страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27
Ассоциация налогоплательщиков Казахстана
Центр Исследований Сандж
Оценка и мониторинг налоговых услуг
Опрос юридических лиц и ИП, населения, работников налоговой службы
г. Астана, 2010
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 12
Методика исследования 13
Инструменты 15
Статистическая характеристика выборки 15
Часть I. ОПРОС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП 18
Объективные показатели услуг 18
Частота обращения 18
Точность и временные затраты 20
Неофициальное получение услуги 21
Удовлетворенность качеством услуг налоговых органов 23
Сравнение удовлетворенности качеством услуг предпринимателей с прошлыми годами 23
Удовлетворенность предпринимателей по блокам 25
Сроки и время 25
Процедура 26
Бланки, образцы документов, указатели, язык услуги 26
Своевременность и содержательность информации 28
Удовлетворенность информацией в справочном окне, по телефону и Интернету 29
Персонал 29
Информационно-техническое обеспечение 31
Комфорт 31
Динамика параметров услуг 32
Корреляционные взаимосвязи 33
Качество услуги в целом: пересмотр оценки 35
Удовлетворенность бизнеса отдельными услугами 36
Сравнение с 2009 годом 36
Удовлетворенность отдельными параметрами услуг по блокам 37
Предоставление информации предпринимателям 44
Налоговая отчетность 50
Обратная связь 53
Способы обратной связи 53
Имидж налоговой службы и Ассоциации налогоплательщиков Казахстана 57
Жалобы предпринимателей 60
Эффективность налоговых служб 63
Осведомленность об Ассоциации налогоплательщиков 63
Общественные организации и налогоплательщики 64
ЧАСТЬ II. ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ 66
Объективные показатели 66
Частота обращения населения в налоговые органы 66
Сроки и время оказания услуги 66
Ошибки и потери 67
Неофициальное получение услуги 68
Удовлетворенность населения качеством услуг налоговых органов 69
Динамика удовлетворенности 2009-2010 69
Удовлетворенность населения услугами по блокам 70
Сроки и время 70
Процедура 71
Бланки, образцы документов, указатели 71
Содержательность и своевременность информации 72
Доступность справочной информации 72
Организация работы 73
Персонал 74
Информационные технологии 74
Комфорт 75
Динамика параметров услуг 77
Корреляционные взаимосвязи 77
Качество отдельных налоговых услуг для населения 79
Разъяснение налогового законодательства 82
Удовлетворенность 83
Способы получения информации 85
Язык получения информации 88
Осведомленность населения по налоговым вопросам 88
Обратная связь 89
Способы обратной связи 89
Имидж налоговой службы в глазах населения 91
Жалобы населения 94
Эффективность налоговой службы по мнению населения 95
Осведомленность об Ассоциации налогоплательщиков 96
Часть I I I. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СОТРУДНИКОВ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 98
Мотивация работников 98
Среда 99
Управление 100
Материально-техническое обеспечение 101
Процессы 102
Качество услуг 104
Компетенции 105
Приложение 116
ВВЕДЕНИЕ
Ассоциация налогоплательщиков Казахстан и Исследовательский Центр Сандж при поддержке Проекта USAID «Повышения конкурентоспособности через экономические реформы», АО «КазТрансГаз», Казахстанского филиала Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В., ОЮЛ «КАОНиЭК Kazenergy», ТОО "Проктер энд Гэмбл Казахстан", АО "Рахат", ТОО «Топливно-энергетический комплекс–Казахстан», ТОО «Эрнст энд Янг» и ПАО «Коллегии аудиторов» провели исследование по оценке и мониторингу налоговых услуг в РК.
Отрадно, что результаты мониторинга используются для принятия решений, в частности, по Программе совершенствования налогового администрирования на 2010-2011 годы, где одной из задач стоит повышение уровня и качества предоставления услуг населению, бизнесу, а в качестве основного индикатора предусмотрено обеспечение уровня удовлетворенности качеством оказанных налоговых услуг.
В данной работе представлены результаты мониторинга качества услуг налоговых органов 2007-2010 гг. В течение четырех лет проводился опрос удовлетворенности качеством налоговых услуг во всех регионах Казахстана. В первом исследовании было охвачено 15 услуг, во втором – 42 налоговые услуги и в течение двух последних лет – 7 наиболее массовых услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 2 услуги для населения и разъяснение налогового законодательства. Полевой этап исследования 2010 года был проведен в период с 11 октября по 11 ноября в 14 областях Казахстана, городах Астана и Алматы.
Задачи исследования:
-
Выяснить изменение ситуации по оценке потребителями (предпринимателями и населением) доступности и качества работы налоговых органов;
-
Оценить опыт взаимодействия населения и предпринимателей с органами налоговых служб;
-
Выполнить мониторинг удовлетворенности поставщиков услуг различными аспектами своей работы;
-
Разработать рекомендации региональным налоговым органам по всем основным аспектам налогового администрирования на основании полученных результатов исследования.
Результаты анализа позволяют установить приоритеты как по отдельным областям Казахстана, так и по отдельным услугам для бизнеса и населения, направить работу и мотивировать сотрудников на достижение конкретных целей, определить узкие места, выяснить, насколько удовлетворены ожидания клиента. На стратегическом уровне индикаторы могут использоваться для оценки общего прогресса в реализации миссии и целей, а на оперативном уровне – для оценки конкретных мероприятий по улучшению качества конкретных услуг в конкретном регионе.
Методика исследования
В рамках данного исследования для возможности сопоставления полученных данных была сохранена методика проведения исследования 2008 года. Использована случайная серийная выборка, в которой сериями являлись определенные услуги. Опросом были охвачены городские и сельские населенные пункты. В перечень налоговых услуг в рамках исследования вошли 7 наиболее массовых услуг для юридических лиц и ИП, 2 услуги для населения и разъяснение налогового законодательства.
Услуги для юридических лиц и ИП:
-
регистрационный учет в качестве индивидуального предпринимателя (регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета);
-
регистрационный учет в качестве плательщиков НДС;
-
ликвидация юридического лица, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;
-
выдача сведений об отсутствии и (или) наличии налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям, выписок из лицевого счета;
-
прием налоговой отчетности (прием налоговой отчетности, отзыв налоговой отчетности);
-
проведение зачетов и возвратов уплаченных сумм налогов, других обязательных платежей в бюджет, пени, штрафов;
-
приостановление (продление срока приостановления, возобновление) представления налоговой отчетности налогоплательщика (налогового агента);
-
разъяснение налогового законодательства.
Услуги для населения:
-
регистрация налогоплательщика;
-
выдача справок об отсутствии (наличии) налоговой задолженности, задолженности по обязательным пенсионным взносам, социальным отчислениям;
-
разъяснение налогового законодательства
В каждом регионе по каждой услуге, кроме письменного, электронного обращения за разъяснением налогового законодательства, для юридических лиц и ИП было опрошено 13-14 и более респондентов, для населения (физических лиц) – более 21 респондента. По письменному, электронному обращению за разъяснением налогового законодательства опрошено 46 респондентов среди юридических лиц и ИП и 30 – среди физических лиц. Квота по данной услуге не устанавливалась. Все респонденты, участвовавшие в исследовании, оценили услугу разъяснение налогового законодательства оказанную в течение года в налоговых органах, в том числе по телефону, включая Call-центр – 1625 человек.
Таблица . Выборка исследования по налоговым услугам (2010 г.), %
|
Юридические лица и ИП
|
Население
|
|
Регистрационный учет ИП
|
Регистрационный учет плательщиков НДС
|
Ликвидация юридического лица, прекращение деятельности ИП
|
Выдача сведений об отсутствии /наличии налог. задолженности
|
Прием налоговой отчетности
|
Проведение зачетов и возвратов
|
Приостановление представления налоговой отчетности
|
Регистрация налогоплательщика
|
Выдача справок о наличии (отсутствии) налоговой задолженности
|
г. Астана
|
14
|
14
|
14
|
14
|
15
|
14
|
14
|
22
|
24
|
г. Алматы
|
14
|
15
|
14
|
16
|
14
|
14
|
15
|
26
|
25
|
Акмолинская
|
14
|
14
|
14
|
14
|
15
|
14
|
14
|
21
|
21
|
Актюбинская
|
14
|
14
|
17
|
14
|
14
|
14
|
14
|
20
|
22
|
Алматинская
|
14
|
15
|
17
|
16
|
14
|
14
|
14
|
28
|
27
|
Атырауская
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
15
|
14
|
23
|
24
|
Восточно-Казахстанская
|
14
|
14
|
23
|
18
|
14
|
16
|
14
|
25
|
22
|
Жамбылская
|
13
|
13
|
14
|
13
|
13
|
14
|
13
|
22
|
23
|
Западно-Казахстанская
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
23
|
22
|
Карагандинская
|
14
|
15
|
15
|
16
|
13
|
16
|
15
|
25
|
25
|
Костанайская
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
23
|
22
|
Кызылординская
|
13
|
13
|
13
|
13
|
12
|
14
|
13
|
21
|
22
|
Мангистауская
|
14
|
14
|
19
|
20
|
15
|
16
|
14
|
23
|
22
|
Павлодарская
|
13
|
13
|
13
|
13
|
11
|
13
|
13
|
22
|
22
|
Северо-Казахстанская
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
13
|
22
|
22
|
Южно-Казахстанская
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
14
|
30
|
30
|
|
218
|
221
|
240
|
234
|
217
|
228
|
221
|
376
|
375
|
Был проведен анкетный опрос потребителей массовых налоговых услуг (физические и юридические лица) и поставщиков услуг, то есть сотрудников налоговых органов, непосредственно оказывающих услуги потребителям в городской и сельской местностях.
Также были выполнены глубинные интервью по наиболее проблемным услугам для респондентов (20 интервью).
У населения и предпринимателей по каждой отобранной услуге была получена информация по:
-
частоте обращения в налоговые органы по каждой услуге;
-
негативному или позитивному опыту обращения;
-
оценке качества предоставляемых услуг (компетентность (профессионализм), вежливость персонала, быстрота);
-
динамике развития качества предоставления услуг;
-
процедуре обжалования: доля пожаловавшихся потребителей, причины, порядок обжалования (процедура, качество, быстрота, предложения), результаты обжалования, в том числе и удовлетворенность результатом;
-
качеству, доступности и своевременности информации;
-
наиболее эффективным каналам взаимодействия (СМИ, Интернет, консультации, семинары, общественные организации, сотрудник налоговой службы);
-
необходимости и предпочитаемом способе обратной связи;
-
проблемным аспектам, предложениям и рекомендациям.
Инструменты
Анкета состояла из нескольких блоков вопросов: взаимодействие с налоговыми органами, информация, обратная связь, налоговая отчетность для юридических лиц и ИП и данные о респонденте: для предпринимателей из 83 вопросов, для населения – из 69 вопросов.
Для поставщиков услуг, то есть для работников налоговой службы, были представлены вопросы по удовлетворенности работой, рабочему климату, управлению, материально-технической обеспеченности, процессам, качеству предоставляемых услуг, компетентности.
Статистическая характеристика выборки
Исследованием было охвачено 58 населенных пунктов республики по следующей схеме: областной центр, малый город, два райцентра в сельской местности и районы городов Астана и Алматы. В 16 регионах Казахстана было опрошено 1625 потребителей услуг налоговых органов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и 781 потребителей услуг для населения, т.е. физических лиц. А также в рамках исследования был проведен опрос сотрудников налоговой службы – 416 респондентов.
Таблица . Выборка исследования, 2010 г.
|
Население
|
Юридические лица и ИП
|
Госслужащие
|
Астана
|
50
|
106
|
31
|
Алматы
|
54
|
105
|
26
|
Акмолинская
|
44
|
103
|
25
|
Актюбинская
|
45
|
101
|
27
|
Алматинская
|
58
|
106
|
25
|
Атырауская
|
52
|
99
|
27
|
Восточно-Казахстанская
|
51
|
116
|
29
|
Жамбылская
|
48
|
96
|
25
|
Западно-Казахстанская
|
45
|
91
|
25
|
Карагандинская
|
50
|
108
|
25
|
Костанайская
|
45
|
102
|
25
|
Кызылординская
|
45
|
91
|
25
|
Мангистауская
|
45
|
118
|
26
|
Павлодарская
|
45
|
91
|
25
|
Северо-Казахстанская
|
44
|
94
|
25
|
Южно-Казахстанская
|
60
|
98
|
25
|
ВСЕГО
|
781
|
1 625
|
416
|
Юридические лица и ИП. В исследовании приняли участие респонденты с различными формами предпринимательской деятельности: индивидуальные предприниматели, руководители или бухгалтеры, то есть лица, непосредственно взаимодействующие с налоговыми службами. АО составили 3%, ТОО – 49%, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные производители и кооперативы (2%), государственные учреждения – 8% и общественные организации – 1% опрошенных респондентов. Индивидуальные предприниматели составили 34% респондентов.
Таблица . Форма организации юридических лиц и ИП в выборке (2008-2010), %
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Акционерное общество
|
7
|
5
|
3
|
ТОО
|
40
|
47
|
49
|
Индивидуальный предприниматель
|
38
|
36
|
34
|
Крестьянское (фермерское) хозяйство, сельхозтоваропроизводитель, сельский потребительский кооператив
|
8
|
3
|
2
|
Госорганизация (учреждение, РГП, КГП, др.)
|
7
|
7
|
8
|
Общественная организация
|
|
2
|
1
|
Соотношение бизнес-респондентов города и села – 2.4:1 соответственно (в 2008 г. и 2009 г. – 2.5:1) или 71% составили респонденты из города и 29% из сельской местности. Практически полностью соответствует выборке 2008 года также размер предприятий: большую часть выборки составили малые предприятия с количеством работников от 1 до 50 человек. Незначительно увеличилась доля компаний со стажем работы 4-10 лет – 44% выборки и уменьшилась доля компаний с опытом взаимодействия с налоговыми органами 1-3 года – 25% (см. ниже).
Таблица . Размер предприятий и стаж работы компаний в рамках исследования (2008-2010), %
Размер предприятий
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Стаж работы компаний
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
Малый (1-50 человек)
|
70
|
69
|
70
|
Менее 1 года
|
9
|
11
|
10
|
Средний (51-250 человек)
|
22
|
25
|
25
|
1-3 года
|
29
|
30
|
25
|
Крупный (более 250 человек)
|
7
|
6
|
5
|
4-10 лет
|
40
|
41
|
44
|
|
|
|
|
Более 10 лет
|
21
|
19
|
21
|
В опросе приняли участие компании из самых разных отраслей экономики. Организации, работающие в разных отраслях бизнеса, и государственные учреждения имеют ряд общих бизнес-процессов, связанных с налогообложением и налоговой отчетностью и позволяют объективно оценить качество полученных налоговых услуг.
Большую часть опрошенных респондентов составили респонденты, занимающиеся в сфере торговли и услуг – 30% и 22.6% соответственно. Строительство и ремонт составили 10%, все другие отрасли от 0.2% до 9%. Среди них такие отрасли как нефтегазовая и горнодобывающая – 1.2% и 0.5%.
Таблица . Сфера деятельности респондентов, 2010 г.
|
N=1622
|
%
|
Торговля
|
487
|
30,0
|
Услуги (связь, общественное питание, гостиницы, транспорт, автосервис, бытовые)
|
366
|
22,6
|
Строительство, ремонт
|
173
|
10,8
|
Социальная сфера (образование, медицина, социальные услуги)
|
137
|
8,5
|
Сельское, лесное хозяйство
|
110
|
6,9
|
Производство товаров широкого потребления (швейное, продуктов питания)
|
96
|
6,0
|
Банки, финансовые, юридические услуги
|
55
|
3,4
|
Промышленность, оборудование
|
54
|
3,4
|
Туризм, культура, отдых, развлечения
|
31
|
1,9
|
Операции с недвижимым имуществом
|
28
|
1,7
|
СМИ, издательства, полиграфия
|
22
|
1,4
|
Нефтегазовая отрасль
|
20
|
1,2
|
Безопасность, охрана, военная и правоохр. службы
|
10
|
0,6
|
Горнодобывающий сектор
|
8
|
0,5
|
Научно-исследовательская, научно-производственная деятельность
|
4
|
0,2
|
Другое
|
58
|
3,6
|
страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27
|