страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
Семинар-практикум « Методы и формы активизации педагогов»
Цели :
-
Систематизировать знания педагогов по формированию валеологического мышления детей.
-
Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.
Подготовка
1. Тематический контроль “Обеспечение дидактическим материалом в осуществлении валеологического образования”.
2. Обобщение опыта работы педагога Скоринко И.И. по формированию здорового образа жизни у учащихся.
3. С целью изучения проблемы валеологического образования проведены консультации:
- Валеология как интегративная наука о формировании, поддержании и укреплении здоровья. Цели,содержание,задачи и метод ;
- Основные составляющие здорового образа жизни;
- Методы ознакомления детей, направленные на познание самого себя. ;
- Валеологические подходы к образовательному процессу ;
-Стресс и ребенок. Снятие стресса, напряжения. Упражнения для снятия стрессов, тренинги для детей.
4. Конкурс на лучшее оформление “Уголка здоровья” в группах продлённого дня и классах.
5. Оформление для родителей информационного материала по теме проекта.
Под музыку “Мы начинаем КВН” педагоги делятся на 2 команды.
Заместитель директора представляет команды, жюри и предлагает занять всем свои места.
I .“Приветствие команд”.
Заместитель директора по УМР : Чтобы определить насколько уважаемые коллеги знают и понимают проблему валеологического образования, объявляется следующий конкурс.
П. “Экзамен”.
Капитаны команд выбирают конверты с вопросами.
Примерные вопросы:
- Почему перед педагогами остро встала проблема осуществления валеологического образования детей.
- Какие основополагающие принципы валеологии Вы знаете. Кратко охарактеризуйте их.
- Какие составляющие ЗОЖ необходимы каждому человеку. Докажите.
- Каковы особенности методики ознакомления детей с собственным организмом.
(При оценке учитывается: четкость формулировки, краткость, полнота ответа, научность знаний)
Заместитель директора по УМР : . Работая над данной темой надо быть не только подкованным теоретически, но и быть эрудированным. Поэтому, чтобы проверить эрудицию воспитателей объявляю следующий конкурс.
III. “Пинг-понг”
Представитель каждой команды выбирает шарик с вопросом для противоположной команды. Кидает ей шарик. Каждый вопрос заранее оценен определенным количеством баллов. Поэтому конкурс немного коварный, на удачу.
Примерные вопросы:
1. Скажите, пожалуйста, какое отношение могут иметь к нашему семинару букеты цветов стоящие на столах?
Ответ: При напряженном дне, насыщенном умственной работой и зрительном напряжением очень хорошо иметь в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т.к. меньше утомляют зрение, а зеленый – восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение.
2. Как Вы понимаете выражение: “голубая кровь”. Откуда возникло это выражение?
Ответ: Голубая кровь существует у раков и морских червей. Происхождение понятия “голубая кровь” древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаком благородства. Это перешло и в другие страны.
3. Какой музыкальный инструмент считается самым лечебным?
Ответ: Фортепиано.
4. Что на свете самое сладкое?
Ответ: Сон.
5. У какого дерева голова внизу, а говорящий корень вверху, нелетающая птичка посередине?
Ответ: Легкие и сердце между ними.
6. Почему у женщин тонкие голоса, а у мужчин – низкие и грубые?
Ответ: У женщин воздушный тоннель уже в 3 раза. Чем тоньше труба, тем тоньше голоса.
Заместитель директора по УМР : Очень активно в настоящее время используют модели. Как в валеологии можно использовать моделирование?
IV. “Кодирование и декодирование”.
Составить памятку в виде модели, схемы на освоение детьми определенных правил, продемонстрировать его команде-сопернице, которая должна декодировать данную модель.
Оценивается: научность подхода, оригинальность исполнения.
Пример:
- сохранение ЗОЖ – закаливание, зарядка, спорт, прогулки, рациональное питание.
- правила ухода за своим телом;
- здоровое сердце – нормальный вес, рациональное питание, движение, пребывание на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, не допускать нервных перегрузок.
Заместитель директора по УМР : Как известно, ведущая деятельность младших школьников - игра, но задача педагога правильно организовать игру, помочь детям накопить социальный опыт.
V. Составить примерный тематический план,
обеспечивающий развитие сюжетно-ролевой игры в начальной школе на тему “Фитобар”, “Рентген-кабинет”.
Заместитель директора по УМР : Дети наши неутомимые почемучки и каждый педагог должен умело, грамотно, доступно ответить на детские вопросы, Да и взрослые часто задают порой непростые вопросы. Давайте посмотрим как наши педагоги справятся с непростым заданием.
VI. “Ты мне – я тебе”.
Каждая команда заранее готовит вопросы. Детские вопросы звучат в грамзаписи.
(по 4 детских вопроса и по 3 взрослых)
Примерные вопросы:
1. На каком музыкальном инструменте учатся играть с самого рождения и всю жизнь?
Ответ: речевой аппарат.
2. Может ли любовь к комфорту принести вред человеку?
Ответ: Существует инфекция, возникающая из-за этой любви. Это легионеллез. Возбудитель любит влажную среду. Заражение происходит при вдыхании мельчайших капелек инфицированной воды, образующихся в распылителях кондиционеров и душевых установок. Больше всего болезнь похожа на воспаление легких.
3. Еще португалец Санчес, лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы, говорил, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось русской бане. Как оздоравливает баня?
Ответ:
1) улучшает состав крови: повышает уровень гемоглобина, уничтожает болезнетворные микроорганизмы.
2) повышает устойчивость к холоду.
3) повышает устойчивость теплу.
4. Чем отличаются мышцы и кости запястья дошкольников и младших школьников от взрослых? Какая норма продолжительности письма должна соблюдаться в дошкольном возраста и младшем школьном возрасте?
5. Какие функции даются легче леворуким детям? К чему может привести переучивание леворуких детей ?
6. Физкультура и спорт необходимы всем. ЗОЖ предполагает тренировку своего тела. А каких писателей Вы знаете, которые активно занимались спортом?
Ответ: А.С.Пушкин активно занимался гимнастическими упражнениями, неутомимый ходок пешком. Любил ездить верхом .
Не пренебрегали физическими упражнениями Л.Н.Толстой и М.Горький. М.Горький любил греблю, катался на коньках.
Заместитель директора по УМР : К сожалению, мы очень часто забываем, что очень эффективным методом в работе с детьми являются юмор и шутка. Они создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости.
VII. Конкурс “Домашнее задание”.
Придумать и инсценировать шуточную сказку для детей “Королевство Простуды”. “Страна ватных одеял”.
Подведение итогов. Слово жюри.
Рекомендации:
1. Рекомендовать педагогам использовать в своей деятельности опыт работы педагога Скоринко И.И.
2. Регулярно проводить родительские собрания, используя активные методы и приёмы работы “Азбука здоровья”.
3. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разработки по валеологии.
4. В методическом кабинете оформить выставку из этих работ.
Приложение 58
Конспект совместной деятельности с элементами валеологии
для младших школьников по теме «Зоркие глазки»
Цели:
Дать доступные для понимания знания о глазах, их назначение и роли в жизни человека.
Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительное с существительным, грамматически правильно строить предложения, использовать в речи предлоги по назначению.
Развивать умение легко и чётко излагать своё мнение, не перебивать товарищей.
Развивать логическое мышление, воображение, зрительное внимание.
Обогащать словарь детей за счёт новых слов: глазное яблоко, радужная оболочка.
Доставить детям радость, вызвать желание к познанию.
Приобрести гигиенические навыки, как беречь глаза.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход занятия:
Пальчиковая гимнастика «С добрым утром, глазки! Вы проснулись?»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (Указательными пальцами поглаживать глаза ,сделать из пальцев "бинокль", посмотреть в него) С добрым утром, ушки! Вы проснулись? (Ладонями поглаживать уши, приложить ладони к ушам - "Чебурашка") С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (Поглаживать то одну, то другую ручки, хлопки в ладоши) С добрым утром, ножки! Вы проснулись? Поглаживание коленок, топать ногами) С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (Поднять руки вверх, посмотреть на солнце) 2. Вместе с детьми подходим к столу, на котором сидит кукла. Ребята, кто это? Дети: Это кукла. Воспитатель: Правильно, а кто мне скажет, чем кукла отличается от человека? Дети: Кукла не живая, а человек живой Человек дышит, а кукла нет. Человек двигается, а кукла нет. У человека руки сгибаются, а у куклы нет… Воспитатель: Ребята, а вы знаете. Что человек это большой компьютер. И у него много волшебных кнопочек. Посмотрите пожалуйста на экран (изображены 5 знаков вопроса). Давайте откроем первую кнопочку. Дети: Это – ноги. Они нужны, чтобы ходить, бегать. Открываем вторую кнопочку. Дети: Это - руки. Они нужны, чтобы брать… Открываем третью кнопочку. Дети: Это – уши. Они нужны, чтобы слышать. Открываем четвёртую кнопочку. Дети: Это - нос, он нужен, чтобы нюхать, дышать. Воспитатель: Ребята, а вот что это за кнопочка, мы узнаем, если отгадаем загадку.
Загадка про глаза
На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Педагог: Открываем пятую кнопочку. Правильно, это глаза.
Вопросы разминки:
(согласование сущ. с числительным) Педагог: Может ли человек родиться без глаз? Дети: Нет. Педагог: Сколько у человека глаз? Дети: Два глаза. Педагог: Каких частей тела у человека по два? Дети: Две ноги, две руки, два уха, две брови…. Педагог: А каких частей по одной? Дети: Одна голова, один рот, один нос, одно сердце Педагог: А чего у человека много? Дети: Много костей, много волос, много пальцев, много зубов. Предлагаю детям сесть на ковер. Педагог: Ребята, а как вы думаете, легко ли жить людям, которые плохо видят, или вообще не видят? Давайте попробуем закрыть глаза и пройти по группе или взять указанную мной игрушку. Ну, что трудно? А знаете ли вы, что у слепых людей очень хорошо развит слух, и пальцы у них чувствуют намного лучше , чем у зрячих людей. И запахи, и вкус они чувствуют тоже лучше. Давайте попробуем, сможете ли вы, не видя предмет узнать его по запаху? Копилка запахов (лимон, кофе, мята, духи, апельсин, чеснок, огурец) А теперь давайте посмотрим, как же устроен наш глаз. Как вы думаете, какой формы наш глаз? Дети: Круглой. Педагог: А какие предметы вы знаете круглой формы? Дети: Мяч, глобус, арбуз, яблоко…
Работа с зеркалами
Правильно, наш глаз круглой формы (показываю на компьютере картинку (круг голубого цвета). Снаружи наш глаз покрыт белой оболочкой. Она защищает наш глаз (показываю следующий кадр). А кто знает, что ещё защищает наш глаз? Дети: Веки, брови, ресницы. В центре глаза есть радужная оболочка, она у всех людей разного цвета (показываю следующий кадр). Дети рассматривают, и рассказывают, какого цвета у них глаза. Посмотрите внимательно, в центре радужной оболочки есть чёрный кружок, который называется… (зрачок) Через зрачок проникает свет (показываю кадр ,как реагирует зрачок на свет).
Опыт по рассматриванию себя в зеркало
Рассматриваем зрачок при включенном свете (зрачок маленький ) и выключаем свет(зрачок расширяется),включаем свет и зрачок снова стал… (маленьким)
Подвижная игра
Дана одна мне голова,- наклоны головы влево, вправо, назад, вперёд. А уха два, и глаза два - оттягиваем мочки ушей, следим глазами за своим пальцем. И две брови, и две щеки - поглаживаем брови и щёки. И две руки, и две ноги – поднимаем руки, разводим в сторону, прыжки.
Дидактическая игра «Подбери правильно»
Цель: подбирать картинки, на которых изображено, как надо ухаживать за глазами.
О.Б.Ж.
На стульчике сидит Петрушка (Би-ба-бо) Трёт глаз и громко плачет. Воспитатель: Дети, как вы думаете, что случилось с Петрушкой? Почему он плачет? Дети: Ему что-то попало в глаз. Воспитатель: Давайте ему поможем. Чистым платком вытащим соринку. Петрушка, садись с нами и дети тебе расскажут, как надо заботиться о глазах. Дети: Надо хорошо промывать веки. Читать и рисовать надо при хорошем освещении. Нельзя смотреть на яркий свет. Нельзя близко смотреть телевизор. Нельзя долго играть в компьютер. А если ты почувствовал, что стал хуже видеть, скажи об этом родителям и они отведут тебя к врачу – окулисту. Петрушка благодарит детей, за то, что они научили его ухаживать за глазами. И прощается с детьми.
Конспект занятия по валеологии,
тема "Неболейка"
Цели:
Учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления (точечный массаж, фиточай, закаливание). Закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека. Познакомить с поговоркой. Ввести в активный словарь детей слова: витамины, здоровье. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование:
Лист бумаги с изображением продуктов питания, зеленый и красный маркеры, фрукты (целые и нарезанные), деревянные палочки (коктейльные).
Ход занятия:
- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в необычную страну «Неболейка». Кто из вас хочет быть здоровым? А как вы понимаете, что значит быть здоровым? (Ответы детей). Верно, это когда не болеешь, растешь, когда хорошее настроение, когда можно гулять на улице, чувствуешь у себя силы и многое можешь сделать. - А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить себе здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (Ответы детей). Закаляться, делать зарядку, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать точечный массаж. - А что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей). Да, мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезные чаи с лимоном и шиповником, когда мы выходим из комнаты, открывают окна, проветривают помещение, чтобы воздух был чистым. А еще мы носили чесночные бусы и делали точечный массаж.
Точечный массаж
Дети находят пальцами точки: бугорки у переносицы, в верхней части крыльев носа, ямка в районе грудины, впадина между большим и указательным пальцем. Нажимают пальцами на эти точки. Затем прищипыванием массируют края ушной раковины снизу вверх и обратно. Вот вы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит? Какие продукты питания полезны, а какие нет? Выяснить это нам поможет игра.
Дидактическая игра «Полезно или нет»
На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания (овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, мороженое, яйца, черный хлеб и т. п.). Дети обводят зеленым маркером то, что полезно. Педагог объясняет почему нельзя есть чипсы и прочую вредную еду, почему сладости нужно есть умеренно. - Я открою вам секрет: чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно кушать витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней. У витаминов есть имена, их зовут А, В, С, Д, Е. - А вы знаете, где живут витамины? (Ответы детей). Витамины живут в овощах, фруктах, ягодах и других продуктах. - Чтобы у вас были всегда зоркие здоровые глазки нужно кушать витамин А. А живет он в оранжевых и красных овощах и фруктах. Подумайте и назовите оранжевые овощи и фрукты, в которых живет наш витамин А? (Ответы детей). Да. Это морковь, тыква, яблоко, болгарский перец. А еще этот витамин есть в рыбе, яйцах. Помни истину простую – Лучше видит только тот, Кто жует морковь сырую Или пьет морковный сок. Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами делаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз "Смотрим по сторонам"
Поведи глазами влево незаметно, невзначай. Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай? А теперь глазами вправо ты внимательно смотри. Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори. А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок. А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок. -
Продолжим знакомство с витаминами. Для того, чтобы ваш организм был как крепость, не подпускал злых микробов и не позволял им заразить вас болезнями очень нужен витамин С. Он ребята живет во всем кислом. Как вы думаете. в каких продуктах питания мы можем найти витамин С? (Ответы детей). Это лимон, апельсин, шиповник, мандарин, смородина, клубника. А еще витамин С есть в капусте, редисе, луке. От простуды и ангины Помогают апельсины. Ну, а лучше съесть лимон, Хоть и очень кислый он. - Хочу познакомить вас еще с одним витамином. Его зовут витамин Е. Он необходим для здоровья нашей кожи. А живет он в зеленых овощах, фруктах и зелени. Назовите их. (Ответы детей). Это петрушка, киви, капуста, зеленый лук.
Физкультминутка "Рано утром на зарядку"
Рано утром на зарядку Друг за другом мы идем. И все дружно по порядку Упражнения начнем. Раз – подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.
Молодцы! А теперь давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, банана). Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. На эти деревянные палочки (показ) мы нанизаем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ). Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм. (Дети и воспитатель идут мыть руки).
Приготовление фруктового шашлычка
В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задает вопросы. Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.
Конспект занятия по валеологии,
тема "Сохрани своё здоровье"
Цели:
Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь. Развивать разговорную речь детей, умение употреблять антонимы, понимать смысл пословиц. Словарь: здоровье, дегустатор, закаливание, самомассаж. Прививать и воспитывать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.
Оборудование:
Мешочек с предметами личной гигиены, картинки с изображением зубов, ржаной хлеб, м/ф «Мойдодыр».
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о здоровье. Кто хочет быть здоровым? А почему вы хотите быть здоровыми? В ваших силах не только сохранить свое здоровье, но и укрепить его. Об этом и мудрые пословицы говорят:
Есть ли большая беда, Чем болезни и нужда. Я здоровье берегу, Сам себе я помогу.
Давайте выучим наизусть вторую пословицу. (Заучивание).
Как вы понимаете, что такое здоровье? Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается. А сейчас поговорим о том, как мы можем сами себе помочь укрепить здоровье. Как вы считаете, что вы можете сами сделать для своего здоровья? Заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой, употреблять в пищу витамины.
Пальчиковая гимнастика «Утречко»
Утречко настало, солнышко встало. Эй, братец Федя, разбуди соседей! Вставай, большой! Вставай, указка! Вставай, середка! Вставай, сиротка! И крошка Митрошка! Привет, ладошка! Все проснулись, потянулись! Молодцы!
А теперь проверьте, стали ваши пальчики крепче, послушнее?
Вы знаете, ребята, сегодня к нам в группу заходил Мойдодыр. Он очень хотел вас увидеть. Так жалко, что Мойдодыр вас не дождался, ведь у него утром так много забот! Но он оставил вам вот этот мешочек.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети наощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста и щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены и как ими пользоваться. Затем воспитатель читает загадки и предлагает найти ответ среди предметов, которые дети достали из чудесного мешочка.
Отгадывание загадок
Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) Хожу-брожу не по лесам, А по усам, по волосам. И зубы у меня длинней, Чем у волков, у медведей. (Расческа) Пластмассовая спинка, Жесткая щетинка, С зубной пастой дружит, Нам усердно служит. (Зубная щетка) И сияет, и блестит, Никому оно не льстит, А любому правду скажет – Все как есть ему покажет. (Зеркало) Вытираю я, стараюсь, После ванной паренька. Все намокло, все измялось – Нет сухого уголка. (Полотенце) Хвостик из кости, На спинке – щетинка. Эта вещь поможет нам Чистить брюки и кафтан. (Щетка)
А еще Мойдодыр оставил нам мультфильм. Сейчас мы его посмотрим. (Просмотр м\ф «Мойдодыр»). Беседа по содержанию м\ф). Почему Мойдодыр был сердит? Про каких своих солдат говорил Мойдодыр? Что обрадовало Мойдодыра? Какой эпизод вам больше всего понравился? Почему?
|
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9
|