Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3

3. Первоочередные задачи министерств и
Директорского корпуса по обеспечению
результативной работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий в современных условиях

Первоочередные задачи по обеспечению результативной работы предприятий реального сектора экономики на современном этапе четко обозначены Президентом Республики Беларусь.

В сложных экономических условиях текущего периода главной задачей министерств, концернов и директорского корпуса является сохранение накопленного производственного и трудового потенциала.

После развала Советского Союза белорусская промышленность успешно совершила переход от крупносерийного узкоспециализированного производства ограниченной номенклатуры изделий к мелкосерийному многономенклатурному производству по сотням позиций продукции.

К настоящему времени абсолютное большинство промышленных предприятий оснащено дорогостоящим современным технологическим оборудованием с числовым программным управлением. И работа по инновационному развитию производственно-технологической базы усиленно продолжается. Сегодня отечественные машиностроители выпускают уникальную технику, в организацию производства которой вложены значительные ресурсы.



К примеру, затраты «Гомсельмаша» на освоение производства семейства зерноуборочной техники нового поколения составили около 200 млн. долл. США.

В последние годы государство целенаправленно вкладывало значительные средства в техническое перевооружение, модернизацию и инновационное развитие белорусского агропромышленного комплекса. Сегодня и сельское хозяйство начало приносить экономическую отдачу. Республика полностью обеспечивает свою продовольственную безопасность и выступает востребованным экспортером качественных и недорогих продуктов питания.

При этом не следует забывать, что за последнее десятилетие для реального сектора национальной экономики практически заново был подготовлен высокопрофессиональный промышленно-производственный персонал, способный обслуживать современное оборудование, работать по новым технологиям с применением новых материалов.

Например, только на подготовку специалистов для работы на 500 ультрасовременных плазменных и лазерных установках резки заготовок, которыми оснащены все валообразующие машиностроительные предприятия, было затрачено свыше 300 тыс. долл. США.

Сохранение производственных коллективов и создание благоприятного психологического климата – залог стабильной работы предприятий реального сектора экономики.

Напутствуя нового руководителя Министерства промышленности Республики Беларусь, Глава государства сказал: «Надо противостоять любыми методами негативным процессам, спасая трудовые коллективы и производства».

В стремительно развивающихся конкурентных отношениях предприятия в первую очередь должны нацеливаться на реализацию произведенной продукции и выход на устойчивую рентабельную работу.

Из-за боязни не выполнить установленные валовые показатели по росту объемов производства многие директора и сейчас продолжают по старинке выдавать «на-гора» невостребованную продукцию, омертвляя тем самым ресурсы и ухудшая экономическое положение предприятий и его работников. Продолжение такой практики недопустимо. Управленцы всех уровней наконец-то должны осознать, что в современных условиях следует производить только ту продукцию, реализация которой подкреплена благоприятной конъюнктурой на товарном рынке.

Обозначая перед новым Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь требования к транспортной отрасли, Глава государства отметил: «Валообразующие показатели, безусловно, надо иметь в виду, но ставить во главу угла их никто не будет. Сегодня основное – эффективность деятельности, прибыльность предприятий, деньги на счетах».

Органам государственного управления и предприятиям необходимо предпринять действенные шаги по снижению скопившихся складских запасов готовой продукции и в полной мере воспользоваться предоставленными преференциями.

Обращаясь к вновь назначенным руководителям министерств, местных органов власти и объединения «Интеграл», Президент Республики Беларусь подчеркнул: «Нужна эффективная работа – это касается всех. Для министерств реального сектора экономики наиважнейший результат – это реализация продукции. Работы на склад быть не должно».

Мировой финансово-экономический кризис в числе первоочередных задач «вынес на повестку дня» необходимость поиска новых рынков сбыта, оптимизации функционирования товаропроводящих сетей, внедрения современных форм торговли.

Сегодня к потенциальному покупателю необходимо идти навстречу. На совещании по вопросам нефтепереработки А.Г. Лукашенко отметил, что недавние его встречи с бизнесменами из других стран показали: наиболее эффективно решаются любые экономические вопросы, когда предприниматели, директора и ответственные лица госаппарата работают совместно. Это позволяет снять даже малейшие препятствия и барьеры, добиться максимального эффекта в совместной деятельности.



Сейчас необходимо активнее находить новые рынки сбыта белорусской продукции. Практика показывает, что это вполне реальная задача. Жизненную необходимость диверсификации географической структуры белорусского экспорта подтвердили недавние «сахарные и молочные недоразумения». Целесообразно как более пристально посмотреть на рынки дальнего зарубежья, так и оценить потенциальные потребности в белорусской продукции на всем постсоветском пространстве, а не концентрироваться только на потребностях ближайших соседей.

Например, в целях наращивания экспорта субъектами хозяйствования Гродненской области проводится поиск новых партнеров и рынков сбыта. В январе-мае 2009 года освоено 7 новых рынков (Индонезия, Канада, Мьянма, Пакистан, Таиланд, Тунис, Филиппины), поставки на которые в аналогичном периоде 2008 года не осуществлялись.

Подведомственными облисполкому организации ГО «Гродномясомолпром» принимаются меры по реализации молочной продукции на новые рынки сбыта. В январе-мае 2009 года осуществлены экспортные поставки в Украину (5216 тыс. долл. США), Туркменистан (176 тыс. долл. США), Узбекистан (166 тыс. долл. США), Азербайджан (111 тыс. долл. США), Польшу (103 тыс. долл. США), Сирию (105 тыс. долл. США), Новую Зеландию (52 тыс. долл. США).

Предприятия мясомолочной отрасли расширяют географию экспорта поставок выпускаемой продукции и в регионы Российской Федерации.

В январе-мае 2009 года осуществлены следующие поставки продукции в новые регионы России:

ОАО «Волковысский мясокомбинат» - в адрес ООО «Максимум» (г. Тольятти, Самарская область) на сумму 47 тыс. долл. США, в адрес ООО «Сабантуй» (г. Казань, Татарстан) – 322 тыс. долл. США, в адрес ИП Жженых (г. Якутск, Республика Саха) на сумму 317 тыс. долл. США, в адрес ООО «Сельвин» (г. Великие Луки, Псковская область) на сумму 141 тыс. долл. США;

ОАО «Гродненский мясокомбинат» - в адрес ООО «Бриз» (г. Мурманск) на сумму 116 тыс. долл. США;

ОАО «Ошмянский мясокомбинат» - в адрес ООО «Доминатор» (г. Воронеж) на сумму 107 тыс. долл. США;

ОАО «Молочный мир» - в адрес ИП Кезля (г. Комсомольск-на-Амуре) на сумму 116 тыс. долл. США;

ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат» и ОАО «Сморгонские молочные продукты» - в адрес ОАО «Киреевский ГМЗ» (Тульская область) на сумму 110 тыс. долл. США.

Организациями области проводится работа по освоению новых рынков сбыта отдельными видами продукции. Примером может служить продукция ОАО «Химволокно». В феврале 2009 года в адрес фирмы «Нисайон» (США) отгружена опытная партия нити текстурированной BCF, окрашенной в черный цвет;

заключен контракт с фирмой «Капско прайвит Лтд» (Сингапур) на поставку 400 тонн кордной ткани на рынок Индии;

проведены переговоры с фирмой «Рекос», согласована поставка нити текстурированной BCF на рынок Словакии;

заключены договоры о возобновлении поставок кордной ткани на рынок Индии и России, нити технической высокопрочной в Чехию.

ОАО «Лакокраска» начаты отгрузки фталевого ангидрида в Австрию, Швейцарию.

Ведущие белорусские предприятия-экспортеры ранее создали и продолжают расширять и укреплять свои товаропроводящие сети. Совместное использование объектов торговой инфраструктуры (торговых представительств, торговых домов, дилерских сетей) несколькими предприятиями, в том числе вне зависимости от их отраслевой принадлежности и подчиненности, существенно облегчило бы выход на внешние рынки новых экспортеров. Решение данного вопроса зависит от договоренностей министерств и предприятий.

Требует инвентаризации и товарная структура отечественного экспорта. Сегодня необходимо находить новые белорусские товары, которые востребованы за рубежом. Следует более глубоко изучать спрос по сегментам рынка и наибольшие предпочтения потребителей.



При продвижении товаров на рынки нужно избавляться от гигантомании. В условиях сжатия мирового спроса и сузившихся экономических возможностей потребителей должны приветствоваться любые объемы продаж.

Широкие экспортные возможности предоставляет такая форма продвижения продукции на рынки как создание за пределами республики сервисных центров, сборочных производств и лизинг, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов может быть весьма привлекательным для потенциальных покупателей.

На внутреннем рынке наши производители бытовой, электронной техники и товаров народного потребления зачастую действуют нерасторопно, двигаясь по накатанной дорожке. Пожилые покупатели, как в былые времена, предпочитают совершать крупные покупки для дома в больших стационарных магазинах. Вместе с тем прагматичное поколение 30–40-летних, которые являются пользователями Интернета, с учетом удобства и более низких цен за счет экономии издержек сегодня отдает предпочтение интернет-торговле.

Увеличение объемов торговли через интернет-сети обеспечит производителям устойчивый внутренний сбыт небольших партий продукции. Но для этого должны быть созданы стимулирующие ценовые условия как для крупных магазинов, так и для мобильных торговых микроструктур.

Для расширения экспортных возможностей и успешного продвижения белорусской продукции на внешние рынки руководители предприятий обязаны обеспечить производство конкурентного продукта по таким параметрам как качество и цена.

Сейчас конкурентные преимущества в условиях насыщенности рынка дает опережающий выход к потребителям с предложением новой инновационной продукции (произведенной с применением новых технологий, современного автоматизированного оборудования и новых материалов) или уже производимой продукции с новыми потребительскими свойствами, повышенным качеством или низкой ценой.

Белорусским экспортерам необходимо непрерывно работать над повышением качества выпускаемой продукции на основе применения международных технических регламентов (стандартов) и систем качества. «Качество продукции – вопрос номер один сегодня… Иначе мы не выберемся из кризиса и особенно после кризиса не сможем продать свою продукцию», – подчеркнул Президент Беларуси А.Г. Лукашенко на совещании по вопросам формирования и использования средств государственных целевых бюджетных фондов.

Внедрение регламентов, отвечающих требованиям Европейского союза и гармонизированных со стандартами наших ближайших соседей – России и Украины, а также партнеров по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому сообществу, должно стать предметом особого внимания органов государственного управления и директоров предприятий реального сектора экономики.

Лучший мировой опыт свидетельствует о том, что достаточно большие возможности значительного повышения конкурентоспособности продукции сосредоточены в сфере управленческих процессов и зависят от качества принимаемых решений. Сегодня необходимо масштабное внедрение систем качества управления при производстве технической продукции, радиоэлектронной и бытовой техники, товаров народного потребления по стандартам серии ИСО 9001.



Характерной особенностью настоящего этапа является повышение конкурентоспособности не только на основе совершенствования качества управления, но и по таким важнейшим направлениям деятельности предприятий как безопасность продукции, экология, охрана труда, социальная ответственность.

Необходимо более активно внедрять системы безопасности пищевых продуктов. Сейчас в странах Европы предпочтение отдается продуктам питания, сертифицированным по новому глобальному стандарту ИСО 22000, который указывает на безопасность пищевой продукции по всей цепочке участников от производства кормов, сырья и пищевых добавок до транспортировки, хранения и реализации готового товара в оптовой и розничной торговле.

Для руководителей промышленных предприятий важнейшей задачей является внедрение систем управления окружающей средой по международным стандартам ИСО 14001. Это повысит конкурентоспособность белорусских машин по экологическим параметрам и позволит продавать белорусские тракторы, грузовые автомобили, автобусы и другую технику в государства Евросоюза.

В промышленности Гродненской области объем продукции, имеющей сертификат соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в отрасли технического нормирования и стандартизации, составляет 72,3% от всей произведенной продукции (январь – июнь 2008 г. – 69,8%).

В первом полугодии 2009 года 7 организаций области сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 9000 и их общее число на 1 июля 2009 года составило 189.

Около 50 наименований продукции, производимой в области, маркируются знаком «СЕ», расширяющим экспортные возможности отечественной продукции в страны Евросоюза.
Для предприятий реального сектора экономики важной задачей остается сокращение производственных издержек за счет экономии и бережливого использования топливно-энергетических и материальных ресурсов, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники, как это предусмотрено Директивой № 3 Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».

Показатель по энергосбережению за январь-май 2009 года в Гродненской области составил минус 9,3% (задание на 2009 год - минус 13,5%).

При вручении государственных премий и наград в канун Дня Независимости Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Сплоченность и единство народа, его трудолюбие и энергия, научный поиск и внедрение в производство новейших технологий, обеспечение продовольственной, экономической и национальной


безопасности – это далеко не полный перечень тех факторов
, которые реально подкрепляют наш оптимизм».

Глава государства также отметил, что уверенность в завтрашнем дне вселяют конкретные примеры передовых коллективов, которые и в современных непростых условиях добиваются результатов: наращивают объем производства, находят новые рынки сбыта продукции, по-хозяйски бережно используют энергетические и другие ресурсы, настойчиво модернизируют производство, привлекают инвестиции, укрепляют позиции страны на мировой арене.


Информационно-аналитический центр

при Администрации Президента

Республики Беларусь
Комитет экономики Гродненского областного

исполнительного комитета ( далее – облисполком)


Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию

облисполкома


Комитет по труду, занятости и социальной защите

облисполкома


Управление идеологической работы облисполкома
Отдел экономики Свислочского райисполкома
Управление сельского хозяйства и продовольствия Свислочского райисполкома
Отдел идеологической работы Свислочского райисполкома



страница 1 | страница 2 страница 3

Смотрите также: