страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
Отдел образования Светлогорского райисполкома Государственное учреждение образования «Центр творчества детей и молодежи «Ювента» г. Светлогорска» Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями средствами декоративно – прикладного искусства Ярославская Анжела Ивановна, педагог дополнительного образования Светлогорск 2012
Печатается по решению методического совета государственного учреждения образования «Центр творчества детей и молодежи «Ювента» г. Светлогорска»
Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями средствами декоративно – прикладного искусства (опыт работы)/ Ярославская Анжела Ивановна, педагог дополнительного образования.
Данная методическая разработка раскрывает систему организации кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях дополнительного образования.
Она показывает значимость декоративно-прикладной деятельности в развитии творческих способностей этих детей и характеризует основные методы и приемы педагогическо-коррекционной деятельности.
В приложении представлены планы-конспекты занятий с детьми и планы-конспекты совместных мероприятий с родителями.
Разработка предназначена педагогам дополнительного образования, воспитателям групп продленного дня, родителям и другим категориям педагогов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями.
СОДЕРЖАНИЕ Введение ……………………………………………………………………… 3
1.Влияние декоративно - прикладного искусства на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями ………………..… 5
2.Организация кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями……………………………………………………………… 9
Заключение ……………………………………………….………………… 21 Список использованной литературы …………………………………....… 22 Приложения Приложение 1 План-конспект «Техника рисования акварельными красками по ткани и бумаге» ……………………………………………………………………… 24
Приложение 2 План-конспект « Изготовление панно «аквариум» ………….…………… 30
Приложение 3 План-конспект « Изготовление пасхальной открытки» ………...……….. 33
Приложение 4 План-конспект « Город, в котором я живу» …………………..……..…… 37 Приложение 5 План-конспект « Цветное настроение из солёного теста. Изготовление панно «Клубника» ……………………………………………………..…… 42
Приложение 6 План-конспект «Изготовление рамки из картона в форме цветика - семицветика» ………………………….……………………………………. 46
ВВЕДЕНИЕ
Много веков назад древнегреческий учёный и философ Протагор сказал «Человек - лира всех вещей». Прошли века, но актуальность его слов стала ещё острее.
О гуманности человеческого общества правомерно судят по его отношению к наиболее слабым и уязвимым своим согражданам – детям, старикам, инвалидам. В Беларуси почти в полтора раза вырос уровень первичной инвалидности. И тенденция роста этих показателей с каждым днем увеличивается. На уровне государства уделяется большое внимание в решении вопросов адаптации людей с ограниченными возможностями в современной жизни. Это реабилитация в медицинских центрах, открытие дополнительных мест на производстве, возможность обучения в школах, на дому, создание беспрепятственной среды.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о необходимости оказания лицам с ограниченными возможностями помощи в развитии их способностей и индивидуальности, создание условий для активного участия в жизни общества. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребёнку, в том числе и детям с проблемами в развитии.
В судьбах именно этих детей такие свойства личности, как активность, самостоятельность, способность к творчеству могут сыграть решающую роль. В жизни детей с ограниченными возможностями как раз творчество и творческая деятельность оказывают существенное влияние на формирование личности ребёнка, его созидательной активности как важнейшего свойства личности. Надо всегда помнить, что дети с ограниченными возможностями тоже развиваются, только значительно медленнее. В решении этой проблемы неоценимую роль могут сыграть учреждения дополнительного образования, на базе которых возможно создать все необходимые условия для занятий с этими детьми художественным, декоративно-прикладным и техническим творчеством.
Научно установленным является тот факт, что манипуляция отдельно взятыми или всеми пальцами кисти оказывает огромное влияние на развитие мозга. Поэтому именно педагог дополнительного образования, развивая моторику рук ребенка, помогает решать более глобальные проблемы.
В ходе работы с детьми с ограниченными возможностями на протяжении нескольких лет педагогом был сделан вывод о том, что эти ребята могут развивать свои творческие способности в разных областях, в том числе и в декоративно-прикладном искусстве.
В кружке «Сувенирный» занимаются дети младшего школьного возраста с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, нарушение опорно-двигательного аппарата).
Основу образовательной программы кружка составляют элементы арт-терапии – «излечение искусством», или путем творческого самовыражения. Обучение детей с ограниченными возможностями таким навыкам деятельности как рисование, лепка из теста, пластилина, аппликация способствует развитию не только творческих способностей, но и умственного мышления, навыков письма, что неоднократно подчеркивается учителями и психологами.
Представленные материалы являются обобщением опыта работы педагога с детьми с ограниченными возможностями в условиях учреждения дополнительного образования. Они раскрывают значимость декоративно-прикладной деятельности в развитии творческих способностей этих детей и характеризуют педагогические подходы в организации кружковой работы, проводимой планово, системно, с учетом специфики физиолого-психических особенностей детей с проблемами в развитии.
Ребенок с особенностями
в развитии
Терапевтическая работа
Коррекционная работа
-Арт-терапия
-Сказка-терапия
-Музыкальная терапия
-Развитие мелкой моторики
-Координация движения рук
-Зрительный контроль
-Умение планировать деятельность
-Развитие внимания, воображения, сенсорики
Нравственное и духовное становление личности
Развитие творческой активности
Профилактика и коррекция отклонений в развитии
1.Влияние декоративно - прикладного искусства на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями
Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Первыми объектами изучения были люди искусства и науки. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая – короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: «Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения».
Во второй половине ХХ века исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучать процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Систематичность и последовательность позволяют управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в « скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек имеет много идей, но не может выбрать среди них нужную. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определённую систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе идея, на первый взгляд абсурдная, преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту способность назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек может чётко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.
Творчески мыслящий человек так же нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за своё решение (художники, кубисты, импрессионисты). Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приёмы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Они играют существенную роль в формировании художественной культуры ребенка и воздействуют на нравственное и духовное становление личности. Дети с ограниченными возможностями являются особой категорией, в отношении которых художественно-эстетическая деятельность является средством, оказывающим лечебное воздействие, способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Декоративно-прикладное и художественное творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для ребенка с ограниченными возможностями – это шанс реализоваться в этом мире.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В. Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и, вместе с тем, тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности каждого ребенка, тем более ребенка с проблемами в развитии.
Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение творческой деятельности детей, которая организуется и проводится в различных объединениях по интересам в учреждениях дополнительного образования. Данная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. Специфика работы учреждения дополнительного образования дает педагогу возможность проводить как групповые, так и индивидуальные занятия, на которых развиваются творческие способности детей с ограниченными возможностями, воспитывается интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
Содержание, методика проведения и организация кружковых занятий, прежде всего, направлены на развитие детского творчества. Для этого необходимо не только развитие эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности, самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает творческие возможности детей.
Детям с ограниченными возможностями непросто заниматься трудовой деятельностью. Для того чтобы обучить такого ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
Для успешного творческого развития детей с ограниченными возможностями необходимо создание особой психологической атмосферы, создание «ситуации многократного достижения и переживания успеха как важного фактора развития личности, перестройки отношения ребенка к самому себе, к окружающим, повышения самооценки» (Барышникова Н.А).
Это определяет необходимость реализации следующих принципов:
Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения. Он означает постоянное внимание педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения ребенка к социально-культурным ценностям, к самому себе, человеку, природе, обществу. Познанию и ценностным основам жизни – добру, красоте, дружелюбию, милосердию, любви.
Принцип педагогической целесообразности предполагает соответствие содержания, форм и методов организации деятельности в соответствии с поставленной целью: «Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели» (А.С. Макаренко).
Принцип оптимизма – предполагает веру в силы и возможности ребенка и требует создания таких условий, которые отвлекали бы его от переживаний, связанных с недомоганием и физическими недугами.
Принцип индивидуально-личностного подхода требует видеть в каждом ребенке Личность с ее индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта.
Принцип преемственности требует обеспечить органическую последовательность всех мероприятий, единонаправленность воздействий со стороны различных социальных институтов.
Принцип комплексного характера социально-педагогического и арттерапевтического воздействия позволяет при создании определенных условий в той или иной степени компенсировать и восстанавливать нарушенные функции организма.
Практика работы с детьми с ограниченными возможностями показывает, что рациональная организация кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию этих детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
В процессе работы с такими детьми педагогом широко используюся элементы арт-терапии, что отличает образовательную программу кружка от обычных кружков декоративно-прикладного и художественного творчества.
Выбор верных методов, приемов педагогического воздействия каждый раз является для педагога творческой задачей, и чтобы решить ее, он должен располагать определенным набором воспитательных средств, знать примерный «потенциал» каждого из них в условиях учреждения дополнительного образования, применять их строго индивидуально, с большим вниманием и осторожностью.
Результат обучения и воспитания детей с проблемами в развитии зависит от мастерства педагога, умелого использования и сочетания методов, приемов и средств, воспитания, от индивидуальных особенностей.
2.Организация кружковой работы с детьми с ограниченными возможностями
Стаж педагога в сфере дополнительного образования составляет 12 лет. За этот период времени через кружки декоративно-прикладного искусства прошло много ребят в возрасте от 4 до 16 лет. Все они были разными по интересам, своим возможностям, характеру. Многому пришлось учиться не только из литературы, но и в результате непосредственного общения с ребятами. Особым интересом и гордостью является для педагога работа с детьми с проблемами слуха и речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата. С этими детьми работает уже два года. Стаж вроде бы не большой. Но проблемы, сложности этих ребят знает не понаслышке. Историю педагога хорошо передала автор Erma Bombeck:
«В этом году 100 000 женщин станут матерями детей-инвалидов. Думали ли вы когда-нибудь, - по каким критериям будут выбраны эти матери?
Я представляю себе Бога, как он парит над землей...
Он внимательно наблюдает и диктует своему Ангелу распоряжения в огромную "Книгу Жизни":
"Науманн Лиза: Сын, Ангел-Хранитель: Маттеас Ферстер, Уте: Дочь, Ангел-Хранитель: Сицилик Больманн, Карола: Близнецы, Ангел-Хранитель ...М-м-м, отдай их Геральду. Он привык к проклятиям".
Наконец Бог называет одно Имя и говорит смеясь: "Этой я дам ребенка-инвалида". Ангел полюбопытствовал: "Почему именно ей, о, Господин? Она же так счастлива!" "Именно поэтому!", - сказал Бог. "Могу ли я ребенка-инвалида дать матери, которая не знает смеха и радости? Это было бы ужасно!"
"Но имеет ли она должное терпение?", - спросил Ангел.
"Я не хочу, чтобы она была слишком терпелива, иначе она утонет в море самосожаления и отчаяния. Когда первый шок и гнев поутихнут, она превосходно со всем справиться. Я сегодня наблюдал за ней. Она имеет понятия о самостоятельности и независимости, которые так редки и так нужны матерям. Понимаешь, ребенок, которого я ей дам, будет жить в собственном мире, а она должна все время заставлять жить в ее мире, а это будет нелегко"
"Но, Господин, насколько я знаю, она даже не верит в тебя!"
Бог засмеялся: "Ничего, это поправимо! Нет, она превосходно подходит! У нее достаточно эгоизма"
Ангел затаил дыхание: "Эгоизма? Это что, добродетель?"
Бог кивнул. "Если она не будет иногда расставаться с ребенком, она всего этого не вынесет. Эта женщина, которую я одарю таким ребенком, будет нуждаться в особой помощи. Она еще не знает, но ей можно будет позавидовать. Никогда она не воспримет произнесенное ребенком слово, как само собой разумеющееся. Первый шаг - как обыденность. Когда ее ребенок произнесет первый раз: "Мама", она поймет, что свершилось ЧУДО. Если она будет описывать своему слепому ребенку цветущее дерево или закат солнца, она будет это так видеть, как немногие люди мое творение видеть могут. Ей будет разрешено осознать все, что я знаю: Невежество, Ужас, Предрассудок, - и я разрешаю ей подняться выше этого. Она никогда не будет одна. Я буду всегда при ней, каждый день ее жизни, каждую минуту, потому, что она исполняет на земле мою работу так превосходно, как - будто она здесь, рядом со мной!"
"И кто же будет Ангелом-Хранителем этого ребенка?", - спросил Ангел.
Бог засмеялся: "Зеркала будет достаточно?"
Судьба преподнесла педагогу жизненное испытание - стать матерью ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому все пути развития, трудности в психологической адаптации прошла вместе со своим сыном. Эта категория детей требует особого внимания со стороны взрослых и сверстников.
Несколько лет назад на базе одной из городских школ впервые был создан специальный класс для детей с особенностями в развитии. На сегодняшний день в состав класса входит 6 человек. Все ребята разные по своим физическим и умственным возможностям, у них разные заболевания. Мальчики и девочки находятся в школе целый день, так как в основном все родители работают до вечера. Режим дня обычный: первая половина – предметные занятия, а вторая – свободная. Ребята играют, выполняют домашнее задание, но им не хватает другого: возможности развиваться в соответствии со своими интересами. Поэтому родительский комитет внес предложение наладить сотрудничество с ГУО «Центр творчества детей и молодежи «Ювента» г. Светлогорска».
Наше учреждение является многопрофильным учреждением дополнительного образования, в нем работают кружки различных направлений деятельности. Однако, для детей с ограниченными возможностями, особую значимость представляют кружки, занятия в которых помогут этим ребятам подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относятся кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. Поэтому выбор ребят и родителей остановился на кружках декоративно-прикладного творчества.
Высокую честь и безграничное доверие оказали родители и ребята, предложив педагогу вести занятия кружка. Так началось сотрудничество с этими детьми как педагога дополнительного образования.
Для своих занятий руководитель выбрала несколько разновидностей декоративно-прикладного творчества – тестопластику, лепку из пластилина, изодеятельность, аппликацию из различных материалов, так как эти виды практической деятельности наиболее доступны детям с ограниченными возможностями.
Главной целью, которую ставит перед собой педагог, является проведение терапевтической и коррекционной работы путем участия ребенка в коллективном творческом процессе.
Занимаясь творческим трудом в увлекательной форме, у ребят воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе работы у них формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Оценочные суждения в отношении детских работ отсутствуют, оценивается лишь работа педагога по степени доверия к нему со стороны родителей и желанию детей посещать кружок.
Переход к усложненным формам ручной деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Развитие моторики и координации движений - одна из главных задач педагогической деятельности, так как в последующем это даст возможность ребенку в какой- то мере обслуживать себя.
Во время занятий в кружке решаются также и многие другие задачи:
- знакомство детей с отдельными видами искусства и направлениями декоративно-прикладного творчества;
-воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
-коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
-развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
-развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни;
- выявление талантливых детей с ограниченными возможностями и оказание им действенной помощи;
-стимулирование интереса детей с особенностями к занятиям художественным творчеством.
При составлении программы работы педагог ориентировалась, прежде всего, на индивидуальные особенности каждого ребенка, его физические возможности, желания, а затем корректировала программу в процессе работы с детьми, что позволило создавать ситуацию успеха и вырабатывать устойчивый интерес к занятиям.
Немного о ребятах:
Людмила,10 лет - проблемы слуха. Ребенок необщительный, аккуратный, исполнительный, с задатками лидерства. Любит рисовать.
Карина, 9 лет – проблемы речи, ДЦП (средней формы тяжести), не работает левая рука. Девочка спокойная, осторожная в общении, ответственная, не разговорчивая. Любит рисовать.
Никита, 9 лет - ДЦП (средней формы тяжести). Проблема сосредоточена в нижних конечностях. Активный, эрудированный, общительный, любознательный мальчишка. Любит фантазировать, сочинять.
Артем, 9 лет – ДЦП (средней формы тяжести). Не по годам взрослый мальчик. Рассудительный, общительный, спокойный. Мечтает стать военным.
Виктория, 9 лет – ДЦП (средней формы тяжести). Дружелюбная, веселая. Любит слушать музыку.
Михаил, 9 лет – ЗПР.
Они разные, но все ребята с удовольствием занимаются в кружке. Дети готовы рисовать, лепить, делать поделки каждый день, им очень нравится делать различные поделки и радовать своими работами родных и близких.
Основными формами работы кружка являются:
- проведение творческих занятий;
- организация выставок детских работ;
- участие в различных внутренних и городских конкурсах;
- работа с родителями.
Для проведения занятий педагог использует разные методы работы, но прежде всего старается использовать, как уже было сказано ранее, элементы арт-терапии, как основу коррекционно-развивающей деятельности.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции.
Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании детей формируется образ. Лепка, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей с ограниченными возможностями к ориентированию в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаще всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.
Чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но педагог предложила ребятам еще один очень популярный материал – тесто.
Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный, теплый. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях кружковой работы.
Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать. Детям, у которых, вследствие заболевания хромает моторика рук это крайне необходимо. В кружке три человека, которым с соленым тестом было работать особенно трудно. Им приходилось помогать. С особым терпением они старались успеть за другими ребятами. Карина приловчилась работать одной рукой, а другую использовала для поддержки кусочка целлофана, на котором изготавливались фигурки. Артему и Вике было сложнее привыкнуть к мягкости теста. Им подолгу приходилось переделывать тот или иной элемент, до тех пор, пока он получится красивым. Случались моменты, когда ребята отказывались лепить, тогда руководительпоказывала что-нибудь полегче. Пробовали вместе - получалось. Создание ситуации успеха обеспечивала открытой и скрытой помощью. Например, открытую помощь выражала в применении словесной инструкции, в показе способов передачи образа, в поддержке, ободрении: «Давай попробуем сделать это вместе» или «Не получится – ничего страшного, можно попробовать еще раз».
И так шаг за шагом мы продвигались от простой палочки до маленьких фигурок. Сколько было радости, когда работы были готовы! На День Учителя ребята приготовили подарок своему классному руководителю и помощнику воспитателя - букет с ромашками. Особой гордостью педагога является Людмила. Девочка очень тонко чувствует цвет, форму. Ей легко поддается все, будь это тесто, краски или бросовый материал.
Маленькие ручки ловко справляются со всем. Хотелось бы, чтобы творческие задатки, которыми наделила природа Людмилу, нашли свое применение в жизни девочки. И, кто его знает, может она станет знаменитым художником или дизайнером, а может архитектором?
В начале творческого процесса педагог использует предварительную разминку пальчиков рук при помощи подручных средств, которая способствует подготовке рук к дальнейшей работе.
На занятиях часто изготавливаем коллективные работы. Каждому поручается свой фронт работы, исходя из его возможностей и пожеланий. Девочки берутся за более тонкую работу, а мальчики отвечают за оформление и за процесс наклеивания. Вместе получается дружная и веселая компания. Ребята помогают друг дружке, дают советы. Так появились такие работы как «Пчелки», «Аквариум», работа на конкурс «Спасатели глазами детей».
Совместная работа способствует сплочению коллектива, установлению дружеских отношений между детьми.
Работа в технике «тестопластика» комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует
развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями.
Особенно эффективно осуществляется этот процесс, если во время занятий использовать сказко-терапию, как еще один важный элемент коррекционно-развивающей работы. В ходе занятий я часто предлагаю ребятам какой - нибудь сказочный сюжет. Затем дети, фантазируя и коллективно обсуждая, придумывают финал этой истории. А, значит, они развивают воображение и речь одновременно. Задуманное воплощают в различных техниках, предварительно самостоятельно определившись с композицией, формой, цветовым решением. Все перечисленное делает процесс адаптации и обучения легким и приятным. Например: ребятам было предложено придумать историю о маленьком зайчишке. Дети вспомнили много сказок, мультфильмов, где героями были зайцы. Придумали свои истории о зайчиках, и после этого родилась идея слепить мультяшных друзей «Смешарики». Так появились Нюша, Капатыч, Лосяш, Крош, Савунья. С этого собственно и началось творчество ребят в технике тестопластика.
Анализ проведенных занятий в технике тестопластика свидетельствует о том, что – это один из безопасных способов снятия напряжения и усталости у детей, он позволяет работать с мыслями и чувствами.
Работают дети с экологически чистыми материалами, не наносящими вред ребенку : соль пищевая, мука, бумага, гуашевые и акварельные краски, бросовый материал. Финансовые затраты на эти материалы минимальны, а, значит, и дома дети могут сделать своими руками игрушки и подарки.
Много трудностей у ребят при использовании ножниц, поэтому педагог старается больше уделить внимания работе в технике коллажа. Разрезанные неровно кусочки бумаги интересно смотрятся в работах, а дети с особой радостью любуются своими произведениями. Новые идеи, которые появляются у педагога, обсуждаются с кружковцами. Ребята принимают активное участие в обсуждении, выражают свою точку зрения.
На занятиях вместе с детьми могут присутствовать и принимать непосредственное участие родители или члены семьи (дети занимаются, их мамы делают себе украшения или предметы декора). В таком сотворчестве, взаимодействии они становятся значительно ближе, понятнее, интереснее друг другу. Этот процесс сплачивает семьи, и ребенок из больного, вызывающего только жалость и сочувствие, превращается в значимую фигуру, достойную уважения и восхищения. Мамы, одновременно с детьми, получают психологическую разгрузку.
При использовании элементов изобразительного искусства в качестве терапевтического средства специальная подготовка и художественная одаренность детей не играют особой роли. Большое значение имеют творческий процесс и особенности внутреннего мира ребенка. На своих занятиях педагог даёт возможность детям выражать свои внутренние переживания как можно более произвольно и спонтанно и не беспокоиться о художественных достоинствах их работ. Так как основная цель таких занятий — проведение терапевтической и коррекционной работы в сочетании с косвенной диагностикой, то за работу отметки не ставятся, не применяются также оценочные суждения: красиво — некрасиво, похоже — не похоже, правильно — неправильно. Искренность, открытость, спонтанность в выражении чувств и переживаний, индивидуальный стиль самовыражения — все это представляет большую ценность, нежели эстетическая сторона детской работы. Руководителем кружка поощряется спонтанный характер творческой деятельности. Дети сами определяются с замыслом, выбирают форму, композицию, цветовое решение в соответствии с выбранной темой, сами контролируют последовательность действий.
На занятиях кружка педагог иногда сочетает терапию творческим самовыражением с музыкальной терапией, что, безусловно, дает свои результаты. Работы становятся либо более лиричными, либо, наоборот, более экспрессивными в цветовом решении.
Одновременно дети знакомятся с музыкальной классикой, народной и современной музыкой. Рассказывают о своих любимых направлениях в музыкальном творчестве. Время на занятиях проходит быстро и незаметно, а детские работы приобретают эмоциональную окраску.
У детей с ограниченными возможностями занижена самооценка, во всем присутствует понятия «я не смогу», «у меня не получится», крайне важны слова подбадривания. Похвала - хорошее средство для поднятия своего «я» как значимой личности. А для этих ребят это просто необходимо в двойне. Это дети с тонко организованной душой, эмоциональные, открытые, добрые, рассудительные. В совместных беседах с ребятами понимаешь, что мудрые не взрослые - а вот эти дети. Главное «табу» - ни в коем случае не жалеть. Чувство жалости делает ребят еще более ущербными, принижает их значимость в реальном мире. Необходимо подталкивать их к действиям, давать возможность реализоваться. Получая такое количество внимания, понимания со стороны педагогов, родителей, сверстников ребята с ограниченными возможностями будут чувствовать себя полноценными людьми. А это зависит и от нас с вами, уважаемые педагоги!
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
|