Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 13 | страница 14

Рисунок 3

ЧИСТЫЕ ПОТЕРИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОТ ВВЕДЕНИЯ ТАРИФА

Рынок велосипедов Б Рынок импортных

Цена велосип. велосипедов

(в долл.)

220


a b c d тариф c b+d

Кривая


200 спроса

на импорт

Дт=Дd - S d

0 So S1 D1 Do M1 Mo Кол-во

велосип.

M1  M в год


Mo
Левая часть рисунка показывает, что выраженные в долларах убытки потребителей или что область (a+b+c+d) выше, чем совокупный выигрыш производителей и государства области (b+c). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт привело к чистым потерям благосостояния общества, чему соответствует область (b+d). Иначе чистые потери страны иллюстрирует правая сторона (рис. 3), отражающая на какую величину спрос превышает предложение при каждом уровне цен. Величина импортного спроса получена путем вычитания внутреннего предложения из внутреннего спроса. Это позволяет изобразить абсолютные потери страны, как в левой, так и правой части рисунка.

Область b+d – это чистые национальные потери, или это те преимущества от международной торговли, которые потеряны с введением тарифа. Таким образом, выигрыш от внешней торговли выступает в двух видах: эффекта потребления (область d) и эффекта производителей (область b).

Чистые потери страны от введения тарифа можно оценить и импирически. Для этого необходимо знать размер самого тарифа и величину сокращения импорта от введения тарифа. Наиболее распространенный способ Гарри Джонсона, по которому чистые национальные потери равны ½ умноженной на ставку тарифа в процентах, умноженное на процентные изменения объема импорта, умноженный на суммарный импорт от ВНП.
3.5 Оптимальный таможенный тариф
Вместе с тем, при исключительных условиях экономика страны может выиграть от введения пошлины. Этот случай связан с так называемыми оптимальными импортными пошлинами.

Оптимальные пошлины – эффект, получаемый в результате применения импортной пошлины, когда в ответ на ее введение иностранные поставщики снижают цены.

Эта ситуация возникает вследствие того, что на мировом рынке может возникнуть случай монопсонии, т.е. монопольной власти покупателя (страны импортера). Это происходит тогда, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт приносит ей чистый выигрыш. Подобную монопсонную власть имеет США на мировом рынке автомобилей, телевизоров, мотоциклов и других товаров.

Страна, обладая такой властью, с помощью импортных пошлин добивается снижения цены импортируемого товара. Страны-экспортеры вынуждены это делать для того, чтобы не допустить сокращения своих продаж в импортируемой стране. Это позволяет стране-импортеру получать выигрыш от своего тарифа и иметь некоторые преимущества, чем при режиме свободной торговли.

Границы рыночной власти отдельной страны определяются конкретными пределами. Оптимальный тариф должен находиться где-то между нулевыми и запретительными уровнями

Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыши страны максимизируются. Величина оптимального тарифа, как доля цены уплачиваемой иностранным поставщикам равна величине, обратной эластичности предложения импорта.

Необходимо отметить то, что оптимальный тариф не выгоден мировому хозяйству в целом, поскольку выигрыш страны, занимающей монопольное положение как покупатель, оказывается меньше проигрыша стран экспортеров. Оптимальный тариф является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой.

[kgl]
[gl]ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ[:]


  1. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика – М., 1997. гл.9

  2. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. – гл. 6,7

  3. Овчинников Г.П. Международная экономика– СП., 1998. гл 4 с. 186-217.

  4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 3

  5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 6.



Дополнительная литература


  1. Барр Р. Политическая экономия – М.. 1995. – Т2 – С.695-704

  2. Тодара И. Экономическое развитие – М., 1997 – гл. 1,3

  3. Фишер С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика – М., 2001 – гл.3,7.

[kgl]
[gl]Задание СРС[:]




    1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов

    2. Подготовиться подгруппам к дебатам на тему: «Сторонники свободы торговли против сторонников протекционизма»

    3. Ответить на вопросы самоконтроля

    4. Ответить на тесты и решить задачи

[kgl]
[gl]Вопросы для самоконтроля[:]

  1. Как Вы понимаете торговую политику.

  2. Почему политика свободной торговли, обладая преимуществами перед протекционизмом, редко применяется в международной практике.

  3. Что такое торговый режим государства? Какой торговый режим считается открытым.

  4. По каким признакам осуществляется классификация таможенных пошлин.

  5. В чем суть политики эффективной тарифной защиты.

  6. Какой тариф считается оптимальным.

  7. Каковы последствия введения тарифа для потребителей.

  8. Каковы последствия введения тарифа для производителей.

  9. Каковы последствия введения тарифа для государства.

[kgl]
[gl]Задачи[:]
1. Мировая цена на сахар из стран Карибского бассейна, находящийся в порту Нью-Йорка, составляет 250 долл. за т. Пошлина на импорт саха­ра в Казахстан — 20%. Если бы им­порт сахара не облагался тарифом, его годовое производство в Казах­стане составляло бы 2 млн. т, потребление — 3 млн. т, импорт — 1 млн. т. После обложения импорта пошлиной внутреннее производство сахара увеличилось до 2,4 млн. т, потребление сократилось до 2,8 млн. т, импорт сократился до 0,4 млн. т. Казахстан по потреблению сахара — малая страна. Рассчитайте:

а) выигрыш казахских потребите­лей в целом, если бы тариф был ус­транен;

б) потери казахских производите­лей сахара от устранения тарифа;

в) потери бюджета от устранения тарифа;

г) чистый прирост потребления в результате устранения тарифа.
2. Предположим, что страна А производит самолеты. Цена одного самолета на внутреннем рынке — 60 млн. долл. 50% материалов и комплектующих деталей, необходимых для производства самолетов, закупается за границей. Доля сто­имости импортных комплектующих в цене конечной про­дукции составляет 25%. Предположим, что в целях защиты национальных производителей и поддержания занятости страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с ко­торым ставка таможенной пошлины на импортный само­лет составляет 15%, а на импортные материалы и комплек­тующие, используемые в самолетостроении, — 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране А? (Рассчитайте методом добав­ленной стоимости.)

[kgl]


[gl]Тема 4. НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ[:]

НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

ПЛАН ЛЕКЦИИ


  1. Количественные ограничения и их формы

  2. Технические барьеры в международной торговле

  3. Государственная монополия и эмбарго

  4. Экспортные субсидии и демпинг

ПЛАН СЕМИНАРА

1 занятие

  1. Квоты, причины их использования и виды

  2. Сравнительный анализ квот и тарифов

  3. Лицензии, их виды и способы распределения

2 занятие

  1. Добровольные ограничения экспорта

  2. Технические барьеры в международной торговле

  3. Государственная монополия на внешнюю торговлю

3 занятие

  1. Экономические санкции и торговое эмбарго

  2. Экспортные субсидии

  3. Демпинг. Антидемпинговые мероприятия



    1. Количественные ограничения и их формы


Количественные ограничения – форма нетарифного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных для экспорта или импорта в течение определенного времени.

Количественные ограничения являются более жесткой формой по сравнению с таможенными пошлинами. Если таможенные пошлины ослабляют конкурентные позиции экспортера или импортера, то количественные ограничения устраняют саму возможность конкуренции.

Количественные ограничения выступают в форме: квотирования, (контигентирования), лицензирования и добровольного ограничения экспорта.

Квота или контингент – количественная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством на определенный промежуток времени.

Квоты делятся на:



  1. экспортные

  2. импортные

  3. глобальные

  4. индивидуальные

Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товара, дефицитных на внутреннем рынке.

В первом случае введение квоты направлено на ограничение предложения товара на мировом рынке, повышение мировых цен и экспортных поступлений. Эффект квоты в этом случае будет определяться долей страны в совокупном экспортном предложении, поведением других экспортеров и эластичностью потребления.

Во втором случае экспортное квотирование применяется только в отношении стратегически важного сырья – продовольствия, топлива и т.д.

Экспортные ограничения подавляют собственное производство, связаны с большими расходами на хранение запасов.



Импортные квоты – традиционная протекционистская мера, вводится для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке.

Глобальные устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну экспортируется.

Объем глобальных квот вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара.



Индивидуальные квоты – это установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений.

Влияние квоты на благосостояние рассмотрим на рисунке, на примере рынка велосипедов.


Цена в долл. C Кривая внутр.

велосип. Sd предложения






квота Sd + Q
220 D B Внутр. цена с учетом

таможен. тарифа

а b c d тариф



Е A Мировая цена

200


Dd

0 к-во велосипед. В год

So S1 D1 Do


Квота Q


Импортная квота

В процессе анализа выясняется, что этот вид протекционизма ничем не лучше, а в определенных обстоятельствах хуже, чем тариф.

В условиях свободной конкуренции экономические последствия введения квот не отличаются от результатов использования пошлин. Установление квоты в этом случае просто ограничивает предложение импортного товара на внутреннем рынке, в результате чего происходит рост цен на внутреннем рынке. Квота сокращает размер импорта по сравнению с внутренним платежеспособным спросом. Распределение выигрышей и потерь будет во многом похожим, и зависеть от показателей эластичности производства и потребления и размера квоты. Как и в случае введения импортного тарифа при введении квоты возникают производственный эффект – область b, потребительский эффект – область d, эффект дохода – область с. При этом чистые национальные потери составляют область b+d. Поэтому можно говорить о тарифном эквиваленте квот.

Однако в условиях, когда квота провоцирует монополизацию внутреннего рынка и имеет место ее неэффективное размещение, то она принесет экономике больше потерь, чем таможенный тариф.

Монопольные поставщики товара на внутреннем рынке воспользуются тем, что иностранная конкуренция ограничена, вследствие введения квоты и установят монопольно высокие цены. В результате квота дает возможность доминирующей отечественной фирме при неэластичном спросе получать монопольные прибыли, приводит к снижению выпуска продукции, следствием чего является больший национальный ущерб, чем от тарифа.

Квота приносит стране больший ущерб, чем тариф и в том случае, если она провоцирует монопольное положение иностранных экспортеров и иностранных импортеров.

Система квот часто используется для искусственного поддержания не эффективных предприятий.

Основные отличия влияния квот на экономику от влияния таможенных пошлин сводятся к следующему:



  • при введении импортного тарифа суть эффекта дохода заключается в перераспределении доходов от потребителей в государственный бюджет. В случае импортной квоты доход перераспределяется в пользу импортирующих компаний;

  • при введении квот страна не может получить выигрыш за счет снижения цен экспортерами, как это происходит при введении оптимального тарифа.

В то же время при определенных условиях квота предпочтительнее, чем тариф. Политика импортных квот легче поддается административному управлению. Объем импорта при квотировании строго фиксирован, снижение цен лишь ускоряет сокращение импортных платежей.

При жесткой иностранной конкуренции снижаются затраты на импорт. Квоты легче и быстрее вводить в случае чрезвычайных ситуаций, чем тариф.

Квота способствует стабильному соотношению импорта и внутреннего производства на рынках с нестабильным спросом и предложением.

Особым случаем применения количественных ограничений являются тарифные квоты. Они жестко ограничивают объемы товара, разрешенные к ввозу.



Тарифные квоты – установление количеств товара, которые разрешены к ввозу или вывозу по особой, более низкой ставке тарифа цене в течение определенного периода времени.

Составной частью процесса квотирования является лицензирование. Лицензирование регулируемый государством разрешительный порядок ввоза или вывоза товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Различают несколько видов лицензии:


  1. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки

  2. Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничений количества сделок. Она предоставляет право ввозить неограниченное количество товара.

  3. Глобальная лицензия – разрешение ввезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости

Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки.

Лицензирование выполняет следующие функции:



  1. Сокращает доступ иностранных товаров на внутренний рынок

  2. Облегчает контроль за движением товаров через таможенную границу

Целью лицензирования является усиление контроля государства за ходом торговли, что выражается в следующем:

  1. ограничение числа лиц, занятых внешнеторговыми операциями с тем или иным товаром

  2. получение более полной достоверной информации о предприятиях, осуществляющих внешнеторговые операции с тем или иным товаром, и размерах оборота

  3. обеспечение выполнения стандартов качества при поставке экспортных товаров, для обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке

Лицензирование может преследовать и неэкономические цели по отношению:

  • к специфическим товарам, имеющим историческую, художественную или культурную ценность;

  • к товарам, оказывающим влияние на безопасность людей (оружие, яды, наркотики, лекарственные средства, компоненты производства вооружения).

Воздействие импортных квот на национальное благосостояние зависит от того, каким образом власти распределяют права на импорт. Выделяются следующие механизмы распределения лицензии:

  • аукцион на конкурсной основе;

  • система явных предпочтений;

  • распределение лицензий по затратному методу.

Аукцион на конкурсной основе считается наиболее рыночным методом и самым экономически эффективным способом распределения лицензии. Импортные лицензии могут продаваться государством на открытом и закрытом аукционе, после публичного их объявления. На аукционе устанавливается такая цена лицензии, которая приблизительно равняется разнице между ценой импортера и самой высокой внутренней ценой.

Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров. Используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт товара из-за введения квот.

Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществлять импорт или экспорт наиболее эффективным способом. Этот способ распределения лицензии связан с большими затратами, возникающими в связи с созданием экспертной комиссии, разработки критериев оценки.

«Добровольные» ограничения экспорта. Количественные ограничения импорта в страну может быть достигнуто и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. На практике «добровольные» ограничения экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

Сущность «добровольных» ограничений экспорта состоит в принуждении торговых партнеров принимать на себя обязательства по ограничению экспорта тех или иных товаров в ту или иную страну. На деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Они вводятся либо в результате политического давления страны импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры.

В сущности «добровольные» ограничения экспорта представляют собой ту же квоту, но вводимую не страной импортером, а страной экспортером. Их применение почти всегда ведет к усилению монополизации рынка. Интересы монополистов на внутреннем рынке и иностранных монопольных поставщиков в отношении «добровольных» ограничений экспорта зачастую совпадают. Первые добиваются ограничения абсолютных масштабов иностранной конкуренции и повышения цен на внутреннем рынке, а вторые – закрепления своих позиций на рынке с монопольно высокими ценами.


    1. Технические барьеры в международной торговле

Значительное место среди нетарифных методов торговой политики занимают технические барьеры.



Технические барьеры – это все государственные меры контроля и ограничений, связанные с требованиями к техническим параметрам товара, которые могут быть использованы как средство, препятствующее ввозу товаров из-за рубежа. Технические барьеры могут существовать в виде стандартов, технических норм и правил, требований к упаковке, маркировке.

Технические барьеры существуют в различных формах. Во-первых, в виде законодательных актов данной страны применяемых не только по отношению к национальным товарам, но и импортным (например, требования к содержанию вредных веществ в продуктах питания). Во-вторых, в виде нормативных актов в рамках действующего таможенного законодательства.

Технические барьеры предполагают применение запретов, обязательной инспекции товаров, специальных разрешений на ввоз товаров, инспекции предприятий поставщиков.

Наиболее часто технические барьеры встречаются в запретах на ввоз продукции, которая не соответствует тем или иным техническим параметрам.



Обязательная инспекция товаров, применяется к товарам, которые могут создавать опасность распространения заболеваний людей и животных, загрязнения окружающей среды.

Инспекция предприятий-поставщиков проводится с целью ввоза продукции предприятий, которые прошли процедуру специальной инспекции специалистами страны-импортера. Данные меры применяются в тех случаях, когда выявлено поступление некачественного товара и страна импортер считает необходимым предотвратить это в будущем.

Специальные требования к маркировке и упаковке вводятся в целях защиты прав потребителей. Например, законодательство большинства стран, в том числе и Казахстана, требует делать надписи на импортируемые товары на государственном языке.

В числе технических барьеров выделяют санитарные, ветеринарные и фито-санитарные нормы и правила. Они связаны с обеспечением безопасности населения, сельскохозяйственных животных и растений.

В будущем использование технических барьеров в качестве инструмента регулирования торговли будет расширяться, и усложняться, при этом будет происходить процесс унификации технических требований и стандартов.
4.3 Государственная монополия и эмбарго
Государственная монополия означает исключительное право государства на ведение экспортно-импортных операций в целях централизованного регулирования взаимодействия национального рынка с мировым в соответствии с общегосударственными интересами. Государственная монополия внешней торговли существует в двух видах:


  1. Как средство перераспределения экономических выгод от участия в международном разделении труда в пользу государства. В этом случае предприятия не имеют возможности самостоятельно участвовать во внешней торговле. Такая форма регулирования внешней торговли характерна для стран с централизованным типом экономики.

  2. Как средство регулирования экспортно-импортных операций с отдельными товарами. Эта форма регулирования может использоваться и в рыночной экономике.

Крайней формой государственного ограничения внешней торговле являются торговое эмбарго, означающее запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Наиболее часто они применяются по политическим мотивам, либо по соображениям безопасности. В политических целях эмбарго применяются на коллективной основе, например по решению ООН в форме экономических санкций. Наиболее известным примеров таких запретов являются международные экономические санкции против Ирака, предполагающие введение эмбарго как на экспорт в эту страну, так и на импорт из нее. Эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Поскольку цель введения эмбарго – оказание политического давления, то его успех вероятен в случаях:

  1. если страна, вводящая эмбарго имеет высокую эластичность экспортного предложения, то есть может безболезненно сократить объем своего экспорта;

  2. если у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть она сильно зависит от внешней торговли;

  3. если вводимые санкции неожиданны и масштабны.


4.4 Экспортные субсидии и демпинг
К нетарифным методам регулирования международной торговли относят также финансирование государством экспортных операций. Финансирование как метод торговой политики предусматривает дискриминацию против иностранных компаний в пользу национальных производителей и экспортеров. К финансовым методам торговой политики относятся субсидии, кредитование и демпинг.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

Субсидии отличаются большим разнообразием. По характеру выплат различают прямые, косвенные и перекрестные субсидии.

Прямые субсидии – это непосредственные выплаты экспортеру на сумму разницы его издержек и полученного им дохода. Прямые субсидии представляют собой дотации производителю при его выходе на внешний рынок.

Косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров посредством представления льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, кредитования, возврат импортных пошлин и пр.

Перекрестное субсидирование – это дотирование одной отрасли или сектора экономики за счет другой отрасли или сектора посредством мер государственного регулирования.

С точки зрения объектов субсидирования выделяют экспортные субсидии и внутренние субсидии.

Субсидии, представляемые национальным производителям экспортных товаров в форме финансовых льгот и бюджетных выплат называются экспортными. Экспортные субсидии позволяют продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке. Экспортные субсидии приводят к расширению продаж товара на внешнем рынке, увеличению сбыта и искусственному повышению конкурентоспособности экспортных товаров. Следовательно, субсидирование – это помощь экспортным секторам посредством перераспределения средств налогоплательщиков через государственный бюджет.

Принципиальное различие между импортным тарифом и субсидированием экспорта заключается в том, что импортный тариф приводит к повышению внутренней цены на импортные товары, в то же время экспортная субсидия приводит к повышению внутренней цены экспортных товаров. Если импортный тариф, вводимый большой страной улучшает ее условия торговли, то экспортная субсидия, наоборот, ухудшает ее условия торговли, сокращая внутренний спрос на экспортируемые товары.

Импортный тариф улучшает условия торговли страны за счет остального мира. Экспортная субсидия ухудшает условия торговли страны в пользу остального мира.

От экспортного субсидирования всегда выигрывают производители экспортных товаров и экспортеры. В то же время экономика страны всегда будет нести чистые потери. Субсидирование фактически означает продажу иностранным покупателям по ценам ниже уровня фактических затрат на их производство в стране-экспортере. Поэтому они представляют собой отток средств из страны.

Страна-экспортер может представлять субсидии для поддержания занятости в экспортных отраслях, проведения структурных преобразований в экономике, вытеснения иностранных конкурентов с рынков, расширения экспорта как источника иностранной валюты.

Субсидии, предоставляемые производителям товаров, конкурирующих с импортом, называются внутренними. Внутренние субсидии способствуют замещению импортируемых товаров товарами национальных производителей.

При введении внутренней субсидии на товары, конкурирующие с импортом, возникает несколько экономических эффектов:


  1. расширяется внутреннее производство данного товара за счет вытеснения с внутреннего рынка импортных товаров и сокращения объема импорта;

  2. часть субсидий попадает к эффективным предприятиям и способствует расширению производства;

  3. происходит искусственное стимулирование неэффективных предприятий и производств, которые получают возможность продавать свой товар.

Субсидии производителям товаров, конкурирующих с импортом, считаются экономически более предпочтительным методом ограничения импорта по сравнению с импортным тарифом или квотой, поскольку несет меньшие потери для национальной экономики.

Интенсивное субсидирование экспорта с целью подавления конкурентов может принять форму демпинга.

Демпинг- это сбыт экспортером товаров на зарубежном рынке по ценам ниже цен, существующих на аналогичный товар на внутреннем рынке.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам.

Демпинг существует в следующих формах:


  1. Спорадический (случайный) – временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по низким ценам в связи с тем, что у экспортеров скопились большие запасы товаров, вследствие того, что внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка.

  2. Разбойничий демпинг – временное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

  3. Постоянный демпинг – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

  4. Обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

  5. Взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товарам по заниженным ценам.

Демпинг является следствием монопольного положения фирмы экспортера на внутреннем рынке. Благодаря чему она имеет возможность продавать свою продукцию на этом рынке по монопольным ценам. Другим условием демпинга служат различия в эластичности спроса на товар в различных странах. Менее эластичный по цене внутри страны, и более эластичный за рубежом. Фирма-экспортер максимизирует свой доход на внутреннем рынке, при неэластичном спросе повышая цены, тогда как на конкурентном зарубежном рынке при достаточно эластичном спросе она добивается максимизации дохода путем снижения цены и расширения объема продаж.

Демпинг возможен, если рынок сегментирован, то есть, затруднено выравнивание цен внутри него и внешнего рынка путем перепродажи товара из-за высоких транспортных расходов или установленных государством ограничений торговли. Демпинг будет выгоден до тех пор, пока продавец по объективным причинам будет вынужден повысить экспортные цены.

Последствия демпинга для страны-импортера неоднозначны. Потребители могут выиграть, если продажа товара по низким ценам носит постоянный характер. Если же доля иностранного поставщика на рынке значительно увеличится, и другие поставщики будут вытеснены, то демпингующая фирма может перейти к политике монопольно высоких цен, и потребители понесут потери.

Продуценты товара в стране-импортере всегда терпят ущерб от иностранного демпинга. Местные фирмы оказываются в невыгодном положении. С одной стороны, они вынуждены снижать цены, с другой стороны у них нет источников компенсации возникающих при этом потерь. Все эти неблагоприятные последствия демпинга связаны с нарушением конкурентной среды на рынке страны-импортера.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными законами многих стран. В целях защиты от демпинга государство импортер может вводить антидемпинговые пошлины. Для этого проводят специальное расследование с целью установления самого факта демпинга и ущерба от него. Для установления факта демпинга производят сопоставление цен, по которым товар реализуется в стране производства и в стране экспорта, то есть соответственно внутренней цены и цены экспорта.

[kgl]


[gl]ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ[:]


  1. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика – М., 1997. - гл.9

  2. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. – гл. 8

  3. Овчинников Г.П. Международная экономика– СП., 1998. - гл 4. с. 218-239

  4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 4

  5. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 7


Дополнительная литература

  1. Буглай В. , Ливенцев Н. Международные экономические отношения – М., 2001. гл.2

  2. Макконелл К. Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика – М., 2003 – гл. 3,9

  3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирование – М., 199 – гл. 4,5,6,11

[kgl]
[gl]Задание СРС[:]


  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля

  3. Ответить на тесты

  4. Решить задачи

  5. Подготовить индивидуальные проекты на темы:

    • Анализ нетарифных ограничений внешней торговли в Казахстане

    • Субсидирование экспорта в ЕС

    • Нетарифные ограничения во внешней торговли развитых стран.

[kgl]
[gl]Вопросы для самоконтроля[:]




  1. В каких формах выступают количественные ограничения.

  2. В каких случаях вводится квота?

  3. Сопоставьте последствия введения импортного тарифа и импортной квоты.

  4. Назовите механизмы распределения лицензии? Какой из них наиболее эффективный.

  5. В чем суть добровольных ограничений экспорта, его соотношение с квотой?

  6. При каких обстоятельствах страны идут на «добровольное» ограничение экспорта.

  7. Что следует понимать под техническими барьерами? С чем связано их использование во внешнеторговой политике.

  8. Почему введение государственной монополии внешней торговли является неэффективным методом регулирования внешнеторговых связей.

  9. Для чего вводится экспортная субсидия и в чем ее суть.

  10. С чем обусловлено введено внутренней субсидии? Чем она отличается от экспортной.

  11. Каковы последствия введения экспортных и внутренних субсидий.

  12. Каковы последствия демпинга для страны импортера.

[kgl]


[gl]ЗАДАЧИ[:]
1. Страна Фуджи является небольшой (т.е. она не может влиять на уровень мировых цен) и импортирует арахис по цене 10 долл. за мешок. Пусть на внутреннем рынке арахиса кривые спроса и предложения описываются уравнениями: D = 400 – 10Р; S = = 50 + 5Р. Предположим, что правительство Фуджи хочет ог­раничить импорт арахиса до 50 мешков и вводит импортную квоту. Рассчитайте:

а) на сколько сократится объем импорта;

б) на сколько возрастет внутренняя цена;

в) размер проигрыша потребителей;

г) размер выигрыша производителей;

д) общий эффект от введения квоты для страны в це­лом, если предположить, что лицензии на импорт про­даются на открытых конкурентных аукционах.


2. Россия производит 70, потреб­ляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительст­во, считая самолетостроение пер­спективной отраслью, предоставля­ет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего внутренняя цена са­молета увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократи­лась до 5550 долл.

A. Почему внутренняя цена на са­молет увеличилась меньше, чем раз­мер субсидии?

Б. Как введение субсидии отрази­лось на объемах внутреннего произ­водства и экспорта самолетов?

B. Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета?

Г. Какое воздействие оказало вве­дение субсидии на условия торговли России?
[kgl]

[gl]Тема 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ[:]
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПЛАН ЛЕКЦИИ


  1. Сущность, условия и цели интеграции в международной экономике

  2. Зона свободной торговли и таможенный союз

  3. Регулирование международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО

ПЛАН СЕМИНАРА



1 занятие

  1. Содержание и предпосылки интеграции в международной экономике

  2. Предгеренциональное регулирование международной торговли.

  3. Многостороннее регулирование международной торговли

2 занятие

Круглый стол: «Вступление Казахстана в ВТО: проблемы и

перспективы».

5.1 Сущность, условия и цели интеграции в международной экономике

Бурное развитие международной торговли товарами и услугами, международное движение факторов производства и возникающие при этом многочисленные препятствия привели к необходимости межгосударственной интеграции.



Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений.

Выделяют следующие условия интеграции:



  1. Близость уровней экономического развития емкости рынка и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. Межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Интеграционные процессы наиболее эффективны между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.

  2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей

  3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Экономическая интеграция призвана решать конкретные проблемы. Поэтому страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики не могут интегрироваться с государствами, где имеется развитый рынок.

Экономическая целесообразность интеграции стран заключается в возможности становления новых отраслей промышленности, использовании преимуществ крупномасштабного производства. С устранением барьеров в торговле интегрирующихся стран возникает возможность координации планов промышленного развития.

  1. Наличие торгово-образующего и торгово-отвлекающего эффектов. Торгово-образующий эффект имеет место, когда общие внешние барьеры и свобода внутренней торговли ведут к передислокации производства из стран с высокими издержками в страны с низкими издержками. Торгово-образующий эффект возникает в результате устранения барьеров.

Торгово-отвлекающий эффект имеет место тогда, когда возведение внешних тарифных барьеров вызывает переориентацию производства и потребления участников интеграционного процесса с источников поставок низкими издержками не входящих в группировку, на производителей с более высокими издержками из состава группировки.

Интеграция в сфере международной экономики преследует следующие цели:



  1. Расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек на основе теории экономики масштаба, что позволит, привлечь прямые иностранные инвестиции.

  2. Проведение согласованной торговой политики.

  3. Обмен рыночным опытом.

  4. Формирование широкого регионального рынка направленного на поддержку молодых отраслей.

Выделяют следующие типы интеграционных объединений, имевших место в международной торговле:

  1. Преференциальные торговые соглашения, подписываемые либо на двусторонней основе между государствами, либо между существующими интеграционными группировками и отдельной страной. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, сохраняющие национальные таможенные тарифы являются подготовительным этапом интеграции.

  2. Зоны свободной торговли

  3. Таможенный союз.

  4. Общий рынок.

  5. Экономический союз.

Интеграция в сфере международной торговли достигается в результате объединения усилий стран какого-то региона в целях создания регионального торгового блока. Внутри торгового блока торговли либерализирована, а по отношению к другим странам принимаются унифицированные ограничения.


    1. Зона свободной торговли и таможенный союз



Зона свободной торговли – простейшая форма объединения, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле стран при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

Во взаимной торговле стран, входящих в зону свободной торговли отменяются также количественные ограничения.

Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Таким образом государства, входящие в зону свободной торговли приспосабливаются к международной торговой политике.

Функционирование зоны свободной торговли имеет и негативные последствия для национальных производителей товаров, которым придется конкурировать с иностранными производителями. В зоне свободной торговле качественные импортные товары могут вытеснить отечественные товары с внутреннего рынка.

В настоящее время в мировой экономике имеется множество региональных соглашений о свободной торговле. К ним относятся Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейская экономическая зона, Балтийская зона свободной торговли, Центрально-Европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА), Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА), Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, Банконтское соглашение и т.д.

В качестве примера рассмотрим деятельность Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое вступило в силу с 1 января 1994 года. Его заключили США, Канада и Мексика. Эти страны ведут беспошлинную торговлю друг с другом, товарами. Между ними рационализирована процедура таможенного контроля, используется единая форма свидетельств о происхождении товара. Кроме того, частью этого соглашения являются перемещение инвестиций и экологические стандарты. Соглашением по североамериканской интеграции на протяжении 15 лет между странами-участницами должны быть ликвидированы все торговые и инвестиционные барьеры. Повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер.

Североамериканская интеграция носит асимметричный характер, поскольку НАФТА заключили, с одной стороны, такие развитые страны как США и Канада, а с другой Мексика, относящаяся к развивающимся странам. По этой причине каждая страна-участница выполняет в НАФТА различную роль и цели.

США стремится с помощью НАФТА повысить свои позиции в конкуренции с ЕС и экономическими союзами Азии, реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производства, имеющихся у Мексики, сократить поток иммигрантов с юга, создавая новые рабочие места в Мексике. В долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как инструмент экономического проникновения в Латинскую Америку.

Канада рассчитывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой. Самое главное, что Канада закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера с самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку.

Мексика с помощью НАФТА рассчитывает реализовать такие преимущества как наличие дешевой рабочей силы, изобилие природных ресурсов, ускорить темпы своего экономического развития.

Следующий уровень интеграции – таможенный союз. Таможенный союз – это интеграция, предполагающая свободу взаимной торговли и введение общих внешних тарифов и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

Страны Таможенного союза проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран и поступаются своим государственным суверенитетом в части торговой политики в отношении третьих стран и передают все полномочия такой политики центральному межгосударственному органу. Следовательно, Таможенным союзом осуществляется координация торговой политики.

Рассмотрим возможные последствия вступления страны в Таможенный союз на примере присоединения Великобритании к ЕС, который прошел в интеграционном процессе стадию Таможенного союза.

Влияние упразднения торговых барьеров на благосостояние населения Великобритании изображено на рисунке.


Рынок импортных автомобилей в Великобритании

Цена за 1 авт. В великобритании

ф.ст.


А Первонач.внутр.цена

4000 в Великобритании

а +


В Внутр.цена в стране-

3400 партнере (ФРГ)

-

3000 С Мировая цена

(Япония)
Спрос на имп.

в Великоб.

0 М0 М1 М2 Кол-во товара, имп.в

Великобр.

В целях упрощения предположим, что все кривые предложения абсолютно горизонтальны. При отсутствии таможенных ограничений самым дешевым для Великобритании были бы японские автомобили, по цене 3000 ф.с., затем немецкие по цене 3400 фунтов стерлингов. В условиях свободной торговли Великобритания стала бы импортировать автомобили только из Японии. Однако до присоединения Великобритании к ЕС в ней действовали торговые ограничения в отношении импорта автомобилей. Тариф был единым для всех иностранных поставщиков и на нашем примере он равен 1000 фунтов стерлингов, что повышает внутреннюю цену импортных японских автомобилей с 3000 до 4000 ф.ст. Никто в Великобритании не стал бы приобретать немецкие автомобили, которые стоили бы с учетом тарифа 4400 ф.ст. В этом случае Британское государство в точке А получает доход в форме тарифных сборов в размере 1000 ф.ст х М0.

Предположим, что Великобритания вступает в ЕС, вследствие чего тарифы на ввоз автомобилей из стран-партнеров отменяются, в то же время в отношении импорта из Японии сохраняются. Упразднение тарифа привело к тому, что немецкие автомобили будут теперь стоить в Великобритании всего 3400 ф. ст. и будут самыми доступными по цене.

Благодаря снижению цен британские потребители получат выигрыш в области а , а государство теряет доходы от тарифных сборов, т.е. области а . Таким образом, общий итог выигрышей и потерей для Великобритании окажется следующим:



  1. увеличение благосостояния от роста торговли (М1 – М0)

  2. снижение благосостояния от свертывания торговли (М0)

Выигрыш от образования таможенного союза, как для отдельной страны, так и для всего мирового хозяйства связан с ростом торговых потоков, а убытки с их сокращением.

Выигрыш от таможенного союза будет превышать убытки при следующих условиях:



  1. эластичности кривой импортного спроса;

  2. большой разницей между издержками отечественного производства и издержками страны-партнера;

  3. меньшей разницы между издержками производства страны партнера и издержками производства третьей страны. Таким образом, наилучшие условия для увеличения объема торговли возникают при высокоэластичном импортном спросе и наличии в одной из стран-партнеров по таможенному союзу издержек производства, приближающихся к мировому уровню. И наоборот, наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу в случае неэластичного импортного спроса и высоких издержек производства во всех странах-партнерах.

В целом выигрывает страна или проигрывает от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: расширения или эффект свертывания.

Образование западноевропейского таможенного союза в лице ЕС дало возможность практической оценки результатов торговой интеграции. По мнению крупнейших экономистов мира в ЕС прирост торговли, вызванный таможенным союзом, превысил ее сокращение.


5.3. Регулирование международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО

В начале ХХ века регулирование внешней торговли и формирование внешнеторговой политики протекало в рамках двусторонних торговых соглашений. На их основе были созданы система взаимных обязательств, для уравнивания торговых ограничений стран-партнеров. Двусторонние торговые соглашения были хорошей базой для обмена товарами с одними или несколькими торговыми партнерами, но были недостаточными для международного движения капиталов и услуг. Поэтому возникла необходимость создания взаимосвязанной торговой системы в рамках многосторонних торговых соглашений. С этой целью 23 государствами было подписано в 1947 году Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В период своего существования с 1947 по 1994 годы система ГАТТ стала наиболее важным и эффективным механизмом многостороннего регулирования международной торговли. К началу 1995 года ГАТТ насчитывало в своих рядах 128 стран. Основная цель ГАТТ- обеспечение безопасности международных торговых отношений путем:



  • ликвидации таможенных и других ограничений;

  • устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

  • повышения реальных доходов и спроса , более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ выполнило следующие функции:

  • оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

  • форум для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров;

  • формирование принципов, составляющих этические стороны международных торговых соглашений.

Соглашение ГАТТ является сводом мировых торговых правил, которым обязаны следовать его участники, и охватывает торговлю фактически всеми видами готовых коммерческих товаров.

За свою историю ГАТТ выработал ряд смежных соглашений по различным торговым вопросам, касающихся антидемпинговых процедур, правил в отношении субсидий, лицензирования импорта, а также ряд секторальных соглашений, например, по торговле мясными и молочными продуктами, текстилем.

ГАТТ состоит из 35 статей. Статьи ГАТТ базируются на ряде принципов:

1) принцип взаимных торговых уступок, воплощенный в режиме наибольшего благоприятствования нации. Cущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. В соответствии с этим режимом страны, заключив между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной пошлины. Под любым преимуществом, привилегиями, льготами подразумевается операция с таможенными средствами защиты. В ГАТТ закреплены официально допускаемые исключения из РНБ. К ним относятся:



  1. продолжение использования преференций, существовавших на момент образования ГАТТ;

  2. уступки в области таможенной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или в рамках соглашения о приграничной торговле.

  3. особые уступки развивающимся странам в области внешней торговли в рамках общей системы преференции. Особое место занимают таможенно-тарифные уступки наименее развитым странам.

В системе ГАТТ количественные ограничения и квоты отвергаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к количественным ограничениям, то они должны рассматриваться в недискриминационной форме, т.е. в отношении всех стран участников, но не выбрано в отношении отдельных стран.

2). Принцип недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ не может быть поставлена в худшие условия. Как только заключено соглашение о РНБ оно распространяется на все другие страны.

Например, для Казахстана РНБ заключается в применении единого тарифа по отношению ко всему объему импортированного конкретного однородного товара вне зависимости от того, из какой страны от ввозится и использование единой системы оценки базисный стоимости товара.

3) неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций. Следует отметить, что на практике страны участницы неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные интересы выше международных договоренностей.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин.

В результате тарифных договоренностей средневзвешенный тариф на готовую продукцию снизился с 40 % в 1948 г. до 4,5 % в 1985 г.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товары. Решения, касающиеся других тарифных барьеров, оформляются в виде специальных кодексов и соглашений.

К началу 80-х годов мировая торговля усложнилась. Для большего числа стран мира объектом взаимной торговли стали услуги, на которые не распространялись правила ГАТТ. Значение международной торговли в условиях глобализации мировой экономики, и интенсивного движения международных инвестиций существенно возросло. Эти и другие факторы привели к подписанию Соглашения о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

ВТО, являющаяся преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле, была создана 1 января 1995 года. ВТО представляет собой организационно-правовую и инструментальную основы системы международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортной пошлины и устранения различных нетарифных барьеров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения и «прозрачность» (транспарентность) торговой политики; разрешение торговых споров путем консультации и переговоров, содействие конкуренции.

Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющий небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующего на основе соглашения, ратифицированного странами – членами. ГАТТ состояло из стран, а ВТО состоит из стран – членов.

ГАТТ изначально считалось временным соглашением, ВТО - постоянно действующая организация. Многие соглашения по ГАТТ были селективными, в рамках ВТО все соглашения являются универсальными. Наконец, система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО более эффективна, поскольку ее решения не могут блокироваться отдельными странами.

Нормами и правилами ВТО регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Участники ВТО имеют следующие преимущества:


  1. доступ к рынкам более 130 государств и возможность получения дополнительной прибыли

  2. автоматическое предоставление режима наибольшего благоприятствования

  3. возможность определять стратегию своего развития в более предсказуемой и стабильной торговой среде

  4. гарантия безопасности в торговых отношениях с зарубежными партнерами.

  5. правовая защита экономических интересов

  6. продвижение своих торгово-экономических интересов путем участия в многосторонних торговых переговорах

При вступлении в ВТО могут возникнуть сложности.

Страна-претендент должна будет пойти на определенные уступки и принять на себя обязательства по доступу на свой рынок иностранных товаров и услуг.

Открытие своего рынка, несомненно, вызовет обострение конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.
Литература основная


  1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. гл. 8 с.156-160

  2. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. гл. 10 с. 234-250

  3. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 12

  4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 3 параграф- 3

Дополнительная литература

  1. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения – М., 1999. –гл.5.

  2. Щербанин Ю.А., Рожков к.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер г. Международные экономические отношения. Интеграция М., 1997.- гл.4,5

  3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования.

  4. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997

  5. Бейсембаев К., Избасаров А., Долдоханова, Дюйсебаева Б. К вопросу о реалиях вступления Казахстана в ВТО // Аль-пари 2003,3-4

  6. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград //Аль – пари 2003, 3-4

  7. Вступление Казахстана в ВТО и реализация его транзитно-транспортного потенциала //Саясат 2004,1

  8. Кошанов А. Экономика Казахстана в системе ЕвраАЗЭС императивы глобализации //Транзитная экономика 2004,1

  9. Шумский Н. Общее экономическое пространство государств Содружества: оптимальный формат//МЭ и МО 2004, 2.

[kgl]



[gl]ЗАДАНИЕ СРС[:]
ЗАДАНИЕ СРС


  1. Подготовиться к устному обсуждению.

  2. Подготовиться к круглому столу.

  3. Подготовить презентации:

  • Региональной интеграции АСЕАН и АТЭС

  • Интеграционных процессов в Южной Америке.

  • Интеграционных процессов в Африке.

4. Ответить на вопросы самоконтроля.

5. Ответить на тесты.

[kgl]

[gl]Вопросы для самоконтроля[:]
Вопросы для самоконтроля


  1. Что следует понимать под экономической интеграцией.

  2. Можно ли только на условии географической близости стран стимулировать интеграционные процессы.

  3. Какие цели преследует экономическая интеграция.

  4. какие уровни интеграции вам известны.

  5. Чем отличается интеграция на уровне зоны свободной торговли от таможенного союза.

  6. какие преимущества несет странам участие в таможенном союзе.

  7. Чем отличается ВТО и ГАТТ.

  8. В чем суть режима РНБ

  9. Чем отличается режим РНБ от национального режима.

  10. Какие меры, ограничивающие импорт допустимы в соответствии с правилами ВТО.

[kgl]

[gl]Тема 6. Международная торговля услугами[:]

Международная торговля услугами

План лекции

  1. Теории торговли услугами. Классификация услуг.

  2. Услуги международного транспорта.

  3. Международные поездки.

  4. Государственное регулирование международной торговли услугами.


План семинара
1 занятие

  1. Сущность и классификация услуг. Теории торговли услугами.

  2. Международные транспортные услуги в международной экономике

2 занятие

  1. Международные туристические услуги

  2. Регулирование международной торговли услугами


6.1 Теории торговли услугами. Классификация услуг.

Услуга есть любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем- нибудь. Это одно из множества определении, существующих в экономической литературе. Для международной экономики приемлемо определение услуги, данные в справочнике «Либерализация международных операций с услугами», разработанном ЮНКТАД и Мировым Банком. Согласно ему, услуги это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Большая часть услуг производится и потребляется исключительно в национальных рамках, т.е., с точки зрения международной экономики является неторгуемой.

Услуги, продаваемые на мировом рынке ничем не отличаются от обычного торгуемого товара. Поэтому все теории спроса и предложения в международной торговле полностью приемлемых торговле нефакторными услугами. Однако услуги являются разнородными товарами, их нельзя всех объединить в группу и утверждать, что в области услуг одна страна имеет относительное преимущество перед другой страной.

Сделки по международной торговле услугами обязательно предполагают:


  1. Мобильность покупателя. Она основана на том, что за рубежом он сможет получить услугу, которая либо отсутствует в его стране (туризм), либо ее качество выше (образование, медицинская помощь) либо стоимость ее ниже (ремонт судов).

  2. Мобильность продавца, основана либо на том, что его покупатель находится за рубежом и не может переместиться к продавцу (аудиторские услуги для предприятия) либо на специфическом характере самой услуги (строительство).

  3. Одновременная мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги.

Торгуемые услуги классифицируются по разным признакам. В зависимости от движения дохода услуги делятся на:

  1. факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы.

  2. нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, путешествия и прочие нефинансовые услуги).

В соответствии со способами доставки услуг потребителю, услуги делятся на:

1. услуги связанные с инвестициями банковские, гостиничные, профессиональные услуги.

2. Услуги связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование.

3. Услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, сюда относятся услуги связи, услуги связанные с обменом технологии, управленческие услуги, компьютерные и информационные услуги.

Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что они участвуют в международной торговле. Являются платежами по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаются в платежных балансах.

По данным МВФ общий объем услуг составляет около 25% общей величины мирового экспорта. Международная торговля услугами растет более высокими темпами, чем товарами. Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. На четыре страны: США, Великобритания, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта.

Развивающиеся страны имеют отрицательный баланс во внешней торговле услугами. Лишь некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. В мировой торговле услугами значительная доля приходится на международный транспорт и на международный туризм.

На развитие международной торговли услугами значительное влияние оказывают деятельность ТНК. Услуги стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы, расчлененный по отдельным странам, в то время как информационно- технологическое обеспечение этого процесса сосредотачиваются в стране базирования. Поэтому внутрифирменная передача информации, технологии финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг. Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК. Объем этих услуг в несколько раз превышает объем экспорта услуг из ведущих западных стран. Производству услуг ТНК за рубежом толкает то обстоятельство, что экспорт товаров требует все более развитой структуры услуг.

В международной экономике разновидностью нефакторных услуг являются услуги по международной перевозке товаров и пассажиров.

Международные транспортные услуги – это услуги всех видов транспорта (морского, трубопроводного, воздушного, наземного, речного и т.д.) оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны.

Наиболее распространенным и эффективным средством доставки груза на дальние расстояния является морской транспорт. Он обеспечивает перевозки более 60% объема международной торговли. Морской транспорт обслуживает межконтинентальные перевозки грузов. Его конкурентом в этой сфере выступает воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный используются в основном во внутриконтинентальной внешней торговле. В международной торговле нефтью и газом применяются трубопроводные системы.

В рассмотренных нами моделях внешней торговле мы исходили из того, что транспортных издержек не существует. В реальном мире транспортные издержки существуют. Их большие размеры могут ограничить экспортно-импортные операции и превратить товар в неторгуемый товар. Транспортные издержки – это затраты по доставке товара от продавца к покупателю, включающие стоимость фрахта, страхования, погрузки, разгрузки, упаковки, распаковки и другие сопутствующие расходы. Транспортные издержки включаются в стоимость товара, и ведет к ее росту.

Транспортные издержки приводят к снижению объемов международной торговли, уровня специализации стран и следовательно, величины выигрыша от торговли. Они препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами. Обуславливают сдвиги в территориальном разделении труда.

Распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам. Чем ниже эластичности спроса в импортирующей стране, тем большую долю транспортных издержек платит она. Чем меньше эластичность предложения в экспортирующей стране, тем большую долю транспортных издержек платит она.

Экспортеры и импортеры создавая предприятия, учитывают величину транспортных расходов. С его учетом выделяют отрасли, ориентированные на ресурсы это в основном добывающие отрасли, где транспортные издержки на перевозку готового продукта значительно ниже, чем на перевозку сырья, из которого он производится.

Такие отрасли располагаются в местах нахождения природных ресурсов. Например, если из 100 т.руды получается только 1 т. Металла, 99 т. шлака, то нет смысла везти руду, которая состоит на 99% из не нужных компонентов. Эффективнее расположить перерабатывающее предприятие у источника ее добычи.

Отрасли ориентированные на рынок - это отрасли, в которых транспортные издержки на перевозку готовой продукции выше чем на перевозку сырья из которого она производится. В основном это обрабатывающие отрасли, которые располагают сборочными предприятиями вблизи рынков сбыта, потому что стоимость перевозки частей для сборки ниже, чем стоимость перевозки готовой продукции (автомобилестроение) свободно ориентированные отрасли – территориально мобильные отрасли не тяготеющие ни к источникам ресурсов, ни к рынкам сбыта. К ним относятся отрасли, производящие дорогие, но легкие конечные продукты, где транспортные издержки на доставку не значительные.

Значительная часть мирового экспорта услуг приходится на международный туризм. Специфика международных туристических услуг заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где приобретает товары и услуги. Иностранные туристы пользуется услугами, предоставляемыми предприятиями туристической индустрии страны назначения.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений.

Всемирная туристическая организация выделяет страны – поставщиков туристов и страны принимающие туристов. Поставщиками туристов являются: США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Швеция, Канада, Англия. К принимающим странам относятся: Австралия, Италия, Швейцария, Франция, Кипр, Греция, Мексика, Португалия, Испания, Турция.

В международной экономике можно считать туристами тех, кто провел в стране посещения более 24часов. Если они были за границей меньше 24 часов, то их считают экскурсантами.

Международный туризм классифицируется на ряд признаков.

По целям поездки выделяют: курортный туризм с целью отдыха и лечения; экскурсионный туризм – знакомство с природными, историческими, культурными достопримечательностями; научный туризм – знакомство с достижениями науки, техники, промышленности, сельского хозяйства, участие в конгрессах, симпозиумах; деловой туризм – поездки для проведения деловых переговоров; этнический туризм – поездки для свидания с родственниками.

По методу проведения выделяют: организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм осуществляется туристическими фирмами или общественными организациями.

Неорганизованный, когда туристы самостоятельно планируют и организуют свою поездку за границу.

По численности участников различают индивидуальный туризм и групповой.

Туристы, находясь за рубежом, осуществляют расходы за представленные им услуги транспорта, гостиниц, учебных учреждений. Эти услуги будут экспортированы страной принимающей туристов.

По данным МВФ мировой экспорт в области международного туризма составил 415 млрд. долл., увеличившись по сравнению с 1988 гг. более чем в 2 раза. Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике МВФ является заниженной по сравнению с реальной величиной. Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги представляются в комплекте с товарами.

Помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание 30%, на проезд внутри страны 8%, прочие расходы 22%.

Пребывание иностранных туристов стране порождает вторичные эффекты определяемые с косвенными и вынужденными эффектами.

Прямые эффекты возникают вследствие того, что от туризма увеличиваются доходы туристических фирм. Косвенный эффект связан с тем, что повышается спрос со стороны туристического сектора на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствует повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и следовательно, росту доходов во всех секторах экономики. Вынужденный эффект обусловлен, тем что увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса.

Для регулирования международной торговли услугами используются преимущественно те же, что и в торговле товарами. Различия проистекают из – за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого иные, чем регулирование торговли товарами.

Меры государственного регулирования в сфере международной торговли услугами приобретают в основном форму количественных ограничений и включают:

Ограничения на торговлю услугами. Например, на законодательном уровне определено, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями, что в свою очередь приводит к устранению с внутреннего рынка иностранных конкурентов.

Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Например, обязательное количество эфирного времени для национальных теле - и радиостанций.

Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний.

Ограничения на передвижение потребителей услуг, когда государство лимитирует количество туристических виз, выдаваемые туристам в течение определенного периода времени.

Изъятие из национального режима или дискриминация на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Меры по либерализации международной торговли услугами принимаются на международном, региональном и отраслевом уровнях.

На международном уровне регулирование торговли услугами осуществляется на уровне ГАТТ/ ВТО. Либерализации международной торговли услугами способствовало принятие на глобальном уровне специального соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

С 1 января 1995 г. ГАТС функционирует в рамках ВТО.

Регулированием услуг в рамках отдельных отраслей занимаются такие специализированные межправительственные организации как ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация). ИМО (Международная морская организация).

В рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэрофлотов, аэронавигационных средств. Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов.

На региональном уровне регулирование рынка услуг осуществляется в рамках региональных интеграционных объединениях.
Литература основная


  1. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 8


Дополнительная литература


  1. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения – М., 1999. –гл.11 с.167-173.

  2. Фоминский И.П. Основы внешнеэкономических знаний – М. 1994, гл. 9,10,11

  3. Писанная Е. Анализ международных перевозок грузов РК за 2002 - Транзитная экономика 2004,3

  4. Ашимова А. Состояние и оценка емкости внутриреспубликанских рынка грузовых и транзитных перевозок – Транзитная экономика 2000,4

  5. Кнобик Т.Е. Международный туризм и особенности его развития в Казахстане -Вестник КазНУ серия МОИ МП 2002,2

  6. Краткий статистический ежегодник Казахстана. Алматы 2004

[gl]
[gl]ЗАДАНИЕ СРС[:]


    1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов;

    2. Ответить на вопросы для самоконтроля

    3. Ответить на вопросы тестов

    4. Подготовить рефераты на темы:

«Мировой рынок услуг: тенденции и перспективы развития»

«Развитие международного туризма в Казахстане»

«Казахстан в системе международной трубопроводной транспортировки нефти»
Вопросы для самоконтроля


  1. Что такое услуги? Чем услуги отличаются от товара?

  2. Почему большая часть услуг неторгуема?

  3. Можно ли утверждать, что одни страны имеют относительное преимущество перед другими странами в производстве услуг.

  4. Что следует понимать под мобильностью покупателя?

  5. Что следует понимать под мобильность продавца?

  6. По каким признакам осуществляется классификация услуг?

  7. Какие тенденции наблюдаются на мировом рынке услуг?

  8. Какое влияние на развитие международной торговли услугами оказывают транснациональные корпорации?

  9. Что следует относить к международным транспортным услугам?

  10. Какое влияние оказывают транспортные издержки на развитие международной экономики.

  11. Каковы факторы и причины развития международного туризма.

  12. Какие виды туризма Вы знаете?

  13. Какие эффекты возникают в экономике от развития международного туризма.

  14. В чем заключаются особенности регулирования международной торговли услугами.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. «Мировой рынок услуг: тенденции и перспективы развития»

  2. «Развитие международного туризма в Казахстане»

  3. «Казахстан в системе международной трубопроводной транспортировки нефти»

[kgl]

[gl]Тема 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА[:]

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
План лекции.

Лекция 1.



  1. Мобильность факторов производства. Теоретические подходы.

  2. Международная миграция капитала.

  3. Прямые и портфельные зарубежные инвестиции.

Лекция 2.

  1. Международная миграция рабочей силы. Ее причины и основные формы.

  2. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы.

  3. Международный технологический обмен.

  4. Формы передачи технологии Стоимость и цена технологии

План семинарских занятий.

Занятие 1.


  1. Теоретические основы международной мобильности факторов производства.

  2. Правило Вальраса.

  3. Международное движение капитала как фактор производства

Занятие 2.

  1. Классификация международного движения капитала. Субъекты вывоза капитала.

  2. Прямые зарубежные инвестиции: причины, объем, государственная поддержка.

  3. Портфельные инвестиции: причины, классификация. Оценка объемов портфельных инвестиций.

Занятие 3.

  1. Международная миграция рабочей силы как фактор производства. Классификация и основные факторы, влияющие на этот процесс.

  2. Последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран- реципиентов.

  3. Государственная эмиграционная и иммиграционная политика.

  4. Международное регулирование миграционных процессов.

Занятие 4.

  1. Структура мирового рынка технологий. Жизненный цикл технологии- товара.

  2. Коммерческие и некоммерческие формы передачи технологий.

  3. Стоимость и цена технологий.


Задания для СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению вопросов.

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

  3. Ответить на тесты и решать задачи.


ЛЕКЦИЯ 1

1. Мобильность факторов производства. Теоретические подходы.

Одним из необходимых условий эффективного функционирования рыночной экономики является мобильность факторов производства, их способность переходить из отрасли в отрасль, в поисках более высокого уровня дохода.

Теории международной торговли основывались на предпосылки, что факторы производства в международном плане почти не перемещаются, а торговля может осуществляться свободно. В действительности же, множество естественных и искусственных барьеров снижают мобильность в международном плане, как готовых изделий, так и факторов производства.

В принципе международное движение товаров и международное движение факторов производства могут замещать друг друга. Скажем, капиталоизбыточная страна может экспортировать либо капиталоемкие товары, либо сам капи­тал. Трудоизбыточная страна может экс­портировать трудоемкие товары, либо ее граждане могут сами ехать за рубеж и работать там. Международное движение факторов производства подчиняется примерно тем же законам, что и между­народная торговля товарами: факторы производства перемещаются в те стра­ны, где за них платят больше (выше про­центная ставка, больше зарплата, выше лицензионные платежи).

Важно подчеркнуть, что международная мобильность факторов производства, как правило, искусственно ограничивается государством, которое подвергает ее еще более жестким ограничениям, чем торговлю товарами и услугами. Это объясняется тем, что перемещение факторов производства из страны в страну часто порождает не только экономические, но и политические и социальные проблемы.

Движение факторов является альтернативой торговле изделиями, которая может вызвать эффект распределения ресурсов. Если бы факторы производства не могли свободно перемещаться через границы, как принималось экономистами прошлого, то торговля была бы наиболее эффективным способом компенсации различий в распределении факторов производства; но если бы ни торговля, ни перемещение факторов производства не могло происходить в международном плане, странам бы приходилось просто отказываться в потреблении некоторых товаров. В качестве альтернативы каждая страна могла бы производить эти товары самостоятельно, но такая ситуация, в целом, приводила бы к сокращению мирового объема выпуска продукции и более высоким ценам.

Различают взаимозаменяемость и взамодополняемость факторов производства. При взаимозаменяемости существует стремление факторов, имеющихся в избытке, переместиться в регионы, где ощущается их дефицит. Движение факторов производства за рубеж стимулирует внешнюю торговлю, поскольку требует поставок взамодополняемых товаров:


  • комплектующих деталей;

  • дополнительной продукции;

  • оборудования для дочерних фирм.


2. Международная миграция капитала.

Капитал является одним из факторов производства — ресурсом, который не­обходимо затратить, чтобы произвести товар, и представляет собой весь накоп­ленный запас средств в производительной, денежной и товарной формах, не­обходимых для создания материальных благ. Международное движение капи­тала основано на его международном разделении как одного из факторов производства — исторически сложив­шемся или приобретенном сосредоточение капитала в различных странах, яв­ляющемся предпосылкой производства ими определенных товаров, экономи­чески более эффективного, чем в дру­гих странах.




страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 13 | страница 14

Смотрите также: