Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9
Тема: Игра –соревнование “ Как хорошо здоровым быть!”

Цель: учить воспитанников выполнять режимные моменты дня; развивать кругозор детей, пам'ять , мышление, устную речь; воспитывать положительное отношение к своему здоровью, занятиям физической культурой.

Оборудование: плакат красочный на доске с надписью “ Как хорошо здоровым быть”, кроссворд на доске; разрезные карточки с различными предметами гигиены; два листа бумаги с зашифрованными фразами.

Ход занятия:



Вступительная беседа.

Сегодня, ребята, мы с вами проведём занятие, которое посвятим заботе о здоровье. Тема нашего занятия: “ Как хорошо здоровым быть!” Ведь правда,ребята, здоровым быть так чудесно! А как вы думаете, что нужно делать для того , чтобы быть здоровыми? Какие мероприятия для этого нужно проводить? (Ответы детей)

Сейчас мы с вами разделимся на две команды, будем участвовать в конкурсах и отвечать на вопросы.

Конкурс 1. “ Загадаю- отгадай”

1 команда 2 команда

Намочи меня водой Он не сахар, не мука, да потри своей рукой, но похож на них слегка. как начну гулять по шее, По утрам и вечерам, сразу ты похорошеешь. (Мыло) попадёт на зубы к нам. ( Зуб. пор.)

Целых 25 зубков Лёг в карман и караулю, для кудрей и хохолков. Реву, плаксу и грязнулю. И под каждым под зубком им утру потоки слёз, лягут волосы рядком.( Расчёска) не забуду и про нос.( Нос. платок)

-Ребята, для чего нам нужны эти предметы?

Конкурс 2.

Ребята, посмотрите на эти рисунки( раздаются картинки ) и скажите, какие предметы можно использовать только индивидуально.

1 команда 2 команда

Зубная щётка, мыло, щётка одёжная, Зубная паста, носовой платок, полотенце, шампунь. расчёска, мочалка, мыло.

-Ребята, для чего нам нужны эти предметы? Почему некоторые из них предназначены только для личной гигиены? Почему все люди должны заботиться о своём здоровье? Как вы понимаете выражение “быть здоровым”?

Конкурс 3. “Идёт в гости Мойдодыр”. ( На доске появляется красочная иллюстрация Мойдодыра). –Ребята, знаком ли вам этот герой? Что вы о нём знаете? Как Мойдодыр заботится о нашем здоровьи? Он приготовил для вас задание, которое вы должны будете расшифровать, а для этого вы должны хорошо знать алфавит. Эти фразы очень полезны для вас, постарайтесь их запомнить!

1 команда 2 команда

Мой руки перед едой! Следи за чистотой своего тела!

Вот такие рекомендации дал Мойдодыр. Запомните их и выполняйте!



Физкультминутка. На болоте две лягушки ( прыжки в сторону), две зелёные подружки (прыжки в другую сторону) очень чисто умывались ( имитация движений при умывании), полотенцем растирались ( имитация движений при растирании ), ручками похлопали ( хлопки руками), ножками потопали ( притопы на месте). –Молодцы, ребята, мы с вами отдохнули, а сейчас будем продолжать нашу работу. Как вы думаете, ребята, для того, чтобы быть здоровым, достаточно ли только соблюдать личную гигиену, следить за чистотой тела? (Нет).

Очень важно, чтобы в наш организм всегда попадала чистая и здоровая пища, в которой много витаминов. А в какой пище много витаминов? Какая пища полезна для нас?



Конкурс 4.” Разгадай кроссворд”

10 9








1.

м

о

л

о

к

о
















2.

я

г

о

д

а







3.

к

а

п

у

с

т

а
















4.

р

ы

б

а



















е



















5.

я

й

ц

о



















б

























6.

л

у

к










м

о

р

к

о

в

ь










8.

р

е

п

к

а

























о















По горизонтали:



  1. Что полезно- всем известно? Я ответ найду легко. На моей любимой чашке нарисованы ромашки, ну а в чашке- … .

  2. Была зелёной, маленькой, теперь я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

  3. Расселась барыня на грядке, одета в листья, как в шелка, мы для неё готовим кадки, и крупной соли полмешка.

  4. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке.

  5. Дом белый, хрупкий, стенки-скорлупки.

  6. Я на грядках вырастаю горьким , злым… Хоть и плакать заставляю, но для всех необходим.

  7. Красный нос в землю врос.

  8. Приросла к земле я крепко, назови меня, я … .

По вертикали:

  1. На грядке - длинный и зелёный, а в кадке- жёлтый и солёный.

  2. Тронешь пальцем- гладко, а откусишь- сладко.

-Правильно, ребята, мы назвали с вами все продукты, которые полезны для здоровья. ( На доске вывешиваются иллюстрации всего перечисленного)

Конкурс 5. “ Да- нет!”

Команда 1.



  • Моем руки перед едой. Почему?

  • Зубы чистим 2 раза в неделю. Почему?

  • Сладкая пища разрушает зубки. Почему?

Команда 2.

  • Следи за чистотой своего тела. Почему?

  • Не ешь слишком твёрдой пищи. Почему?

  • Умываться каждый день необязательно. Почему?

Подведение итогов.

-Вот и подошло к концу наше занятие. Что нового вы сегодня узнали? Какие советы вам дал Мойдодыр? Согласны ли вы с ним? Какие продукты полезны для наших зубов? Почему необходимо заботиться о своём здоровье?

Награждение победителей.

Приложение 28

Тэма занятку : “ Падарожжа ў краіну здароўя”.

Мэта: садзейнічаць паглыбленню ведаў выхаванцаў аб здаровым ладзе жыцця;развіваць звязную мову ; выхоўваць правільныя адносіны да свайго здароўя.

Ход занятку:

Уступная гутарка Сёння мы з вамі будзем размаўляць аб здаровым ладзе жыцця. Як вы разумееце, што такое здароўе? Што трэба рабіць, каб быць здаровым? Як трэба сябе паводзіць? (Адказы дзяцей) Зараз мы падзелімся на дзве каманды: першая каманда-“ Сонейка”, другая каманда- “Вясёлка”.



1 конкурс “ Крыжаванка”















ш

ч

о

т

к

а













м

ы

л

а
















п

а

с

т

а







н

а

ж

н

і

ц

ы













р

у

ч

н

і

к

























н

і

т

к

і
















я

д










Пытанні:

  1. Пры дапамозе чаго мы чысцім зубы?

  2. Што дапамагае рукі дзяржаць у чысціні?

  3. Што прадаецца ў цюбіках, выкарыстоўваецца для чысткі зубоў?

  4. Трымаць пазногці ў чысціні нам дапамагаюць ………?

  5. Пасля ўмывання твару выціраемся ………?

  6. Рамантуем адзенне пры дапамозе ………?

  7. Алкаголь, курэнне – для здароўя ………?

2 конкурс “ Добра ці дрэнна?”

1 каманда:



  • чысціць зубы 2 разы ў дзень;

  • падзяліцца расчоскай з сябрам;

  • трымаць адзенне ў чысціні.

2 каманда :

  • мяняць зубную шчотку кожны месяц;

  • пазычыць сябру насовачку;

  • праводзіць працэдуры загартоўвання арганізма.

3 конкурс “ Збяры літары”

Заданне: сабраць літары так, каб атрымалася слова.

1 каманда-слова “Здароўе”; 2 каманда- слова “Зарадка” Фізкультхвілінка

Галінкі зялёныя ў паветры качаюцца, нізка пакланяюцца. Колькі галінак зялёных,- столькі зрабіце паклонаў. Прысядайце столькі раз- колькі матылькоў у нас. Колькі сіненькіх кружочкаў- столькі зрабіце прыжочкаў.



4 конкурс “ Што дрэннага”

Для 1 каманды:

Прычоска твая- проста жах, саломай ляжаць валасы на плячах. Апалі на вочы, глядзець не даюць, гняздо ў іх дзве ластаўкі заўтра звіюць. Пазногці, як кіпці- адна любата: намнога даўжэйшыя, чым у ката. Пад імі, паколькі растуць і растуць, напэўна, даўно ўжо мурашкі жывуць.

Для 2 каманды:

Як цяжка ранкам падымацца, калі так хочацца паспаць, Не буду сёння ўмывацца! Не буду ложак засцілаць!

Кот мыўся толькі адной лапай. А я памыю толькі нос, і ён жа ходзіць неабуты, пяску ў кватэру нам прынёс… Сядзіць, глядзіць цяпер у вочы, як быццам дрэнна я раблю, як цяжка ранкам падымацца …. За партай. У класе я пасплю!

Інсцэніроўка”

Доктар:


Я вельмі рад вас павітаць, у нашай прыгожай мясціне, павінны вы мне адказаць, якая гэта краіна?

Заяц:


Я ў гэтай краіне жыву, і мне падабаецца гэта, я белую шубку нашу, палітую сонечным светам.

Кот:


Я чысты заўсёды іду, хоць мыюся я без вады. Мурзатых сюды не пушчу- такой нам не трэба бяды.

Гусь:


А я фіззарадку раблю, бягом і туды, і сюды, а як я прыгожа плыву, зусім не баюся вады.

Ліса:


Пушыстая і гладкая іду заўсёды я, бо шчотачка- расчосачка сябровачка мая.

Доктар:


І вы, вучні, старайцеся быць чыстымі заўжды. Здаровымі, прыгожымі, і мы тады сябры.
-Дзеці, як вы лічыце, якія парады нам даюць казачныя персанажы? - У якой краіне яны жывуць? Вы слухалі ўважліва карысныя парады- калі ўсё запомнілі, мы будзем вельмі рады.

Падвядзенне вынікаў.



Приложение 29

СПОРТИВНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ТЕМА: СКАЗОЧНЫЕ ЭСТАФЕТЫ

ЦЕЛЬ: развивать двигательные (ловкость, быстроту, гибкость) и нравственные качества (дружбу, сотрудничество, партнёрство), укреплять здоровье, воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, заботу о своет теле, о своем здоровье.

ОБОРУДОВАНИЕ: 2 обруча, 10 кубиков, 2 ведёрка, мел (начертить круги), 2 резинки, изображения сказочных персонажей.

ХОД:

ВЕДУЩАЯ:

С самого раннего детства вы знакомы со сказками. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки. Сегодня вы уже умеете их читать сами. Читая сказки, вы попадаете в чудесный, загадочный, таинственный мир, где с героями происходят самые невероятные чудеса.

И вот сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок, где вас ждут сказочные эстафеты. Вы готовы?

Представление команд

Название каждой команды у нас будет тоже сказочное.

- Скажите, на чём передвигаются герои сказок? ( в ступе с метлой, на ковре- самолёте, в сапогах- скороходах, на коньке- горбунке, на гусях- лебедях, на орле и т.д.). Итак, первая команда получает название «сапоги- скороходы», вторая- «ковёр- самолёт».

Представление жюри

«Зона» жюри- это «поле чудес». Полученные командами очки, жюри в виде монеток будет закапывать на «поле чудес». В конце будут подведены итоги, будут подсчитаны монетки, и мы все узнаем, какая команда была сильнее, дружнее, внимательнее.

Кто же быстрее долетит или добежит до финиша: ковёр-самолёт или сапоги- скороходы?

ВЕДУЩАЯ:

Название первой сказочной эстафеты вы узнаете, когда отгадаете, из какой сказки эти слова и кто их говорил:

-Я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь!

-Нет, не раздавлю.

-Ну, так полезай! ( Русская народная сказка «Теремок»)

или

- Терем- теремок! Кто в тереме живёт?



1 эстафета: ТЕРЕМОК

Для начала вспомним, кто жил в теремке? ( Мышка-норушка,

Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка- сестричка да Медведь).

В эстафете участвуют 5 человек (если 10 человек, то игра повторяется 2 раза ). Роль теремка- обруч. “Мышка” по сигналу бежит к финишу “теремку”, продевает обруч через себя, кладёт его на место и бежит за “лягушкой”.Теперь они бегут к “теремку” вдвоём, обязательно взявшись за руки. Добежав, они вдвоём пролезают через обруч, не расцепляя при этом рук. Сделав это, они бегут за третьим , потом за четвёртым, потом за пятым игроком. Побеждает команда, которая проделала это быстрее и без ошибок.



ВЕДУЩАЯ:

- Отгадайте загадку и вы узнаете, какая будет следующая эстафета:

С букварём шагает в школу деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы в полотняный балаган.

Как зовётся тот мальчишка?

Вот подсказка вам, друзья,-

Его девочка Мальвина называет….. (Буратино).

- Из какой сказки этот герой ? Кто её автор? (А. Толстой « Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

- Какие ещё герои (отрицательные) есть в этой сказке? (Лиса Алиса и кот Базилио)


  1. эстафета: БУРАТИНО, ЛИСА АЛИСА И КОТ БАЗИЛИО

- Вспомним, сколько золотых монет было у Буратино, и что он с ними сделал? (По совету лисы Алисы и кота Базилио Буратино закопал на поле чудес. А потом Кот и Лиса выкопали эти монеты.)

Для этой эстафеты потребуются по 5 монет каждой команде

( их могут заменить кубики и др.). На старте команды делятся на тройки. Один в каждой тройке- Буратино, другие –Кот и Лиса.

Буратино берёт мешочек (ведёрко) с «монетами» и бежит к финишу, где лежит обруч –«поле чудес». Там он «закапывает» монеты , бежит обратно и передаёт эстафету Коту и Лисе. Эта парочка бежит, «выкапывает» монеты и возвращается, отдавая мешочек очередному Буратино. Побеждает команда, которая закончит эстафету быстрее всех.



ВЕДУЩАЯ:

- Какой герой говорил эти слова и из какой он сказки:

Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить… (Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)


  1. эстафета: БРАТЕЦ ИВАНУШКА

- Известно, что в сказке « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка, выпив водицы из козьего копытца, стал козлёночком.

( В эстафете можно использовать обручи, или начертить мелом круги, или разложить следы). На пути к финишу кладётся несколько обручей( кругов или следов) в шахматном порядке: лошадиное копытце, коровье, овечье и, наконец,- козье.) Первый участник обегает все копытца, а в последнее вступает («выпивает воду»- одевает резинку на ноги) и обратно уже скачет на двух ногах, а руками изображает рожки- Иванушка стал козлёночком.

Добежав до второго участника, он передаёт эстафету (резинку) ему, и в путь пускается другой Иванушка. Игра продолжается до тех пор, пока все Иванушки не станут козлёночками. Необходимо строго соблюдать правило: на обратном пути прыгать и изображать рожки. Побеждает команда, не допустившая ошибок и быстре выполнившая задание.

ВЕДУЩАЯ:

- Из какой сказки эти слова:

Тянем-потянем! Тянем-потянем!

Тянем-потянем! Вытянуть не можем! (Русская народная сказка « Репка»)



  1. эстафета: РЕПКА

- В сказке , как известно, её персонажи пытаются вытащить из земли репку.

(Для эстафеты нужна «репка», её заменит обруч. На финише ставят двух самых рослых детей, которые держат обручи на уровне пояса, -это «репки»). Остальные участники изображают Дедку, Бабку, Внучку, Жучку, Кошку и Мышку (6 персонажей).

По сигналу первый участник- дедка- бежит к «репке», берётся двумя руками за обруч-«репку» и зовёт второго участника- Бабку:

-Бабка, бабка, помоги репку вытянуть!

Тот так же подбегает, берётся за обруч и зовёт Внучку. И так до тех пор, пока все персонажи возьмутся за обруч. После этого, а как мы знаем, именно благодаря Мышке вытащили репку, все вместе, с вытащенной «репкой» возвращаются на линию старта. Нельзя выпускать из рук обруч. Побеждает команда, в которой дети окажутся более ловкими и быстрыми.

ВЕДУЩАЯ:

- Из какой сказки эти слова и кто их говорил:

-Слышим, слышим, да не матушкин это голосок!

Или


-Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла- молока принесла.

Бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю! (Русская народная сказка

« Волк и семеро козлят»


  1. эстафета: ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ

- По сказке семеро козлят были заперты дома, но Волк обманным путём проник в дом и козлят съел.

Одна половина – дом «козлят» одной команды, вторая половина- дом другой команды. В каждой команде нужно выбрать семерых «козлят» и одного «волка». «Козлята» сразу занимают свои дома и располагаются в них, кому как нравится. По сигналу оба «Волка» входят в дом противоположной команды и начинают ловить « Козлят». Тот, кого поймали (дотронулись рукой), уходит с площадки (он съеден). Чей «Волк» быстрее съел всех «козлят», та команда побеждает. Козлятам этой игре- соревновании можно убегать от «Волка», но нельзя покидать дом

То есть выскакивать за пределы площадки.

Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вы сегодня узнали, что сказки можно не только читать, но и можно придумать много игр и развлечений по сказкам. И чем больше вы будете знать сказок, тем больше игр придумаете.



Приложение 30

Ваш ребёнок идёт в школу

Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Ольга Валерьевна, я – школьный психолог.

Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

В своем выступлении я хотела бы поговорить о школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня обсуждать школьные трудности? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать”.

Давайте поговорим о том, как ребёнок начинает школьную жизнь.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть



  • к новому взрослому, к коллективу;

  • к новым требованиям;

  • к повседневным обязанностям.

И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений и качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

Но для некоторых детей школьные требования оказываются непосильными, а правила слишком строгими. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7- летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:



  • интеллектуальный

  • эмоциональный

  • социальный

В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка), развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

Причинами школьной незрелости могут быть:



  • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)

  • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.

  • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)

  • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.

Поделитесь своими открытиями, мыслями, чувствами.

6. Рекомендации психолога для родителей.

Психолог: Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях [3], которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

Школьная зрелость

Школьная зрелость определяется как такое состояние психики и организма ребенка, когда он по своим интеллектуальным, эмоциональным, социальным и физическим характеристикам способен не только успешно осваивать школьную программу, но и справляться с новым для себя режимом, спокойно и уверенно чувствовать себя в коллективе сверстников, а также поддерживать соответствующие отношения с окружающими. Для успешного обучения в школе ребенок должен обладать интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелостью. Сочетание этих трех компонентов обеспечивает успех адаптации ребенка к условиям школьного обучения.
      В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: способность управлять своими действиями и регулировать их, выделять существенные признаки предметов и устанавливать причинно-следственные связи между ними, развитое логическое запоминание, овладение по слуху разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
      Эмоциональная зрелость характеризуется определенным уровнем эмоциональной устойчивости, низким уровнем импульсивных реакций, развитием учебной мотивации. Эмоционально зрелый ребенок способен управлять своими эмоциями, он не бросается в истерику, если чем-то расстроен или недоволен, его настроение достаточно устойчиво и стабильно, он способен скрывать свое недовольство и разочарование.
      Социальная, или коммуникативная, зрелость – это, прежде всего, сформированность у ребенка потребности общаться с другими детьми и подчиняться обычаям и интересам детских групп, способность принимать на себя и выполнять роль школьника. Социально зрелый ребенок понимает и принимает правила школьной жизни, знает, как вести себя в школе, он способен подчиняться требованиям сложившейся ситуации. Он принимает правила: не стремится продолжать игру, когда надо садиться за парту, и не продолжает бегать и резвиться, когда прозвенел звонок на урок.

************

      НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ

Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к обучению в школе, некоторые основные проблемы вы можете решить самостоятельно.


      При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки. Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы. Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного.
      Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.
      Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом.
      Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к выполнению физических упражнений. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.

Для развития общей ориентации в окружающем мире и расширения запаса бытовых знаний можно ориентироваться на следующие вопросы для детей 1 класса:



  1. Как твоя фамилия, имя и отчество?

  2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?

  3. Как зовут твоих бабушку и дедушку?

  4. Как называется столица государства, в котором ты живешь?

  5. Как называется улица, на которой живешь ты, твои родственники?

  6. Каковы номер дома и номер квартиры (твоей и твоих родственников)?

  7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома?

  8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?

  9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы?

  10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме.

Приложение 31

Родительское собрание



«Психологические особенности развития младшего школьника. Адаптация учащихся 1 класса»

Сегодня мы будем разговаривать о ваших детях. В этом году они пришли в школу. Конечно, это очень важное событие в жизни каждого реб енка, да и вашей тоже. Это переломный момент. Изменилось все: люди вокруг, место, обстановка, правила поведения и многое другое. Детям приходится менять свои привычки, устои; меняется и вид основной деятельности: если в детском саду это была игра, то сейчас на первое место выходит учёба. Поменялись и взрослые, окружающие их. Раньше это были родители и воспитатели в саду, которые стали уже почти родными. А теперь с ними работает незнакомая учительница, строгая, да ещё и требует от детей совсем не то, что дома и в саду. И вот, учитывая все эти факторы, мы можем судить о том, как сложно сейчас нашим детям.

Этот период (я имею в виду 1 класс) можно сравнить с тем, как дети идут в детский сад. Вы же помните, как плакали ваши дети несколько первых дней, как долго они привыкали к новой обстановке. Своим плачем дети выражали свои эмоции. Сейчас дети подросли, научились контролировать свои эмоции, и плакать почти никто себе уже не позволяет. Но это не означает, что им легко в новой обстановке. А если сравнивать со взрослыми, то это может быть как новая работа. Новый коллектив, новые требования, новые обязанности. Первое время вы испытываете некий дискомфорт. Вы не знаете, как правильно себя вести в новой обстановке, в новом коллективе.

Но вы взрослые, а мы сейчас говорим о детях. Если наши дети не говорят о своих переживаниях, о некотором дискомфорте, то это не значит, что им очень легко. Одни дети легко адаптируются к новым условиям, другие – не очень. Всё зависит от самого ребёнка: от характера (общительность, самостоятельность), от уровня подготовленности к школе (знания, детям, которые уже обладают некоторыми знаниями, легче справляться с программой, по крайней мере первое время). Должна отметить, что большинство детей вливаются в школьную жизнь в течение первого месяца. Но есть дети, у которых период адаптации длится дольше, до 0,5 года.

Часто родители не обращают внимания, не замечают того, как ребёнок чувствует себя, что его тревожит. Мы над этим не задумываемся, нам нужно только, чтобы ребёнок хорошо учился, мы заботимся о том, поели ли дети, хорошо и чисто ли они одеты, сделали ли они уроки. Вот пример. Подумайте, что вы чаще делаете: интересуетесь у ребёнка об успехах на уроках или об отношениях в классе, в школе, с учителем, о том, как он себя чувствует, что ему нравится, что нет. А ведь от того, насколько комфортно ребёнок чувствует себя, зависят и его ответы на уроках, и его поведение на переменах.

Сегодня я хотела бы рассказать вам, что же такое адаптация к школе и какие бывают причины дезадаптации.

Признаки успешной адаптации:


  • Удовлетворённость процессом учёбы;

  • Насколько исправляется с программой;

  • Степень самостоятельности выполнения заданий;

  • Удовлетворённость отношениями с одноклассниками и педагогами.

Причинами дезадаптации могут быть ослабленное здоровье, а также психологические факторы, т.е. ребёнок может бояться неудач, он испытывает тревогу или даже страх при ответах или в отношениях с одноклассниками.

Как же помочь ребёнку?

Во-первых, нужно понимать, что все дети разные, и учатся они по-разному. Не всем ведь дано быть великими учёными. Но мы всё равно хотим, чтобы именно наши дети учились на «отлично». Мы их ругаем, часто злимся, выходим «из себя». Часто нам не хватает время на то, чтобы провести лишний час-два с ребёнком, позаниматься с ним, даже просто поиграть, поговорить. А вы думали, как чувствует ваш ребёнок себя в момент, когда вы его ругаете? Его унизили, на него накричали или просто разозлились. Ребёнок разволновался, он боится допустить ошибку, он растерялся, запутался. А вы стоите над ним и требуете внимательности и правильного выполнения заданий.

Чтобы помочь ребёнку, нужно принимать его таким, какой он есть. Нужно помогать ему, поддерживать его, делать так, чтобы он чувствовал, что его любят, что его понимают, что поймут и его ошибки, помогут справиться с ними. Только тогда ребёнок будет спокоен, будет уверен в себе.

Мы часто очень много требуем от своих детей. Мы хотим, чтобы они вели себя так, как нам хочется (пусть каждый вспомнит своё поведение в детстве, не было ли у вас плохих проступков), чтобы учились очень хорошо (а разве мы сами учились так). А ведь мы просто должны принимать их такими, какие они есть. Если что-то не так, нужно поговорить с ними, объяснить, привести примеры из жизни. Вот, например, когда ваш ребёнок родился, вы просто хотели, чтобы он был здоровый и счастливый, любили его, обращали на него внимание всякий раз, когда ему это было необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется – это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Итак, хочется посоветовать вам, уважаемые родители: поддерживайте своих детей, проявляйте больше терпения, особенно при подготовке домашних заданий, показывайте вашим детям, что вы их любите, им это очень нужно.

В октябре 2011 года мною была проведена диагностика в ваших классах.


Изучение особенностей адаптации.

На конец октября не все ребята успешно адаптировались

1 «А» класс

Хорошо адаптировались – 7 учеников

Средний уровень адаптации – 2 ученика

Низкий уровень адаптации – 2 ученика

1 «Б» класс

Хорошо адаптировались – 9 учеников

Средний уровень адаптации – 2 ученика

Низкий уровень адаптации – 0 учеников


3) Анкетирование родителей показало, что со стороны родителей не замечается сильных изменений в поведении детей, в их самочувствии.

Приложение 32

Почему трудно первокласснику

То, о чём мы хотим рассказать, не достигается в одночасье. Но если ваш ребёнок пойдёт в школу через год, а вы стремитесь к успеху, время для этого у вас есть. В добрый час!


Говорят, начинать всегда трудно. Однако все знают о том, что многое в нашей жизни зависит от доброго начала. Помните об этом, взрослые, и никогда не произносите слова: «Да ведь это только первый класс!»
Среди множества чувств, наполняющих родителей, когда они впервые провожают своих детей в школу, два оказываются самыми сильными – радость и тревога. Радость, что малыши выросли, и их ждёт много неизведанного и увлекательного. Тревога – как будут они справляться с учебными заботами, не станут ли отстающими, как сложатся их взаимоотношения с окружающими.
Быстро проходит праздничная сентябрьская атмосфера, начинаются школьные будни и для тревог появляются реальные основания. Ребёнка словно подменили.
Взволнованные мамы, а изредка даже папы, торопятся поделиться с учителем своими переживаниями. О чём они говорят?
О том, что до школы у них был прекрасный ребёнок, общительный, добрый, послушный, старательный. Воспитательницы детского сада его постоянно хвалили и до сих пор вспоминают с удовольствием.
А теперь всё изменилось, малыша просто не узнать! Уроки делать не хочет, тянет, откладывает на крайний срок. Приходится заставлять, силой усаживать за стол. И вот тут-то каждый раз начинается форменный кошмар: вертится, грызёт ручку (все в доме перепортил), постоянно вскакивает – то к окну подбежит, то на кухню пить помчится или вдруг с кошкой играть начнёт. Пишет кое-как, а переделывать наотрез отказывается, сидит и чиркает что-то на бумажке. «Уроки готовит часами и от себя не отпускает. Приходится быть рядом с ним, понукать, контролировать каждый шаг. Такой стал ленивый! Что случилось с ребёнком?»

НИЧЕГО НОВОГО... РЕЖИМ!
Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно – соблюдать его?»
Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом. 
Начало занятий в школе, как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на всё: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать. 
И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.
Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъёма было не менее десяти-одиннадцати часов (именно столько времени необходимо спать в семилетнем возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребёнок засыпал в строго определённое время.
Итак, первое – сон. Нужно рано вставать, а, следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.
Если не позаботиться, чтобы ребёнок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнёт овладевать вялость, либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретёт напряжённый характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.

УЧЕНИЕ И ДВИЖЕНИЕ
Второе – движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12 – 14 часов в неделю.
А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней.
Особенно тяжело переживается ребёнком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нём 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.
Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка, каждому приходилось слышать раздражённое: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам всё трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и лёгким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем – срыв.
День за днём накапливается и недостаток движения. Два урока физкультуры в неделю его, безусловно, компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребёнок вручает записку учительнице, а родителям невдомёк, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни – прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.

УЧЕНИЕ И ГУЛЯНИЕ
Третье – воздух. Прогулки на свежем воздухе – сильнейшее лекарство от переутомления.
С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков – все это прекрасно знают – нужно выполнить домашнее задание, да ещё сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада – сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы – корявыми, письмо – неряшливым.
Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребёнок быстро устаёт, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвётся куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» – гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.
Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадёжно делает уроки.
Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.
А если ещё музыка, иностранный язык?
Где же выход? И первое, на что идут родители, – отмена прогулки. Не успеваешь – не гуляешь. Картина весьма знакомая.
Но вот уроки сделаны и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причём смотреть трансляцию следует сидя на жёстком стуле, а не развались в кресле или, что ещё хуже, лёжа на диване.
Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.
Дневная норма прогулки первоклассника – 3 часа. А сколько гуляет ваш ребёнок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растёт, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате, родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причём обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.
Всё это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.

Вот почему, именно на первых порах, чрезвычайно важно чётко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребёнка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесёт в будущем немало забот.



ПЛОХОЕ НАСТРОЕНИЕ
Самый опасный враг школьника – плохое настроение. А оно зависит от того, как прошло утро.
У этого малыша «опять проспали» и теперь его поджидает масса неприятностей. Зарядку не сделал, позавтракать не успел, собрался кое-как. Мальчуган и так торопится, но взрослые подгоняют его и бранят за медлительность. В школу приходится бежать, однако к началу занятий всё равно опоздал. Смятение в душе. Дрожащими руками мальчик открывает дверь и робко идёт к своему месту. Он беспокойно оглядывается кругом и начинает доставать вещи из ранца, но ручка с грохотом падает на пол, учебник не находится. Оказывается, что линейку забыл дома, карандаш сломан, наспех засунутая тетрадь совершенно измята.
Прозвенел звонок, а маленький горемыка ничего не видел, не слышал и не узнал. Он так старался вчера на уроке, гордился, что его похвалили за хороший ответ, но нынче похвалы не будет...
Вот появилась девочка. Замечаю, у неё снова глаза «на мокром месте» и плаксивое выражение будет долго держаться на лице.
Родители уходят на работу, когда она ещё спит. Бабушка, жалея, подольше не будит внучку, а потом в доме всё становится с ног на голову. Обе суетятся, кричат, обвиняя друг друга в том, что альбом для рисования куда-то делся, от блузки оторвалась пуговица, туфли не вычищены, на шнурке затянулся узел...
Эти мелочи, о которых стоило позаботиться ещё с вечера, выбивают из колеи, девочку охватывает страх опоздать в школу. Настроение испорчено. 
Я совершенно точно знаю: половину урока, возможно даже больше, девчушка будет сидеть, насупившись, ничего не воспринимая, пока не забудутся утренние неприятности. А как это отражается на её здоровье и успехах в учении вообще говорить не приходится.

.
Беседа 2. Секреты первых неудач

Поговорим о том, какие проблемы могут возникнуть уже тогда, когда ребёнок переступит порог первого класса. Хочется думать, что такое «предвосхищение событий» окажется полезным родителям будущих первоклассников.Обычно в конце занятий в вестибюле школы собираются мамы и папы, дедушки и бабушки первоклашек. Им не терпится узнать об успехах своих маленьких школьников. Но вместо радостной и чуть-чуть горделивой улыбки, вдруг осветившей чье-то лицо, можно заметить потухший взгляд, растерянность и смущение.Что делать, многие дети не готовы к учебному труду. Приходится устранять пробелы на ходу – и здесь учитель вправе рассчитывать на помощь родителей. Главное – не совершить при этом ошибки, не породить у ребёнка нежелание учиться. Как часто взрослые, сами того не ведая, воспитывают у малышей и пассивность, и боязнь усилий, и эгоизм. «Тяжело в ученье – легко в бою!» – едва ли не самая популярная пословица, которую много лет подряд повторяют школьникам. Старшие то и дело напоминают: «Да, учёба – это тяжёлая обязанность, но зато потом будет легко...» Но когда же это «потом»? Разве семилетний человечек в силах представить свою жизнь в перспективе? Нет, ему видимы лишь ближние цели, он весь живёт тем, что происходит в данный момент. Мир для него – это здесь и теперь. А мы ему твердим: всё хорошее – потом. А что же сейчас?

А сейчас всё своё внимание (и, конечно, внимание ребёнка, ведь именно от нас он узнаёт, что теперь главное в его жизни) мы всецело сосредоточиваем лишь на том, что связано с каждодневным, кропотливым, подчас далеко не лёгким для маленького школьника трудом. Мы допекаем его придирками по мелочам – некрасиво написал букву, криво начертил палочку, грязно сделал работу. Выискиваем, прежде всего неправильное. Это становится едва ли не единственной темой домашних разговоров. И постепенно мы абсолютно забываем о другой – и главной – стороне учения. Мы забываем о радости открытия и познания нового.


Самое первое, что необходимо ребёнку для хорошей учёбы – это заинтересованность самим процессом познания. Но как этого добиться? Только через успех! Первокласснику нужно обязательно переживать радость успеха. Рассмотрим три самые типичные для начала обучения ситуации:

– неправильное поведение ребёнка на уроке;

– затруднения в написании букв и цифр;

– неумение преодолеть трудности в практических действиях.

Попробуем найти выход из положения и преодолеть первые школьные трудности.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА НА УРОКЕ

«Ваш Петя сегодня не читал и не следил за чтением товарищей. Весь урок катал карандаш по парте, а на математике рисовал в тетради!» – обратилась учительница к одной из женщин.


Что последовало за этим?
Расстроенные родители Пети, естественно, приняли меры. Во-первых, состоялся неприятный разговор. Мальчика предупредили: если подобное повторится ещё хотя бы раз, он будет лишён давно ожидаемых им удовольствий. Во-вторых, Петю заставили многократно прочесть злополучную страницу букваря и две следующие, которые в школе ещё не читали. В-третьих, взамен испорченной тетради ему выдали новую, куда Петя до позднего вечера переписывал всё, что он успел сделать в старой. Наконец, его обязали на следующий день попросить извинения у педагога и дать обещание, что впредь такого не произойдёт.
Мальчик видел огорчение своих родных, чувствовал себя виноватым, страшился завтрашнего разговора с учителем. Его не шлепали (а ведь бывает и такое), но он хорошо понял, что домашнее благополучие будет зависеть от того, как отзовутся о нём в школе.
Давайте разберём этот случай подробнее. Петю готовили к поступлению в первый класс, научили хорошо читать, считать до ста, писать печатными буквами и в прописи. Поэтому мальчик явно скучал на уроках, и могло сложиться впечатление, что он недогружен и ему требуются более сложные, индивидуальные задания. Однако это не так. Петю не приучили к очень важному в жизни – к самостоятельной работе. Он привык действовать только в тесном контакте с взрослым, под его постоянным наблюдением и контролем. В классе, где внимание педагога распределено между тридцатью (а порой и больше) учениками, Петя почувствовал себя «не у дел», так как не мог самостоятельно организовать свою работу. Умение воспринимать слова учителя, даже когда он лично к тебе и не обращается, сосредоточенно слушать ответы товарищей, без понуканий и персональной проверки справляться с заданиями – это умение приобретается не сразу. К тому же, изучаемый материал мальчику знаком. И часто, томясь от скуки, как всякий здоровый ребёнок, он искал себе занятие в игре. Первый печальный опыт его кое-чему научил: теперь Петя постарается развлекаться в классе тайком, скрытно, чтобы учительница не заметила. Конечно, это будет удаваться далеко не всегда, поэтому неприятные сцены дома станут повторяться, и вскоре мальчик начнёт относиться к ним словно к печальной неизбежности.
Как же требовалось поступить Петиным родителям?
Родители мальчика должны были спокойно поговорить с малышом, объяснить, в чём выражается его самостоятельное участие в общем учебном труде на уроке. Им следовало не внушать ребёнку страх ожидания новых конфликтов с преподавателем, а выразить надежду и вселить уверенность, что он сумеет справиться с трудностями. И обязательно проконтролировать, но по-особому, в виде игры. Например, провести «репортаж» с уроков: что говорила учительница, что отвечали ученики, какие встретились трудности, как с ними справлялись дети, какова была Петина доля в общих трудах, что нового он узнал и чему научился на уроке.
Подобный стиль общения с ребёнком, доброжелательный анализ его личного труда позволили бы мальчику скорее втянуться в общую учебную работу. К тому же, заинтересованность родителей исключает любое проявление неуважения к нему самому, к вопросам, которые он задаёт; к его высказываниям (пускай порой смешным, наивным, ошибочным); к его неудачам и промахам. В этих условиях у ребёнка будет развиваться интерес к самому содержанию знаний. А, как известно, главным двигателем успешного учения является познавательный интерес.
Есть познавательный интерес – и учёба приобретает для первоклассника смысл. Тогда ему становится понятным, для чего писать палочки, учиться чтению и математике – это средства, с помощью которых можно что-то узнать и что-то сделать, а не просто механическая работа, которой заставляют заниматься взрослые в школе и дома после уроков.
При таком подходе не будет необходимости бороться с нежеланием ребёнка учиться. Да, это труд. Но труд интересный!

Приложение 33

Рекомендации для родителей первоклассников:


1. Родители должны быть особенно внимательны к ребёнку в период адаптации к школе. Рекомендации самые что ни на есть банальные: полноценный отдых первоклассника с обязательными прогулками на свежем отдыхе, регулярный режим питания со всеми необходимыми витаминами, спокойный 10-часовой сон (достигается фиксированным отходом ко сну).
2. Не загружайте новоиспечённого ученика внешкольными занятиями – кружками, секциями.
3. Дома – без оценок. Помните, что многие впоследствии гениальные люди не отличались большими успехами в начальной школе.
4. Поговорите с ребёнком и объясните, что он уже взрослый и что в школе обращаться с ним будут не только так, как он привык раньше.
5. Даже если вы каждый день провожаете и встречаете первоклассника, дорога до школы должна быть ему хорошо знакома. Несколько раз, не торопясь, прогуляйтесь с ребёнком до школьного здания. По пути обратите его внимание на светофоры, подземные переходы, опасные участки пути. На всякий случай научите ребёнка самостоятельно отпирать и запирать дверь. И помните, что он обязательно должен иметь запасной ключ от квартиры.
6. В школу будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его утром, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
7. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придётся много поработать.
8. При прощании не напутствуйте ребёнка: «Смотри, не балуйся» или «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Лучше будет, если вы пожелаете ему удачи, подбодрите его, найдёте несколько ласковых слов. У вашего первоклассника впереди трудный день.
9. Встречайте после школы ребёнка спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться впечатлениями, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
10.Чаще разговаривайте о вашем ребёнке с учителем. Выслушав его замечания, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
11.Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». (Подробнее о выполнении домашнего задания читайте в нашей рассылке «Как помочь ребёнку в приготовлении уроков»).
12.Во время приготовления уроков не «сидите над душой», дайте возможность ребёнку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, всё получится», «Давай разберёмся вместе»), похвала помогут лучше.
13.Старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми, не зависят от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
14. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, разговоры с другими членами семьи.

Советы для родителей первоклассников:
Многие родители, пытаясь приучить малыша к самостоятельности, не помогают ему делать уроки, а только проверяют уже выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание. Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял, что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять. Поэтому первое время вы должны мягко напоминать малышу, что пора садиться за книжки и помогать ему, хоты бы своим присутствием.
    Непременным атрибутом учебы являются – школьные принадлежности. Всевозможные пеналы, тетрадки, ручки, ластики, папки – первоклассник воспринимает, как новые игрушки. Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах. Позвольте ребенку участвовать в выборе школьных принадлежностей, они поддерживают интерес к учебе.
Первокласснику необходим твердый распорядок дня. После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается. Оптимальное время выполнения уроков – 16-17 часов – ребенок уже отдохнул после школы и еще не устал играть. Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садится за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмется за другую. Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша – возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро приобретет негативную окраску.
 Всегда начинайте с самого трудного, пока внимание на высоте. А то, что ребенку знакомо с детского сада (например, рисование) он сумеет сделать и после того, как кривая сосредоточенности пойдет на спад.
Если у ребенка что-то не получается, помогите ему на промежуточных стадиях. Только не стоит делать за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам.
 В заключение обязательно похвалите малыша: «Вот видишь, какой ты молодец. Я тебе только немного помогла, и ты сам решил этот сложный пример». Тогда у ребенка появится позитивная установка «Я сам все могу».
 Почаще хвалите маленького ученика, за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах. Если крохе легко дается счет и не получается правописание, то рассказывайте ему, как он здорово считает, а если он будет стараться, то обязательно научится также хорошо писать. В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте его смешными прозвищами, если он что-то плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смириться со своим прозвищем и не захочет красиво писать.
Если ребенок регулярно просиживает над домашним заданием на 30-40 минут больше, чем рекомендуется, предложите ему помощь (подчеркните цветным карандашом буквы, цифры, вылепите из пластилина или нарисуйте на песке, объясните другими словами). Если ситуация не улучшается, имеет смысл поговорить со специалистами (психологом, педиатром). У некоторых детей процесс формирования тонкой моторики, которая необходима для учебы, заканчивается лишь к 8 годам. Такого малыша рекомендуется не тащить вперед, а наоборот еще год оставить в подготовительном классе. Лучше год потерять, чем утратить желание учиться.
Не забывайте, что многое зависит и от генов. Если вы не отличались в школе хорошей успеваемостью и с трудом получили аттестат, то не требуйте от своего ребенка невозможного. Пусть лучше вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник. Грош цена знаниям, которые насильно вбиты ребенку.
  

Приложение 34

Как слушать ребенка.
1. Спросите у малыша, почему он вел себя таким образом. Возможно, окажется, что у него была весомая причина для подобных действий. Расскажите, как иначе можно было справиться с такой ситуацией.
2. Дайте ребенку выговориться. Не перебивайте его.
3. Пока ребенок говорит, смотрите ему в глаза, чтобы он понял: вы внимательно его слушаете.
4. Обратите внимание, какими жестами ребенок сопровождает свою речь. Жесты помогут вам уяснить, трудно ли ему дается рассказ, а также укажут на необходимость задать уточняющие вопросы.
5. Спросите у ребенка: "Как ты думаешь, что ты почувствуешь, если Вася ударит тебя? "Такие вопросы учат ребенка понимать чужие эмоции. Мы способны научиться правильно решать проблемы, если осознаем реакцию и чувства других людей.
6. Выслушав ребенка, предложите другие решения. Направляйте ребенка, а не подсказывайте готовые ответы. Весь смысл в том, чтобы научить ребенка самостоятельно решать подобные проблемы.

Советы о словах, которые дети должны понимать для успешного решения проблем:



1. Пользуйтесь словами "доволен", "недоволен", "сердит", чтобы дети знали, что ощущают люди и как меняются их чувства.
2. Прибегайте к слову "или", давая ребенку возможность сделать выбор: мы можем поступить так или по-другому.
3. Употребляйте слова "почему" и "потому что". Эти важные слова учат детей различать причину и следствие, увязывать свои поступки с последствиями.
4. Пользуйтесь оборотами "мог бы" и "можно". Они тоже учат определять последствия и разрабатывать варианты: "Как еще ты мог бы поступить?




страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 | страница 8 | страница 9

Смотрите также: