страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 | страница 9
Начиная с сентября 2011года проводилась консультационная работа с педагогами, родителями, учащимися.
С родителями первоклассников проводились индивидуальные консультации:, тренинг-занятие «Правильное формирование собственной позиции в отношении здорового образа жизни» , круглый стол «Почему дети лгут?», родительское собрание – продуктивная педагогическая игра «Воспитание ненасилием .
Аникеева Т.В. считает интересной формой работы проведение заочных медицинских университетов для родителей. Были проведены следующие занятия: «Плоскостопие: профилактика, лечение», « Витамин – друг ребёнка» . (Приложение 14)
Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся 1 а и 1б, 2 классов (социально- педагогическая характеристика). В 1 а классе обучается 11 детей. Из них двое детей из многодетных семей, один ребёнок – из приёмной семьи, троих детей воспитывают матери-одиночки. В 1 б классе обучается 11 детей. Из них один ребёнок из многодетной семьи, один ребёнок – из приёмной семьи, один ребёнок – из опекунской семьи, троих детей воспитывают матери-одиночки. Во 2 классе обучаются 16 детей. Из них четверо детей из многодетных семей, один ребёнок – из приёмной семьи, трое детей – из неполных семей, двоих детей воспитывают матери-одиночки. Осуществляла индивидуальную работу с детьми по воспитанию собственных усилий на сохранение здоровья. Предоставляла информацию педагогам работающим с учащимися, участниками проекта, об обстановке в семье .
Индивидуальные беседы и консультации проводились с родителями, детьми, педагогами и по «Телефону доверия». Наиболее востребованная тематика бесед и консультаций с родителями, детьми, педагогами по «Телефону доверия» - это формирование навыков здорового образа жизни, приобщение к физической культуре и спорту.
При работе с учащимися стремилась
-
формировать у детей желание заботиться о своём здоровье, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режим дня;
-
воспитывать у учащихся бережное отношение к своей жизни и своему здоровью;
-
закреплять знания о чистоте тела, порядке, аккуратности и чистоте вокруг нас;
-
поддерживать познавательный интерес ребят.
С детьми в классах были проведены следующие мероприятия:
Встреча с первоклассниками «Страничка здоровья»,спортивный праздник совместно с немецкими друзьями « Спорт-шоу» ( Приложение 15). Встреча с учащимися « Сказка о том, как победила сила воли» (Приложение 16,17)
Для родителей, педагогов были разработаны рекомендации педагога социального по следующим вопросам: «Как организовать работу с родителями» (рекомендации педагогам по организации работы с родителями , «Как правильно организовать досуг ребёнка». «Памятка для родителей первоклассников». «Если домашние задания – тяжёлая повинность»
В 2012-2013 учебном году считает целесообразным продолжить работу:
-
по формированию у участников проекта навыков здорового образа жизни, мотивации на ведение здорового образа жизни;
-
по воспитанию культуры здоровья, осознанного отношения к его сохранению и укреплению;
-
по формированию у участников проекта отрицательного отношения к здоровьеразрушающим тенденциям.
Педагог-организатор, Журавлёва Надежда Николаевна, организовывала внеклассную и внешкольную работу с детьми и родителями, участвующими во внедрении педагогического проекта, создавала условия, для улучшения здоровья учащихся. Проводила мероприятия, направленные на укрепление здоровья, развитие творческого потенциала школьников. Изучала индивидуальные особенности, здоровье учащихся и на основе анализа организовывала общественную досуговую деятельность. Формировала общую культуру учащихся. Оказывала помощь участникам проекта в проведении мероприятий по формированию основ валеологической культуры у школьников.
Велась работа над созданием банка методических разработок, методической литературы для работы по реализации проекта педагогами учреждения.
Надежда Николаевна считает , что ребенок должен научиться не только быть здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Решению данной проблемы призван способствовать педагогический проект . Содержание работы направлено на познание и усвоение учащимися, родителями, педагогами многократности понятия «здоровье».
Как показывает практика, наиболее эффективны в обучении школьников активные формы работы с учащимися по формированию здорового образа жизни. Это – подготовка и проведение физкультурных мероприятий в режиме учебного дня школьника, 6-го школьного дня и во внеурочное время. В центре внимания педагогов - на подвижные формы работы.
Необходимым звеном в организации валеологического воспитания в условиях школы является внеклассная работа, включающая мероприятия по формированию мотивации здоровьесбережения, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Система работы строилась по следующим приоритетным направлениям:
1.Здоровье и здоровый образ жизни.
2.Режим дня, учебы и отдыха.
3.Основы рационального питания.
4.Личная гигиена.
5.Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
6.Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
7.Правила безопасного поведения в природе и социальной среде.
На протяжении 2011/2012 учебного года посещала уроки в 1-ых и 2-ых классах , наблюдала за учащимися, за их активностью и интересом, а также за тем как учителя начальных классов используют здоровьесберегающие технологии в различных формах физкультурно-оздоровительной работы и образовательном процессе (дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки, музыкальные паузы, подвижные перемены и т. д.) И видно как прослеживается связь между обучением и здоровьем, как обязательно нужно использовать и применять различные виды деятельности, которые способствуют сохранению активности детей на занятиях.
В рамках проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников первой и второй ступени обучения» мною, педагогом-организатором ГУО «Лебедевская средняя школа» была проведена определенная работа, содержание которой направлено на осознание и усвоение учащимися, родителями, педагогами многократности понятия «здоровье».
Пополняется банк данных методической литературы и картотека разработок по ЗОЖ для реализации проекта. Известно, что психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить воспринимать «сухую» информацию, выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения: ребенку должно быть интересно это делать, не потому что «надо» и «полезно», а потому, что ему это интересно и нравится делать. Поэтому одной из задач своей работы я выделила необходимость обогащения предметно-развивающей среды: необходимость создания разнообразных дидактических игр и пособий, нестандартного физкультурно-игрового оборудования, способствующих повышению мотивации младших школьников к получению валеологических знаний на занятиях, полноценной реализации двигательной активности, профилактике заболеваний, приобщению к ЗОЖ и т.п.
Применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра. Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.
Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности. С большим интересом прошли игры «Веселая игра-эстафета, «Догонялки».
Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа. Примером могут быть игры «Да-нет», игра-викторина «Здоровье – это здорово»,также различные беседы(беседа «Посвящение в ученики школы здоровья»), рассказы, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия (литературно-спортивный проект «В гостях у сказки»), инсценирование ситуаций, просмотр видеофильмов и др. Формы организации учебного процесса также могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, уроки – путешествия, уроки – КВН, праздники, игры, викторины ,тренинги и др. Мной были подготовлены и проведены следующие мероприятия: информационный час «Дым, уносящий здоровье», конкурс рисунков «Детство – страна здоровья», спортивный семейный праздник «Чистое дыхание». Традиционными и любимыми стали спортивные программы :«Вас вызывает спортландия» (Приложение 19), «Защитник отечества – это спортсмен»(Приложение 20), конкурсная программа «Дочки - матери».
Достижение любой воспитательной цели невозможно без сотрудничества с семьями. Цель – помочь родителям сохранить и укрепить здоровье ребенка не медикаментозными, но в то же время научно-обоснованными и действенными способами и средствами. С родителями проводились индивидуальные беседы на темы: «Питание в семье», «Режим дня ребенка», «Молоко ,молоко для здоровья нам дано »(Приложение 21) и т.д., родительские собрания на темы «Как сохранить здоровье учащихся 1-2 классов», «Воспитываем детей здоровыми», «Сколько весит здоровье ученика»(Приложение 22).
Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Реализация проекта позволит сформировать личность, способную самостоятельно заботится о своем здоровье, выработать установку на ЗОЖ, вооружить знаниями и умениями сохранять своё здоровье.
Считает, что работа по данному направлению дает положительные результаты, так как имеющиеся знания, благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, обыденной жизни, опытно-экспериментальной деятельности приобретает прочный и осознанный характер. Нетрадиционный подход к оздоровительно-профилактической работе с детьми младшего школьного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал, что бесценно в воспитании подрастающего поколения.
В 2012/2013 учебном году планирует продолжить работу :
- по формированию потребности и навыков здорового образа жизни.
- по оздоровлению и развитию физических возможностей участников проекта.
- по охране здоровья и воспитанию здорового образа жизни ребят.
Воспитатель группы продленного дня, Ильич Алла Михайловна непосредственно участвует в организации педагогического проекта. Воспитательную деятельность учащихся организовывает с учётом сохранения и укрепления их здоровья. Разрабатывает и использует на занятиях методы формирования валеологической культуры учащихся согласно возрастным особенностям, приёмы создания благоприятного психологического климата, способствующие росту коммуникативной, рефлексивной и валеологической культуры детей, разрабатывает показатели в этом направлении.
Проводит мониторинги состояния здоровья детей (стартовый, промежуточный, итоговый), диагностические процедуры по определению осознанного отношения учащихся к состоянию здоровья. Отслеживает уровень воспитанности школьников, динамику психологического комфорта, утомляемости и удовлетворённости, приращения социального и познавательного опыта. Для педагогов, работающих в первом классе, готовит информацию о готовности ученического коллектива (характеристика познавательной деятельности) быть объектом педагогического проекта. Корректирует межличностные отношения среди учащихся. Постоянно работает над повышением профессионального уровня в рамках внедрения проекта.
Ильич А.М. проводит исследовательскую работу по теме «Вовлечение детей в процесс поиска своего пути сформированности здоровых установок и навыков ответственного поведения».
Во время учебного процесса учителям часто просто не хватает времени для разговора с учениками по этим вопросам. Поэтому, я думаю, что главным направляющим в вопросах формирования здоровья, формирования основ валеологической культуры должны выступать воспитатели. Так как одной из наших задач и является воспитание у ребёнка позиции признания ценности своего здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление его, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Здоровье детей во многом зависит от правильной организации рабочего дня учащихся. Так как большинство школьников проводят в школе максимальное время, то работу в группе я планирую в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими особенностями детей младшего возраста. Следовательно, первым важным моментом для меня в решении вопроса о здоровье ребенка является правильное планирование режима дня. Очень важно правильное планирование времени учащихся, необходимое на обучение, питание , отдых. Только рациональное чередование этих компонентов положительно влияет на умственное, физическое развитие детей, на их работоспособность и на состояние здоровья. Правильный режим облегчает, ускоряет работу нервных клеток мозга, охраняет их от быстрого истощения, предохраняет нервную систему от переутомления. В связи с этим, при планировании режима я также учитываю следующие требования: возрастные особенности младших школьников; рациональное распределение времени на обучение, питание, отдых, внеклассных мероприятий и т.д.; максимальное пребывание детей на свежем воздухе; четкую организацию работы детского коллектива; единство предъявляемых к детям требований и контроль за их деятельностью.
Гигиеническая разработка режима ГПД - дело чрезвычайно трудное. Необходимо учесть многие гигиенические требования. Среди них выделяется правильная организация питания.
В целях укрепления здоровья детей часть времени (1- 1,5 ч.) выделет для обязательного пребывания на свежем воздухе. Организацию отдыха на воздухе обеспечивают разнообразные занятия : физический труд, спортивные, игровые, прогулочные, экскурсионные, наблюдения. Системообразующей связью между ними является обязательная двигательная активность, направленная на восстановление сил детей средствами активного отдыха.
С учётом режимных требований ежедневно в группе проводится 1 занятие на воздухе и 1 занятие в помещении. Если на занятие на воздухе отводится 1- 1,5 ч., то на занятие в помещении - 30 -45мин.
В помещении проводились следующие общеразвивающие занятия: трудовые, различные по темам беседы, игровые и развлекательные занятия, устные журналы, игры- путешествия, спортивные мероприятия, конкурсы и др.. Все занятия функционально зависимы друг от друга в недельном режиме, так как одинаково служат целям общего развития детей, рационального удовлетворения их потребностей в движении, общении и эмоциональной разрядке.
Конечно, основная работа по воспитанию выполнения основных пунктов режима должна лежать на семье, но многие родители не признают важность режима. Они забывают, или, что больше соответствует истине, не знают физико-психологических возрастных особенностей ребенка младшего возраста и разрешают ребенку нарушать режим, что приводит к снижению работоспособности, повышению усталости и впоследствии может привести сначала к эмоциональному срыву, а затем и серьезным заболеваниям. Поэтому просветительскую работу педагог провождит и среди родителей. В помещении ГПД оформлены уголок группы и уголок здоровья. Во время личных бесед ненавязчиво рассказывается о необходимости правильно организованного режима именно для их ребенка, делая акцент на улучшение достигнутых результатов в учебном процессе.
Одной из форм привлечения родителей к работе по формированию основ валеологической культуры детей являются письма для родителей. Это своеобразные домашние задания для семьи. В них кратко разъясняется, какие навыки формируются с воспитанников по определённой теме и какую конкретную помощь ждут от семьи. Через 10-15 дней после получения письма родители информируют о проделанной работе и ее результатах в виде анкет.
Практика показала высокую эффективность писем. Поэтому следует активно использовать возможности семьи в формировании навыков валеологической культуры.
Тематика писем такова: «Режим дня», « Личная гигиена», « Азбука питания», « Простудные заболевания»,» Правила дорожного движения», «Вред алкоголя и курения» .( Приложение 23)
Если ребенок видит четкое выполнение режима хотя бы на примере ГПД, и он сам начинает выполнять пункты режима, тогда для него режим становить значим, что приводит к первым ощутимым результатам в оздоровительной работе.
Младшему школьнику для укрепления здоровья объем необходимой двигательной активности в течение недели должен составлять 10-12 часов (где движение - не проявление баловства и шалости, а спонтанная потребность овладеть собственным телом, испытать свои физические возможности). Восстановления норм двигательной активности для детей посещающих ГПД возможно за счет спортивных часов, прогулок, экскурсий ,игр, эстафет, физкультминуток и минуток отдыха.
Прогулка в ГПД планируется в расчете где-то 1час.- 1.30час. Прогулка - это занятие на воздухе, т.е. за пределами школьного помещения, а значит в тесном общении с природой, людьми, между собой в более естественной обстановке. При планировании прогулки придерживается определенных методических рекомендаций с целью повышения значимости прогулки для здоровья, которые включают:
-организационный момент- это одевание детей в соответствии с погодными условиями, инструктаж по правилам поведения на прогулке, особое обращение внимания детей на травмоопасные моменты;
-основную часть, состоящую из различно спланированной деятельности по наблюдению, общению и т.д., проведение 2-3 игр различной направленности;
-краткое подведение итогов, возвращение в школу, гигиенические процедуры. В основную часть прогулки обязательно включают различные подвижные игры. Подвижная игра - это активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Особенность подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции воспитанника на различные сигналы. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках и т.д. Сущность подвижной игры выражается в оздоровительном значении - создаются благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшают деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной системы, стимулирует обмен веществ и пр.
Оздоровительные минутки - это обязательные компоненты режимных моментов работы ГПД в помещении и проводятся во время часа общения, после учебного процесса. Главная функция минутки - своевременная перемена деятельности, снятие утомляемости за определенный отрезок времени, т. е. она является либо частью отдыха, либо частью двигательной активности.
Целесообразность проведения минуток в режиме работы ГПД :
1. Игровые минутки проводятся несколько раз в течение дня по 5-6 минут.
2. В них могут участвовать все воспитанники, вне зависимости от заболевания.
3. Благодаря минуткам воспитанники получают возможность расслабиться психически и физически после интенсивной деятельности.
4. Постоянство в проведении минуток вырабатывает у воспитанников потребность и привычку в таких упражнениях.
5. Оздоровительные минутки способствуют повышению работоспособности, активности, помогают преодолевать усталость и сонливость
6. Для проведения минуток не нужно специальное спортивное оборудование, достаточно мягкого коврового покрытия и материала, который находиться в группе или у ребенка в портфеле.
7. Данные упражнения можно сочетать с интеллектуальными заданиями, что позволяет развивать интеллектуальную сферу и проводить оздоровление.
Из всего сказанного важным в проведении оздоровительной работы является заинтересованность не только учителя, как организатора данной деятельности, но и обучающихся в сохранении собственного здоровья, а следовательно, они становятся важной частью валеологического воспитания.
Полное воспитание невозможно без знакомства с теоретическими вопросами по здоровью. И, поэтому, еженедельные занятия по валеологии - "Часы здоровья", помогают решить эту задачу. Причем, цель этих занятий совпадает со значением слова "валеология", т.е. дети учатся быть здоровыми душой и телом, стремятся творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия. Основная оздоровительная идея таких занятий - это достижение состояния согласия организма между духовным, нравственным и физическим. Технология работы с детьми на этих занятиях строится в направлении личностно - ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, пробуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Задания всегда содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями, необходимыми для развития навыков ребенка. Обязательное введение игры в занятие позволяет сохранить специфику легкости и доступности, помогает детям лучше запомнить относительно сложные вопросы по сохранению своего здоровья.
Хочется обратить внимание, что система валеологического воспитания включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка, например, чистить зубы по утрам и вечерам, надо, чтобы он уже с раннего детства учился любви и заботе к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. "Познать самого себя - высшая цель человека".
В своей работе Ильич А.М. использует различные формы проведения занятий по валеологии: это и беседы(Приложения 24), и устные журналы(Приложения 25,26), игры- соревнования (Приложение 27), и путешествия (Приложение 28,29) окончанием которых является формулирование у воспитанников основных правил здорового образа жизни. Педагог отмечает достижения детей через словесные или призовые поощрения, т.к. это способствует возникновению желания принимать участие в часах общения, и помогает снять напряженность, тревожность, а иногда и страх, перед ответом на разные по сложности вопросы. Известно, что чувство страха вызывает скованность, порождает неуверенность, и снижается уважение к себе как к личности. А задача воспитания вызвать после любого занятия у ребенка чувство гордости и уважения к себе, что в будущем и уравновесит соотношение духовного, нравственного и физического развития, т.е. будет выполнена задача системы воспитания валеологии.
На основе своей работы Ильич А.М. выработала рекомендации по валеологическому воспитанию.
Валеологическое воспитание:
- должно строиться на диалоге, сотрудничестве, взаимопонимании с проявлением заботы и поддержки;
-является значимым не только для воспитателя, воспитанника, но и для окружающих;
- должно строиться на принципе социальной адаптации воспитанника в коллективе ГПД;
-опирается на возрастные особенности, потребности и интересы воспитанников;
- должно создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху в познании;
-учитывать положительный опыт семьи, школы и других общественных организаций в формировании здорового образа жизни с младшего школьного возраста.
И помогла создать "Памятку для воспитанника по воспитанию валеологической культуры":
- любую работу начинай с планирования;
-строго следуй режиму дня;
- помни правила:
- "нет здоровья без движения и отдыха";
- "игра всегда должна быть безопасна";
- "без знаний нет норм и правил жизни";
- "ты в ответе за своё здоровье и здоровье окружающих»;
- "помни, что от образа жизни зависит здоровье».
Хочется отметить, что любая, даже полезная деятельность, насаждаемая силой, отвергается человеком, как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. Она вызывает лишь вредные отрицательные эмоции и приносит больше вреда человеку, чем пользы. Стоить помнить народную мудрость: "Заставить силой работать кувалдой можно, заставить силой думать нельзя!". Поэтому так важно строить процесс не с позиции силы, а на основе эмоционально- положительного, личностно-ориентированного подхода.
В рамках проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников первой ступени обучения» педагогом-психологом Лебедевской средней школы, в период с сентября 2011 по май 2012 была проделана следующая работа.
С целью ознакомления с психологическими аспектами школьной жизни первоклассников начиная с сентября 2011 проводилась консультационная работа с педагогами и родителями. Основными вопросами, с которыми обращались педагоги, были:
- Адаптация учеников;
- Работа с детьми с особенностями психофизического развития;
- Психологические особенности младших школьников.
В рамках просветительской работы я выступала на классных родительских собраниях с докладами по темам:
- Ваш ребёнок идёт в школу (Приложение 30);
- Адаптация первоклассников (Приложение 31);
- Почему трудно первокласснику? (Приложение 32)
С целью развития педагогической грамотности для родителей были разработаны рекомендации психолога по следующим вопросам:
- Рекомендации психолога родителям первоклассников (Приложение 33);
- Как слушать ребёнка (Приложение 34);
- Рекомендации родителям 1-4 классов (приложение 35).
На протяжении учебного года педагог-психолог посещал уроки в 1 «А», 1 «Б» классах с целью наблюдения за деятельностью обучающихся. Основная масса посещений пришлась на сентябрь, январь, апрель. Она целенаправленно ходила на уроки по разным предметам, в разное время для сравнения особенностей поведения учеников первых классов на уроках и переменах. В обоих классах нет детей, постоянно нарушающих дисциплину, и детей с неадекватным поведением. Все активно работают на уроках. Уже в конце сентября ученики знают правила поведения на уроках и переменах, способны высидеть целый урок, занимаясь учебной деятельностью.
Большое значение в рамках работы над проектной деятельностью имела диагностическая работа. Она велась в следующих направлениях:
1. изучение особенностей адаптации первоклассников
С целью изучения особенностей протекания процесса адаптации применяла методику «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Приложение 36) и методику «Анализ родительского мнения по выявлению уровня адаптации к школе» (Приложение 37). Результаты данных методик показали, что не все ученики на конец сентября - начало октября успешно адаптировались к учебному процессу.
2. изучение особенностей интеллектуального развития учеников
Для изучения данного вопроса использовалась методика «Школьный тест умственного развития» (Приложение 38). С помощью этой методики проверяла сформированность у учеников мыслительных процессов, умение работать по инструкции самостоятельно.
3.изучение уровня утомляемости
Изучение уровня утомляемости у учеников 1 класса проводилось в 2 этапа, в ноябре и в апреле, с помощью методики «Корректурная проба» (Приложение 39). Сама по себе методика направлена на изучение уровня внимания. Но проведение данной методики в начале и в конце учебного дня даёт нам анализ уровня утомляемости детей в течение дня, а сравнительный анализ таких результатов на начало и конец учебного года даёт нам результаты утомляемости детей в течение года. Результаты данной методики показали, что уровень утомляемости детей не высокий, находится в пределах нормы .
Психологическая диагностика с учениками с особенностями психофизического развития велась индивидуально педагогом-психологом и дефектологом на протяжении учебного года.
По результатам диагностики уровня адаптации учеников к школе был подобран и проведён курс коррекционно-развивающих занятий (Приложение40). Занятия проводились 1 раз в неделю в течение октября, ноября, декабря 2011 года. Задачами данного курса являлись развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, расширение словарного запаса, развитие межличностного общения в группе. Курс состоял из 10 занятий. Каждое занятие включало в себя упражнения на развитие коммуникативных способностей, развитие мыслительных процессов, вербально-логических операций.
Начиная с января 2012 работала с первоклассниками по программе формирования у детей эмоционально-волевой регуляции как основы психического здоровья «Шаг навстречу» (Приложение 41). Данная программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.
На занятиях учащиеся получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения, овладевали навыками эффективного общения. Также, большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию и творческому самовыражению.
Основными задачами данного курса являются:
-
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
-
развитие умения слушать других людей;
-
снятие негативных импульсов;
-
формирование позитивной моральной позиции;
-
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии.
В 2012/2013 учебном году считает целесообразным продолжить работу по формированию у детей эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья «Шаг навстречу» (курс занятий для 2 класса); диагностическую работу, просветительскую работу с родителями и педагогами.
Кузина Ольга Валерьевна, педагог-психолог, непосредственно участвует в реализации проекта, организует диагностические процедуры на всех этапах внедрения проекта . Поддерживает связь с родителями, которые следят за состоянием психологического и физического здоровья своих детей. Отмечает степень удовлетворенности личностным развитием учащихся в процессе реализации проекта, поддерживает связь с педколлективом, оказывает им помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Осуществляет конкретные меры по повышению психологической компетентности педагогов. Проводит с учащимися тренинги, способствующие формированию позитивного отношения к учебной деятельности, сохранению собственного здоровья.
Осуществляет анализ психического здоровья детей в начале и в конце учебного года.
В рамках проекта «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников первой ступени обучения» педагогом-психологом Лебедевской средней школы, в период с сентября 2011 по май 2012 была проделана следующая работа с учениками 2 класса.
Начиная с сентября 2011 мною проводилась консультационная работа с педагогами и родителями. Основными вопросами, с которыми обращались педагоги, были:
- Психологические особенности младших школьников;
- Работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
В рамках просветительской работы я выступала на классных родительских собраниях с докладами по темам:
- Садимся за уроки (Приложение 42);
- Позитивное и негативное в поведении ребёнка: как к этому относиться? (Приложение 43);
С целью развития педагогической грамотности для родителей были разработаны рекомендации психолога по следующим вопросам:
- Пять основных правил воспитания (Приложение 44);
- Если ребёнок нарушил. Умейте прощать. (Приложение 45);
- Как помочь ребёнку в учебных делах (Приложение 46).
Большое значение в рамках работы над проектной деятельностью имела диагностическая работа. Она велась в следующих направлениях:
1. изучение особенностей взаимоотношений учеников в классном коллективе
С целью изучения особенностей взаимоотношений учеников в классном коллективе использовала методику «Социометрия» (Приложение 47). Результаты данной методики показали, что неформальным лидером в классе является Посох Никита. Именно он набрал наибольшее количество положительных и ни одного отрицательного голоса. Наименее популярными оказались Сильванович Иван, Филон Егор. Данные этой методики могут учитываться при рассадке учеников, при распределении обязанностей в классе, для сплочения классного коллектива.
2. изучение особенностей интеллектуального развития учеников
Для изучения данного вопроса мною использовалась методика «Школьный тест умственного развития» (Приложение 48). С помощью этой методики проверяла сформированность у учеников мыслительных процессов, умение работать по инструкции самостоятельно. Наиболее высокие результаты показали такие ученики: Погуца Ксения, Посох Никита, Леган Дарья, самый низкий показатель у Сильвановича Ивана. Данная методика будет очень полезна при организации учителем личностно-ориентированного подхода на уроках.
3.изучение уровня внимания
Уровень внимания изучался с целью рассмотрения вопроса утомляемости учеников. Изучение уровня внимания у учеников 2 класса проводилось с помощью методики «Корректурная проба» (Приложение 49). Результаты данной методики показали, что уровень внимания детей находится в пределах нормы.
Сравнительный анализ результатов методики в 1 и 2 классах показал, что ученики во 2 классе меньше устают, более внимательны, совершают меньше ошибок при выполнении заданий (Приложение 50)
С декабря 2011 продолжила работу с второклассниками по программе формирования у детей эмоционально-волевой регуляции как основы психического здоровья «Шаг навстречу» (Приложение 51). Данная программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.
На занятиях учащиеся получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения, овладевали навыками эффективного общения. Также, большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию и творческому самовыражению.
Основными задачами данного курса являются:
-
обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
-
развитие умения слушать других людей;
-
снятие негативных импульсов;
-
формирование позитивной моральной позиции;
-
обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии.
В 2012/2013 учебном году считает целесообразным продолжить работу по формированию у детей эмоционально-волевой регуляции как основы сохранения психического здоровья «Шаг навстречу» (Курс занятий для 3 класса); диагностическую работу, просветительскую работу с родителями и педагогами.
Воспитатель ГПД Сакович Тамара Александровна на протяжении учебного года проводила исследовательскую работу по теме «Педагогическая валеология – наука о формировании здоровья»
В условиях инновационного развития и вариативности, выбирая приоритетные направления своей деятельности учитывала, как эти инновации влияют на здоровье воспитанников. Усилия оздоровительной работы с детьми нашло своё отражение во время реализации педагогического проекта.
Валеология исходит из теории адаптивного реагирования. Адаптация – это способность всего живого приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, которые слагаются из непрерывного ряда психологических, физических и химических воздействий. Адаптация обеспечивает поддержание постоянства внутренней среды организма необходимого для нормальной жизнедеятельности.
Расширить возможности своей адаптации можно с помощью системы продуманных, длительных, регулярных тренировок, закаливания, мероприятий и работы с родителями.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического, психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода.
« Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя.» ( Н. Амосов.)
Человек должен овладеть искусством здоровой жизни, уметь вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя следующие блоки:
- Режим труда и отдыха.
- Физическая активность и закаливание.
- Рациональное питание.
- Психогигиена и психопрофилактика.
- Создание благополучной для человека окружающей среды.
- Отказ то курения и алкоголя.
Здоровый образ жизни - это форма и способы повседневной жизни человека, которые приводят к совершенствованию резервных возможностей организма, успешному выполнению сознательной и профессиональной функции, способности к профилактике наиболее распространённых заболеваний.
Важнейшим разделом профилактики является формирование здорового образа жизни, включающего воспитание с раннего детского возраста правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Приобретение школьниками навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний. (Приложение 52)
Довольно высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, которые могут привести к тяжёлым увечьям, а иногда и гибели детей, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях. (Приложение 53)
Усвоение и применение учащимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.
В плане работы педагога присутствуют беседы и тренинги по экологии окружающей среды и непосредственно здоровья школьника. Темы бесед «Как живет организм?», «Наши болезни», «Привычки и поступки» и многое другое.
Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает функционировать всем системам организма и оказывать на них тренирующее действие. (Приложение 54)
Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.
Для того чтобы дети были здоровыми, использует оздоровительные мероприятия. Во время самоподготовки проводит оздоровительные минутки. Эти оздоровительные минутки проводить необходимо, чтобы учащиеся не уставали и могли работать на занятиях в полную силу. Во время физкультурных пауз использует игры большой подвижности на свежем воздухе и в спортивном зале. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровообращение внутренних органов, улучшают работоспособность нервной системы. В подвижных играх дети проявляют творческую инициативу в выборе способов достижения цели. В подвижных играх, связанных с выполнением двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Но больше всего дети любят играть на свежем воздухе в свои любимые подвижные игры: футбол, баскетбол.
С большим удовольствием дети выполняют гимнастические упражнения - гимнастику для рук, для глаз. Сакович Т.А. подбирает специальные упражнения для укрепления всех мышц, для улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления. (Приложение 55)
В группе продлённого дня учащиеся любят играть в эстафетные игры :
- «Весёлые старты».
- «Сильные, смелые, ловкие»
Но кроме спортивных игр я ещё провожу викторины, клубные часы :
- «Здоровье сгубишь – новое не купишь».
- «Друзья здоровья».
-«Хорошие зубы – залог здоровья».
-«Если хочешь быть здоров – закаляйся». (Приложение 56)
В зимний период играем в разные игры («Не уступлю горку», «Защита крепости»,
«Загони льдину», «Попади в цель»).
Из бесед и игр учащиеся усваивают важные термины и понятия: здоровье, режим дня.
Дети на занятиях всегда активны, организованно выполняли все творческие задания. Активность ребенка должна сменяться отдыхом не только мышц, но ребенок должен получать психологическую разгрузку. Для этого есть великолепный методически прием как «минута тишины». После шумной игры ли активной перемены ребята садятся за парты, включается спокойная музыка. Сначала они не обращают внимания, а потом все больше и больше прислушиваются. И эффект потрясающий - в классе наступает тишина. Какое то время они слушают, а потом им предлагаются молча поиграть в игры «Кто тише обойдет класс», «Кто услышит какие-то звуки!» И дети успокаиваются. Идет психологическая разгрузка. Особенно это полезно перед самоподготовкой. После такой разгрузки дети готовы спокойно выполнять домашние задания.
Использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Такая работа носит постоянный продуманный характер, что обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, обеспечивает реализацию определённой системы укрепления здоровья у школьников.
Все формы здоровьесберегающих технологий с детьми, которые она применяет, делают повседневную жизнь и деятельность школьников разнообразной, содержательной. Это помогает в решении задач воспитания здоровья у школьников.
Таким образом можно выделить положения адаптивного реагирования
-
Потенциал здоровья может быть увеличен при правильном образе жизни и специальными тренировочными воздействиями или может снижаться при неблагоприятных воздействиях и невосполнимых утратах резервов.
-
Увеличение потенциала здоровья достижимо только собственными усилиями человека.
-
Здоровье обеспечивается механизмами адаптации, то есть приспособления к изменениям внешней и внутренней среды.
У каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться выявлять и наращивать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!» Валеология предлагает формировать здоровье, повышать потенциал с опорой на собственные усилия человека.
В рамках темы проекта педагоги определили темы исследовательской деятельности . Руководителем проекта регулярно проводились семинары , семинары-практикумы (Приложение 57), консультации по разработке приёмов формирования навыков валлеологической культуры у учащихся, учёба педагогов по умению вести со школьниками беседы,разработаны конспекты совместных занятий по валеологии “Сохрани своё здоровье”, “Зоркие глазки” , “Неболейка” (Приложение 58), тренинги, а их родителей убеждать в необходимости здорового образа жизни, потому что быть здоровым — естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию.
В своей работе педагоги школы используют различные формы проведения занятий по валеологии: это и беседы, и игры, и упражнения и т.д., результатом которых является наметившееся стремление у обучающихся к собственному формированию основных правил здорового образа жизни и их выполнению. Учителя всегда помнят, что на занятиях по воспитанию здорового образа жизни отрицательных отметок
( оценок) ставить не следует, но всегда отмечают достижения детей через словесные или призовые поощрения, т.к. это способствует возникновению желания принимать участие в часах общения, и помогает снять напряженность, тревожность, а иногда и страх, перед ответом на разные по сложности вопросы. Известно, что чувство страха вызывает скованность, порождает неуверенность, и снижается уважение к себе как к личности. А задача воспитания вызвать после любого занятия у ребенка чувство гордости и уважение к себе, что в будущем и уравновесит соотношение духовного, нравственного и физического развития, т.е. будет выполнена задача системы воспитания валеологии.
Выводы.
Второй год работы по внедрению проекта позволяет сделать определённые выводы:
1. Работа по здоровьесбережению в учреждении находится в переходной стадии: от изучения механизмов организации к конкретной практической деятельности, что позволяет решить основные задачи по оздоровлению воспитанников.
2. Работа в рамках проекта свидетельствует о необходимости и целесообразности деятельности в этом направлении.
3. Уровень реализации педагогического проекта признан допустимым. 4. Значительно повысился профессиональный уровень педагогов, налажен взаимообмен опытом.
Предложения.
1. Процесс валеологического воспитания
- Должен строиться на диалоге, сотрудничестве, взаимопонимании с проявлением заботы и поддержки.
- Является значимым не только для воспитателя, воспитанника, но и для окружающих.
- Опирается на возрастные особенности, потребности и интересы воспитанников.
4. Создаёт атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху в познании.
5. Требует использования «Памятки для воспитанника по охране здоровья»:
-
любую работу начинай с планирования;
-
строго следуй режиму дня:
-
помни правила:
- «Нет здоровья без движения и отдыха»,
- «Игра всегда должна быть безопасна»,
- «Без знаний нет норм и правил жизни»;
-
ты в ответе за своё здоровье и здоровье окружающих.
-
помни, что от образа жизни зависит здоровье.
6. Качественное внедрение проекта возможно путём создания заинтересованного сообщества педагогов, учащихся и родителей.
7. Разработаны конкретные мероприятия,которые педагоги школ могут использовать в работе (Приложения 1-57). Создание банка методических разработок.
8. На пути реформирования национальной системы образования педагогический проект «Внедрение модели формирования основ валеологической культуры у школьников 1 ступени обучения» - удачная модель, где ребёнок в беспрерывном процессе обучения, а не от случая к случаю получает навыки соблюдения норм и правил гигиены.
Внедрение педагогического проекта положительно сказывается на эффективности образовательного процесса в учреждении, формирует положительный опыт, который, возможно, будет востребован другими учреждениями образования.
Директор ГУО "Лебедевская
средняя школа Молодечненского района" Е.А.Горбачёва
Руководитель педагогического проекта,
заместитель директора
по учебно-методической работе И.И.Скоринко
Приложение 1
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 8 | страница 9
|