страница 1 страница 2 Глава 25
ПОСТРОЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА
Общие положения
Структура подготовки в течение года обусловливается главной задачей, решению которой посвящена тренировка на данном этапе многолетнего совершенствования. Поэтому естественно, что построение годичной подготовки на первом этапе многолетнего совершенствования, где основной задачей является создание (на основе гармоничного физического развития и укрепления здоровья детей) технических и функциональных предпосылок для их эффективного спортивного совершенствования в дальнейшем, принципиально отличается от построения подготовки, например, на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
На первом и втором этапах многолетнего совершенствования подготовка предусматривает в основном параллельное (а при необходимости — и последовательное) решение задач технико-тактической, физической, психологической подготовки спортсменов. На дальнейших этапах, когда ставится задача максимального раскрытия индивидуальных возможностей спортсменов для достижения наивысших спортивных результатов и успешного выступления в соревнованиях, структура годичной подготовки носит более сложный характер и обусловливается многими факторами. В их числе в первую очередь следует назвать специфические особенности вида спорта и закономерности становления в них основных составляющих спортивного мастерства; необходимость подготовки спортсмена к участию в конкретных соревнованиях (например, в чемпионате Европы или мира, Олимпийских играх); индивидуальные адаптационные возможности спортсмена, структура его подготовленности, содержание предшествовавшей тренировки.
Современная система годичной подготовки формировалась на протяжении многих десятилетий, начиная с 20-х годов XX века, и интенсивно совершенствуется в настоящее время на основе достижений науки и практики. Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей — достижения состояния наивысшей готовности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.
Теоретико-методологической основой построения годичной подготовки является так называемая теория периодизации, обобщенная в фундаментальных работах Л.П. Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах ряда других специалистов (Озолин, 1970; Харре, 1971; Платонов, 1980, 1997; Нагге, 1982; Желязков, 1986; МаПт, Саг1, 1_еппег{2, 1991; ЗсппаЬе!, 1994 и др.) и получившая широкое признание в мире (Вотра, 2001, 2002; Згштп, №гпз, 2002; НоКтап, 2002 и др.). В ее основе — построение спортивной подготовки на основе больших тренировочных циклов (макроциклов). Структура и содержание макроциклов как в общетеоретическом плане, так и применительно к специфике различных видов спорта были достаточно всесторонне обоснованы, прошли широкомасштабную апробацию и внедрение в системе олимпийской подготовки спортсменов многих стран. Одним из основных положений теории периодизации являлось то, что полноценное развитие состояния наивысшей готовности («спортивной формы») спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и может быть обеспечено в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие, чем полугодичные, по-видимому, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л. Матвеев, 1964, 1977).
Однако в дальнейшем (80—90-е и последующие годы) в силу многих причин спортивный календарь расширялся, ответственные соревнования стали охватывать значительную часть года и система построения подготовки, в которой было лишь один-два пика готовности к успешным стартам, перестала удовлетворять нужды быстроменяющейся спортивной практики. Спортивные федерации, оргкомитеты крупнейших соревнований проигнорировали призыв ученых к необходимости органично увязывать систему спортивных соревнований с объективно существующими закономерностями становления спортивного мастерства, принципами построения спортивной подготовки. Увеличение популярности различных соревнований, коммерческие интересы федераций, оргкомитетов соревнований, телевидения, спонсоров да и самих спортсменов, заинтересованных в вознаграждениях, привели к тому, что количество ответственных соревнований в различных видах спорта резко возросло, а в отдельных видах спорта они стали охватывать до 8—10 месяцев года.
Необходимость расширения во времени и интенсификации соревновательной практики требовали дальнейшего развития теории периодизации годичной подготовки — пересмотра отдельных теоретических положений, разработки перспективных технологических решений, опирающихся на достоверные научные знания. Однако этот вполне логичный путь рядом специалистов был подменен попыткой сформировать новый подход к построению годичной подготовки спортсменов высокого класса, отрицающий ее периодизацию, а предусматривающий подготовку спортсменов через участие в большом количестве соревнований, проводимых в течение большей части года и чередующихся непродолжительными периодами специальной подготовки.
В настоящее время, по прошествии практически двух десятилетий, в течение которых многие тренеры и спортсмены реализовывали этот подход, стало очевидным, что достигаемая в этом случае возможность выступлений в соревнованиях в течение большей части года одновременно сопровождается резким снижением вероятности выхода на наивысший уровень готовности и достижения высоких результатов в главных соревнованиях, ухудшением качества подготовки и уровня спортивных достижений, повышением травматизма. В настоящее время это признали и многие специалисты, которые в прежние годы активно отвергали теорию периодизации и настаивали на необходимости пересмотра ее базовых положений.
Параллельно осуществлялся поиск путей развития методологии построения годичной подготовки, позволяющий преодолеть противоречие между базовыми положениями теории периодизации и современным календарем спортивных соревнований. В течение последних 10—15 лет здесь достигнут значительный прогресс, и не в противовес, а в развитие теории периодизации спортивной тренировки последовательно и на протяжении многих лет отстаиваемой Л.П. Матвеевым. Этому во многом способствовало осознание необходимости постепенно совершенствовать и представлять совокупность знаний в области теории спортивной подготовки и смежных дисциплин с позиций системного подхода, который стал широко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления в 70—80-х годах. Синтез накопленного научного знания и практического опыта в области подготовки спортсменов с этих позиций вывел в качестве системообразующего фактора оптимальную структуру соревновательной деятельности (Кузнецов и др., 1979; Платонов, 1980, 1986 и др.) и соответствующее ей многоуровневое состояние готовности спортсмена, обеспечивающее достижение заданного спортивного результата (Платонов, 1984; Шустин, 1995). Это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены закономерности, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности (Платонов, 1984), что вовсе не отвергало, но требовало по-новому увидеть и шире использовать возможности других принципов спортивной подготовки — единства постепенности увеличения нагрузки и стремления к максимальным нагрузкам, волнообразности и вариативности нагрузок, цикличности процесса подготовки. В частности, возникла необходимость четкого уяснения субординационных отношений между составляющими соревновательной деятельности и различными компонентами подготовленности спортсмена. Не менее значимой оказалась и необходимость использования при построении годичной подготовки спортсменов современных достижений теории адаптации, в частности той ее части, которая касалась закономерностей формирования процессов адаптации, деадаптации и реадаптации применительно к компонентам подготовленности, находящимся на различных субординационных уровнях. Все это применительно к системе периодизации годичной подготовки неизбежно привело к следующим выводам:
-
необходимо разделить понятия «высокая
подготовленность спортсмена» и «готовность
к высшим достижениям» («спортивная форма»);
высокий уровень подготовленности спортсменов
обеспечивается достаточно стабильными, требую
щими длительного формирования и не подвержен
ными резким колебаниям характеристиками —
двигательные качества, возможности важнейших
функциональных систем, общий уровень техничес
кой и тактической подготовленности и др.;
состояние готовности к высшим достижени
ям обеспечивается на базе высокого уровня под
готовленности и предполагает своеобразную над стройку, состоящую из достаточно быстро формируемых компонентов, относящихся к различным сторонам специальной физической, технико-тактической и психологической подготовленности спортсменов, органически увязываемых с конкретной ситуацией, при анализе которой следует учитывать как внутренние факторы, влияющие на эффективность соревновательной деятельности спортсменов (уровень подготовленности спортсмена), так и внешние, связанные с условиями конкретных соревнований;
-
рациональное построение подготовки спорт
смена предполагает либо планомерное увеличение
уровня подготовленности спортсмена, либо его от
носительную стабилизацию, что характерно для
спортсменов высокого класса, находящихся на
этапе сохранения высших достижений. Значитель
ные колебания в уровне подготовленности, в том
числе и его резкое снижение в переходном пери
оде, нецелесообразны. Состояние высокой подго
товленности спортсмена может прогрессировать,
удерживаться или несущественно колебаться в те
чение большей части года — до 8—10 месяцев;
-
состояние готовности к высшим достижени
ям, в отличие от состояния высокой подготовлен
ности, подвержено резким колебаниям, и его дос
тижение является наиболее специфической и ин
дивидуализированной частью подготовки спорт
смена; состояние готовности к высшим достиже
ниям, определяемое эффективностью соревнова
тельной деятельности, может неоднократно дости
гаться, утрачиваться или видоизменяться в зависи
мости от календаря и условий соревнований, осо
бенностей подготовки, а также специфики вида
спорта.
Такой подход не противоречит взглядам Л.П. Матвеева, который отмечает, что в структуре спортивной формы следует различать стабильные и лабильные слагаемые. В качестве стабильных выступают базовые слагаемые, которые составляют фундамент устойчивости спортивной формы, которая, таким образом, предстает в качестве «долговременно сохраняемого состояния спортсмена». Лабильными являются те составляющие, которые предопределяют оперативную готовность спортсмена к предельной реализации своих возможностей, как быстротечное состояние. Закономерные взаимоотношения и взаимодействия стабильных и лабильных компонентов и предопределяют динамику спортивных достижений (Матвеев, 2001).
Таким образом, возникает возможность такого построения годичной подготовки, которое позволяло бы в русле реализации основных принципов периодизации неоднократно и в различные месяцы года достигать состояния готовности к достижениям и одновременно обеспечивать сохранение тенденции к росту достижений по мере приближения к главным соревнованиям года.
Для современного спорта является вполне естественной ситуация, когда спортсмен или команда, отличающиеся очень высоким уровнем функциональной подготовленности, технико-тактического мастерства, неожиданно проигрывают ответственные соревнования, отдельные старты или матчи, не попадают в финалы крупнейших соревнований. Это может произойти как в результате внешних причин — особенностей мест соревнований, судейства, неожиданных высокоэффективных действий соперника, так и явиться следствием технико-тактических или психологических просчетов, допущенных при подготовке к конкретному старту. Такие случаи особенно характерны для спортивных игр и единоборств, когда в силу тех или иных причин не была осуществлена кратковременная специальная технико-тактическая и психологическая подготовка к конкретной игре или поединку, основанная на детальном анализе сильных и слабых сторон соперника. Даже самые обидные срывы и поражения в подобных случаях не позволяют говорить об «утрате спортивной формы», а свидетельствуют лишь о том, что на фоне высокой подготовленности спортсмены не сумели добиться готовности к высшим достижениям в конкретной схватке, поединке, игре или их отдельном моменте, и вовсе не исключает успешных выступлений в очередных ближайших соревнованиях.
Таким образом, формирование состояния подготовленности спортсмена и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого — относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года (чемпионатам мира, Олимпийским играм ) и участия в большем количестве соревнований, в том числе и коммерческих, что характерно для современного этапа развития спорта.
В практическом плане это привело к формированию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и специальных компонентов подготовленности, ориентированного на достижении наивысших результатов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются специфические структурные образования, построенные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного макроцикла. То есть речь идет о формировании такой модели годичной подготовки, в которой планиро-зание нескольких изолированных макроциклов не нарушало бы основных закономерностей становления спортивного мастерства, реализуемых в системе традиционной периодизации на основе одно-или двухциклового планирования. Нарушение этих закономерностей, стремление к предельным специфическим нагрузкам в первых макроциклах неизбежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших результатов в главных соревнованиях года и создает впечатление о нецелесообразности многоциклового планирования.
В тоже время следует учитывать, что многоцикловая периодизация годичной подготовки требует соблюдения ряда принципиальных положений существенно отличающих ее от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. К основным из них, применительно к подготовке спортсменов высокой квалификации, необходимо отнести следующие:
-
устранение из системы подготовки спортсме
нов высокой квалификации работы, носящей обще
подготовительный (в традиционном понимании не
связанный со спецификой вида спорта) характер;
планирование в структурных элементах базового
характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы,
прямо или опосредовано способствующей разви
тию качеств и способностей, органично связанных
со структурой соревновательной деятельности;
-
стратегической линией всего процесса годич
ной подготовки, за исключением отдельных мезо-
циклов базового характера, в которых создается
фундамент для последующей специальной подго
товки, является интеграция процесса совершен
ствования различных сторон подготовленности
(технической, тактической, физической, психоло
гической) с совершенствованием основных компо
нентов соревновательной деятельности;
-
интегративный характер подготовки предус
матривает широкое применение средств и методов,
обеспечивающих совмещенное совершенствование
различных сторон подготовленности и различных
компонентов соревновательной деятельности;
-
разработка и широкое внедрение таких
средств и методов, которые обеспечивали бы не
только интеграцию совершенствования различных
компонентов подготовленности, но и являлись бы
достаточным стимулом для мобилизации адапта
ционных процессов в отношении всей совокупнос
ти локальных компонентов подготовленности, что
требует существенного расширения традиционно
го набора средств и методов совершенствования
различных сторон подготовленности спортсменов;
-
• концентрация однонаправленных нагрузок, как стимула к обеспечению очередного адаптационного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности, должна органически увязываться с эффективной подготовкой интегрального характера.
Система построения спортивной тренировки в течение года в значительной мере определяет особенности использования непосредственной подготовки к соревнованиям и собственно соревновательной борьбы как мощного фактора мобилизации имеющегося функционального потенциала организма спортсмена, дальнейшей стимуляции его адаптационных реакций, воспитания психической устойчивости к сложным условиям соревновательной деятельности, отработки эффективных технико-тактических решений.
В современной практике можно выделить три основных подхода к планированию соревновательной деятельности. Первый из них связан со стремлением спортсменов стартовать возможно чаще, добиваясь высоких спортивных результатов в каждом соревновании. Второй подход предполагает малоинтенсивную соревновательную практику, а все внимание спортсменов концентрируется на подготовке к главным соревнованиям сезона. Третий подход опирается на обширную, но строго дифференцированную соревновательную деятельность: подготовительные, контрольные и подводящие соревнования используются прежде всего как средство подготовки; задачи достижения максимально доступных результатов в них не ставятся. Вся система подготовки концентрируется на необходимости достижения высоких результатов в отборочных и особенно в главных соревнованиях.
Первый подход позволяет спортсменам широко использовать соревнования как средство и метод подготовки и контроля за эффективностью тренировочного процесса. Они адаптируются к условиям соревнований и оказываются способными показывать достаточно стабильные результаты, длительно удерживать состояние спортивной формы. Однако постоянное стремление к достижению высоких спортивных результатов в различных соревнованиях связано с излишними нервно-психическими нагрузками, нарушением основных закономерностей построения тренировочного процесса, привыканием к экстремальным условиям соревнований (Р1аЮпоу, 2002). При таком подходе спортсмены, как правило, оказываются неспособными к демонстрации действительно выдающихся результатов в главных соревнованиях.
Второй подход является недостаточно эффективным при подготовке спортсменов высшей квалификации. Во-первых, ограниченная соревновательная практика лишает спортсмена одного из
важнейших факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие приспособительных реакций хорошо адаптированного организма. Во-вторых, недостаточный соревновательный опыт часто не позволяет полноценно реализовать в соревнованиях технико-тактический и функциональный потенциал. Связано это с тем, что при такой подготовке соревнования таят много неожиданного, а встреча с любым неожиданным фактором вызывает в организме прежде всего реакцию тревоги, которая эмоционально окрашивает предстоящую деятельность (Келлер, 1995). Непредсказуемость развития соревновательной ситуации, неподготовленность организма к ее решению вызывают стрессовую реакцию и могут привести к низким результатам. Третий подход наиболее целесообразен, так как позволяет использовать преимущества и одновременно сгладить недостатки первых двух. При этом следует учитывать, что для успешной соревновательной деятельности важны тончайшие интимные настройки — высочайшая степень координации всех функций и систем организма. Моделирование в подготовительных, подводящих, контрольных соревнованиях условий, адекватных целям и задачам этапов и периодов подготовки спортсмена, приводит в действие те адаптационные механизмы организма, которые позволяют в экстремальных ситуациях отборочных и главных соревнований в полную меру реализовать подготовленность спортсмена и достичь высоких и стабильных результатов.
Структура годичной подготовки
Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух — двухцикловым, трех — трехцикловым и т. д. В последние годы апробированы различные варианты четырехциклового, пятициклового и даже шести- и семициклового построения годичной подготовки. В каждом макроцикле выделяются три периода - подготовительный, соревновательный и переходный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто используются варианты, получившие названия «сдвоенного», «строенного» и т. д. циклов (Матвеев, 1977; Платонов, 1986, 1997). В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т. д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего (рис. 25.1). При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенный мере нивелироваться различия между содержанием тренировочного процесса в отдельных подготовительных и соревновательных периодах.
Если в течение года планируются два макроцикла или более, продолжительность и содержание каждого из них существенно различаются. Например, при трехцикловом планировании при подготовке спортсменов высокого класса первый макроцикл носит в основном базовый характер, предполагает преимущественно комплексную подготовку и выступление в соревнованиях не таких ответственных, как главные соревнования года. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфическим, предусматривает направленную подготовку к выступлению в ответственных соревнованиях цикла. В третьем макроцикле, нацеленном на достижение наивысших результатов в кульминационных соревнованиях года, объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин и одновременно предпринимаются все необходимые меры для полноценного восстановления и непосредственной подготовке к главным соревнованиям.
В подготовительном периоде закладывается технико-тактическая и функциональная основа для успешной подготовки и участия в основных соревнованиях, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
В соревновательном периоде происходит дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, осуществляется непосредственная подготовка и участие в основных соревнованиях.
Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала спортсменов после тренировочных и соревновательных нагрузок предыдущих периодов подготовки, осуществление мероприятий, направленных на подготовку к очередному макроциклу.
Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством различных факторов. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности спортсменов и команд и структурой подготовленности, обеспечивающих такую деятельность, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями совершенствования различных качеств и способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих уровень достижений в данном виде спорта; третьи — с индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, их адаптационными ресурсами, особенностями тренировки в предшествовавших макроциклах, индивидуальным спортивным календарем, обусловленным количеством и уровнем соревнований, продолжительностью этапа важнейших соревнований; четвертые — с организацией подготовки (в условиях централизованной подготовки или на местах), климатическими условиями (жаркий климат, среднегорье), материально-техническим уровнем (тренажеры, оборудование и инвентарь, восстановительные средства, специальное питание и т. п.) (Матвеев, 1977; Озолин, 1984; Платонов, 1986, 1995; Иванова, 1988 и др.).
Все это многообразие факторов обусловливает направленность содержания тренировочного процесса и, как следствие, структуры макроциклов, периодов, этапов и более мелких образований тренировочного процесса — мезо- и микроциклов. Деление на периоды и этапы помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени.
Поэтому продолжительность различных периодов и этапов в пределах макроцикла в зависимости от вида спорта, этапа многолетней подготовки, контингента занимающихся, индивидуальных особенностей спортсмена может колебаться в очень широких пределах. Например, в плавании, легкой атлетике, конькобежном и других циклических видах спорта продолжительность соревновательного периода (или периодов при двух- и трехцикловом планировании) может быть в 1,5— 2,5 раза меньше, чем в спортивных играх. Сезонные виды спорта отличаются большей продолжительностью подготовительного и меньшей — соревновательного периода по сравнению с видами спорта, соревнования в которых проводятся в течение всего года.
На начальном этапе многолетней подготовки, а также этапе предварительной базовой подготовки планируется очень продолжительный подготовительный период; соревновательный период очень непродолжителен и нечетко выражен. При подготовке спортсменов высокого класса наблюдается противоположная картина: подготовительный период резко сокращается, а соревновательный может занимать значительную часть года (рис. 25.2).
Тенденция к постоянному расширению календаря спортивных соревнований, в числе которых достаточно много ответственных, распределенных более или менее равномерно, вызвала появление 3—5 и более макроциклов в течение года (борьба, бокс, тяжелая атлетика, плавание и др.). Этому же способствовало и улучшение материальной базы спорта. Закрытые манежи, велотреки, зимние стадионы, широкая сеть бассейнов позволили отказаться от сезонности во многих видах спорта. Так появились два макроцикла в течение года в велосипедном спорте (трек), легкой атлетике, 2— 3 макроцикла — в плавании. Одновременно в видах спорта, связанных с длительной и напряженной соревновательной деятельностью (велосипедный спорт (шоссе), марафонский бег) и требующих большого времени для подготовительной работы, сохранился один годичный макроцикл. В отдельных видах могут планироваться двухлетние циклы. Это связано с освоением новых и особо сложных программ (спортивная гимнастика, фигурное катание). Однако в различных периодах таких циклов спортсмены могут участвовать в соревнованиях по старой программе (Озолин, 1984).
Особенности календаря в спортивных играх во многом диктуют построение тренировочного процесса в течение года. Здесь наряду с годичными макроциклами (футбол, хоккей) может использоваться 2—3-цикловое построение подготовки (баскетбол, водное поло).
В целом практика современного спорта характеризуется в отдельных видах спорта отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации годичной подготовки и переходом на многоцикловое планирование. Сохранение одно- или двухцикловых систем сопровождается резким увеличением продолжительности соревновательных периодов, которые в ряде видов спорта, требующих серьезной базовой подготовки (например, легкая атлетика), превышают продолжительность подготовительных и переходных периодов вместе взятых.
Обусловлено это в основном резким расширением спортивного календаря, появлением большого количества коммерческих соревнований, относительно равномерно распределенных в течение года. Не перевелись и сторонники отказа от периодизации спортивной тренировки, рекомендующие строить тренировочный процесс в течение года через соревновательную практику, полностью подчиняя содержание подготовки в коротких промежутках между соревнованиями задачам восстановления после предыдущих стартов и непосредственной подготовке к последующим. Однако реализация такого подхода на практике, позволив спортсменам выступать на относительно высоком уровне в течение большей части года, одновременно не дает им возможности выйти на пик готовности к моменту главных соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира. В результате, в подготовке многих спортсменов четко просматривается ориентация на погоню за призовыми деньгами в большом количестве соревнований, проводимых в течение большей части года. В этом случае сводится к минимуму (не более 10—15%) вероятность демонстрации наивысшего результата года в главных соревнованиях, что в условиях современной острейшей конкуренции равносильно провалу. Такую практику часто стимулируют и национальные спортивные федерации, также заинтересованные в коммерческой стороне дела. Особенно ярко это проявляется в современной легкой атлетике. Например, федерация легкой атлетики Украины в конце 90-х годов подменила целенаправленную подготовку к Олимпийским играм и чемпионатам мира постоянной погоней за коммерческими стартами. Итоги закономерны: периодические всплески результатов отдельных спортсменов в многочисленных соревнованиях, проводимых в течение года, и провалы на Играх Олимпиады (2000 г.) и чемпионате мира (2003 г.), обусловленные тем, что ведущие спортсмены в этих главных соревнованиях в большинстве случаев оказываются не способными даже приблизиться к своим лучшим результатам. Например, на Играх Олимпиады в Атланте из 12 сильнейших легкоатлетов лишь 3 показали лучшие результаты сезона, а остальные выступили явно хуже по сравнению с предшествовавшими или последующими коммерческими соревнованиями. Не сделав никаких выводов из этого показательного урока, легкоатлеты Украины на чемпионате мира 2003 г. умудрились оказаться на 36 месте в итоговом списке участников чемпионата (в 1997 г. — 4—5 места), что не удивительно, так как 13 из 16 ведущих спортсменов не только не сумели выйти на уровень лучших результатов года, а, в основном, многие известные спортсмены резко ухудшили свои результаты или даже не преодолели квалификационного норматива.
Сложившаяся ситуация заставила специалистов, заинтересованных в планомерной и результативной подготовке к Олимпийским играм и другим главным соревнованиям вернуться к одноцикло-вым и двухцикловым системам периодизации тренировки в течение года, подчинению подавляющей части соревнований, решению тренировочных задач. Основанием для такого подхода явились не только научные данные (Матвеев, 2001; Р1ат.опоу, 2002), но и всесторонний анализ соревновательной практики большого количества сильнейших спортсменов, согласно которому «олимпийскими чемпионами в большинстве случаев становятся спортсмены, не являющиеся победителями Кубков мира или Гран-при, многие из них принимали участие в этих серийных соревнованиях лишь с «тренировочными» целями, ограничиваясь участием лишь на отдельных этапах» (Суслов^ 2002).
Интенсивная соревновательная практика, ориентированная на участие в соревнованиях в периоды, когда должна проводиться напряженная тренировочная деятельность, нарушает принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Во-первых, происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок в тот период, когда они должны быть максимальными, стимулируя адаптационные реакции, обеспечивающие наивысший уровень готовности ко времени проведения главных соревнований года. В результате вместо планомерно, а иногда и скачкообразно протекающей адаптации отмечаются признаки деа-даптации в возможностях важнейших функциональных систем организма. Во-вторых, как справедливо отмечает Суслов (2002), многочисленные официальные старты, объединенные в серии, проводящиеся в разных регионах, на разных контин-гентах, в разных климатических условиях, на разных высотах, приводят к смещению адаптационных реакций с устойчиво-экономичной фазы в аварийно-расточительную, предусматривающую хао-
~ичную адаптацию к экстремальным внешним условиям, вместо планомерной адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, обеспечивающей выход на пик готовности в главных стартах. В результате снижается уровень подготовленности, спортивные результаты становятся нестабильными, резко возрастает вероятность травм.
Однако, если в одних видах спорта (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика, биатлон, лыжные гонки и др.) срывы на Олимпийских играх ведущих спортсменов в основном обусловливаются грубыми просчетами в планировании подготовки и бессистемной погоней за коммерческими стартами, то в некоторых видах спорта существуют объективные трудности в деле рационального построения годичной подготовки. В частности, речь идет о шоссейных гонках в велосипедном спорте, давно оформившихся как вид профессионального спорта. И если в предыдущие десятилетия спортсмены-любители могли планомерно готовиться к чемпионатам мира и Играм Олимпиад, то после объединения любительского и профессионального спорта все сильнейшие гонщики оказались в профессиональных командах и, естественно, утратили возможность планирования подготовки, ориентированной на главные соревнования года — чемпионаты мира и Олимпийские игры.
Основными мероприятиями спортивного календаря в этом виде спорта являются три основные и наиболее популярные профессиональные гонки — «Джиро Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта Испании», охватывающие 4-месячный период. Чемпионаты мира или Олимпийские игры являются дополнением к этим соревнованиям. Изучение эффективности выступлений сильнейших велосипедистов за всю историю профессионального спорта убедительно показало, что невозможно обеспечить сохранение наивысшего уровня готовности и высокие достижения во всех главных соревнованиях года. Даже наиболее выдающимся спортсме-
нам успех, как правило, сопутствовал в 1—2 соревнованиях. Достижение пика готовности в одной или двух профессиональных гонках неизбежно сопровождалось неудачами на чемпионатах мира или Олимпийских играх. И, наоборот, чемпионы Игр Олимпиад или победители чемпионатов мира в подавляющем большинстве случаев неудачно выступали в основных профессиональных гонках. История велосипедного спорта таит всего два уникальных факта, когда одному гонщику (Э. Мерке, 1974 г., С. Роше, 1987 г.) удалось последовательно в одном сезоне выиграть две многодневные гонки («Джиро Италия», май-июнь, «Тур де Франс», июль) и в августе стать чемпионом мира. В обоих случаях количество соревновательных дней в двух профессиональных гонках составило 44 при объеме соревновательной работы 205 часов и около 8 тыс. км. Интересно, что после этого успеха ни Мерксу, ни Роше в своей дальнейшей карьере уже не удалось выиграть ни одной престижной гонки, хотя Мерке выступал еще 3 года, а Роше — 6 лет (Ердаков, Захаров, 1997).
Спортсмены, которые достигают пика готовности к соревнованиям во время проведения профессиональных гонок, проводимых задолго до Олимпийских игр, плохо выступают на Олимпийских играх, а победители и призеры Игр Олимпиад не достигали высоких результатов в предшествовавших профессиональных гонках (рис. 25.3, 25.4). Например, 5 из 6 гонщиков, занявших первые б мест в индивидуальной гонке на Играх Олимпиады 1996 г., вообще не участвовали в гонке «Джиро Италия», а один (П. Ришар) сошел с гонки. Одновременно победитель этой гонки П. Тонкое и занявшие 4-е и 10-е места Угрюмов и Бердин на Играх Олимпиады заняли соответственно 51-е, 58-е и 103-е места.
Особенности построения годичной подготовки в различных видах спорта
Нельзя сказать, какая из систем подготовки в течение года (одноцикловая, двухцикловая и т. д.) является более прогрессивной. В зависимости от календаря спортивных соревнований в конкретном виде спорта, объективных закономерностей формирования спортивного мастерства может применяться любая из систем, в случае, если удастся обеспечить развитие готовности к эффективной соревновательной деятельности в главных соревнованиях макроцикла (рис. 24.5).
Например, в футболе применяется одноцикловая система годичного построения подготовки с непродолжительным (8 недель) подготовительным периодом и длительным (более 9 мес) соревновательным, после которого планируется 4-недель-ный переходный период.В подготовительном периоде закладываются базовые основы физической, технико-тактической и психологической подготовленности, а весь соревновательный период является сложной системой разнообразной тренировочной и соревновательной деятельности, обеспечивающей разностороннее специальное совершенствование спортсмена и реализацию его возможностей в соревнованиях, полноценный отдых и восстановление, поддержание базового уровня физической подготовленности.
В отдельных 4—5-недельных мезоциклах соревновательного периода, когда количество официальных игр может достигать 8—10, трудно решать серьезные тренировочные задачи физического и технико-тактического плана. Вся работа связана с непосредственной подготовкой к играм при небольших тренировочных нагрузках (разработка технико-тактических схем конкретных игр, психологическая настройка, отработка отдельных инди эидуальных и командных элементов и т. п.) и орга--изацией процесса полноценного физического и психологического восстановления между играми.
В других мезоциклах, в которых количество игр относительно невелико (3—4), возможно органически увязать учебно-тренировочный процесс с соревновательной деятельностью. В этих случаях планируются межигровые микроциклы, в которых применяются занятия с большими и значительными нагрузками, направленными на развитие различных двигательных качеств, совершенствование техники, тактики, психологических возможностей спортсмена. Таким образом, удается органически увязать процесс подготовки с соревновательной деятельностью, обеспечить планомерное возрастание функциональных возможностей спортсмена и их последующую реализацию в мезоциклах с интенсивной игровой деятельностью.
В отличие от футбола, одноцикловая система подготовки велосипедистов-шоссейников отличается продолжительным подготовительным периодом и столь же длительным соревновательным периодом, в котором задача подготовки к главным соревнованиям года сочетается с дополнительными задачами — подготовкой и участием в многочисленных менее важных гонках. Начиная со второго мезоцикла подготовительного периода, спортсмены принимают участие в контрольных и подготовительных соревнованиях, и общее количество стартов, которое они принимают за 2—3 мес подготовительного и 5—6 мес соревновательного периода, может достигать 120—140.
У велосипедистов-трековиков, в отличие от велосипедистов-шоссейников, наиболее распространенной является двухцикловая система планирования годичной подготовки. В непродолжительном первом макроцикле ставится задача создания функционального фундамента для тренировки в течение года и участия в серии соревнований зимнего соревновательного периода. Второй макроцикл, продолжительность которого 7—8 мес, включает 3—3,5-месячный подготовительный и 4—4,5-месячный соревновательный периоды.
У теннисистов высокой квалификации широкое распространение получила трехцикловая система годичного построения подготовки (рис. 24.6). При этом каждый из трех макроциклов имеет специфическую структуру, обеспечивающую планомерное
совершенствование в течение года, успешное сочетание тренировочных и соревновательных задач.
В художественной гимнастике достаточно эффективной является система двухциклового планирования подготовки с относительно непродолжительными общеподготовительными и специально-подготовительными этапами подготовительных периодов и продолжительными — соревновательными, охватывающими около полугода (рис. 25.7). Общеподготовительные этапы подготовительных периодов преимущественно предусматривают совершенствование элементов различной сложности. По мере приближения к основным соревнованиям резко уменьшается объем работы над совершенствованием элементов. Тренировочный процесс переориентируется на совершенствование соединений и комбинаций, увеличивается внимание к совершенствованию элементов I группы трудности, возрастает плотность занятий (количество элементов, выполняемых за минуту).
Специфика вида спорта накладывает существенный отпечаток как на суммарный объем работы, так и на ее соотношение по видам физической и технической подготовки. Сложные в координационном отношении виды спорта требуют особого внимания к технической подготовке, виды с более простой техникой и высокой значимостью для достижения высоких результатов функциональной подготовленности связаны преимущественно с физическим совершенствованием.
Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года (чемпионаты мира, Олимпийские игры) с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4—5-цик-ловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80—90-х годах в циклических видах спорта (плавание, велосипедный спорт — трек), а также в спортивных играх.
Классическим примером построения годичной подготовки на основе 5 стандартных макроциклов может служить система, неоднократно реализованная трехкратным чемпионом Игр Олимпиад по плаванию В. Сальниковым. Каждый из пяти 10-недель-ных макроциклов состоял из 5 двухнедельных ме-зоциклов и 10 недельных микроциклов и завершался главными соревнованиями цикла (рис. 25.8). Главные соревнования года проводились в конце последнего, пятого, макроцикла, после которого следовал 2-недельный переходный период.
Общая структура и содержание каждого макроцикла были стандартными. Это касалось общего объема работы на суше и в воде, количества занятий и нагрузок в них, общей динамики нагрузок, соотношения работы различной направленности, программ тестирования и т. д. Различия заключались лишь в том, что по мере роста тренированности от макроцикла к макроциклу несколько возрастали объем и интенсивность работы.
Такое построение годичной подготовки имеет много преимуществ как в отношении готовности спортсменов к участию в соревнованиях в течение большей части года, так и в плане удобства планирования подготовки, контроля за работоспособностью в занятиях и микроциклах, функциональным состоянием организма спортсмена и т. п. Вместе с тем у этой системы проявился и один принципиальный недостаток: уже к концу третьего макроцикла спортсмены достигают наивысшего уровня готовности, что происходит задолго (за 20 недель) до главных соревнований года. Именно в соревнованиях третьего макроцикла (реже второго или четвертого) спортсмены достигают наивысших результатов года, сохранить которые не удается в соревнованиях пятого макроцикла, в конце которого и планируются главные соревнования года. Так, например, неоднократно случалось с В. Сальниковым, который много раз устанавливал мировые рекорды в весенних соревнованиях и выступал с заметно менее высокими результатами на чемпионатах мира и Играх Олимпиад. В таком же положении оказывались и многие сильнейшие велоси-педисты-трековики, применявшие аналогичную систему годичной подготовки (Р1атопоу, 1992).
Значительно более перспективной представляется система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, в существенной мере отличающихся как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Эта система с большим успехом применялась в 80-е годы в сборных командах по плаванию СССР и ГДР и в дальнейшем нашла распространение в других циклических видах спорта, а также в спортивных единоборствах и спортивных играх.
Специально подготовительный
Система, которая предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов, представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и рассмотренным выше пятицикловым планированием со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями (рис. 25.9).
В течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Этой точки зрения придерживаются даже специалисты, имеющие прямо противоположные точки зрения по многим основным вопросам построения спортивной подготовки. Так,Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что при построении годичной подготовки спортсменов высокой квалификации относительная стабильность отдельных наиболее общих параметров нагрузки (например, время, затрачиваемое на подготовку в течение недели или месяца) сопровождается ярко выраженной волнообразностью парциальных параметров нагрузки, относящихся к различным группам тренировочных упражнений и различным направлениям совершенствования. Это позволяет создавать в системе годичной подготовки регулярно усиливающийся развивающий импульс, адекватно учитывать закономерности последовательной смены стадий адаптации к предъявляемым тренирующим воздействиям, не допускать перерастания устойчивой адаптации в переадаптацию. По сути, такой же точки зрения придерживается и Ю.В. Верхошан-ский (1985), когда утверждает, что в основе динамики разнонаправленных нагрузок в течение года и макроцикла должен лежать принцип, предусматривающий последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставлен-
ные в организме предыдущими нагрузками. В ходе тренировки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм очередных нагрузок, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования. При этом важно обеспечить не только рациональную последовательность разнонаправленных тренирующих воздействий, но и их оптимальный объем. Как недостаточный, так и излишний объем работы определенной преимущественной направленности в годичной подготовке отрицательно сказывается на эффективности тренировочного процесса. Продемонстрировать это можно, например, данными прироста максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга и важнейших показателей функциональной подготовленности спортсмена — в ответ на различные объемы тренировочной работы в течение года (рис. 25.10, 25.11). Практическая реализация этой позиции может быть продемонстрирована на материале подготовки сильнейших пловцов (рис. 25.9, 25.12, 25.13) и легкоатлетов (рис. 25.14, 25.15).
Основы многоциклового построения годичной подготовки
Принципиальной особенностью построения годичной подготовки, ориентированной на участие в Олимпийских играх, является полное подчинение всего содержания годичной подготовки достижению состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях года, что убедительно отражено в схеме двухциклового построения годичной подготовки бегунов на средние и длинные дистанции (рис. 25.14). Как видим, первый макроцикл завершается лишь контрольными и подводящими соревнованиями, а все содержание работы предусматривает лишь создание базовых, полуспециальных и специальных основ для напряженной подготовки во втором макроцикле. Второй макроцикл уже ориентирован на достижение высоких резуль
татов в главных соревнованиях цикла — чемпионате ГДР, который являлся отборочным к Олимпийским играм. После чемпионата ГДР планировался третий специфический макроцикл — этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Таким образом, вся подготовка при формальном наличии трех макроциклов строится в основном на принципах, характерных для одноциклового планирования годичной подготовки. В промежуточные годы олимпийского цикла структура и содержание отдельных макроциклов носят более законченный и самостоятельный характер. С одной стороны, обеспечивается планомерная подготовка к главным соревнованиям года, с другой — создаются условия для демонстрации высоких результатов в главных соревнованиях каждого макроцикла, начиная с первого (рис. 25.15). Однако, как показывает практика, такое построение подготовки несколько снижает вероятность выхода на пик высших достижений в главных соревнованиях года.
Дальнейшая научная разработка системы построения годичной подготовки показывает, что возможно такое ее построение, которое, с одной стороны, давало бы возможность спортсмену выступать в значительном количестве ответственных соревнований в течение года, а с другой — обеспечило бы планомерное повышение уровня готовности к наиболее ответственным соревнованиям — чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм.
Нами разработана и успешно апробирована в различных циклических видах спорта 6—7-цикло-вая система построения годичной подготовки. В ее основе — 6—12-недельные относительно самостоятельные макроциклы, завершающиеся главными соревнованиями макроцикла. Заключительный (шестой или седьмой) макроцикл завершается главными соревнованиями года.
В каждом из макроциклов решаются две, казалось бы, взаимоисключающие задачи: обеспечение планомерной подготовки к главным соревнованиям года и достижение высокого уровня готовности к успешному выступлению в главных соревнованиях макроцикла.
Рациональное соотношение различных видов подготовки, сложная динамика нагрузок, изменение соотношения работы различной направленности и многообразие тренировочных средств, умелое использование внетренировочных факторов (специальные тренажеры, подготовка в условиях высокогорья и среднегорья и т. п.) в каждых макроциклах позволяют обеспечить поступательное повышение уровня подготовленности от макроцикла к макроциклу при достаточно высоких и стабильных результатах в главных соревнованиях, относительно равномерно распределенных в течение 9—10 месяцев.
-
На рис. 25.16—25.18 соответственно представлены общая структура и содержание 6-цикловой системы построения годичной подготовки: соотношение, динамика общей, вспомогательной и специальной подготовки в течение года. Даже на основе этих наиболее общих характеристик легко просматриваются принципиальные особенности рекомендуемой системы. Уже в первом макроцикле отмечается повышенный объем вспомогательной и специальной подготовки, позволяющий достичь достаточно высокого уровня готовности к главным соревнованиям цикла уже через 10—11 недель. Элементы форсирования специальной подготовки в первом макроцикле требуют изменения традиционного отношения к объему общей подготовки в последующих макроциклах. Например, в третьем и пятом макроциклах объем общей подготовки исключительно высок и немногим отличается от планировавшегося в первом макро
цикле. Это позволяет поддерживать необходимый уровень базовой подготовленности и на этой основе успешнее решать специфические задачи.
От макроцикла к макроциклу просматривается тенденция к увеличению суммарного объема работы в ударных микроциклах. Например, если в первом (12-недельном) макроцикле лишь один микроцикл предусматривает большой суммарный объем работы (32 ч), то в пятом (8-недельном) объем работы в микроциклах дважды достигает 36 ч и один раз — 32 ч.
Ориентация на достижение наивысшего уровня готовности к главным соревнованиям года четко проявляется уже по такому показателю, как объем специальной подготовки в первом и втором ме-зоциклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем специальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5—3 раза превышает планировавшийся в каждом из 10-недельных мик роциклов, предшествовавших главным соревнованиям года, и составляет в среднем 65 %, в то время как среднегодовой объем такой подготовки значительно ниже — 45 %.
Не менее перспективной представляется система многоциклового планирования годичной подготовки на основе рационального сочетания макроциклов с преимущественно базовой и полуспециальной направленностью подготовки с макроциклами специальной направленности. На рис. 25.19 представлена схема семициклового построения годичной подготовки с двумя макроциклами базового и полуспециального (вспомогательного) характера и пятью специальными макроциклами. Базовые макроциклы (первый и четвертый) продолжительны (10 и 9 недель соответственно), специальные значительно короче — три макроцикла по 6 недель и два по 7 недель.
В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготовительный период включает три 2-недельных мезоцикла: втягивающий, базовый — общеподготовительной направленности, базовый — полуспециальной направленности. Соревновательный период непродолжителен и включает 2-недельный предсоревновательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен четвертый базовый макроцикл, с тем лишь отличием, что в нем не планируется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле проводится в условиях среднегорья. Это, в свою очередь, требует более продолжительного последующего предсоревновательного мезоцикла, завершающегося главным соревнованиями макроцикла.
Второй и седьмой специальные макроциклы разделены на два трехнедельных периода — подготовительный и соревновательный, первый из которых планируется в условиях среднегорья. Отсутствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.
Макроциклы заметно различаются по динамике нагрузок различной направленности, суммарному объему работы, объему общеподготовительных, полуспециальных и специальных средств. В этом легко убедиться, если мы сравним содер-
жание одинаковых по продолжительности и общей структуре макроциклов, но расположенных на разных этапах тренировочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вторым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не только большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально возможными нагрузками, но и значительным увеличением средств специальной направленности (рис. 25.20).
О том, что увеличивается объем специальной подготовки и уменьшается объем общей, можно убедиться, ознакомившись с рис. 25.21, на котором представлена динамика различных видов подготовки в течение года. Как видим, кривые, отражающие динамику и соотношения общей и специальной подготовки, во многом напоминают те, которые характерны для одноцикловои и двухцикло-вой систем построения годичной подготовки. Ломаный характер кривой динамики общей подготовки обусловлен необходимостью обеспечить профилактику снижения базовых компонентов подготовленности.
В конце каждого макроцикла планируется недельный восстановительный микроцикл, который в этих случаях играет роль кратковременного переходного периода. Исключение составляет заключительный, седьмой, макроцикл, который завершается 2-недельным мезоциклом, являющимся, по существу, переходным периодом.
Т
аким образом, мы видим, что предлагаемые 6—7-цикловые схемы годичного планирования являются ни чем иным как адаптацией применительно к условиям современного спорта традиционных систем периодизации спортивной тренировки. Предлагаемые схемы позволяют выдерживать базовые закономерности периодизации годичной подготовки, реализация которых ориентирована на достижение наивысшего уровня готовности к высшим достижениям в главных соревнованиях года, и одновременно обеспечить сохранение высокой подготовленности к соревновательной деятельности в течение длительного времени, позволяя спортсмену участвовать в большом количестве соревнований.
Рассмотренное построение подготовки на основе многоциклового планирования позволяет также избежать отхода от принципов традиционной периодизации годичной подготовки и не редко навязываемого подхода, согласно которому годичную подготовку после относительно непродол-
жительного подготовительного периода следует рассматривать лишь сквозь призму интенсивной соревновательной деятельности, заполняя промежутки между соревнованиями краткими периодами отдыха, поддерживающей тренировки и непосредственной подготовки к очередным стартам.
Некоторые авторитетные специалисты, в частности Ф.М.Суслов (1999), отвергают многоцикловое планирование как не соответствующее реальной практике спорта, показывая, например, что успешно выступающие легкоатлеты в основном придерживаются двухциклового планирования. В то же время отмечается, что в летнем соревновательном периоде большинство ведущих легкоатлетов планируют обычно две изолированные серии соревнований в среднем по 4—5 недель — количеством стартов от 4 до 19. Если детально ознакомиться с содержанием подготовки к этим сериям, а также периода активного отдыха после их завершения, то нетрудно убедиться, что каждая такая серия с предшествующими последующими структурными образованиями имеет черты самостоятельного макроцикла. Таким образом, данные Ф.М. Суслова не опровергают, а подтверждают увеличение в структуре годичной подготовки относительно самостоятельных образований, характеризующихся интенсивной соревновательной деятельностью, подготовительной работой к ней и восстановительной — после нее. И расхождения здесь не в существе дела, а в терминах. На наш взгляд, удобнее говорить об относительно самостоятельных макроцилах, что в большей мере соответствует сложившейся терминологии, а не о сериях стартов с предшествующими структурами подготовительного и последующими восстановительного плана.
Периодизация подготовки в отдельном макроцикле
Расширение сети соревнований, в том числе и крупных международных, периодические изменения программ и правил соревнований в отдельных видах спорта и многие другие причины оказывают существенное влияние на систему подготовки, в том числе и на ее периодизацию. Однако анализ многочисленных нововведений в сфере построения спортивной подготовки в течение года свидетельствует лишь о том, что они ни в коей мере не противоречат основным положениям системы периодизации, а лишь дополняют и развивают ее отдельные части с учетом особенностей современного этапа развития спорта.
Независимо от вариантов построения тренировочного процесса в течение года (одноциклового, двух- или трехциклового, сдвоенного или строенного цикла и др.) в структуре макроцикла четко просматриваются относительно самостоятельные и в то же время тесно взаимосвязанные по характеру и преемственности задач и содержания структурные элементы — периоды, этапы, средние циклы (мезоциклы). Одни и те же элементы макроструктуры могут иметь различные преимущественные задачи, общую структуру и конкретное содержание, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями этапа многолетней подготовки, квалификацией и индивидуальными особенностями спортсменов, календарем соревнований и задачами, стоящими перед конкретным спортсменом в главных соревнованиях макроцикла.
Вариативность задач, общей структуры и конкретного содержания структурных образований макроцикла в зависимости от указанных факторов обеспечивают органическую взаимосвязь между объективно существующими закономерностями становления спортивного мастерства и задачами подготовки и участия в главных соревнованиях. Следует учитывать, что современные средства спортивной тренировки в определенной мере позволяют корректировать темпы и сроки формирования спортивного мастерства, сообразуя их с задачей подготовки к главным соревнованиям (Бондарчук, 1989; Р1а1опоу, 2002). Особенно важно использовать эту возможность в связи с подготовкой к таким соревнованиям, как Олимпийские игры. Н.Г. Озолин (1984) утверждает, что в тех случаях, когда этап спортивного онтогенеза предположительно не совпадает со сроком Олимпийских игр, можно искусственно несколько ускорить или замедлить процесс подготовки, чтобы достигнуть высшей работоспособности именно к олимпийскому старту. Это достигается соответствующими изменениями динамики интенсивности, увеличением или уменьшением вол-нообразности нагрузки, перестройкой соотношения общего и специального в подготовке и т. д.
Подготовительный период
В большинстве видов спорта подготовительный период является наиболее продолжительной структурной единицей тренировочного макроцикла. Здесь закладывается функциональная база, необходимая для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности, совершенствуются двигательные навыки, развиваются физические качества, осуществляется тактическая и психическая подготовка.
Многообразные задачи специальной подготовки, которые в конечном счете обеспечивают успешное выступление спортсмена в ответственных
сезона, решаются на протяжении подготовительного периода. Бытующее до
страница 1 страница 2
|