страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 8 | страница 9 Тема : Ягодная копилка здоровья
Цель :
познакомить детей с разнообразием света ягод, постараться показать значимость каждой ягоды в здоровье человека, содействовать межпредметной связи уроков;
развивать гибкость ума, логику размышлений;
воспитывать интерес к живой природе,
чувство потребности познавать ее глубже и глубже.
Оборудование: Карточки с примерами, конверты с заданием, Доктор Здоровячок, раздаточный материал в виде карточек с изображением ягод.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
II. Постановка темы и цели урока
У вас на партах карточки, прочитайте задание и выполните его.
СОДЕРЖАНИЕ КАРТОЧКИ:
Реши примеры. Ответы поставь в порядке возрастания, к каждому числу найди его букву и получите слово
Что такое копилка?
Почему она так называется?
Но копилка у нас сегодня необычная, в ней находятся предметы, которые можно назвать одним словом.
Догадайтесь, что это?
"Они очень-очень маленькие, растут, в основном, в лесу. Но, несмотря, на свои маленькие размеры, многие из них имеют волшебную целительную силу".
Как вы догадались, что это ягоды?
У нас на уроке 3 копилки. Каждая копилка имеет в себе множество сведений, которые вы скоро узнаете. Начнем раскрывать чудо копилок.
III. Работа по теме
На доске в первой копилке ягоды. Кто-то подойдет, достанет изображение ягоды, попробует ее описать, а мы угадаем.
(Отгадывают смородину, клубнику, чернику).
Кстати, я забыла представить вам доктора Здоровячка. Сегодня он поможет раскрыть чудо копилок.
Вопросы доктора:
Как вы думаете, какая из этих ягод самая целебная? (смородина)
Что вы знаете о ней? (Растет большими кустами, бывает двух видов)
Очень ценное из смородины варенье, особенно полезна она в сыром виде. В ней содержится большое количество витаминов. Она очень помогает людям, у которых болит живот.
Используются даже и листья смородины. Из них делают целебный чай.
А почему ягода черника имеет такое название?
Как она растет? (при земле маленькими кустиками).
Черника помогает восстанавливать зрение, при расстройстве желудка.
Клубника менее полезна для человека, потому что в ней мало витаминов.
Сейчас Доктор Здоровячок предлагает к большому пакету. Тут находятся ягоды, которые редко встречаются, но они очень ценны
(листы с зашифрованными названиями ягод)
Что вы знаете о голубике?
Ее путают с черникой, а многие просто обходят ее, считая бесполезной. Но это очень напрасно. В голубике содержится много витаминов, которые просто необходимы для народов Севера. Ведь ягода лучше растет на Севере.
Что вам известно о морошке?
Это ягода растет только на Дальнем Севере. Очень похожа на малину и так же, как и малина содержит много витаминов. Используют при простуде.
Шиповник.
Есть его можно осенью. Большое количество витамина С в нем. Из шиповника варят целебные чая.
И еще один конверт. В нем несколько листов. На каждом из них загадка. Отгадаете загадку и можете открыть окошко на листочке.
Низок, да колюч.
Сладок, да не пахуч
Ягоду сорвешь-
Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
В крыжовнике находится копилка витаминов. Его полезно кушать полным людям, чтобы у них правильно перерабатывалась еда.
Красненькая Матрешка,
беленькое сердечко. (Малина)
Кто из животных сидит в малиннике?
Когда употребляют малину?
Стоит в траве Аленка
в красной рубашонке.
Кто мимо идет-
Всяк поклонится. (Земляника)
Если летом вы съели целый стакан земляники, то вы запаслись витаминами на целую зиму.
Доктор Здоровячок принес нам лукошко.
Как вы думаете, зачем?
Он хочет узнать, умеете ли вы собирать ягоды.
(беседа о сборе ягод).
IV. Итог
На столе у вас лежат карточки.
Кто-то выберет какую-нибудь ягоду и расскажет о ней по плану.
ПЛАН
1. Описание
2. Чем полезна
Все остальные должны угадать, что это за ягода.
Приложение 2
Тема "Путешествие по музеям напитков"
Цель: дать представление о значении жидкости для жизнедеятельности организма, необходимом количестве жидкости в ежедневном рационе питания человека, разнообразии и ценности напитков.
ХОД УРОКА
Учитель. Мы с вами познакомились со многими секретами правильного питания. А хотите узнать, о чем мы будем говорить сегодня? Для этого я предлагаю вам отгадать загадку. Так вы узнаете тему нашего занятия.
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее.
В руках ее не удержать
И на коне не обогнать.
Чего в гору не вкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?
Так что же это такое?
Дети. Вода.
Учитель. Правильно, вода! О ней и напитках, которые можно из нее приготовить, мы и будем сегодня говорить. Вода очень нужна нашему организму. Она помогает нам расти, справляться со всякими хворями, становиться сильными и крепкими. Поэтому очень важно каждый день пить достаточное количество жидкости. А сколько это? Хотите подсчитать? Для этого нужно умножить свой вес на 80, а потом разделить полученный результат на 100 (учитель заранее подготовил результаты, так как дети не владеют ещё навыками таких вычислений)
После проведения вычислений учитель предлагает ребятам сравнить полученные цифры – в среднем у детей 6–7 лет должно получиться около 2,5 л.
Учитель. Данные, которые мы получили, ненамного отличаются друг от друга. А как можно представить эту цифру?
Учитель предлагает детям посмотреть на демонстрационный стол, на котором находится стеклянная банка, в которой около 2,5 л воды. Это же количество жидкости можно разлить по стеклянным стаканам и расставить их на столе.
Учитель. Это количество жидкости вам необходимо ежедневно. Кстати, если вы занимались в течение дня спортом, то вам нужно будет выпить больше воды. Ведь когда вы бегаете, прыгаете, ваш организм активно работает и тратит жидкость. Эти траты необходимо восстановить. А как? Я приглашаю вас в путешествие по музеям напитков.
В качестве "музеев" можно использовать демонстрационные столы, стоящие в классе, или демонстрационные стенды. Музеи могут располагаться и в разных классах школы.
Учитель. Первым мы посетим музей воды. И это не случайно. Ведь вода – основа любого напитка.
В музее заранее приготовлены трехлитровая банка, 2 надувных шарика, фотографии с изображением различных состояний воды (роса, пар, лед, снег), различные виды воды для дегустации – кипяченая, очищенная с помощью фильтра, минеральная газированная, минеральная негазированная, домашний фильтр для очистки воды. Дети проходят в музей воды. Там их встречает хозяйка музея. Ее роль может выполнить старшеклассница или кто-то из родителей.
Хозяйка музея 1. Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие!
Заходите, проходите, свою жажду утолите.
"Сок жизни" – такое красивое название дал воде выдающийся ученый, художник, скульптор Леонардо да Винчи. Наш организм почти на 80% состоит из воды. Поэтому человек может прожить без воды не больше 2–3 дней. Вы уже знаете, какое количество жидкости требуется вам ежедневно. Часть ее поступает в организм с теми напитками, которые вы выпиваете в течение дня. А часть воды поступает в организм человека с пищей. Поэтому так важно ежедневно есть жидкую пищу – супы, борщи. А вот питаться всухомятку очень вредно. Хотите убедиться в этом?
Хозяйка музея 1 берет два надувных шарика. Важно, чтобы стенки его легко растягивались. Детям объясняется, что стенки человеческого желудка, так же, как и стенки шарика, могут растягиваться и сжиматься. Затем в один шарик помещаются кусочки хлеба, оставшиеся после обеда, а в другой – через воронку вливается суп или кисель. Детям предлагается сравнить форму двух шариков – один с неровными боками, другой – гладкий, округлый и ответить на вопрос, какому "желудку" труднее работать, какой "желудок" может мешать человеку легко двигаться и т.д.
Хозяйка музея 1. А сейчас послушайте еще одну загадку о воде и скажите, какой же бывает вода.
Когда росой лежит – блестит.
Когда весной бежит – бурлит.
То в пар уйдет, то в снег, то в лед,
То ливнем с неба упадет.
Хозяйка музея 1 может продемонстрировать фотографии или картинки, изображающие лед, росу, пар, снег, дождь в природе.
Хозяйка музея 1. А вы знаете, что у воды может быть разный вкус? Попробуйте и скажите, какая вода вам больше нравится.
Хозяйка музея 1 организует дегустацию и одновременно объясняет детям отличие разных видов воды.
Хозяйка музея 1. В первых стаканчиках находится очищенная водопроводная вода. Нельзя пить воду прямо из-под крана. Ведь она содержит большое количество веществ, способных повредить нашему здоровью. Поэтому воду можно очистить с помощью специального прибора-фильтра. (Демонстрация фильтров.) Такие приборы наверняка есть у многих из вас дома. Во вторых стаканчиках находится кипяченая вода. Если у вас нет фильтра, прежде чем пить воду из-под крана, вскипятите ее в чайнике.
В третьих стаканчиках находится минеральная вода. Такую воду можно получать из природных источников. Она вытекает из недр земли и содержит много полезных для организма веществ. В четвертых стаканчиках находится минеральная вода, которая содержит не только минеральные вещества, но и газ. Она так и называется – газированная.
Такую воду нельзя пить очень часто. Дело в том, что газ, растворенный в ней, способен постепенно разрушать зубы. А теперь я проверю, все ли вы хорошо запомнили. Ответьте на мои вопросы. Какое название воде дал Леонардо да Винчи?
Дети. Сок жизни.
Хозяйка музея 1. Сколько дней человек может прожить без воды?
Дети. Два-три дня.
Хозяйка музея 1. Какое количество жидкости необходимо в сутки школьнику вашего возраста?
Дети. 2,5 литра.
За правильные ответы ребята получают жетоны.
Учитель. Спасибо вам, хозяйка музея воды. А нас уже ждут в другом месте. Мы отправляемся в музей морсов и киселей.
Дети переходят в музей морсов, компотов и киселей. В музее заранее приготовлены ягоды для приготовления морса, сахар, кувшин с теплой водой, ложечки и стаканчики для каждого ребенка.
Хозяйка музея 2.
Не толпитесь у дверей,
Проходите поскорей.
Здесь вас с морсом, ребятишки,
Ждут баранки и коврижки.
Знаете, ребята, как готовятся морсы? Если в кипяченую воду добавить немного ягод и сахара, получится этот очень полезный напиток. Перед употреблением морс обычно охлаждают. Особенно полезны морсы из клюквы, брусники, которые не только содержат много витаминов, прекрасно утоляют жажду, но и помогают разбудить аппетит. А сейчас мы с вами попробуем самостоятельно приготовить морсы.
Хозяйка музея 2 приглашает всех к демонстрационному столу.
Хозяйка музея 2. Посмотрите, здесь на блюдцах – ягоды, в сахарнице – сахар, а в кувшине – теплая вода. Сейчас каждый из вас по своему вкусу приготовит свой морс. Для этого в стаканчик нужно положить три ложечки ягод и ложку сахара, затем ложкой раздавить ягоды и налить доверху водой. Вы должны размешать ягоды в стаканчике и попробовать, не нужно ли добавить сахар или ягоды (предварительно раздавив их в блюдечке). Вы можете экспериментировать и смешивать разные виды ягод.
Дети готовят морсы.
Хозяйка музея 2. Молодцы, у каждого из вас в стаканчике приготовленный своими руками напиток. Теперь вы поставите их охлаждаться, морс пьют охлажденным, а после окончания экскурсии обязательно выпьете.
Дети оставляют свои стаканчики на столе – рядом с листком бумаги, на котором написано имя ребенка. Стаканчики сверху прикрываются.
Хозяйка музея 2. А еще из воды и ягод можно приготовить замечательный напиток. Для того чтобы узнать его название, отгадайте загадку.
Фрукты, ягоды сварились,
Вкусно елись, сладко пились.
Дети. Компот.
Ребенку, отгадавшему загадку, вручается жетон.
Хозяйка музея 2. А какие компоты вы знаете?
Дети называют виды компотов, за каждый ответ хозяйка музея вручает ребенку жетон.
Хозяйка музея 2. Ну-ка, знатоки, отгадайте название еще одного вкусного и питательного напитка.
Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется.
Дети. Кисель.
Правильно ответивший ребенок получает жетон.
Хозяйка музея 2. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о напитках. А теперь попробуйте свои морсы.
Учитель. Спасибо, хозяйка! Но нас уже ждут в третьем музее – музее соков.
Дети проходят в следующий музей. Их встречает хозяйка музея соков. В музее заранее приготовлены капуста, лук, редька, терка, мед.
Хозяйка музея 3.
Он бывает всех цветов,
В нем витаминов куча.
Я пить его всегда готов,
Ведь нет напитка лучше.
Он морковный и томатный
И на вкус и цвет приятный.
Чтоб здоровым стать ты смог,
Пей скорей фруктовый...
Дети. Сок.
Хозяйка музея 3. А вы знаете, из чего можно приготовить соки?
Дети называют продукты, из которых может быть приготовлен сок, за правильный ответ получают жетон.
Хозяйка музея 3. А вы знаете, что сок не только очень вкусный и полезный напиток, но он еще может быть и замечательным лекарством.
Дети приглашаются к столу, на котором лежат капуста, лук, редька.
Хозяйка музея 3. Из этих овощей также можно приготовить сок. Только не для питья, а для борьбы с хворями да болезнями. Знаете ли вы, как используются соки этих овощей?
Дети отвечают, за каждый правильный ответ получают жетоны. Если дети затрудняются с ответами, хозяйка музея подсказывает им, что сок редьки помогает избавиться от кашля, сок лука – от насморка, сок капусты – снять боль от ожога или нарыва.
Хозяйка музея 3. Сейчас мы с вами научимся получать эти лечебные соки. (Демонстрация и объяснение.) Для того чтобы получить сок редьки, нужно разрезать ее пополам и с помощью ложки выбрать часть серединки. Затем туда кладется немного меда. Очень быстро в подготовленное отверстие начинает поступать сок. Смешанный с медом, он очень вкусен и полезен.
Для того чтобы использовать капустный сок, нужно снять несколько капустных листов и подавить их рукой. Затем эти листы с выступившим соком прикладывают к больному месту и привязывают бинтом.
Для того чтобы получить сок лука, луковичку очищают, разрезают и кусочек натирают на терке. Полученную массу кладут в марлю и выжимают сок в ложку. Этот сок закапывают в нос при насморке – и никакой насморк тут не устоит!
Если вы боитесь жжения в носу, то можете добавить в луковичную массу капельку растительного масла.
Теперь вы знаете, что сок – не только вкусное и полезное питье, но и прекрасное лекарство. А значит, никакие болезни вам не опасны!
Учитель. Спасибо хозяйке музея соков, а мы отправляемся в музей. Хотите узнать его название? Тогда отгадайте загадку!
Оно течет – но не вода.
Оно, как снег, бело всегда.
На вкус узнать его легко,
Ведь это в крынке...
Дети. Молоко.
Учитель. Да, правильно, мы отправляемся в музей молока и молочных напитков. А вот и хозяйка этого музея!
В музее заранее приготовлен набор продуктов из молока – кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок, кумыс.
Хозяйка музея 4. Молоко и молочные продукты содержат не только воду, но и большое количество питательных веществ, необходимых нашему организму для роста, работы. Поэтому молоком можно утолить не только жажду, но и голод. Не случайно из молока готовят много разнообразных продуктов. А вы знаете, что можно приготовить из молока? Посмотрите на этот стол и назовите те напитки и продукты, которые вам знакомы.
Хозяйка приглашает всех к демонстрационному столу, на котором разложены продукты из молока. Ребята называют напитки и продукты, которые могут быть приготовлены из молока, – кефир, простокваша, ряженка, йогурт, бифидок, творог, масло. За каждый правильный ответ хозяйка вручает жетон.
Хозяйка музея 4. А теперь я приглашаю вас отведать все эти вкусные и полезные продукты.
Проводится дегустация напитков и продуктов из молока.
Учитель. Ну спасибо всем, мы наелись и напились. Пора нам уже отправляться в музей чая!
В музее заранее приготовлены стаканы с различными видами заваренного чая: черного, красного, зеленого, желтого, заварочный чайник, черный чай для заварки.
Хозяйка музея 5. Чай – любимый напиток многих народов. О нем так и говорят: "Чай пить – приятно жить", "Устал – пей чай, жарко – пей чай, хочешь согреться – пей чай". Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Приложение 3
Тема: "Молоко – волшебный дар".
Цели: дать представление о значимости молока и молочных продуктов в рационе питания, познакомить с традициями русской кухни.
Оборудование: костюмы коровы, кота, молочных продуктов, чашки, кружки, скатерти.
ХОД УРОКА
Звучит народная мелодия. На сцену выходит мальчик в народном костюме, он играет на рожке. На "пригорке" сидит девочка.
Девочка. Рано-рано поутру
Пастушок: "Ту-ру-ру-ру",
А коровки в лад ему
Затянули: "Му-му-му".
Под плясовую мелодию выходят три коровы – ученики, одетые в костюмы.
Корова 1. Му-му-му.
Корова 2. Как не стыдно пастуху!
Корова 3. Рано утром в полшестого
Хочет спать еще корова.
Все коровы. Му-му-му!
Пастушок. Вы, коровушки, ступайте
В чисто поле, погуляйте,
А вернетесь вечерком,
Напоите молоком.
Корова 1. Мо-ло-ко, мо-ло-ко
Это очень хорошо!
Коровы гуляют по полю и жуют траву. Девочка пьет молоко из кружки.
Девочка. Белое как снег,
Сладкое как мед!
Коровки травку жуют,
Молоко добрым людям дают.
Группа детей водит хоровод под песню. Коровы в центре круга.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушки нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, Буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала.
Дети уходят со сцены, вместе с ними уходят две коровки. На сцене остаются девочка и одна коровка.
Девочка. Дай молока, Буренушка!
Хоть капельку – на донышко!
Дай мне сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Корова. Сила в нем земли родной
И целебных трав настой,
Солнечных лучей тепло –
Вот что значит молоко!
Молоко – волшебный дар,
Людям он природой дан,
Чтобы жили, не тужили,
Молочко живое пили.
Полно вымя молока,
Нам домой идти пора.
Уходят со сцены. На сцену выбегают следующие участники представления – девочка, Хозяйка и несколько ребят. Они усаживаются за стол, накрытый рушником, на столе стоят кувшин молока, чашки.
Хозяйка.
Деточки, за стол садитесь!
Только тихо, не шумите!
Я налью вам молочка,
Что Буренка принесла!
Дети пьют молоко. Один из мальчиков – розовощекий крепыш – выходит в центр сцены и показывает на себя.
Хозяйка. Богатырь молодой,
Парень бравый, удалой!
Ну-ка, Васенька, пройдись
И народу покажись.
У тебя изъянов нет –
Расскажи нам, в чем секрет!
Вася. С детства пью я молоко,
В нем и сила, и тепло!
Ведь оно волшебное,
Доброе, полезное!
С ним расту я по часам
И совет хороший дам –
Вместо пепси, лимонада
Молоко пить чаще надо!
Молоко всем помогает:
Зубы, десны укрепляет!
Чувствуешь себя легко,
Если пьешь ты молоко!
Эй, играйте плясовую,
Я сейчас для вас станцую.
Вася танцует плясовую.
Мальчик. Чтоб здоровым быть всегда,
Начинай день с молока!
Белая водица
Всем нам пригодится,
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай.
Девочка. Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок да пирожок
Кушай, Васенька, дружок!
Мальчик. Молоко скорее пей
И коту не пожалей!
Выходит, мурлыкая, кот Степан.
Кот. У меня, кота Степана,
Нюх особый на сметану,
Вот уже настал обед,
А сметанки нет, как нет.
Помогите-ка Степану,
Отыщите мне сметану.
Мальчик. А откуда сметана берется?
Девочка. Из сливок она создается.
Мальчик. А сливочки где обитают?
Девочка. Они в молоке проживают.
Кот. Долго мне сметанки ждать?
Хватит вам уж рассуждать!
Один из ребят приносит банку сметаны, подходит к коту и гладит его.
Мальчик 1. Кушай, кот Степан, сметану!
Мальчик 2. А мне не хочется сметаны,
Лучше йогурт нежный съесть,
Йогурт – праздничная смесь.
Лакомство из молока и фруктов –
Аппетитно, сладко, вкусно!
Девочка. А девочка Маша
Очень любит простоквашу!
Простокваша вредных бактерий не любит,
Болеть не дает,
Всяк здоровым с ней будет!
Мальчик. А девочке Глаше
Вместе с простоквашей
Дали кашу.
Ешь, Глаша, кашу,
Кашу сладенькую,
Молочную, "пушистую",
Мягкую, душистую.
Девочка. Как много всего можно приготовить из молока! А ну-ка, молочные продукты, на сцену выходите, народу про себя расскажите!
На сцену выбегают ребята в костюмах, изображающих молочные продукты, и говорят по очереди.
Ежедневно
Непременно
С аппетитом нужно есть
Каждый день!
Йогурт,
Сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу.
Масло сливочное тоже,
И сметану,
И творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки.
Ежедневно
Непременно
Надо есть все,
Что полезно!
Танец молочных продуктов. На сцену выходят все участники представления и хором скандируют:
Молоко, молоко для здоровья нам дано!
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусно и питательно!
Приложение 4
Родительское собрание «Умственное утомление»
Цель: формирование знаний о признаках умственного утомления у детей и умений выполнять упражнения для снятия умственного утомления.
Задачи: актуализация знаний об умственном утомлении и его последствиях (на основе наблюдений за учащимися).
Выступление учителя
Здоровье – одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью и интеллектуальностью.
Конечно же, каждый из наших детей хочет быть сильным, бодрым, энергичным, чтобы выполнять любую работу: читать любимые книги, посещать кружки, бегать и плавать, забыть о головной боли или насморке.
Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и так будет всегда, не стоит об этом беспокоиться. Каждый с юных лет должен заботиться о своем здоровье, не вредить своему организму. Плохое здоровье, болезни служат причиной отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения.
Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древних философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее богатого, но больного короля.
Пагубно влияет на здоровье человека усталость, умственное утомление. Об этом мы и поговорим сегодня.
Основной вид трудовой деятельности на уроке – умственный труд. Дети учатся, а любое обучение – это большой умственный труд. Если посмотреть вокруг – наша школа, мебель, одежда, учебные принадлежности – все это создано руками человека, его трудом.
Как пианист или хирург заботятся о своих руках, об их силе, ловкости, эластичности, как певец бережет горло, чтобы не простудить его, не перенапрячь голосовые связки, так и наши дети должны заботиться о том, чтобы, пополняя свои знания, не доводить организм до переутомления.
Мне и вам приходилось наблюдать, как при выполнении какого-либо задания в школе или дома, дети ощущают сильную усталость. Это проявляется в нежелании выполнять ту работу, которую до этого они делали с удовольствием, в слабости, в жалобах на головную боль. И поэтому утомление – это сигнал к тому, что надо отдохнуть. Если же ребенок будет продолжать выполнять работу в состоянии усталости, то утомление может перейти в переутомление, а это уже – болезнь. Она проявляется в ослаблении памяти, снижении внимания, затруднении мышления. Ребенок становится рассеянным, раздражительным, ему неинтересно, что происходит вокруг, нарушается сон, снижается аппетит, часто мучают головные боли. При этом снижается устойчивость организма к простудным заболеваниям.
Я предлагаю вам упражнение, которое можно предложить выполнить уставшему ребенку.
«Сбрось усталость»
Встать, ноги врозь, слегка согнуть колени, немного наклониться вперед, руки свободно опустить вдоль туловища, расправить пальцы, склонить голову к груди. Надо плавно покачиваться из стороны в сторону, вперед – назад. Резко встряхнуть головой, руками, ногами, всем телом. Усталости как не бывало.
Ребенок почувствует прилив бодрости, настроение улучшится.
Современные дети очень любят подолгу сидеть за компьютером. Иногда до 12 часов ночи. Конечно же, утром вставать очень нелегко, завтракает ребенок кое-как. В школе уже на втором уроке он чувствует себя утомленным. Интерес к учебе, успеваемость резко снижается.
Очень утомляет детей и долгое времяпровождение у телевизора, занятия умственным трудом в непроветриваемом помещении. Наступает утомление и из-за неполноценного сна.
Сон для человека имеет важное значение. Как бы ребенок не отдыхал днем, организму нужен полный покой, который возможен только во время сна, когда отдыхает, прежде всего, нервная система и ее самый высший отдел – головной мозг.
Сон нужен, чтобы отдохнули мышцы, а суставы пополнили запасы смазки, чтобы отдохнули желудок и кишечник. Отдыхают сердце и легкие. Ведь человек находится во сне в состоянии покоя, а значит кислорода организму нужно меньше. Медленно функционирует и кровь. Дыхание становится глубже и реже, пульс замедляется. Если недосыпание превращается в привычку, то у ребенка наблюдается не только рассеянность и плохое настроение, но и портится характер. Ну и, конечно же, болячки к такому ребенку так и «липнут».
Чтобы сон был спокойным и здоровым, а засыпалось легко, нужно соблюдать некоторые правила. Во-первых, лучше всего ложиться спать в одно и то же время. Во-вторых, перед сном не нужно наедаться. Заснуть на полный желудок довольно трудно. И, в-третьих, не стоит смотреть на ночь фильмы ужасов, кровавые боевики, триллеры. Все это так будоражит мозг, что ему потом приходится долго успокаиваться.
Чем моложе ребенок, тем больше он должен спать, ему требуется больше времени для восстановления работоспособности нервных клеток.
Дети младшего школьного возраста должны спать 11 – 12 часов в сутки, включая дневной сон.
Дети устают, если не соблюдают режим дня. Режим дня помогает хорошо учиться и укреплять здоровье. У каждого ученика, с помощью родителей, должен быть составлен свой личный распорядок дня, ведь одному ребенку приходится заниматься в спортивной секции, другому ходить в музыкальную школу.
В режиме дня должны чередоваться учеба и отдых, тихие игры и подвижные, прогулки и просмотр телепередач.
Часто наши дети устают из-за того, что неполноценно питаются.
Пища дает организму энергию, необходимую для работы мышц, сердца, мозга и других органов. При недостатке пищи человек слабеет, нормальная деятельность всех органов нарушается. Пища – это «строительный материал» для растущего организма. Потому так важно полноценно питаться в одно и то же время. Тот, кто не садится вовремя есть или, наоборот, постоянно что-то жует (конфету, булочку, печенье) портит аппетит и нарушает правильное пищеварение, его нормальный ритм.
Есть еще один секрет преодоления умственного утомления. Это музыка. С древнейших времен музыка сопровождает человека, даря ему духовное и физическое здоровье.
Как много может музыка! Спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы; бодрая и ритмичная улучшит настроение. Музыка снимает раздражение, нервное напряжение; музыка активизирует мыслительные процессы, повышает работоспособность. Еще тысячу лет назад Авиценна в качестве преодоления депрессии и усталости рекомендовал музыку.
Гораздо раньше – в 6 веке до нашей эры древнегреческий мыслитель Пифагор применял музыку в лечебных целях.
Жорж Санд писала композитору Джакамо Мейрбергу о том, что музыка лечит ее от умственного утомления и депрессии.
Для преодоления (снятия) усталости, успокоения, снятия нервного напряжения я бы предложила вашим детям и вам следующую музыкальную программу:
-
Чайковский «Баркарола», «Сентиментальный вальс»
-
Шуберт «Аве Мария»
-
Шуман «Грезы»
-
Форэ «Колыбельная»
-
Огинский «Полонез»
Уважаемые родители! Надеюсь, что вы запомнили, как проявляется умственное утомление, что нужно предпринимать, чтобы его не допустить, как снять умственное утомление, если оно наступило.
Приложение 5
Анкетирование по теме «Человек и его здоровье»
Кто должен заботиться о твоем здоровье?
сам родители
Где ты учишься быть здоровым?
в школе дома
Умеешь ли ты заботиться о своем здоровье?
да частично
Выполняешь ли ты режим дня?
да не всегда
Курить — здоровью вредить
не надо начинать курить курение особенно вредно для детей
Приложение 6
"Праздник здоровья"
Цель: проводить пропаганду здорового образа жизни среди детей младшего школьного возраста, искоренять вредные привычки.
Действующие лица: ведущий, Вирус, мальчик Грязнуля, Мойдодыр, Карлсон, дети-советники, Больной.
Ход сценария
Ведущий: Ребята, здравствуйте! Вы любите путешествовать? Сегодня мы попадем в необыкновенную страну, где мы узнаем много нового и интересного. Но чтобы попасть в эту страну, необходимо разгадать кроссворд и достать ключ, т.е отгадать слово, зашифрованное в выделенных клетках.
Загадки
На ветке не птичка, зверек- невеличка,
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?
(Белка).
Смел и зол разбойник серый. Чуть козу вчера не съел он.
К счастью, Тузик и Трезорка за отарой смотрят зорко.
Еле ноги уволок от собак матерый … (волк)
Болотная квакушка ловит комаров да мошек. (Лягушка).
Вот иголки и булавки выползают из под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик).
Маленький, беленький по снежочку тык-тык,
По лесочку прыг-прыг. (Заяц)
Вот этот случай очень редкий- на голове растут две ветки. (Олень).
Эта рыжая плутовка всех обманывает ловко. И коварна и хитра, называется… (Лиса).
На кроссворде появляется ключевое слово «Болезни».
Ведущий: Ребята, вот такое вышло слово. Хорошее ли оно? Вам нравится болеть?
Но все мы иногда болеем- хотим мы этого или нет. А почему это происходит, здесь мы и узнаем.
Сценка «Грязнуля и Вирус»
Вбегает Грязнуля с криком о помощи:
- Помогите, помогите! За мной гонится чудовище! Вот такое маленькое, но такое страшное, престрашное!
(Звучит музыка из мультфильма «Брементский музыканты»- «Песенка Разбойников»).
Вирус: - А, не ждали меня! Я – возбудитель всех болезней! Вы все теперь в моей власти! Я проникну сейчас в вас и вы все заболеете! Нас, микробов, много! Но мы все разные, как и вы. Те, кто покрупнее - бактерии, а те, кто поменьше - вирусы. Я то, как видите, маленький, значит, я… Вииииирус!!!
Грязнуля, закрываясь руками от Вируса с испугом кричит:
- Вирус!!!
Вирус тянет руки к Грязнуле: « Какой ты хорошенький! Сейчас я буду в тебе!»
Грязнуля : « Ой, не надо, не надо! Ребята , помогите! Я не хочу, чтобы Вирус проник в меня!
Ведущий: Ребята! Подскажите, что нужно сделать, чтобы микроб исчез, не попал в организм? ( ответы детей).
Вирус: «Что вы, ребята! Я же люблю вас! Люблю когда вы не моете руки! Когда не чистите зубы! Одеваетесь не по погоде! Люблю, когда вы на холоде мороженое едите!»
Ведущий: Что я слышу! Тише! Тише! К нам мчится Мойдодыр- всех мочалок командир! Ой, я слышу он идет! Сейчас кого-то заберет!
Мойдодыр: Где тут грязный, где тут гадкий, неумытый поросенок? А, вот ты где! ( Хватает Грязнулю.) Попался!
Ведущий: Подожди, Мойдодыр, не ругайся! И на мальчика так не бросайся! Тут микроб вокруг него уже вьется!
Мойдодыр: Долго мне пришлось терпеть, и на грязь его смотреть!
Все ребята просыпаются и, конечно, умываются.
Он один не умывался и грязнулею остался!
Перед тем, как сесть поесть, правило такое есть: Надо в руки мыло взять и в воде пополоскать. Он же мыла не берет, а хватает бутерброд! Даже после туалета он ко мне заходит редко! И неудивительно, что микроб в него проникнет! Заболеет мальчик!
Грязнуля: Ах, простите, меня, ах, простите! Не хочу я болеть! Прогоните, уберите микроба!
Мойдодыр: Хорошо! Только вспомни-ка, правила личной гигиены! Эти правила ты должен выполнять каждый день. И покажи нам как это делать!
Грязнуля: Да я все забыл! Ничего не помню! Помогите мне, ребята! Пожалуйста!
Может быть и микроб и исчезнет!
Появляются дети – советники:
Тщательно мой руки перед едой, перед приготовлением пищи! Мой руки с мылом обязательно после туалета (подает Грязнуле мыло)!
Овощи, ягоды, фрукты перед едой нужно хорошо промывать проточной водой и ошпаривать кипятком ( на подносе подает Грязнуле фрукты, овощи, ягоды).
Нужно соблюдать чистоту, бороться с мухами. Воду, взятую не из питьевого водопровода перед употреблением обязательно прокипятить (подает Грязнуле кипятильник ).
Мусорные ведра нужно держать закрытыми и вовремя выносить мусор, т.е. ежедневно опорожнять его.
При признаках болезни- тошноте, рвоте, поносе немедленно обращайтесь к врачу.
Вирус: Ай! Ай! Ай! Немедленно исчезаю! Иначе мыло и вода, а с ними и чистота меня уничтожат навсегда!
Мойдодыр: Теперь, если ты будешь это выполнять, все микробы сбегут от тебя и ты будешь всегда здоровым!
Грязнуля: Спасибо вам, ребята! Спасибо, тебе, Мойдодыр! Я обещаю соблюдать ваши правила и тогда все микробы сбегут от меня и я не буду болеть! До свидания! ( Под звуки веселой музыки появляется Карлсон с банкой варенья).
Карлсон: Еще ложечку варенья! Еще одну…( роняет ложку на дно банки). Ой, ушла она ко дну! Ай, залезу просто так! Я руками есть мастак! (Залазит рукой в банку, пальцами достает варенье и слизывает его.) Пообедал я отлично этим кремом земляничным! Третью банку съел с утра! А теперь (поглаживает себя по животу, проверяет пропеллер) лететь пора! ( Нажимает на кнопку, но мотор не заводится). Карлсон разводит руками в удивлении. Затем хватается от боли за живот, затем за голову). Мама! Что ж это творится! Мой мотор не хочет заводиться!? Я обкушался варенья! А еще было печенье!
Торт! И множество конфет! Очень вкусным был обед!
(С печалью.) А теперь мотор заглох! Ох, зачем я ел пирог! (Хватается за голову).
Мойдодыр: Где же ты сегодня был?
Карлсон:
Слон обедать пригласил! Отказать ему не мог,
Ой, зачем я ел пирог! (Оглядывает сам себя, свой живот).
Да, друзья, на первый взгляд, стал Карлсончик толстоват…
Мойдодыр: Разве можно столько есть? На диету нужно сесть!
Карсон:
Чтобы сесть - нужна кровать.
А до дома не достать!
Кто б на крышу влезть помог…
Ох, зачем я ел пирог!
Если б я пирог не ел,
то конечно бы взлетел! (Хватается за лоб.)
У меня горячий лоб!
А все жадности микроб!
Если б не было его – не случилось б ничего!
Мойдодыр:
Карлсон, ты не ворчи!
Лучше о еде молчи!
Сам во всем ты виноват –
Ел и ел ты все подряд!
Карлсон:
Я мужчина в цвете лет! (Заплакав)
Ну а вам и дела нет!
Все! Настал последний вздох!
(Глубоко вздыхает и резко хватается за живот от боли).
Ох, зачем я ел пирог!
Мойдодыр:
Ребята! Чтоб не случиться нежданной беде-нужно питаться в назначенный час,
В день понемногу, по несколько раз.этот закон соблюдайте всегда,
И станет полезною ваша еда. Плюшки, конфеты, печенья, торты-
В малых количествах детям нужны. Запомни, Карлсон, простой наш совет
«Здоровье одно, а второго- то нет!»
Карлсон: Спасибо! Теперь буду знать и строго питания режим соблюдать. Прощайте, друзья! В путь на крышу готов! Зачем же я ел этот вкусный пирог!
(Карлсон исчезает.)
Мойдодыр: И мне пора отправляться в путь. Меня ждут и другие ребята. Их тоже надо спасать от грязи и вирусов. Прощайте, ребята! До свидания!
(Тут снова появляется Карлсон).
Карлсон держит в руках письмо: Ребята, забыл про письмо! Не для вас ли оно?
Ведущий: Сейчас мы это узнаем. (Читает содержимое письма, а Карлсон улетает). Вам, ребята, нужно ответить на предложения словами «Да» или «Нет». «Быстро, дружно все съедаем. Корки на пол побросаем. Чай на скатерть проливаем». Кто-то решил подшутить над вами! А вы молодцы, знаете как себя вести за столом! Наверно, это Грязнуля так раньше поступал. Ну, а мы повторим правила этикета за столом, может кто- нибудь узнает что-то новое для себя.
Игра « Доскажи словечко»
Кто ест красиво- глядит …(счастливо)
Когда я ем, я глух и…(нем)
Не болтай ногами под… (столом)
Не втягивай шумно…(жидкость)
Не толкай …(соседей)
Ведущий: Пообедав, можешь сесть выполнять домашнее задание. И все будет в порядке, если есть воля и старание.
Сценка « Больной»
Больной: Стало плохо мне сейчас. Передо мной все закружилось, в голове все помутилось.
Советник: Так нельзя его бросать! Надо доктора позвать! Знаю! Здесь вблизи сидит добрый доктор Айболит.
Больной: Не хочу я докторов! Я почти уже здоров!
Советник:у тебя ужасный вид! Визит к врачу не повредит.
Айболит: Я добрый доктор Айболит. Если что – то заболит, времени зря не теряйте! Свою боль мне доверяйте! Что случилось? Что болит? ( щупает лоб. Ставит градусник)
Больной: Боли, доктор, в голове. Помогите, доктор, мне! Не хочу я даже сладость - вот какая везде слабость!
Айболит: сейчас осмотр проведу. Чем смогу, тем помогу! Ручки слабые, ножки тоже. Так, на что ж это похоже? Ну-ка, рот открой пошире: раз и два, и три, четыре! Зубы все пока на месте. ( начинает ходить по комнате в раздумье)
Советники:
Посоветуемся вместе!
Надо дать ему таблетки!
Внос закапать из пипетки!
Надо выпить порошок!
Антибиотиков мешок!
надо дать ему микстуры!
Справку дать от физкультуры!
Айболит:
Нет, ребята, в этом вы, совершенно не правы! Ваши знания видны,
Но таблетки вам вредны! Организм ваш молодой сам не справится с бедой.
Только чуда вы не ждите - себе сами помогите! А помощников не счесть:
Травы лечащие есть. Отвари и пей, когда подойдет к тебе беда.
Баня с паром, кипятком, с веником и лежаком.
Грязнуля: Нет! Сегодня я купался! Без ушей чуть не остался!
Айболит: Нет, так нет. Тогда скорей чая с медом ты попей! У природы есть секрет- как быть здоровым много лет. Солнце, воздух и вода помогают нам всегда! Дам тебе такой совет: спортом больше занимайся, к докторам не обращайся! Чтобы сильным быть и ловким- помогают тренировки! Ведь здоровье выше всех - нам оно дает успех!
Песня «Зарядка» в исполнении Советников.
1 куплет
Смотрит солнышко украдкой, смотрит и небо и листва.
Как мы делаем зарядку- раз, два, раз, два.
2 куплет
Раз и два, и все в порядке будет дождик не беда!
Тот кто делает зарядку не болеет никогда! Раз, два, раз, два!
Айболит: Зарядка укрепляет наше здоровье. Поэтому всем и взрослым и детям нужно делать зарядку!
Ведущий: А сейчас мы посмотрим - кто из вас, ребята, занимается зарядкой и спортом. На эту тему предлагаю отгадать вам загадки и ответить на вопросы:
Как называется игра на льду с клюшкой и шайбой?
Как называется игра в воде с мячом?
Назовите народные русские игры с мячом.
Как называется игра, где водящий не видит игроков?
Бьют его, а он не плачет.
Тонкая веревка крутится ловко.
Ответившие на эти вопросы участвуют в играх «Заяц-прыгун», «Быстрый гусак», «Кенгуренок».
Победителем становится тот, кто во всех играх правильно выполнял задания.
Ведущий: Русский народ придумал много пословиц о здоровье. Какая из них может стать вашим девизом на всю жизнь?
«В здоровом теле - здоровый дух», «Здоровье дороже денег», «Береги здоровье и укрепляй его спортом».
Подведение итогов конкурса рисунков на тему «Здоровье и спорт», награждение победителей.
Ведущий: Дорогие ребята! Надеемся, что наши герои, которых вы сегодня видели, помогли вам понять, что здоровье нужно беречь и укреплять. Пожелаем друг другу здоровья и счастья!
Приложение 7
Спортивно – развлекательное мероприятие «А ну –ка, мальчики»
Учитель . Сегодня не просто февральский день. Сегодня особенный день – день защитников Отечества.
С раннего детства мальчик должен формировать свой характер, воспитывать в себе смелость, решительность, честность.
Ученик. Если хочешь стать умелым,
Ловким, быстрым, сильным, смелым,
Научись любить скакалки,
Мячи, обручи и палки,
Никогда не унывай,
Будь здоров, играй, играй.
Учитель. Герои сегодняшней спартакиады – наши мальчики.
_ Солнце светит нам всегда?
Да
- Будет здесь сейчас игра?
-Да
_Будем силы прилагать?
_Да
- Трудности одолевать?
_ да
-С физкультурою дружить?
- Да
- И здоровьем дорожить?
- Да
- Поиграем на ура?
-Да
-Будет жаркая игра?
-Да
Учитель. Ну а сейчас начинаем соревнования
1 конкурс «Собери название своей команды»
Каждый участник команды должен обежать вокруг обруча, перепрыгнуть через скамейку, добежать до гимнастической стенки, прикрепить букву из названия своей команды и передать эстафету следующему участнику, дотронувшись до него рукой.
2 конкурс «Наш девиз»
Ваша задача заключается в том, чтобы выразительно и громко прочитать девиз. И так , команда «Матросы»
Команда «Матросы»
Спорт ребятам очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим
Спорт – помощник, спорт – игра!
Скажем празднику «Ура!»
А теперь команда «Лётчики»
Команда «Лётчики»
Хотим всем пожелать
Бороться и не унывать,
Смотреть вперёд, быстрее быть,
Ум и смекалку проявлять
3 конкурс «Знакомство»
Игроки команд по очереди пролезают в обручи, бегут к финишной линии, поднимают вверх гимнастическую палку, громко называют своё имя, кладут на пол гимнастическую палку, возращаются назад, пролезая в обручи, и передают эстафету следующим участникам
4 конкурс «Армейские загадки»
Я буду по очереди задавать загадки, вам нужно посовещаться перед ответом. А потом дать правильный ответ. Если одна команда не справляется, другая может помочь и получить дополнительные очки
Учитель. Переправа, переправа,
Берег левый, берег правый.
5 конкурс «Переправа»
Первые игроки команд с обручами – «Лодками» становятся на финишную линию. По сигналу они влезают в обручи, бегут к линии старта, забирают в обруч вторых игроков и переправляют их на другой берег. Первые игроки выходят из лодки, вторые идут за третьим, третьи за четвёртыми и т.д
6 конкурс «Снайперы»
Что делает снайпер? ( стреляет) И мы с вами тоже постреляем в цель. Вам нужно попасть мячами в круги. Жюри считает количество попаданий.
7 конкурс «Минёры»
Что делают минёры? ( заминировают поля) И ваша задача тоже замирировать это поле. У вас в руках мины. Нужно пройти через лес и пронести мину
8 конкурс «Сапёры»
А что делают сапёры? ( разминируют ). Ну как правило сапёры работают в одиночку. Потому,что это очень ответственный труд. И сейчас сапёрами побудут наши капитаны. Так они , по мнению команды, самые ответственные и ловкие. И так конкурс для капитанов. Вам нужно с закрытыми глазами разминировать как можно больше мин., то есть собрать их.
Учитель.
В спорте нет путей коротких
И удач случайных нет
Познаём на тренировках
Мы все формулы побед
9 конкурс «Донеси снаряд к орудию»»
Вам нужно донести снаряды к орудию. (С картошкой на ложке)
Ну а сейчас наши снаряды заряжены, и они должны выстрелить.
10 конкурс «Артиллерист»
Нужно лопнуть шарики, которые привязаны к ногам.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ну а сейчас поздравление от девочек
Музыкальная пауза.
Эх девчонки, выходите
И мальчишек подразните!
Мальччишки бывают ворчливыми,
Мальчишки бывают драчливыми,
Разболтанными \, невоспитынными
Тощими и упитанными
Бывают гоняльщики кошек,
А ещё чемпионы подножек.
Охотники за косичками,
А так же без кличек и с кличками.
Девочки, но ведь на мальчиков можно посмотреть и с другой стороны.
Посмотрите, какие они сильные и смелые. Они ведь наша опора в классе.
Песня:
Хороши весной в саду цветочки,
Ещё лучше мальчики зимой,
Встретишь рано утром милого ты в классе
Сразу жизнь становится иной!
Любим мы мальчишек наших очень,
Вам,родные, пожелать хотим:
Спортом занимайтесь, кашу уплетайте,
Станите крутыми, как Брюс Ли!
(ногу в сторону «Ха!»)
Учитель
НАЧИНАЕМ ПЕТЬ ЧАСТУШКИ,
ПРОСИМ НЕ СМЕЯТЬСЯ.
НЕ СМОТРИТЕ ТАК НА НАС -
МОЖЕМ ЗАСТЕСНЯТЬСЯ!
МЫ ПОЕМ ДЛЯ ВАС СЕГОДНЯ,
И МОТИВ У НАС ОДИН,
С ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬИМ ВАС ПОЗДРАВИТЬ
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ МЫ ХОТИМ!
В НАШЕМ КЛАССЕ КАЖДЫЙ МАЛЬЧИК
ОЧЕНЬ ЛОВОК И КРАСИВ,
ПОТОМУ ТАК РАД, КОНЕЧНО,
ВЕСЬ НАШ ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ!
В НАШЕМ КЛАССЕ ВСЕ МАЛЬЧИШКИ
ЛЮБЯТ ОТЛИЧИТЬСЯ.
КТО РИСУЕТ, КТО ПОЕТ,
КТО-ТО ВЕСЕЛИТСЯ!
НА УРОКАХ НЕ ЗЕВАЙТЕ,
БУДЬТЕ ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ,
И ХОРОШИЕ ОЦЕНКИ
БУДУТ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
РАЗБУДИ МАЛЬЧИШЕК НОЧЬЮ,
В САМОЙ СЕРЕДИНОЧКЕ,
АЛФАВИТ ОНИ РАССКАЖУТ
БЕЗ ОДНОЙ ЗАПИНОЧКИ!
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ УЖ В РАЗГАРЕ,
ЧАСИКИ ЗАТИКАЛИ,
А МАЛЬЧИШКИ-ТО МЕЧТАЮТ:
СНОВА БЫ КАНИКУЛЫ!
ОПОЗДАНЬЯ ВСЕ МАЛЬЧИШКИ
ОБЪЯСНЯЮТ ПРОСТО:
- А УЧИТЬСЯ НА УРОКЕ
НИКОГДА НЕ ПОЗДНО!
НА УРОКАХ ВСЕ МАЛЬЧИШКИ
ДАЖЕ ОЧЕНЬ ХОРОШИ,
А ПРИХОДИТ ПЕРЕМЕНА –
ТЫ ПОЩАДЫ НЕ ИЩИ!
2.В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!
ВСЕ ЧАСТУШКИ ПЕРЕПЕЛИ,
ДА, ВОТ ТАК МЫ ХОРОШИ!
ВЫ ПОХЛОПАЙТЕ ДРУЖНЕЕ,
МЫ СТАРАЛИСЬ ОТ ДУШИ!
1.В февральский день, морозный день
Все праздник отмечают.
Девчонки в этот славный день
Мальчишек поздравляют.
2.Мы не подарим вам цветов:
Мальчишкам их не дарят.
Девчонки много тёплых слов
У вас в сердцах оставят.
3.Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлём свои.
Для поздравленья есть причины
Ура! Защитникам страны!
4. Когда на ваши потасовки
На переменах мы глядим,
Мы верим: с вашей подготовкой
Страну всегда мы защитим
5.Пускай под глазом зацветает
Синяк пурпурно-голубой.
В ученье тяжело бывает,
Гораздо легче будет бой.
6.Врагам там будет не до смеха:
Так угостят их молодцы!
Что побросав свои доспехи,
Подрапают во все концы.
7. А мы под вашею защитой,
Вполне спокойно можем жить
Покуда крепки ваши спины
Нам будет нечего тужить.
8. Поэтому, друзья, давайте
От всей души, без лишних слов,
От всех невзгод нас защищайте,
Но только, чур. без синяков.
9. Мы пожелаем вам навек:
Чтоб в жизни не робелось,
Пусть будет с вами навсегда
Мальчишеская смелость
10. И все преграды на пути
Преодолеть вам дружно.
Но вот сначала подрасти
И повзрослеть вам нужно.
11. Послушайте, мальчишки, нас,
Примите поздравленья!
Мы знаем, в этот день у вас
Второй день рожденья.
Эх девчонки, выходите
И мальчишек подразните!
Мальччишки бывают ворчливыми,
Мальчишки бывают драчливыми,
Разболтанными \, невоспитынными
Тощими и упитанными
Бывают гоняльщики кошек,
А ещё чемпионы подножек.
Охотники за косичками,
А так же без кличек и с кличками.
Девочки, но ведь на мальчиков можно посмотреть и с другой стороны.
Посмотрите, какие они сильные и смелые. Они ведь наша опора в классе.
Песня:
Хороши весной в саду цветочки,
Ещё лучше мальчики зимой,
Встретишь рано утром милого ты в классе
Сразу жизнь становится иной!
Любим мы мальчишек наших очень,
Вам,родные, пожелать хотим:
Спортом занимайтесь, кашу уплетайте,
Станите крутыми, как Брюс Ли!
(ногу в сторону «Ха!»)
Приложение 8
Письмо родителям
Уважаемые родители!
В школе ваш ребёнок будет участвовать в увлекательной программе обучения правильному питанию.
Всё возможное делается для того, чтобы дать детям основные сведения о здоровом питании, которые помогут им правильно питаться сейчас и в течение всей последующей жизни.
Изучение того, чем следует питаться и почему – является важной частью детского образования.
Вы,вероятно, будете получать некоторые материалы для домашней работы, рассчитанные на ваше участие в программе «Питание и здоровье» . Важно , чтобы дома школьники применяли на практике знания, полученные в школе.
Спасибо за помощь!
Приложение 9
Письмо для родителей
Дорогие родители!
Правильное питание предполагает два важнейших принципа: разнообразие и умеренность. Разнообразие необходимо, так как ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые нужны для поддержания хорошего здоровья. Умеренность помогает поддерживать идеальный вес.
В программе для 2-ого класса на факультативных занятиях по здоровому образу жизни изучается тема " Питания и здоровье".
Главная цель : способствовать выработке здоровых привычек питания, научить детей различать полезную и не очень полезную для здоровья пищу, поощрять правильный выбор детьми здоровой гигиены питания.
Безусловно, на уроках невозможно выработать у детей навыки здорового питания. Мы просим вас помочь школе. Вы можете в семье:
-
Научить ребенка различать полезную и не очень полезную пищу, предоставьте ему хотя бы раз в день самому выбирать полезные для здоровья продукты. Для контроля и самооценки можно дома нарисовать плакат, где на зеленом фоне ребенок будет рисовать, писать или наклеивать изображения тех продуктов питания, которые полезны, а на красном фоне не очень полезных. Такая игра в течение 1-2 недель поможет ребенку осмыслить основы здорового питания, поможет в выработке полезных привычек.
-
Научите ребенка спокойно относиться к сладостям, есть их в меру, заменяя по возможности сладкими фруктами и овощами.
-
Не злоупотребляйте газированными напитками типа "Кока-колы", "Фанты", и т.д.
-
Проконтролировать, как ребенок усвоил основные правила поведения за столом.
-
Научить детей, в дальнейшем поощрять, умение правильно вести себя за столом, пользоваться ножом и вилкой.
Спасибо за помощь!
Приложение 10
Тест
«Правильно ли вы питаетесь?»
Баллы в тестах не проставлены.
1. Как вы употребляете в пищу свеклу, морковь, капусту:
а) всегда, круглый год (5 баллов);
б) иногда, когда заставляют (2 балла);
в) никогда (0 баллов)?
2. Сколько раз в день вы едите:
а) 4 —6 раз (5 баллов);
б) 3 раза (3 балла);
в) 2 раза (0 баллов);
г) 8 —7 раз, сколько захочу (0 баллов)?
3. Как вы употребляете в пищу овощи:
а) ежедневно, несколько раз (5 баллов);
б) 2 — 3 раза в неделю (3 балла);
в) очень редко (1 балл);
г) никогда (0 баллов)?
4. Что вы едите на ночь и когда:
а) мясо с гарниром в 21.00 (1 балл);
б) кашу молочную в 21.00 (2 балла);
в) стакан кефира или молока в 21.00 (5 баллов);
г) ем когда захочу и что захочу, до 23.00 (0 баллов)?
5. Как вы употребляете в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп:
а) иногда петрушку и укроп в супе, салате (1 балл);
б) лук и чеснок не ем никогда (0 баллов);
в) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве (5 баллов);
г) ем иногда или когда заставляют (2 балла)?
14 и больше баллов — учащиеся соблюдают правильный режим питания.
10—13 баллов — ребята не занимаются своим здоровьем, но в доме кто-то следит за режимом питания.
0—9 баллов — учащимся необходимо срочно задуматься о своем питании: как о режиме, так и о рационе.
|
Как вы употребляете в пищу свеклу, морковь, капусту
|
Сколько раз в день вы едите:
|
Как вы употребляете в пищу овощи
|
Что вы едите на ночь и когда
|
Как вы употребляете в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп
|
Итого
|
1. Артюшевский Артём
|
5
|
3
|
3
|
2
|
5
|
18
|
2. Бабицкая Юлия
|
5
|
3
|
5
|
5
|
1
|
19
|
3. Внук Роман
|
5
|
5
|
5
|
0
|
5
|
20
|
4. Калачик Кирилл
|
5
|
0
|
3
|
0
|
1
|
9
|
5. Король Арина
|
5
|
0
|
1
|
5
|
5
|
16
|
6. Короткин Владислав
|
5
|
0
|
3
|
5
|
5
|
18
|
7. Костюк Валерия
|
5
|
3
|
1
|
2
|
1
|
12
|
8. Леган Дарья
|
5
|
0
|
5
|
5
|
5
|
20
|
9. Мальцев Артём
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
2
|
10. Малюш Яна
|
2
|
0
|
3
|
1
|
0
|
6
|
11. Матусевич Юлия
|
5
|
0
|
5
|
2
|
1
|
13
|
12. Погуцо Ксения
|
5
|
0
|
3
|
5
|
5
|
18
|
13. Посох Никита
|
2
|
3
|
5
|
5
|
1
|
16
|
14. Сильванович Иван
|
5
|
0
|
1
|
5
|
0
|
11
|
15. Сокач Вадим
|
5
|
0
|
3
|
5
|
5
|
18
|
16. Филон Егор
|
2
|
0
|
3
|
1
|
0
|
6
| Результаты теста «Правильно ли вы питаетесь?»
14 и больше баллов — учащиеся соблюдают правильный режим питания.- 9 человек ( 56,2 % )
10—14 баллов — ребята не занимаются своим здоровьем, но в доме кто-то следит за режимом питания- 3 человека (18,7 % )
0—9 баллов — учащимся необходимо срочно задуматься о своем питании: как о режиме, так и о рационе – 4 человека (25 % )
Приложение 11
Тест
Напитки, которые я пью
Выбрать 5 наиболее употребляемые напитки
-
Чай
-
Сок
-
Кофе
-
Минеральная вода
-
Питьевая вода
-
Газировка
-
Молоко
-
Кефир
-
Какао
-
Компот
-
Кисель
-
Морс
-
Другие (указать какие)
Тест
Напитки, которые я пью
Выбрать 5 наиболее употребляемые напитки
|
11
| |
13
| |
3
| |
7
| |
3
| |
1
| |
13
| |
7
| |
6
| |
5
| |
4
| |
2
| |
|
Тест
«Правильно ли вы питаетесь?»
|
1. Как вы употребляете в пищу свеклу, морковь, капусту:
|
а) всегда, круглый год
|
11
|
б) иногда, когда заставляют
|
3
|
в) никогда
|
1
|
|
2. Сколько раз в день вы едите:
|
а) 4 —6 раз
|
1
|
б) 3 раза
|
3
|
в) 2 раза
|
1
|
г) 8 —7 раз, сколько захочу
|
10
|
|
3. Как вы употребляете в пищу овощи:
|
а) ежедневно, несколько раз
|
5
|
б) 2 — 3 раза в неделю
|
6
|
в) очень редко
|
3
|
г) никогда
|
1
|
|
4. Что вы едите на ночь и когда:
|
а) мясо с гарниром в 21.00
|
2
|
б) кашу молочную в 21.00
|
3
|
в) стакан кефира или молока в 21.00
|
7
|
г) ем когда захочу и что захочу, до 23.00
|
3
|
|
5. Как вы употребляете в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп:
|
а) иногда петрушку и укроп в супе, салате
|
5
|
б) лук и чеснок не ем никогда
|
4
|
в) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве
|
6
|
г) ем иногда или когда заставляют
|
|
Приложение 12
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
-
Употребляйте больше продуктов растительного, а не животного происхождения.
-
Ешьте несколько раз в день разнообразные овощи и фрукты, лучше — свежие и выращенные в местности проживания (не менее 400 г в день).
-
Поддерживайте массу тела в рекомендуемых пределах (индекс массы тела — 20—25), для этого необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.
-
Контролируйте поступления жира с пищей (не более 30 % от суточной калорийности), заменяйте животный жир на жир растительных масел.
-
Заменяйте жирное мясо и мясные продукты на бобовые, зерновые, рыбу, птицу или постное мясо.
-
Употребляйте молоко и молочные продукты (кефир, простоквашу, йогурт и сыр) с низким содержанием жира.
-
Выбирайте продукты с низким содержанием сахара, ограничьте употребление сладостей и сладких напитков.
-
Ешьте меньше соли. Общее количество соли в пище должно быть не более 1 чайной ложки — 6 г в день. Отдавайте предпочтение йодированной соли.
9. Приготовление блюд на пару, в микроволновой печи, выпечка или кипячение помогут уменьшить количество жира, масла, соли и сахара.
Приложение 13
Сведения о пропуске занятий по заболеванию
(2011/2012 уч.г.)
|
сентябрь
|
октябрь
|
ноябрь
|
декабрь
|
январь
|
февраль
|
март
|
апрель
|
май
|
Всего
|
1. Артюшевский Артём
|
|
|
|
|
|
8
|
2
|
|
|
10
|
2. Бабицкая Юлия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
4
|
3. Внук Роман
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
4. Калачик Кирилл
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
5. Король Арина
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
5
|
6. Короткин Владислав
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
5
|
7. Костюк Валерия
|
|
|
6
|
|
2
|
8
|
|
|
|
16
|
8. Леган Дарья
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
9. Мальцев Артём
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
10. Малюш Яна
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
11. Матусевич Юлия
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
9
|
12. Погуцо Ксения
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
13. Посох Никита
|
|
7
|
4
|
|
|
|
|
|
|
11
|
14. Сильванович Иван
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Сокач Вадим
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
|
16. Филон Егор
|
|
|
4
|
|
|
5
|
|
|
|
9
|
|
-
|
12
|
14
|
-
|
2
|
21
|
16
|
5
|
4
|
74
|
Приложение 14
Витамины – друзья ребят
Витамины изучаются наукой давно. И сегодня ученым известно более 20 витаминов, роль которых в питании человека очень важна, так как для нормального функционирования организма человека необходим баланс не только пищевых веществ (белков, углеводов, жиров, макро- и макроэлементов, минеральных веществ), но и витаминов. Это тем более важно, поскольку витамины в организме не накапливаются, а значит, они должны поступать к нам постоянно.
-
Учитывается ли в рационе питания нормы потребления витаминов, при организации отдыха ребенка в школе?
Конечно. Для того чтобы ребёнок получал сбалансированное питание, установлены нормы питания. Они предусматривают определённый набор продуктов для обеспечения потребности возраста детей Министерства здравоохранения Республики Беларусь разработаны физиологические нормы нужной энергетической калорийности рационов: белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и основных витаминов. К примеру, в нормах питания, разработанных для лагерей, есть нормы потребления в день детей в лагерях с круглосуточным пребыванием:
соков – 150г;
свежих фруктов – от 100 до 200г. в зависимости от возраста ребенка;
сухофруктов – 10г;
овощей – от 220 до 280г;
Это касается продуктов в чистом виде, то есть уже очищенных. Мы предоставляем таблицы, в которых есть детализация для каждой возрастной группы. Однако при составлении рациона питания ребенка важно не только руководствоваться указанным набором продуктов, но и максимально разнообразить питание.
-
Каким образом достигается такое разнообразие?
Например, набор питания содержит определенное количество граммов мяса, но подразумевается, что дети должны получать преимущественно нежирную свинину, говядину 1-й категории и мясо 1-й категории, то есть биологически высокоценные и разнообразные мясные продукты. В рационе должны быть и субпродукты – печень, сердце. Крупы также должны быть представлены в рационе разными видами. Под определением «молоко» подразумевается молоко и кисломолочные продукты. Для работников пищеблока составляются примерные двухнедельные рационы, в которых просчитывается пищевая ценность всего ассортимента. В прошлом году были разработаны рационы питания отдельно для летних детских оздоровительных лагерей и для круглосуточных. Естественно, в них предусматривается, чтобы в оздоровительном лагере каждый ребенок ежедневно получал необходимое количество витаминов и минеральных веществ.
-
И при соблюдении нормативов ребенок гарантированно получит всё необходимое для его роста и развития?
Именно так. Хочу напомнить, что витамины бывают водо- и жирорастворимые. Жирорастворимые витамины А и D обычно организм получает из продуктов животного происхождения, а водорастворимые витамины присутствуют в продуктах как животного, так и растительного происхождения – в злаках, овощах, фруктах и ягодах. При составлении рациона особое внимание нужно обратить на то, что сколько ребенок получит витаминов со свежими овощами, фруктами.
-
Растущий организм может получать витамины только лишь с продуктами питания?
К сожалению, большинство витаминов у нас в организме не синтезируется – мы их получаем извне с пищей, потому и важно полноценное питание. У нас в коже образуются только витамины D. Витамины D много в рыбьем жире, он способствует усвоению кальция и фосфора. Образуется он на свету, причем совсем не обязательно прямые солнечные лучи. Поэтому летом важны ежедневные пргулки, но прубывание на солнце тоже не долджно быть чрезмерным.
-
Можно ли летом запасать витамины впрок?
Нет, витамины не накапливаются организмом про запас! Однако летнее время надо использовать для укрепления организма ребенка максимально эффективно: дозу необходимых витаминов дети должны получать ежедневно, систематически! Конечно, летом можно и нужно укреплять иммунитет, но если его не поддерживать постоянно, то все это, к сожалению, быстро теряется. Поэтому важно, чтобы ребенок питался сбалансировано не только в летний период, но и ежедневно!
Приложение 15
«ЗДОРОВЫЙ ОБАЗ ЖИЗНИ»
СПОРТ-ШОУ
Спорт-шоу
Цель: реализация навыков здорового образа жизни учащимися, родителями и педагогами.
3 команды
-
команда учащихся
-
команда родителей
-
команда педагогов
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 8 | страница 9
|