страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что успехи ребят с ограниченными возможностями в любой деятельности являются важнейшим стимулом развития их личности, формирования чувства самоуважения и уверенности в себе.
Педагогам дополнительного образования надо стремиться максимально расширять кругозор детей с ограниченными возможностями доступными видами практической деятельности, в занимательной форме воспитывать и прививать жизненно необходимые навыки.
В художественно-творческой деятельности ситуация успеха достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов художественного творчества. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева и так далее. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое дает руководитель, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Ребенок должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда он с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Взрослый помогает ребенку преодолеть страх перед новой деятельностью, новым заданием, порожденный неуверенностью в себе. Помощь педагога направлена на то, чтобы воспитанник поверил в себя, в собственные силы, способности. Необходимо поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с выполнением задания.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 3 томах / Л.С. Выготский -., 1996.-115 с
2. Зинкевич-Евстигнеева, Н.И., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку/Н.И.Зинкевич-Евстегнеева, Л.А.Нисневич.- Санкт-Петербург: Акцидент, 2000. – 157 с.
3. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детскихпсихологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.А. Киселева. Санкт-Петербург: Речь, 2008. – 160 с.
4. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах: книга для учителя. Из опыта работы./ Н.М. Конышева. -2-е., доработанное-Москва: Просвещение, 1985.-80 с.: иллюстрированное.
5. Копытин А.И. Основы арт-терапии./ А.И. Копытин. - Москва, 1999.-154
6. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор.— Москва: Эксмо, 2004. — 160 с.
7. Макаренко, А.С. Лекция о воспитании детей//Пед. соч.: В 8 т./Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. Москва, 1984. Т.4.
8. Матюшин, А.М. Развитие творческой активности школьников./ А.М. Матюшин.- Москва: Педагогика, 1991.-138 с
9. Павлова, Н.П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: пособие для учителя./ Н.П. Павлова.- Москва: Просвещение, 1988.-176 с.: иллюстрированное.
10. Сухомлинский, В.А.Как воспитать настоящего человека/ советы воспитателю / В.А.Сухомлинский.-Минск., 1978.-288 с.
11. Хананова И.Н. Соленое тесто./ И.Н. Хананова — Москва: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 104 с.: иллюстрированное- (Золотая библиотека увлечений).
12. Арт-терапия - Общая психология - Психология
http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1868
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
План-конспект
занятия кружка «Сувенирный»
младшая возрастная группа
Тема: Техника рисования акварельными красками по ткани и бумаги.
Цель: - познакомить ребят с техникой рисования акварельными красками,
-научить работе с кисточками, красками, палитрой,
-развивать у ребят фантазию, способность к поиск гармоничных цветовых решений,
-воспитывать усидчивость, внимание, аккуратность в работе, пробудить интерес к рисованию.
Оборудование и материалы: кисти разных размеров. Краски – акварельные, гуашевые, масляные. Палитры, мольберт, емкости с водой, салфетки. Планшеты из ДСП, обтянутые белой тканью, наглядные образцы работ в акварели русских художников и т.д.
Ход занятия
1.Организационный момент
-проверка присутствующих
-организация рабочего места
2.Теоретическая часть
-Дорогие, ребята! Вашему вниманию представляю стихотворение. Пожалуйста, послушайте:
Акварельная сказка.
Я возьму акварельные краски
И белый, как снег, листок,
Нарисую волшебную сказку
Со счастливым и добрым концом
И с рисунка сойдут все герои мои
И закружатся в танце весны и любви,
И меня вдруг охватит веселья волна –
Это сказка моя ожила!
Танцевать буду я до упада,
А потом сидя в кресле, в углу,
Восхищаясь волшебным тем балом,
Для себя незаметно усну...
А на утро, проснувшись, увидела я
Из альбома листок, а на нем и себя –
Я в прекрасном дворце и кружусь на балу,
Я из сказки, с картинки себе подмигну.
И с рисунка сойдут все герои мои
И закружатся в танце весны и любви,
И меня вдруг охватит веселья волна –
Это сказка моя ожила!
Акварельная сказка моя ожила!
Какое красивое стихотворение, не правда ли, ребята?
-Скажите, а что сделала девочка, чтобы сотворить такую сказку?
(Ответы детей)
-Действительно, она нарисовала ее. А точнее девочка нарисовала рисунок с разными героями.
-А с помощью чего героиня стихотворения изображала свою сказку?
(Ответы детей)
-Точно, красками, а именно акварелью.
-Вот и тема нашего занятия звучит так: «Техника рисования акварельными красками по ткани и бумаги»
-Все вы, наверняка, видели их. А знаете ли вы, как они появились? Сегодня мы с вами поговорим об этом и поработаем с акварельными красками так, как с ними работают настоящие художники!
История появления красок
Было время, когда не было ни кисточек, ни красок. В те стародавние времена человек пытался сделать свои первые рисунки на гладких скалах, используя при этом свои первые краски. (Показать фотографии рисунков первобытного человека.) Добывал он эти краски из земли. С тех пор за ними и осталось название — «земляные». Все они имели коричневый или красноватый оттенок, потому что были обыкновенной глиной.
Но вы все хорошо знаете, что мир наш так ярок и разнообразен, что его нельзя изображать в одних коричневых тонах. И человек начал искать другие цвета. Он обнаружил, что можно красить соком растений. Например, из крапивы можно было получить зеленую краску, а из цветков василька и колокольчика — синюю. И рисунки получались красивые, но такие краски имели недостаток — когда они высыхали, то начинали осыпаться.
Тогда человек немного подумал и решил добавить к краскам какое-нибудь вещество, которое свяжет между собой все частички цветного порошка. Так он попробовал разводить краски на масле — с тех пор и появились масляные краски. Только человек ведь на этом не успокоился. Он начал искать другие вяжущие вещества. И знаете, что он придумал? Он смешал красящий порошок с клеем и медом. Как вы думаете, какие тогда получились краски?
Да, только назвали их иначе — «акварельные», что значит «водяные». Потому что «аква» по — латыни «вода», а медовые лишь их разновидность.
-Вы спросите, причем же здесь вода? Может, сами догадаетесь? Правильно, притом, что акварельные краски для рисования разводятся водой.
Для рисования люди используют самые различные материалы — для масляных красок — холст, а для акварельных — бумагу. В Древнем Египте до появления бумаги рисовали на папирусе, в Китае — на шелке. Кисточки для рисования бывают разные: жесткие, сделанные из щетины, ими пользуются, когда пишут картины масляными красками; и мягкие — из меха куницы, хорька, барсука, белки — ими работают с акварелями. (Показываю кисточки.) Самые лучшие кисточки делают из хвоста красной куницы — колонка.
Запомните, что для закрашивания большой поверхности вам понадобится толстая кисточка, а для прорисовывания мелких деталей - более тонике кисточки, иногда даже толщиной с волосок. Толщина кисти зависит от номера: чем меньше номер, тем тоньше кисточка.
Для того чтобы рисовать акварельными красками, их нужно разводить на палитре — металлической или фарфоровой, с углублениями, чтобы не вытекала вода. (Показываю палитры.)
Как же разводить краску? Это зависит от того, как она приготовлена. Есть краски прессованные, как кирпичики. (Показываю). Чтобы их развести, художник наливает на палитру немного воды, берет краску в руки и растирает ее до тех пор, пока вода не окрасится в нужный ему тон. Затем обмакивает кисточку в эту воду и раскрашивает. Есть и другие краски. Они жидкие и налиты в тюбики. (Показываю.) Их не нужно растирать. Стоит выдавить краску на палитру и развести водой, как ею уже можно рисовать.
Акварельные краски бывают еще и мягкие, как тесто. Такие краски накладывают в маленькие чашечки, круглые или четырехугольные. (Показываю.) Вот тут-то художнику, да и кисточкам приходится потрудиться. Чтобы развести эти краски, кисточке нужно набрать воду, развести краску в чашечке, перенести ее на палитру, разбавить водой до требуемого тона, а только потом начать раскрашивать. (Показываю.)
-Для того чтобы приступить к выполнению задания давайте подготовим и наши пальчики.
Ребята выполняют массажные упражнения при помощи карандаша. Все действия показываю.
Прокатывание карандаша по поверхности стола. (Карандашик прокачу, красивей писать начну)
-Прокатывание карандаша между ладонями.
-Сжимание карандаша в кулачке. (Карандашик пожимаю и ладошку поменяю).
-Молодцы! Приступим к выполнению задания.
3.Практическая работа.
-Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с красками и кисточкой.
Техника безопасности при работе с красками.
-Кисточкой нельзя размахивать. После работы оставить в стаканчике. После занятия промыть под проточной водой.
-При попадании краски на лицо необходимо промыть водой, вытереть части тела бумажной салфеткой.
Техника рисования.
-Давайте в палитре разведем краски желтого, зеленого, синего цвета.
(Все присутствующие разводят на палитре краски.)
-Вся прелесть рисования акварелью состоит в том, что она должна светиться на бумаге. Краску наносят на бумагу, ткань тонким, ровным слоем, бумага просвечивает сквозь него и придает краске легкость и прозрачность. Это самое ценное качество акварели. Только добиться этого нелегко. Акварельные краски очень капризные и требуют соблюдения некоторых правил. Они требуют, чтобы бумага , ткань была обязательно белой и плотной. Запрещают стирать резинкой, так как это портит поверхность бумаги, ткани. Не терпят, чтобы на влажный слой краски наносили новый, иначе бумага скатается, а ткань намокнет сильно. Поэтому обязательно нужно подождать, чтобы окрашенная бумага подсохла, а потом уже наносить новые слои. А если вы хотите использовать другой цвет — не забывайте хорошо промыть кисточку.
-Приступим к выполнению задания. Я буду поэтапно показывать технику выполнения работы, а затем вы начинаете рисовать.
Итак, перед вами уже разведенные краски — так называемый «сироп», давайте попробуем научиться пользоваться акварелью. Для этого наберите «сироп» на кисточку, и покрывайте рисунок слева направо (все время в одну сторону!) слоем краски. При этом нужно следить, чтобы на кисточке все время была краска, иначе на бумаге, ткани останутся полосы. Показываю. Ребята повторяют.
Ребята, давайте на минутку прервемся.
Физкультминутка.
(На физкультминутку педагог помогает ребятам встать из-за стола.)
- Устали? Я предлагаю размять ваши косточки и спинки. Выполнить движения согласно тексту:
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
-Садитесь ребята, продолжаем работу.
-Как видите — получается бледно, прозрачно. Но у акварели есть одно любопытное свойство: чем больше слоев краски мы нанесем, тем сочнее будет ее цвет. Правда, цвет можно и сразу получить яркий. Показываю. Ребята повторяют. Для этого нужно просто гуще развести краску. (Показываю.) Но если у вас хватит терпения овладеть, хотя бы этими двумя способами — ваши полотна сразу оживут: небо станет, синим, трава — зеленой, яркими красками расцветут цветы. И для этого стоит потрудиться. Кроме того, давно известно, что некоторые цвета, оказавшись рядом, делают друг друга ярче. Их назвали дополнительными цветами. Так дополняют друг друга красный и зеленый, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. А если смешать между собой два цвета, то можно получить третий. Например, смесь синего и желтого цвета даст зеленый, красного и синего — фиолетовый, а желтого и красного — оранжевый. Попробуйте сами! Вы сможете оживить букет цветов, заставить небо отражаться в воде, и листья на деревьях трепетать от ветра!
(Ребята выполняют задание, а педагог следит за осанкой учащихся, оказывает помощь при возникновении трудностей в процессе работы.)
4. Закрепление нового материала. Анализ работ и обобщение всего урока.
-Молодцы, ребята! Какие красивые и красочные работы у вас получились. Покажите друг другу. Вам нравятся ваши шедевры?
(Ответы учащихся)
-Трудно было?
(Ответы детей)
-Давайте закрепим то о чем я рассказывала. И вы ответите на мои вопросы.
-На чем рисовал красками первый человек? (на гладких скалах)
-Какое вещество он добавил, чтобы получились масляные краски? (масло)
-Что означает в переводе с латыни» акварельные»? (водяные)
-Как называется принадлежность, в которой разводят краски? (палитра)
-Как наносят акварельные краски? (тонким слоем)
-В какую сторону покрывают рисунок слоем краски? (все время в одну.)
-Как можно сразу получить яркий цвет? (сразу в палитре развести гуще краску).
-Молодцы! А теперь я хотела узнать, понравилось ли вам занятие, какое у вас настроение после проделанной работы.
Рефлексия. Ребята вешают на экран настроения цветные тучки: желтые, если настроение хорошее, красные, если тревожное, синие если плохое.
-Спасибо за работу. Я думаю что, вы запомнили приемы рисования акварелью. Подчеркнули для себя нечто интересное.
-До свидания!
страница 1 страница 2 страница 3 | страница 4 | страница 5
|