страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7
И.И. КОТЛЯР
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА
Концептуальные основы
преподавания, изучения и воспитания,
управленческие решения
МОНОГРАФИЯ
Минск
Тесей
2007
В монографии исследуются теоретико-методологические основы изучения и преподавания прав человека в высшей школе, проблемы становления, развития и использования в воспитательном процессе системы обучения правам человека, анализируется система управления образовательным процессом по правам человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . .
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения и
преподавания прав человека в высшей школе . . .
1.1. Права человека: понятие и сущность, источники,
категории, функции, принципы прав человека . . .
1.2. Права человека: философско-методологические основания
1.3. Права человека как явление мировой культуры и цивилизации
1.4. Проблема реализации прав человека в XXI веке . .
Глава 2. Становление и развитие системы обучения правам
человека . . . . . . . . . .
2.1. ООН и ЮНЕСКО о необходимости обучения правам
человека . . . . . . . . .
2.2. Белорусский и международный опыт обучения правам
человека . . . . . . . . .
2.3. Развитие системы обучения правам человека . . .
Глава 3. Методика изучения и преподавания прав человека .
3.1. Методика лекционного курса.
3.2. Методика семинарских занятий. Самостоятельная
работа студентов . . . . . . .
Глава 4. Права человека – фактор воспитания личности .
4.1. Диалектическое единство прав, обязанностей и ответственности
человека – методология подхода к проблеме . . .
4.2. Воспитание в духе уважения к правам другого – важнейшее
направление воспитательного процесса . . . .
4.3. Воспитание на примерах жизни и деятельности защитников
прав человека . . . . . . . . .
Глава 5. Система управления образовательным процессом
по правам человека . . . . . . .
5.1. Формы и методы управления системой образования
по правам человека в высшей школе . . . .
5.2. Кафедра прав человека – центральное звено системы
управления . . . . . . . . .
5.3. Учебно-методическая и научная литература
по правам человека . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . .
Литература . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ
В нынешней ситуации, сложившейся в нашем обществе, принципиальную важность приобретает проблема научного анализа действующей в высшей школе республики системы образования правам человека. Монография, которую автор предлагает специалистам в области прав человека, их изучению и преподаванию, родилась на основе, с одной стороны, анализа накопленного опыта и методики преподавания прав человека, так, и с другой стороны, из осознания необходимости проанализировать накопленный опыт и высказать рекомендации на перспективу. Предлагаемое исследование представляет собой научно обоснованную разработку теоретических основ, методологических и организационных проблем становления и развития системы образования правам человека в высшей школе, принятия соответствующих управленческих решений. Объектом настоящего исследования являются теоретические основы изучения и механизм реализации прав человека в высшей школе, а также организационные проблемы деятельности системы образования по их обеспечению. В качестве предмета исследования выступают содержание идей и учений, сложившихся в этой отрасли знаний, условия их реализации в системе высшей школы и действующая практика органов системы образования по обеспечению функционирования обязательных специальных курсов. Цель исследования заключается в комплексном и системном научном анализе существующих теорий и методологических аспектов прав человека как самостоятельного социального института, их трансформаций в современных условиях. Предметом научной проработки являются организационные системы обучения правам человека в высшей школе, а также формы, методы и способы деятельности высших учебных заведений, прежде всего университетов по их обеспечению. Это позволяет вывести новые научно обоснованные направления исследований и разработать действенный механизм дальнейшего повышения эффективности системы образования правам человека.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
-
провести теоретический анализ процесса изучения и преподавания прав человека в высшей школе;
-
обосновать необходимость введения в вузах республики полноценного учебного курса «Права человека»;
-
дать анализ состояния учебно-методической и научной литературы, касающейся проблем изучения и преподавания прав человека;
-
обосновать необходимость активного использования прав человека в воспитательном процессе;
-
раскрыть методику лекционного курса, практических занятий и привлечения студентов к соучастию в учебно-воспитательном процессе;
-
сформулировать научно обоснованные рекомендации по совершенствованию управления системой образования по правам человека.
Выполнению поставленной задачи способствует активное участие автора в процессе становления и развития системы образования по правам человека. В 1994 г. по собственной инициативе начал преподавание спецкурса «Права человека» на историческом факультете Брестского государственного университета. В период с 1994 по 1998 гг. осуществил в Брестском госуниверситете научно-педагогический эксперимент по внедрению в систему высшего образования спецкурсов по правам человека. Об итогах эксперимента была проинформирована научно-педагогическая общественность республики, дважды (1996, 1998 гг.) выступал на Коллегии Министерства образования Республики Беларусь. В 1998 г. выступал по проблеме прав человека во время парламентских слушаний. В этом же году выполнил задание Министерства образования Республики Беларусь по подготовке программы обязательных спецкурсов по правам человека, введенных в систему высшей школы, а также Инструктивно-методического письма Министерства образования в адрес высших учебных заведений. Являлся инициатором и организатором проведенных в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина международной и двух республиканских конференций с обсуждением различных аспектов прав человека.
Появление предлагаемой монографии также предопределено многочисленными публикациями автора. Вышло учебное пособие «Права человека» для вузов, ряд других пособий, монография «Права человека в современной Беларуси»; с материалами на данную тему выступал в журналах «Беларуская думка», «Адукацыя і выхаванне», «Высшая школа», «Праблемы выхавання», «Здаровы лад жыцця», «Веснік Брэсцкага універсітэта», на научных конференциях, в научных сборниках университетов, в кафедральных сборниках.
При обосновании своих выводов автор учитывал исследования многих зарубежных и отечественных ученых. В частности: профессора из Варшавы А.Лапатки1; доктора юридических наук, члена-корреспондента РАН, автора книг по правам человека и правам ребенка Е.А. Лукашевой2; члена-корреспондента Академии правовых наук Украины П.М. Рабиновича3; члена-корреспондента АНБ Л.Ф. Евменова4; доктора философских наук, профессора А.Д. Гусева; доктора философских наук, профессора Я.С. Яскевич1; доктора философских наук, профессора Н.Н. Белякович2; доктора исторических наук, профессора В.А. Божанова3; кандидата философских наук, доцента С.И. Симоновского4; кандидата юридических наук С.П. Кацубо5; доктора юридических наук, профессора Л.М. Рябцева6 и других. В 2002 г. вышло в свет учебное пособие «Права человека» для студентов высших учебных заведений под общей редакцией профессора А.Д Гусева и Я.С. Яскевич.
Научная новизна исследования заключается в разработке концептуальных проблем дальнейшего совершенствования системы образования правам человека в высшей школе. Особо выделены следующие проблемы:
-
углубления теоретических представлений о правах человека как явлении мировой культуры и цивилизации;
-
учета накопленного опыта в обучении правам человека и усиления теоретико-методологических основ изучения и преподавания прав человека;
-
реализации прав человека в высшей школе;
-
формулирования оптимальной модели учебного курса « Права человека» для изучения и преподавания в высшей школе;
-
разработки методологии использования прав человека в воспитательном процессе;
-
проблема форм и методов управления системой образования правам человека;
-
обоснования необходимости открытия кафедр прав человека в высших учебных заведениях как центрального звена системы управления.
Предлагаемый системно-научный подход и исследование комплекса актуальных вопросов состояния и дальнейшего совершенствования системы образования правам человека позволяют провести конструктивно-критический анализ рассматриваемых проблем и предложить ряд рекомендаций.
Рекомендации апробировались на многочисленных международных, республиканских и региональных конференциях, семинарах и заседаниях «круглых столов», внедрялись в практику учебно-методической работы в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина, других высших учебных заведениях республики на протяжении последних десяти лет.
Монография рассчитана прежде всего на вузовских преподавателей права человека. Она будет интересна и полезна всем, кто на профессиональной основе решает проблемы преподавания и изучения прав человека, учета их в воспитательном процессе, совершенствования системы управления образовательным процессом по правам человека.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
И ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Права человека: понятие и сущность, источники, категории, функции, принципы
Понятие «права человека» появилось в результате длительного развития общественной мысли. Это проблема отдельного исследования. Здесь же обратим внимание на важность идей древнегреческих мыслителей Платона и Аристотеля о справедливости, равенстве людей1. Ряд идей в области прав человека были высказаны в трудах Б.Спинозы, Д.Локка, Ш.Монтескье и других философов-просветителей Нового времени2. Идеи, заложенные в их трудах, легли в основу закладывающихся тогда ростков фундаментальных прав человека (право на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению). Так, Т.Гоббс провозгласил тезис о том, что «всякий имеет право на самосохранение», т.е. право на жизнь. Джон Локк одним из первых выдвинул положение о прирожденных правах человека, которыми он считал право на жизнь, свободу и владение имуществом. У Ш.Монтескье трактовка прав человека тесно связана с принципом разделения властей. На американском континенте XVIII века крупным теоретиком в области прав человека был Т.Пейн3. Не остались в стороне от разработки идей в области гражданских и политических прав известные ученые, философы, писатели, историки России и Беларуси: П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, М.А. Бердяев, Г.В. Плеханов, Ф.Скорина, С.Будный, А.Волан, И.Стройновский и другие4.
В жизни общества понятие «права человека» имеет следующие основные значения: как основное условие для того, чтобы человек стал человеком; как основная потребность, удовлетворение которой делает человека человеком; как развитие и реализация человеческих способностей, как способ существования человека. «Именно понятие о правах, – писал французский историк и политический деятель Алексис де Токвиль еще 160 лет тому назад, – позволяет определить, что есть вседозволенность и произвол. Оно помогает им быть независимыми без высокомерия и подчиняться не унижаясь. Не может быть ни великих людей, не наделенных добродетелями, ни великих народов, не уважающих права человека…»1.
Появление термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. Это первый государственный акт, в котором от имени восставшей колонии было заявлено о правах человека. В настоящее время распространенными являются следующие определения: права человека – это признанная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов2.
Права человека – это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности3.
Права человека – это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе4.
«Права человека – это притязание человека к обществу и другому и долженствование общества и другого человека, выраженные нормами моральных обычаев и нормами права»5.
На наш взгляд, имеет право на жизнь и такое определение: «права человека это комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как человеческие существа».
Существует и точка зрения, что права человека – это совокупность имеющихся у него возможностей для удовлетворения жизненных запросов, самореализации и развития6. Эта идея более полно раскрывается еще в одном определении автора: права человека следует понимать как определенные социальные возможности, установленные законодательным путем и являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса личности, обеспеченные соответствующими юридическими гарантиями и процедурами их реализации1. Можно согласиться с утверждением о том, что человек формируется и существует как определенный индивид, личность лишь постольку, поскольку имеет условия для своего развития. Однако вывод автора статьи о том, что «эти условия и есть права и свободы человека», вызывает возражение2. Отождествление этих двух явлений неправомерно, ибо в их диалектической взаимосвязи ведущим компонентом являются права человека как цель и общечеловеческая ценность. Условия же являются средством, предпосылкой для их реализации. Средства обеспечения, гарантирования прав человека могут быть различными в зависимости от целого ряда социально-экономических, политических и культурных факторов, но значение и ценность прав человека носят всеобщий, абсолютный характер.
Права человека можно также определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо, развиваться как личность, реализовывать свои созидательные возможности3. Права и свободы человека позволяют в полной мере развивать и использовать разум, талант, удовлетворять многочисленные запросы человека, потому права человека требуют: ограничения любой власти; признания автономного мира человека, в который не может вмешиваться любая власть; прав человека при защите своих прав предъявлять свои претензии к государству; безусловного уважения и признания прав других людей4.
Об источнике и признаках прав человека
Существуют расхождения в вопросе источника, с которого родились права человека. Одни утверждают, что права человека имеют источники, происходящие от Бога. Другие, что их источником является сама природа человека. Это мнение ошибочно. Автор монографии согласен с философом Н.Бердяевым, который писал: «Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает»5. Профессор из Польши А.Лапатка также считает, что права человека предписывают братство между людьми, а природа диктует закон: выживает сильнейший6. Всеобщая декларация утверждает, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах». В соответствии с позицией этих ученых и Всеобщей декларацией прав человека источником прав человека является достоинство человека. Также важнейшим источником прав человека является индивидуализм. При этом вполне можно согласиться с утверждением Е.Лукашевой о том, что «XXI век принимает эстафету индивидуализма в его грубой, примитивной форме. Проявление такого индивидуализма наблюдается в различных сферах жизни, не только социальной, но и политической, продовольственной, демографической, экологической и др. Однако новые технологии требуют высокой дисциплины, исключают возможность импровизации и требуют высокого уровня коллективизма»1.
С.А. Комаров выделяет следующие главные признаки прав человека:
-
они возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
-
складываются объективно и не зависят от государственного признания;
-
принадлежат индивиду от рождения;
-
имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.д.);
-
являются непосредственно действующими;
-
признаются высшей социальной ценностью;
-
выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
-
представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;
-
их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства2.
Основные категории прав человека
Права человека как наука и учебная дисциплина имеет свои категории. В их числе: свобода, равенство, солидарность, гуманизм, равноправие, права гражданина, права другого, обязанности человека и другие. Основными категориями выступают категории свободы и равенства. В связи с этим раскроем их более конкретно.
В четвертой статье французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. свобода определяется «как возможность делать все, что не приносит вреда другому». Каково же содержание свободы и как она связана с правами человека?
Спектр концепций, пытающихся определить понятие свободы и равенства, как основных категорий прав человека, необычайно широк. Они различаются не только на уровне разных философско-правовых направлений, но и в рамках каждого из этих направлений. Приведем отдельные высказывания представителей данных направлений. З.Нойбауэр: «Свобода в сущности понятие негативное; оно означает отсутствие каких-либо ограничений, принуждений, давлений, повиновений, обязанностей, и, следовательно, как раз того, что является основой государства. Отсюда ясно, что немыслимо государство с абсолютной свободой. В политической теории и практике речь может идти только об относительной свободе»1. По мнению Д.Хитера, действительная свобода человека выражается не в позитивных действиях лица, критерием служит свобода «от чего-либо» (свобода от дискриминации, от преследования за свои убеждения и т.п.)2. Аналогичную позицию занимает М.Крэнстон. Д.Лукас подчеркивает эфимерность абстрактно понимаемой свободы, хотя ему и не удалось прийти к истинно научному, конкретному и объективному пониманию свободы3. Ф.Оппенгейм подчеркивал идеалистический характер и ошибочность стремления определить категорию свободы при помощи логических связей, общих понятий без учета материального содержания свободы личности в конкретных общественных условиях4. Д.Милн подчеркивал, что основным содержанием личной свободы является экономическая свобода, которая, в его понимании, сводится к свободе частного предпринимательства – необходимого условия свободного общества5. Ф.Энгельс писал: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей»6. И.Кант утверждал, что свобода есть «единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду»7.
Свобода не существует без человека, а человек как личность не может существовать без свободы, в правах же даны направления и границы ее внешнего выражения. Существуют три способа опосредствования свободы через права человека. В одном случае человек ограждается от каких бы то ни было произвольных вмешательств в его личную сферу, в том числе и со стороны общества и представляющей его политической власти. Права на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и другие служат материалом, из которого «строится» своего рода юридическая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки активности человека в той или иной сфере жизнедеятельности и такие, например, права, как право на свободу творчества. Третий способ состоит в обеспечении свободы от унижающего человеческое достоинство существования, безработицы, экологического неблагополучия, других негативных явлений посредством реализации социально-экономических прав.
Свобода возникает только с изменением человека. Ее нельзя создать посредством институтов, насильственно введенных в сообщество не претерпевших изменения людей; она связана с характером коммуникаций, связей и общения между готовыми измениться людьми. Поэтому свобода как таковая не может быть запланирована, но люди при правильной постановке и решении конкретных задач сообща приобретают свободу. Свобода единичного человека – при условии, что все люди будут свободны, возможна лишь в случае, если она может существовать наряду со свободой для всех остальных. В нравственном отношении свобода проявляется именно в открытости взаимного общения. Она начинается тогда, когда в государстве, в котором человек живет, вступают в действие принятые законы. Такая свобода называется политической свободой. В конечном итоге свобода может быть завоевана только в том случае, если власть преодолевается правом.
Свобода должна быть тесно сопряжена с ответственностью. Она невозможна без дисциплины и самообладания. Потеря всякой дисциплины в народе, всякой способности к самоуправлению и самоограничению превращает народ в стадо диких зверей. Неумение управлять собой, ограничивать свои интересы и подчинить их целому есть знак рабского состояния и ведет к разделению общества. Свободный человек не насилует, не похищает, он всем дарует свободу. Кто совершает насилие, кто постоянно ворует, тот еще крепостной. И только те, кто остается рабами в душе, могут относиться к своему государству, как к чужому, навязанному им, враждебному1.
В государстве и обществе первым условием всякой свободы является наличие ответственности всех чиновников государства перед населением за все свои служебные действия по отношению к каждому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву. Второе – это наличие ответственности всех граждан за организованность в обществе, за отсутствие хаоса. В общем, как писал Цицерон, власть и свобода неотделимы друг от друг, т.к. в противном случае получается либо деспотизм, либо анархия.
Категория свободы в философском мышлении тесно связана с категорией равенства. Категория равенства провозглашена Декларацией прав человека и гражданина, принятой во Франции в 1789 г. Ее первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные конституции западных стран, а также практика судебных органов, рассматривают категорию равенства как основополагающую в системе прав человека и гражданина, тесно связанную с категорией равноправия. Налицо различные подходы со стороны мыслителей. Так, видный ученый из Англии Д.Маршалл считает, что равенство является только одной из целей, к достижению которой стремится либеральная демократическая общественность. Другие идеологи формальными гарантиями свободы и равенства прикрывают фактическое отсутствие свободы и равенства трудящихся. В.И. Ленин писал: «Равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожение классов. Классы мы хотим уничтожить и в этом отношении мы стоим за равенство. Но претендовать на то, что мы сделаем всех людей равными друг другу, это пустейшая фраза и глупая выдумка»1. Что же касается принципа равноправия, также определяющего границы использования прав человека, то его содержание существенно меняется в связи с признанием, наряду с гражданскими и политическими правами, социально-экономических прав. С точки зрения современных общечеловеческих стандартов обеспечения прав человека и осуществления принципа равноправия необходимо, чтобы не только совмещалась свобода – активность одного лица со свободой – активностью другого. Должен быть создан оптимальный баланс между свободой одних субъектов и социальной защищенностью других. Такое равноправие означает: равные возможности гарантированного уровня социальной защищенности для всех членов общества. В общем, выраженные в правах человека свобода, равенство и равноправие служат утверждению достоинства личности и обеспечивают в конечном итоге для каждого человека достойные условия для существования.
Принцип солидарности означает, что все международное сообщество несет ответственность за совместную и коллективную защиту прав человека. Права человека не могут существовать без солидарности между людьми2. Обеспечение этих прав является не только законной заботой, но одной из основных задач международного сотрудничества. Эта солидарность должна выражаться на всех уровнях общественной жизни, во всех сообществах, к которым мы принадлежим как на национальном, так и на международном уровнях3.
Функции прав человека
Права человека выполняют целый ряд интеграционно-созидательных функций, которые отмечены в учебной и научной литературе по правам человека4. При современных исторических условиях права человека выступают в качестве главного критерия гуманности и демократичности общественно-политического строя, то есть они выполняют аксиологическую функцию. Аксиология – это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов.
Права человека, его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей, то есть выполняют креативную функцию. Заметим, что права человека дают ему возможность быть человеком, но не дают права им не быть, т.е. утрачивать человеческий облик. Можно сказать, что права человека существуют и реально значимы для него, поскольку он осознает потребность в них и активно стремится к их реализации.
В тесной связи с вышеназванными функциями находится воспитательная, ибо благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека. Это касается представителей различных рас, национальных и этнических групп, религиозных конфессий, что служит важной предпосылкой для установления отношений дружбы и доверия между различными народами. Происходит осознание того, что все мы – члены единой человеческой семьи.
Активная, творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право знать является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает обеспечение и такого важного права, как право на информацию. Права человека, следовательно, выполняют эвристическую функцию. При этом объектом познания являются также и сами права человека как феномен мировой культуры и цивилизации.
Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал, они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества.
Принципы прав человека
Проблема принципов является стержневой в теории и практике прав человека. Они определяют основные направления теоретической и практической деятельности в области прав человека, объединяют в целостную систему существенные, устойчивые и универсальные элементы прав и свобод человека. Принципы определяют также отношение самого человека к своим правам и правам других людей, регулируют его деятельность, связанную с уважением, поощрением и защитой прав и свобод.
Среди белорусских исследователей прав человека существуют различные подходы к данной проблеме. Так, авторы-составители учебного пособия «Права человека» Кацубо С.П., Кучвальская И.В., Лугвин С.Б. придерживаются мнения, что основополагающими принципами прав человек являются: гуманизм, свобода, равенство и равноправие1. В пособии «Права человека», подготовленном автором монографии и изданном в 1996 году, так же указаны принципы гуманизма, свободы, равенства и равноправия2. Член-корреспондент НАН Беларуси Евменов Л.Ф. в своих работах3 подвергает критике выделение таких принципов и со своей стороны предлагает следующие, а именно: принципы универсальности и различия, неделимости и делимости (автономности), равенства и неравенства, неотчуждаемости и отчуждаемости. Он считает, что проблема принципов прав человека «до сих пор весьма неопределенно и вразнобой трактуется в международной идеологии прав человека и отсутствует в понятийном аппарате международных и региональных актов по правам человека …». Такая ситуация, по его мнению, негативно сказывается не только на общих идеологических установках, политико-правовых нормах и стандартах в области прав человека, усугубляя во многом их размытость и декларативность, но и на эффективности самой международной правозащитной деятельности. Ученый подвергает резкой критике деятельность ООН, других правозащитных организаций, связанную с разработкой принципов прав человека. Он считает, что ООН еще далеко до серьезной разработанности проблемы фундаментальных принципов прав человека. Одновременно достается и всем исследователям, занимающимся изучением проблемы прав человека.
Не углубляясь в эту проблему, отметим, что в действительности существуют различные подходы к проблеме принципов прав человека. Первый, базисный подход отражен в Уставе Организации Объединенных Наций, во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Пакте о гражданских и политических правах, в других международных документах4. В них нашли закрепление важнейшие принципы прав человека, хотя сам этот термин здесь не называется. Это – принцип естественности и неотъемлемости прав, вытекающий из присущего человеческой личности достоинства; веры в ценность человека, его прав и свобод; принцип всеобщности, или универсальности прав человека; принцип равноправия мужчин и женщин в их правах; уважения, поощрения и соблюдения прав человека; принцип активных действий всех государств, направленных на полное осуществление всех прав и свобод гражданина и человека. Права человека во многом основаны на принципах свободы и равенства1.
Стержневым в этой системе принципов прав человека по-прежнему остается принцип универсальности, утверждающий их принадлежность всему роду человеческому. В основе понимания прав человека как универсального целостного феномена лежит, как известно, философское учение о единстве человечества, единых истоках и общих законах его развития (Ф.Вольтер, И.Г.Гердер, Т.Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Луи Монтескье, И.Кант, К.Ясперс, Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, П.Соркин и др.). При этом универсальность и всеобщность прав и свобод человека имеет несколько измерений. Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации имеют основные права и свободы. Международные стандарты и законодательство демократических государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам национальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения их содержания. Право на жизнь, право на свободу убеждений и т.д. – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от политического режима, формы государственного устройства и формы правления, международного статуса страны, к которой человек принадлежит.
В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в территориальном аспекте. Везде, где бы ни находился человек, куда бы он не переместился, в любом месте он обладает основными естественными правами и свободами вне зависимости от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
В-четвертых, проблема прав человека – всеобщая проблема. Признание всеобщности и универсальности прав и свобод нашло свое отражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), которые однозначно определили, что «все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы».
Генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лялюмьер решительно утверждала универсальность прав человека… «тех прав, которые в сущности являются правами, принадлежащими всем человеческим существам, каждой женщине, каждому мужчине и каждому ребенку где бы они не жили на этой земле»2. В докладе на Всемирной конференции по правам человека (1993 г.) она заявила: «Универсальность прав человека оставляет место их различию»1. Позиция Бутроса Бутроса Гали (Генерального секретаря ООН): «Права человека являются общими для всех членов международного сообщества… Они учат нас прямо и категорично, что мы в одно и то же время одинаковы и разные»2.
Между тем принцип универсальности, несмотря на его всеобщее признание, до сих пор продолжают оспаривать отдельные политики, идеологи, ученые. К примеру, академик Моисеев Н.Н.3 И речь идет не только о представителях исламского мира, которые в данном вопросе проявляют особую активность. К ним примыкают также некоторые идеологи христианства и буддизма, а если точнее – апологеты антидемократических политических режимов. И все же большинство, в том числе и в странах Азии придерживаются мнения, что когда речь идет о правах человека, не существует никаких особых азиатских прав. Выражая свою и их позицию Явада Зариф, выступая на пленарном заседании Венской всемирной конференции в качестве представителя исламской республики Иран, однозначно и безусловно поддержал идею универсальности прав человека. Он сказал: «Согласно божественной логике, права даются не соглашением или договором, а дарованы человеческому созданию их творцом. Они универсальны, независимы от условий, им чужды границы, будь они временны или географически, не зависят от пола или других каких-то внешних качеств и барьеров»4.
1.2. Права человека: философско-методологические снования
Основные парадигмы прав человека
В современной научной литературе существуют различные парадигмы прав человека.Среди основных парадигм прав и свобод человека выделяются: либерально-консервативная, или естественно-историческая, коммунитаристская и теоцентрическая, или исламская.
Представители либерально-консервативной парадигмы (Гоббс, Гроций, Локк, Монтескье и др.)5 трактуют права человека в качестве естественных, неотъемлемых и священных норм человеческого существования. Естественность прав рассматривается как их принадлежность человеку от рождения; неотъемлемость – как неправомерность их отчуждения; священность – как уважение и почитание прав человека. Они являются высшей ценностью для всего человечества, выступают универсальным критерием оценки любого политического и конституционного устройства общества.
В либерально-консервативной парадигме права и свободы человека являются высшей ценностью и основной целью государства. Оно обязано не только их признавать и уважать, но и принимать все меры к тому, чтобы постепенно обеспечить полное осуществление прав своих граждан. Государство обязано гарантировать реализацию прав человека без какой бы то ни было дискриминации как в отношении расы, пола, языка, так и религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного обстоятельства. Государство не имеет права подавлять и нарушать права и свободы человека.
Однако либералы и консерваторы разошлись в вопросе объема властных полномочий государства при содействии человеку в осуществлении его прав и свобод. Либералы считали, что человек по своей природе существо разумное и ответственное, он склонен к благу и добру, поэтому государство не должно вмешиваться в его выбор, ограничивать его личные и политические права. Индивиду нужно предоставить максимум свободы и возможность самому решать, каким способом осуществлять свои права и свободы – индивидуалистическим или коллективистским. Либералы отдавали и отдают предпочтение индивидуальным способам осуществления прав и свобод человека, хотя не исключают и коллективистские.
Либералам в данном вопросе противостояли их же единомышленники по конструированию капиталистической модели общественного устройства – консерваторы. Последние исходили из положения, что человек по природе своей, наоборот, существо ограниченное и порочное. Он подчиняется инстинктам, импульсам и разного рода иррациональным силам и не всегда сам может сделать правильный выбор. Поэтому содержание прав и свобод человека, их объем, способы реализации определяются государством, которое таким образом реализует свои патерналистские функции.
Вторая парадигма прав и свобод человека – коммунитаристская (англ. сommunity – община, сообщество). Коммунитаристские идеи, отражающие стремление всех людей к благополучию, социальному равенству и социальной справедливости, зародились еще в античные времена. В целостное «научно обоснованное учение» коммутаризм складывается в 40-е годы XIX века. К тому времени сформировался мировой рынок, начались первые экономические кризисы перепроизводства, отчетливо проявилась хищная и агрессивная природа раннего капитализма. В этих условиях возникли антагонистические противоречия капитализма, углубилось социальное неравенство, возросла нищета масс. Развернулась ожесточенная классовая борьба между буржуазией и пролетариатом. Таким образом, коммунитаризм возник как реакция угнетенных слоев общества и их идеологов на негативные проявления капиталистического способа производства.
Исторически сложились различные формы коммунитаризма: марксизм, позитивизм, анархизм, православное христианство и др. Все формы коммунитаристского учения имеют как общие черты, так и существенные различия. Среди общих черт следует назвать: стремление коммунитаристов радикально преобразовать общество в интересах трудящихся масс; осуществить принципы социального равенства и социально справедливости; приверженность коммунитаристов общинным, коллективистским формам организации всех сфер жизнедеятельности общества и др. Коммунитаристы, в отличие от либералов, приоритет отдают не правам индивида, а правам сообществ (группы, объединения, классы, нации, государство).
Классической формой коммунитаризма является марксизм1. В марксистском учении права человека подчиняются государственным и общественным интересам, которые наиболее полно олицетворяет господствующий класс. При коммунизме таким классом выступает рабочий класс во главе с коммунистической партией. По мнению марксистов, только социалистическое государство позволяет своим гражданам в действительности пользоваться провозглашенными правами и свободами. При капитализме же реально правами обладает только буржуазия, а для абсолютного большинства трудящихся они являются не более чем формальностью. Индивид приобретает и осуществляет свои права только будучи включенным в определенное сообщество. Это может быть класс, нация, какая-нибудь социальная группа.
Разновидностью коммунитаристской парадигмы прав и свобод человека является позитивизм, основателями которого считаются О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер, Х. Кельзен и др. Опираясь на исходные принципы позитивистской философии, они выдвинули положение о том, что право по своей природе явление прежде всего социальное. Оно суть отражение сложившихся экономических и политических отношений общества. В мире фактов не должно быть места идеализированному понятию о праве, вытекающему из естественной природы человека. Такие понятия относятся к области метафизики, а не реальной действительности.
Сторонники позитивизма утверждают, что права и свободы человека имеют государственно-юридическое происхождение, а не естественное. Именно государство выступает и источником, и гарантом осуществления прав человека. Последние определяются целесообразностью и возможностями конкретного государства. Оно может даровать права человеку, может их ограничить, а может и вообще ликвидировать.
Третья парадигма прав человека – теоцентрическая, или исламская. Ее авторы – мусульманские политики, ученые, религиозные лидеры. Точка зрения ислама на права человека изложена в ряде документов. Обратимся к Арабской хартии прав человека.
Арабская хартия прав человека отражает традиции, ценности и нормы всех исламских обществ. Ныне в мире насчитывается 46 исламских государств, в которых проживает более одного миллиарда людей. В этих странах действуют нормы шариата или мусульманского права. Права и свободы человека в исламе рассматриваются как часть мусульманской религии, они дарованы БОГОМ, поэтому не подлежат нарушению и изменению. В мусульманском праве закреплены: право человека на жизнь, свободу мысли и мнений, право на образование и максимальное получение знаний, право каждого на труд и уважение к труду, право на социальную защиту и помощь, а также гарантии прав немусульманских меньшинств и прав коллективизма. Содержание прав и свобод, закрепленных в Арабской хартии, в основном совпадает с содержанием Всеобщей декларации прав человека, Международных Пактов о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах. Вместе с тем в числе особенностей хартии является то обстоятельство, что предоставление определенных прав и свобод человеку, гарантии их соблюдения связываются с гражданством. В ней нет прямого указания на запрещение рабства, хотя принудительный труд запрещен. Все положения Арабской хартии прав человека могут действовать в пределах норм шариата. Однако многие положения шариата находятся в явном противоречии как с нормами Хартии, так и с международными документами по правам человека. В их числе: права женщин и права мужчин, в частности, права, которые имеют мужья, другие.
Права человека и права гражданина
Впервые четко разделены права человека и права гражданина в «Народном соглашении» от 28 ноября 1647 г. (Великобритания). В нем, к примеру, отмечено, что выборы нового парламента это право гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, это право человека. Четко закрепила два вида прав права человека и права гражданина и французская Декларация 1789 г. Так, в преамбуле Декларации сказано: «Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются естественными причинами общественных бедствий и пороков правительства, приняли решение изложить в государственной декларации естественные, неотъемлемые и священные права человека, чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взорами всех членов общественного союза, постоянно напоминала им права и обязанности; чтобы действия законодательной и исполнительной власти при возможном сопоставлении в любой момент с целями каждого политического учреждения встречали большое уважение; чтобы притязания граждан, основанные на простых и непререкаемых началах, устремлялись к соблюдению конституции и к всеобщему благополучию. Вследствие этого Национальное собрание подтверждает и провозглашает перед лицом высшего существа и с его благоволения следующие права человека и гражданина...».
В результате многолетнего одностороннего юридического прагматизма, «наследия» предыдущего, советского, этапа развития социально-политической мысли в нашей стране даже многие юристы не понимают, что такое права человека, фактически признается только одно из двух понятий – «права гражданина» и отрицается другое – «права человека». Одностороннее понимание прав человека до сих пор широко распространено на территории бывшего Советского Союза. Так, например, в недавно вышедшем 3-ем издании Энциклопедического юридического словаря говорится, что «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству»1. Очевидно, что при таком понимании прав человека искажается его сущность и специфика.
Все статьи раздела второго «Личность, общество, государство» Конституция Республики Беларусь последовательно проводит различие прав и свобод по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о права человека, Конституция использует формулировки: «Каждый имеет право», «Каждому гарантируется», «Каждый может», «Каждый вправе». Использование таких формулировок подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Беларуси, независимо от того, является ли он гражданином Беларуси, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим, в ряде статей второго раздела Конституции Республики Беларусь формулируются права, принадлежащие только гражданам Беларуси. Это преимущественно социальные и политические права: право выбора места жительства, право на информацию о государственной и общественной жизни, право участвовать в управлении делами государства, право на защиту своих экономических и социальных интересов, собственность и т.д. Конституция Республики Беларусь содержит и такую особую обязанность, которую несут только граждане Беларуси по защите Республики Беларусь.
Различие между правами человека и гражданина состоит прежде всего в том, что любой гражданин – это человек, но не каждый человек – гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. С правами человека связаны такие слова, как «любой», «каждый человек», «все лица», а с правами гражданина – «гражданин», «граждане данного государства», «правовой статут человека». Права гражданина существуют «здесь» и «сейчас», т.е. на определенном этапе исторического развития данной страны. В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих граждан определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами. Права же человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был, где бы ни находился. Права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.
Различие между правами человека и гражданина выражаются и в том, что основная роль прав человека – обеспечение большей свободы и формирования самобытной личности. Главное же значение прав гражданина состоит в унификации, гарантировании правового равенства различных по своим особенностям людей1.
Признание различий между правами человека и гражданина имеет важное теоретическое и практическое значение. Их смешение, как показывает исторический опыт, чревато серьезными социально-политическими потрясениями общества. Это ярко проявилось во время Великой Французской революции, Октябрьской революции в России и в последующий период, а также в условиях многочисленных современных этнических и религиозных конфликтов. Например, во Франции радикальные вожди победившего третьего сословия лишили гражданских прав представителей двух других – аристократии и духовенства. Это привело к гибели сотен тысяч французов, объявленных «врагами народа». Однако лишение прав гражданина не отменяло наличия у людей прав человека и главного из них – права на жизнь.
Права человека и интересы государства
Права человека находятся в тесной связи с интересами государства. Противоречие между ними внешнее. Нужно только сбалансировать их так, чтобы они были взаимосвязаны, и при этом не игнорировалась любая их часть. В диалектической взаимосвязи «права человека интересы государства» права человека имеют первенство. Другими словами, нужно такое государство, в котором бы человек чувствовал себя хозяином положения. Для этого необходимо, чтобы существовало, как писал К. Калиновский, «Правительство для народа, а не народ для Правительства». Становление местного самоуправления вот важнейший показатель соблюдения прав человека.
Государство обязано стоять на страже безопасности и законных интересов каждого гражданина не в меньшей мере, чем своих собственных. При этом имеется в виду, что права человека это не дар государства, они изначально принадлежат человеку, а роль государства сводится к обязательству гарантировать их соблюдение. В то же время права человека не смогут существовать сами по себе, независимо от конкретного общества и государства. Наполнение прав и свобод определенным, конкретным содержанием, естественно, зависит от степени развития того или иного общества, того или иного политического режима власти.
Следует также помнить и о том, что есть области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическое государство не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной «это мои свободы, это мой выбор». Однако государство вправе ввести законы, ограничивающие свободу совести исключительно и с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе1.
Таким образом, права и свободы человека не дарованы ему государством, поэтому их называют естественными правами человека. Человек не обязан светской власти за свои права; ему не надо воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его облагодетельствовали, наделили правами и свободами. Права человека принадлежат ему в силу того, что он человек. Естественные права человека не нуждались до возникновения государства и права в каком-либо писаном, юридическом оформлении. Сегодня они содержатся в международных документах и национальном законодательстве всех государств.
Диалектика прав человека и прав социальных общностей
Права социальных общностей и права человека составляют единое целое. При этом в единой диалектической связи ведущая роль, конечно, за правами человека. И все же признание ведущей роли прав человека вовсе не умаляет роли прав социальных общностей. Они имеют общую основу, природу и в то же время свою специфику. Признание того, что права человека есть основа всего подхода к проблеме, вовсе не означает, что не следует изучать специфические особенности прав той или иной общности людей. Наоборот, это предполагает их изучение. Вспомним К. Маркса, который отмечал, что «объяснение, в котором нет указания на специфические различия, не есть объяснение»2. Без знания специфических особенностей невозможно научно объяснить процесс функционирования и реализации таких составных частей общей системы прав человека, как права детей, инвалидов, потребителей, женщин, молодежи и др. Для дальнейшего исследования этой проблемы остановимся на взаимосвязи прав человека и прав ребенка. Известно, что научная концепция по проблеме прав ребенка строится на следующей посылке: права ребенка относятся к правам человека как особенное к общему. Другими словами, права ребенка – это составная часть общей системы прав человека, имеющая свою специфику.
страница 1 страница 2 ... страница 6 | страница 7
|