страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5 | страница 6 
  2.3 Комплексная характеристика основных проблем, рисков, сдерживающих факторов, конкурентных преимуществ и возможностей устойчивого социально-экономического развития территории в среднесрочной перспективе 
 
 
      
 Сильные стороны
  |   
 Слабые стороны
  |      
 Приоритет А*
  - 
 Благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельского хозяйства, увеличение урожайности зерновых культур на 35 % и овощей на 21,4%, внутреннее обеспечение по большинству продуктов питания;
  - 
 Наличие богатых месторождений полезных ископаемых и минеральных ресурсов, местного сырья для развития производства строительных материалов, легкой и пищевой промышленности;
  - 
 Высокий инновационный потенциал в сферах биотехнологии – аграрный сектор – медицина и фармацевтика – экология и рациональное природопользование;
  - 
 Устойчивая позитивная тенденция естественного прироста в области на основе роста рождаемости населения при снижении смертности.
    
 Приоритет B
  - 
 Наличие специальной экономической зоны «Бурабай», стимулирующей развитие туризма.
  - 
 Развитие малого предпринимательства и увеличение рынка сбыта за счет города Астаны и Бурабайской СЭЗ;
  - 
 Положительная динамика количества зарегистрированных НПО и широкий спектр направлений их деятельности (с 2005 по 2009 годы рост составил 199 НПО);
  - 
 В ¾ населенных пунктах области (от 629) отсутствуют случаи заболеваемости СПИД.
    
 
 Приоритет С
  - 
 Устойчивая тенденция повышения уровня материально-технического обеспечения школ на основе оснащения компьютерами, кабинетами новой модификации и широкополосным Интернетом;
  - 
 Увеличение уровня посещаемости объектов культуры в 1,6 раза при неизменном количестве мест;
  - 
 Сравнительно низкий уровень потерь в электро- и теплосетях (12% и 16,6% соответственно).
    
 
 
  |   
 Приоритет А
  - 
 Низкий уровень диверсификации промышленности и динамика ввода в действие инновационных проектов;
  - 
 Низкая продуктивность животноводства (в связи с преобладанием беспородного скота, применением крестьянского забоя, несоблюдением норм санитарного контроля и слабой кормовой базой) и недостаточное количество заготовительных пунктов, в зонах перерабатывающих предприятий;
  - 
 В 84% населенных пунктов (от 629) области отмечен дефицит врачебных кадров;
  - 
 Неравномерное территориально-пространственное развитие: высокие темпы роста только вблизи Бурабайской СЗ и города Астаны;
  - 
 Высокий уровень заболеваемости туберкулезом и сердечно – сосудистыми заболеваниями населения.
    
 Приоритет B
  - 
 Высокий уровень износа объектов инфраструктуры, сельского хозяйства, промышленности;
  - 
 Отсутствие производственных мощностей по переработке, утилизации и захоронению промышленных отходов, ТБО и ухудшение экологической ситуации;
  - 
 Дошкольным образованием остаются не охваченными по области 58,1%, в том числе в городах – 58,1%, в сельских районах – 54,8%; недостаточное обеспечение объектами социальной и инженерной инфраструктуры в селе: школы более 40 лет постройки (195 СНП); школы, где в течение последних 10 лет не проводился капитальный ремонт (501 СНП); 
  - 
 Объекты здравоохранения находятся в приспособленных помещениях (493 СНП); объекты здравоохранения свыше 40 лет постройки (162 СНП); объекты здравоохранения, где в течение последних 10 лет не проводился капитальный ремонт (569 СНП); объекты здравоохранения, где объекты находятся в арендованных помещениях (416 СНП); 
  - 
 Децентрализованные источники водоснабжения (277 СНП); привозная вода (37 СНП);
  - 
 Дороги до районного центра находятся в неудовлетворительном состояний (159 СНП); 
  - 
 Низкая плотность дорог и сравнительно низкая доля дорог в хорошем состоянии.
    
 Приоритет С
  - 
 Дисбаланс на рынке труда, где наиболее дефицитными являются специалисты в области инновационного менеджмента, врачи, сварщики, электрики, водители, машинисты, трактористы;
  - 
 Перманентный дефицит педагогических кадров вследствие миграции населения, низкого уровня заработной платы и старения кадров;
  - 
 Крайне высокая степень износа зданий и сооружений используемых в сфере культуры – 92,3%;
  - 
 Производство электроэнергии в области покрывает только 14% ее потребностей.
     |      
 Возможности
  |   
 Угрозы
  |      
 Приоритет А
  - 
 Строительство транспортно-логистического терминала для хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции в зоне агломерации г. Астаны;
  - 
 Реализация крупных инвестиционных проектов в рамках программы продовольственного обеспечения населения области и создания продовольственного пояса вокруг города Астаны, что благоприятно влияет на развитие отраслей агропромышленного комплекса;
  - 
 Развитие кластерной модели экономики с активной ролью субъектов малого и среднего бизнеса и как следствие, целенаправленная селекционно-племенная работа по улучшению племенных качеств скота, в том числе за счет зарубежного генофонда, завоза пород импортной селекции и создании прочной кормовой базы, расширение практики СЗЦ;
  - 
 Диверсификация экономики на основе реализации инновационных проектов в рамках Программы форсированного индустриального развития и Дорожной карты 2020.
    
 Приоритет B
  - 
 Подготовка высококвалифицированных кадров для нужд АПК; 
  - 
 Рост спроса на туристские услуги и повышение привлекательности туризма в области, развитие современной туристской инфраструктуры, в том числе экотуризма, охотничьего туризма;
  - 
 Разработка системных мер для длительного прикрепления действующих медицинских кадров и специалистов в сфере образования к месту работы и привлечения молодых специалистов, в том числе в сельские населенные пункты;
  - 
 Развитие социально-экономического потенциала малых городов;
  - 
 Развитие малого и среднего бизнеса в сфере промышленности, строительства, переработки сельскохозяйственной продукции, транспорта.
    
 Приоритет С
  - 
 Использование высокого транзитного потенциала области, возможности вхождения в международные транспортные коридоры.
  - 
 Расширение бюджетного и стимулирование частного финансирования (ГЧП) строительства современных дошкольных учреждений с целью доведения охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием до 100%;
  - 
 Повышение качества жизни населения при интенсивном инвестировании бюджетных ресурсов;
  - 
 Повышение контроля над объемами загрязнения промышленными предприятиями. 
     |   
 Приоритет А
  - 
 Преобладание мелкотоварного производства (в большей степени в животноводстве) препятствует внедрению новых технологий, увеличению уровня переработки и тем самым, снижает конкурентоспособность производимой продукции;
  - 
 Технологическая отсталость предприятий перерабатывающего сектора снижает конкурентоспособность мясомолочных изделий и негативно влияет на развитие отрасли в целом;
  - 
 Ухудшение качества экономического пространства области и резкое отставание сельских районов по степени развития инфраструктуры тепло- и электроснабжения, по объемам потребления энергии.
    
 Приоритет B
  - 
 Доступность смены места жительства в рамках СНГ и упрощенные режимы принятия гражданства с Россией определяют наличие постоянного центра притяжения наиболее квалифицированного, молодого и мобильного населения региона;
  - 
 Увеличение импортной зависимости внутреннего рынка, в том числе за счет товаров, поступающих в рамках Таможенного союза;
  - 
 Низкий уровень и качества жизни в сельской местности и малых городах способствует оттоку кадров, преимущественно из социальной сферы 
    
 Приоритет С
  - 
 Истощение минерально-сырьевой базы области из-за нерационального использования ресурсов, экологическую угрозу представляют хвостохранилища и водоотстойники, образовавшиеся в результате добычи и переработки урановой руды;
  - 
 Недостаточное финансирование отрасли здравоохранения и образования, в части обновления действующего и приобретения современного оборудования приводит к значительному физическому и моральному износу, как оборудования, так и зданий, что снижает качество предоставляемых услуг;
  - 
 Потеря внутренних и внешних рынков в пользу импортных товаров, увеличение импорта;
  - 
 Снижение инвестиционной привлекательности, отражающейся на объемах инвестиций.
    
 
 
  |      
 * Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы разбиты на три группы А, В, С, исходя из приоритетности и возможности реализации.
  |      
 
  2.3. Анализ действующей политики государственного регулирования социально-экономического развития Акмолинской области 
На период действия Программы развития территорий Акмолинской области реализуются 4 государственные, 6 отраслевых и 2 региональные программы.  
 
 По направлению «Экономическое развитие» реализуются:
«Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 2014 годы» 
Отраслевая «Программа «Дорожная карта бизнеса 2020»
 
Региональная «Программа развития мясного скотоводства в Акмолинской области на 2011-2015 годы» 
 
 По направлениям «Социальная сфера» и «Система государственного местного управления и самоуправления»:
«Государственная программа развития образования РК на 2011 2020 годы» 
«Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы»
 
«Государственная программа развития и функционирования языков на 2011-2020 годы» 
Отраслевая «Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2014 годы»
 
Отраслевая «Программа занятости 2020» 
Региональная «Программа профилактики правонарушений в Акмолинской области на 2011-2013 годы»
 
 По направлениям «Инфраструктурный комплекс» и «Территориальное (пространственное) развитие»:
 
Отраслевая «Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства РК на 2011-2020 годы» 
Отраслевая «Программа «Ақ бұлақ» на 2011-2020 годы»
 
Отраслевая «Программа «Доступное жилье – 2020» 
 Также в ходе реализации региональной программы развития территорий в 2011-2012 годах в реализацию Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны до 2020 года разработаны и утверждены отраслевые программы «Развитие регионов» и «Программа развития моногородов», в рамках которых наряду с программами «Дорожная карта бизнеса 2020» и «Программа занятости 2020» регионам Акмолинской области оказывается государственная поддержка, положительное влияющая на достижение целей и реализацию задач по всем направлениям социально-экономического развития.
Программами регулируется социально-экономическое развитие области в части обеспечения устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности; устойчивый и сбалансированный рост регионального предпринимательства в несырьевых секторах экономики, создание новых постоянных рабочих мест; увеличение численности товарного стада крупного рогатого скота, развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота.  
Обеспечивается формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны; переход на 12-летнюю модель обучения; обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе.
 
Обеспечивается развитие государственного языка и лингвистического капитала населения; гармоничная языковая политика, обеспечивающая полномасштабное функционирование государственного языка, как важнейшего фактора укрепления национального единства при сохранении языков всех этносов, живущих в Казахстане; повышение доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости; повышение уровня охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.  
 
 Обеспечивается создание комфортных условий проживания населения и улучшение состояния коммунальной инфраструктуры; обеспечение населения качественной питьевой водой и услугами водоотведения; развитие жилищного строительства, обеспечивающее доступность жилья широким слоям населения; решение актуальных социально-экономических проблем регионов на перспективу; устойчивое социально-экономическое развитие моногородов в средне- и долгосрочной перспективе.
 
 
  страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5 | страница 6 
 |