Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9

Как помочь агрессивному


или пассивному ребенку.
1. Разумные рассуждения и минимум физических наказаний не пробуждают агрессию.
2. Лети, родители которых чаще прибегают к помощи слов, чем шлепков, легче входят в среду сверстников и активнее сотрудничают с ними, потому что они лучше умеют общаться и договариваться. Они реже спорят и нападают
3. Некоторым агрессивным детям требуется больше занятий, чтобы избежать неприятностей. Им необходимо придерживаться расписания, а вам - находить для них занятия.
4. Все дети: и агрессивные, и пассивные, нуждаются в позитивной поддержке, чтобы успешно изменить свое поведение. Такой поддержкой могут быть словесные и физические знаки одобрения, похвалы, объятия, улыбки. Призовите всех членов семьи не скупиться на одобрение.
5. Поговорите с родителями детей, имеющих такую же проблему, как и у вашего ребенка. Вы почувствуете себя не такими одинокими в своих трудностях, и такое обсуждение поможет выработать правильную линию поведения с детьми.
6. Игнорируйте драчуна и уделяйте внимание жертве - так, чтобы агрессор/не получил никакой оценки своего поведения - ни положительной, ни отрицательной.
7. Не принимайте поспешные и охотные извинения ребенка, если вы неоднократно предупреждали, что драться нельзя. Некоторым детям известно, что слова "я больше не буду"- удобный способ избежать наказания. Дети должны усвоить, что извинения без изменения своего поведения бессмысленны.
8. Временная изоляция агрессивного ребенка помогает изменить его поведение, если обсудить этот вопрос с ребенком

Как эффективно воспитывать ребенка.
1. Прибегайте к помощи юмора, но не для того, чтобы подразнить ребенка, а чтобы разрядить напряжение. Даже если вы подумаете о чем-нибудь забавном, не упоминая о нем вслух, это поможет вам расслабиться.
2. Не пытайтесь манипулировать ребенком, упрекая в том, что он ранит ваши чувства. Скажите, что его поступок "разочаровал" вас.
3. Если вы раздражены чем-либо, не имеющим отношения к вашему ребенку, объясните своему малышу, что у вас выдался тяжелый день. Малыши умеют быть чуткими.
4. Не забывайте о физических упражнениях - хорошая форма важна для общего ощущения бодрости нас самих и наших детей.
5. Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, как будто его нет рядом. Вы можете невольно спровоцировать вспышку непослушания. Относитесь к ребенку с уважением.
6. Не просите посторонних людей сделать замечание вашему ребенку и не ждите, что они сделают это сами. Дети чувствуют себя увереннее, если эту обязанность берут на себя родители.
7. Один из способов отказаться от разрушительной дисциплины - избегать возможных конфликтов, определите что влияет на непослушание ребенка и старайтесь устранять это или придумайте новый подход.
8. Как родители вы имеете право установить несколько обязательных правил.
9. Если ваш ребенок опрокинул тарелку с едой на себя, если вам не удается найти его последнюю пару носков и вы чувствуете, что у вас лопается терпение, помните: завтра наступит новый день. Никто из нас не совершенен.
Приложение 35

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ



УЧАЩИХСЯ 1 – 4 КЛАССОВ


  1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.




  1. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.




  1. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.




  1. Покупайте и дарите книги и развивающие игры. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.




  1. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.




  1. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

  2. Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ


  1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

  • Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий;

  • Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, высказывайте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи;

  • Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, книгами о школьной программе.

  1. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить.

  2. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и для оказания возможной помощи.

  3. Не сравнивайте своего ребенка и его успехи с другими, лучше сравнивать его с самим собой – это более обнадеживает.

  4. Не оставляйте без внимания свободное время ребенка, помогите сделать его полезным и содержательным, принимайте участие в его поведении.

  5. Помните, что не только отметка должна быть в центре внимания родителей, а знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться знаниями.



Приложение 36

приложение 7



Психологический анализ

особенностей адаптации первоклассников к школе

1 «А» класс



ФИ

Баллы

%

Уровень дезадаптации

Основные трудности

1

Аврейцевич Е.

5

7

Низкий

-

2

Голубович Д.

27

38

Высокий

И, НП, НИД, НГШ

3

Белько Н.

16

22

Средний

ИНС

4

Гиранович Е.

9

13

Низкий

-

5

Дяконская М.

13

19

Средний

ГС

6

Литюк Д.

6

9

Низкий

-

7

Малиновская А.

2

3

Низкий

-

8

Свиридо Н.

5

7

Низкий

-

9

Тышкевич А.

5

7

Низкий

-

10

Филон Н.

5

7

Низкий

-

11

Хлыстов Д.

33

47

Высокий

ГС, НП, НМ, НИД

12
















13
















14
















15
















16
















17

















РО – родительское отношение, НГШ – неготовность к школе, Л – леворукость

НС – невротические симптомы, И – инфантилизм, АС – астенический синдром

И – инфантилизм, ГС – гиперкинетический синдром (чрезмерная расторможенность)

ИНС – инертность нервной системы, НП – Недостаточная произвольность психических функций

НМ – низкая мотивация учебной деятельности, НИД – нарушения интеллектуальной деятельности
Психологический анализ

особенностей адаптации первоклассников к школе

1 «Б» класс



ФИ

Баллы

%

Уровень дезадаптации

Основные трудности

1

Закоркина Татьяна

9

13

Низкий

ГС

2

Леонавичус Даниил

6

9

Низкий

-

3

Крук Никита

4

6

Низкий

-

4

Марусенков Владимир

4

6

Низкий

-

5

Минко Вадим

1

1

Низкий

-

6

Новосёлов Егор

10

14

Низкий

ГС

7

Свиридо Игорь

15

21

Средний

НГШ, НИД

8

Сенько Никита

1

1

Низкий

-

9

Смальскус Елизавета

13

19

Средний

НИД, НГШ

10

Титова Анастасия

3

4

Низкий

-

11

Трипуть Степан

8

11

Низкий

-

12
















13
















14
















15
















16
















17

















РО – родительское отношение, НГШ – неготовность к школе, Л – леворукость

НС – невротические симптомы, И – инфантилизм, АС – астенический синдром

И – инфантилизм, ГС – гиперкинетический синдром (чрезмерная расторможенность)

ИНС – инертность нервной системы, НП – Недостаточная произвольность психических функций

НМ – низкая мотивация учебной деятельности, НИД – нарушения интеллектуальной деятельности
Приложение 37

приложение 8



Анкета для родителей

по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе

ФИО родителей_________________________________________________

  1. Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу? да нет не всегда

  2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок дня? да нет не всегда

  3. Переживает ли за свои учебные успехи и неудачи? да нет не всегда

  4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями? да нет не всегда

  5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений? положительный отрицательный

  6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы? а) нервничает, не знает, что делать б) обращается за помощью к старшим в) не делает домашнее, если не понимает

  7. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу? да нет

  8. Справляется ли с учебной нагрузкой? да нет не всегда

  9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?

а) в лучшую сторону б) в худшую сторону в) не изменилось г) другое________________________

10. Жалуется ли на беспричинные боли? да нет (если да, то как часто?)

11.Когда ложится спать? _______ Сколько часов в сутки спит?________ Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна?(если да, то как?)_______________________________________________

Анкета для родителей

по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе

ФИО родителей____________________________________________________


  1. Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу? да нет не всегда

  2. Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок дня? да нет не всегда

  3. Переживает ли за свои учебные успехи и неудачи? да нет не всегда

  4. Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями? да нет не всегда

  5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений? положительный отрицательный

  6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы? а) нервничает, не знает, что делать б) обращается за помощью к старшим в) не делает домашнее, если не понимает

  7. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу? да нет

  8. Справляется ли с учебной нагрузкой? да нет не всегда

  9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?

а) в лучшую сторону б) в худшую сторону в) не изменилось г) другое________________________

10. Жалуется ли на беспричинные боли? да нет (если да, то как часто?)



11.Когда ложится спать? _______ Сколько часов в сутки спит?________ Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна?(если да, то как?)_______________________________________________

Анализ

родительского мнения

по выявлению уровня адаптации к школе

1 «А» класс



Вопрос

Ответ

ответ

Да

Нет

Не знаю

другое

1

Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу

9

1

1




2

Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок дня?

10




1




3

Переживает ли за свои учебные успехи и неудачи?

9

1

1




4

Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями?

11










5

Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?

Полож

11

Отриц

0







6

Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?

нервн

3

Помощь

8

Не делает

0




7

Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?

1

10







8

Справляется ли с учебной нагрузкой?

10

1







9

Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?

Улучш.

5

Ухудш.

1

Не изм. 5

стала серьёзнее

10

Жалуется ли на беспричинные боли?

0

11







11

Когда ложится спать?

Сколько часов в сутки спит?

21.00

9

22.00

1

20.00

1





Анализ

родительского мнения

по выявлению уровня адаптации к школе

1 «Б» класс



Вопрос

Ответ

ответ

Да

Нет

Не знаю

другое

1

Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу

9




2




2

Вполне ли он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый распорядок дня?

10




1




3

Переживает ли за свои учебные успехи и неудачи?

10

1







4

Делится ли с Вами своими школьными впечатлениями?

9

2







5

Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?

Полож

11

Отриц

0







6

Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?

нервн

1

Помощь

10

Не делает

0




7

Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу?

1

10







8

Справляется ли с учебной нагрузкой?

10

1







9

Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?

Улучш.

3

Ухудш.

0

Не изм. 8

стала серьёзнее

10

Жалуется ли на беспричинные боли?

0

11







11

Когда ложится спать?

Сколько часов в сутки спит?

21.00

9

22.00

2

20.00






Приложение 38

Школьный тест умственного развития
1 «Б» класс





ФИ

Субтесты

Уровень умственного развития

1

2

3

4

Всего

%

1

Трипуть Степан

0

3

0

4

7

27

удовлетворительный

2

Новосёлов Егор

3

2

1

4

10

38

Удовлетворительный

3

Закоркина Татьяна

0

1

0

2

3

12

Низкий

4

Сенько Никита


2

7

0

5

14

54

Средний

5

Свиридо Игорь


0

1

0

2

3

12

Низкий

6

Смальскус Елизавета

1

0

0

0

1

4

Низкий

7

Титова Анастасия

0

4

0

4

8

31

Удовлетворительный

8

Леонавичус Даниил

2

1

1

5

8

31

Удовлетворительный

9

Крук Никита


1

6

0

5

12

46

Средний

10

Минко Вадим


2

5

1

1

9

35

удовлетворительный



Школьный тест умственного развития
1 «А» класс





ФИ

Субтесты

Уровень умственного развития

1

2

3

4

Всего

%

1

Аврейцевич Егор

3

1

1

4

9

35

Удовлетворительный

2

Белько Пётр


3

5

3

5

16

62

Достаточный

3

Гиранович Евгений

1

6

2

5

14

54

Средний

4

Голубович Диана

2

0

0

4

6

23

Удовлетворительный

5

Дяконская Мария

1

4

2

4

11

42

Средний

6

Литюк Даниил


3

7

1

5

16

62

Достаточный

7

Малиновская Александра

0

6

1

3

10

38

Удовлетворительный

8

Свиридо Надежда

1

7

4

5

17

65

Достаточный

9

Тышкевич Алексей

5

7

5

4

21

81

Достаточный

10

Филон Надежда


1

0

0

5

6

23

Удовлетворительный

11

Хлыстов Денис


0

0

0

5

5

19

низкий



Приложение 39
Уровень внимания
1 «А» класс





ФИО

Количество просм. букв

Количество ошибок

Уровень внимания

1

Свиридо Надежда

560

8

Средний

2

Малиновская Александра

240

1

Высокий

3

Филон Надежда

306

1

Высокий

4

Дяконская Мария

360

4

Повышенный

5

Литюк Даниил

360

0

Высокий

6

Гиранович Евгений

290

1

Высокий

7

Тышкевич Андрей

306

0

Высокий

8

Аврейцевич Егор

495

4

Повышенный

9

Голубович Диана

167

4

Средний

10













11













12













13













14













15













16














Уровень внимания
1 «Б» класс





ФИО

Количество просмотренных букв

Количество ошибок

Уровень внимания

1

Минко Вадим

708

4

Повышенный

2

Леонавичус Даниил

480

5

Повышенный

3

Новосёлов Егор

360

1

Высокий

4

Титова Анастасия

560

1

Высокий

5

Закоркина Татьяна

480

2

Высокий

6

Трипуть Степан

340

13

Низкий

7

Смальскус Елизавета

533

20

Низкий

8

Крук Никита

480

4

Повышенный

9

Сенько Никита

608

2

Высокий

10

Свиридо Игорь

280

4

средний

11













12













13













14













15













16













Приложение 40

Программа психологической развивающей работы на этапе

первичной адаптации первоклассников (Т.В.Азарова)

Занятие № 1
ЗАДАЧИ: создание условий для более близкого знакомства детей в микро-группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

I. Вступительное слово психолога.

Учащимся объясняются цели занятий, рассказывается, как они будут проходить, вводятся элементарные правила поведе­ния в группе.

II. Разминка(по выбору, на усмотрение руководителя за­нятия).

III. Содержание занятия.

1. Игра «Мяч» «Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем позна­комиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот,кто перепутал имя, называет все имена участников группы по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке, итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч».



Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что важно постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.

На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята по­двали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжить играть в эту игру.

2. Игра «Тропинка»

Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок '...» (выбирает руководитель ведущего в этой игре сам: этот ребенок должен быть сообразительным и бойким). Участники ой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок руг другу, причем ведущий переходит воображаемые препят­ствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает воображаемые рвы, а остальные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ребенок в змейке. Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого ориги­нального ведущего.

«Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали!»



Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих следует разобраться вместе с детьми изображение тех пре­пятствий, которые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно проводить под музыкальное сопровождение.

3. Игра «Штирлиц»

Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Смелей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных позах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил(а)? Посмотри еще немного, запо­минай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Играющие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каж­дого пять, а всего пять, пожалуйста! Готово? Так. Пригла­шаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. Посмотри внимательно и найди пять изменений в позах и одежде играющих. Не у каждого игро­ка, а всего пять. Так, хорошо. Еще немного осталось. Если ты сумел(а) правильно найти пять изменений, то у тебя хо­рошая наблюдательность».

Рекомендации: на первом занятии достаточно, чтобы ведущи­ми побывало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, то можно сократить до трех.

IV. Рефлексия занятия:

С чем мы познакомились на нашем занятии?

Что вам понравилось на нем?

Что не понравилось?

Для чего мы играем в эти игры?



Занятие № 2

ЗАДАЧИ: стимулирование внутригруппового общения, разви­тие памяти, внимания, логического мышления, работа со сло­варным запасом детей.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

II. Рефлексия предыдущего занятия:

«Давайте вспомним, с какими играми мы познакомились на предыдущем занятии?» Если дети забывают назвать какую-нибудь игру, то нужно им напомнить. Так же следует вспом­нить цель проводимых занятий.

III. Содержание занятия.

1. На втором занятии следует повторить с детьми игру «Мяч», причем лучше всего выбрать водящими в этой игре тех детей, которые допускали ошибки первоначально (путали имена ре­бят).

2. Игра «Закончи слово»

Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог ра, зем, го,

Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог эва, вы должны будете поймать мяч и, кинув мне его обратно договорить это слово (т. е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог ра (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

3.Игра «Штирлиц» (под спокойную тихую музыку). Эту игру следует повторить также на втором занятии. Сначала в том варианте, в котором дети играли в нее на первом занятии, а затем усложнив ее увеличением измененных поз (можно да­ть 4—6 изменений). После игры нужно выделить самых наблюдательных и внимательных ребят.


4. Игра «Пальцы»

Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет нам узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одно и то же число пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и т. д., т. е. пытаться согласовать свои действия. Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и затем учесть ее, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их какое-то время. ;


Рекомендации: в первый раз эту игру следует провести не более трех раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать ребятам, что они неплохо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, если и после трех попыток игра не получилась, нужно ребят успокоить и настро­ить на то, что с первой игры очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и вскоре его добьются.

Занятие № 3

ЗАДАЧИ: развитие межличностного общения в группе, развитие памяти (тактильной), внимания, пополнение словарного запаса.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, платок.

III. Содержание занятия.

1. Игра «Конспиратор»

«Внимание! Встанем в круг, лицом к центру». Водящий стано­вится внутрь круга. Внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться ме­стами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.

Рекомендации: дать возможность половине детей побывать в роли водящего. Каждому ребенку дается четыре попытки уга­дать на ощупь ребят. В конце игры следует подвести итог, кто из детей сколько сумел угадать. Эту игру нужно проводить в 3 этапа. 1-й этап: на первом занятии половина детей группы должна быть водящими. 2-й этап: на следующем занятии вто­рая группа детей должна быть водящими. 3-й этап: ребята могут изменять элементы одежды, внешность. И детям предо­ставляется возможность еще раз быть водящими. На 3-м этапе игры можно давать 4—5 попыток. 3-й этап можно считать ито­говым. Если руководитель по времени успевает, то 1, 2 и 3-й этапы игры можно провести на первом занятии.
2. Игра «Закончи предложение»

Эта игра проводится практически аналогично игре «Закончи слово» (см. занятие № 2), только теперь детям нужно, поймав мяч и кинув его обратно руководителю, закончить предложе­ние: летом тепло, а зимой... (холодно); птицы летают, а змеи... (ползают); осенью листья желтые, а летом... (зеленые); сахар сладкий, а лимон... (кислый); и т. д.

Рекомендации: если ученик неверно заканчивает предложение, то это предложение нужно разобрать и выяснить, почему сло­во, подобранное учеником, не подходит. Также необходимо по­добрать правильное слово и объяснить, почему оно подходит.

3. Игра «Пальцы»



Повторяется на этом занятии не более 3 раз. Подводится итог этой игры. Необходимо отметить все положительные моменты в выполнении этого задания.

Занятие № 4

ЗАДАЧИ: развитие общения в группе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения объединять слова в группы, определять, к какой группе относится то или иное слово.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, платок. ;

III. Содержание занятия. .

1. На этом занятии следует повторить игру «Конспиратор». После игры нужно выделить из детей наиболее внимательных и наблюдательных.

2. Игра «Переходы»

Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотри­те на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у которого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Итак, по моей команде, без лишней суеты вам нужно будет сесть на соответствующее место. Учтите, тот, кто нарушает порядок, выбывает игры. Итак, справа от меня — брюнет (черный цвет волос) брюнетов, слева — блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенкам своих волос места между ;

Рекомендации: игру нужно провести не больше 3 раз, если многие дети допустили ошибки и выбыли из игры, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места (возможные причины: ребенок не знает точно, какой у него цвет волос; плохо ориентируется в названиях цветов волос). В этих случаях следует разобрать с детьми на конкретных примерах возможные цвета волос и показать их варианты на примере присутствующих. На следующем занятии необходимо повторить эту игру, чтобы выяснить, насколько дети усвоили понятие о существующих цветах волос.

3. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»

Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Необходимо выяснить, какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т. д.).

«Сейчас вы все встанете в круг, я буду каждому из вас бро­сать мяч, а вы должны будете поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе: 1) домашних животных; 2) диких животных; 3) деревьев; и т. д. Но вы долж­ны как можно быстрей называть слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово или неправильно назовут его, выбывают из игры».



Рекомендации: в первый раз нужно немного давать подумать детям при ответах, чтобы меньше ребят выбыло из игры. Для первого раза можно взять такие группы слов, как «домашние животные» и «дикие животные». Если во время игры дети допус­кают ошибки, их следует исправлять и давать объяснения их ошибок. Также нужно стараться, чтобы дети назвали как можно больше слов, относящихся к той или иной группе. Если ребята не сумели назвать много слов, надо самому руководителю их на­звать. Эту игру следует проводить в течение 3 занятий; В конце игры выделить тех учащихся, которые назвали много слов.
4. Игра «Пальцы»

Повторение. Если достигли цели этой игры, то ее не следует больше включать в занятия. Если же игра еще не получилась до конца, то ее можно включать и в последующие занятия.
Занятие № 5

ЗАДАЧИ: развитие наблюдательности, внимания, памяти, про­извольности движений, умения объединять слова в группы по определенным признакам, определять, к какой группе отно­сится то или иное слово.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, музыкальное сопровождение.

III. Содержание занятия.

1. Игры «Переходы» Повторение (правила игры см. в занятии № 4). Игру провести не более 2 раз. Посмотреть, насколько дети ус­воили понятия о возможных цветах волос. Если будут дети, которые допустили ошибки, им следует еще раз объяснить, в чем они ошиблись.

2. Игра «Кто есть кто? Что есть что?»



Продолжение (подробное описание правил игры см. в занятии №4). На занятии № 5 следует взять следующие три группы слов: овощи, фрукты и можно деревья. Рекомендации к игре те же.

3. Игра «Запретное движение»

Звучит веселая ритмичная музыка (например, И. Дунаевский « До чего же хорошо кругом»). Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, приседание) — запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает, а оставшиеся дольше всех становятся лучшими игроками.



Рекомендации: в игру лучше первый раз поиграть не более раз, причем ведущих следует заранее подготовить, чтобы не терялись и знали, что им делать, какие движения выполнять. В последующие занятия ведущих не следует уже заранее готовить.

4. Игра «Пальцы» если игра в предыдущие занятия не получилась, то ее нужно повторить.


Занятие № 6

ЗАДАЧИ: развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления (умения определять, к какой группе относится слово), произвольности движений, расширение словарного запаса.


ИСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, музыкальное сопровождение.
III. Содержание занятия.

I.

На этом занятии следует повторить игру «Запретное движение» (правила этой игры смотрите в занятии №5). Первый раз повторить в том варианте, в котором дети играли на предыдущем занятии. Если дети успешно научились справляться игрой в этом варианте, игру можно усложнить. Сделать два запретных движения, т. е. к первому запретному добавить еще любое. Ведущим в игре может стать любой ребенок по желанию. В конце игры выделяют детей, которые наиболее успешно сумели справиться с правилами игры;



2. Игра «Запомни порядок»

Выбирают 5—6 детей. Остальные — «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4—5 участников выстраиваются в «паровозики». Водящий должен посмотреть на паровозик I минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся «зрителями», а «на сцену» выходят другие дети.



Рекомендации: следует отметить детей, которым удалось за­помнить все правильно. Игру повторить не более 4 раз. На следующем занятии можно еще раз в нее сыграть.

3. Игра «Угадай группу»



Принцип этой игры тот же, что в игре «Кто есть кто? Что есть что?» (подробнее см. в занятии № 4). Кидая мяч, водящий на­зывает любое слово, а ребенок, поймав мяч и кинув его обрат­но, должен сказать, к какой группе относится это слово. Рекомендации: с детьми нужно перед началом игры обгово­рить, что называть можно такие слова, которые он сам и дру­гие дети смогут отнести к определенной группе. Если детям трудно придумывать слова, то надо им помочь и назвать не­сколько примеров. При допущении ошибок следует их исправ­лять.
4. Игра «Составим сказку» (1-й вариант)

Нужно с детьми выбрать всем хорошо знакомую сказку. При необходимости можно кратко вспомнить ее содержание. «А теперь мы попробуем рассказать эту сказку следующим обра­зом, каждый из присутствующих будет говорить по одному предложению из этой сказки, причем гак, чтобы у нас с вами получилась целая сказка».



Рекомендации: если у кого-то из детей возникают трудности во время игры, ему следует помочь. Помочь этому ребенку может руководитель или сами дети.


Занятие № 7

ЗАДАЧИ: расширение словарного запаса детей, развитие навыков логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, воображения. ИНСТРУМЕНТАРИЙ: музыкальное сопровождение



III. Содержание занятия.

1. Повторение игры «Составим сказку» (правила игры подроб­нее см. в занятии № 6). Меняются условия: когда в игру играют второй раз, нужно усложнить правила составления сказки. Усложнение может быть следующим: каждое предложение должно начинаться на букву п, н и т. д.

Рекомендации: детям может быть трудно самим справиться с данным условием. Ребятам нужно помочь, подсказать принцип подбора слов, с которых будет начинаться каждое из предложений этой сказки. В последующих играх ребята сами уже смогут выполнять это задание.

2. Игра «Слушай хлопки!»



Дети двигаются свободно в группе под спокойную музыку .Когда ведущий хлопнет в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу на 10—20 секунд.


Кош-во хлопков


Позы детей (примерные):

1

поза «аиста» (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую)

2

поза «лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между нога­ми на полу)

3

дети возобновляют ходьбу

Рекомендации : каждую позу можно придумать вместе с детьми в процессе заучивания. Дети должны во время игры свободно двигаться, не мешая друг другу. Игру в предложенном варианте проиграть не более 4 раз, если ребята быстро и правильно справляются с ней, игру можно усложнить, добавив еще 2 позы (например, зайчики, лошадки д.).

3. Игра «Тактильный образ»

Дети разбиваются на пары, если кому-то не хватает пары, можно допустить, чтобы была одна тройка. Один из пары детей встает вперед, другой — за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, например кораблик или дом. Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Побеждает та пара, которая быстрей доходит до руководителя.

Рекомендации: ребятам перед началом игры следует пояснить, что рисовать предметы нужно точно и выбирать предметы с небольшим количеством деталей.


4. Игра «Монолог картошки»

«Представьте, что картошка оживает. Сейчас вы должны за 6 минут придумать монолог картошки. А потом нам его рассказать от имени картошки».



Рекомендации: если дети затрудняются, то можно рассказать несколько возможных вариантов. В конце игры выделяют луч­ше монологи.

Занятие № 8

ЗАДАЧИ: развитие произвольного внимания, умения логически мыслить, развитие мыслительных ассоциативных связей, про­странственной ориентации, расширение словарного запаса.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: музыкальное сопровождение, мяч, на­бор предметных картинок.

III. Содержание занятия.

1. На этом занятии следует повторить игру «Слушай хлопки!» (подробное описание этой игры см. в занятии № 7). Сначала повторить игру, используя 3 хлопка, если дети справляются успешно, можно игру усложнить до 5 хлопков с добавлением поз, описанных в занятии № 7.

2. Игра «Рассказ наоборот»

Детям предлагается попробовать сочинить рассказ наоборот, т.е. с конца. Начинает рассказ ученик, сидящий «в конце часовой стрелки», например: «И после этого они жили долго и счастли­во». Следующий перед ним сосед продолжает: «Наконец они помирились». И дальше таким же образом. Причем тот, кто на­рушил обратную последовательность повествования, выходит из игры.

Рекомендации: в эту игру нужно поиграть 2 раза, причем в первый раз не следует исключать детей из игры, а нужно им помочь исправить ошибку. Второй раз в игру поиграть, уже честно соблюдая правила, с исключением ребят, допустивших ошибки. Выделить из детей лучших.

3. Игра «Футболист»



«Внимание! Пожалуйста, выберите футболиста, пусть он вый­дет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, неда­леко положим мяч. Кое-кто из вас будет направляющим для футболиста, будет словами вести его к мячу и объяснять, что нужно сделать, чтобы попасть точно по мячу».

Рекомендации: нужно приблизительно наметить ворота, в ко­торые должен попасть мяч. Если ребенок, направляющий фут­болиста, теряется при объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддер­живать одобрительными словами.

Игра проходит не более 4 раз. Затем выбираются лучшие фут­болисты и их направляющие. Игру можно повторить на следу­ющем занятии, привлекая других детей в качестве водящих.

4. Игра «Определения»

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован пред­мет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребе­нок смог придумать слово, находящееся между двумя этими словами и служившее как бы «переходным мостиком» между ними. Дети отвечают по очереди.



Рекомендации: дети сначала могут не понять этого задания. Нужно привести детям несколько примеров. Так, для слов «гусь» и «дерево» (картинки с этими словами показываются) пере­ходными мостиками могут быть следующие слова «летать» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спря­таться» (гусь спрятался за дерево) и т. д. Если после приведен­ных примеров ребенок затрудняется все же ответить, ему обя­зательно нужно помочь, подвести к правильному ответу. В конце игры нужно отметить, кто из детей смог быстро, правильно справиться с заданием.
Занятие № 9
ЗАДАЧИ: дальнейшее развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации, развитие наблюдательности, восприятия, памяти.

. ИНСТРУМЕНТАРИЙ: музыкальное сопровождение, ручки, бумага.


III. Содержание занятия.

1.

Повторить игру «Футболист» (подробное описание см. в заня­тии № 8).



Ведущими в этой игре выбираются те дети, которые не были ими в предыдущий раз. Рекомендации те же.

2.

. На этом занятии можно повторить еще одну игру, описанную в занятии № 8 — «Определения».



Рекомендации: дети самостоятельно пытаются справиться с заданием без помощи веду­щего.

3. Игра «Кто что сделал?»

Из группы детей выбираются 3—4 ребенка. Один из выбран­ных - ведущий. Остальные дети — «зрители». 2—3 выбран­ных ребенка поочередно показывают водящему какие-то дей­ствия (действий должно быть сделано каждым ребенком не более 3). Ведущий смотрит и старается запомнить их. Затем он должен повторить эти действия в том порядке, в котором он их увидел.

Рекомендации: желательно, чтобы дети показывали неслож­ные действия; во время игры нужно, чтобы звучала веселая музыка. Игру можно повторить 4—5 раз, поменяв при этом водящих и показывающих. В конце игры следует выделить среди детей наиболее внимательных.

4. Игра «Невидимые слова»

«Сейчас вы возьмете бумагу и карандаш. Приготовьтесь пи­сать. Ведущий будет в воздухе как бы писать простые сло­ва. А вы, если сумели их прочесть, то запишите к себе на листок. А потом ведущий выберет из вас самых сообрази­тельных!»

Рекомендации: ведущий должен в воздухе писать небыстро, понятные слова, состоящие не более чем из 2 или 3 слогов. Ведущий пишет 5 слов. Потом проверяет у ребят, что полу­чилось. И выделяет тех детей, которым удалось угадать его слова. В игру можно сыграть на первом занятии не более 4 раз.




Занятие № 10

ЗАДАЧИ: развитие зрительного восприятия, внимания, само­контроля, воображения. Укрепление навыков счета, развитие различных видов памяти.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: музыкальное сопровождение, бумага, ручка, репродукция портрета.
III. Содержание занятия.

1.
На этом занятии можно повторить игру «Невидимые слова» (см. описание этой игры в занятии № 9). Рекомендации остаются те же.

2. Игра «Запомни свое место»

Руководитель быстро и четко называет место в комнате для каждого ребенка, которое он должен занять по команде руко­водителя. Например, у одного ребенка это место — угол, у другого — стул, у третьего - около двери, у четвертого — в центре комнаты и т. д. Затем все дети собираются в группу около ведущего и ждут команды. По команде «Место!» они разбегаются по своим местам.

Рекомендации: команду ведущего можно заменить включением какой-либо ритмичной музыки. Игру провести 2—3 раза. .Если дети сумели справиться быстро и верно с этой игрой, к ней не следует возвращаться. При допущении ошибок игру можно провести на следующем занятии.

3. Игра «Запретный номер»

Выбирается определенная цифра, например 4 — запретная. Дети встают в круг по часовой стрелке и начинают по очереди счет: 1, 2, 3... Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру 4, а хлопает в ладоши (1 раз). Рекомендации: в ходе дальнейшего счета, как только встреча­ется число, содержащее четыре (14, 24, 34 и т. д.) вместо этого числа надо сделать хлопок. Если дети успешно справляются с этим заданием, можно изменить условия игры и в качестве запретных цифр дать набор цифр, между которыми заключена какая-то логическая связь. Например, если считают до 25 (2,4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24). Если ребята сумели увидеть эту связь и справились с поставленной перед ними задачей, то можно дать ряд запретных цифр, не имеющих никакой связи. Например, при счете до 25 (4, 7, 14, 18, 21, 23). Дети могут сразу не справиться с этим заданием. Нужно попытаться по вторить игру в этом варианте несколько раз, пока не получит­ся.

4. Игра «Монолог портрета»

Детям предлагается рассмотреть портрет и за несколько ми­нут (от 5 до 7 минут) придумать монолог этого портрета.

Рекомендации: во время монолога ребенка не следует исправлять допускаемые им речевые ошибки. Нужно выслушать до конца. И только после того как ребенок расскажет свой моно­лог, исправить допущенные им ошибки. В конце этой игры .выделите учеников, у которых получились оригинальные, грамотные монологи.


Приложение 41

Программа

формирования у детей

эмоционально-волевой регуляции

как основы психического здоровья

«Шаг навстречу»
Данная программа предназначена для работы с учащимися начальной школы, рассчитана на 4 года и направлена на сохранение психического здоровья детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, для укрепления психологического здоровья.

На занятиях учащиеся получали знания о том, как общаться, упражнялись в применении приемлемых способов поведения, овладевали навыками эффективного общения. Также, большое внимание уделялось обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию и творческому самовыражению.

Основными задачами данного курса являются:


  • обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;

  • развитие умения слушать других людей;

  • снятие негативных импульсов;

  • формирование позитивной моральной позиции;

  • обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессии.


Тематический план занятий

с учащимися 1 класса

Раздел 1



Умение выражать свои эмоции

  • Разные настроения

  • учимся менять своё настроение

  • учимся выражать свои эмоции

Раздел 2


Умение контролировать своё поведение и эмоциональное состояние

  • как найти выход из трудной ситуации

  • меняем отношение к тому, что нас огорчает

  • мысли управляют поступками

Раздел 3


Умение оценить свои потенциальные возможности

  • чем я отличаюсь от других

  • выработка уверенности в своих силах

  • как добиться удачи

Раздел 4



Умение понимать себя и других

  • мои внутренние друзья и мои внутренние враги

  • мостики дружбы



Приложение 42



страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9

Смотрите также: