Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2
осх пор представление о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направ­лена на повышение общей физической подготов­ленности, совершенствование техники, а вторая — на специальную подготовку, ошибочно.

Современная подготовка спортсменов независи­мо от возраста и квалификации с первых дней под­готовительного периода строится на материале уп­ражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специ­альной тренировки. Исключение составляют случаи, когда низкий уровень физической подготовленнос­ти требует предварительного развития мускулатуры, важнейших функциональных систем организма для более успешной последующей специализации.

Применяемые упражнения по характеру и структуре могут значительно отличаться от сорев­новательных, так как главной задачей подготовки на этом этапе является не развитие собственно комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможнос­тей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разно­образных специально-подготовительных упражне­ний, в значительной степени приближенных к об­щеподготовительным. В дальнейшем, по мере пе­рехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: уве­личивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характе­ру воздействия на организм.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготови­тельный. Соотношение продолжительности ука­занных этапов в большой степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена. Напри­мер, при двухцикловом планировании (сдвоенный цикл) первый макроцикл характеризуется продол­жительным общеподготовительным этапом и отно­сительно кратковременным специально-подготови­тельным; во втором макроцикле рациональным яв­ляется противоположное соотношение (рис. 25.22). При подготовке спортсменов высокой квалифика­ции обычно планируется короткий общеподготови­тельный этап и продолжительный специально-под­готовительный; у спортсменов невысокой квалифи­кации отмечается обратное соотношение.



Общеподготовительный этап

Основные задачи этапа — повышение уровня об­щей и вспомогательной физической подготовлен­ности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей ра­боты над непосредственным повышением спортив­ного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении возмож­ностей отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воз­действию на возможности к аэробному и анаэроб­ному ресинтезу АТФ, на развитие скоростно-сило-вых параметров рабочих движений, совершенство­ванию техники движений, продуктивности дыха­ния, экономичности работы и др. Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подгото­вительного периода является повышение способ­ности спортсмена переносить большие нагрузки.

Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Эффектив­ность тренировки на первом этапе подготовитель­ного периода прямо не зависит от объема сорев­новательных упражнений в общем объеме трени­ровочной работы. Более того, излишнее использо­вание в это время соревновательных упражнений в ущерб вспомогательным и специально-подгото­вительным может отрицательно сказываться на спортивных результатах.

Специально-подготовительный этап

Тренировка на данном этапе предусматривает це­ленаправленную специальную подготовку, обеспе­чивающую высокий уровень готовности к эффек­тивной соревновательной деятельности. Это дос­тигается увеличением доли специально-подгото­вительных упражнений, приближенных к сорев­новательным, а также собственно соревнова­тельных.

Содержание тренировки предусматривает раз­витие комплексных качеств (скоростно-силовых

возможностей, специальной выносливости) на ба­зе предпосылок, созданных на первом этапе под­готовительного периода. Кроме того, значитель­ное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей от­дельных слагаемых высокой специальной рабо­тоспособности.

Большое внимание уделяется совершенствова­нию соревновательной техники. Эта задача обычно осуществляется параллельно с развитием физических качеств и совершенствованием такти­ческих навыков.

Соревновательные упражнения на протяжении второго этапа подготовительного периода распре­деляются неравномерно: их количество постепенно возрастает к концу его. Это же касается и приме­нения различных специально-подготовительных уп­ражнений. В начале этапа они весьма далеки от со­ревновательных и способствуют избирательному воздействию на различные стороны специальной подготовленности. В дальнейшем подготовка спор­тсмена приобретает выраженный интегральный ха­рактер. Ее цель — воплощение в соревнователь­ном упражнении всего комплекса функциональных и психических перестроек, двигательных навыков и умений, знаний и опыта, достигнутых за предшес­твующий период напряженной тренировки.



Соревновательный период

Основными задачами соревновательного периода являются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленнос­ти и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. Этого достигают примене­нием соревновательных и близких к ним специаль­но-подготовительных упражнений.

В процессе подготовки учитывают все особен­ности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином со­ревновании, и заканчивая составом предполагае­мых участников.

Все остальные соревнования носят трениро­вочный характер, специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревно­ваниям. Часть из них предусмотрена существую­щим календарем, а часть организуется в виде кон­трольных стартов.

Нельзя забывать о том, что величина соревно­вательных нагрузок во многом определяется харак­тером соревнований, наличием сильных противни­ков, эмоциональной настроенностью спортсмена. Понятно, что ответственные состязания оказывают значительно более глубокое воздействие на организм спортсмена, чем интенсивные тренировочные нагрузки и контрольные соревнования.

За 2—3 недели перед ответственными старта­ми нужно значительно снизить общий объем тре­нировочной работы. В условиях длительных со­ревнований необходимо применять упражнения, направленные на поддержание и упрочнение име­ющегося уровня подготовленности. Поэтому в тре­нировку вводят значительное количество специ­ально-подготовительных упражнений, иногда весь­ма отличных от соревновательных. В ряде случаев эта задача решается введением упражнений из ар­сенала средств общей физической подготовки. Тренировочные упражнения, более или менее от­личающиеся от соревновательных, могут состав­лять программы самостоятельных занятий, цель которых — поддержание тренированности, или же вводиться в программы занятий с другими пре­имущественными задачами.

Географическое положение места и время проведения соревнований может потребовать от спортсмена изменения привычного суточного ре­жима. В зависимости от этого, планируя подготов­ку к ответственным выступлениям, нужно забла­говременно изменять кривую колебаний работос­пособности так, чтобы ее подъем приходился на часы соревнований. Если точное время соревнова­ний заранее неизвестно или спортсмену приходит­ся принимать несколько стартов в течение 3—5 ч и более, то имеет смысл планировать основные тренировочные занятия и контрольные соревнова­ния в различное время, а также неожиданно изме­нять время контрольных соревнований и трениро­вочных занятий.

Перестройка ритмических колебаний работос­пособности в соответствии со сроками соревнова­ний обусловливает также специальное планирова­ние предшествующих им нескольких (обычно 3— 5) микроциклов. Сущность такого планирования заключается в распределении по дням режима ра­боты и отдыха, аналогичного предполагаемому в дни соревнований. Повторение микроциклов рас­считывают так, чтобы участие в соревнованиях совпало с соответствующими днями цикла. Это способствует образованию условно-рефлектор­ных связей, обеспечивающих спортсмену макси­мальную работоспособность в те дни, когда он будет участвовать в соревнованиях (Платонов, 1986).

Особое внимание в соревновательном периоде следует уделять построению подготовки в дни, не­посредственно предшествующие наиболее ответ­ственным соревнованиям (обычно 7 —14 дни до старта). Тренировка в это время строится сугубо индивидуально и не вписывается в стандартные схемы. На ее организацию влияют следующие факторы: функциональное состояние спортсмена и уровень его тренированности, степень устойчи­вости соревновательной техники, психическое сос­тояние в данный момент, индивидуальные особен­ности, реакция на тренировочные и соревнова­тельные нагрузки и т.д.

Особую сложность тренировка в соревнова­тельном периоде приобретает у спортсменов вы­сокого класса, готовящихся к выступлению в сос­тавах сборных команд в чемпионатах Европы, ми­ра, Олимпийских играх. В этом случае у спортсме­нов, как правило, бывает ряд кульминационных соревнований: чемпионат страны, являющийся обычно отборочным для комплектования сборной команды, и непосредственно крупнейшие соревно­вания сезона. После чемпионата страны перед спортсменом, который зачислен в состав команды, и его тренером возникает сложная задача: как построить тренировку на заключительном этапе, чтобы не только добиться абсолютно лучших спортивных результатов, но и по возможности су­щественно превысить прежние достижения. Прак­тика последних лет дает много примеров того, как рационально построенной тренировкой на этапе непосредственной подготовки к главным соревно­ваниям можно не только добиться личных дости­жений, но и превысить результаты скачкообразно (Платонов, Вайцеховский, 1985; Р1ат.опоу, 2002). Однако многим спортсменам этого сделать не уда­ется, и они не только не демонстрируют своих лучших результатов, но даже значительно ухуд­шают их по сравнению с результатами, показанны­ми на чемпионатах страны накануне европейских, мировых или олимпийских стартов, что приводит к крушению надежд отдельных спортсменов и к не­удачам команд. В то же время в командах, в ко­торых уделялось специальное внимание этому вопросу и применялась научно обоснованная сис­тема годичной подготовки и непосредственной подготовки к главным соревнованиям года, спор­тсменам удавалось показать в этих соревнованиях наивысшие результаты года в 70—90 % случаев (Р1аЮпоу, 2002). Следует отметить, что средние показатели в различных видах спорта с метричес­ки измеряемыми результатами колеблются в пре­делах 20—40 %. В последние годы вследствие расширения календаря соревнований, в основном за счет коммерческих стартов в ряде видов спор­та, резко усложнились условия для планомерной подготовки к главным соревнованиям года, вслед­ствие чего процент достижения наивысших резуль­татов года в главных соревнованиях еще больше снизился и, например, в легкой атлетике составля­ет 10-15.

С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовки стали выделять от­носительно самостоятельное структурное образование — этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3—5-недель-ного мезоцикла, в других — приобретает черты отдельного непродолжительного (5—8 недель) макроцикла.

Главные соревнования года

Для объективизации процесса непосредственной подготовки к соревнованиям — необходимо:



  • определить рациональное соотношение уп­
    ражнений, направленных на развитие различных
    качеств;

  • установить оптимальное сочетание больших
    нагрузок и полноценного отдыха;

  • научиться представлять тренировочные наг­
    рузки, восстановительные мероприятия и питание
    в виде единого процесса;

  • усовершенствовать диагностику функцио­
    нального состояния спортсменов, их реакций на
    нагрузки с целью индивидуального планирования
    и коррекции тренировочного процесса;

  • разработать комплекс спортивно-педагоги­
    ческих, физиотерапевтических и психологических
    мероприятий, позволяющих наилучшим образом
    подготовить спортсмена к конкретному старту уже
    в процессе соревнований.

В последние годы на материале различных ви­дов спорта, прежде всего плавания, бега, лыжно­го и конькобежного спорта, разработаны типич­ные модели предсоревновательной подготовки к основным соревнованиям сезона. В зависимости от интервала между чемпионатами стран и круп­нейшими соревнованиями сезона продолжитель­ность этапа непосредственной подготовки колеб­лется в пределах 5—8 недель.

Этап непосредственной подготовки обычно состоит из двух мезоциклов. Один из них, с высо­кой суммарной нагрузкой, направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих уровень спортивных достижений, другой — на полноценное восстановление, обеспечение опти­мальных условий для протекания в организме спортсмена адаптационных процессов, подведение спортсмена к участию в конкретных соревновани­ях с учетом специфики дистанций, состава учас­тников, организационных, климатических и прочих факторов.

В различных видах спорта как у нас в стране, так и за рубежом период непосредственной под­готовки квалифицированных спортсменов к основ­ным соревнованиям сезона общей продолжитель­ностью от 5 до 8 недель охватывает промежуток между чемпионатами стран и главными соревнова­ниями сезона. Первые несколько дней (4—5) пос-
л

е чемпионата страны посвящаются активному от­дыху, физическому и психическому восстановле­нию после прошедших стартов. После этого пла­нируется базовый мезоцикл продолжительностью 3—4 недели. Обычно он подразделяется на две одинаковые по времени части: общеподготови­тельную (1) и специально-подготовительную (2) (рис. 25.23).

Тренировка в первой части базового мезоцик-ла носит преимущественно общий и вспомогатель­ный характер и во многом дублирует тренировку на первом этапе подготовительного периода. Ос­новным отличием обычно является то, что дневной объем работы, выполняемой в эти дни, превышает величины, имевшие место когда-либо ранее. Дос­таточно сказать, что ежедневная тренировка обычно занимает до 5—6 ч при двух—четырех за­нятиях в течение дня. Первая половина мезоцик-ла, как правило, заканчивается контрольными со­ревнованиями в дополнительных номерах прог­раммы. Вторая часть мезоцикла носит специализи­рованный характер и по кругу решаемых задач, подбору средств и методов, особенностям постро­ения тренировки соответствует тренировочному процессу на втором этапе подготовительного пе­риода. Объем работы резко сокращается (до 3— 4 ч ежедневно), а интенсивность ее возрастает. Большие нагрузки всего мезоцикла обусловлены стремлением довести организм тренированного спортсмена до стрессового состояния, способного вызвать дополнительный адаптационный скачок. Фактором, способствующим более успешному ре­шению этой задачи, часто служит проведение тре­нировки в условиях среднегорья, диктующих до­полнительные требования к функциональным сис­темам организма спортсмена.

За базовым планируется предсоревнователь-ный мезоцикл, основными задачами которого яв­ляются восстановление после нагрузок предыду­щего мезоцикла, психологическая подготовка к конкретным соревнованиям, выработка специального ритма работоспособности с учетом предпола­гаемого времени стартов. Объем работы резко сокращается (до 2—3 ч в день при одном-двух за­нятиях), подготовка приобретает сугубо индивиду­альный характер. Широко используются различ­ные средства восстановления, позволяющие под­держивать высокую работоспособность спортсме­нов, стимулировать протекание восстановительных процессов. Особое внимание уделяется устране­нию мелких недостатков в технической, тактичес­кой и психической подготовленности. Попытки внести серьезные изменения в уровень подготов­ленности к успеху не приводят. В ряде случаев в предсоревновательном мезоцикле могут планиро­ваться отдельные занятия или, даже, дни с боль­шими нагрузками. Например, в спортивных едино­борствах для достижения эффекта сверхвосста­новления к моменту главных стартов, за 7 —10 дней до турнира могут планироваться исключи­тельно напряженные нагрузки соревновательного характера (Суханов, 2002). Такие нагрузки могут оказаться эффективными и в других видах спорта, однако при учете того факта, что продолжитель­ность восстановительных реакций, время, необхо­димое для выхода на уровень суперкомпенсации, зависят от специфики вида спорта и направлен­ности нагрузок, а также индивидуальных особен­ностей спортсмена.

В последние годы система непосредственной подготовки была подвергнута дальнейшему совер­шенствованию как в отношении общей структуры, так и содержания подготовки. Например, при под­готовке пловцов (таблица) 8-недельная непосред­ственная подготовка приобрела следующий вид: 1-й базовый мезоцикл (на равнине) — 2 недели, 2-й базовый мезоцикл (в среднегорье) — 3 неде­ли, предсоревновательный мезоцикл — 3 недели (на равнине) (рис. 25.24).

Тренировка в первом базовом мезоцикле начи­нается через 5—6 дней после активного отдыха, который планируется после окончания националь­ного чемпионата. Работа на суше и в воде носит базовый характер и по своему содержанию соот­ветствует первому этапу подготовительного перио­да: выполняется большой объем работы на суше, направленной на развитие силовых качеств и гиб­кости (14—16 ч за две недели); работа в воде в основном направлена на восстановление ранее достигнутого уровня аэробной производительнос­ти и его дальнейшее повышение (чисто аэробная работа составляет до 35—45 % общего объема плавания, смешанная анаэробно-аэробная — до 25-30 %).

В начале 2-го базового мезоцикла, проводимо­го в среднегорье, планируется относительно не­большая нагрузка в течение 4—6 дней, позволяю­щая спортсменам адаптироваться к горным услови-










ям. Далее планируется крайне напряженная специ­альная тренировка по программу второй половины подготовительного и соревновательного периодов.

За время тренировки в горах дважды (11-й и 17-й дни) проводятся контрольные соревнования. Дни отдыха предоставляются после контрольных со­ревнований — 12-й и 18-й дни пребывания в горах.

После завершения 21-дневного цикла подго­товки в среднегорье спортсмены переезжают на одну из равнинных баз для освоения программызаключительного 3-недельного предсоревнова-тельного мезоцикла. Опыт показал, что наивысше­го уровня готовности к стартам спортсмены спо­собны достичь на 19—23-й день после окончания подготовки в среднегорье. Этим и обусловлена продолжительность заключительного предсорев-новательного мезоцикла. Указанный мезоцикл состоит из трех микроциклов, продолжительнос­тью соответственно 6, 7 и 8 дней. Основной зада­чей первого микроцикла является реакклиматиза-






ция спортсменов после подготовки в среднегорье. Второй и третий микроциклы направлены на пол­ное восстановление функциональных возможнос­тей пловцов после нагрузок базового среднегор-ного мезоцикла, создание необходимых условий для протекания реакции отставленной адаптации, отработку деталей техники и тактики, психологи­ческую настройку на участие в конкретных стартах с учетом состава участников, психологического микроклимата данных соревнований.

Следует отметить, что структура и содержание заключительных двух микроциклов во многом но­сит строго индивидуальный характер. Одни плов­цы ежедневно выполняют стандартный объем ра­боты: во втором микроцикле — 6—9 км, в треть­ем — 2—4 км. Другие постепенно снижают объем работы — с 8—9 и даже с 10—15 км до 1—3 км. Некоторые спортсмены выполняют силовые уп­ражнения на специальных тренажерах в объеме 3—4 раза в неделю по 30 мин, сочетая эти упраж­нения с работой над гибкостью. Отдельные спор­тсмены сохраняют силовую работу на суше (3—4 раза по 30—40 мин) во втором микроцикле и пол­ностью прекращают ее в третьем. Некоторые пловцы в заключительные две недели перед глав­ными стартами сохраняют определенный объем работы (3—6 раз в неделю по 15—30 мин), нап­равленной на поддержание гибкости, а силовую работу полностью исключают.

Существенные колебания отмечаются и в объ­еме соревновательной деятельности. Ряд спор­тсменов вообще исключают всякую соревнова­тельную деятельность. Другие стартуют в конт­рольных соревнованиях, принимая от 1—2 до 4— 6 стартов на дополнительных и основных дистан­циях.

В течение последних двух микроциклов при общем небольшом объеме работы и невысокой суммарной нагрузке довольно широко применяют­ся различные скоростные упражнения — проплы-вание коротких отрезков (10—25 м), выполнение стартов, поворотов и т. п. с околопредельной (95 %) и предельной скоростью. Некоторые спортсмены за 4—5 дней до главного старта планируют 1—2 занятия с большими нагрузками, способству­ющими повышению скоростных возможностей и специальной выносливости. Эти занятия приводят к глубокому утомлению, а последующие восстано­вительные реакции часто позволяют спортсменам подойти к главному старту в состоянии суперком­пенсации.

В целом при таком варианте планирования предсоревновательной подготовки наблюдается необходимое соответствие между величиной тре­нирующих воздействий и условиями для их тран­сформации в морфологические и функциональные преобразования, лежащие в основе роста трени­рованности. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям приобретает черты са­мостоятельного макроцикла с непродолжительны­ми периодами общей и вспомогательной подготов­ки, специальной подготовки и непосредственного подведения к стартам.

В мировой практике часто используется еще одна схема непосредственной подготовки. Про­должительность этапа в этом случае составляет 6 недель и подразделяется на два трехнедельных мезоцикла (рис. 25.25). В первом мезоцикле от­сутствует общеподготовительная часть — работа здесь носит специфический характер, а нагрузка постепенно снижается от микроцикла к микро­циклу. Ежедневный объем работы в первом мезо­цикле составляет 3—5 ч, во втором — 1— 3 ч. Суммарный объем работы на этапе составляет 50—60 % по отношению к наиболее напряжен­ным этапам года, а интенсивность ее достигает максимальных величин. Особое значение прида­ется всестороннему восстановлению спортсмена. На хороший результат можно надеяться лишь в том случае, если в течение последнего мезоцик­ла наступило полное не только физическое, но и психическое восстановление. В этом плане дол­жно уделяться большое внимание устранению психической усталости, излишнего нервного нап­ряжения. Очень важна также уверенность спор­тсмена в своих силах на основе четкого осоз















нания как своих возможностей, так и сил основ­ных соперников.

8-недельная модель этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям года с незначительной коррекцией может оказаться эф­фективной для всех видов спорта, связанных с проявлением выносливости, и для которых харак­терно использование среднегорной и высокогор­ной подготовки. Однако основные принципы ее построения используются и в других видах спорта, например в спортивной гимнастике (рис. 25.26).

Представленные варианты структуры этапа не­посредственной подготовки к основным соревно­ваниям широко апробированы при подготовке спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Их творческая реализация обеспе­чивает в 60—80 % случаев выход на высшие дос­тижения к моменту главных стартов.

В мировой спортивной практике нередко ис­пользуется еще одна схема построения непос­редственной подготовки к главным соревновани­ям. Суть ее сводится к тому, что основные отбо­рочные соревнования (чемпионат страны) прово­дятся незадолго (обычно за 2—3 недели) до ос­новных стартов сезона. К чемпионату страны проводится напряженная специальная подготов­ка. После чемпионата спортсмены, попавшие в команду, в течение двух недель проводят трени­ровку по принципу построения предсоревнова-тельных мезоциклов.


Переходный период

К числу основных задач переходного периода от­носятся полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на опреде­ленном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу оче­редного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного пе­риода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п.

Продолжительность переходного периода ко­леблется обычно от 3—4 до 6—8 недель и зави­сит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнова­ний, индивидуальных способностей спортсмена.

В практике сложились различные подходы к содержанию переходного периода. Первый под­ход предполагает сочетание активного и пассивно­го отдыха. Такое планирование применяют, напри­мер, многие американские спортсмены, которые после основных соревнований на 1,5—2 мес прек­ращают тренировку и отдыхают. Второй, напро­тив, предполагает после нескольких дней активно го или пассивного отдыха достаточно напряжен­ную тренировку, построенную по принципу плани­рования втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Третий подход явля­ется промежуточным между первыми двумя и свя­зан с широким применением средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, поз­воляющих обеспечить поддержание основных компонентов тренированности.

Каждый из этих подходов эффективен. Напри­мер, первый вариант, связанный с длительным от­дыхом, приводит к определенному угасанию фун­кциональных возможностей спортсмена, что тре­бует в дальнейшем достаточно продолжительной работы для их восстановления, однако позволяет полностью восстановить возможности психичес­кой сферы спортсмена. Такой подход целесооб­разен при планировании тренировочного процес­са спортсменов высокого класса с длительным стажем, находящихся на этапе сохранения выс­ших достижений. Второй подход полезен для спортсменов, не выполнивших по тем или иным причинам (например, в связи с травмой) програм­му предыдущего макроцикла и не получивших запланированных нагрузок. Однако применяют эти варианты, как правило, в частных случаях. Что же касается построения тренировочного процесса при закономерном его протекании, то здесь наи­более приемлем третий подход. Преимущества его связаны с возможностью эффективного реше­ния основных задач переходного периода — обеспечения полноценного восстановления физи­ческих и психических возможностей после нагру­зок прошедшего макроцикла и поддержания дос­таточно высокого уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей основ­ных систем организма.

Тренировка в переходном периоде характери­зуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Объем работы по сравнению с подготовительным периодом сокра­щается примерно в 4—5 раз; количество занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, четырех—шести; занятия с больши­ми нагрузками не планируются и т. д. Резко изме­няется и направленность работы. Основное содер­жание переходного периода составляют разнооб­разные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. При этом в процессе как активного отдыха, так и использования средств общефизической подготовки целесообразно ори­ентироваться на новые, не применявшиеся широко в предшествовавшей тренировке, средства. Следу­ет менять места занятий, проводить их в лесу, у моря или реки, в зонах отдыха.

При подборе средств тренировки в переходном периоде нужно широко использовать упражнения, направленные на развитие различных двигательных качеств, что позволяет, изменив характер трениров­ки, сохранить их высокий уровень. В этом периоде наиболее целесообразно проводить занятия ком­плексной направленности с применением разнооб­разных средств широкого спектра воздействия. Та­кие занятия позволяют поддержать уровень трени­рованности, являются достаточно эмоциональными, не перегружают психику спортсмена.

При правильном построении переходного пе­риода, его оптимальной продолжительности, объ­еме и содержании работы, величине нагрузки спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивает­ся на активную работу в подготовительном перио­де, но и выходит на более высокий уровень под­готовленности по сравнению с аналогичным пери­одом предшествовавшего года.

Направленность и содержание переходного пе­риода тесно связаны с этапом многолетней подго­товки, на котором находится спортсмен. В трени­ровке юных спортсменов на этапе предваритель­ной базовой подготовки переходный период выра­жен нечетко, по содержанию и величине нагрузок в значительной мере приближается к первому этапу подготовительного периода. Этап специали­зированной базовой подготовки связан уже с на­личием четко выраженного переходного периода с его специфическими задачами и содержанием. Однако особое внимание к построению трениров­ки в переходном периоде следует уделять на пос­ледующих этапах многолетней подготовки.

В конце переходного периода нагрузку посте­пенно увеличивают, уменьшают объем средств ак­тивного отдыха, увеличивают количество обще­подготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход от переходного периода к первому этапу подготовительного пери­ода очередного макроцикла.






страница 1 страница 2

Смотрите также: