страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
Проект
Предложения к формированию проекта
Стратегического плана дальнейшего реформирования и совершенствования системы предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на среднесрочный период (2007-2011 годы)
№ п/п
|
Анализ современного состояния в рассматриваемой сфере
|
Крупные проблемы и недостатки в рассматриваемой сфере
|
Основные направления и механизмы решения проблем в рассматриваемой сфере
|
Необходимые ресурсы и источники финансирования
( с разбивкой по годам)
|
Ожидаемый результат
(конкретные целевые показатели эффективности и результативности)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
-
Совершенствование системы госуправления в области предупреждения и ликвидации ЧС:
(общие стратегические направления по достижению гарантированной защиты населения, объектов и территорий страны, достижение конкретных целевых показателей эффективности и результативности, разграничение функций между МЧС и акиматами путем исключения их необоснованного дублирования по предупреждению и ликвидации ЧС, совершенствование структур территориальных органов и оперативных сил МЧС, формирование региональных центров МЧС с оснащением их современной мобильной техникой, в том числе авиационной)
|
ПЕТРОВ, САБДАЛИН
|
|
|
|
|
|
Штатная численность Комитета и его 18 территориальных органов составляет 660 человек, которые осуществляют государственный контроль за безопасным ведением работ на 363 450 опасных объектах горнодобывающей, химической
|
Подготавливаемые Комитетом документы проходят 4 и более руководящих уровня, что значительно затягивает принятие решений по ним.
|
Максимально сократить многозвенность в управлении, снизить количество руководящих работников, оптимизировать численность отделов, с учетом возложенных функций и выполняемых работ,
|
Республиканский бюджет.
На содержание дополнительной численности Комитета требуется поэтапно выйти на сумму ежегодно 286,7 млн.тенге
|
Позволит усовершенствовать структуру центрального и территориальных органов Комитета, поднять эффективность проводимой контрольно-профилактической работы, повысит качество и оперативность деятельности, а также снизить бюрократические проволочки.
|
|
, металлургической, нефтегазовой, атомно-энергетической и других отраслях промышленности страны.Учитывая практику проведения инспекторских проверок, необходимость проведения регистрации планируемого обследования и последующего отчета в органах прокуратуру, а также значительную территориальную разбросанность подконтрольных объектов инспектор в состоянии обследовать не более одного объекта в день.
|
Реорганизация Комитета и его территориальных органов проведена в пределах имевшегося лимита численности, при этом административные отделы созданы за счет инспекторского состава, что ограничило возможности контрольной деятельности.
|
конкретным разграничением и определением обязанностей каждого работасс Комитета.
Увеличить численность инспекторского состава Комитета для осуществления контроля по вопросам промышленной безопасности на 411 чел.
|
|
|
|
В настоящее время государственный контроль за безопасной ассонадзорией и техническим состоянием энергетического оборудования электрических станций, электрических и тепловых сетей возложен на Комитет по государственному энергетическому надзору МЭМР.
Контрольные функции в области охраны недр, ранее являвшиеся неотъемлемой частью контрольно-надзорных функций Госгортехнадзора, находятся в настоящее время в ведении Комитета геологии и недропользования МЭМР.
Государственный контроль в области безопасности и охраны труда осуществляет МТСЗН
|
Допускается возложение на отделы Комитета несвойственных функций, что отрицательно сказывается на выполнении основных обязанностей.Предупреждение и ликвидация техногенных аварий на объектах электрических и тепловых станций полностью возложены на территориальные органы МЧС. Инспекторами ассонадзора проводятся тождественные проверки по вопросам эксплуатации и технического состояния энергетического оборудования, в том числе паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды и т. Д.
|
Упорядочить и разграничить контрольные функции ряда министерств (МЧС, МТСЗН, МООС, МЭМР и т.д.) за безопасным ведением работ на опасных производственных объектах
|
Не требуется
|
Позволит исключить дублирования контрольных функций государственных органов, при этом повысит эффективность проводимых проверок, тем самым повысить уровень безопасности при ведении работ на опасных производственных объектах
|
|
|
Объединение контрольных функций по вопросам геологии и охраны недр привело к тому, что основной целью инспекционных проверок Комитета геологии и недропользования является требование в части рациональной отработки запасов полезных ископаемых, без учета фактического геолого-технического состояния массива, представляющего опасность для жизни промышленного персонала.
|
|
|
|
|
В настоящее время уровень производственного травматизма и аварийности на опасных производствах республики не снижается, их причины повторяются из года в год. Информация о состоянии промышленной безопасности своевременно не обрабатывается и не анализируется.
|
Объем возложенных на отделы Комитета работ не дают возможности проводить необходимый анализ состояния промышленной безопасности и эффективности действующего законодательства, проводимая работа Комитета в области обеспечения промышленной безопасности не доводится до непосредственных исполнителей.
|
Создать ГУ «Информационно-аналитический центр» при Комитете численностью 15 чел.
|
Республиканский бюджет.
На содержание ежегодно требуется по 18,5 млн.тенге.
На оснащение центра 54,7 млн.тенге
|
Позволит проводить глубокий и системный анализ допущенных случаев травматизма и аварийности, нарушений правил безопасности и эффективности действующего законодательства, на основе которого разрабатывать и осуществлять комплекс профилактических мероприятий и предложения для внесения в нормативные правовые акты. Своевременно и достоверно информировать территориальные органы Комитета, предприятия и население о состоянии промышленной безопасности
|
|
С целью исключения дублирования функций госорганов, при их передаче в негосударственные структуры, образовано Государственное учреждение «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» (далее ГУ «СПиАСР») с передачей ему аттестованной численности РГП «Орт сондыруши» и Государственной противопожарной службы, определив основной функцией пожаротушение.
В настоящее время в территориальных органах существует две самостоятельные структуры Комитета противопожарной службы, осуществляющие одну общую функцию обеспечение пожарной безопасности по двум основным направлениям – профилактика и тушение пожаров:
Департамент противопожарной службы и Филиал государственного учреждения «СП и АСР».
|
С образованием двух структур выявился ряд несоответствий и препятствий в деятельности работы органов противопожарной службы.
Так в соответствии с законодательством РК подразделения ФГУ «СП и АСР» не наделены контрольными функциями. По этой причине их участие в проведении ежегодных проверок систем наружного водоснабжения не согласуется с требованиями законодательных актов. Также возникают трудности при обеспечении допуска сотрудников ФГУ «СП и АСР» на объекты хозяйствования при подготовке и проведении пожарно-тактических учений и занятий, разработке оперативных планов пожаротушения.
|
В целях дальнейшей оптимизации структуры управления территориальными органами, укрепления системы обеспечения пожарной безопасности необходимо реформирование путем слияния на республиканском уровне аппаратов Комитета противопожарной службы и ГУ «СПиАСР» и территориальных аппаратов ДПС и филиалов ГУ «СПиАСР».
|
|
Эффективность управления – оптимальное разделение функций и минимизация затрат на содержание структуры.
|
|
|
Отсутствие единоначалия ставит руководство управлений, отделов противопожарной службы ДПС в городах и районах перед выбором: выполнение запланированных мероприятий ДПС или решение проблем ФГУ (что требует немалых временных затрат для выезда на объект, встречи с руководством и др.).
Согласно приказу Генеральной прокуратуры от 10.02.2003 года № 6 «О приеме, регистрации, учете рассмотрений заявлений и сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях» дознание по пожарам ведет орган уголовного преследования, вместе тем, из-за отсутствия в городских и районных подразделениях Департамента дежурных частей, сообщения о пожарах
|
|
|
|
|
|
(преступлениях) поступают по телефону «01» на ЦППС ФГУ СПиАСР, где регистрируются, а дознание по этим делам проводится в ДПС областей.
Оба описываемых территориальных органа имеют самостоятельные финансовые и кадровые аппараты, т.е. налицо дублирование и нерациональное разделение труда.
|
|
|
|
|
Республика Казахстан приняла ряд международных документов, в частности ратифицировала Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря
(ЗРК от 13.12.2005г. №97-III) ) и присоединилась к Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий (ЗРК от 23.10.2000г. №91- II).
Объемы нефтяных операций на суше увеличиваются, предстоит полномасштабная добыча нефти в казахстанском секторе Каспийского моря
|
Республикой Казахстан не принимаются должные меры по обеспечению безопасной промышленной астельности и исполнению международных договоров, в части предупреждения и ликвидации промышленных аварий трансграничного характера.
Неудовлетворительное техническое состояние затопленных водами асспия нефтегазовых скважин государственного фонда, планируемая высокая концентрация опасных производственных объектов на приграничной территории суши и в прибрежной зоне, увеличение объемов наземной и морской транспортировки углеводородного сырья повышают риск возникновения промышленных аварий, в т.ч трансграничного и регионального характера.
|
Увеличить на 14 единиц штатную численность инспекторов ГУ «Государственная инспекция по контролю в области промышленной безопасности за ведением нефтяных операций на море и внутренних водоемах Республики Казахстан» («Госморнефтеинспекция») и осуществить его поэтапное техническое оснащение».
Создать ГУ «Государственная инспекция по контролю за подводно-техническими работами на промышленных объектах Республики Казахстан» численностью 75 человек (ГУ «Подводно-техническая инспекция»).
|
Республиканский бюджет.
Для ГУ «Госморнефтеинспекция»:
- на содержание дополнительной штатной численности инспекторов ежегодно 8,9 млн.тенге;
- на техническое оснащение 91,5 млн.тенге.
Для ГУ «Подводно-техническая инспекция»:
- на содержание ежегодно 48 млн.тенге;
- на техническое оснащение 675,3 млн.тенге
|
Позволит исполнить соответствующие положения международных конвенций, а также повысить уровень безопасности опасных объектов представляющие трансграничные и региональные угрозы.
|
УПО
|
Отсутствуют законодательные акты, которые бы четко разграничили функции между территориальными органами Министерства и территориальными органами местных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих свою деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС с целью исключения дублирования между ними.
Совершенствование системы государственного управления осуществляется по инициативе
Президента Республики Казахстан в целях оптимизации существующих органов государственного управления и четкого определения их компетенции
|
Наличие дублирования функций между Министерством, его территориальными органами и территориальными органами местных исполнительных органов Республики Казахстан, осуществляющих свою деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС
|
На законодательном уровне требуется провести разграничение полномочий между уровнями государственного управления.
|
Государственный бюджет Республики Казахстан.
Информацией о количестве финансовых средств, необходимых на ее реализацию Управление не располагает.
|
Позволит исключить дублирование функций в области предупреждения и ликвидации ЧС и связанные с этим излишние затраты из государственного бюджета Республики Казахстан
|
КПС
|
С целью исключения дублирования функций госорганов, при их передаче в негосударственные структуры, образовано Государственное учреждение «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» (далее ГУ «СПиАСР») с передачей ему аттестованной численности РГП «Орт сондыруши» и Государственной противопожарной службы, определив основной функцией пожаротушение.
В настоящее время в территориальных органах существует две самостоятельные структуры Комитета противопожарной службы, осуществляющие одну общую функцию обеспечение пожарной безопасности по двум основным направлениям – профилактика и тушение пожаров:
Департамент противопожарной службы и Филиал государственного учреждения «СП и АСР».
|
С образованием двух структур выявился ряд несоответствий и препятствий в деятельности работы органов противопожарной службы.
Так в соответствии с законодательством РК подразделения ФГУ «СП и АСР» не наделены контрольными функциями. По этой причине их участие в проведении ежегодных проверок систем наружного водоснабжения не согласуется с требованиями законодательных актов. Также возникают трудности при обеспечении допуска сотрудников ФГУ «СП и АСР» на объекты хозяйствования при подготовке и проведении пожарно-тактических учений и занятий, разработке оперативных планов пожаротушения.
|
В целях дальнейшей оптимизации структуры управления территориальными органами, укрепления системы обеспечения пожарной безопасности необходимо реформирование путем слияния на республиканском уровне аппаратов Комитета противопожарной службы и ГУ «СПиАСР» и территориальных аппаратов ДПС и филиалов ГУ «СПиАСР».
|
|
Эффективность управления – оптимальное разделение функций и минимизация затрат на содержание структуры.
|
|
|
Отсутствие единоначалия ставит руководство управлений, отделов противопожарной службы ДПС в городах и районах перед выбором: выполнение запланированных мероприятий ДПС или решение проблем ФГУ (что требует немалых временных затрат для выезда на объект, встречи с руководством и др.).
|
|
|
|
|
|
Согласно приказу Генеральной прокуратуры от10.02.2003 года № 6 «О приеме, регистрации, учете рассмотрений заявлений и сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях» дознание по пожарам ведет орган уголовного преследования,
вместе тем, из-за отсутствия в городских и районных подразделениях Департамента дежурных частей, сообщения о пожарах (преступлениях) поступают по телефону «01» на ЦППС ФГУ СПиАСР, где регистрируются, а дознание по этим делам проводится в ДПС областей.
Оба описываемых территориальных органа имеют самостоятельные финансовые и кадровые аппараты, т.е. налицо дублирование и нерациональное разделение труда.
|
|
|
|
КСЗ
|
Последние десятилетия характеризуются активизацией опасных экзогенных процессов, связанных с интенсивным освоением горных и предгорных территорий и резким увеличением экологических нагрузок на окружающую среду.
|
-Возведение объектов в селе-, лавино- и оползнеопасных зонах без согласования с ГУ «Казселезащита»
|
Городским, районным и областным администраци-ям РК восстановить ГУ «Казселезащита» МЧС РК в списках обязательных организаций на согласова-ние отвода земельных участков под строительст-во.
|
Не требуется
|
Предотвращение ЧС.
Снижение количест-ва человеческих жертв и минимиза-ция экономического ущерба
|
ДГО
|
В настоящее время в Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (далее – МЧС) имеющаяся система управления не обеспечивает эффективного руководства мероприятиями предупреждения и ликвидации ЧС. Решение этих вопросов разделено на четыре составляющие:
1. Предупреждения ЧС природного характера (Департамент предупреждения ЧС и перспективного развития, при том, что решение вопросов перспективного развития в полной мере им не решается, предупреждение ЧС природного характера осуществляется в долгосрочной перспективе).
2. Предупреждение и ликвидация ЧС техногенного характера (Комитет по государственному контролю за ЧС и промышленной безопасностью, при том, что в его полномочиях должны быть исключительно контрольные и надзорные функции по исполнению законодательства в области ЧС и ГО).
3. Организация и ведение ГО (предупреждение и ликвидация ЧС военного времени), ликвидация или участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера (Департамент Гражданской обороны, воинских частей и оперативного реагирования, при том, что курируются мероприятия по ликвидации всех видов ЧС, так и решаются вопросы предупреждения ЧС природного характера в ближней (краткосрочной) перспективе, а также все вопросы предупреждения и ликвидации ЧС военного времени).
4. Предупреждение и ликвидация пожаров (Комитет противопожарной службы – отвечает только за один вид ЧС, при том, что за природные пожары отвечает только в некоторой, сопутствующей, мере).
|
Мы имеем три структуры, отвечающих за ликвидацию чрезвычайных ситуаций и четыре, отвечающих за их предупреждение только в верхней ступени управления. При этом ни одна из этих функций не реализуется достаточно эффективно.
|
Как предупреждение, так и ликвидация ЧС как мирного так и военного времени сходны как по задачам, так и по подходам. В этой связи, считаем целесообразным, переход от разделения мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС и организации и ведения ГО к единым мероприятиям Гражданской защиты или ГСЧС.
Считаем необходимым, объединить родственные направления предупреждения и ликвидации ЧС в 3 группы:
1. Перспективное планирование и предупреждение ЧС (разработка программ развития и долгосрочного планирования мероприятий по предупреждению ЧС, включая мероприятия военного времени, нормотворческая деятельность);
2. Надзорные функции (объединяет надзор за выполнением норм и мероприятий Гражданской защиты по всей территории и ведомствам Республики Казахстан);
3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций (планирование мероприятий при непосредственной угрозе или возникновении ЧС, организация мероприятий по стабилизации обстановки или ликвидации последствий ЧС).
|
|
1. Появление возможности модернизации существующей системы Гражданской обороны, приблизив ее организацию к современным реалиям;
2. За счет более эффективной организации, обеспечить достаточный уровень защищенности населения, объектов и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Исключение дублирования потоков информации, ранее предназначавшихся для использования при планировании как мероприятий ГО, так и предупреждения ЧС.
4. Возможность создания единой концепции и перспективного планирования мероприятий предупреждения ЧС (оценка риска, комплекс организационно-технических мероприятий и т.д.).
|
|
Все департаменты по чрезвычайным ситуациям областей, городов Астана, Алматы и Управления по чрезвычайным ситуациям городов (всего 25 объектов), воинские части Гражданской обороны, оперативно-спасательные отряды регионов и городов (всего 14 объектов) непосредственно подчинены Центральному аппарату МЧС, на который, кроме стратегических, возложены и реализационные функции по управлению, координации, организации и проведения проверок данных подразделений.
|
В центральном аппарате сосредоточены стратегические и реализационные функции, которому напрямую подчинены более 40 объектов, что значительно снижает эффективность работы.
На наш взгляд важно, чтобы штатная структура Центрального аппарата МЧС обеспечивала, без существенных изменений, формирование таких органов управления, которые могли бы эффективно руководить силами Гражданской обороны в ЧС глобального и регионального масштабов, а также в сложной обстановки военного времени.
|
Предлагается реформировать Комитет противопожарной службы в Комитет сил Гражданской защиты.
Создать систему управления структурными подразделениями путем развертывания шести региональных центров по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее – Региональный центр) с закрепленными за ними зонами ответственности.
Региональному центру планируется подчинить структурные территориальные органы и силы МЧС, дислоцирующиеся в пределах зон их ответственности
В рамках разделения полномочий между центральными и местными исполнительными органами, филиалы службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ и другие аварийно-спасательные подразделения, привлекаемые только на чрезвычайные ситуации местного или объектового масштаба передать на финансирование из местного бюджета. В республиканском и региональном подчинении оставив только наиболее крупные и подготовленные подразделения. Аварийно-спасательным силам и подразделениям МЧС осуществлять обслуживание в зонах ответственности по договорам с местными исполнительными органами.
|
|
Оптимизация структурных подразделений МЧС и обеспечение качественного управления ими.
|
|
В силу неукомплектованности или заниженной штатной численности органов по чрезвычайным ситуациям местных исполнительных органов, в настоящее время в областях, городах Астаны, Алматы дублируются ряд функций по предупреждению и ликвидации ЧС.
|
Структура и штаты Департаментов по ЧС областей, городов Астаны, Алматы не приведены в соответствие с действующим законодательством
|
Реорганизовать Департаменты по ЧС областей, городов Астаны, Алматы путем исключения несвойственных функций. Часть штатной численности департаментов направить для формирования Региональных центров. Выделить штаты для формирования подразделений по контролю и надзору за мероприятиями в области ГО в составе департаментов.
Оптимизированные департаменты (управления категорированных городов) по чрезвычайным ситуациям будут, в большей степени, выполнять контрольно-надзорные, подготовки и координации действий сил ГСЧС в составе региона, являясь представительным органом Министерства в области (городе).
|
|
Оптимизация структурных подразделений МЧС и обеспечение качественного управления ими.
|
|
|
|
Подчинить департаментам по ЧС (включить в состав) формируемые Комитеты по государственному контролю и надзору и сил Гражданской защиты.
|
|
|
2. Реформирование системы гражданской обороны страны:
(формирование новой идеологии ГО в соответствии с принципами стратегической мобильности и универсальности, разграничение функций между МЧС и акиматами в этой сфере. Разработка и реализация комплекса мероприятий ГО по защите населения и территорий, включающего реформирование действующих воинских частей в спасательные центры войск ГО, создание подобной структуры в западном регионе, переход на систему их комплектования военнослужащими по контракту, восстановление и модернизацию запасных пунктов управления, создание мобильных пунктов управления ГО в местных исполнительных органах, а также оптимальных запасов средств индивидуальной и коллективной защиты и другого имущества ГО)
|
|
САТЫЛГАНОВ
|
|
|
|
|
|
До 1990 года на территории нашей страны накоплено значительное количество защитных сооружений ГО. Однако вызывает беспокойство состояние ЗС и их готовность к использованию по прямому назначению.
|
1. Сохранность и накопление защитных сооружений сущест вующего фонда остается одной из проблем, особенно в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне.
При банкротстве предприятий в нарушение действующего законно дательства встречаются случаи оформления защитных сооружений в частную собственность.
2. Недостаточно эффективно решаются вопросы выполнения нормативных требований при проектировании зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения.
|
1. Произвести тщательную инвентаризацию защитных сооружений и произвести сверку с учетными данными территориальных подразделений Комитета Государственного имущества и приватизации;
2. Разработать нормативные требования при проек- тировании и проведении инженерно-технических мероприятий Гражданской обороны Республики Казахстан
|
1. Не требуется
2. Не требуется
|
Накопление и содержание фонда защитных сооружений, и повышение их готовности к использованию по прямому назначению.
|
ДГО
|
В целях обеспечения устойчивого управления отраслями хозяйственного комплекса и государством в военное время необходимо их рассредоточение и размещение в защищенных рабочих помещениях, оборудованных в отношении связи, автоматизации и жизнеобеспечения.
Этим требованиям должны отвечать защищенные загородные пункты управления, размещенные в сельской местности..
|
Защищенные загородные пункты управления Акимов областей и категорированных городов по гражданской обороне требуют реконструкции и модернизации.
В настоящее время отсутствуют загородные пункты управления началь-ников Гражданской обороны г. Астана, Акмолинской, Мангис тауской, Атырауской областей.
|
1. Провести инвентаризацию запасных пунктов управления начальников ГО областей и подготовить предложение о перспективах их развития.
2. Разработать технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию строительства загородных запасных пунктов управления начальников ГО Алматинской, Акмолинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей.
|
1. Не требуется
2. Запланировать расходы на мероприятия финансируемые из местных бюджетов
|
Обеспечение устойчивого управления отраслями хозяйственного комплекса и государством в военное время
|
|
Существующая структура и принципы функционирования системы гражданской обороны сложились как часть оборонных мероприятий бывшего СССР.
Реализация мероприятий ГО, предусмотренных сложившейся системой, затруднено в связи с изменениями в социально-политической и экономической сферах.
Структурное подразделение МЧС - ДГО, ВЧ и ОР в настоящее время выполняет стратегические функции (разработка нормативных актов, в пределах своей компетенции) и реализационные (организация и проведение проверок, оперативное управление подразделениями МЧС), в штатной структуре нет подразделения или научного учреждения, на который возложена проблема развития и совершенствования существующей системы.
|
Сохранение системы гражданской обороны в ее существующем виде может привести к значительным затратам материальных и финансовых средств, и не обеспечивает защиты населения, объектов и территорий от ЧС как мирного, так и военного времени.
|
Считаем целесообразным, переход от разделения мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС и организации и ведения ГО к единым мероприятиям Гражданской защиты или ГСЧС.
Реализация мероприятий по защите от крупномасштабных бедствий, с учетом возможности их возникновения в военное время, а также при проведении террористических актов, позволит в значительной мере реализовать, существующие в настоящее время, мероприятия ГО.
|
|
Модернизация системы ГО
|
|
|
|
Создаваемые структуры управления в МЧС и других государственных органах не должны претерпевать значительных изменений при ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и глобального масштабов, а также при переводе государства с мирного на военное положение.
В этой связи необходимо проведение комплексных исследований в этой области.
|
|
|
3. Защита населения и территории республики от ЧС природного характера:
(основанное на передовом зарубежном опыте совершенствование методов инженерной защиты населения и объектов от стихийных бедствий - землетрясений, паводков и наводнений, селей, оползней, лавин, степных и лесных пожаров, опасных гидрометеорологических явлений, в т.ч. зимнего периода. Особое внимание обратить на стабилизацию русел наиболее паводко- и селеопасных рек, решение вопросов сейсмостойкого строительства на вновь сооружаемых и реконструируемых объектах)
|
|
ГАББАСОВ
|
|
|
|
|
|
Недостаточный уровень защиты населения и объектов для г. Алматы и полное его отсутствие для юга, юго-востока Казахстана
|
Нет нормы закона делегирующей права и ответственность в области защиты населения и объектов от опасных землетрясений и государственной структуры отвечающей за сейсмобезопасность
|
Создание в рамках МЧС госструктуры решающей эту проблему путем создания современной сети сейсмического мониторинга и краткосрочного прогнозирования
|
ежегодно
250 млн. тенге республиканский бюджет
100 млн. тенге местные бюджеты
|
Создание современной сети сейсмомониторинга и краткосрочного прогнозирования сильных землетрясений для городов:
Шымкент, Жамбыл - 2008-09 годы
Талды-Курган, Семей УстьКаменогорск, 2009-10 годы
мегаполис Алматы 2011 г.
|
КСЗ
|
Все горные и предгорные районы республики на площади более 160 тыс.км² подвергаются активному воздействию селевых потоков, снежных лавин и оползней. В то же время эти районы по своим природным особенностям относятся и к наиболее пригодным для постоянного проживания и плотность населения здесь выше, чем в других регионах республики
Первыми по значимости, частоте формирования, территориальному распространению, масштабам на-носимых ущербов являются селевые потоки и селефор-мирующие паводки. В республике имеется более 2700 ледников, 590 ледниковых и моренных озер, 5650 селевых очагов. Только за последние 70 лет отмечалось свыше 600 случаев возникновения селевых потоков различного генезиса, многие из которых носили характер катастроф.
Второй по площади распространения, наносимому ущербу является проблема снежных лавин.
|
Сводная схема противоселевых -, лавинных-, оползне-вых защитных меро-приятий Казахской ССР, разработанная в 1990 г. не отражает современное состояние окружающей среды и не учитывает тот факт, что в последнее деся-тилетие активизиро-вались опасные экзо-генные процессы и происходит интенсив-ное, часто бесконт-рольное, освоение горных и предгорных территорий.
|
В рамках Государствен-ной программы развития ГСЧС – «Разработка Генеральной схемы защиты территории Республики Казахстан от селевых потоков,снежных
лавин,оползней и строи-тельство инженерных защитных сооружений:
1. Разработка Концепции
«Генеральной схемы за-
щиты территории Респуб-лики Казахстан от селевых потоков, снеж-ных лавин и оползней;
виды защитных сооружений.
2.Проведение обследова-ний опасных районов.
3.Анализ фондовых, лите-ратурных материалов по проблеме и существую-щим способам инженер-ной защиты.
4.Разработка ТЭО разделов
(г.Алматы).
|
Республиканский бюджет
2007-2011гг. – 25361,6 млн. тенге
В.т.ч.
1. Разработка, экспертиза и утверждение технико – экономического обоснование (ТЭО) на общую сумму – 130,1 млн. тенге, в том числе:
2007 г. -18,2 млн. тенге;
2008 г. – 42,0 млн. тенге;
2009 г. -46,8 млн. тенге;
2010 г. -16,5 млн. тенге
2. Разработка и экспертиза рабочей документации (РД) на общую сумму 642,2 млн. тенге, в том числе:
|
Оценка селевой опасности территорий.
Расчетные показатели различных вариантов решения проблемы инженерной защиты
Снижение количества человеческих жертв и минимизация экономического ущерба
|
|
Зоны их формирования и воздействия приурочены к местам массового отдыха населения, авто- и железнодорожных магистралей, распо-ложения предприятий добывающей промышленности, постоянного проживания людей. В горных районах республики насчитывается около 800 лавиноопасных объектов, объемы отдельных - лавин могут достигать 1 млн.м³ снежной массы.
|
|
«Селевые потоки»,
«Снежные лавины»,
«Оползни».
В соответствии с Госпрограммой развития города Алматы:
проектирование и строительство селезащит-ных и лавинозащитных сооружений на р.Малая Алматинка (рр.Беделбай, Батарейка) и на горе Мохнатка
|
2008 г. – 1000,0 млн. тенге;
2009 г.-279,8 млн. тенге;
2010 г.-148,3 млн. тенге;
2011г.-56,5 млн. тенге.
3. Строительство инженерных защитных сооружений на общую сумму -20 064,3 млн. тенге, в том числе:
2007г.-1000,0 млн. тенге;
2008г.- 5563,5 млн. тенге;
2009 г.-4896,8 млн. тенге;
2010г.-4347,5 млн. тенге;
2011г.-4256,5 млн. тенге
|
|
|
Оползни также являются неотъемлемой частью стихийных бедствий. Площади их непосредственного воздействия менее значительны, чем селей и снежных лавин, но в последние годы на первый план выходят проблемы защиты ранее пустовавших территорий. Интенсивное освоение низкогор-ной зоны, нерациональное исполь-зование земель и воды на их орошение, выводит эту проблему в ряд наиболее сложных. Система наблюдений за этими опасными проявлениями только развивается и еще не разработано достаточно надежных мер защиты.
|
|
5. Строительство:
- селезащитных соору-жений в бассейнах рек Большая Алматинка (выше
устья р.Проход-ная), Есик (концевой участок стабилизации русла в районе СТО),
Аксай (в селевом очаге Акжар), стабилизация русел рек (Есентай, Малая Алматинка, Кимасар, Каргалинка; Каратал (в черте гор.Талдыкорган), Борохудзир, Сарымсакты, защитные сооружения на реке Хоргос.
- лавинозащитных
сооружений – на горе Зубовская (Восточно-Казахстанская область), противолавинные ограждения в урочище реки Малая Алматинка.
-протиооползневые мероприятия-в районе катка «Медео», горы Кок Тюбе, Каменское плато, стабилизация оползневого очага на склоне горы «Верблюд» в Талгарском ущелье,
|
|
Программа не предус-матривает финансиро-вание мероприятий по развитию и модерниза-ции систем мониторин-га окружающей среды, укреплению матери-ально-технической базы, осуществляемой ГУ «Казселезащита» из республиканского бюджета.
|
|
|
|
стабилизация оползневого участка автодороги Жаркент-Арасан в районе детского санатория «Коктал-Арасан».
|
|
|
КПС
|
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О пожарной безопасности» введено в действие постановление Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2005 года № 1251 «Об утверждении Перечней селитебных территорий и особо важных объектов государственной собственности защищаемых противопожарной службой от пожаров».
Поскольку в соответствии с Законом селитебной территорией является часть территории населенного пункта, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, то степные массивы в ее состав не входят.
Таким образом, тушение степных пожаров не относится компетенции органов противопожарной службы.
|
Возникновение степных пожаров, ввиду их значительной отдаленности от места дислокации пожарных частей, до прибытия пожарного подразделения приводит к распространению очага пожара на большую площадь, нанесению значительного материального ущерба, создает угрозу сельскохозяйственным угодьям и лесам.
Однако, несмотря на значительные расстояния, подразделения противопожарной службы выезжают на степные пожары незамедлительно по первому требованию, оставляя при этом без противопожарной защиты населенные пункты и неся значительные расходы.
|
В целях создания эффективной системы борьбы со степными пожарами необходимо законодательно закрепить компетенцию государственных органов по предупреждению и тушению степных пожаров путем внесения ряда изменений и дополнений в Законы Республики Казахстан «О пожарной безопасности», «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», «Бюджетный кодекс Республики Казахстан», «Земельный кодекс Республики Казахстан», в части наделения полномочиями местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по вопросам предупреждения и тушения степных пожаров.
|
|
Снижение количества пожаров на 30-35 % и ущерба наносимого окружающей среде и природным ресурсам.
|
4. Защита населения и территории страны от ЧС техногенного характера:
(промышленные аварии, в том числе на высоковольтных линиях электропередач, электро- и тепловых станциях, групповых водоводах и системах газоснабжения, магистральных нефте-, газопродуктопроводах, объектах морской разведки и добычи нефти, прорывы крупных плотин, а также производственные и бытовые пожары, взрывы газа в быту)
|
БИЖАНОВ , АУБАКИРОВ
|
|
|
|
|
|
В республике наблюдается интенсификация производства, при высоком уровне износа технологического оборудования и соответственно возрастает объем рисков возникновения ЧС. Большинством субъектов предпринимательской деятельности мероприятия по улучшению состояния промышленной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций финансируются по остаточному принципу.
|
В растущем объеме промышленных предприятий, проблемы обеспечения промышленной безопасности, в основном выявляются по факту происходящих аварий и несчастных случаев. Отсутствует четко налаженная система защиты населения и территорий от ЧС техногенного характера
|
Определить предприятия, где имеется повышенная угроза возникновения аварий и катастрофы, причины этих угроз и зоны рисков, возможные последствия от них, выработать конкретные мероприятия по их устранению, подкрепленные финансовыми ресурсами предприятий.
|
Не требуется
|
Позволит заблаговременно выявлять узкие места в вопросах обеспечения промышленной безопасности и устранять имеющиеся недостатки, тем самым предупреждать возникновение ЧС
|
|
В настоящее время есть вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических актов на объектах систем жизнеобеспечения.
|
Многие промышленные предприятия и населенные пункты не обеспечены резервными источниками электро-, газо-, водо-, и теплоснабжения, что увеличивает их зависимость от бесперебойной работы центральных линий жизнеобеспечения
|
Разработать меры по обеспечению безаварийной работы систем жизнеобеспечения (электро-, газо-, водо-, и теплоснабжения), минимизации последствий при их остановке, предусмотрев резервные или дублирующие источники, совместно с ДЧС и др. территориальными органами, а также предприятиями отработать порядок отключения и включения их, в том числе противоаварийных систем.
|
|
Позволит повысить степень защиты промышленных и населенных объектов республики от воздействия сторонних угроз
|
|
В начале 90-х годов были ликвидированы газотехнические инспекции по контролю за безопасным использованием газа в жилых домах и на объектах культурно - бытового назначения. Отсутствие контролирующего органа привело к повсеместным нарушениям требований безопасности при использовании газа в быту, росту числа аварий с человеческими жертвами и значительным материальным ущербом.
Так, в 2001 году было зарегистрировано 45 фактов взрывов газа в жилых домах, при котором пострадало 72 человека, 13 из них погибли. В 2002 году в результате взрывов газа в жилом секторе пострадало 22 человека, двое из которых получили смертельные травмы.
|
Отсутствие в республике контроля за безопасным использованием газа населением продолжает нести угрозу невосполнимых человеческих потерь и значительного материального ущерба.
|
В целях предупреждения взрыва газа в быту предлагаем возложить функции контроля за обеспечением безопасного использования газа в жилых домах и объектах коммунально-бытового назначения на государственные жилищные инспекции при местных исполнительных органах, создание которых предусмотрено «Программой развития жилищно-коммунальной сферы в Республике Казахстан на 2006-2008 годы».
|
Местные бюджеты.
Для создания территориальных органов государственной газотехнической инспекции по надзору за использованием газа в быту потребуется 353 единиц штатной численности инспекторского состава с выделением средств на их содержание из местных бюджетов 142,26 млн. тенге в год.
|
Предупреждение техногенных чрезвычайных ситуаций, предотвращение взрывов газа в быту и исключение возможных человеческих жертв, также значительных материальных ущербов.
|
КПС
|
В республике имеется 406 зданий повышенной этажности, при этом большинство зданий эксплуатируется в неудовлетворительном противопожарном состоянии. Особую тревогу вызывает эксплуатация и содержание жилых зданий повышенной этажности.
В 2006 году произошло 20 пожаров в зданиях повышенной этажности с материальным ущербом 1 млрд. 193 млн. 950 тыс. тенге.
|
При содержании как жилых домов так и административных зданий не предусмотрены расходы на обслуживание систем противопожарной защиты специализированными организациями.
|
Обязать руководителей государственных органов предусмотреть средства на приведение в исправное состояние систем противопожарной защиты, а также на обслуживание их специализированными организациями.
Создать ведомственные противопожарные службы или заключить со специализированными организациями договоры по охране объектов от пожаров, в тех зданиях, на которых в обязательном порядке создается противопожарная служба.
Предусмотреть в бюджетах местных исполнительных органов средства на содержание и ремонт систем противопожарной защиты зданий повышенной этажности.
|
Бюджеты местных исполнительных органов.
|
Выполнение указанных мероприятий позволит ежегодно снижать ущерб от пожаров на 20 – 25%.
|
КПС
|
Ежегодно при возникновении пожаров в жилом секторе одной из основных причин является нарушение правил пожарной безопасности при монтаже и эксплуатации печного отопления (до 20%).
|
Отсутствие специализированных организаций занимающихся монтажом и обслуживанием печного отопления.
|
Проработать вопрос по привлечению к работам по монтажу, наладке, ремонту и обслуживанию печного отопления, с выдачей заключений о соответствии печного отопления требованиям пожарной безопасности АО «Орт сондыруши», Добровольное пожарное общество и другие юридические и физические лица имеющие необходимую профессиональную и материально-техническую базы.
|
Финансовых затрат не требуется
|
Снижение количества пожаров и материального ущерба в жилом секторе на 10-15%.
|
страница 1 страница 2 ... страница 4 | страница 5
|