страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 .
О выставке по развитию казахстанского содержания – 2010
В рамках Республиканского совещания по развитию казахстанского содержания проведена Выставка по развитию казахстанского содержания – 2010. В ходе Выставки подписано 4 договора, 7 меморандумов и 6 протоколов намерений.
В целях реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита Президента Республики Таджикистан Э. Рахмонова в Республику Казахстан в мае 2008 года, был разработан комплекс мер по взаимному сотрудничеству в области развития торгово-экономических отношений.
Выработанный комплекс мер предусматривает поддержку товаропроизводителей на выставках, ярмарках и в других ознакомительных мероприятиях, организуемых в обеих странах, поощрение взаимных визитов торгово-экономических миссий и деловых представителей, а также предполагает обмен информацией по торговому обороту двух стран и предложениями по сотрудничеству институтов поддержки экспорта и экспортеров.
Кроме того, 16-18 марта 2010 года Комитетом обеспечено участие 15 казахстанских предприятий-экспортеров, товарных бирж и деловых ассоциаций на Международной индустриально-торговой выставке в городе Душанбе (Таджикистан).
Итогом визита казахстанской делегации стало подписание контрактов на экспорт в Таджикистан на сумму свыше 6 млн. долл. США.
Казахстанско-кыргызский Агробизнес Форум
В рамках оперативных мер Министерством в целях насыщения внутреннего рынка плодоовощной продукцией в октябре 2010 года в селе Кордай Жамбылской области был проведен казахстанско-кыргызский Агробизнес Форум (далее - Форум).
В рамках Форума рассмотрены вопросы насыщения внутреннего рынка Республики Казахстан плодоовощной продукцией, экспорта готовой казахстанской продукции в Республику Кыргызстан, а также использование возможностей универсального торгового комплекса «Барыс-2» кыргызскими предпринимателями для реализации плодоовощной продукции.
Главным итогом Форума считается достигнутая договоренность о поставке 500 тыс. тонн картофеля из Кыргызской Республики с использованием биржевых механизмов, что составляет 20% потребности Республики Казахстан.
По итогам договоренности на Форуме первая партия овощей и фруктов от производителей сельскохозяйственной продукции из Кыргызской Республики прибыла в г.Тараз уже 5 ноября 2010 года это 61 тонна картофеля, 12 тонн моркови и 3,2 тонны свеклы, прибавочная цена на которые не будет превышать 10 процентов.
Кроме того, кыргызкая сторона выразила интерес и к экспортным возможностям Казахстана. В этой связи Министерством и АО «КазЭкспортГарант» была презентована схема экспортного кредитования кыргызстанских предприятий.
Существует и ряд проблем в области развития внутренней торговли.
Важным качественным показателем развития розничной торговли является консолидация рынка, под которой подразумевается товарооборот/продажи, осуществляемые торговыми предприятиями, представленными не одной, а несколькими розничными торговыми точками, т.е. сетью магазинов или торговой сетью.
В Казахстане консолидированность рынка продовольственных товаров составляет не более 5%. В России по оценке Ассоциации компаний розничной торговли консолидация местного рынка розницы достигает 11% от всего товарооборота.
Одной из основных причин столь значительной разницы является то, что в Казахстане, в отличие от России, обеспеченность торговыми форматами категории «A» (современные торговые форматы) существенно ниже, а торговые сети, например по продаже продовольственных товаров, работают преимущественно в форматах «A». Также в не меньшей степени препятствием к консолидации розничного товарооборота является модель поведения потребителей, предпочтения которых сводятся к покупкам продукции через рынки.
Среди причин отсутствия консолилированности рынка в Казахстане отмечаем невысокую численность и плотность населения в Казахстане, что не дает для бизнеса масштаба, наблюдаемого в России. Это также является причиной того, что западные и российские торговые сети пока очень осторожно рассматривают возможности выхода на казахстанский рынок.
Таким образом, превалирование торговли на рынках, на долю которых приходится 51% объема товарооборота и 67% торговых площадей, в торговом секторе Казахстана не способствует цивилизованному развитию торговли.
На рынках отсутствует должный уровень защиты прав потребителей, сложно обеспечивать санитарно-эпидемиологические требования и собираемость налогов. Кроме того, на рынках невозможно анализировать объемы, структуру, динамику товаропотоков соответственно.
Электронная торговля
В Казахстане в 2009 году количество пользователей сети Интернет составляло 3,15 млн. человек или 19,8 пользователей на 100 жителей. Но данные цифры скорее отражают число пользователей электронной почты, сетевых сообществ и новостных ресурсов, чем количество тех из них, которые используют Интернет как потребители товаров и услуг.
Со стороны предложения в последние годы в Казахстане появился интерес со стороны бизнеса в рамках электронной торговли, что характеризуется появлением более двух десятков интернет-магазинов разного профиля, площадок по продаже карточек по оплате сотовой связи, мультимедийной продукции, книг, а также продовольственных товаров.
Однако, несмотря на то, что численность казахстанских интернет-пользователей сравнительно незначительно, эксперты отмечают еще более значительное отставание интернет-продаж в доменной зоне KZ, что связано с небольшой емкостью этого рынка, недостаточностью критической массы покупателей.
Существует ряд следующих факторов, которые сдерживают развитие данного вида торговли в Казахстане:
-
сравнительно небольшое количество интернет-пользователей;
-
неразвитость контента казахстанской части Интернета, что обостряет проблему малого числа пользователей Интернета в доменной зоне KZ, т.к. большинство пользователей предпочитает использовать более содержательные и разнообразные российские сайты;
-
имеющиеся в казахстанских компаниях внутренние резервы оптимизации деятельности, в том числе, за счет специализированного программного обеспечения;
-
недоверие интернет-пользователей и казахстанского бизнеса к надежности средств связи при передаче конфиденциальной финансовой информации;
-
низкая покупательская способность большей части населения Казахстана, особенно в регионах;
-
несовершенство традиционных каналов розничной торговли. Лишь там, где эти каналы хорошо развиты, Интернет привносит в них новое качество;
-
относительная неразвитость электронных платежных систем;
-
неравномерность развития казахстанского рынка электронного бизнеса;
-
высокая стоимость электронных платежных систем для использующих их казахстанских компаний (комиссия банков доходит до 3%).
Таким образом, основное значение для развития электронной торговли имеет инфраструктура в сфере коммуникационных технологий, так как от этого в основном зависит степень ее развития и широта использования.
Биржевая торговля
Биржевая торговля не оказывает значительного влияния на экономику страны, в частности, ее доля в общем объеме оптового товарооборота 2009 году не превышает 1%. За период с 2005 года количество товарных бирж уменьшилось на 3 единицы, что свидетельствует о неструктурированности этого рынка, возможно, случайном характере появления новых игроков, слабой привлекательности этого бизнеса. Данный канал продаж не пользуется повышенным спросом, пожалуй, ни у одной группы потребителей (промышленные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, дистрибуционные компании, трейдеры по продовольственным товарам, госорганы и госкомпании). Со стороны предложения владельцы ресурсов (товаров), которые могут реализовываться через товарные биржи, не заинтересованы в увеличении доли этого канала продаж.
Минусом здесь является и отсутствие практической возможности товарных бирж влиять на ценовую конъюнктуру. Известные лондонские товарные биржи помимо исполнения функции международного канала продаж также формируют котировки на те или иные товары, оказывая тем самым значительное влияние на мировые товарные рынки, так через товарные биржи проходит от 5 до 20% мировой торговли соответствующими биржевыми товарами. В этих условиях на развитие биржевой торговли в республике может повлиять активное государственное стимулирование, выраженное в законодательном определении перечня биржевых товаров и объема реализации товаров через товарные биржи, применяемые на период их становления.
Учитывая вышеизложенные, как текущую ситуацию, так и существующие проблемы, в целях рационального обеспечения населения торговыми объектами, удовлетворяющего местный спрос, учитывающего особенности городского развития и сохраняющего необходимый баланс между различными форматами и размерами торговых объектов будет внедрена система планирования развития (размещения) предприятий розничной торговли, по примеру России и Европейских стран (Великобритания, Франция).
Также следует продолжить работу по формированию государственной политики с учетом требований международных законодательных норм в сфере торговли, в том числе в области регулирования товарных бирж, защиты прав потребителей.
Кроме того, в сфере биржевой торговли предполагается выработать предложения по развитию биржевой торговли через развитие государственных закупок.
По Задаче 1.3. Вхождение Казахстана в 50-ку стран с наилучшими показателями по рейтингу Всемирного Банка «Легкость ведения бизнеса» («Doing Business») к 2020 году по показателям:
К 2020 году доля продукции малого и среднего бизнеса в ВВП увеличится на 7 – 10% в сравнении с 2009 годом (при плане на 2010 год- 101,0% к 2009 году) Официальные данные по доли малого и среднего бизнеса в ВВП за 2010 год будут представлены Агентством по статистике во втором полугодии 2011 года.
Снижение операционных издержек, связанных с регистрацией и ведением бизнеса (получением разрешений, лицензий и сертификатов; аккредитацией; получением консультаций), включая время и затраты (при плане на 2010 год- 30% к 2009 году) – планируется достигнуть 31 %.
Согласно отчету Всемирного Банка (http://russian.doingbusiness.org) Казахстан в рейтинге «Doing Business 2011» занял 59 место (в прошлом году 63 место по методике расчета 2010 г., в связи с изменением методики 2011 года место Казахстана в прошлом году – 74).
Не менее важен факт, что в 2010 году Казахстан впервые возглавил список из 10 стран, которые добились наибольших успехов в создании благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
В 2009-2010 годы в республике в наибольшей степени улучшились условия ведения бизнеса по количеству и результатам проведенных реформ.
Так, были внесены поправки в законы «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах» и др., упрощена процедура создания предприятий, снижены размеры минимального уставного капитала для субъектов малого предпринимательства до 100 тенге (0,70 доллара).
Благодаря введению в 2009 году нескольких новых нормативных положений в строительной сфере получение разрешений на строительство также упрощено.
Совершенствованы автоматизированные системы таможенной информации и системы, учитывающие риски сторон, вовлеченных в торговлю. Ряд документов, оформление которых требуется в рамках торговых операций (грузовая накладная), теперь подаются в электронном виде, а таможенные декларации можно подать до прибытия груза. В результате проведенных реформ время, необходимое на осуществление экспортных поставок, сократилось на 8 дней, а на импортные закупки — на 9 дней.
Проведенные меры по улучшению бизнес климата в стране позволили Казахстану улучшить свои позиции по таким индикаторам рейтинга, какоткрытие бизнеса (на 35 позиций), налогообложение (на 13 позиций), защита инвесторов (на 13 позиций).
В целом работа по улучшению легкости ведения бизнеса проводится Правительством республики в тесном взаимодействии с экспертами Всемирного Банка и программы USAID, казахстанским бизнес-сообществом.
В 2010 году проведение реформ продолжено и осуществляется в соответствии с Комплексным планом мер по улучшению индикаторов рейтинга «Doing Business» Всемирного Банка на 2010 год.
Упрощение разрешительных процедур
Для решения данной задачи распоряжением Премьер-Министра от 30 марта 2009 года № 47-р были созданы Экспертная группа по пересмотру и оптимизации разрешительных документов и 22 рабочие группы по инвентаризации нормативных правовых актов, регулирующих выдачу разрешительных документов в центральных исполнительных органах.
По итогам работы первого этапа оптимизации разрешительной системы на центральном уровне выявлено 1015 разрешительных процедур, из которых предложено к отмене 331.
Выработанные в ходе пересмотра разрешительных документов рекомендации и предложения отражены в проекте закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» (далее - законопроект), которым вносятся изменения и дополнения в 6 кодексов и 41 закон.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Совершенствование контрольно-надзорных функций
Во исполнение пункта 53 «Разработка предложений по оптимизации деятельности контролирующих органов в целях сокращения и упорядочения проверок» Плана мероприятий по исполнению Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» разработан законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства».
17 июля 2009 года вступил в силу Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам частного предпринимательства».
Принятым Законом определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения. Бизнесу предоставлены дополнительные возможности для самозащиты своих прав при проверках. В частности предприниматели получили возможность:
-
фиксировать процесс осуществления проверки на аудио- видеотехнику;
-
привлекать третьих лиц для представления своих интересов;
-
не допускать к проверке контролеров, в случае существенных нарушений ими порядка назначения проверки.
Помимо вышеперечисленного, усилена административная ответственность государственных служащих за нарушения прав предпринимателей.
Плановые проверки с 2010 года осуществляются в соответствии с системами оценки рисков. В зависимости от вида деятельности и вероятности совершения правонарушений, предприниматели отнесены к соответствующей группе риска: высокой, средней и незначительной. Их проверки осуществляются с различной периодичностью – 1 раз в год, 3 года и 5 лет соответственно. При этом сами системы оценки рисков, проверочные листы и формы ведомственной отчетности, а также планы проверок размещаются на сайтах государственных органов.
В целях планирования проверок субъектов частного предпринимательства, при непосредственном участии бизнес-сообщества государственными органами, уполномоченными на осуществление контрольных (надзорных) функций, совместно с Министерством разработаны и утверждены 101 приказ об утверждении системы оценки рисков, форм проверочных листов и ведомственной отчетности.
Анализ проверок в 2010 году показал уменьшение количества плановых проверок на 44 тыс. по отношению к 2007 году.
В связи с тем, что с 2011 года все требования к проверяемым субъектам будут устанавливаться только законами, указами Главы государства и постановлениями Правительства, разработан Законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пересмотра компетенции уполномоченных государственных органов и Правительства РК на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих требования к проверяемым субъектам».
Проектом предусматривается введение обязанности государственных контролирующих органов уведомлять органы прокуратуры о внеплановых проверках для дачи оценки законности оснований для их назначения.
Законопроектом вносятся поправки в 140 законодательных актов, в том числе в 10 кодексов и 130 законов РК.
Данный законопроект 15 декабря 2010 года одобрен в первом чтении пленарного заседания Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Задачей 1.4. Обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства определено Снижение процентной ставки по кредитам банков второго уровня для субъектов предпринимательства в рамках Программы «Дорожная карта бизнеса 2020»:
а) реализующих проекты в несырьевых секторах экономики -7% ставка;
б) экспортирующих продукцию на внешние рынки- 6% ставка.
Постановлением Правительства от 13 апреля 2010 года № 301 утверждена Программа «Дорожная карта бизнеса – 2020» по развитию предпринимательства в посткризисный период.
Целью Программы является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, а также сохранение действующих и создание новых постоянных рабочих мест.
Ключевую роль в реализации программы играют местные исполнительные органы, которые, получая трансферт из республиканского бюджета, распределяют средства по двум направлениям программы по согласованию с Министерством. Общий трансферт доводиться до акиматов областей, городов Астаны и Алматы Министерством.
Также Министерство осуществляет общую координацию программы, которая имеет три направления.
В рамках 1 направления «Поддержка новых бизнес-инициатив» Программы «Дорожная карта бизнеса 2020» субсидируются кредиты, направляемые на создание новых, модернизацию и расширение действующих производств, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 14%. Из 14% - 7% субсидирует государство, не более 7% оплачивает заемщик.
По 2 направлению – оздоровлению предпринимательского сектора.
В 2010 году субсидируются действующие кредиты, по которым банки снижают ставку вознаграждения до 12%. Из 12% - 5% субсидирует государство, не более 7% оплачивает заемщик.
По 3 направлению – поддержке экспортоориентированных производств – государственная поддержка оказывается предпринимателям, экспортирующим более 10 % производимой продукции во всех секторах экономики, за исключением: горнодобывающей промышленности.
Экспортер выплачивает ставку вознаграждения в размере не более 6%, а государство компенсирует 8%.
В целом, по всем направлениям Программы оказывается поддержка более 350 предприятиям с общей численностью работающих более 20 тысяч человек. Кроме того, планируется создать около 8 тысяч рабочих мест на этих предприятиях, при этом объем налоговых отчислений за субсидируемый период составит около 40 млрд. тенге.
По состоянию на 1 января 2011 года всего по 3-м направлениям Программы к субсидированию одобрено 225 проектов общей стоимостью кредитов 101,2 млрд. тенге.
В 2011 году в рамках Программы будет введено новое направление, которое направлено на усиление предпринимательского потенциала путем:
-
поддержки начинающих предпринимателей (старт-ап проекты);
-
сервисной поддержке ведения действующего бизнеса;
-
обучении топ-менеджмента среднего бизнеса;
-
модернизации и расширения производств путем установления деловых связей с иностранными партнерами;
-
подготовки кадров технического и обслуживающего труда.
Задачей 1.5. Повышение роли и значимости механизмов государственно-частного партнерства в рамках следующих показателей:
Темп роста объема частных инвестиций в рамках концессионных проектов (при плане на 2010 год- 105,0% к предыдущему году) – В текущем году планировалось заключение одного контракта – по проекту реконструкции и эксплуатации участка Алматы-Хоргос на сумму 238 160 млн. тенге. 29 декабря 2009 года состоялось заседание Комиссии по концессиям, на котором было принято решение признать лучшей конкурсную заявку компании «Импреджило». В течение 2010 года проводились переговоры по уточнению концессионного проекта и условий договора концессии. Договор концессии пока не заключен.
На сегодняшний день Правительством сформирован Перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период. В этом перечне находятся автодорожные проекты, среди которых Строительство и эксплуатация участка «Алматы – Капшагай», участка «Астана – Караганда», участка «Ташкент – Шымкент», внедрение интеллектуальной транспортной и платежной системы участка «Астана – Щучинск».
На стадии подготовки находятся проекты по строительству и реконструкции автодороги «Алматы-Хоргос», а также Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД).
Министерством разработан проект Отраслевой программы по развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в РК на среднесрочный период.
Однако, с учетом проведенного в ноябре 2010 года. НДП «Нур Отан» круглого стола по ГЧП необходима актуализация приоритетов программы развития ГЧП и сроки разработки программы были перенесены на апрель 2011 года.
Следует отметить, что подготовка концессионных проектов требует комплексного подхода и занимает длительное время в связи с вовлеченностью и заинтересованностью различных сторон и большими объемами финансирования. Так, до настоящего времени заключены концессионные договора по 6 проектам, начатые в 2005 году, из которых реализовано всего 3.
Казахстанское законодательство по концессиям постоянно совершенствуется. Однако, при проведении переговоров с потенциальными иностранными инвесторами Министерство столкнулось с рядом проблем, затягивающих начало полномасштабной реализации проектов. Наше законодательство не создает всех тех условий, которые в международной практике позволяют привлечь дешевые «длинные деньги» и которых ожидают инвесторы при вложении инвестиций в Казахстан.
По проекту «Алматы-Хоргос» концессионная заявка потенциального концессионера (компания «Импреджило») была отобрана в октябре 2009 года. В течение всего текущего года и по настоящий день ведутся переговоры по уточнению концессионного проекта и условий договора концессии.
По проекту БАКАД основным проблемным вопросом является выкуп земли. Установленные в Конкурсной документации лимиты компенсации инвестиционных затрат, не покрывают расходов концессионера на приобретение земли. В связи с этим, конкурс по выбору концессионера по проекту не состоялся в связи с отсутствием конкурсных заявок на участие.
В свете изложенных проблем в целях совершенствования законодательства по ГЧП Правительство намерено внедрить механизм проектного финансирования. Соответствующий законопроект разработан, согласован с государственными органами и в настоящее время находится на рассмотрение в Канцелярии Премьер-Министра и Администрации Президента.
Также планируется внести изменения в проект программы по развитию ГЧП на среднесрочный период, согласовать с госорганами и внести в Канцелярии Премьер-Министра.
В целях создания эффективной и оперативной системы продвижения и защиты экономических интересов республики путем интеграции в мировую торгово-экономическую систему предусмотрен следующий целевой индикатор
1.Темп роста внешнеторгового оборота (при плане на 2010 год- 112,1% к предыдущему году) по итогам 2010 года достигнуто - 116,2 %.
Задачей 2.1. Завершение формирования Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества определены следующие показатели:
Завершение формирования правовой базы Таможенного союза в течении 2010 года запланировано было подписать 19 соглашений, по итогам года подписано 25 соглашений;
В течении 2010 года доля Унификации ставок импортных таможенных пошлин стран-членов Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации) достигла - 96,0% (при плане на 2010 год- 96%).
С января 2010 года началась поэтапная реализация Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
С 1 января текущего года участники Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран. С указанной даты вступили в действие Единый таможенный тариф (ЕТТ) и Единая система нетарифного регулирования в отношении товаров из третьих стран. Национальные полномочия государств-членов Таможенного союза в данных сферах переданы в наднациональный орган - Комиссию Таможенного союза.
По 400 товарным позициям Казахстаном принят переходный период от 3 до 5 лет по присоединению к ставкам таможенных пошлин, установленных в ЕТТ. Например, на сегодняшний день в отношении такой продукции, как производство лекарственных средств и медицинского оборудования установлен переходный период сроком на 5 лет с пошлиной в 0%. При этом в ЕТТ пошлина зафиксирована на уровне 10-15%.
В июле 2010 года в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС Главы государств Казахстана, Белоруссии и России заявили о завершении I этапа формирования единой таможенной территории Таможенного союза.
С 6 июля текущего года введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и создана единая таможенная территория между Казахстаном, Белоруссией и Россией.
С 1 июля текущего года отменено таможенное оформление во взаимной торговле между Казахстаном и Россией.
При этом Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории от 5 июля 2010 года (далее – Протокол об изъятиях) в функционировании единой таможенной территории предусмотрен ряд изъятий.
Так, для Казахстана предусматривается изъятие, согласно которому при ввозе легковых автомобилей для населения Казахстана будет действовать льготный режим, аналогичный действующему в Белоруссии.
В настоящее время проводится работа по унификации существующих у Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации торговых режимов с третьими странами.
Так, в рамках работы по унификации торговых режимов проведены консультации по вопросу применения странами Таможенного союза единого перечня товаров, которые изымаются из режима свободной торговли, с Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Молдова и Украиной.
При этом в отношении таких стран как Армения, Азербайджан, Молдова утверждена согласованная позиция по перечням изъятий. Консультации подходят к завершающей стадии. Консультации по вопросу унификации изъятий с Грузией, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной продолжаются.
Кроме того, в рамках проводимой работы 7 октября 2010 г. во время официального визита Президента Сербии Б.Тадича в Астану Министр экономического развития и торговли Ж.Айтжанова и Министр торговли и услуг Республики Сербия С.Милославлевич подписали Соглашение о свободной торговле.
Также с июля 2010 года вступил в силу ряд международных договоров в сфере технического регулирования, применения ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе. Данные договоры предусматривают:
-
упрощение процедуры подтверждения соответствия для взаимопоставляемой продукции;
-
единые требования к осуществлению санитарно-эпидемиологической оценки подконтрольных товаров и единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции;
-
единые ветеринарные требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю, единый порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза и единые формы ветеринарных сертификатов.
Наличие единых требований обеспечит свободное продвижение товаров и снижение издержек для бизнеса.
В целом на сегодня практически сформирована договорно-правовая база Таможенного союза, которая насчитывает более 70 международных соглашений.
В рамках следующего этапа формирования единой таможенной территории Таможенного союза, который охватывает период с 1 июля 2010 года до 1 июля 2011 года, продолжится работа по объединению таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию.
В целях приведения национального законодательства в соответствие с принятыми международными договорами в рамках нетарифного регулирования внешней торговли в настоящее время разработан и находится на межведомственном согласовании проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер нетарифного регулирования в таможенном союзе».
По Задаче 2.2. Завершение формирования Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации определен следующий показатель Завершение формирования правовой базы Единого экономического пространства по которому в текущем году согласно Плану действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на 2010 – 2011 годы, утвержденному решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 19 декабря 2009 года № 35 подписано 17 соглашений (при плане на 2010 год - 14 соглашений).
19 декабря 2009 года Главами государств-членов Таможенного союза в ходе неформальной встречи утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Соглашения ЕЭП направлены на создание условий для обеспечения свободного движения капитала, услуг и рабочей силы и включают в себя следующие основные направления. Разрабатываются соглашения, которые направлены на предоставление равного доступа к инфраструктуре стран-участниц ЕЭП, в частности, в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта, транспортировки нефти и газа.
Республика Казахстан является ответственной за разработку 6-ти проектов соглашений, белорусская Сторона – 2 проектов и российская Сторона – 12 проектов.
На сегодня согласованы и направлены Сторонам для проведения внутригосударственных процедур четыре проекта соглашения:
-
Соглашение о согласованной макроэкономической политике;
-
Соглашения о единых принципах и в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
-
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
-
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей.
18-19 ноября 2010 года и 9 декабря 2010 года в гг.Санкт-Петербург и Москва в ходе очередных заседаний Международного государственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств и глав государств подписаны все соглашения (25), формирующие правовую базу ЕЭП
В целях создания правовой основы для выполнения международных обязательств Республикой Казахстан разработан проект Закона Республики Казахстан «О ратификации Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны и Европейским Сообществом и его странами-членами, с другой стороны, касательно распространения действия положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на двустороннюю торговлю текстилем с учетом истечения срока действия двустороннего Соглашения по торговле текстилем».
В целях присоединения Республики Казахстан к международной схеме сертификации Кимберлийского процесса разработан проект постановления Правительства «О введении в Республике Казахстан сертификатов вывоза необработанных природных алмазов».
Данным проектом предусмотрено утверждение и порядок заполнения, выдачи сертификатов вывоза необработанных природных алмазов Кимберлийского процесса, который является обязательным документом для таможенных целей. В настоящее время находится на межведомственном согласовании.
В течении 2010 года состоялось 10 заседаний Комиссии Таможенного союза (далее -КТС) и Рабочая встреча членов КТС. По итогам заседаний приняты решения и выработаны позиции Республики Казахстан по вопросам повесток указанных заседаний, направленные в Секретариат Комиссии Таможенного союза.
В течение 2010 года проведена работа по подготовке и согласованию 25 международных договоров в рамках Таможенного союза, проведен ряд кустовых совещаний во всех регионах Казахстана, круглых столов семинаров, конференций.
Задачей 2.3. Вступление во Всемирную торговую организацию и в рамках показателя Завершение двусторонних переговоров по вступлению в ВТО со странами-членами Рабочей группы подписано 2 протокола (при плане на 2010 год- 1).
С началом практической реализации Таможенного союза с 1 января 2010 года, принято решение о вступлении стран-участниц Таможенного союза в ВТО на скоординированных условиях по вопросам, которые относятся к компетенции Таможенного союза, а также выработаны дальнейшие совместные действия по вступлению в ВТО с учетом обязательств Таможенного союза.
В целях приближения к завершению переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО проведены двусторонние переговоры со странами-членами Рабочей группы:
1) США (апрель, сентябрь 2010 г., г. Вашингтон; октябрь, ноябрь 2010 г., г. Женева (Швейцарская Конфедерация));
2) Европейский Союз (июнь, июль, октябрь 2010 г., г. Брюссель (Королевство Бельгия), декабрь 2010 г., г. Женева (Швейцарская Конфедерация));
3) Эквадор (июль, октябрь 2010 г., г. Женева (Швейцарская Конфедерация));
4) Эль-Сальвадор (июль, ноябрь 2010 г., г. Женева (Швейцарская Конфедерация));
5) Саудовская Аравия (июль, декабрь 2010 г., г. Женева (Швейцарская Конфедерация)).
По итогам данных работ завершены двусторонние переговоры по доступу на казахстанский рынок товаров и услуг в рамках вступления Казахстана в ВТО с подписанием соответствующих протоколов с Республикой Эквадор и Республикой Эль-Сальвадор. Также завершены двусторонние переговоры по доступу на казахстанский рынок товаров с США.
Во втором стратегическом направлении
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4
|