Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5


12. Мониторинг, развитие науки и новых технологий в области ЧС природного и техногенного характера:

(детальная оценка подверженности территорий республики всем характерным стихийным бедствиям, авариям и катастрофам, паспортизация опасных участков и очагов их возникновения, разработка новых научных методов управления рисками, внедрение их результатов в практику, в т.ч. новых методов инженерной защиты населения и объектов от ЧС, создание систем раннего оповещения о ЧС, в т.ч. с использованием методов дистанционного зондирования земли из космоса. Создание географических информационных систем опасных природных и техногенных явлений и процессов)







ГАББАСОВ
















В настоящее время Комитет осуществляет государственный контроль на всех опасных объектах страны, не зависимо от их отдаленности, в том числе за промышленными гидротехническими сооружениями, трубопроводами нефти и газа, операциями на море и т.д.

Отсутствие современных технологий мониторинга значительно снижает оперативность реагирования на возникающие аварийные ситуации

Совместно с Министерством науки и образования и Аэрокосмическим агентством Республики Казахстан выработать комплекс мер по организации космического мониторинга за состоянием опасных производственных объектов.

Не требуется

Позволит улучшить эффективность и оперативность деятельности Комитета

КПС

В последнее время значительно возрос импорт в Республику Казахстан веществ, материалов, техники и оборудования и другой продукции, требующей прохождения обязательного испытания на пожаровзрывобезопасность.

Неудовлетворительными темпами ведутся работы по созданию отечественной нормативной технической базы, возникла острая необходимость в обновлении существующих и разработке новых, отвечающих международным требованиям норм и правил. Сегодня число государственных стандартов гармонизированных с международными требованиями составляет только 56 процентов.





На сегодняшний день РГП «Специальный научно-исследовательский центр пожарной безопасности и Гражданской обороны» имеет слабую материально-техническую базу, что не позволяющую качественно и в полном объеме проводить оценку продукции по показателям пожаробезопасности, а отсутствие необходимых установок и аппаратуры не позволяет определять наиболее важные для продукции показатели. Не достаточное количество квалифицированных специалистов (экспертов-аудиторов, испытателей и др.) и отсутствие возможности осуществления их обучения и переподготовки.

Решить вопрос о централизованном приобретении современного оборудования, необходимого для исследования пожарной опасности веществ, материалов и строительных конструкций, а также оборудования.

Активизировать проведение исследований и разработку Межгосударственных стандартов в области предупреждения и ликвидации последствий пожаров и других чрезвычайных ситуаций техногенного характера.



Необходимо выделение бюджетных средств в сумме 13 млн. тенге.

Необходимо ежегодное выделение бюджетных средств в сумме 10 млн. тенге.




Создание единой справочно-информационной базы по пожарной опасности материалов, веществ и оборудования.

Предупреждение пожаров и обеспечение безопасности людей при пожарах.


Повышение имиджа Казахстана в международной деятельности по научно-исследовательскому и нормативному обеспечению пожарной безопасности.





Ежегодно в республике происходит до 1000 лесных и 800 степных пожаров. Распространяясь на большие площади (в 2006 году составили соответственно 46 тыс. га и 793 тыс. га), они наносят ощутимый как материальный так и экологический ущерб.


Одной из основных причин распространения лесных и степных пожаров на большие площади, является позднее их обнаружение.

Необходима разработка новых научных методов централизованного государственного мониторинга пожаробезопасности лесов и степей с использованием космических систем дистанционного зондирования земли.

Республиканский и местные бюджеты.

По Карагандинской области стоимость ДЗЗ в 2007 году составила 5,7 млн. тенге. Уточненные данные по стоимости ДЗЗ в целом по республике будут подготовлены во 2 квартале т.г.



Позволит сократить площади лесных и степных пожаров и тем самым снизить материальный ущерб на 20-25 процентов.

КСЗ

Региональные оценки подвержен-ности горных и предгорных территорий республики селям, оползням и лавинам периодически осуществлялись в 70-90-х годах ХХ столетия. Но к настоящему времени в связи с активизацией этих явлений и урбанизацией территорий требуется проведения новых оценок с использованием современных методов оценки рисков

Паспорта селевых бассейнов (ПСБ) составлены и используются областными и региональными управлениями Казселезащиты, однако данные ПСБ не учитывают произошедшие изменения в состоянии формирующих факторов и в возможных характеристиках ожидаемых селей, оползней и лавин

Управление селевыми, оползне-выми и лавинными рисками реализовывалось в виде строи-тельства защитных сооружений и превентивных мероприятий по контролируемому спуску лавин и прорывоопасных моренных озер. В настоящее время спектр управляющих действий может быть расширен.


Отсутствие разработанных

методов оценки селевого, лавинного и оползневого риска


Отсутствие методической основы оценки очагов возникновения и участков воздействия селей, оползней и лавин


Отсутствие разработанной методологической основы управления селевыми, лавинными и оползневыми рисками

Отсутствие разработанных геоинформационных систем


Выполнить оценку и составить крупномасштабные карты подверженности горных и предгорных районов республики селям, оползням и лавинам
Выполнить паспортизацию очагов возникновения и участков воздействия селей, лавин и оползней
Разработать новые научные методы управления селевыми, оползневыми и лавинными рисками

Создать геоинформационные системы мониторинга селевой, лавинной и оползневой опасности.





Республиканский бюджет

2007-2011 гг. – 1 220,0 млн. тенге

Сели -100 млн. тенге

Оползни-50 млн. тенге

Лавины-70 млн. тенге

350 млн. тенге

50 млн. тенге

100 млн. тенге


100 млн. тенге ежегодно

Крупномасштабные карты подверженности территорий республики селям, оползням и лавинам

Паспорта очагов возникновения и участков воздействия селей, оползней и лавин


Методические рекомендации по управлению селевым, лавинным и оползневым риском

Новые методы инженерной защиты от селей, оползней и лавин


Геоинформационные системы мониторинга и управления селевыми, оползневыми и лавинными процессами







Существующие методы инженерной защиты направлены на снижение разрушительного воздействия возникших селей, лавин и оползней и не предотвращают их возникновение

Оповещение о возникновении селей, оползней и лавин осуществляется на основе информации постов наблюдений, однако число последних ограничено и не охватывает всей территории их формирования и прохождения. Увеличение контролируемой территории повышение эффективности оповещения возможно при использовании космического мониторинга



Отсутствие научно-обоснованных мето-дов предотвращения возникновения селей, лавин и оползней Отсутствия системы сбора и анализа и космической информации


Разработать новые методы инженерной защиты от селей, лавин и оползней Разработать системы раннего оповещения о селях, лавинах оползнях, в том числе с использова-ниием методов космичес-кого зондирования подвер-женных им территорий




Системы раннего выявления опасности селей, лавин и оползней и оповещения на основе космической информации




Собираемая в различные периоды и в различных режимах информация о селевых, лавинных и оползневых явлениях остается разрозненной, что затрудняет ее использование для оперативного анализа и принятия управлен-ческих решений Необходимы ее систематизация и. обобщение в форматах, позволяющих регулярное обновление данных














13. Информатизация, связь, оповещение:

(создание единой корпоративной информационно-коммутационной системы ГСЧС, обеспечивающей обмен всеми видами информации между органами управления и силами, задействованными в предупреждении и ликвидации природных и техногенных катастроф, а также для управления мероприятиями ГО, внедрение цифровых средств передачи информации, расширение области применения спутниковых систем связи. Создание единой интегрированной системы оповещения населения с использованием всех существующих средств коммуникаций и электронных СМИ)







БОЙКО
















Большое значение в оперативном решении задач прогнозирования, возникновения, предупреждения, развития и ликвидации ЧС имеет Республиканская автоматизированная информационно-управляющая система по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС).

Работы по созданию и развитию АИУС ЧС ведутся с начала 90-х годов. Первые этапы развития АИУС ЧС осуществлялись в условиях жесткого дефицита основных ресурсов - качественных линий связи, современных программно-технических средств у пользователей системы и источников первичных данных, необходимых инвестиций и т.д.

В настоящее время в рамках АИУС ЧС разработано около 150 функциональных комплексов и задач. Функциональные комплексы и задачи объединены в блоки (автоматизированные рабочие места специалистов) и функционируют на республиканском и региональном уровнях. Часть задач функционирует автономно, на рабочих станциях соответствующих специалистов.

Накоплен и ведется банк данных по ЧС - "Республиканский банк данных по стихийным бедствиям, крупным авариям и катастрофам" (РБнД ЧС). В составе РБнД ЧС имеются:

оперативная информация о состоянии и действиях системы ГС ЧС;

ретроспективные данные об имевших место ЧС на территории РК;

состояние сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

комплекс мер по обеспечению надежности жизнедеятельности населения и безопасности функционирования объектов хозяйствования;

плановые ситуации и типовые мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации последствий ЧС;

базы знаний обеспечения интеллектуальной поддержки принимаемых решений по проблемам ЧС - нормативная, справочная и правовая документация.

В последнее время бурное развитие получили существующие и появились новые информационные технологии, в том числе:

геоинформационные технологии;

Интернет, Интранет технологии;

корпоративные сети;

удаленный доступ к данным и т.п.

Появление новых информационных технологий и программно-технических средств требует нового подхода к развитию и функционированию АИУС ЧС.

На первый план выдвигаются задачи обеспечения информационно-технического взаимодействия органов государственного и отраслевого управления, государственных, территориальных и отраслевых систем и средств мониторинга, а также органов управления силами и средствами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с использованием всех существующих систем связи: телефонные линии, каналы сотовой, мобильной, спутниковой связи и через Интернет/Интранет.


1. Продолжительный период разработки АИУС ЧС привел к тому, что в настоящее время программные комплексы функционируют в различных операционных системах, на разном оборудовании и разработаны различными организациями, что препятствует созданию единого информационного пространства для ЦА, региональных структур и подведомственных организаций.

Основными операционными системами, в которых функционируют программные комплексы АИУС ЧС, являются:

операционная система MS DOS;

операционная система Windows.

2. Последние годы большое внимание в развитии АИУС ЧС уделяется разработке функциональных задач, основанных на использовании географических информационных технологий, например:

ситуационное моделирование развития обстановки в зонах бедствия при прогнозе и возникновении чрезвычайных ситуаций весеннего и зимнего периода;

автоматизированное рабочее место оперативного дежурного Республиканского кризисного центра;

информационная система о состоянии сил оперативного реагирования АЧС.

В эксплуатируемых функциональных задачах используются электронные картографические слои, содержащие населенные пункты, гидрографию, дороги, силы и средства аварийно-спасательных служб, зоны риска, потенциально опасные объекты и т.д..

Несмотря на указанные выше достижения в использовании географических информационных технологий в деятельности МЧС РК следует указать на то, что нехватка финансирования и необходимость оперативного решения неотложных задач по информационному обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации текущих чрезвычайных ситуаций не позволяет подойти к данному вопросу комплексно и системно. В настоящее время для управления чрезвычайными ситуациями на республиканском уровне используются электронные слои масштаба 1: 1000000, который, как показывает опыт, уже не соответствует требованиям, предъявляемым сотрудниками центрального аппарата к информационному обеспечению их деятельности.

В других различных организациях Казахстана также накоплено значительное количество географической пространственной отраслевой и ведомственной информации, часть которой могла бы оказаться полезной для управления мероприятиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Однако эта информация рассредоточена, разнородна, во многих случаях несопоставима и недоступна для оперативного использования сотрудниками МЧС. Серьёзной проблемой является устарелость, неактуальность значительных информационных массивов, хранящихся в различных организациях.

3. В настоящее время недостаточное внимание уделяется Интернет/Интранет-технологиям.

Для создания единого информационного пространства ГСЧС, взаимодействия пользователей и доступа пользователей к информационным ресурсам РБнД ЧС создается корпоративная сеть АЧС РК путем объединения существующих локальных вычислительных сетей региональных и подведомственных организаций АЧС РК и позволяющая систематически подключать к ней новых абонентов. Работа корпоративной сети неразрывно связана с созданием и постоянным наполнением информационных ресурсов РБнД ЧС. Внедрение WEB–технологий необходимо для выхода пользователей единой корпоративной сети на республиканскую систему и на международные сети.

4. Большим недостатком современного состояния АИУС ЧС является отсутствие задач по обработке данных дистанционного зондирования (ДДЗ), определения фактической обстановки и выработки мероприятий по предупреждению ЧС или снижения материального ущерба. В последнее время в связи с наличием большого количества метеорологических спутников и доступностью космоснимков назрела необходимость в разработке задач космического мониторинга.

5. Для модернизации АИУС ЧС требуется приобретение современных лицензионных программных продуктов. Это позволит интегрироваться в создаваемое электронное правительство и мировое информационное сообщество.


Основные направления развития АИУС ЧС:

модернизация программного обеспечения АИУС ЧС республиканского и регионального уровней;

разработка геоинформационной системы по чрезвычайным ситуациям;

внедрение Интернет/Интранет - технологий для организации удаленного доступа пользователей корпоративной сети МЧС РК к информационным ресурсам Республиканского банка данных по чрезвычайным ситуациям;

космический мониторинг чрезвычайных ситуаций;

приобретение лицензионных программных продуктов.


1. Модернизация программного обеспечения АИУС ЧС республиканского и регионального уровней
1.1. Перевод программного обеспечения АИУС ЧС республиканского и регионального уровней в среду графического интерфейса Windows
В связи с тем, что программные комплексы разрабатывались в течение продолжительного времени, то часть из них разработана в среде операционной системы MS DOS, а последние - в среде операционной системы Windows. Это привело к усложнению технологии обработки данных, так как используются две кодовые страницы - 866 (кодировка ASCII для MS DOS) и 1251 (кодировка ANSI для Windows).

Для обеспечения информационной, программной совместимости программных комплексов, эксплуатируемых на республиканском и областном уровнях, необходимо модернизировать программное обеспечение (ПО). Модернизация связана с переводом ПО в среду графического интерфейса Windows и отказа от использования кодировки MS DOS ASCII (кодовая страница 866).

Значительная часть данной работы уже выполнена. Остались некоторые программные комплексы, эксплуатируемые на региональном уровне.
1.2. Перевод Республиканского банка данных по чрезвычайным ситуациям (РБнД ЧС) на платформу СУБД Oracle
Разработка АИУС ЧС с самого начала была ориентирована на использование широко распространенной в то время настольной СУБД, основанной на совокупности реляционных таблиц типа .DBF (язык программирования Fox+, FoxBase, FoxPro). Данная настольная СУБД имеет целый ряд недостатков, основной из которых является невозможность работы нескольких пользователей с открытой таблицей в режиме Exclusive. Данный режим используется при администрировании баз данных (ввод информации в БД и ее корректировка). Это привело к усложнению технологии обработки информации. В настоящее время на республиканском уровне функционируют два файл-сервера (предсавляют собой идентичные копии):

1) технологический файл-сервер, расположенный в РГП "ВТТИСА" и предназначенный для администрирования РБнД ЧС;

2) файл-сервер, расположенный в центральном аппарате МЧС РК и предназначенный для просмотра информации в виде форм документов.

В связи с невозможностью одновременной работы многих пользователей в режиме просмотра и администрирования БД было решено обновление информации на файл-сервере ЦА МЧС РК (перезапись обновленных файлов с файл-сервера РГП "ВТТИСА") в течение дня производить несколько раз в день (согласно графика), что приводит к нарушению актуальности информации в определенные периоды времени.

Ориентация на профессиональную СУБД типа Oracle позволит отказаться от использования двух файл-серверов и создать:

оптимизированный многопользовательский режим работы с развитой системой транзакционной обработки, что обеспечивает многочисленным пользователям возможность работы с базой данных, не мешая друг другу;

надежные средства защиты информации (учитывая стандартную трехзвенную архитектуру защиты на уровне сети - на уровне сервера БД - на уровне клиентской ОС);

эффективные инструменты для разграничения доступа к БД;

поддержку широкого диапазона аппаратно-программных платформ;

реализацию распределенной обработки данных;

возможность построения гетерогенных и распределенных сетей;

развитые средства управления, контроля, мониторинга и администрирования сервера БД;

поддержку таких эффективных инструментариев, как словари данных, триггеры, функции, процедуры, пакеты и т.п.
2. Географическая информационная система (ГИС) по чрезвычайным ситуциям
Принятие оперативных и обоснованных решений по управлению чрезвычайными ситуациями тесно связано с необходимостью сбора, анализа и обработки многочисленной и разнообразной информации, связанной с процессами, протекающими в территориально распределённых природных и техногенных системах. Поэтому всё большее значение приобретает проблема системного внедрения современных географических информационных технологий и их грамотное использование специалистами в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях.

Поскольку географическая пространственная информация является решающей для обеспечения планирования и управления территориями, а географические информационные технологии обеспечивают единообразную (пространственную) унификацию такой информации и её совместное использование, современные ГИС признаны во всём мире одним из универсальных интегрированных средств решения разнообразных проблем в области чрезвычайного управления.

Работающая географическая информационная система в области чрезвычайного управления включает в себя:

аппаратные средства (централизованные сервера, рабочие станции пользователей, оборудование для оцифровки картографического материала, технические средства защиты информации, технические средства визуализации информации, сетевое и коммуникационное оборудование);

программное обеспечение ГИС (программные функции и инструменты, необходимые для хранения, анализа и визуализации географической пространственной информации; инструменты для ввода и оперирования информацией, система управления базой данных; инструменты поддержки пространственных запросов; базовый графический интерфейс для доступа к инструментам и функциям);

исходные данные (данные о пространственном положении объектов связываются с соответствующими табличными данными. Сбор, интеграция, проверка на непротиворечивость данных в составе ГИС сопряжёны с выполнением больших объёмов работ и решением проблем по взаимодействию со сторонними ведомствами и организациями);

система оперативного обновления, актуализации, поддержания целостности и непротиворечивости данных, защиты информации (является одной из наиболее важных составляющих ГИС в области чрезвычайного планирования и помимо программно - технических моментов, также связана с решением серьёзных проблем по взаимодействию со сторонними ведомствами и организациями);

исполнители (разработка и сопровождение ГИС требует привлечения высококвалифицированных специалистов в области информатики, имеющих значительный опыт в информационно-вычислительном обеспечении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций);

пользователи (широкое применение ГИС-технологий в повседневной деятельности МЧС требует обучения сотрудников Министерства базовым понятиям, возможностям и приёмам работы с ГИС системами);

прикладные задачи (включают в себя: разнообразные модели и методики оценки ущерба от различных чрезвычайных ситуаций, планирования оперативных мероприятий; оперативную подготовку разнообразных сводов информации в соответствии с поставленными Руководством задачами).

В связи со сложностью, разномасштабностью и многоплановостью задач, возникающих в повседневной деятельности различных подразделений МЧС, наличием разнородной и многообразной информации, необходимо определение стратегии развития географических информационных технологий в сфере чрезвычайных ситуаций на различных уровнях: республиканском, региональном, местном и объектовом.

Техническое, информационное и программное обеспечение мероприятий предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Казахстане реализуется на основе развития и использования автоматизированной информационной управляющей системы по чрезвычайным ситуациям (АИУС ЧС), являющейся одной из важнейших составных частей Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС).

Функционирование АИУС ЧС обеспечивается созданием основных звеньев ее организационной структуры: вычислительных и управляющих центров, мониторинговой сети, пунктов информации, связи и управления на республиканском, территориальном, отраслевом и объектовом уровнях.

Основой АИУС ЧС является республиканский банк данных по стихийным бедствиям, крупным авариям и катастрофам (РБнД ЧС), включающий в себя базы данных и знаний, системы управления базами данных, администрирование. Наполнение базы данных осуществляется информационными потоками АИУС ЧС. При создании ГИС ЧС необходимо выполнить привязку накопленной информации в РБнД ЧС к геопространственным данным.

Следует также указать на то, что в научных организациях Казахстана накоплено немало новейших разработок, в области применения географических информационных технологий, современных моделей и методик, пригодных для использования в составе функциональных задач, необходимых сотрудникам МЧС РК.

Один из основных выводов, вытекающих из анализа современного состояния информационного пространства в сфере чрезвычайного управления заключается в жизненной необходимости сбора, адаптации, анализа и интеграции этих разнородных массивов, моделей методик в рамках республиканской географической информационной системы, основанной на единой топографической основе масштабов 1:500 000 (вся территория) и 1: 200 000 (наиболее важные районы) и доступной сотрудникам МЧС РК в их повседневной деятельности.

3. Внедрение Интернет/Интранет - технологий для организации удаленного доступа пользователей корпоративной сети МЧС РК к информационным ресурсам Республиканского банка данных по чрезвычайным ситуациям
Внедрение Интернет/Интранет - технологий позволяет объединить рабочий стол каждого компьютера с сетью Web для общения в Интернете с пользователями, находящимися в других местах. Для этого, кроме технических средств, необходимо разработать и внедрить программное обеспечение, которое позволит просмотреть любую информацию, организовать видеоконференцию, отправлять сообщение в группы новостей Интернет, проводить интерактивные конференции с другими пользователями, вызывать любых людей, используя сеть или модемы и т.п.

При разработке программного обеспечения необходимо предусмотреть использование передовой технологии "клиент-сервер", хранимых процедур в составе базового программного обеспечения Oracle для минимизации количества информации, передаваемой по межкомпьютерным каналам связи.


4. Космический мониторинг чрезвычайных ситуаций
В настоящее время широкое применение во многих странах находят результаты космического зондирования земли.

Использование методов и технологий космического мониторинга является эффективным способом повышения степени обоснованности и оперативности принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС на республиканском и местном уровне.

Международный опыт показывает, что методы космического мониторинга могут с успехом использоваться для контроля возникновения и динамики развития природных и ряда техногенных ЧС. Космическая информация дает возможность получения обзорной, разномасштабной информации о районе ЧС, что крайне важно для оценки тяжести ситуации, особенно в часто встречающихся случаях невозможности быстрого получения информации с места события. Космическая информация позволяет оперативно получать (оценивать) координаты и площадь охвата ЧС, возникает возможность (с использованием метеорологической информации) более качественного краткосрочного прогнозирования динамики развития ЧС. Важным применением космической информации является задача оценки экономического ущерба последствий ЧС для решения вопросов, связанных с выделением средств из финансовых резервов ЧС. Существуют и постоянно совершенствуются специальные методики выявления лесопожарной, паводковой обстановки, экологического контроля, состояния снежного и ледового покрова и т.д.

Организация космического мониторинга ЧС должна осуществляться в рамках единой республиканской системы мониторинга ЧС (СКМ ЧС), являющейся в свою очередь, составной частью функционирующей в настоящее время в РК автоматизированной информационно-управляющей системы по ЧС (АИУС ЧС). Работы по созданию данной системы должны проводиться под эгидой МЧС РК, с целью проведения единой государственной политики в сфере организации мониторинга ЧС, обеспечения единых технических и программных требований, совместимости используемых и формируемых информационных массивов с РБнД ЧС.

С функциональной точки зрения космический мониторинг ЧС включает в себя вопросы, связанные с:

организацией регулярного приема космической информации обзорного характера;

первичной обработкой данных дистанционного космического зондирования (ДДЗ), включающую в себя коррекцию разнообразных помех, искажений, географическую привязку по заданным точкам, специализированную обработку и сопоставление данных по различным спектральным диапазонам в зависимости от типа решаемой задачи;

оперативной тематической обработки ДДЗ - в том числе наложение необходимых электронных слоев общего и специального характера; визуализация складывающейся ситуации на мониторах коллективного и персонального использования; адаптация результатов ДДЗ в составе соответствующих АРМ;

разработка единой ГИС ЧС на основе набора согласованных между собой слоёв электронных карт различного масштаба - без этого результата ДДЗ будет невозможно привязать к уже имеющимся слоям и базам данных, и соответственно резко снизится эффективность их использования специалистами по управлению ЧС;

разработкой математических моделей процессов, определяющих развитие рассматриваемых ЧС, разработка имитационных моделей реагирования;

организацией обратной связи - обеспечение оперативного выполнения космической съемки высокого разрешения территорий, оказавшихся под угрозой ЧС.

С учетом современного уровня развития аппаратных средств космического мониторинга, возможностей тематической обработки данных дистанционного зондирования и реальных приоритетов МЧС РК в настоящее время можно говорить о включении в состав первой очереди СКМ ЧС следующих задач и технологий их решения.

1). Мониторинг движения облачного покрова и предупреждения стихийных бедствий метеорологического характера

В результате решения данной задачи имеется возможность осуществлять контроль движения облачного покрова над территорией Центрально-Азиатского региона, заблаговременно распознавать мощные арктические циклоны и рассылать штормовые предупреждения.

2). Мониторинг схода снежного покрова

По результатам мониторинга строятся специальные карты, отражающие границы распространения снежного покрова, календарные сроки и темпы схода снега.

3). Контроль прохождения паводковых вод и картирование зон затопления

Задача решается в весенний период (апрель-май) для уровня области. В процессе мониторинга ежедневно строятся карты, содержащие зоны с высокой степенью риска затопления.

4). Мониторинг и картирование лесных и степных пожаров

В процессе мониторинга ежедневно строятся карты очагов пожаров и подсчитываются площади выгоревших участков.

Для предупреждения угрозы возгорания населенных пунктов, линий электропередач, нефте- и газопроводов, а также других особо важных объектов необходимо иметь соответствующие оцифрованные карты, на которые будут накладываться координаты активных источников огня. В перспективе, при наличии соответствующей информации, можно осуществлять предварительную оценку нанесенного ущерба.
5. Приобретение лицензионных программных продуктов

Для выполнения работ по пунктам 1-4 необходимо приобретение последних версий лицензионных программных продуктов:

системы объектно-ориентированного программирования Visual FoxPro, Delphi;

базовое программное обеспечение Oracle - сетевая версия на 100 рабочих мест;

картографический пакет MapInfo - сетевая версия на 100 рабочих мест.


Республиканский бюджет

Всего - 35000,00

2007 год - 5000,00

2008 год - 30000,00

Всего - 86000,00
В том числе:

2008 год - 33000,00

2009 год - 53000,00

Всего - 30000,00


В том числе:

2010 - 15000,00

2011 - 15000,00

Всего - 30000,00


В том числе:

2010 - 15000,00

2011 - 15000,00

Всего - 21000,00


В том числе:

2007 год - 1000,00

2008 год - 10000,00

2009 год - 10000,00




Выполнение работ по развитию АИУС ЧС положительно скажется на проведении работ по предупреждению и ликвидации ЧС, вследствие наличия в управляющих органах ГСЧС достоверной и оперативной информации об обстановке в районах ЧС, прогнозной информации о возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера с целью предупреждения населения, объектов хозяйственного комплекса и снижения ущерба от последствий ЧС.

Управляющие органы ГСЧС за счет своевременного получения достоверной информации смогут решить следующие задачи:

снизить ущерб от возможных ЧС за счет проведения превентивных мероприятий по их предупреждению;

ускорить развертывание сил и средств ГСЧС для оказания помощи населению и проведения аварийно-восстановительных работ;

снизить потери населения за счет своевременного его оповещения;

смоделировать обстановку в очагах ЧС и выработать оптимальные управленческие решения по ликвидации последствий ЧС.













ИТ ОГО:

202000,00

в том числе:

2007 год - 6000,00

2008 год - 73000,00

2009 год - 63000,00

2010 год - 30000,00

2011 год - 30000,00





КСЗ

ГУ “Казселезащита” входит в состав Министерства по ЧС и состоит из территориальных (областных) и региональных эксплуатационных, строи-тельных и механизированных подразделений, НПК «Прогноз».

Главные направления деятельности:

разрабатывает текущие и перспективные планы строительства и эксплуатации противоселевых и других защитных сооружений, проектно-изыскательских и научно- исследовательских работ; осуществляет комплекс проектно-изыскательских, строительно-монтажных работ
и ввод в эксплуатацию инженерных защитных сооружений; проводит работы
по эксплуатации, содержанию и ремонту противоселевых и других защитных сооружений, находящихся на балансе Казселезащиты;

выполняет комплекс опытно-экспериментальных и научно-исследовательских работ по разработке и внедрению новых методов прогнозирования селевых явлений и землетрясений;

выполняет обследования и ведет учет, оценку потенциальной опасности территорий, подверженных селям, снежным лавинам, оползням и обвалам;

организует службу наблюдения и оповещения об угрозе ЧС в зонах обслуживания;

разрабатывает и осуществляет превентивные мероприятия по снижению опасности горных склонов, высокогорных, моренных и ледниковых озер, выполняет работы по принудительному спуску снежных лавин;

выполняет работы по ликвидации последствий на селе - лавино - оползне – опасных объектах, в зонах обслуживания Казселезащиты;

участвует в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.


В ГУ "Казселезащита" функционирует служба наблюдения и оповещения.

Используется тревожная сигнализация системы «КОЛОКОЛ» на ГЭС-1 (река Кумбель, бассейн реки б. Алматинка), ГЭС-5, БАО ущелья б. Алматинка для оповещения и предупреждения населения, людей и отдыхающих в зоне

риска в случае возникновения ЧС. Система оповещения запускается вручную, IT ресурсы не задействованы, интеграция с другими информационными системами отсутствует. Система оповещения запускается вручную, IT ресурсы не задействованы, интеграция с другими информационными системами отсутствует.


Существует целая

цепочка процессов

деятельности,

включая: фиксирование

информации о происшествии, реагирование на происшествие, управление ресурсами служб

помощи, координацию работы

служб помощи, закрытие происшествия, хранение
и передачу информации,

которые характеризуются интенсивными процессами

обработки информации.

Для автоматизации и поддержки таких процессов нужна интегрированная, платформа, объединяющая в себе мощные возможности управления как документами, так процессами деятельности, предоставляющая возможность принимать, обрабатывать и управлять информацией и из разных источников (видеоизображения, аудио, географическая информация, информация датчиков, информация, передаваемая по радио связи и т.п.). Для того, чтобы эффективно обрабатывать всю поступающую информацию, использовать её при организации оказания помощи и управлении ресурсами необходимо создать специализированные модули (приёма сообщений, коммуникаций, GIS MapInfo с компонентами доступа к геоданным MapX, управления ресурсами, фиксирования разговоров по телефонной и радиосвязи,, фиксирования всех действий пользователей системы и т.д.), максимально приспособленные для автоматических рабочих мест АРМ, и объединить их в удобный интерфейс пользователя с помощью специального программного обеспечения.

Так как эти прикладные системы непосредственно используются при обеспечении безопасности (т.е. в области, где факторы времени и точности очень важны), строение работы таких систем на человеческом факторе не допустимо и необходимо максимальное повышение уровня автоматизации.


Из республиканского бюджета

2008 год – 60,0 млн.тенге;

2009 год – 40 млн.тенге;

2010 год – 20 млн.тенге;

2011 год – 20 млн.тенге


создание единой корпоративной информационно-коммутационной системы ГСЧС, обеспечивающей обмен всеми видами информации между органами управления и силами, задействованными в предупреждении и ликвидации природных катастроф, внедрение цифровых средств передачи информации, расширение области применения спутниковых систем связи. Создание единой интегрированной системы оповещения населения с использованием всех существующих средств коммуникаций и электронных СМИ




В ГУ «Казселезащита» система связи функционирует не полном объеме.

Своевременное оповещение в системе ГУ «Казселезащита» одна из основных задач, для этого требуется необхо-димое количество оборудовании связи: радио, спутниковая и сотовая. На сегод-няшний день система связи развита неполном объеме:

1. Укомплектованость специалистами связи;

2. Современной тех-никой связи;

3. Оборудованием диагностики и ремонта.

4. Мобильной лабо-раторией связи.


1. Оснащение современными средствами техники связи и лабораторными оборудованиями для диагностики и ремонта.


Республиканский бюджет

130 000 тысяч тенге



Контроль за селеопасными объектами наблюдателями и своевременного принятия соответствующих мер.




По проекту «Селеинфо» развернуто и работает 2 АПК минимальным количеством датчиков.

Дальнейшее продол-жение работы по проекту «Создание автоматизированной системы наблюдения за селеопасными объектами и селевы-ми потоками со спут-никовой передачей данных» договор № 1-04 от 8.02.2003 года

Контроль за селеопасными объектами с передачей информации через спутниковой связи.

Финансирование



Республиканский бюджет

886 512 тысяч тенге



Контроль за селеопасными объектами автоматизировано и своевременного принятия соответствующих мер.




















страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5

Смотрите также: