Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
Глава 25

ПОСТРОЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА

Общие положения

Структура подготовки в течение года обусловлива­ется главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совер­шенствования. Поэтому естественно, что построе­ние годичной подготовки на первом этапе много­летнего совершенствования, где основной задачей является создание (на основе гармоничного физи­ческого развития и укрепления здоровья детей) технических и функциональных предпосылок для их эффективного спортивного совершенствования в дальнейшем, принципиально отличается от постро­ения подготовки, например, на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.

На первом и втором этапах многолетнего совер­шенствования подготовка предусматривает в основ­ном параллельное (а при необходимости — и пос­ледовательное) решение задач технико-тактичес­кой, физической, психологической подготовки спортсменов. На дальнейших этапах, когда ставит­ся задача максимального раскрытия индивидуаль­ных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, структура годичной подготовки носит более сложный характер и обус­ловливается многими факторами. В их числе в пер­вую очередь следует назвать специфические осо­бенности вида спорта и закономерности становле­ния в них основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, в чемпионате Европы или мира, Олимпийских иг­рах); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структура его подготовленности, со­держание предшествовавшей тренировки.

Современная система годичной подготовки формировалась на протяжении многих десятиле­тий, начиная с 20-х годов XX века, и интенсивно совершенствуется в настоящее время на основе достижений науки и практики. Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самосто­ятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической зада­чей — достижения состояния наивысшей готов­ности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

Теоретико-методологической основой построе­ния годичной подготовки является так называемая теория периодизации, обобщенная в фундамен­тальных работах Л.П. Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах ряда других специалис­тов (Озолин, 1970; Харре, 1971; Платонов, 1980, 1997; Нагге, 1982; Желязков, 1986; МаПт, Саг1, 1_еппег{2, 1991; ЗсппаЬе!, 1994 и др.) и получившая широкое признание в мире (Вотра, 2001, 2002; Згштп, №гпз, 2002; НоКтап, 2002 и др.). В ее ос­нове — построение спортивной подготовки на ос­нове больших тренировочных циклов (макроцик­лов). Структура и содержание макроциклов как в общетеоретическом плане, так и применительно к специфике различных видов спорта были достаточ­но всесторонне обоснованы, прошли широкомас­штабную апробацию и внедрение в системе олим­пийской подготовки спортсменов многих стран. Одним из основных положений теории периодиза­ции являлось то, что полноценное развитие состо­яния наивысшей готовности («спортивной формы») спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и мо­жет быть обеспечено в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие, чем полугодичные, по-видимому, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л. Матвеев, 1964, 1977).

Однако в дальнейшем (80—90-е и последую­щие годы) в силу многих причин спортивный ка­лендарь расширялся, ответственные соревнования стали охватывать значительную часть года и сис­тема построения подготовки, в которой было лишь один-два пика готовности к успешным стартам, пе­рестала удовлетворять нужды быстроменяющейся спортивной практики. Спортивные федерации, ор­гкомитеты крупнейших соревнований проигнори­ровали призыв ученых к необходимости органич­но увязывать систему спортивных соревнований с объективно существующими закономерностями становления спортивного мастерства, принципами построения спортивной подготовки. Увеличение популярности различных соревнований, коммер­ческие интересы федераций, оргкомитетов сорев­нований, телевидения, спонсоров да и самих спор­тсменов, заинтересованных в вознаграждениях, привели к тому, что количество ответственных со­ревнований в различных видах спорта резко возросло, а в отдельных видах спорта они стали охватывать до 8—10 месяцев года.

Необходимость расширения во времени и ин­тенсификации соревновательной практики требова­ли дальнейшего развития теории периодизации го­дичной подготовки — пересмотра отдельных тео­ретических положений, разработки перспективных технологических решений, опирающихся на досто­верные научные знания. Однако этот вполне логич­ный путь рядом специалистов был подменен попыт­кой сформировать новый подход к построению го­дичной подготовки спортсменов высокого класса, отрицающий ее периодизацию, а предусматриваю­щий подготовку спортсменов через участие в боль­шом количестве соревнований, проводимых в тече­ние большей части года и чередующихся непродол­жительными периодами специальной подготовки.

В настоящее время, по прошествии практичес­ки двух десятилетий, в течение которых многие тренеры и спортсмены реализовывали этот под­ход, стало очевидным, что достигаемая в этом случае возможность выступлений в соревнованиях в течение большей части года одновременно соп­ровождается резким снижением вероятности вы­хода на наивысший уровень готовности и достиже­ния высоких результатов в главных соревновани­ях, ухудшением качества подготовки и уровня спортивных достижений, повышением травматиз­ма. В настоящее время это признали и многие спе­циалисты, которые в прежние годы активно отвер­гали теорию периодизации и настаивали на необ­ходимости пересмотра ее базовых положений.



Параллельно осуществлялся поиск путей раз­вития методологии построения годичной подготов­ки, позволяющий преодолеть противоречие между базовыми положениями теории периодизации и современным календарем спортивных соревнова­ний. В течение последних 10—15 лет здесь дос­тигнут значительный прогресс, и не в противовес, а в развитие теории периодизации спортивной тренировки последовательно и на протяжении многих лет отстаиваемой Л.П. Матвеевым. Этому во многом способствовало осознание необходимости постепенно совершенствовать и представлять совокупность знаний в области тео­рии спортивной подготовки и смежных дисциплин с позиций системного подхода, который стал ши­роко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления в 70—80-х годах. Синтез накопленного научного знания и практи­ческого опыта в области подготовки спортсменов с этих позиций вывел в качестве системообразую­щего фактора оптимальную структуру соревнова­тельной деятельности (Кузнецов и др., 1979; Пла­тонов, 1980, 1986 и др.) и соответствующее ей многоуровневое состояние готовности спортсме­на, обеспечивающее достижение заданного спор­тивного результата (Платонов, 1984; Шустин, 1995). Это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревнователь­ной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены за­кономерности, отражающие взаимосвязь и взаи­мообусловленность соревновательной и трениро­вочной деятельности (Платонов, 1984), что вовсе не отвергало, но требовало по-новому увидеть и шире использовать возможности других принци­пов спортивной подготовки — единства постепен­ности увеличения нагрузки и стремления к макси­мальным нагрузкам, волнообразности и вариатив­ности нагрузок, цикличности процесса подготовки. В частности, возникла необходимость четкого уяс­нения субординационных отношений между сос­тавляющими соревновательной деятельности и различными компонентами подготовленности спортсмена. Не менее значимой оказалась и необ­ходимость использования при построении годич­ной подготовки спортсменов современных дости­жений теории адаптации, в частности той ее части, которая касалась закономерностей формирования процессов адаптации, деадаптации и реадаптации применительно к компонентам подготовленности, находящимся на различных субординационных уровнях. Все это применительно к системе перио­дизации годичной подготовки неизбежно привело к следующим выводам:

  • необходимо разделить понятия «высокая
    подготовленность спортсмена» и «готовность
    к высшим достижениям» («спортивная форма»);
    высокий уровень подготовленности спортсменов
    обеспечивается достаточно стабильными, требую­
    щими длительного формирования и не подвержен­
    ными резким колебаниям характеристиками —
    двигательные качества, возможности важнейших
    функциональных систем, общий уровень техничес­
    кой и тактической подготовленности и др.;

состояние готовности к высшим достижени­
ям обеспечивается на базе высокого уровня под­
готовленности и предполагает своеобразную над стройку, состоящую из достаточно быстро форми­руемых компонентов, относящихся к различным сторонам специальной физической, технико-такти­ческой и психологической подготовленности спор­тсменов, органически увязываемых с конкретной ситуацией, при анализе которой следует учитывать как внутренние факторы, влияющие на эффектив­ность соревновательной деятельности спортсме­нов (уровень подготовленности спортсмена), так и внешние, связанные с условиями конкретных со­ревнований;

  • рациональное построение подготовки спорт­
    смена предполагает либо планомерное увеличение
    уровня подготовленности спортсмена, либо его от­
    носительную стабилизацию, что характерно для
    спортсменов высокого класса, находящихся на
    этапе сохранения высших достижений. Значитель­
    ные колебания в уровне подготовленности, в том
    числе и его резкое снижение в переходном пери­
    оде, нецелесообразны. Состояние высокой подго­
    товленности спортсмена может прогрессировать,
    удерживаться или несущественно колебаться в те­
    чение большей части года — до 8—10 месяцев;

  • состояние готовности к высшим достижени­
    ям, в отличие от состояния высокой подготовлен­
    ности, подвержено резким колебаниям, и его дос­
    тижение является наиболее специфической и ин­
    дивидуализированной частью подготовки спорт­
    смена; состояние готовности к высшим достиже­
    ниям, определяемое эффективностью соревнова­
    тельной деятельности, может неоднократно дости­
    гаться, утрачиваться или видоизменяться в зависи­
    мости от календаря и условий соревнований, осо­
    бенностей подготовки, а также специфики вида
    спорта.

Такой подход не противоречит взглядам Л.П. Матвеева, который отмечает, что в структуре спортивной формы следует различать стабильные и лабильные слагаемые. В качестве стабильных выступают базовые слагаемые, которые составля­ют фундамент устойчивости спортивной формы, которая, таким образом, предстает в качестве «долговременно сохраняемого состояния спорт­смена». Лабильными являются те составляющие, которые предопределяют оперативную готовность спортсмена к предельной реализации своих воз­можностей, как быстротечное состояние. Законо­мерные взаимоотношения и взаимодействия ста­бильных и лабильных компонентов и предопреде­ляют динамику спортивных достижений (Матвеев, 2001).

Таким образом, возникает возможность такого построения годичной подготовки, которое позво­ляло бы в русле реализации основных принципов периодизации неоднократно и в различные меся­цы года достигать состояния готовности к дости­жениям и одновременно обеспечивать сохранение тенденции к росту достижений по мере приближе­ния к главным соревнованиям года.

Для современного спорта является вполне ес­тественной ситуация, когда спортсмен или коман­да, отличающиеся очень высоким уровнем фун­кциональной подготовленности, технико-тактичес­кого мастерства, неожиданно проигрывают ответ­ственные соревнования, отдельные старты или матчи, не попадают в финалы крупнейших сорев­нований. Это может произойти как в результате внешних причин — особенностей мест соревнова­ний, судейства, неожиданных высокоэффективных действий соперника, так и явиться следствием тех­нико-тактических или психологических просчетов, допущенных при подготовке к конкретному стар­ту. Такие случаи особенно характерны для спор­тивных игр и единоборств, когда в силу тех или иных причин не была осуществлена кратковремен­ная специальная технико-тактическая и психологи­ческая подготовка к конкретной игре или поедин­ку, основанная на детальном анализе сильных и слабых сторон соперника. Даже самые обидные срывы и поражения в подобных случаях не позво­ляют говорить об «утрате спортивной формы», а свидетельствуют лишь о том, что на фоне высокой подготовленности спортсмены не сумели добиться готовности к высшим достижениям в конкретной схватке, поединке, игре или их отдельном момен­те, и вовсе не исключает успешных выступлений в очередных ближайших соревнованиях.

Таким образом, формирование состояния под­готовленности спортсмена и его готовности к выс­шим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекаю­щих процессов. В основе одного из них длитель­ное формирование базовых и специальных компо­нентов подготовленности, а в основе другого — относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого позволяет в опре­деленной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к глав­ным соревнованиям года (чемпионатам мира, Олимпийским играм ) и участия в большем коли­честве соревнований, в том числе и коммерческих, что характерно для современного этапа развития спорта.

В практическом плане это привело к формиро­ванию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и спе­циальных компонентов подготовленности, ориен­тированного на достижении наивысших результа­тов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются спе­цифические структурные образования, построен­ные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного мак­роцикла. То есть речь идет о формировании такой модели годичной подготовки, в которой планиро-зание нескольких изолированных макроциклов не нарушало бы основных закономерностей станов­ления спортивного мастерства, реализуемых в сис­теме традиционной периодизации на основе одно-или двухциклового планирования. Нарушение этих закономерностей, стремление к предельным спе­цифическим нагрузкам в первых макроциклах не­избежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших ре­зультатов в главных соревнованиях года и созда­ет впечатление о нецелесообразности многоцик­лового планирования.

В тоже время следует учитывать, что много­цикловая периодизация годичной подготовки тре­бует соблюдения ряда принципиальных положе­ний существенно отличающих ее от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. К основным из них, применительно к подготовке спортсменов высокой квалификации, необходимо отнести следующие:



  • устранение из системы подготовки спортсме­
    нов высокой квалификации работы, носящей обще­
    подготовительный (в традиционном понимании не
    связанный со спецификой вида спорта) характер;
    планирование в структурных элементах базового
    характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы,
    прямо или опосредовано способствующей разви­
    тию качеств и способностей, органично связанных
    со структурой соревновательной деятельности;

  • стратегической линией всего процесса годич­
    ной подготовки, за исключением отдельных мезо-
    циклов базового характера, в которых создается
    фундамент для последующей специальной подго­
    товки, является интеграция процесса совершен­
    ствования различных сторон подготовленности
    (технической, тактической, физической, психоло­
    гической) с совершенствованием основных компо­
    нентов соревновательной деятельности;

  • интегративный характер подготовки предус­
    матривает широкое применение средств и методов,
    обеспечивающих совмещенное совершенствование
    различных сторон подготовленности и различных
    компонентов соревновательной деятельности;

  • разработка и широкое внедрение таких
    средств и методов, которые обеспечивали бы не
    только интеграцию совершенствования различных
    компонентов подготовленности, но и являлись бы
    достаточным стимулом для мобилизации адапта­
    ционных процессов в отношении всей совокупнос­
    ти локальных компонентов подготовленности, что
    требует существенного расширения традиционно­
    го набора средств и методов совершенствования
    различных сторон подготовленности спортсменов;

  • • концентрация однонаправленных нагрузок, как стимула к обеспечению очередного адаптаци­онного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности, должна органи­чески увязываться с эффективной подготовкой интегрального характера.

Система построения спортивной тренировки в течение года в значительной мере определяет осо­бенности использования непосредственной подго­товки к соревнованиям и собственно соревнова­тельной борьбы как мощного фактора мобилиза­ции имеющегося функционального потенциала ор­ганизма спортсмена, дальнейшей стимуляции его адаптационных реакций, воспитания психической устойчивости к сложным условиям соревнователь­ной деятельности, отработки эффективных техни­ко-тактических решений.

В современной практике можно выделить три основных подхода к планированию соревнова­тельной деятельности. Первый из них связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких спортивных результатов в каждом соревновании. Второй подход предпо­лагает малоинтенсивную соревновательную прак­тику, а все внимание спортсменов концентрирует­ся на подготовке к главным соревнованиям сезо­на. Третий подход опирается на обширную, но строго дифференцированную соревновательную деятельность: подготовительные, контрольные и подводящие соревнования используются прежде всего как средство подготовки; задачи достиже­ния максимально доступных результатов в них не ставятся. Вся система подготовки концентрирует­ся на необходимости достижения высоких резуль­татов в отборочных и особенно в главных сорев­нованиях.



Первый подход позволяет спортсменам широ­ко использовать соревнования как средство и ме­тод подготовки и контроля за эффективностью тренировочного процесса. Они адаптируются к ус­ловиям соревнований и оказываются способными показывать достаточно стабильные результаты, длительно удерживать состояние спортивной фор­мы. Однако постоянное стремление к достижению высоких спортивных результатов в различных со­ревнованиях связано с излишними нервно-психи­ческими нагрузками, нарушением основных зако­номерностей построения тренировочного процес­са, привыканием к экстремальным условиям со­ревнований (Р1аЮпоу, 2002). При таком подходе спортсмены, как правило, оказываются неспособ­ными к демонстрации действительно выдающихся результатов в главных соревнованиях.

Второй подход является недостаточно эф­фективным при подготовке спортсменов высшей квалификации. Во-первых, ограниченная соревно­вательная практика лишает спортсмена одного из

важнейших факторов, обеспечивающих дальней­шее развитие приспособительных реакций хорошо адаптированного организма. Во-вторых, недоста­точный соревновательный опыт часто не позволя­ет полноценно реализовать в соревнованиях тех­нико-тактический и функциональный потенциал. Связано это с тем, что при такой подготовке со­ревнования таят много неожиданного, а встреча с любым неожиданным фактором вызывает в орга­низме прежде всего реакцию тревоги, которая эмоционально окрашивает предстоящую деятель­ность (Келлер, 1995). Непредсказуемость развития соревновательной ситуации, неподготовленность организма к ее решению вызывают стрессовую реакцию и могут привести к низким результатам. Третий подход наиболее целесообразен, так как позволяет использовать преимущества и од­новременно сгладить недостатки первых двух. При этом следует учитывать, что для успешной сорев­новательной деятельности важны тончайшие ин­тимные настройки — высочайшая степень коорди­нации всех функций и систем организма. Модели­рование в подготовительных, подводящих, кон­трольных соревнованиях условий, адекватных це­лям и задачам этапов и периодов подготовки спортсмена, приводит в действие те адаптаци­онные механизмы организма, которые позволяют в экстремальных ситуациях отборочных и главных соревнований в полную меру реализовать подго­товленность спортсмена и достичь высоких и ста­бильных результатов.

Структура годичной подготовки

Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух — двухцикловым, трех — трехцикловым и т. д. В пос­ледние годы апробированы различные варианты четырехциклового, пятициклового и даже шести- и семициклового построения годичной подготовки. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переход­ный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто ис­пользуются варианты, получившие названия «сдво­енного», «строенного» и т. д. циклов (Матвеев, 1977; Платонов, 1986, 1997). В этих случаях пере­ходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т. д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плав­но переходит в подготовительный период последу­ющего (рис. 25.1). При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенный мере нивелироваться различия между содержанием тре­нировочного процесса в отдельных подготовитель­ных и соревновательных периодах.

Если в течение года планируются два макроцик­ла или более, продолжительность и содержание каждого из них существенно различаются. Напри­мер, при трехцикловом планировании при подготов­ке спортсменов высокого класса первый макроцикл носит в основном базовый характер, предполагает преимущественно комплексную подготовку и выс­тупление в соревнованиях не таких ответственных, как главные соревнования года. Во втором макро­цикле тренировочный процесс становится более специфическим, предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных сорев­нованиях цикла. В третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в кульмина­ционных соревнованиях года, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок дос­тигает максимальных величин и одновременно предпринимаются все необходимые меры для полноценного восстановления и непосредственной подготовке к главным соревнованиям.

В подготовительном периоде закладывается технико-тактическая и функциональная основа для успешной подготовки и участия в основных сорев­нованиях, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.








В соревновательном периоде происходит дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, осуществляется непосредственная подготовка и участие в основных соревнованиях.



Переходный период направлен на восстанов­ление физического и психического потенциала спортсменов после тренировочных и соревнова­тельных нагрузок предыдущих периодов подготов­ки, осуществление мероприятий, направленных на подготовку к очередному макроциклу.

Продолжительность периодов и этапов подго­товки в пределах отдельного макроцикла опреде­ляется большим количеством различных факто­ров. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревнова­тельной деятельности спортсменов и команд и структурой подготовленности, обеспечивающих такую деятельность, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями со­вершенствования различных качеств и способнос­тей, сторон подготовленности, обеспечивающих уровень достижений в данном виде спорта; третьи — с индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, их адаптационными ресурсами, особенностями тренировки в предшес­твовавших макроциклах, индивидуальным спор­тивным календарем, обусловленным количеством и уровнем соревнований, продолжительностью этапа важнейших соревнований; четвертые — с организацией подготовки (в условиях централизо­ванной подготовки или на местах), климатически­ми условиями (жаркий климат, среднегорье), мате­риально-техническим уровнем (тренажеры, обору­дование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т. п.) (Матвеев, 1977; Озолин, 1984; Платонов, 1986, 1995; Иванова, 1988 и др.).



Все это многообразие факторов обусловли­вает направленность содержания тренировочного процесса и, как следствие, структуры макроцик­лов, периодов, этапов и более мелких образова­ний тренировочного процесса — мезо- и микро­циклов. Деление на периоды и этапы помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени.

Поэтому продолжительность различных пери­одов и этапов в пределах макроцикла в зависи­мости от вида спорта, этапа многолетней подго­товки, контингента занимающихся, индивидуаль­ных особенностей спортсмена может колебаться в очень широких пределах. Например, в плавании, легкой атлетике, конькобежном и других цикли­ческих видах спорта продолжительность соревно­вательного периода (или периодов при двух- и трехцикловом планировании) может быть в 1,5— 2,5 раза меньше, чем в спортивных играх. Сезон­ные виды спорта отличаются большей продолжи­тельностью подготовительного и меньшей — со­ревновательного периода по сравнению с видами спорта, соревнования в которых проводятся в те­чение всего года.

На начальном этапе многолетней подготовки, а также этапе предварительной базовой подготовки планируется очень продолжительный подготови­тельный период; соревновательный период очень непродолжителен и нечетко выражен. При подго­товке спортсменов высокого класса наблюдается противоположная картина: подготовительный пе­риод резко сокращается, а соревновательный мо­жет занимать значительную часть года (рис. 25.2).

Тенденция к постоянному расширению кален­даря спортивных соревнований, в числе которых достаточно много ответственных, распределенных более или менее равномерно, вызвала появление 3—5 и более макроциклов в течение года (борь­ба, бокс, тяжелая атлетика, плавание и др.). Этому же способствовало и улучшение материальной ба­зы спорта. Закрытые манежи, велотреки, зимние стадионы, широкая сеть бассейнов позволили от­казаться от сезонности во многих видах спорта. Так появились два макроцикла в течение года в велосипедном спорте (трек), легкой атлетике, 2— 3 макроцикла — в плавании. Одновременно в видах спорта, связанных с длительной и напря­женной соревновательной деятельностью (велоси­педный спорт (шоссе), марафонский бег) и требу­ющих большого времени для подготовительной работы, сохранился один годичный макроцикл. В отдельных видах могут планироваться двухлет­ние циклы. Это связано с освоением новых и особо сложных программ (спортивная гимнастика, фигурное катание). Однако в различных периодах таких циклов спортсмены могут участвовать в со­ревнованиях по старой программе (Озолин, 1984).

Особенности календаря в спортивных играх во многом диктуют построение тренировочного про­цесса в течение года. Здесь наряду с годичными макроциклами (футбол, хоккей) может использо­ваться 2—3-цикловое построение подготовки (бас­кетбол, водное поло).

В целом практика современного спорта харак­теризуется в отдельных видах спорта отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации го­дичной подготовки и переходом на многоцикловое планирование. Сохранение одно- или двухцикло­вых систем сопровождается резким увеличением продолжительности соревновательных периодов, которые в ряде видов спорта, требующих серьез­ной базовой подготовки (например, легкая атлети­ка), превышают продолжительность подготови­тельных и переходных периодов вместе взятых.

Обусловлено это в основном резким расшире­нием спортивного календаря, появлением большо­го количества коммерческих соревнований, отно­сительно равномерно распределенных в течение года. Не перевелись и сторонники отказа от пери­одизации спортивной тренировки, рекомендующие строить тренировочный процесс в течение года че­рез соревновательную практику, полностью подчи­няя содержание подготовки в коротких промежут­ках между соревнованиями задачам восстановле­ния после предыдущих стартов и непосредствен­ной подготовке к последующим. Однако реализа­ция такого подхода на практике, позволив спорт­сменам выступать на относительно высоком уровне в течение большей части года, одновременно не дает им возможности выйти на пик готовности к моменту главных соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира. В результате, в подготовке многих спортсменов четко просматривается ориен­тация на погоню за призовыми деньгами в боль­шом количестве соревнований, проводимых в тече­ние большей части года. В этом случае сводится к минимуму (не более 10—15%) вероятность де­монстрации наивысшего результата года в главных соревнованиях, что в условиях современной ос­трейшей конкуренции равносильно провалу. Такую практику часто стимулируют и национальные спор­тивные федерации, также заинтересованные в ком­мерческой стороне дела. Особенно ярко это про­является в современной легкой атлетике. Напри­мер, федерация легкой атлетики Украины в конце 90-х годов подменила целенаправленную подготов­ку к Олимпийским играм и чемпионатам мира пос­тоянной погоней за коммерческими стартами. Итоги закономерны: периодические всплески ре­зультатов отдельных спортсменов в многочислен­ных соревнованиях, проводимых в течение года, и провалы на Играх Олимпиады (2000 г.) и чемпиона­те мира (2003 г.), обусловленные тем, что ведущие спортсмены в этих главных соревнованиях в большинстве случаев оказываются не способными даже приблизиться к своим лучшим результатам. Напри­мер, на Играх Олимпиады в Атланте из 12 сильней­ших легкоатлетов лишь 3 показали лучшие резуль­таты сезона, а остальные выступили явно хуже по сравнению с предшествовавшими или последую­щими коммерческими соревнованиями. Не сделав никаких выводов из этого показательного урока, легкоатлеты Украины на чемпионате мира 2003 г. умудрились оказаться на 36 месте в итоговом спис­ке участников чемпионата (в 1997 г. — 4—5 мес­та), что не удивительно, так как 13 из 16 ведущих спортсменов не только не сумели выйти на уровень лучших результатов года, а, в основном, многие известные спортсмены резко ухудшили свои ре­зультаты или даже не преодолели квалификацион­ного норматива.

Сложившаяся ситуация заставила специалис­тов, заинтересованных в планомерной и результа­тивной подготовке к Олимпийским играм и другим главным соревнованиям вернуться к одноцикло-вым и двухцикловым системам периодизации тре­нировки в течение года, подчинению подавляющей части соревнований, решению тренировочных за­дач. Основанием для такого подхода явились не только научные данные (Матвеев, 2001; Р1ат.опоу, 2002), но и всесторонний анализ соревнователь­ной практики большого количества сильнейших спортсменов, согласно которому «олимпийскими чемпионами в большинстве случаев становятся спортсмены, не являющиеся победителями Кубков мира или Гран-при, многие из них принимали участие в этих серийных соревнованиях лишь с «тренировочными» целями, ограничиваясь учас­тием лишь на отдельных этапах» (Суслов^ 2002).

Интенсивная соревновательная практика, ори­ентированная на участие в соревнованиях в перио­ды, когда должна проводиться напряженная трени­ровочная деятельность, нарушает принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Во-первых, происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок в тот период, когда они должны быть максимальными, стимули­руя адаптационные реакции, обеспечивающие наи­высший уровень готовности ко времени проведе­ния главных соревнований года. В результате вместо планомерно, а иногда и скачкообразно протекающей адаптации отмечаются признаки деа-даптации в возможностях важнейших функцио­нальных систем организма. Во-вторых, как спра­ведливо отмечает Суслов (2002), многочисленные официальные старты, объединенные в серии, про­водящиеся в разных регионах, на разных контин-гентах, в разных климатических условиях, на раз­ных высотах, приводят к смещению адаптационных реакций с устойчиво-экономичной фазы в ава­рийно-расточительную, предусматривающую хао-

~ичную адаптацию к экстремальным внешним усло­виям, вместо планомерной адаптации к трениро­вочным и соревновательным нагрузкам, обеспечи­вающей выход на пик готовности в главных стар­тах. В результате снижается уровень подготовлен­ности, спортивные результаты становятся неста­бильными, резко возрастает вероятность травм.

Однако, если в одних видах спорта (легкая ат­летика, плавание, тяжелая атлетика, биатлон, лыж­ные гонки и др.) срывы на Олимпийских играх ве­дущих спортсменов в основном обусловливаются грубыми просчетами в планировании подготовки и бессистемной погоней за коммерческими стартами, то в некоторых видах спорта существуют объектив­ные трудности в деле рационального построения годичной подготовки. В частности, речь идет о шоссейных гонках в велосипедном спорте, давно оформившихся как вид профессионального спор­та. И если в предыдущие десятилетия спортсмены-любители могли планомерно готовиться к чемпионатам мира и Играм Олимпиад, то после объедине­ния любительского и профессионального спорта все сильнейшие гонщики оказались в профессио­нальных командах и, естественно, утратили воз­можность планирования подготовки, ориентиро­ванной на главные соревнования года — чемпио­наты мира и Олимпийские игры.

Основными мероприятиями спортивного кален­даря в этом виде спорта являются три основные и наиболее популярные профессиональные гонки — «Джиро Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта Испа­нии», охватывающие 4-месячный период. Чемпио­наты мира или Олимпийские игры являются дополнением к этим соревнованиям. Изучение эф­фективности выступлений сильнейших велосипе­дистов за всю историю профессионального спор­та убедительно показало, что невозможно обес­печить сохранение наивысшего уровня готовности и высокие достижения во всех главных соревнова­ниях года. Даже наиболее выдающимся спортсме-











нам успех, как правило, сопутствовал в 1—2 со­ревнованиях. Достижение пика готовности в одной или двух профессиональных гонках неизбежно сопровождалось неудачами на чемпионатах мира или Олимпийских играх. И, наоборот, чемпионы Игр Олимпиад или победители чемпионатов мира в подавляющем большинстве случаев неудачно выступали в основных профессиональных гонках. История велосипедного спорта таит всего два уни­кальных факта, когда одному гонщику (Э. Мерке, 1974 г., С. Роше, 1987 г.) удалось последователь­но в одном сезоне выиграть две многодневные гонки («Джиро Италия», май-июнь, «Тур де Франс», июль) и в августе стать чемпионом мира. В обоих случаях количество соревновательных дней в двух профессиональных гонках составило 44 при объеме соревновательной работы 205 ча­сов и около 8 тыс. км. Интересно, что после этого успеха ни Мерксу, ни Роше в своей дальнейшей карьере уже не удалось выиграть ни одной прес­тижной гонки, хотя Мерке выступал еще 3 года, а Роше — 6 лет (Ердаков, Захаров, 1997).

Спортсмены, которые достигают пика готовнос­ти к соревнованиям во время проведения профес­сиональных гонок, проводимых задолго до Олим­пийских игр, плохо выступают на Олимпийских иг­рах, а победители и призеры Игр Олимпиад не дос­тигали высоких результатов в предшествовавших профессиональных гонках (рис. 25.3, 25.4). Напри­мер, 5 из 6 гонщиков, занявших первые б мест в ин­дивидуальной гонке на Играх Олимпиады 1996 г., вообще не участвовали в гонке «Джиро Италия», а один (П. Ришар) сошел с гонки. Одновременно победитель этой гонки П. Тонкое и занявшие 4-е и 10-е места Угрюмов и Бердин на Играх Олимпиады заняли соответственно 51-е, 58-е и 103-е места.


Особенности построения годичной подготовки в различных видах спорта



Нельзя сказать, какая из систем подготовки в те­чение года (одноцикловая, двухцикловая и т. д.) является более прогрессивной. В зависимости от календаря спортивных соревнований в конкрет­ном виде спорта, объективных закономерностей формирования спортивного мастерства может применяться любая из систем, в случае, если удастся обеспечить развитие готовности к эффек­тивной соревновательной деятельности в главных соревнованиях макроцикла (рис. 24.5).

Например, в футболе применяется одноцикло­вая система годичного построения подготовки с непродолжительным (8 недель) подготовительным периодом и длительным (более 9 мес) соревнова­тельным, после которого планируется 4-недель-ный переходный период.В подготовительном периоде закладываются базовые основы физической, технико-тактической и психологической подготовленности, а весь сорев­новательный период является сложной системой разнообразной тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей разностороннее специальное совершенствование спортсмена и реа­лизацию его возможностей в соревнованиях, пол­ноценный отдых и восстановление, поддержание базового уровня физической подготовленности.

В отдельных 4—5-недельных мезоциклах со­ревновательного периода, когда количество офи­циальных игр может достигать 8—10, трудно ре­шать серьезные тренировочные задачи физическо­го и технико-тактического плана. Вся работа свя­зана с непосредственной подготовкой к играм при небольших тренировочных нагрузках (разработка технико-тактических схем конкретных игр, психо­логическая настройка, отработка отдельных инди эидуальных и командных элементов и т. п.) и орга--изацией процесса полноценного физического и психологического восстановления между играми.

В других мезоциклах, в которых количество игр относительно невелико (3—4), возможно органи­чески увязать учебно-тренировочный процесс с со­ревновательной деятельностью. В этих случаях пла­нируются межигровые микроциклы, в которых при­меняются занятия с большими и значительными нагрузками, направленными на развитие различных двигательных качеств, совершенствование техники, тактики, психологических возможностей спортсме­на. Таким образом, удается органически увязать процесс подготовки с соревновательной деятель­ностью, обеспечить планомерное возрастание фун­кциональных возможностей спортсмена и их после­дующую реализацию в мезоциклах с интенсивной игровой деятельностью.

В отличие от футбола, одноцикловая система подготовки велосипедистов-шоссейников отлича­ется продолжительным подготовительным перио­дом и столь же длительным соревновательным пе­риодом, в котором задача подготовки к главным соревнованиям года сочетается с дополнительными задачами — подготовкой и участием в много­численных менее важных гонках. Начиная со вто­рого мезоцикла подготовительного периода, спорт­смены принимают участие в контрольных и подго­товительных соревнованиях, и общее количество стартов, которое они принимают за 2—3 мес под­готовительного и 5—6 мес соревновательного пе­риода, может достигать 120—140.

У велосипедистов-трековиков, в отличие от ве­лосипедистов-шоссейников, наиболее распростра­ненной является двухцикловая система планирова­ния годичной подготовки. В непродолжительном первом макроцикле ставится задача создания функционального фундамента для тренировки в течение года и участия в серии соревнований зим­него соревновательного периода. Второй макро­цикл, продолжительность которого 7—8 мес, включает 3—3,5-месячный подготовительный и 4—4,5-месячный соревновательный периоды.

У теннисистов высокой квалификации широкое распространение получила трехцикловая система годичного построения подготовки (рис. 24.6). При этом каждый из трех макроциклов имеет специфи­ческую структуру, обеспечивающую планомерное







совершенствование в течение года, успешное соче­тание тренировочных и соревновательных задач.



В художественной гимнастике достаточно эф­фективной является система двухциклового плани­рования подготовки с относительно непродолжи­тельными общеподготовительными и специально-подготовительными этапами подготовительных пе­риодов и продолжительными — соревновательны­ми, охватывающими около полугода (рис. 25.7). Общеподготовительные этапы подготовительных периодов преимущественно предусматривают со­вершенствование элементов различной сложности. По мере приближения к основным соревнованиям резко уменьшается объем работы над совершен­ствованием элементов. Тренировочный процесс переориентируется на совершенствование соеди­нений и комбинаций, увеличивается внимание к совершенствованию элементов I группы трудности, возрастает плотность занятий (количество эле­ментов, выполняемых за минуту).

Специфика вида спорта накладывает сущес­твенный отпечаток как на суммарный объем рабо­ты, так и на ее соотношение по видам физической и технической подготовки. Сложные в координа­ционном отношении виды спорта требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более простой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преимущественно с фи­зическим совершенствованием.

Стремление органически увязать систему под­готовки к главным соревнованиям года (чемпиона­ты мира, Олимпийские игры) с подготовкой и учас­тием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4—5-цик-ловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие сис­темы с большим или меньшим успехом использо­вались в 80—90-х годах в циклических видах спорта (плавание, велосипедный спорт — трек), а также в спортивных играх.

Классическим примером построения годичной подготовки на основе 5 стандартных макроциклов может служить система, неоднократно реализован­ная трехкратным чемпионом Игр Олимпиад по пла­ванию В. Сальниковым. Каждый из пяти 10-недель-ных макроциклов состоял из 5 двухнедельных ме-зоциклов и 10 недельных микроциклов и завер­шался главными соревнованиями цикла (рис. 25.8). Главные соревнования года проводились в конце последнего, пятого, макроцикла, после которого следовал 2-недельный переходный период.

Общая структура и содержание каждого мак­роцикла были стандартными. Это касалось обще­го объема работы на суше и в воде, количества занятий и нагрузок в них, общей динамики нагру­зок, соотношения работы различной направленности, программ тестирования и т. д. Различия заключались лишь в том, что по мере роста трени­рованности от макроцикла к макроциклу несколь­ко возрастали объем и интенсивность работы.

Такое построение годичной подготовки имеет много преимуществ как в отношении готовности спортсменов к участию в соревнованиях в течение большей части года, так и в плане удобства плани­рования подготовки, контроля за работоспособ­ностью в занятиях и микроциклах, функциональ­ным состоянием организма спортсмена и т. п. Вместе с тем у этой системы проявился и один принципиальный недостаток: уже к концу третьего макроцикла спортсмены достигают наивысшего уровня готовности, что происходит задолго (за 20 недель) до главных соревнований года. Именно в соревнованиях третьего макроцикла (реже второго или четвертого) спортсмены достигают наивысших результатов года, сохранить которые не удается в соревнованиях пятого макроцикла, в конце кото­рого и планируются главные соревнования года. Так, например, неоднократно случалось с В. Саль­никовым, который много раз устанавливал миро­вые рекорды в весенних соревнованиях и выступал с заметно менее высокими результатами на чемпи­онатах мира и Играх Олимпиад. В таком же поло­жении оказывались и многие сильнейшие велоси-педисты-трековики, применявшие аналогичную систему годичной подготовки (Р1атопоу, 1992).




Значительно более перспективной представля­ется система многоциклового планирования годич­ной подготовки, основанная на применении мак­роциклов, в существенной мере отличающихся как по основным задачам, так и по содержанию под­готовки, и в то же время ориентированных на дос­тижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Эта система с большим успехом применялась в 80-е годы в сборных командах по плаванию СССР и ГДР и в дальнейшем нашла распространение в других цик­лических видах спорта, а также в спортивных еди­ноборствах и спортивных играх.


Специально подготови­тельный







Система, которая предусматривает наличие че­тырех относительно самостоятельных макроцик­лов, представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым пла­нированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формирова­нию готовности спортсмена к главным соревнова­ниям, и рассмотренным выше пятицикловым плани­рованием со стандартными макроциклами, завер­шающимися главными соревнованиями (рис. 25.9).

В течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмеча­ется различная динамика нагрузок различной пре­имущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компо­нентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивыс­шего уровня готовности к моменту главных сорев­нований года. Этой точки зрения придерживаются даже специалисты, имеющие прямо противопо­ложные точки зрения по многим основным вопро­сам построения спортивной подготовки. Так,Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что при построении годичной подготовки спортсменов высокой квали­фикации относительная стабильность отдельных наиболее общих параметров нагрузки (например, время, затрачиваемое на подготовку в течение не­дели или месяца) сопровождается ярко выражен­ной волнообразностью парциальных параметров нагрузки, относящихся к различным группам тре­нировочных упражнений и различным направлени­ям совершенствования. Это позволяет создавать в системе годичной подготовки регулярно усилива­ющийся развивающий импульс, адекватно учи­тывать закономерности последовательной смены стадий адаптации к предъявляемым тренирующим воздействиям, не допускать перерастания устойчи­вой адаптации в переадаптацию. По сути, такой же точки зрения придерживается и Ю.В. Верхошан-ский (1985), когда утверждает, что в основе дина­мики разнонаправленных нагрузок в течение года и макроцикла должен лежать принцип, предусмат­ривающий последовательное наложение более ин­тенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставлен-










ные в организме предыдущими нагрузками. В хо­де тренировки одни нагрузки постепенно заменя­ются другими, причем предыдущие готовят фун­кционально-морфологическую основу для эффек­тивного воздействия на организм очередных наг­рузок, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенство­ванию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне ин­тенсивности его функционирования. При этом важно обеспечить не только рациональную после­довательность разнонаправленных тренирующих воздействий, но и их оптимальный объем. Как недостаточный, так и излишний объем работы определенной преимущественной направленности в годичной подготовке отрицательно сказывает­ся на эффективности тренировочного процесса. Продемонстрировать это можно, например, данными прироста максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга и важнейших показателей функциональной подго­товленности спортсмена — в ответ на различные объемы тренировочной работы в течение года (рис. 25.10, 25.11). Практическая реализация этой позиции может быть продемонстрирована на материале подготов­ки сильнейших пловцов (рис. 25.9, 25.12, 25.13) и легкоатлетов (рис. 25.14, 25.15).

Основы многоциклового построения годичной подготовки

Принципиальной особенностью построения годич­ной подготовки, ориентированной на участие в Олимпийских играх, является полное подчинение всего содержания годичной подготовки достиже­нию состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях года, что убедительно отра­жено в схеме двухциклового построения годичной подготовки бегунов на средние и длинные дистан­ции (рис. 25.14). Как видим, первый макроцикл за­вершается лишь контрольными и подводящими со­ревнованиями, а все содержание работы предус­матривает лишь создание базовых, полуспециаль­ных и специальных основ для напряженной подго­товки во втором макроцикле. Второй макроцикл уже ориентирован на достижение высоких резуль





татов в главных соревнованиях цикла — чемпиона­те ГДР, который являлся отборочным к Олим­пийским играм. После чемпионата ГДР планировал­ся третий специфический макроцикл — этап непос­редственной подготовки к главным соревнованиям. Таким образом, вся подготовка при формальном наличии трех макроциклов строится в основном на принципах, характерных для одноциклового пла­нирования годичной подготовки. В промежуточные годы олимпийского цикла структура и содержание отдельных макроциклов носят более законченный и самостоятельный характер. С одной стороны, обеспечивается планомерная подготовка к главным соревнованиям года, с другой — создаются усло­вия для демонстрации высоких результатов в глав­ных соревнованиях каждого макроцикла, начиная с первого (рис. 25.15). Однако, как показывает прак­тика, такое построение подготовки несколько снижает вероятность выхода на пик высших достиже­ний в главных соревнованиях года.

Дальнейшая научная разработка системы пос­троения годичной подготовки показывает, что воз­можно такое ее построение, которое, с одной сто­роны, давало бы возможность спортсмену высту­пать в значительном количестве ответственных со­ревнований в течение года, а с другой — обеспе­чило бы планомерное повышение уровня готовнос­ти к наиболее ответственным соревнованиям — чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм.

Нами разработана и успешно апробирована в различных циклических видах спорта 6—7-цикло-вая система построения годичной подготовки. В ее основе — 6—12-недельные относительно самос­тоятельные макроциклы, завершающиеся главны­ми соревнованиями макроцикла. Заключительный (шестой или седьмой) макроцикл завершается главными соревнованиями года.

В каждом из макроциклов решаются две, каза­лось бы, взаимоисключающие задачи: обеспе­чение планомерной подготовки к главным сорев­нованиям года и достижение высокого уровня го­товности к успешному выступлению в главных со­ревнованиях макроцикла.

Рациональное соотношение различных видов подготовки, сложная динамика нагрузок, измене­ние соотношения работы различной направлен­ности и многообразие тренировочных средств, умелое использование внетренировочных факто­ров (специальные тренажеры, подготовка в усло­виях высокогорья и среднегорья и т. п.) в каждых макроциклах позволяют обеспечить поступатель­ное повышение уровня подготовленности от мак­роцикла к макроциклу при достаточно высоких и стабильных результатах в главных соревнованиях, относительно равномерно распределенных в тече­ние 9—10 месяцев.


-



На рис. 25.16—25.18 соответственно представ­лены общая структура и содержание 6-цикловой системы построения годичной подготовки: соотно­шение, динамика общей, вспомогательной и спе­циальной подготовки в течение года. Даже на ос­нове этих наиболее общих характеристик легко просматриваются принципиальные особенности рекомендуемой системы. Уже в первом макроцик­ле отмечается повышенный объем вспомогатель­ной и специальной подготовки, позволяющий дос­тичь достаточно высокого уровня готовности к главным соревнованиям цикла уже через 10—11 недель. Элементы форсирования специальной подготовки в первом макроцикле требуют измене­ния традиционного отношения к объему общей подготовки в последующих макроциклах. Напри­мер, в третьем и пятом макроциклах объем общей подготовки исключительно высок и немногим от­личается от планировавшегося в первом макро




























цикле. Это позволяет поддерживать необходимый уровень базовой подготовленности и на этой ос­нове успешнее решать специфические задачи.

От макроцикла к макроциклу просматривается тенденция к увеличению суммарного объема рабо­ты в ударных микроциклах. Например, если в пер­вом (12-недельном) макроцикле лишь один микро­цикл предусматривает большой суммарный объем работы (32 ч), то в пятом (8-недельном) объем ра­боты в микроциклах дважды достигает 36 ч и один раз — 32 ч.

Ориентация на достижение наивысшего уровня готовности к главным соревнованиям года четко проявляется уже по такому показателю, как объем специальной подготовки в первом и втором ме-зоциклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем специальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5—3 раза превышает планировавшийся в каждом из 10-недельных мик роциклов, предшествовавших главным соревнова­ниям года, и составляет в среднем 65 %, в то вре­мя как среднегодовой объем такой подготовки значительно ниже — 45 %.

Не менее перспективной представляется систе­ма многоциклового планирования годичной подго­товки на основе рационального сочетания макро­циклов с преимущественно базовой и полуспеци­альной направленностью подготовки с макроцик­лами специальной направленности. На рис. 25.19 представлена схема семициклового построения годичной подготовки с двумя макроциклами базо­вого и полуспециального (вспомогательного) ха­рактера и пятью специальными макроциклами. Базовые макроциклы (первый и четвертый) про­должительны (10 и 9 недель соответственно), спе­циальные значительно короче — три макроцикла по 6 недель и два по 7 недель.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготовительный период включает три 2-недельных мезоцикла: втягивающий, базо­вый — общеподготовительной направленности, ба­зовый — полуспециальной направленности. Соревновательный период непродолжителен и включает 2-недельный предсоревновательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен четвертый базовый макроцикл, с тем лишь отличием, что в нем не планируется втягивающий мезоцикл, пер­вый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле прово­дится в условиях среднегорья. Это, в свою оче­редь, требует более продолжительного последую­щего предсоревновательного мезоцикла, заверша­ющегося главным соревнованиями макроцикла.

Второй и седьмой специальные макроциклы разделены на два трехнедельных периода — под­готовительный и соревновательный, первый из ко­торых планируется в условиях среднегорья. Отсут­ствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.

Макроциклы заметно различаются по динами­ке нагрузок различной направленности, суммарно­му объему работы, объему общеподготовитель­ных, полуспециальных и специальных средств. В этом легко убедиться, если мы сравним содер-













жание одинаковых по продолжительности и об­щей структуре макроциклов, но расположенных на разных этапах тренировочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вторым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не только большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально возмож­ными нагрузками, но и значительным увеличением средств специальной направленности (рис. 25.20).

О том, что увеличивается объем специальной подготовки и уменьшается объем общей, можно убедиться, ознакомившись с рис. 25.21, на кото­ром представлена динамика различных видов под­готовки в течение года. Как видим, кривые, отра­жающие динамику и соотношения общей и специ­альной подготовки, во многом напоминают те, ко­торые характерны для одноцикловои и двухцикло-вой систем построения годичной подготовки. Ломаный характер кривой динамики общей подго­товки обусловлен необходимостью обеспечить профилактику снижения базовых компонентов подготовленности.

В конце каждого макроцикла планируется не­дельный восстановительный микроцикл, который в этих случаях играет роль кратковременного пере­ходного периода. Исключение составляет заклю­чительный, седьмой, макроцикл, который завер­шается 2-недельным мезоциклом, являющимся, по существу, переходным периодом.

Т


аким образом, мы видим, что предлагаемые 6—7-цикловые схемы годичного планирования являются ни чем иным как адаптацией применитель­но к условиям современного спорта традиционных систем периодизации спортивной тренировки. Предлагаемые схемы позволяют выдерживать ба­зовые закономерности периодизации годичной подготовки, реализация которых ориентирована на достижение наивысшего уровня готовности к высшим достижениям в главных соревнованиях го­да, и одновременно обеспечить сохранение высокой подготовленности к соревновательной деятельности в течение длительного времени, поз­воляя спортсмену участвовать в большом количес­тве соревнований.

Рассмотренное построение подготовки на ос­нове многоциклового планирования позволяет также избежать отхода от принципов традицион­ной периодизации годичной подготовки и не ред­ко навязываемого подхода, согласно которому го­дичную подготовку после относительно непродол-

жительного подготовительного периода следует рассматривать лишь сквозь призму интенсивной соревновательной деятельности, заполняя проме­жутки между соревнованиями краткими периода­ми отдыха, поддерживающей тренировки и непос­редственной подготовки к очередным стартам.

Некоторые авторитетные специалисты, в час­тности Ф.М.Суслов (1999), отвергают многоцикло­вое планирование как не соответствующее реаль­ной практике спорта, показывая, например, что ус­пешно выступающие легкоатлеты в основном при­держиваются двухциклового планирования. В то же время отмечается, что в летнем соревновательном периоде большинство ведущих легкоатлетов плани­руют обычно две изолированные серии соревнова­ний в среднем по 4—5 недель — количеством стар­тов от 4 до 19. Если детально ознакомиться с со­держанием подготовки к этим сериям, а также пе­риода активного отдыха после их завершения, то нетрудно убедиться, что каждая такая серия с предшествующими последующими структурными образованиями имеет черты самостоятельного мак­роцикла. Таким образом, данные Ф.М. Суслова не опровергают, а подтверждают увеличение в струк­туре годичной подготовки относительно самостоя­тельных образований, характеризующихся интен­сивной соревновательной деятельностью, подгото­вительной работой к ней и восстановительной — после нее. И расхождения здесь не в существе де­ла, а в терминах. На наш взгляд, удобнее говорить об относительно самостоятельных макроцилах, что в большей мере соответствует сложившейся терми­нологии, а не о сериях стартов с предшествующи­ми структурами подготовительного и последующи­ми восстановительного плана.

Периодизация подготовки в отдельном макроцикле

Расширение сети соревнований, в том числе и крупных международных, периодические измене­ния программ и правил соревнований в отдельных видах спорта и многие другие причины оказывают существенное влияние на систему подготовки, в том числе и на ее периодизацию. Однако анализ многочисленных нововведений в сфере построе­ния спортивной подготовки в течение года свиде­тельствует лишь о том, что они ни в коей мере не противоречат основным положениям системы пе­риодизации, а лишь дополняют и развивают ее от­дельные части с учетом особенностей современно­го этапа развития спорта.

Независимо от вариантов построения трениро­вочного процесса в течение года (одноциклового, двух- или трехциклового, сдвоенного или строен­ного цикла и др.) в структуре макроцикла четко просматриваются относительно самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные по харак­теру и преемственности задач и содержания структурные элементы — периоды, этапы, средние циклы (мезоциклы). Одни и те же элементы мак­роструктуры могут иметь различные преимущес­твенные задачи, общую структуру и конкретное содержание, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями этапа многолетней подго­товки, квалификацией и индивидуальными особен­ностями спортсменов, календарем соревнований и задачами, стоящими перед конкретным спортсме­ном в главных соревнованиях макроцикла.

Вариативность задач, общей структуры и кон­кретного содержания структурных образований макроцикла в зависимости от указанных факторов обеспечивают органическую взаимосвязь между объективно существующими закономерностями ста­новления спортивного мастерства и задачами под­готовки и участия в главных соревнованиях. Следу­ет учитывать, что современные средства спортивной тренировки в определенной мере позволяют кор­ректировать темпы и сроки формирования спортив­ного мастерства, сообразуя их с задачей подготов­ки к главным соревнованиям (Бондарчук, 1989; Р1а1опоу, 2002). Особенно важно использовать эту возможность в связи с подготовкой к таким сорев­нованиям, как Олимпийские игры. Н.Г. Озолин (1984) утверждает, что в тех случаях, когда этап спортивного онтогенеза предположительно не сов­падает со сроком Олимпийских игр, можно искус­ственно несколько ускорить или замедлить процесс подготовки, чтобы достигнуть высшей работоспо­собности именно к олимпийскому старту. Это дос­тигается соответствующими изменениями динамики интенсивности, увеличением или уменьшением вол-нообразности нагрузки, перестройкой соотношения общего и специального в подготовке и т. д.



Подготовительный период

В большинстве видов спорта подготовительный период является наиболее продолжительной структурной единицей тренировочного макроцик­ла. Здесь закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосред­ственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревнователь­ной деятельности, совершенствуются двигатель­ные навыки, развиваются физические качества, осуществляется тактическая и психическая подго­товка.

Многообразные задачи специальной подготов­ки, которые в конечном счете обеспечивают ус­пешное выступление спортсмена в ответственных



сезона, решаются на протяжении подготовительного периода. Бытующее до

страница 1 страница 2

Смотрите также: