Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3

Промышленность Свислочского района представлена двумя валообразующими предприятиями – ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели» и Свислочским унитарным коммунальным предприятием бытового обслуживания населения.

По итогам работы за январь-июнь 2009 года промышленными предприятиями района произведено продукции в сопоставимых ценах на сумму 431 млн. рублей, темп роста продукции промышленного производства к уровню прошлого года в сопоставимых ценах составил 126,8 % при прогнозе 114,5%.

Товаров народного потребления произведено на сумму 221,0 млн. рублей, темп роста к уровню предыдущего года составил 120,8% при прогнозе 112,5%.

За первое полугодие 2009 года прогнозные показатели выполнены двумя промышленными предприятиями района.

Объем запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства в фактических отпускных ценах по организациям промышленности за январь - июнь 2009 года составил 92,6 % или на сумму 69 млн. рублей при задании 95%.

Объем запасов готовой продукции на ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели» за январь-июнь 2009 года составил 61 млн. рублей или 141,3% в среднемесячном объеме производства при задании 156,2%, по Свислочскому унитарному коммунальному предприятию бытового обслуживания населения – 8 млн. рублей или 25,6% при задании 28,6%.

В широком ассортименте продукция промышленных предприятий района была представлена на выставке-ярмарке проводимой по поводу празднования Дня Независимости Республики Беларусь 3 июля 2009 года.

Приоритетным направлением развития Свислочского унитарного коммунального предприятия бытового обслуживания населения является дальнейшее расширение ассортимента и выпуска железобетонных изделий.

В текущем году Свислочским унитарным коммунальным предприятием бытового обслуживания населения освоено производство подушек с шарикообразным, силиконизированным наполнителем. Планируется также производство покрывал и штор для гостиниц и общежитий.

ОАО «Свислочская фабрика лозовой мебели» в 2009 году реализует инвестиционный проект «Организация производства мебели, строительных и отделочных материалов из массива». Источник инвестиций – инновационный фонд облисполкома. Планируемый объем инвестиций – 3,95 млрд. рублей.

Всего за январь-июнь 2009 года капитальные вложения в строительство объекта и приобретение оборудования составили 2,72 млрд. рублей. Приобретено техники на 0,46 млрд. рублей (автомобиль МАЗ с прицепом, манипулятор гидравлический с установкой на МАЗ, трактор МТЗ 82.1 с лесным прицепом), освоено средств на строительстве нового цеха 2,26 млрд. рублей.

ОАО «Свислочская ФЛМ» за январь-май 2009 г. проэкспортировала продукции на сумму 10,8 тыс. долларов США, что составляет 38,8 процента к уровню аналогичного периода 2008 года. Основная экспортируемая продукция – поддоны деревянные. После завершения модернизации производства планируется значительно увеличить экспортные поставки.



В сельском хозяйстве страны, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, в январе–мае 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство валовой продукции увеличилось на 6,8%. Происходит прирост численности основных видов скота в сельскохозяйственных организациях, увеличились производство скота и птицы на убой, молока, яиц. За январь–апрель 2009 г. сумма чистой прибыли сельскохозяйственных организаций составила
607,3 млрд. руб., что на 22,3% больше, чем за январь–апрель 2008 г.

Темпы роста валовой продукции сельского хозяйства за январь–май 2009 г. в хозяйствах всех категорий составили от 5% в Минской области до 9,5% в Гомельской. В Гродненской области рост производства валовой продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах во всех категориях хозяйств составил 105,8 процента к соответствующему уровню 2008 года, в том числе в сельскохозяйственных организациях 108 процентов. За январь–июнь 2009 г. ожидается рост производства валовой продукции сельского хозяйства на 7,0%. Темп роста валовой продукции в сельскохозяйственных организациях Свислочского района в первом полугодии при задании 111,0% составил 111,4%.

Тем не менее рынки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия находятся в тяжелом положении. В связи со сложной экономической ситуацией изменилась структура ввоза и вывоза. Экспорт продовольствия за январь–апрель 2009 г. уменьшился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 52 млн. долл. и составил 635 млн. долл. Такое снижение происходит несмотря на то, что поставки продукции в натуральном выражении превышают уровень аналогичного периода прошлого года: говядины – в 1,3 раза, мяса птицы – в 2,1, сухого обезжиренного молока – в 2,1, сухого цельного молока – в 1,6, масла животного – в 1,4, сыров и творога – в 1,4 раза.

Помимо снижения спроса на внешнем рынке и экспортных цен, для организаций Минсельхозпрода проблемными вопросами становятся рост сверхнормативных остатков готовой продукции и сложное финансовое положение экспортно-ориентированных молокоперерабатывающих организаций.

В общей стоимости запасов молочная продукция занимает наибольший удельный вес – 43,2%. Основной причиной роста складских запасов молочной продукции явилось введение с 27 апреля 2009 г. временных ограничений на поставку в Российскую Федерацию продукции молочной промышленности.

Снижение потребительского спроса на основных рынках сбыта потребовало от предприятий переориентации на другие регионы. Однако продвижение продукции на новые рынки сбыта требует не только дополнительного времени, но и значительных финансовых затрат, связанных с адаптацией конструкций, созданием торговой и сервисной сетей, вхождением в ценовую нишу данных рынков.

Вместе с тем большинство наших традиционных партнеров, как и раньше, готовы покупать белорусскую продукцию (как сельскохозяйственную, так и промышленную), но в связи с мировым кризисом у них возникли сложности с ее оплатой. Отсутствие гарантий оплаты по поставкам, по сути, означает невозможность экспортировать товары. Как следствие, это ведет к росту запасов готовой продукции на складах, нехватке оборотных средств у предприятий.

Сложности, с которыми столкнулась белорусская экономика, внесли определенные коррективы в систему занятости населения. В настоящее время ситуация с регистрируемой безработицей не выходит за рамки прогнозного показателя текущего года и существенно не ухудшилась. Вместе с тем тенденция увеличения количества работников, занятых неполный рабочий день, сохраняется.

Их численность в январе–мае 2009 г. в целом по республике увеличилась до 124,3 тыс. человек (в области – до 15,9 тыс. человек) (в январе–мае 2008 г. – 33,4 тыс. человек (в области – 3,6 тыс.человек).

Численность работников, которым предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, в январе–мае 2009 г. составила 116,7 тыс. человек (19,9 тыс.чел.) (в январе–мае 2008 г. – 27,7 тыс. человек (4,1 тыс.). Из них 60 тыс. человек (10,1тыс.) находились в отпусках без сохранения заработной платы (в январе–мае 2008 г. – 10,5 тыс. человек (1,7 тыс.).

Таким образом, общий объем вынужденной неполной занятости в январе–мае 2009 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2008 года до 241 тыс. человек (35,8 тыс.) (в январе–мае 2008 г. – 61,1 тыс. человек (7,7 тыс.).

На данном этапе вынужденные отпуска и неполное рабочее время активно используются нанимателями как антикризисные меры, направленные на сохранение трудовых коллективов и рабочих мест.

Сложившаяся общеэкономическая ситуация обусловила снижение темпов роста реальных доходов населения и реальной заработной платы. Так, реальная заработная плата в январе–мае 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 года в целом по республике выросла на 2,4% (в области – 3,0%), в сельском хозяйстве – на 13,1% (14,4%), а по промышленности уменьшилась на 2,1% (1,0%). В результате наблюдается снижение платежеспособного спроса и перераспределение средств населения в сторону оплаты услуг, носящих обязательный характер (жилищно-коммунальные, бытовые, медицинские, услуги связи и образования), что снижает темпы роста розничного товарооборота.

За истекший период 2009 года в республике проводилась масштабная работа по противодействию внешним угрозам, сохранению в стране социально-экономической стабильности. В результате по итогам января-мая текущего года можно отметить ряд намечающихся положительных тенденций.

Несмотря на то, что влияние внешних факторов на реальный сектор экономики в начале текущего года привело к резкому снижению темпов промышленного производства, розничной торговли и замедлению экономического роста, сегодня Беларусь остается одной из немногих стран, в которых ВВП продолжает расти. Темп роста ВВП в январе–мае 2009 г. составил 101,4% к уровню пяти месяцев 2008 года, что значительно ниже показателей прошлого года (110,7% в январе–мае), однако на 0,2 процентного пункта выше января–апреля текущего года. В настоящее время можно отметить замедление темпов снижения производства промышленной продукции, заметна некоторая стабилизация финансового положения организаций реального сектора экономики, существенно замедлились темпы инфляции. Так, в январе инфляция составляла 104,1%, в феврале – 101,2%, в марте – 100,6%, в апреле – 100,4%,


а в мае – 100,3%. По итогам января–мая 2009 г. сводный индекс потребительских цен, характеризующий инфляцию, составил 106,9%, или 101,3% в среднемесячном исчислении. Меры, предпринятые Нацбанком в области курсовой и процентной политики, обеспечили решение задач финансовой стабилизации и устойчивой работы банковской системы. В текущем году сохраняются достаточно высокие темпы инвестирования. Так, в январе–мае 2009 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 18,9% к соответствующему периоду 2008 года (в январе–мае 2008 г. – на 22,3%). По итогам полугодия планируется сдать в эксплуатацию 3 млн. кв. м жилья, или 50% от задания на год. За этот же период розничный товарооборот имел положительную динамику и вырос на 4,6%.

По предварительным данным, положительная динамика основных макроэкономических показателей была достигнута в июне, что обеспечит рост ВВП за первое полугодие на уровне 1,6–1,8%. Следует отметить, что при всей серьезности существующих сегодня внешних вызовов белорусская экономика в целом уверенно противостоит кризисным явлениям: сохранена работа предприятий реального сектора экономики, обеспечиваются стабильный уровень доходов населения и социальные гарантии. В значительной степени это обусловлено своевременно принятыми руководством страны антикризисными мерами.


2. Государственные меры по обеспечению стабильного функционирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий страны
Еще осенью 2008 года по поручению Президента
Республики Беларусь белорусское Правительство начало разработку и поэтапную реализацию системы государственных мер по минимизации внешнего негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику и обеспечению стабильной работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий в сложных экономических условиях текущего периода.

В 2009 году Правительство выступило с конкретной Программой антикризисных мер по работе экономики в условиях мирового финансового кризиса (далее – Антикризисная программа).

Антикризисная программа представляет собой систему взвешенных и сбалансированных превентивных мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны в условиях спада мировой экономики и направлена на поддержание ликвидности банковской системы, совершенствование бюджетной политики и обеспечение стабильной работы реального сектора экономики. К настоящему времени наиболее значимые решения в рамках реализации Антикризисной программы приняты и уже приносят свой эффект.

В соответствии с Антикризисной программой государственная поддержка осуществляется в отношении всех предприятий реального сектора экономики. При этом отдельные меры господдержки предусмотрены для валообразующих предприятий, градообразующих – в малых городах с численностью работающих не более 400 человек – и предприятий-экспортеров с учетом их структуры, принятой Правительством по согласованию с Главой государства.

Для стимулирования развития промышленного производства в 2009 году ряд предприятий освобождены от уплаты в бюджет сумм превышения налога на прибыль и сбора в фонд сельхозпроизводителей по сравнению с величиной указанных платежей в прошлом году. Причем 85% высвобожденных средств остаются в распоряжении предприятий и направляются на финансирование инноваций, модернизацию, техническое переоснащение производства, повышение качества продукции, пополнение оборотных средств и реализацию иных мероприятий в соответствии с бизнес-планами.

В целях защиты отечественных товаропроизводителей введены повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные группы товаров, производимых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями республики. В то же время для поддержания жизненно важных для национальной экономики производств, использующих импортируемые материалы и технологическое оборудование, временно установлены пониженные (и даже нулевые) ставки ввозных таможенных пошлин по отдельным позициям приобретаемых товаров.

Предприятиям реального сектора экономики разрешена уценка учитываемых на 1 января 2009 г. производственных запасов (сырья, материалов, комплектующих изделий) до уровня их стоимости во время последнего приобретения, что позволяет предприятиям снизить себестоимость, сформировать конкурентоспособную цену на выпускаемую продукцию и за счет этого увеличить объем реализации.

В этих же целях до начала следующего года производственные предприятия имеют право не начислять амортизацию на основные средства (здания, сооружения, оборудование) и нематериальные активы (товарные знаки, лицензии, научно-технические разработки и иные объекты интеллектуальной собственности), используемые в хозяйственной деятельности с продлением на соответствующий период их сроков службы и полезного использования.

Ряд предприятий, задействованных в реализации важнейших инвестиционных проектов и программ, освобождены от возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, что способствует направлению дополнительных финансовых ресурсов на их инновационное развитие.

В связи с изменением цен на мировом рынке и для сохранения завоеванных экспортных позиций отечественным товаропроизводителям в установленном порядке до 2010 года предоставлено право реализации продукции за пределы республики по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, в том числе и ниже себестоимости.

Наряду с этим для увеличения объемов продаж предприятиям-изготовителям до конца года разрешена в установленном порядке реализация на территории республики продукции по сниженным ценам, определяемым с учетом конъюнктуры внутреннего рынка и предоставляемых торговых скидок.

В целях ускорения финансовых расчетов с производителями сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров для организаций торговли, при соблюдении ими определенных условий, установлен первоочередной порядок перечисления средств за проданные продукты питания.

Для увеличения объемов реализации готовой продукции руководители предприятий, в том числе промышленных и сельскохозяйственных, в 2009 году вправе самостоятельно устанавливать высококвалифицированным и отличившимся работникам виды стимулирующих выплат (повышенный размер оклада, премии, надбавки) за реализацию продукции, экспортные поставки, снижение складских запасов готовой продукции, поступление валютной выручки.

Для финансового обеспечения реализации мероприятий Антикризисной программы, иных государственных программ белорусская банковская система в необходимых объемах оказывает кредитную поддержку предприятиям реального сектора экономики. Объем выдачи инвестиционных кредитов реальному сектору экономики (без учета финансирования жилищного строительства), в том числе иностранных, в I квартале текущего года увеличился на 30%.

В текущем году кредитные ресурсы направляются на реализацию следующих мероприятий: посевная и уборочная кампании, включая закупку сельскохозяйственного сырья; оснащение сельскохозяйственного производства современной техникой; строительство, реконструкция, техническое переоснащение и ремонт производственных объектов агропромышленного комплекса; техническое перевооружение строительной отрасли.

Наряду с общей Антикризисной программой министерства и концерны, реализующие государственную политику в реальном секторе экономики, приняли отраслевые планы действий в современных условиях с учетом особенностей и специфики деятельности подведомственных предприятий.

В нынешнем году Министерство промышленности реализует отраслевые антикризисные мероприятия: производство новой конкурентоспособной продукции; освоение новых рынков сбыта при сохранении и укреплении традиционных; развитие товаропроводящей сети, сервисных центров и сборочных производств за пределами республики; использование механизма встречных поставок с иностранными партнерами; увеличение доли продаж на внутреннем рынке; минимизация импортных закупок до уровня неотложных нужд; оптимизация всех издержек и введение строжайшего режима экономии всех видов ресурсов; использование кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, включая кредитные линии иностранных банков.

Работа Министерства сельского хозяйства и продовольствия в настоящее время сосредоточена на: техническом перевооружении и модернизации производственной базы отрасли; обеспечении конкурентоспособности продукции отечественного аграрно-промышленного комплекса и ее беспрепятственном продвижении на внешний и внутренний рынки; объединении и кооперации перерабатывающих предприятий с предприятиями – производителями сырья и торговыми организациями.

Задолго до кризисных проявлений еще в 2006 году с принятием Директивы № 2 Президента Республики Беларусь «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» в стране был взят курс на максимальное упрощение государственных процедур во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Очередным этапом этой работы явилась подготовка по поручению Главы государства и утверждение Правительством и Администрацией Президента Республики Беларусь в середине января текущего года Плана первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в 2009 году (далее – План по либерализации). План по либерализации нацелен на совершенствование общих условий хозяйствования и расширение предпринимательской активности предприятий и инвесторов, осуществляющих деятельность как в реальном секторе экономики, так и в других сферах. Последовательная реализация мероприятий по либерализации к настоящему времени существенно улучшила инвестиционный климат страны. С 1 февраля нынешнего года в Беларуси введен полноценный заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования – сегодня предприятие можно зарегистрировать в течение одного дня. Упразднение института «золотой акции» и снятие моратория на отчуждение акций приватизированных государственных предприятий явилось знаковым решением, многократно повысившим инвестиционную привлекательность таких акционерных обществ. Последовательное снижение налогового бремени для предприятий и упрощение налоговой системы способствуют более эффективному использованию экономических и трудовых ресурсов. В прошлом осталось «повальное» регулирование цен. Сокращение сферы ценового регулирования и перечня товаров с регулируемыми ценами, в том числе экспортируемых, явилось подтверждением заявленного перехода от административных методов управления к экономическим. Упорядочение обязательных административных и технических процедур в области государственной регистрации, ценообразования, лицензирования, сертификации, налогообложения, таможенного оформления, внешнеторговых операций, бухгалтерского учета, статистической отчетности, заключения договоров аренды сняло излишние барьеры при осуществлении предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики и в иных сферах.

Важным шагом на пути смягчения кризисных проявлений стало подписание в конце января текущего года премьер-министрами Беларуси и России совместного Плана действий правительств двух стран по минимизации последствий мирового финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли (далее – Совместный план).

Совместный план затрагивает все основные сферы, взаимодействие в которых позволяет на основе расширения интеграционных процессов сохранить рынки двух стран в условиях финансового кризиса. Определяющим аспектом Совместного плана является то, что он предусматривает обеспечение равного доступа товаров на рынки Беларуси и России и сохранение нормальных условий для работы тесно взаимосвязанных производственной кооперацией предприятий реального сектора двух экономик.

В последние несколько месяцев основной задачей Правительства была работа по снятию ограничительных барьеров и снижению протекционистских мер в отношении белорусских товаров на российском рынке. Однако при внешнем благоприятном решении вопроса о предоставлении белорусским товарам (по перечню из 40 позиций промышленной и сельскохозяйственной продукции) равных условий поставок для государственных и муниципальных нужд России механизмы финансирования закупок фактически носят ограничительный характер. На данном этапе ход реализации Совместного плана несколько осложнен и в силу принятия отдельными должностными лицами российского правительства непродуктивных решений запретительного характера по ввозу белорусских продуктов питания, а также нерадивости руководителей некоторых белорусских предприятий-экспортеров.

С учетом реалий текущего периода Правительство Беларуси по поручению Главы государства разработало и в середине мая приняло ряд дополнительных мер к Антикризисной программе по поддержке реального сектора экономики. Они предусматривают оказание финансовой поддержки отдельным машиностроительным предприятиям. Для оснащения народнохозяйственного комплекса страны будет выкуплена техника, которая сегодня пользуется хорошим спросом за пределами республики, но с учетом финансовых сложностей у партнеров не может быть поставлена на экспорт. Прежде


всего – около 1 000 единиц техники предполагается отправить в село. В хозяйства также поступит коммунальная и специальная техника. Эффективность реализации принятых антикризисных мер зависит от инициативы, рациональных действий и ответственного отношения к делу руководителей и работников предприятий реального сектора экономики.


страница 1 страница 2 страница 3

Смотрите также: