страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4 Система отбора перспективных спортсменов
в Республике Казахстан
-
Общие положения
Система отбора перспективных спортсменов неразрывно связана с многолетней подготовкой, она начинается с раннего школьного возраста и заканчивается отбором в сборные команды страны для участия в чемпионатах Азии, мира, Азиатских и Олимпийских играх.
Система отбора перспективных спортсменов включает в себя четыре группы организационных мероприятий:
1.Массовый просмотр детей в целях их ориентации на занятия по видам спорта проводится учителями в общеобразовательных школ на уроках физической культуры и на школьных соревнованиях.
2.Отбор перспективных спортсменов для комплектования детско-юношеских спортивных школ и учебно-тренировочных групп и групп детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, проводится тренерами преподавателями по видам спорта детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ-интернатов для одаренных в спорте детей.
3.Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях проводится главными и старшими тренерами сборных команд республики для комплектования региональных центров подготовки олимпийского резерва и сборных юношеских и юниорских команд страны.
4.Отбор перспективны спортсменов для прохождения централизованной подготовки в республиканских центрах олимпийской подготовки к участию в Азиатских, Олимпийских играх и других международных соревнованиях.
2. Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школ-интернатов для одаренных в спорте детей
Комплектование учебно-тренировочных групп ДЮСШ, СДОШОР и школ-интернатов для одаренных в спорте детей производится из числа детей, успешно освоивших курс начальной спортивной подготовки. В группы начальной подготовки принимают всех желающих в соответствии с установленным для данного вида спорта возрастным цензом. Часть школьников привлекаются к занятиям спортом через систему массового поиска. В процессе занятий в группах начальной подготовки у детей выявляются предпосылки к успешному освоению программных требований в данном виде спорта. В конце каждого года обучения в группах начальной подготовки проводят тестирование в целях анализа работы за прошедший год, а по окончании начального периода обучения (2-3 года), с целью отбора наиболее одаренных детей и подростков в учебно-тренировочные группы.
2.1. Отбор (тестирование), юных спортсменов для зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.
Отбор в учебно-тренировочные группы проводят тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и врачи по следующей программе:
- оценка состояния здоровья;
-выполнение контрольно-переводных нормативов специальной подготовленности, разработанных для каждого вида спорта;
- выявление показателей физического развития;
- изучение темпов прироста физических качеств и спортивных результатов (в соответствии с индивидуальной картой спортсмена)
Данные ежегодного тестирования и диспансеризации заносятся в карту спортсмена.
ИНСТРУКЦИЯ по ведению индивидуальной карты спортсмена
(Карта является основным документом учащегося спортивной школы)
1. Карта печатается на картоне или плотной бумаге (ватман) форматом А-4 и заполняется с обеих сторон.
2. Заполнение карты начинается при поступлении ученика в спортивную школу с графы "исходные данные". В конце каждого учебного года тренер и врач вносят в карту данные обследований и тестирования. Карта хранится в учебной части спортивной школы.
3. По окончании спортивной школы, при переходе в другую школу, в связи с переездом на другое место жительства, сменой вида спорта и т.д., карта передается ученику на руки с целью передачи ее в новую спортивную школу, о чем делается соответствующая отметка директора, заверяемая печатью школы.
4. Показатели физического развития заполняются тренером совместно с медицинским работником, прикрепляемым к школе. Показатели состояния здоровья заполняются врачом школы или врачом ВФД по градациям: н - норма, о - отклонение от нормы.
5. Результаты тестов физической подготовленности заполняются тренером группы. Проставляются лучшие показатели, выбранные из повторных тестирований в течение года. Все упражнения выполняются по общепринятым правилам соревнований. При использовании электронного хронометража после результата ставится буква "э".
6. Тесты по специальной подготовленности определяются программой для спортивных школ и показателями, принятыми в виде спорта.
7. Лучшие спортивные результаты года проставляются в принятых для вида спорта показателях.
8. Количественные показатели соревновательной деятельности выражаются дробью: в числителе - число соревнований, в знаменателе - число стартов (10/18). В количество тренировочных дней входят дни, занятые соревнованиями.
9. После окончания спортивной школы карта остается в учебной части для обработки показателей многолетней подготовки и уточнения критериев подготовленности, переводных нормативов и т.д.
2.2 Отбор (тестирование) при зачислении в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей
Отбор в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей проводится в течение последнего года занятий в учебно-тренировочных группах.
Отбор проводится тренерами ДЮСШ, СДЮШОР врачами, а в школы-интернаты для одаренных в спорте детей - специальной комиссией, создаваемой приказом соответствующего спорткомитета по туризму и спорту.
Методика отбора остается той же, что и на предыдущем этапе, однако объем показателей и методов их исследования расширяются.
Важное значение имеют морально-волевые («бойцовские») качества, характеризующие способность спортсмена показывать высокие и устойчивые результаты в сложной соревновательной обстановке, а также уровень мотивации, дисциплина и трудолюбие. При этом особую значимость приобретает педагогическая характеристика предыдущих этапов подготовки спортсмена, в которой отражают следующие факторы:
- способность переносить высокие тренировочные и соревновательные нагрузки;
- способность быстро восстанавливать силы;
- темпы прироста основных качеств и спортивных результатов.
Программа отбора в группы спортивного совершенствования включает 5 разделов: I) состояние здоровья; 2) спортивный анамнез и специальная подготовленность; 3) функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; 4) психодиагностика; 5)антропометрия.
В зависимости от специфики вида спорта отдельные разделы программы обследования представлены уже или шире. Для циклических видов спорта существенное значение имеют сведения, полученные по разделам I и 3; для сложно-координационных видов спорта и единоборств - по разделам 2 и 4.
Каждый из разделов программы обследования включает комплекс показателей, на основе оценки которых выводится общее заключение о спортивной пригодности. Общая оценка данных обследования сводится к 3 градациям» Первая - "годен" (отсутствуют противопоказания), вторая – «условно годен» (отдельные звенья или системы предъявляют повышенные требования к механизму компенсации). Третья – «не годен» (степень подготовленности и состояние систем не позволяют адекватно адаптироваться к требованиям следующего этапа спортивной подготовки).
Суммарная оценка всего комплекса показателей позволяет достаточно надежно оценить степень подготовленности спортсмена, состояние отдельных систем организма, уровень его резервных возможностей, наличие сильных и слабых звеньев.
-
Просмотр и отбор талантливых спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях
3.1. Обследование соревновательной деятельности (ОСД) и тестирование специальной подготовленности участников соревнований
Поиск талантливых спортсменов и привлечение их в школы-интернаты для одаренных в спорте детей проводится путем обследования соревновательной деятельности и тестирования участников соревнований младших юношеских групп (т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования)
Обследование соревновательной деятельности определяется в соответствии с содержанием карты участника соревнований в форме экспертной оценки членами специальной комиссии, состоящей из тренеров, врачей и актива соответствующих федераций. Оценка имеет следующие градации перспективности: I - «высокая»; 2 - «средняя»; 3 - «низкая».
Тестирование общей и специальной физической подготовленности проводится в специально назначенные дни, и включает 2-3 теста по ОФП и 3-4 теста по СФП, которые и имеют большую прогностическую значимость для достижения высших спортивных результатов в избранном виде спорта (или отдельном упражнении).
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПОВ ОТБОРА
Раздел включает программу обследований и методику оценки показателей на этапах многолетней спортивной подготовки. Программа комплексного обследования содержит показатели, позволяющие оценить физическое развитие, общую и специальную физическую подготовленность, функциональные возможности спортсменов.
Содержание программы обследований к разделам 1.1., 1.2 единой системы отбора перспективных спортсменов
В организационной структуре единой системы спортивного отбора, данные этапы представлены разделами 1.1. "Просмотр детей 2-4 классов" и 2.1. «Отбор юных спортсменов для зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей». В таблице 3 представлены перечень и указание признаков, которые включены в программу массового просмотра детей и подростков, а также отбора юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей.
Перечень признаков используемых при спортивной ориентации и отборе в ДЮСШ, ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей
Примечание: в видах спорта со сложной координацией движений дополнительно включают тесты на гибкость и координацию.
МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ МАССОВОМ ПРОСМОТРЕ ДЕТЕЙ ПРИ ОТБОРЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ
I . Методика оценки показателей здоровья
Состояние здоровья определяет врач по данным диспансерного обследования или осмотра. Оценка состояния здоровья имеет следующие виды обобщенного заключения: I) здоров; практически здоров (при отклонениях в состоянии здоровья, которые хорошо компенсированы и не ограничивают занятия спортом); 3) занятия спортом противопоказаны (при наличии заболеваний органов кровообращения и дыхания, пищеварения и мочевыделительной системы, наличии психических и эндокринных расстройств и др.).
При выдаче заключения о состоянии здоровья ориентируются на существующий перечень врачебно-медицинских показаний и противопоказаний для занятий спортом.
2. Методика оценки физического развития
Показатели физического развития (нормативы в таблицах 4 и 5) определяют по общепринятой методике их измерения. На начальном этапе отбора используют ограниченное количество признаков, не требующих специального инструментария и большого опыта измерений. Комплекс информативных признаков определяется спецификой вида спорта. Измерение основных показателей физического развития проводят следующим образом.
Длина тела, см. Определяют по расстоянию от верхушечной точки до пола. Испытуемый стоит правым боком к экспериментатору на ровной горизонтальной поверхности, сомкнув стопы и вытянув руки вдоль туловища. Антропометр не должен отклоняться от вертикальной линии.
Масса тела в кг. Вес тела определяют с точностью до десятых долей с помощью выверенных медицинских весов рычажной системы.
Обследуемый должен быть без верхней одежды и обуви.
Окружность грудной клетки, см. Фиксируется в состоянии покоя. При наложении сантиметровой ленты сзади на нижние углы лопаток спереди - по нижнему краю сосковой линии у мужчин и верхнему краю грудных желез у женщин.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), см3 измеряют воздушным или водяным спирометрами. Испытуемый предварительно делает 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем глубокий вдох до отказа и плавно производит полный выдох в трубку спирометра. Лучший из двух попыток, результат записывают с точностью до 50 см. куб
Длина тела с вытянутыми вверх руками и размах рук, см. Стоя спиной к стене, испытуемый вытягивает обе руки вверх. Измеряют расстояние от пола до самой верхней точки пальцев обеих рук.
Размах рук определяют по расстоянию между крайними точками вытянутых в стороны рук.
Длина стопы, см. Определяют расстояние между наиболее выступающей сзади и самой отдаленной точками на конце первого или второго пальца. Измерение проводят штанговым (скользящим) циркулем или сантиметровой лентой. Ленту прикрепляют к полу, у нулевой отметки ставят вертикальный упор, к которому приставляется пятка правой стопы измеряемого. Оцениваемый показатель представляет собой отношение длины стопы к длине тела и выражается в процентах.
Сила мышц - сгибателей кисти рук, кг. Измеряют с помощью выверенного ручного динамометра (для 6-9-летних с делением до 30 кг. в положении стоя, прямая рука на уровне плеча без вспомогательных движений. Регистрируют лучший результат сильнейшей кисти из 2 попыток каждой рукой.
3. Методика тестирования показателей физической подготовленности
Программа тестирования физической подготовленности в зависимости от вида спорта представлена в таблице 6
Перечень включает группу обязательных для вида спорта показателей физической подготовленности и выбираемых произвольно.
Ниже представлено описание тестов стандартной программы определения общей физической подготовленности» Нормативы приведены в таблице 7.
Бег 30 м, сек. Проводится на стадионе или в зале с высокого старта, в спортивной форме без шиповок.
Бег на месте в максимальном темпе. Определяется количество беговых шагов за 10 сек. Тестируют в помещении с помощью простого приспособления: между двумя стойками (расстояние между стойками 1м) натягивают эластичный резиновый бинт на высоте бедра поднятой вперед и согнутой в колене под прямым углом ноги.
По команде «марш» спортсмен начинает бег на месте с максимальной частотой движений, каждый раз касаясь бедром натянутой резины. Подсчет движений проводят по количеству подъемов одной ноги. Полученный результат умножают на 2.
Оценивают во всех возрастных группах одинаково: 5 баллов -от 34 шагов и больше; 4 балла – 29-31; 3 балла - 26-28; 2 балла - 23-25; 1 балл - 22 шага и меньше.
Челночный бег 3х10 м, сек. Тест проводят на ровной дорожке длиной 10 м. Дистанция ограничена линиями старта и финиша. За каждой линией обозначают два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый пробегает 10 м и берет из полукруга на финишной линии кубик (5х5х5 см), затем поворачивается крутом и пробегает 10 м к линии старта; кладет в полукруг кубик и возвращается, пересекая финишную черту.
Непрерывный бег 5 мин, м. Для определения длины пробегаемой за 5 минут дистанции тест проводят на стадионе, на котором вся дорожка размечена по 10-метровым отрезкам. Каждый участник делает отметку на том месте, где его застал сигнал об окончании 5 мин.
Фиксируют общую длину пройденной за 5 минут дистанции.
Прыжки в длину с места в см. Прыжки выполняются толчком двух ног с приземлением на две ноги и проводят на размеченной резиновой (тартановой) дорожке. Учитывается лучший результат из трех попыток.
Бросок набивного мяча весом 2 кг вперед из-за головы см. Перед броском спортсмен занимает у линии старта исходное положение: сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. При этом угол, образуемый при разведении ног находится, на стартовой линии. Дальность броска измеряется рулеткой. Выполняются 3 попытки: зачет по лучшей из попыток.
Подтягивание в висе на перекладине, количество раз. Выполняют из исходного положения - вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения упражнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибании рук подбородок выше перекладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.
Наклон вперед см (тест на гибкость). Выполняют после разминки из исходного положения, стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, колени выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоянию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки. Для этого 2 линейки укрепляют вертикально к скамейке таким образом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним ее краем. Результат фиксируется со знаком +, если кончики пальцев испытуемого ниже верхнего края скамейки и со знаком -, если выше.
При тестировании не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения туловищем.
Выкрут с палкой, см. На палке нанесены деления с точностью до 0,1 см или наклеена сантиметровая лента. Исходное положение:
палка внизу, хватом двумя руками сверху, не ширине плеч (фиксируется расстояние). Поднимая прямые руки вверх, перевести палку назад за спину и опустить вниз (выкрут). Оценивается минимальная разница между шириной хвата при выкруте в плечевых суставах и шириной плеч. Дается 3 попытки. Перед испытанием предварительная разминка обязательна. Оценка выполнения теста: 5 баллов - разность между шириной хвата и плеч 10 см и менее; 4 балла -1.1-20 см; 3 балла - 21-30 см; 2 балла - 31-40 см; I балл - 41 см и больше.
Прыжки «с прибавками» или тест на координацию, количество минимальных прибавлений в прыжках. Перед тестированием определяют максимальный результат прыжка в длину с места и устанавливают границу, в пределах которой спортсмену предстоит выполнять "прибавки". На расстоянии, равном 1/4 максимального результата от линии старта, отчерчивают первую линию; на расстоянии, равном 3/4 максимального результата - вторую линию» Спортсмен последовательно совершает попытки каждый раз с линии старта в пределах границ 25-75% от максимального прыжка, постепенно увеличивая их дальность. Засчитываются те прыжки («прибавки»), которые по своей длине превышают предыдущие. Подсчет прибавок прекращается, как только спортсмен достиг второй линии или если в двух прыжках, выполненных подряд, не увеличил длину прыжка. Тест проводят на покрытии, исключающем жесткое, приземление.
4.Методика оценки функциональных возможностей.
Максимальное потребление кислорода, мл/м и мл/м на I кг веса. В видах спорта на выносливость с применением степ-теста определяют расчетным способом величину максимального потребления кислорода (МПК). Перед тестированием испытуемого взвешивают в той же одежде и обуви, в которых выполняет работу.
Процедура тестирования следующая: под метроном в течение 5 мин в темпе от 18 до 30 в минуту производят подъемы на ступеньку (или скамейку). Высота позема для мальчиков моложе 14 лет и девочек 30 см; для мальчиков старше 14 лет - 40 см.
В первые 10 сек после окончания работы фиксируют пульс с помощью фонендоскопа или пальпаторно.
Для расчета МПК пульс после окончания работы должен быть в пределах 130-160 уд/мин, что достигается изменением высоты ступени или количества подъемов.
Мощность выполненной работы рассчитывается по формуле:
W = 1,3хPxhxn, где W - мощность работы в кгм/мин; 1,3 -коэффициент; P - вес тела в кг; h - высота ступени в м; n -количество подъемов на ступеньку в I мин.
Исходя из мощности работы и ЧСС по формуле Добельна с соавт. (1967) рассчитывают МПК:
МПК = 1.29 х √ W/(H-60) х К*,
Где W – мощность выполненной работы в кгм/мин;
Н – пульс в первые 10 с. восстановления;
К – коэффициент, величина которого зависит от возраста;
В 9 лет – 0,924; 10 лет – 0,914; 11 лет – 0,907; 12 лет – 0,900; 13 лет – 0,891; 14 лет – 0,883; 15 лет – 0,878.
* Коэффициент 1,29 – изменяется в соответствии в зависимости от возраста и пола:
Мальчики
|
9-10 лет – 1,11
|
Девочки
|
10-11 лет – 0,95
|
|
11 лет – 1,15
|
|
12-13 лет – 0,98
|
|
12-13 лет – 1,20
|
Девушки
|
14-15 лет – 1,05
|
Юноши
|
14-15 лет – 1,27
|
|
16 лет – 1,10
|
|
16 лет – 1,29
|
|
|
Для получения относительной величины МПК в мл/мин делят на вес тела испытуемого.
Определение возрастно-паспортной группы проводят следующим образом: например, к группе 12-летних относят спортсменов, которые в день обследования имеют возраст от 11 лет 6-ти месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней. К 13-летним - от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней и т.п.
5 . Методика оценки специальной физической подготовленности.
Каждая программа отбора содержит показатели, характеризующие развитие специфических для вида спорта качеств и способностей. Помимо, указанных в таблицах включают тесты по специальной подготовленности в соответствии с программными требованиями и методическими письмами по отбору для вида спорта. В этот же раздел на начальном этапе отбора относятся спортивные показатели, включая прирост их по годам спортивной подготовки. Параметры тренировочной и соревновательной деятельности включают лучшие спортивные достижения года в принятых для вида спорта показателях.
6. Методика оценки личностно-характерологических особенностей.
Для тестирования личностных особенностей используется юношеский (14-факторный) вариант анкеты Кеттела. Количественные характеристики личностных профилей с учетом специфики видов спорта представлены в таблице 8).
7. Методика определения комплексной оценки индивидуальных показателей спортсмена
Комплексная оценка спортивной пригодности основана на выявлении индивидуальных особенностей юного спортсмена и соотнесения полученных данных с требуемыми уровнями развития признаков отбора. Для этого проводят следующую процедуру выдачи итогового заключения:
1) по результатам тестирования выделяют индивидуальный уровень развития признака (используют данные таблиц 6 и 7 и нормативные требования в табл. 8);
2) оценку индивидуального уровня развития признака (или качества) проводят в соответствии с указанным диапазоном требуемого уровня его развития для данного вида спорта (таблица 9).
Итоговая оценка "годен" дается: I) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии успешного освоения программных требований ДЮСШ; 3) при соответствии индивидуальных показателей физического развития, функциональных возможностей и физической подготовленности требуемому диапазону развития признаков.
Итоговая оценка "условно годен" дается: I) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии положительной динамики показателей физической подготовленности (темпы средние и выше среднего); 3) при наличии отдельных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков и склонности к отставанию процессов биологического созревания организма спортсмена.
Итоговая оценка "не годен" дается при наличии: I) противопоказаний по состоянию здоровья; 2) низких темпов динамики показателей физической подготовленности; 3) существенных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признака.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7- 8 ЛЕТ
№ п/п
|
Показатели
|
Оценкауровни
|
Мальчики
|
Девочки
|
7 лет
|
8 лет
|
7 лет
|
8 лет
| -
|
Длина тела, см.
|
5
|
135 и выше
|
140 и выше
|
132 и выше
|
136 и выше
|
4
|
130-134
|
135-139
|
127-131
|
131-135
|
3
|
125-129
|
130-134
|
122-126
|
126-130
|
2
|
120-124
|
125-129
|
117-121
|
121-125
|
1
|
119 и ниже
|
124 и ниже
|
116 и ниже
|
120 и ниже
| -
|
Вес. Кг
|
5
|
31 и больше
|
36 и больше
|
26 и больше
|
30 и больше
|
4
|
27-30
|
31-35
|
23-25
|
26-29
|
3
|
23-26
|
25-30
|
20-22
|
22-25
|
2
|
18-22
|
19-24
|
17-19
|
18-21
|
1
|
17 и меньше
|
18 и меньше
|
16 и меньше
|
17 и меньше
| -
|
Жизненная емкость легких, см3
|
5
|
1701 и больше
|
1901 и больше
|
1501 и больше
|
1801 и больше
|
4
|
1501-1700
|
1701-1900
|
1401-1500
|
1601-1800
|
3
|
1301-1500
|
1501-1700
|
1201-1400
|
1401-1600
|
2
|
1101-1300
|
1301-1500
|
1001-1200
|
1201-1400
|
1
|
1100 и меньше
|
1300 и меньше
|
1000 и меньше
|
1200 и меньше
| -
|
Сила кисти, кг (сильнейшей
|
5
|
22 и больше
|
23 и больше
|
18 и больше
|
22 и больше
|
4
|
19-21
|
20-22
|
15-17
|
18-21
|
3
|
16-18
|
17-19
|
12-14
|
14-17
|
2
|
13-15
|
14-16
|
9-11
|
10-13
|
1
|
12 и меньше
|
13 и меньше
|
8 и меньше
|
9 и меньше
| -
|
Бег 30 м, сек.
|
5
|
5.8 и меньше
|
5.7 и меньше
|
6.0 меньше
|
5.9 и меньше
|
4
|
5.9-6.0
|
5.8-5.9
|
6.1-6.2
|
6.0-6.1
|
3
|
6.1-6.2
|
6.0-6.1
|
6.3-6.4
|
6.2-6.3
|
2
|
6.3-6.4
|
6.2-6.3
|
6.5-6.6
|
6.4-6.5
|
1
|
6.5 и больше
|
6.4 и больше
|
6.7 и больше
|
6.6 и больше
| -
|
Прыжок в длину с места, см
|
5
|
150 и больше
|
160 и больше
|
140 и больше
|
150 и больше
|
4
|
140-149
|
150-159
|
130-139
|
140-149
|
3
|
130-139
|
140-149
|
120-129
|
130-139
|
2
|
120-129
|
130-139
|
110-119
|
120-129
|
1
|
119 и меньше
|
129 и меньше
|
109 и меньше
|
119 и меньше
| -
|
Челночный бег 3х10 м, сек.
|
Оценка производится в соответствии с нормативными требованиями для юных спортсменов (табл. 6)
|
Таблица 6
ПЕРЕЧЕНЬ
показателей для тестирования в различных видах спорта
№ п/п
|
Вид спорта
|
Бег, 30 м.
|
Непрерывный бег, 5 мин
|
Бег на месте, 10 сек.
|
Челночный бег, 3х10
|
Прыжок в длину
|
Прыжок вверх
|
Подтягивание в висе
|
Бросок мяча
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
Бокс
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
+
| -
|
Борьба классическая, вольная, дзюдо
|
+
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Тяжелая атлетика
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Фехтование
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Современное пятиборье
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Велоспорт: шоссе, трек
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Баскетбол
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
+
| -
|
Волейбол
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
+
|
++
| -
|
Гандбол
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Теннис
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
+
| -
|
Хоккей на траве
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Водное поло
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Плавание
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
| -
|
Синхронное плавание
|
+
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Прыжки в воду
|
++
|
+
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Гимнастика спортивная
|
++
|
+
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Гимнастика художественная
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
+
| -
|
Легкая атлетика, средние и длинные дистанции
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Легкая атлетика, спринт, барьеры
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Легкая атлетика, метания
|
++
|
+
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Легкая атлетика, прыжки
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Легкая атлетика, многоборья
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Футбол
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
+
| -
|
Хоккей
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
| -
|
Биатлон
|
++
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
|
+
| -
|
Лыжный спорт
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Фигурное катание
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Коньки
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
+
|
++
| -
|
Лыжное двоеборье
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
|
+
| -
|
Гребля академическая
|
++
|
++
|
+
|
+
|
++
|
++
|
++
|
++
| -
|
Гребля на байдарках и каноэ
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
+
|
++
|
++
|
Примечание: ++ тестирование обязательно;
+ тестирование не обязательно.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТИРОВАНИЯ
В организационной структуре единой системы спортивного отбора данные этапы представлены разделами 2.2. – «Отбор (тестирование) при зачислении в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, школы-интернаты для одаренных в спорте детей.
Программа комплексного обследования спортсмена направлена на оценку наиболее информативных для прогноза спортивной успешности признаков с учетом современных требований спорта и прогнозируемых тенденций его развития.
Программа обследования состоит из разделов: состояние здоровья; спортивный анамнез и специальная подготовленность; функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; психодиагностика; антропометрия.
К программе приложены:
1) перечень исходных показателей отбора для централизованной подготовки;
2) таблицы 10-14 с оценками показателей по разделам показателей по разделам обследования;
3) таблицы с указанием требуемых диапазонов уровней оценки показателей отбора (табл. 15).
методика тестирования при отборе для централизованноЙ подготовки к МЕЖДУНАРОДНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ
Программа комплексного обследования состоит из следующих разделов: I) состояние здоровья; 2) спортивный анамнез и специальная подготовленность; 3) функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; 4) психодиагностика; 5) антропометрия.
Разделы обследования в комплексе достаточно надежно оценить степень подготовленности спортсмена, состояние отдельных систем и уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых его звеньев.
В зависимости от специфики вида спорта разделы представлены уже или шире. Для циклических видов спорта существенно возрастает роль разделов 1 и 3. Для сложно-координационных видов спорта и единоборств - разделов 2 м 4. Каждый из разделов включает комплекс прогностических показателей, на основе оценки которых выводится общее заключение.
1) Оценка состояния здоровья (диспансеризация)
В ходе диспансеризации специалисты ВФД заполняют врачебно-контрольную карту диспансерного наблюдения спортсмена.
Задачей обследования является: I) исключить спортсменов с наличием патологических отклонений в состоянии здоровья или выраженных хронических заболеваний; 2) вылечить спортсменов с хорошим и отличным здоровьем.
В зависимости от комплексной оценки состояния здоровья и общего функционального состояния организма спортсменов ставится диагноз пригодности спортсмена для централизованной олимпийской подготовки и занятий в группах спортивного совершенствования.
Комплексная оценка по данному разделу обследования состоит из оценки состояния здоровья с учетом возможностей динамики его изменения.
При выведении оценки состояния здоровья выделяют 4 группы спортсменов: а) здоровых; б) практически здоровых (с отклонениями в состоянии здоровья или с заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме; в) с заболеваниями, требующими лечения и ограничивающими тренировочный процесс; г) с заболеваниями, требующими отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом. При выдаче заключений ориентируются на существующий перечень болезней и патологических состояний, являющихся противопоказанием для интенсивных тренировок.
2. Определение специальной подготовленности спортсмена
Данный раздел обследования включает в себя оценку спортивных достижений в динамике, уровня тактико-технических способностей, эффективность и экономичность их проявлений, способности спортсмена варьировать тактико-техническими действиями адекватно изменяющимся условиям соревновательной деятельности. Специальная подготовленность и специфические двигательные способности определяют в соответствии с требованиями вида спорта и его отдельных дисциплин.
Нормативные требования по специальной физической подготовленности в большинстве видов спорта не разработаны. Специальная подготовленность представителей разных видов спорта определяется по программам и переводным нормативам для спортивных школ.
Если возраст спортсменов, отбираемых в группы спортивного совершенствования, и их спортивные результаты соответствуют уровню централизованной подготовки (олимпийский резерв), для оценки специальной подготовленности могут быть использованы нормативные требования (модельные характеристики) из целевых комплексных программ по видам спорта.
3) Определение функциональных возможностей организма
(Нормативы в таблицах 10 и 11)
Оценка функциональных возможностей включает в себя: I) максимальные аэробные и анаэробные возможности; 2) эффективность и экономичность энергообеспечивающих систем организма; 3) способность к выраженным сдвигам внутренней среды организма; 4) степень восстановления функций организма; 5) морфофункциональное состояние сердца и особенности его регуляции; в) наличие "слабых" звеньев адаптации, лимитирующих спортивную работоспособность.
В настоящий раздел тестирования входят следующие методы:
1) газометрический; 2) электрокардиографический; 3} пульсометрический; 4) биохимический; 5) психофизиологический; 6) эхокардиографический; 7) ритмокардиографический.
Газометрический метод исследования состоит в изучении газового состава выдыхаемого воздуха на содержание в нем О2% и СО2% , а также минутного объема дыхания. С помощью данного метода определяют: I) максимальное потребление кислорода и максимальный кислородный долг в абсолютных и относительных значениях; 2) максимальную легочную вентиляцию; 3) аэробный и анаэробный пороги энергетического обмена; 5) критическую мощность работы.
Электрокардиографический метод дает возможность оценить функциональное состояние сердечной деятельности (функции автоматизма, возбудимости и проводимости сердца, сократительная способность) в состоянии покоя и после нагрузки.
Пульсометрический метод включает регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС) в течение всего тестирования и осуществляется с помощью различной пульсо - и телеметрической аппаратуры. Метод дает срочную информацию об адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке и ее переносимости, а также позволяет оценить экономичность и эффективность работы сердца по кислородному пульсу.
Биохимические методы исследования служат для определения содержания в крови молочной кислоты, параметров кислотно-щелочного равновесия, неорганического фосфора, креатинина и ионов магния.
Психофизиологические методы исследования позволяют оценить психическую работоспособность и уровень нервно-психической активности.
Эхокардиографический и ритмокардиографический методы исследования применяют главным образом у представителей циклических видов спорта для получения информации об особенностях развития сердца и его производительности. Методика ультразвуковой эхолокации сердца позволяет определить такие морфофункциональные параметры сердца, как толщина и величина полости задней стенки левого желудочка сердца, величины полости левого желудочка и предсердия, диаметра аорты, состояние клапанов сердца и сократительной способности сердца.
Метод корреляционной ритмографии дает возможность определить особенности регуляции сердечной деятельности.
Модель тестирующей нагрузки ступенчато-повышающейся мощности до отказа. Спортсмен выполняет работу, продолжительность которой на каждой ступени – 3 минуты*. Начальную нагрузку определяют, исходя и веса тела спортсмена, вида спорта. Тестирующая аппаратура может зависеть от специфики вида спорта. Так, у пловцов используют гидроканал (при его наличии), у легкоатлетов – тредбан, у лыжников – лыжероллеры с использованием тредбана, в других видах спорта – велоэргометр или тредбан.
4. Психодиагностические обследования (нормативы в таблицах 12 и 13)
Комплекс психодиагностических методик позволяет оценить личностно-характерологические особенности спортсмена, определить уровень мотивации и целеустремленности, надежность и психическую работоспособность в сложных условиях спортивной деятельности.
Методики тестирования: многофакторный (16 РF и 14 РF) личностный тест, методики определения электрокожного сопротивления и квазистационарного потенциала.
Критериями спортивной успешности являются уровень мотивации, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, волевой контроль, психическая выносливость, динамика психической работоспособности и нервно-психической активности.
Личностные обследования проводят в лабораторных условиях. Одновременно тестирование проходят две группы (20 человек), время тестирования группы - не более 2-х часов.
Определение уровня психической работоспособности и изменения нервно-психической активности проводят в ходе функционального тестирования (до и после него) с использованием приборов для регистрации квазистационарного потенциала мозга (КСП) и электрокожного сопротивления (ЭКС). Время тестирования по каждой методике 2-3 минуты, всего на 1 человека - 8-12 минут.
Для проведения психодиагностического обследования необходимы опросники бланки 16-ти и 14-ти факторного теста.
5. Антропометрические измерения и оценка степени биологической зрелости. (Нормативы представлены в таблице 14)
Данный раздел исследования используют для: 1) оценки степени соответствия телосложения спортсмена требованиям спортивной специализации; 2) прогнозирования тенденций роста и развития спортсмена.
Методики: антропометрия и соматотипирование, педометрия, калиперометрия, динамометрия, определение биологической зрелости. С помощью указанных методик оценивают: а) тотальные размеры и пропорции тела; б) развитие аппарата внешнего дыхания; в) состав масс тела (абсолютные и относительные); г) динамометрические показатели; д) функциональное состояние позвоночника и сводов стопы; е) степень биологической зрелости; ж) тип конституции (соматотип.).
Получаемые признаки:
1) длина тела и его сегменты;
2) обхваты тела;
3) диаметры (поперечные размеры) тела;
4) кожно-жировые складки;
5) функционально-соматические характеристики (вес, ЖЕЛ, динамометрия и т.п.);
6) функциональные возможности рессорного аппарата (стопа);
7) развитие вторичных и третичных половых признаков; биологический возраст.
Обследование: проводят в первой половине для до тестирования функциональных возможностей или иных видов физической нагрузки.
Инструментарий: металлический антропометр, сантиметровая лента, большой толстотный циркуль, большой и малый штанговый и скользящий циркули, калипер, специальная площадка для оценки свода стопы.
На обследование каждого спортсмена отводится до 20 минут.
Методика определения комплексной оценки индивидуальных показателей спортсменов
Отбор для зачисления в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, школы-интернаты для одаренных в спорте детей и прохождения централизованной подготовки к международным соревнованиям основывается на комплексной оценке пригодности спортсмена. Процедура формирования комплексной оценки пригодности заключается в следующем:
1) выявляется индивидуальный уровень развития признака в соответствии с содержанием разделов комплексной программы обследования и уровнем их оценки (табл. 10-14);
2) определяется степень соответствия индивидуальных показателей с диапазоном требуемого уровня для данного вида спорта (табл. 15).
Итоговая оценка "годен" дается: 1) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии успешного освоения программных требований ДЮСШ, СДЮШОР и ОШСП; 3) при положительной динамике спортивных достижений (темпы роста выше среднего и высокие); 4) при соответствий индивидуальных показателей физического развития функциональных возможностей и физической подготовленности требуемому диапазону развития признаков.
Итоговая оценка "условно годен" дается: 1) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии положительной динамики спортивных достижений (темпы средние и выше среднего); 3) при наличии отдельных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков и склонности к отставанию процессов биологического созревания организма спортсмена.
Итоговая оценка "не годен" дается при наличии: 1) противопоказаний по состоянию здоровья; 2) низких темпов динамики спортивных показателе; 3) существенных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СПОРТСМЕНА
ф.и.о. __________________________ Дата, год рождения _________________________ Вид спорта ______________________
Год, месяц начала занятий спортом ____________________________________________
Спортшкола ________________________________________________________________
Спортивное общество ________________________________________________________
Город, республика ___________________________________________________________
Группы
|
Год обучения
|
Дата обследо-вания
|
Физическое развитие
|
Заключе-ние врача
|
Рост
|
Вес
|
Длина стопы
|
Сила сгиба-телей кисти
|
ЖЕЛ
|
МПК
|
мл/мин
|
мл/мин
кг
|
Исходные данные при зачислении в ДЮСШ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальной подготовки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тренировочные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спортивного совершенство-вания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группы
|
Год обучения
|
Общая физическая подготовленность
|
Специальная подготовлен-ность
|
Лучшие спор-тивные резу-льтаты года
|
Соревнования и тренировочная деятельноость
|
Бег
30 м
|
Непрерывный бег
5 мин
|
Бег на месте
10 с
|
Челночный бег
3х10 м
|
Прыжок в длину с места
|
Подтягивание в висе
|
Бросок мяча сидя
|
Прыжок вверх (по Абалакову)
|
|
|
|
|
|
Соревнования (кол-во), старты (кол-во
|
Тренировочные и соревновательные дни (кол-во)
|
Исходные данные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начальной подготовки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно-тренировочные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Спортивного совершенствования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметки директора ______________________________________________________________ подпись, печать
спортивной школы ______________________________________________________________ подпись, печать
при переводе ______________________________________________________________ подпись, печать
при выпуске ______________________________________________________________ подпись, печать
Таблица 2
СХЕМА ЭТАПОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ
№ п/п
|
Этап отбора (группы)
|
Кто проводит отбор
|
Когда проводится отбор
|
Содержание отбора
|
Критерии отбора
|
Форма документов отбора
|
1-й
|
Набор в группы начальной под-готовки ДЮСШ
|
Учитель физкультуры и врач обще-образователь-ной школы, тренеры ДЮСШ
|
Осень первого года обучения
|
Оценка состояния здоровья, рекомендации учителя
|
1. Отсутствие медицинских и морфологических противопоказаний, желание ребенка и родителей
|
Индивидуальная карта спортсмена, справка врача
|
2-й
|
Отбор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР, ОШИСП
|
Врачи ВФД, тренеры СДЮШОР, ДЮСШ, ОШИСП
|
В течение последнего года занятий в группах начальной подготовки
|
1. Состояние здоровья
2. Выполнение контрольно-переводных нормативов
3. Антропометрия
4. Темпы роста спортивных результатов
|
1. Отсутствие хронических заболеваний и противопоказаний
2. Показатели физического развития
3. Нормативы по общей и специальной подготовленности
|
Индивидуальная карта спортсмена, врачебно-медицинская карта
|
3-й
|
Отбор в группы спортивного совершенствования СДЮШОР, ШВСМ, старшие классы ОШИСП
|
Врачи ВФД, тренеры СДЮШОР, ОШИСП, ШВСМ. Конкурсная комиссия
|
В конце последнего года пре-дыдущего этапа
|
1. Состояние здоровья
2. Морфотип и биологическая зрелость
3. Личностно-психологи-ческие особенности
4. Функциональные возможности
5. Специальная подготовленность, спортивный результат
|
1. Состояние здоровья
2. Антропометрические показатели
3. Личностно-характериологические особенности
4. Резервные возможности, устойчивость, реактивность систем
5.Спортивный результат, данные ОСД
|
|
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
|