Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
Система отбора перспективных спортсменов

в Республике Казахстан


  1. Общие положения

Система отбора перспективных спортсменов неразрывно связана с многолетней подготовкой, она начинается с раннего школьного возраста и заканчивается отбором в сборные команды страны для участия в чемпионатах Азии, мира, Азиатских и Олимпийских играх.

Система отбора перспективных спортсменов включает в себя четыре группы организационных мероприятий:

1.Массовый просмотр детей в целях их ориентации на занятия по видам спорта проводится учителями в общеобразовательных школ на уроках физической культуры и на школьных соревнованиях.

2.Отбор перспективных спортсменов для комплектования детско-юношеских спортивных школ и учебно-тренировочных групп и групп детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, проводится тренерами преподавателями по видам спорта детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва и школ-интернатов для одаренных в спорте детей.

3.Просмотр и отбор перспективных спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях проводится главными и старшими тренерами сборных команд республики для комплектования региональных центров подготовки олимпийского резерва и сборных юношеских и юниорских команд страны.

4.Отбор перспективны спортсменов для прохождения централизованной подготовки в республиканских центрах олимпийской подготовки к участию в Азиатских, Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

2. Отбор перспективных спортсменов для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школ-интернатов для одаренных в спорте детей

Комплектование учебно-тренировочных групп ДЮСШ, СДОШОР и школ-интернатов для одаренных в спорте детей производится из числа детей, успешно освоивших курс начальной спортивной подготовки. В группы начальной подготовки принимают всех желающих в соответствии с установленным для данного вида спорта возрастным цензом. Часть школьников привлекаются к за­нятиям спортом через систему массового поиска. В процессе занятий в группах начальной подготовки у детей выявляются предпосылки к успешному освоению программных требо­ваний в данном виде спорта. В конце каждого года обучения в группах начальной подготовки проводят тестирование в целях анализа работы за прошедший год, а по окончании начального периода обучения (2-3 года), с целью от­бора наиболее одаренных детей и подростков в учебно-тренировоч­ные группы.



2.1. Отбор (тестирование), юных спортсменов для зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР.

Отбор в учебно-тренировочные группы проводят тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и врачи по следующей программе:

- оценка состояния здоровья;

-выполнение контрольно-переводных нормативов специальной подготовленности, разработанных для каждого вида спорта;

- выявление показателей физического развития;

- изучение темпов прироста физических качеств и спортивных результатов (в соответствии с индивидуальной картой спортсмена)

Данные ежегодного тестирования и диспансеризации заносят­ся в карту спортсмена.
ИНСТРУКЦИЯ по ведению индивидуальной карты спортсмена

(Карта является основным документом учащегося спортивной школы)

1. Карта печатается на картоне или плотной бумаге (ватман) форматом А-4 и заполняется с обеих сторон.

2. Заполнение карты начинается при поступлении ученика в спортивную школу с графы "исходные данные". В конце каждого учебного года тренер и врач вносят в карту данные обследований и тестирования. Карта хранится в учебной части спортивной школы.

3. По окончании спортивной школы, при переходе в другую школу, в связи с переездом на другое место жительства, сменой вида спор­та и т.д., карта передается ученику на руки с целью передачи ее в новую спортивную школу, о чем делается соответствующая отмет­ка директора, заверяемая печатью школы.

4. Показатели физического развития заполняются тренером совместно с медицинским работником, прикрепляемым к школе. Пока­затели состояния здоровья заполняются врачом школы или врачом ВФД по градациям: н - норма, о - отклонение от нормы.

5. Результаты тестов физической подготовленности заполняются трене­ром группы. Проставляются лучшие показатели, выбранные из пов­торных тестирований в течение года. Все упражнения выполняются по общепринятым правилам соревнований. При использовании элект­ронного хронометража после результата ставится буква "э".

6. Тесты по специальной подготовленности определяются прог­раммой для спортивных школ и показателями, принятыми в виде спор­та.

7. Лучшие спортивные результаты года проставляются в приня­тых для вида спорта показателях.

8. Количественные показатели соревновательной деятельности выражаются дробью: в числителе - число соревнований, в знамена­теле - число стартов (10/18). В количество тренировочных дней входят дни, занятые соревнованиями.

9. После окончания спортивной школы карта остается в учеб­ной части для обработки показателей многолетней подготовки и уточнения критериев подготовленности, переводных нормативов и т.д.
2.2 Отбор (тестирование) при зачислении в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей

Отбор в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей проводится в течение последнего года занятий в учебно-тренировочных группах.

Отбор проводится тренерами ДЮСШ, СДЮШОР врачами, а в школы-интернаты для одаренных в спорте детей - специальной комиссией, создаваемой приказом соответствующего спорткомитета по туризму и спорту.

Методика отбора остается той же, что и на предыдущем этапе, однако объем показателей и методов их исследования расширяются.

Важное значение имеют морально-волевые («бойцовские») ка­чества, характеризующие способность спортсмена показывать высокие и устойчивые результаты в сложной соревновательной обстановке, а также уровень мотивации, дисциплина и трудолюбие. При этом особую значимость приобретает педагогическая характеристика предыдущих этапов подготовки спортсмена, в которой отражают следующие факторы:

- способность переносить высокие тренировочные и соревнова­тельные нагрузки;

- способность быстро восстанавливать силы;

- темпы прироста основных качеств и спортивных результатов.

Программа отбора в группы спортивного совершенствования вклю­чает 5 разделов: I) состояние здоровья; 2) спортивный анамнез и специальная подготовленность; 3) функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; 4) психодиагностика; 5)антропометрия.

В зависимости от специфики вида спорта отдельные разделы программы обследования представлены уже или шире. Для цикличес­ких видов спорта существенное значение имеют сведения, полученные по разделам I и 3; для сложно-координационных видов спорта и единоборств - по разделам 2 и 4.

Каждый из разделов программы обследования включает комплекс показателей, на основе оценки которых выводится общее заключение о спортивной пригодности. Общая оценка данных обследования сво­дится к 3 градациям» Первая - "годен" (отсутствуют противопо­казания), вторая – «условно годен» (отдельные звенья или системы предъявляют повышенные требования к механизму компенсации). Третья – «не годен» (степень подготовленности и состояние систем не позволяют адекватно адаптироваться к требованиям следующего этапа спортивной подготовки).

Суммарная оценка всего комплекса показателей позволяет до­статочно надежно оценить степень подготовленности спортсмена, состояние отдельных систем организма, уровень его резервных воз­можностей, наличие сильных и слабых звеньев.




  1. Просмотр и отбор талантливых спортсменов на юношеских и юниорских соревнованиях


3.1. Обследование соревновательной деятельности (ОСД) и тестирование специальной подготовленности участников соревнований

Поиск талантливых спортсменов и привлечение их в школы-интернаты для одаренных в спорте детей проводится путем обсле­дования соревновательной деятельности и тестирования участников соревнований младших юношеских групп (т.е. в том возрасте, когда комплектуются группы спортивного совершенствования)

Обследование соревновательной деятельности определяется в соответствии с содержанием карты участ­ника соревнований в форме экспертной оценки членами специальной комиссии, состоящей из тренеров, врачей и актива соответствующих федера­ций. Оценка имеет следующие градации пер­спективности: I - «высокая»; 2 - «средняя»; 3 - «низкая».

Тестирование общей и специальной физической подготовленности проводится в специально назначенные дни, и включает 2-3 теста по ОФП и 3-4 теста по СФП, которые и имеют большую прогностическую значимость для достижения высших спортивных результатов в из­бранном виде спорта (или отдельном упражнении).


ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭТАПОВ ОТБОРА
Раздел включает программу обследований и методику оценки показателей на этапах многолетней спортивной подготовки. Про­грамма комплексного обследования содержит показатели, позволяющие оценить физическое развитие, общую и специальную физическую подготовленность, функциональные возможности спортсменов.
Содержание программы обследований к разделам 1.1., 1.2 единой системы отбора перспективных спортсменов

В организационной структуре единой системы спортивного от­бора, данные этапы представлены разделами 1.1. "Просмотр детей 2-4 классов" и 2.1. «Отбор юных спортсменов для зачисления в учебно-тренировочные группы ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей». В таблице 3 представлены перечень и указание признаков, которые включены в программу массового просмотра детей и подростков, а также от­бора юных спортсменов в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей.

Перечень признаков используемых при спортивной ориентации и отборе в ДЮСШ, ДЮСШОР и школы-интернаты для одаренных в спорте детей

Примечание: в видах спорта со сложной координацией движений дополнительно включают тесты на гибкость и ко­ординацию.


МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ МАССОВОМ ПРОСМОТРЕ ДЕТЕЙ ПРИ ОТБОРЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ
I . Методика оценки показателей здоровья

Состояние здоровья определяет врач по данным диспансерного обследования или осмотра. Оценка состояния здоровья имеет сле­дующие виды обобщенного заключения: I) здоров; практически здоров (при отклонениях в состоянии здоровья, которые хорошо компенсированы и не ограничивают занятия спортом); 3) занятия спортом противопоказаны (при наличии заболеваний органов крово­обращения и дыхания, пищеварения и мочевыделительной системы, наличии психических и эндокринных расстройств и др.).

При выдаче заключения о состоянии здоровья ориентируются на существующий перечень врачебно-медицинских показаний и проти­вопоказаний для занятий спортом.
2. Методика оценки физического развития

Показатели физического развития (нормативы в таблицах 4 и 5) оп­ределяют по общепринятой методике их измерения. На начальном эта­пе отбора используют ограниченное количество признаков, не требую­щих специального инструментария и большого опыта измерений. Комп­лекс информативных признаков определяется спецификой вида спорта. Измерение основных показателей физического развития проводят сле­дующим образом.



Длина тела, см. Определяют по расстоянию от верхушечной точ­ки до пола. Испытуемый стоит правым боком к экспериментатору на ровной горизонтальной поверхности, сомкнув стопы и вытянув руки вдоль туловища. Антропометр не должен отклоняться от вертикаль­ной линии.

Масса тела в кг. Вес тела определяют с точностью до десятых долей с помощью выверенных медицинских весов рычажной системы.

Обследуемый должен быть без верхней одежды и обуви.

Окружность грудной клетки, см. Фиксируется в состоянии покоя. При наложении сантиметровой ленты сзади на нижние уг­лы лопаток спереди - по нижнему краю сосковой линии у муж­чин и верхнему краю грудных желез у женщин.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), см3 измеряют воздушным или водяным спирометрами. Испытуемый предварительно делает 2-3 глубоких вдоха и выдоха, затем глубокий вдох до отказа и плав­но производит полный выдох в трубку спирометра. Лучший из двух попыток, результат записывают с точностью до 50 см. куб

Длина тела с вытянутыми вверх руками и размах рук, см. Стоя спиной к стене, испытуемый вытягивает обе руки вверх. Из­меряют расстояние от пола до самой верхней точки пальцев обе­их рук.



Размах рук определяют по расстоянию между крайними точками вытянутых в стороны рук.

Длина стопы, см. Определяют расстояние между наиболее выс­тупающей сзади и самой отдаленной точками на конце первого или второго пальца. Измерение проводят штанговым (скользящим) цир­кулем или сантиметровой лентой. Ленту прикрепляют к полу, у ну­левой отметки ставят вертикальный упор, к которому приставляет­ся пятка правой стопы измеряемого. Оцениваемый показатель предс­тавляет собой отношение длины стопы к длине тела и выражается в процентах.

Сила мышц - сгибателей кисти рук, кг. Измеряют с помощью выверенного ручного динамометра (для 6-9-летних с делением до 30 кг. в положении стоя, прямая рука на уровне плеча без вспо­могательных движений. Регистрируют лучший результат сильнейшей кисти из 2 попыток каждой рукой.

3. Методика тестирования показателей физической подготов­ленности

Программа тестирования физической подготовленности в зависимости от вида спорта представлена в таблице 6

Перечень включает группу обязательных для вида спорта по­казателей физической подготовленности и выбираемых произвольно.

Ниже представлено описание тестов стандартной программы определения общей физической подготовленности» Нормативы приве­дены в таблице 7.



Бег 30 м, сек. Проводится на стадионе или в зале с высокого старта, в спортивной форме без шиповок.

Бег на месте в максимальном темпе. Определяется количество беговых шагов за 10 сек. Тестируют в помещении с помощью простого приспособления: между двумя стойками (расстояние между стойками 1м) натягивают эластичный резиновый бинт на высоте бедра поднятой вперед и согнутой в колене под прямым углом ноги.

По команде «марш» спортсмен начинает бег на месте с макси­мальной частотой движений, каждый раз касаясь бедром натянутой резины. Подсчет движений проводят по количеству подъемов одной ноги. Полученный результат умножают на 2.

Оценивают во всех возрастных группах одинаково: 5 баллов -от 34 шагов и больше; 4 балла – 29-31; 3 балла - 26-28; 2 балла - 23-25; 1 балл - 22 шага и меньше.

Челночный бег 3х10 м, сек. Тест проводят на ровной дорожке длиной 10 м. Дистанция ограничена линиями старта и финиша. За каждой линией обозначают два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуе­мый пробегает 10 м и берет из полукруга на финишной линии кубик (5х5х5 см), затем поворачивается крутом и пробегает 10 м к линии старта; кладет в полукруг кубик и возвращается, пересекая финиш­ную черту.

Непрерывный бег 5 мин, м. Для определения длины пробегаемой за 5 минут дистанции тест проводят на стадионе, на котором вся дорожка размечена по 10-метровым отрезкам. Каждый участник дела­ет отметку на том месте, где его застал сигнал об окончании 5 мин.

Фиксируют общую длину пройденной за 5 минут дистанции.



Прыжки в длину с места в см. Прыжки выполняются толчком двух ног с приземлением на две ноги и проводят на размеченной резино­вой (тартановой) дорожке. Учитывается лучший результат из трех попыток.

Бросок набивного мяча весом 2 кг вперед из-за головы см. Перед броском спортсмен занимает у линии старта исходное положе­ние: сидя ноги врозь, мяч в вытянутых руках над головой. При этом угол, образуемый при разведении ног находится, на стартовой линии. Дальность броска измеряется рулеткой. Выполняются 3 попытки: зачет по лучшей из попыток.

Подтягивание в висе на перекладине, количество раз. Выполня­ют из исходного положения - вис хватом сверху, руки на ширине плеч. Темп выполнения упражнения произвольный. Подтягивание счи­тается выполненным, если при сгибании рук подбородок выше пере­кладины. Не засчитываются попытки при вспомогательных движениях ног и туловища.

Наклон вперед см (тест на гибкость). Выполняют после размин­ки из исходного положения, стоя на гимнастической скамейке, ноги вместе, колени выпрямлены. Глубину наклона измеряют по расстоя­нию между кончиками пальцев рук и верхней поверхностью скамейки. Для этого 2 линейки укрепляют вертикально к скамейке таким обра­зом, чтобы нулевые отметки совпадали с верхним ее краем. Резуль­тат фиксируется со знаком +, если кончики пальцев испытуемого ни­же верхнего края скамейки и со знаком -, если выше.

При тестировании не разрешается сгибать колени и делать рывковые движения туловищем.



Выкрут с палкой, см. На палке нанесены деления с точностью до 0,1 см или наклеена сантиметровая лента. Исходное положение:

палка внизу, хватом двумя руками сверху, не ширине плеч (фиксиру­ется расстояние). Поднимая прямые руки вверх, перевести палку назад за спину и опустить вниз (выкрут). Оценивается минимальная разница между шириной хвата при выкруте в плечевых суставах и шириной плеч. Дается 3 попытки. Перед испытанием предваритель­ная разминка обязательна. Оценка выполнения теста: 5 баллов - разность между шириной хвата и плеч 10 см и менее; 4 балла -1.1-20 см; 3 балла - 21-30 см; 2 балла - 31-40 см; I балл - 41 см и больше.



Прыжки «с прибавками» или тест на координацию, количест­во минимальных прибавлений в прыжках. Перед тестированием опре­деляют максимальный результат прыжка в длину с места и устанав­ливают границу, в пределах которой спортсмену предстоит выпол­нять "прибавки". На расстоянии, равном 1/4 максимального резуль­тата от линии старта, отчерчивают первую линию; на расстоянии, равном 3/4 максимального результата - вторую линию» Спортсмен последовательно совершает попытки каждый раз с линии старта в пределах границ 25-75% от максимального прыжка, постепенно уве­личивая их дальность. Засчитываются те прыжки («прибавки»), ко­торые по своей длине превышают предыдущие. Подсчет прибавок прекращается, как только спортсмен достиг второй линии или ес­ли в двух прыжках, выполненных подряд, не увеличил длину прыжка. Тест проводят на покрытии, исключающем жесткое, приземление.

4.Методика оценки функциональных возможностей.

Максимальное потребление кислорода, мл/м и мл/м на I кг веса. В видах спорта на выносливость с применением степ-теста оп­ределяют расчетным способом величину максимального потребления кислорода (МПК). Перед тестированием испытуемого взвешивают в той же одежде и обуви, в которых выполняет работу.

Процедура тестирования следующая: под метроном в течение 5 мин в темпе от 18 до 30 в минуту производят подъемы на ступеньку (или скамейку). Высота позема для мальчиков моложе 14 лет и девочек 30 см; для мальчиков старше 14 лет - 40 см.

В первые 10 сек после окончания работы фиксируют пульс с по­мощью фонендоскопа или пальпаторно.

Для расчета МПК пульс после окончания работы должен быть в пределах 130-160 уд/мин, что достигается изменением высоты ступени или количества подъемов.

Мощность выполненной работы рассчитывается по формуле:

W = 1,3хPxhxn, где W - мощность работы в кгм/мин; 1,3 -коэффициент; P - вес тела в кг; h - высота ступени в м; n -количество подъемов на ступеньку в I мин.

Исходя из мощности работы и ЧСС по формуле Добельна с соавт. (1967) рассчитывают МПК:

МПК = 1.29 х √ W/(H-60) х К*,

Где W – мощность выполненной работы в кгм/мин;

Н – пульс в первые 10 с. восстановления;

К – коэффициент, величина которого зависит от возраста;

В 9 лет – 0,924; 10 лет – 0,914; 11 лет – 0,907; 12 лет – 0,900; 13 лет – 0,891; 14 лет – 0,883; 15 лет – 0,878.

* Коэффициент 1,29 – изменяется в соответствии в зависимости от возраста и пола:



Мальчики

9-10 лет – 1,11

Девочки

10-11 лет – 0,95




11 лет – 1,15




12-13 лет – 0,98




12-13 лет – 1,20

Девушки

14-15 лет – 1,05

Юноши

14-15 лет – 1,27




16 лет – 1,10




16 лет – 1,29






Для получения относительной величины МПК в мл/мин делят на вес тела испытуемого.



Определение возрастно-паспортной группы проводят следую­щим образом: например, к группе 12-летних относят спортсменов, которые в день обследования имеют возраст от 11 лет 6-ти месяцев до 12 лет 5 месяцев 29 дней. К 13-летним - от 12 лет 6 месяцев до 13 лет 5 месяцев 29 дней и т.п.
5 . Методика оценки специальной физической подготовленности.

Каждая программа отбора содержит показатели, характеризующие развитие специфических для вида спорта качеств и способностей. По­мимо, указанных в таблицах включают тесты по специальной подготов­ленности в соответствии с программными требованиями и методическими письмами по отбору для вида спорта. В этот же раздел на на­чальном этапе отбора относятся спортивные показатели, включая прирост их по годам спортивной подготовки. Параметры тренировоч­ной и соревновательной деятельности включают лучшие спортивные достижения года в принятых для вида спорта показателях.


6. Методика оценки личностно-характерологических особен­ностей.

Для тестирования личностных особенностей используется юношес­кий (14-факторный) вариант анкеты Кеттела. Количественные характе­ристики личностных профилей с учетом специфики видов спорта предс­тавлены в таблице 8).


7. Методика определения комплексной оценки индивидуальных показателей спортсмена

Комплексная оценка спортивной пригодности основана на выявлении индивидуальных особенностей юного спортсмена и соотнесения по­лученных данных с требуемыми уровнями развития признаков отбора. Для этого проводят следующую процедуру выдачи итогового заключения:

1) по результатам тестирования выделяют индивидуальный уровень развития признака (используют данные таблиц 6 и 7 и нормативные требования в табл. 8);

2) оценку индивидуального уровня развития признака (или качест­ва) проводят в соответствии с указанным диапазоном требуемого уров­ня его развития для данного вида спорта (таблица 9).

Итоговая оценка "годен" дается: I) при отсутствии противопока­заний по состоянию здоровья; 2) при наличии успешного освоения программных требований ДЮСШ; 3) при соответствии индивидуальных пока­зателей физического развития, функциональных возможностей и физи­ческой подготовленности требуемому диапазону развития признаков.

Итоговая оценка "условно годен" дается: I) при отсутствии про­тивопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии положительной динамики показателей физической подготовленности (темпы средние и выше среднего); 3) при наличии отдельных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков и склонности к отставанию процессов биологического созревания организма спортсмена.



Итоговая оценка "не годен" дается при наличии: I) противопока­заний по состоянию здоровья; 2) низких темпов динамики показателей физической подготовленности; 3) существенных отклонений индивиду­альных показателей от требуемого диапазона развития признака.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ НОРМАТИВЫ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7- 8 ЛЕТ


п/п

Показатели

Оценкауровни

Мальчики

Девочки

7 лет

8 лет

7 лет

8 лет



Длина тела, см.

5

135 и выше

140 и выше

132 и выше

136 и выше

4

130-134

135-139

127-131

131-135

3

125-129

130-134

122-126

126-130

2

120-124

125-129

117-121

121-125

1

119 и ниже

124 и ниже

116 и ниже

120 и ниже



Вес. Кг

5

31 и больше

36 и больше

26 и больше

30 и больше

4

27-30

31-35

23-25

26-29

3

23-26

25-30

20-22

22-25

2

18-22

19-24

17-19

18-21

1

17 и меньше

18 и меньше

16 и меньше

17 и меньше



Жизненная емкость легких, см3

5

1701 и больше

1901 и больше

1501 и больше

1801 и больше

4

1501-1700

1701-1900

1401-1500

1601-1800

3

1301-1500

1501-1700

1201-1400

1401-1600

2

1101-1300

1301-1500

1001-1200

1201-1400

1

1100 и меньше

1300 и меньше

1000 и меньше

1200 и меньше



Сила кисти, кг (сильнейшей

5

22 и больше

23 и больше

18 и больше

22 и больше

4

19-21

20-22

15-17

18-21

3

16-18

17-19

12-14

14-17

2

13-15

14-16

9-11

10-13

1

12 и меньше

13 и меньше

8 и меньше

9 и меньше



Бег 30 м, сек.

5

5.8 и меньше

5.7 и меньше

6.0 меньше

5.9 и меньше

4

5.9-6.0

5.8-5.9

6.1-6.2

6.0-6.1

3

6.1-6.2

6.0-6.1

6.3-6.4

6.2-6.3

2

6.3-6.4

6.2-6.3

6.5-6.6

6.4-6.5

1

6.5 и больше

6.4 и больше

6.7 и больше

6.6 и больше



Прыжок в длину с места, см

5

150 и больше

160 и больше

140 и больше

150 и больше

4

140-149

150-159

130-139

140-149

3

130-139

140-149

120-129

130-139

2

120-129

130-139

110-119

120-129

1

119 и меньше

129 и меньше

109 и меньше

119 и меньше



Челночный бег 3х10 м, сек.

Оценка производится в соответствии с нормативными требованиями для юных спортсменов (табл. 6)


Таблица 6

ПЕРЕЧЕНЬ

показателей для тестирования в различных видах спорта


п/п

Вид спорта

Бег, 30 м.

Непрерывный бег, 5 мин

Бег на месте, 10 сек.

Челночный бег, 3х10

Прыжок в длину

Прыжок вверх

Подтягивание в висе

Бросок мяча























Бокс


++

++

++

++

+

++

++

+



Борьба классическая, вольная, дзюдо

+

++

+

++

++

++

++

++



Тяжелая атлетика


++

++

+

++

++

++

+

++



Фехтование


++

+

++

++

++

++

++

+



Современное пятиборье

+

++

++

++

++

++

++

+



Велоспорт: шоссе, трек

++

++

++

+

++

++

++

+



Баскетбол


++

++

++

++

++

++

+

+



Волейбол


++

++

++

++

+

++

+

++



Гандбол


++

++

+

++

++

++

+

++



Теннис


++

++

++

++

++

++

+

+



Хоккей на траве


++

++

+

++

++

++

+

++



Водное поло


+

++

++

++

++

++

+

++



Плавание


++

++

+

++

++

+

++

++



Синхронное плавание

+

++

+

++

++

++

++

++



Прыжки в воду


++

+

++

+

++

++

++

++



Гимнастика спортивная

++

+

+

++

++

++

++

++



Гимнастика художественная

++

++

++

++

+

++

++

+



Легкая атлетика, средние и длинные дистанции


++

++

++

+

++

++

++

+



Легкая атлетика, спринт, барьеры

++

++

++

+

++

++

++

+



Легкая атлетика, метания

++

+

+

++

++

++

++

++



Легкая атлетика, прыжки

++

++

++

+

++

++

++

+



Легкая атлетика, многоборья

++

++

++

++

++

++

++

++



Футбол


++

++

++

++

++

++

+

+



Хоккей


++

++

+

++

++

+

++

++



Биатлон


++

++

++

++

++

+

++

+



Лыжный спорт


++

++

+

++

++

++

++

+



Фигурное катание


++

+

++

++

++

++

+

++



Коньки


++

++

+

++

++

++

+

++



Лыжное двоеборье

++

++

+

++

++

++

++

+



Гребля академическая

++

++

+

+

++

++

++

++



Гребля на байдарках и каноэ

++

++

+

++

++

+

++

++

Примечание: ++ тестирование обязательно;

+ тестирование не обязательно.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕСТИРОВАНИЯ
В организационной структуре единой системы спортивного отбора данные этапы представлены разделами 2.2. – «Отбор (тестирование) при зачислении в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, школы-интернаты для одаренных в спорте детей.

Программа комплексного обследования спортсмена направлена на оценку наиболее информативных для прогноза спортивной успешности признаков с учетом современных требований спорта и прогнозируемых тенденций его развития.

Программа обследования состоит из разделов: состояние здоровья; спортивный анамнез и специальная подготовленность; функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; психодиагностика; антропометрия.

К программе приложены:

1) перечень исходных показателей отбора для централизованной подготовки;

2) таблицы 10-14 с оценками показателей по разделам показателей по разделам обследования;

3) таблицы с указанием требуемых диапазонов уровней оценки показателей отбора (табл. 15).
методика тестирования при отборе для централизованноЙ подготовки к МЕЖДУНАРОДНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ
Программа комплексного обследования состоит из следующих разделов: I) состояние здоровья; 2) спортивный анамнез и специальная подготовленность; 3) функциональные возможности и морфофункциональное состояние сердца; 4) психодиагностика; 5) антропометрия.

Разделы обследования в комплексе достаточно на­дежно оценить степень подготовленности спортсмена, состояние от­дельных систем и уровень резервных возможностей организма, наличие сильных и слабых его звеньев.

В зависимости от специфики вида спорта разделы представлены уже или шире. Для циклических видов спорта существенно возраста­ет роль разделов 1 и 3. Для сложно-координационных видов спорта и единоборств - разделов 2 м 4. Каждый из разделов включает комплекс прогностических показателей, на основе оценки которых выводится общее заключение.

1) Оценка состояния здоровья (диспансеризация)

В ходе диспансеризации специалисты ВФД заполняют врачебно-контрольную карту диспансерного наблюдения спортсмена.

Задачей обследования является: I) исключить спортсменов с наличием патологических отклонений в состоянии здоровья или выраженных хронических заболеваний; 2) вылечить спортсменов с хорошим и отличным здоровьем.

В зависимости от комплексной оценки состояния здоровья и общего функционального состояния организма спортсменов ставится диагноз пригодности спортсмена для централизованной олимпийской подготовки и занятий в группах спортивного совершенствования.

Комплексная оценка по данному разделу обследования состоит из оценки состояния здоровья с учетом возможностей динамики его изме­нения.

При выведении оценки состояния здоровья выделяют 4 группы спортсменов: а) здоровых; б) практически здоровых (с отклонениями в состоянии здоровья или с заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме; в) с заболеваниями, требующими лечения и ограничивающими тренировочный процесс; г) с заболеваниями, требующими отстранения (кратковременного или длительного) от занятий спортом. При выдаче заключений ориентируются на существующий перечень болезней и патологических состояний, являющихся противопоказанием для интенсивных тренировок.



2. Определение специальной подготовленности спортсмена

Данный раздел обследования включает в себя оценку спортивных достижений в динамике, уровня тактико-технических способностей, эффективность и экономичность их проявлений, способности спортсмена варьировать тактико-техническими действиями адекватно изменяющимся условиям соревновательной деятельности. Специальная подготовленность и специфические двигательные способ­ности определяют в соответствии с требованиями вида спорта и его отдельных дисциплин.

Нормативные требования по специальной физической подготов­ленности в большинстве видов спорта не разработаны. Специальная подготовленность представителей разных видов спорта определяет­ся по программам и переводным нормативам для спортивных школ.

Если возраст спортсменов, отбираемых в группы спортивного совершенствования, и их спортивные результаты соответствуют уровню централизованной подготовки (олимпийский резерв), для оценки специальной подготовленности могут быть использованы нормативные требования (модельные характеристики) из целевых комплексных программ по видам спорта.



3) Определение функциональных возможностей организма

(Нормативы в таблицах 10 и 11)

Оценка функциональных возможностей включает в себя: I) мак­симальные аэробные и анаэробные возможности; 2) эффективность и экономичность энергообеспечивающих систем организма; 3) способ­ность к выраженным сдвигам внутренней среды организма; 4) степень восстановления функций организма; 5) морфофункциональное состоя­ние сердца и особенности его регуляции; в) наличие "слабых" звеньев адаптации, лимитирующих спортивную работоспособность.

В настоящий раздел тестирования входят следующие методы:

1) газометрический; 2) электрокардиографический; 3} пульсометрический; 4) биохимический; 5) психофизиологический; 6) эхокардиографический; 7) ритмокардиографический.

Газометрический метод исследования состоит в изучении газо­вого состава выдыхаемого воздуха на содержание в нем О2% и СО2% , а также минутного объема дыхания. С помощью данного метода определяют: I) максимальное потребление кислорода и максимальный кислородный долг в абсолютных и относительных значениях; 2) максимальную легочную вентиляцию; 3) аэробный и анаэробный пороги энергетического обмена; 5) критическую мощность работы.

Электрокардиографический метод дает возможность оценить функциональное состояние сердечной деятельности (функции автома­тизма, возбудимости и проводимости сердца, сократительная способ­ность) в состоянии покоя и после нагрузки.

Пульсометрический метод включает регистрацию частоты сердечных сокращений (ЧСС) в течение всего тестирования и осуществляется с помощью различной пульсо - и телеметрической аппаратуры. Метод дает срочную информацию об адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке и ее переносимости, а также позволяет оценить экономичность и эффективность работы сердца по кислород­ному пульсу.

Биохимические методы исследования служат для определения содержания в крови молочной кислоты, параметров кислотно-щелочного равновесия, неорганического фосфора, креатинина и ионов магния.

Психофизиологические методы исследования позволяют оценить психическую работоспособность и уровень нервно-психической активности.

Эхокардиографический и ритмокардиографический методы исследования применяют главным образом у представителей циклических видов спорта для получения информации об особенностях развития сердца и его производительности. Методика ультразвуковой эхолокации сердца позволяет определить такие морфофункциональные параметры сердца, как толщина и величина полости задней стенки левого желудочка сердца, величины полости левого желудочка и предсердия, диаметра аорты, состояние клапанов сердца и сократитель­ной способности сердца.

Метод корреляционной ритмографии дает возможность определить особенности регуляции сердечной деятельности.

Модель тестирующей нагрузки ступенчато-повышающейся мощности до отказа. Спортсмен выполняет работу, продолжительность которой на каждой ступени – 3 минуты*. Начальную нагрузку определяют, исходя и веса тела спортсмена, вида спорта. Тестирующая аппаратура может зависеть от специфики вида спорта. Так, у пловцов используют гидроканал (при его наличии), у легкоатлетов – тредбан, у лыжников – лыжероллеры с использованием тредбана, в других видах спорта – велоэргометр или тредбан.



4. Психодиагностические обследования (нормативы в таблицах 12 и 13)

Комплекс психодиагностических методик позволяет оценить личностно-характерологические особенности спортсмена, определить уровень мотивации и целеустремленности, надежность и психическую работоспособность в сложных условиях спортивной деятельности.

Методики тестирования: многофакторный (16 РF и 14 РF) лич­ностный тест, методики определения электрокожного сопротивления и квазистационарного потенциала.

Критериями спортивной успешности являются уровень мотивации, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, волевой контроль, психическая выносливость, динамика психической работоспособности и нервно-психической активности.

Личностные обследования проводят в лабораторных условиях. Од­новременно тестирование проходят две группы (20 человек), время тестирования группы - не более 2-х часов.

Определение уровня психической работоспособности и изменения нервно-психической активности проводят в ходе функционального тес­тирования (до и после него) с использованием приборов для регист­рации квазистационарного потенциала мозга (КСП) и электрокожного сопротивления (ЭКС). Время тестирования по каждой методике 2-3 минуты, всего на 1 человека - 8-12 минут.

Для проведения психодиагностического обследования необходимы опросники бланки 16-ти и 14-ти факторного теста.

5. Антропометрические измерения и оценка степени биологической зрелости. (Нормативы представлены в таблице 14)

Данный раздел исследования используют для: 1) оценки степе­ни соответствия телосложения спортсмена требованиям спортивной специализации; 2) прогнозирования тенденций роста и развития спортсмена.



Методики: антропометрия и соматотипирование, педометрия, калиперометрия, динамометрия, определение биологической зрелости. С помощью указанных методик оценивают: а) тотальные разме­ры и пропорции тела; б) развитие аппарата внешнего дыхания; в) состав масс тела (абсолютные и относительные); г) динамомет­рические показатели; д) функциональное состояние позвоночника и сводов стопы; е) степень биологической зрелости; ж) тип кон­ституции (соматотип.).

Получаемые признаки:

1) длина тела и его сегменты;

2) обхваты тела;

3) диаметры (поперечные размеры) тела;

4) кожно-жировые складки;

5) функционально-соматические характеристики (вес, ЖЕЛ, динамометрия и т.п.);

6) функциональные возможности рессорного аппарата (стопа);

7) развитие вторичных и третичных половых признаков; биологический возраст.

Обследование: проводят в первой половине для до тестирования функциональных возможностей или иных видов физической нагрузки.

Инструментарий: металлический антропометр, сантиметровая лента, большой толстотный циркуль, большой и малый штанговый и скользящий циркули, калипер, специальная площадка для оценки свода стопы.

На обследование каждого спортсмена отводится до 20 минут.



Методика определения комплексной оценки индивидуальных показателей спортсменов

Отбор для зачисления в группы спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, школы-интернаты для одаренных в спорте детей и прохождения централизованной подготовки к международным соревнованиям основывается на комплексной оценке при­годности спортсмена. Процедура формирования комплексной оценки пригодности заключается в следующем:

1) выявляется индивидуальный уровень развития признака в соответствии с содержанием разделов комплексной программы обс­ледования и уровнем их оценки (табл. 10-14);

2) определяется степень соответствия индивидуальных показателей с диапазоном требуемого уровня для данного вида спорта (табл. 15).

Итоговая оценка "годен" дается: 1) при отсутствии противо­показаний по состоянию здоровья; 2) при наличии успешного осво­ения программных требований ДЮСШ, СДЮШОР и ОШСП; 3) при положительной динамике спортивных достижений (темпы роста выше сред­него и высокие); 4) при соответствий индивидуальных показателей физического развития функциональных возможностей и физической подготовленности требуемому диапазону развития признаков.

Итоговая оценка "условно годен" дается: 1) при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья; 2) при наличии положительной динамики спортивных достижений (темпы средние и выше среднего); 3) при наличии отдельных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков и склонности к отставанию процессов биологического созревания организма спортсмена.

Итоговая оценка "не годен" дается при наличии: 1) противопоказаний по состоянию здоровья; 2) низких темпов динамики спортивных показателе; 3) существенных отклонений индивидуальных показателей от требуемого диапазона развития признаков

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА СПОРТСМЕНА


ф.и.о. __________________________ Дата, год рождения _________________________ Вид спорта ______________________

Год, месяц начала занятий спортом ____________________________________________
Спортшкола ________________________________________________________________
Спортивное общество ________________________________________________________
Город, республика ___________________________________________________________



Группы

Год обучения

Дата обследо-вания

Физическое развитие

Заключе-ние врача

Рост

Вес

Длина стопы

Сила сгиба-телей кисти

ЖЕЛ

МПК

мл/мин

мл/мин

кг


Исходные данные при зачислении в ДЮСШ































Начальной подготовки



























































































Учебно-тренировочные























































































































































Спортивного совершенство-вания






























































Группы

Год обучения

Общая физическая подготовленность

Специальная подготовлен-ность

Лучшие спор-тивные резу-льтаты года

Соревнования и тренировочная деятельноость

Бег

30 м

Непрерывный бег

5 мин

Бег на месте

10 с

Челночный бег

3х10 м

Прыжок в длину с места

Подтягивание в висе

Бросок мяча сидя

Прыжок вверх (по Абалакову)
















Соревнования (кол-во), старты (кол-во

Тренировочные и соревновательные дни (кол-во)

Исходные данные

















































Начальной подготовки

















































































































































Учебно-тренировочные

















































































































































































































































Спортивного совершенствования


















































































































































Отметки директора ______________________________________________________________ подпись, печать

спортивной школы ______________________________________________________________ подпись, печать

при переводе ______________________________________________________________ подпись, печать

при выпуске ______________________________________________________________ подпись, печать

Таблица 2

СХЕМА ЭТАПОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ




№ п/п

Этап отбора (группы)

Кто проводит отбор

Когда проводится отбор

Содержание отбора

Критерии отбора

Форма документов отбора

1-й

Набор в группы начальной под-готовки ДЮСШ

Учитель физкультуры и врач обще-образователь-ной школы, тренеры ДЮСШ

Осень первого года обучения

Оценка состояния здоровья, рекомендации учителя

1. Отсутствие медицинских и морфологических противопоказаний, желание ребенка и родителей

Индивидуальная карта спортсмена, справка врача

2-й

Отбор в учебно-тренировочные группы ДЮСШ, СДЮШОР, ОШИСП

Врачи ВФД, тренеры СДЮШОР, ДЮСШ, ОШИСП

В течение последнего года занятий в группах начальной подготовки

1. Состояние здоровья

2. Выполнение контрольно-переводных нормативов

3. Антропометрия

4. Темпы роста спортивных результатов



1. Отсутствие хронических заболеваний и противопоказаний

2. Показатели физического развития

3. Нормативы по общей и специальной подготовленности


Индивидуальная карта спортсмена, врачебно-медицинская карта

3-й

Отбор в группы спортивного совершенствования СДЮШОР, ШВСМ, старшие классы ОШИСП

Врачи ВФД, тренеры СДЮШОР, ОШИСП, ШВСМ. Конкурсная комиссия

В конце последнего года пре-дыдущего этапа

1. Состояние здоровья

2. Морфотип и биологическая зрелость

3. Личностно-психологи-ческие особенности

4. Функциональные возможности

5. Специальная подготовленность, спортивный результат


1. Состояние здоровья

2. Антропометрические показатели

3. Личностно-характериологические особенности

4. Резервные возможности, устойчивость, реактивность систем

5.Спортивный результат, данные ОСД






страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: