные соревнования.
4.Занятия в спортивных секциях по видам спорта
(организованные на базе школы).
5.Спортивные соревнования круглогодичной спартакиады:
- футбол, баскетбол, волейбол;
-гандбол «Стремительный мяч»;
-легкая атлетика (бег, прыжки, метания);
-весенний или осенний кросс;
-соревнования «Олимпийские надежды Беларуси» по зимнему и летнему многоборьям «Здоровье» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
-летняя и зимняя спартакиады «Защитник Отечества» для юношей допризывного и призывного возраста;
- лыжные гонки;
- соревнования по подвижным играм «Вас вызывает Спортландия»;
- соревнования по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер»;
- соревнования «Золотая шайба», «Кожаный мяч».
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
1. Физкультурно-оздоровительные праздники.
2.Дни здоровья.
3. Подвижные игры и эстафеты.
4.Занятия в группах оздоровительной физической культуры.
Туристские мероприятия
1.Туристские праздники.
2.Дни туризма.
3. Туристские походы различной категории и сложности.
4. Туристские слеты.
5.Соревнования по видам туризма.
|
1. Занятия избранным видом спорта в ДЮСШ и СДЮШОР.
2. Занятия в группах оздоровительной направленности в ФОК1, ФОЦ2 или ФСК3 по месту жительства.
3. Физкультурные мероприятия в летних и зимних оздоровительных лагерях.
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в местах массового отдыха.
5. Занятия в туристских лагерях (туристско-экскурсионных базах).
|
1.Утренняя гигиеническая гимнастика.
2.Физкультурные минутки и паузы во время выполнения домашних заданий.
3.Самостоятельные тренировочные занятия:
- ходьба и бег;
- плавание;
- ходьба и бег на лыжах;
- езда на велосипеде;
- ритмическая гимнастика;
- атлетическая гимнастика;
- спортивные и подвижные игры;
- походы выходного дня;
4.Закаливающие процедуры.
|
1Физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК)
2 Физкультурно-оздоровительный центр (ФОЦ)
3 Физкультурно-спортивный комплекс (ФСК)
Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия должны проводиться во внеурочное время и планироваться равномерно в течение учебного года, в том числе и во время осенних, зимних и весенних каникул. Следует учесть, что администрация учреждения образования и учителя физкультуры должны уделять особое внимание организации и проведению внутришкольной круглогодичной спартакиады. К числу эффективных форм спортивно-массовой внеурочной деятельности относятся соревнования, физкультурные праздники, вечера и встречи, конкурсы, туристские походы, путешествия, слеты. Грамотно используя различные средства, формы и методы физического воспитания, можно эффективно повышать физическую и интеллектуальную работоспособность школьников, воздействовать на сознание ребят, убеждая их в необходимости заниматься физической культурой и спортом для поддержания и улучшения своего здоровья.
В инструктивно-методических письмах «О преподавании учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в учреждениях общего среднего образования прорабатываются многие аспекты спортивно-массовой работы с учащимися, в том числе указывается перечень учетно-отчетной документации, которая является организационной основой для внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Такой подход позволяет учителю равномерно планировать и проводить в течение учебного года все внеклассные мероприятия по физической культуре, особое внимание уделяя шестому школьному дню.
Основным документом, регулирующим данную работу в учреждении общего среднего образования, является приказ директора об организации внеклассной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, который в обязательном порядке должен издаваться в начале учебного года в каждой учреждении образования. Разрабатываемый план спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий обсуждается на предметной (методической) комиссии по физическому воспитанию, создаваемой при педагогическом совете школы. Календарь спортивных соревнований круглогодичной спартакиады школы на учебный год во многом зависит от перечня соревнований районной спартакиады.
Спортивные праздники. Спортивные праздники – это спортивно-массовые мероприятия развлекательно-показательного характера, пропагандирующие ценности физической культуры и спорта.
Спортивные праздники обычно посвящают выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам, традициям школы. Опыт работы учреждений образования показывает, что праздники особенно успешно проходят, когда их программа предусматривает мероприятия, в которых могут принять участие зрители: простейшие викторины, аттракционы, конкурсы. Любой праздник должен быть рассчитан на своего зрителя и участника, как по тематике, так и по времени проведения. Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся 1–4 классов, четырех часов для учащихся 5–9(10) классов и пяти часов для учащихся 10(11) классов.
Для того чтобы праздник прошел организованно и эффективно, необходимо заранее провести ряд организационных мероприятий: составление плана подготовки к празднику и разработка программы или сценария праздника. На педагогическом совете или совещании школы обозначается круг ответственных лиц за определенное мероприятие, а также оговариваются сроки исполнения поручений. К организации праздника привлекается практически весь физкультурный актив школы: заместитель директора по воспитательной работе, учителя физической культуры, педагог-организатор, классные руководители, физорги классов и члены родительского комитета, представители шефских организаций, медицинские работники др.
Все части программы праздника – спортивную, физкультурно-оздоровительную, зрелищную – необходимо соединить в хорошо продуманном сценарном и режиссерском плане. В сценарном плане праздника должны быть учтены все детали, весь процесс прохождения праздника от его торжественного начала до закрытия1.
Спортивные соревнования. Спортивное соревнование – это специфическая форма деятельности в спорте, определяющая целенаправленность подготовки, а также одно из важнейших средств специализированной тренировки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленности занимающихся.
В зависимости от форм организации соревнований в процессе их проведения решаются следующие задачи:
дать каждому школьнику возможность проверить и оценить свои способности в соперничестве со сверстниками;
помочь учащимся улучшить свою физическую подготовленность, спортивную форму;
выявить сильнейших спортсменов по виду спорта;
выполнить разрядные нормативы и подтвердить квалификацию спортсменов;
выявить наиболее подготовленных спортсменов для комплектования сборных команд;
пропаганда видов спорта и привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях.
Спортивные соревнования в зависимости от задач и особенностей видов в учреждениях общего среднего образования проводятся по двум направлениям: разовые, отдельные соревнования по видам спорта по программе внутришкольной спартакиады; показательные соревнования в составе спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Планирование соревнований осуществляется на основании двух документов школы: положения о круглогодичной спартакиаде школы; календаря физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований круглогодичной спартакиады учреждения образования, района, города, области, республики. Организацией и проведением соревнований занимается оргкомитет школы, в состав которого входят: учитель физической культуры, классные руководители, представители родительского комитета и органов ученического самоуправления, медицинский работник школы, возглавляет заместитель директора по воспитательной работе. К участию в соревновании допускаются спортсмены, прошедшие специальное медицинское обследование и получившие допуск врача, заверенный его подписью и печатью.
Для успешного проведения любого соревнования целесообразно соблюдение ряда условий:
своевременное ознакомление с положением о соревнованиях педагогов, детей и всех лиц, ответственных за тот или иной аспект мероприятия;
простота организации соревнований и системы зачета, что позволяет привлекать к проведению соревнований не только взрослых, но и детей;
красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований;
оптимальная продолжительность, так как длительные соревнования утомляют детей, снижают интерес к ним;
обеспечение квалифицированного судейства;
соблюдение участниками соревнований правил безопасного поведения;
оперативное подведение итогов с возможно быстрой информацией о результатах в процессе соревнований. При объявлении результатов соревнований нужно отметить положительные качества каждой команды или участника, чтобы в дальнейшем у них не снизился интерес к соревнованиям.
При проведении соревнований, организаторы обязаны обеспечить полную исправность спортинвентаря и безопасность мест занятий. Обязательно присутствие медработника при всех спортивно-массовых мероприятиях.
Спартакиады. Спартакиада – это комплексное спортивно-массовое мероприятие, систематизирующее проведение спортивных соревнований по видам спорта, которые изучаются учащимися в рамках действующих программ по предмету «Физическая культура и здоровье». Помимо основных видов спорта школьной программы в спартакиаду можно включать соревнования по тем видам, которые вызывают интерес у большего числа школьников. Обязательными должны стать соревнования, по которым организована работа спортивных секций школы. Также необходимо учитывать региональные особенности и месторасположение спортивных объектов вблизи школы. Немаловажная особенность спартакиады в том, что она включает также соревнования прикладной направленности (физкультурно-спортивный комплекс «Защитник Отечества») и подвижные игры («Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!»). Эта особенность позволяет значительно расширить контингент учащихся регулярно принимающих участие в спартакиаде.
Спартакиада проводится по заранее разработанному положению в несколько этапов. Для всех типов учреждений общего среднего образования при организации и проведении круглогодичной спартакиады обязательными являются следующие виды спорта и физкультурно-оздоровительные мероприятия:
футбол, баскетбол, волейбол;
гандбол («Стремительный мяч»);
легкая атлетика;
летнее и зимнее многоборье «Здоровье»;
спартакиада (летняя и зимняя) по программе многоборья «Защитник Отечества» для юношей допризывного и призывного возраста Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
соревнования по видам испытаний на получение значков «Олимпийские надежды», «Спортивная смена», «Физкультурник Беларуси» Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь;
лыжные гонки;
детские подвижные игры «Вас вызывает Спортландия!», «Мама, папа, я – спортивная семья!»;
соревнования по биатлону, лыжным гонкам, пулевой стрельбе «Снежный снайпер».
Кроме перечисленных мероприятий в программу внутришкольной спартакиады могут быть включены такие виды спорта, как настольный теннис, аэробика, плавание, туризм, конькобежный спорт и другие виды по которым организованы факультативные занятия. Каждое из соревнований является завершающим этапом систематических занятий на уроках физической культуры, в спортивных секциях и факультативах.
В программе спартакиады, кроме спортивных соревнований, предусматриваются культурные мероприятия, экскурсии, посещение вузов, предприятий, выставок и музеев, встречи с героями войны, труда, ведущими спортсменами, вечера отдыха, концерты с участием художественной самодеятельности, проведение семинаров по проблемам физкультурного движения, спорта, организации активного отдыха, утверждения здорового образа жизни. Спартакиады проводятся как яркие спортивные праздники с участием спортсменов, ветеранов войны, труда и спорта.
Проведение спартакиады – сложный организационный процесс, особенно в вопросах подведения итогов. Поэтому в каждом учреждении образования в начале учебного года директором школы издается приказ об организации и проведении соревнований внутришкольной круглогодичной спартакиады. Ответственный по приказу учитель разрабатывает и подает на утверждение директору школы Положение о круглогодичной спартакиаде.
Проведение дней здоровья, спорта и туризма. Особое место среди физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждениях образования необходимо отводить дням здоровья, спорта и туризма, которые в каждом учреждении образования планируются и проводятся каждую вторую субботу месяца в течение учебного года. Сроки их проведения определяет администрация учреждения образования по согласованию с отделом (управлением) образования. Эти мероприятия являются активной формой отдыха и способствуют снижению усталости, противодействуют утомлению и улучшают работоспособность учащихся. Кроме того, они служат укреплению здоровья учащихся, формированию у них жизненно важных двигательных навыков и умений, воспитывают сознательную дисциплину, трудолюбие, формируют основы здорового образа жизни. В целях повышения эффективности проводимых в рамках дней здоровья мероприятий учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» разработаны методические рекомендации «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях»2.
Одной из основных задач дней здоровья, спорта и туризма является достижение максимального оздоровительного эффекта. Проведение дней здоровья, спорта и туризма планируется ежемесячно и фиксируется в календаре спортивно-массовых мероприятий. Тематика дней здоровья, спорта и туризма должна учитывать возраст учащихся, сезонные и погодные условия, традиции учреждения образования, наличие спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и проводиться с участием родителей, классных руководителей, других педагогических работников. В организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися могут участвовать представители спортивных обществ и организаций. Большой воспитательный эффект оказывает присутствие и участие в спортивных праздниках знаменитых спортсменов, чемпионов стран Европы, мира, Олимпийских игр. В городских школах с большим количеством учащихся рекомендуется проводить дни здоровья, спорта и туризма в параллельных классах. Допускается их проведение отдельно для учащихся начальной, базовой и средней школы. Продолжительность мероприятий, как правило, не должна превышать трех часов для учащихся I - IV классов, четырех часов для учащихся V - IX классов и пяти часов для учащихся X - XI классов.
В содержание дней здоровья, спорта и туризма могут быть включены как спортивные соревнования, так и физкультурно-оздоровительные мероприятия3. Спортивные соревнования и физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводиться в следующих формах:
-
соревнования по видам спорта между классами;
-
матчевые встречи между классами, командами параллелей классов;
-
дни бегуна, метателя, прыгуна, спринтера, многоборца, гимнаста, баскетболиста и т.д. (проводятся как лично-командные, так и личные);
-
первенства учреждения образования по видам спорта (проводятся как
лично-командные, так и личные, в которых могут принимать участие учащиеся
близлежащих учебных заведений, например, малокомплектных школ);
-
туристские слеты и соревнования;
-
комплексные соревнования по народным, подвижным и спортивным играм, лёгкой атлетике, лыжным гонкам, гимнастике, допризывной подготовке;
-
конкурсы в отдельных упражнениях (метания снежков, набивных мячей, броски баскетбольного мяча по кольцу и др.) 4.
В методических рекомендациях «Организация дней здоровья, спорта и туризма в общеобразовательных учреждениях», разработанных учреждением «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов», приведен примерный календарь дней здоровья, спорта и туризма учреждения общего среднего образования на учебный год.
Во время проведения соревнований (во время перерывов, или подведении итогов соревнования) живой интерес у болельщиков вызывают специально организованные спортивно-гимнастические выступления, которые делают мероприятие привлекательным и запоминающимся. В этой связи актуальным является создание в каждом учреждении групп поддержки (черлидеров) с организацией их регулярных тренировок и региональных соревнований (в первую очередь, в шестой школьный день)
При подготовке дней здоровья, спорта и туризма решаются вопросы оформления мест соревнования, порядок оповещения зрителей, изготовление лозунгов, афиш. Все яркое, необычное, броское привлекает внимание болельщиков и зрителей. Необходимо самым тщательным образом подбирать слова, располагать их так, чтобы текст отвечал требованиям рекламы дня спорта, быть кратким и запоминающимся. В успешном проведении данных мероприятий немаловажную роль имеют стенгазеты, объявления, афиши, подготовленные самими учащимися. Помимо стенгазет в этот день следует задействовать и другие наиболее распространенные средства наглядной пропаганды физической культуры и спорта, такие как стенды, витрины, разного рода художественные плакаты и тематическое декоративное оформление.
Действенной формой пропаганды физкультуры и спорта могут быть выставки фотографий, освещающие данное мероприятие, практику работы физкультурного коллектива, а также выставки портретов лучших спортсменов, тренеров и организаторов физкультурно-массовой и спортивной работы. Живой интерес у школьников всегда вызывают фотоальбомы, рассказывающие о туристских походах, спартакиадах, занятиях физкультурно-оздоровительных групп и других событиях и мероприятиях, проводимых клубом или секцией.
Учитывая, что стенды являются стационарной формой содержания информации долгосрочного пользования, в день спорта можно поместить на стенд информацию о рекордах и достижениях школы в данном виде спорта. В витринах можно разместить выставку призов, грамот знаменитых спортсменов школы в данном виде спорта, а также методическую литературу по виду спорта и др.
Проведение дня здоровья, спорта и туризма будет более результативным, если в программе спортивного мероприятия будет предусмотрена работа специального консультационного пункта по основам физкультурно-оздоровительной работы и организована запись желающих в физкультурно-оздоровительные группы и спортивные секции.
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|