страница 1 страница 2 осх пор представление о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности, совершенствование техники, а вторая — на специальную подготовку, ошибочно.
Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. Исключение составляют случаи, когда низкий уровень физической подготовленности требует предварительного развития мускулатуры, важнейших функциональных систем организма для более успешной последующей специализации.
Применяемые упражнения по характеру и структуре могут значительно отличаться от соревновательных, так как главной задачей подготовки на этом этапе является не развитие собственно комплексных качеств, определяющих уровень спортивного результата, а повышение возможностей отдельных факторов, являющихся их основой. Это предполагает широкое использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, в значительной степени приближенных к общеподготовительным. В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.
Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение продолжительности указанных этапов в большой степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена. Например, при двухцикловом планировании (сдвоенный цикл) первый макроцикл характеризуется продолжительным общеподготовительным этапом и относительно кратковременным специально-подготовительным; во втором макроцикле рациональным является противоположное соотношение (рис. 25.22). При подготовке спортсменов высокой квалификации обычно планируется короткий общеподготовительный этап и продолжительный специально-подготовительный; у спортсменов невысокой квалификации отмечается обратное соотношение.
Общеподготовительный этап
Основные задачи этапа — повышение уровня общей и вспомогательной физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем его организма, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении возможностей отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэробному и анаэробному ресинтезу АТФ, на развитие скоростно-сило-вых параметров рабочих движений, совершенствованию техники движений, продуктивности дыхания, экономичности работы и др. Важной задачей специальной подготовки на первом этапе подготовительного периода является повышение способности спортсмена переносить большие нагрузки.
Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы низка. Эффективность тренировки на первом этапе подготовительного периода прямо не зависит от объема соревновательных упражнений в общем объеме тренировочной работы. Более того, излишнее использование в это время соревновательных упражнений в ущерб вспомогательным и специально-подготовительным может отрицательно сказываться на спортивных результатах.
Специально-подготовительный этап
Тренировка на данном этапе предусматривает целенаправленную специальную подготовку, обеспечивающую высокий уровень готовности к эффективной соревновательной деятельности. Это достигается увеличением доли специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, а также собственно соревновательных.
Содержание тренировки предусматривает развитие комплексных качеств (скоростно-силовых
возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Кроме того, значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности.
Большое внимание уделяется совершенствованию соревновательной техники. Эта задача обычно осуществляется параллельно с развитием физических качеств и совершенствованием тактических навыков.
Соревновательные упражнения на протяжении второго этапа подготовительного периода распределяются неравномерно: их количество постепенно возрастает к концу его. Это же касается и применения различных специально-подготовительных упражнений. В начале этапа они весьма далеки от соревновательных и способствуют избирательному воздействию на различные стороны специальной подготовленности. В дальнейшем подготовка спортсмена приобретает выраженный интегральный характер. Ее цель — воплощение в соревновательном упражнении всего комплекса функциональных и психических перестроек, двигательных навыков и умений, знаний и опыта, достигнутых за предшествующий период напряженной тренировки.
Соревновательный период
Основными задачами соревновательного периода являются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. Этого достигают применением соревновательных и близких к ним специально-подготовительных упражнений.
В процессе подготовки учитывают все особенности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников.
Все остальные соревнования носят тренировочный характер, специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревнованиям. Часть из них предусмотрена существующим календарем, а часть организуется в виде контрольных стартов.
Нельзя забывать о том, что величина соревновательных нагрузок во многом определяется характером соревнований, наличием сильных противников, эмоциональной настроенностью спортсмена. Понятно, что ответственные состязания оказывают значительно более глубокое воздействие на организм спортсмена, чем интенсивные тренировочные нагрузки и контрольные соревнования.
За 2—3 недели перед ответственными стартами нужно значительно снизить общий объем тренировочной работы. В условиях длительных соревнований необходимо применять упражнения, направленные на поддержание и упрочнение имеющегося уровня подготовленности. Поэтому в тренировку вводят значительное количество специально-подготовительных упражнений, иногда весьма отличных от соревновательных. В ряде случаев эта задача решается введением упражнений из арсенала средств общей физической подготовки. Тренировочные упражнения, более или менее отличающиеся от соревновательных, могут составлять программы самостоятельных занятий, цель которых — поддержание тренированности, или же вводиться в программы занятий с другими преимущественными задачами.
Географическое положение места и время проведения соревнований может потребовать от спортсмена изменения привычного суточного режима. В зависимости от этого, планируя подготовку к ответственным выступлениям, нужно заблаговременно изменять кривую колебаний работоспособности так, чтобы ее подъем приходился на часы соревнований. Если точное время соревнований заранее неизвестно или спортсмену приходится принимать несколько стартов в течение 3—5 ч и более, то имеет смысл планировать основные тренировочные занятия и контрольные соревнования в различное время, а также неожиданно изменять время контрольных соревнований и тренировочных занятий.
Перестройка ритмических колебаний работоспособности в соответствии со сроками соревнований обусловливает также специальное планирование предшествующих им нескольких (обычно 3— 5) микроциклов. Сущность такого планирования заключается в распределении по дням режима работы и отдыха, аналогичного предполагаемому в дни соревнований. Повторение микроциклов рассчитывают так, чтобы участие в соревнованиях совпало с соответствующими днями цикла. Это способствует образованию условно-рефлекторных связей, обеспечивающих спортсмену максимальную работоспособность в те дни, когда он будет участвовать в соревнованиях (Платонов, 1986).
Особое внимание в соревновательном периоде следует уделять построению подготовки в дни, непосредственно предшествующие наиболее ответственным соревнованиям (обычно 7 —14 дни до старта). Тренировка в это время строится сугубо индивидуально и не вписывается в стандартные схемы. На ее организацию влияют следующие факторы: функциональное состояние спортсмена и уровень его тренированности, степень устойчивости соревновательной техники, психическое состояние в данный момент, индивидуальные особенности, реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т.д.
Особую сложность тренировка в соревновательном периоде приобретает у спортсменов высокого класса, готовящихся к выступлению в составах сборных команд в чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх. В этом случае у спортсменов, как правило, бывает ряд кульминационных соревнований: чемпионат страны, являющийся обычно отборочным для комплектования сборной команды, и непосредственно крупнейшие соревнования сезона. После чемпионата страны перед спортсменом, который зачислен в состав команды, и его тренером возникает сложная задача: как построить тренировку на заключительном этапе, чтобы не только добиться абсолютно лучших спортивных результатов, но и по возможности существенно превысить прежние достижения. Практика последних лет дает много примеров того, как рационально построенной тренировкой на этапе непосредственной подготовки к главным соревнованиям можно не только добиться личных достижений, но и превысить результаты скачкообразно (Платонов, Вайцеховский, 1985; Р1ат.опоу, 2002). Однако многим спортсменам этого сделать не удается, и они не только не демонстрируют своих лучших результатов, но даже значительно ухудшают их по сравнению с результатами, показанными на чемпионатах страны накануне европейских, мировых или олимпийских стартов, что приводит к крушению надежд отдельных спортсменов и к неудачам команд. В то же время в командах, в которых уделялось специальное внимание этому вопросу и применялась научно обоснованная система годичной подготовки и непосредственной подготовки к главным соревнованиям года, спортсменам удавалось показать в этих соревнованиях наивысшие результаты года в 70—90 % случаев (Р1аЮпоу, 2002). Следует отметить, что средние показатели в различных видах спорта с метрически измеряемыми результатами колеблются в пределах 20—40 %. В последние годы вследствие расширения календаря соревнований, в основном за счет коммерческих стартов в ряде видов спорта, резко усложнились условия для планомерной подготовки к главным соревнованиям года, вследствие чего процент достижения наивысших результатов года в главных соревнованиях еще больше снизился и, например, в легкой атлетике составляет 10-15.
С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовки стали выделять относительно самостоятельное структурное образование — этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3—5-недель-ного мезоцикла, в других — приобретает черты отдельного непродолжительного (5—8 недель) макроцикла.
Главные соревнования года
Для объективизации процесса непосредственной подготовки к соревнованиям — необходимо:
-
определить рациональное соотношение уп
ражнений, направленных на развитие различных
качеств;
-
установить оптимальное сочетание больших
нагрузок и полноценного отдыха;
-
научиться представлять тренировочные наг
рузки, восстановительные мероприятия и питание
в виде единого процесса;
-
усовершенствовать диагностику функцио
нального состояния спортсменов, их реакций на
нагрузки с целью индивидуального планирования
и коррекции тренировочного процесса;
-
разработать комплекс спортивно-педагоги
ческих, физиотерапевтических и психологических
мероприятий, позволяющих наилучшим образом
подготовить спортсмена к конкретному старту уже
в процессе соревнований.
В последние годы на материале различных видов спорта, прежде всего плавания, бега, лыжного и конькобежного спорта, разработаны типичные модели предсоревновательной подготовки к основным соревнованиям сезона. В зависимости от интервала между чемпионатами стран и крупнейшими соревнованиями сезона продолжительность этапа непосредственной подготовки колеблется в пределах 5—8 недель.
Этап непосредственной подготовки обычно состоит из двух мезоциклов. Один из них, с высокой суммарной нагрузкой, направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих уровень спортивных достижений, другой — на полноценное восстановление, обеспечение оптимальных условий для протекания в организме спортсмена адаптационных процессов, подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики дистанций, состава участников, организационных, климатических и прочих факторов.
В различных видах спорта как у нас в стране, так и за рубежом период непосредственной подготовки квалифицированных спортсменов к основным соревнованиям сезона общей продолжительностью от 5 до 8 недель охватывает промежуток между чемпионатами стран и главными соревнованиями сезона. Первые несколько дней (4—5) пос-
л
е чемпионата страны посвящаются активному отдыху, физическому и психическому восстановлению после прошедших стартов. После этого планируется базовый мезоцикл продолжительностью 3—4 недели. Обычно он подразделяется на две одинаковые по времени части: общеподготовительную (1) и специально-подготовительную (2) (рис. 25.23).
Тренировка в первой части базового мезоцик-ла носит преимущественно общий и вспомогательный характер и во многом дублирует тренировку на первом этапе подготовительного периода. Основным отличием обычно является то, что дневной объем работы, выполняемой в эти дни, превышает величины, имевшие место когда-либо ранее. Достаточно сказать, что ежедневная тренировка обычно занимает до 5—6 ч при двух—четырех занятиях в течение дня. Первая половина мезоцик-ла, как правило, заканчивается контрольными соревнованиями в дополнительных номерах программы. Вторая часть мезоцикла носит специализированный характер и по кругу решаемых задач, подбору средств и методов, особенностям построения тренировки соответствует тренировочному процессу на втором этапе подготовительного периода. Объем работы резко сокращается (до 3— 4 ч ежедневно), а интенсивность ее возрастает. Большие нагрузки всего мезоцикла обусловлены стремлением довести организм тренированного спортсмена до стрессового состояния, способного вызвать дополнительный адаптационный скачок. Фактором, способствующим более успешному решению этой задачи, часто служит проведение тренировки в условиях среднегорья, диктующих дополнительные требования к функциональным системам организма спортсмена.
За базовым планируется предсоревнователь-ный мезоцикл, основными задачами которого являются восстановление после нагрузок предыдущего мезоцикла, психологическая подготовка к конкретным соревнованиям, выработка специального ритма работоспособности с учетом предполагаемого времени стартов. Объем работы резко сокращается (до 2—3 ч в день при одном-двух занятиях), подготовка приобретает сугубо индивидуальный характер. Широко используются различные средства восстановления, позволяющие поддерживать высокую работоспособность спортсменов, стимулировать протекание восстановительных процессов. Особое внимание уделяется устранению мелких недостатков в технической, тактической и психической подготовленности. Попытки внести серьезные изменения в уровень подготовленности к успеху не приводят. В ряде случаев в предсоревновательном мезоцикле могут планироваться отдельные занятия или, даже, дни с большими нагрузками. Например, в спортивных единоборствах для достижения эффекта сверхвосстановления к моменту главных стартов, за 7 —10 дней до турнира могут планироваться исключительно напряженные нагрузки соревновательного характера (Суханов, 2002). Такие нагрузки могут оказаться эффективными и в других видах спорта, однако при учете того факта, что продолжительность восстановительных реакций, время, необходимое для выхода на уровень суперкомпенсации, зависят от специфики вида спорта и направленности нагрузок, а также индивидуальных особенностей спортсмена.
В последние годы система непосредственной подготовки была подвергнута дальнейшему совершенствованию как в отношении общей структуры, так и содержания подготовки. Например, при подготовке пловцов (таблица) 8-недельная непосредственная подготовка приобрела следующий вид: 1-й базовый мезоцикл (на равнине) — 2 недели, 2-й базовый мезоцикл (в среднегорье) — 3 недели, предсоревновательный мезоцикл — 3 недели (на равнине) (рис. 25.24).
Тренировка в первом базовом мезоцикле начинается через 5—6 дней после активного отдыха, который планируется после окончания национального чемпионата. Работа на суше и в воде носит базовый характер и по своему содержанию соответствует первому этапу подготовительного периода: выполняется большой объем работы на суше, направленной на развитие силовых качеств и гибкости (14—16 ч за две недели); работа в воде в основном направлена на восстановление ранее достигнутого уровня аэробной производительности и его дальнейшее повышение (чисто аэробная работа составляет до 35—45 % общего объема плавания, смешанная анаэробно-аэробная — до 25-30 %).
В начале 2-го базового мезоцикла, проводимого в среднегорье, планируется относительно небольшая нагрузка в течение 4—6 дней, позволяющая спортсменам адаптироваться к горным услови-
ям. Далее планируется крайне напряженная специальная тренировка по программу второй половины подготовительного и соревновательного периодов.
За время тренировки в горах дважды (11-й и 17-й дни) проводятся контрольные соревнования. Дни отдыха предоставляются после контрольных соревнований — 12-й и 18-й дни пребывания в горах.
После завершения 21-дневного цикла подготовки в среднегорье спортсмены переезжают на одну из равнинных баз для освоения программызаключительного 3-недельного предсоревнова-тельного мезоцикла. Опыт показал, что наивысшего уровня готовности к стартам спортсмены способны достичь на 19—23-й день после окончания подготовки в среднегорье. Этим и обусловлена продолжительность заключительного предсорев-новательного мезоцикла. Указанный мезоцикл состоит из трех микроциклов, продолжительностью соответственно 6, 7 и 8 дней. Основной задачей первого микроцикла является реакклиматиза-
ция спортсменов после подготовки в среднегорье. Второй и третий микроциклы направлены на полное восстановление функциональных возможностей пловцов после нагрузок базового среднегор-ного мезоцикла, создание необходимых условий для протекания реакции отставленной адаптации, отработку деталей техники и тактики, психологическую настройку на участие в конкретных стартах с учетом состава участников, психологического микроклимата данных соревнований.
Следует отметить, что структура и содержание заключительных двух микроциклов во многом носит строго индивидуальный характер. Одни пловцы ежедневно выполняют стандартный объем работы: во втором микроцикле — 6—9 км, в третьем — 2—4 км. Другие постепенно снижают объем работы — с 8—9 и даже с 10—15 км до 1—3 км. Некоторые спортсмены выполняют силовые упражнения на специальных тренажерах в объеме 3—4 раза в неделю по 30 мин, сочетая эти упражнения с работой над гибкостью. Отдельные спортсмены сохраняют силовую работу на суше (3—4 раза по 30—40 мин) во втором микроцикле и полностью прекращают ее в третьем. Некоторые пловцы в заключительные две недели перед главными стартами сохраняют определенный объем работы (3—6 раз в неделю по 15—30 мин), направленной на поддержание гибкости, а силовую работу полностью исключают.
Существенные колебания отмечаются и в объеме соревновательной деятельности. Ряд спортсменов вообще исключают всякую соревновательную деятельность. Другие стартуют в контрольных соревнованиях, принимая от 1—2 до 4— 6 стартов на дополнительных и основных дистанциях.
В течение последних двух микроциклов при общем небольшом объеме работы и невысокой суммарной нагрузке довольно широко применяются различные скоростные упражнения — проплы-вание коротких отрезков (10—25 м), выполнение стартов, поворотов и т. п. с околопредельной (95 %) и предельной скоростью. Некоторые спортсмены за 4—5 дней до главного старта планируют 1—2 занятия с большими нагрузками, способствующими повышению скоростных возможностей и специальной выносливости. Эти занятия приводят к глубокому утомлению, а последующие восстановительные реакции часто позволяют спортсменам подойти к главному старту в состоянии суперкомпенсации.
В целом при таком варианте планирования предсоревновательной подготовки наблюдается необходимое соответствие между величиной тренирующих воздействий и условиями для их трансформации в морфологические и функциональные преобразования, лежащие в основе роста тренированности. Этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям приобретает черты самостоятельного макроцикла с непродолжительными периодами общей и вспомогательной подготовки, специальной подготовки и непосредственного подведения к стартам.
В мировой практике часто используется еще одна схема непосредственной подготовки. Продолжительность этапа в этом случае составляет 6 недель и подразделяется на два трехнедельных мезоцикла (рис. 25.25). В первом мезоцикле отсутствует общеподготовительная часть — работа здесь носит специфический характер, а нагрузка постепенно снижается от микроцикла к микроциклу. Ежедневный объем работы в первом мезоцикле составляет 3—5 ч, во втором — 1— 3 ч. Суммарный объем работы на этапе составляет 50—60 % по отношению к наиболее напряженным этапам года, а интенсивность ее достигает максимальных величин. Особое значение придается всестороннему восстановлению спортсмена. На хороший результат можно надеяться лишь в том случае, если в течение последнего мезоцикла наступило полное не только физическое, но и психическое восстановление. В этом плане должно уделяться большое внимание устранению психической усталости, излишнего нервного напряжения. Очень важна также уверенность спортсмена в своих силах на основе четкого осоз
нания как своих возможностей, так и сил основных соперников.
8-недельная модель этапа непосредственной подготовки к главным соревнованиям года с незначительной коррекцией может оказаться эффективной для всех видов спорта, связанных с проявлением выносливости, и для которых характерно использование среднегорной и высокогорной подготовки. Однако основные принципы ее построения используются и в других видах спорта, например в спортивной гимнастике (рис. 25.26).
Представленные варианты структуры этапа непосредственной подготовки к основным соревнованиям широко апробированы при подготовке спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Их творческая реализация обеспечивает в 60—80 % случаев выход на высшие достижения к моменту главных стартов.
В мировой спортивной практике нередко используется еще одна схема построения непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Суть ее сводится к тому, что основные отборочные соревнования (чемпионат страны) проводятся незадолго (обычно за 2—3 недели) до основных стартов сезона. К чемпионату страны проводится напряженная специальная подготовка. После чемпионата спортсмены, попавшие в команду, в течение двух недель проводят тренировку по принципу построения предсоревнова-тельных мезоциклов.
Переходный период
К числу основных задач переходного периода относятся полноценный отдых после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п.
Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3—4 до 6—8 недель и зависит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена.
В практике сложились различные подходы к содержанию переходного периода. Первый подход предполагает сочетание активного и пассивного отдыха. Такое планирование применяют, например, многие американские спортсмены, которые после основных соревнований на 1,5—2 мес прекращают тренировку и отдыхают. Второй, напротив, предполагает после нескольких дней активно го или пассивного отдыха достаточно напряженную тренировку, построенную по принципу планирования втягивающего мезоцикла первого этапа подготовительного периода. Третий подход является промежуточным между первыми двумя и связан с широким применением средств активного отдыха, а также неспецифических нагрузок, позволяющих обеспечить поддержание основных компонентов тренированности.
Каждый из этих подходов эффективен. Например, первый вариант, связанный с длительным отдыхом, приводит к определенному угасанию функциональных возможностей спортсмена, что требует в дальнейшем достаточно продолжительной работы для их восстановления, однако позволяет полностью восстановить возможности психической сферы спортсмена. Такой подход целесообразен при планировании тренировочного процесса спортсменов высокого класса с длительным стажем, находящихся на этапе сохранения высших достижений. Второй подход полезен для спортсменов, не выполнивших по тем или иным причинам (например, в связи с травмой) программу предыдущего макроцикла и не получивших запланированных нагрузок. Однако применяют эти варианты, как правило, в частных случаях. Что же касается построения тренировочного процесса при закономерном его протекании, то здесь наиболее приемлем третий подход. Преимущества его связаны с возможностью эффективного решения основных задач переходного периода — обеспечения полноценного восстановления физических и психических возможностей после нагрузок прошедшего макроцикла и поддержания достаточно высокого уровня развития двигательных качеств и функциональных возможностей основных систем организма.
Тренировка в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. Объем работы по сравнению с подготовительным периодом сокращается примерно в 4—5 раз; количество занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, четырех—шести; занятия с большими нагрузками не планируются и т. д. Резко изменяется и направленность работы. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. При этом в процессе как активного отдыха, так и использования средств общефизической подготовки целесообразно ориентироваться на новые, не применявшиеся широко в предшествовавшей тренировке, средства. Следует менять места занятий, проводить их в лесу, у моря или реки, в зонах отдыха.
При подборе средств тренировки в переходном периоде нужно широко использовать упражнения, направленные на развитие различных двигательных качеств, что позволяет, изменив характер тренировки, сохранить их высокий уровень. В этом периоде наиболее целесообразно проводить занятия комплексной направленности с применением разнообразных средств широкого спектра воздействия. Такие занятия позволяют поддержать уровень тренированности, являются достаточно эмоциональными, не перегружают психику спортсмена.
При правильном построении переходного периода, его оптимальной продолжительности, объеме и содержании работы, величине нагрузки спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года.
Направленность и содержание переходного периода тесно связаны с этапом многолетней подготовки, на котором находится спортсмен. В тренировке юных спортсменов на этапе предварительной базовой подготовки переходный период выражен нечетко, по содержанию и величине нагрузок в значительной мере приближается к первому этапу подготовительного периода. Этап специализированной базовой подготовки связан уже с наличием четко выраженного переходного периода с его специфическими задачами и содержанием. Однако особое внимание к построению тренировки в переходном периоде следует уделять на последующих этапах многолетней подготовки.
В конце переходного периода нагрузку постепенно увеличивают, уменьшают объем средств активного отдыха, увеличивают количество общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход от переходного периода к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла.
страница 1 страница 2
|