Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11

Вместо заключения.




Моделирование деятельности по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь.

Проведенное авторами исследование позволяет сделать ряд выводов, которые могут быть положены в основу организации деятельности по защите жизненно важных экономических интересов государства и субъектов хозяйствования, обеспечению экономической безопасности государства и общества.

Прежде всего, определение экономической безопасности как состояния системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений в оптимальном соотношении с интересами других субъектов хозяйствования позволяет подойти к решению вопроса об определении единых концептуальных подходов к экономической безопасности государства, общества и личности (субъекта хозяйствования) и создании единой модели обеспечения экономической безопасности на всех ее уровнях.

Далее, вычленение объекта экономической безопасности и объекта защиты выступает основой разграничения экономической безопасности и ее обеспечения. В качестве объекта экономической безопасности следует, на наш взгляд, рассматривать именно жизненно важные интересы личности, общества и государства с учетом того, что они выражают определенные экономические отношения. То есть объектом экономической безопасности не является экономическая система государства, так как последняя, например, не учитывает «теневую» экономику, которая обеспечивает реализацию части жизненно важных интересов граждан, а то и общества и даже иногда – государства, снимая социальную напряженность, устраняя дефицит и пр. А вот объектами защиты выступают носители экономических отношений, экономических интересов. В этом качестве они включаются в систему обеспечения экономической безопасности. Соответственно, защите подлежат и элементы экономической системы (вещественные и личностные, материальные и идеальные, средства производства, человек и система отношений).

В силу этого в основу организации работы субъектов системы обеспечения экономической безопасности республики, по нашему мнению, необходимо положить подход, основанный на моделировании их деятельности.

Моделирование в широком смысле является методом научного познания. На практике моделирование используется при организации, планировании, совершенствовании конкретных видов деятельности. Моделирование предполагает построение системы элементов, воспроизводящих определенные стороны, связи, функции предмета исследования. Аналогия между исследуемым объектом и моделью позволяет переходить от модели к самому объекту и использовать при воздействии на него результаты, полученные с помощью модели. Объектом нашего исследования является экономическая безопасность республики и ее обеспечение, а моделью, которую необходимо построить - деятельность субъектов системы обеспечения экономической безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению внутренних и внешних угроз экономической безопасности (угроз-процессов, угроз-факторов и угроз-действий), по защите жизненно важных экономических интересов республики в современных условиях.

В соответствии с предложенным авторами подходом, под обеспечением экономической безопасности понимается процесс создания условий для стабильного, бескризисного развития государства в соответствии с целями и задачами развития и укрепления экономического суверенитета; устранения и предупреждения угроз, условий и других факторов, могущих оказать негативное, дестабилизирующее воздействие на процессы развития национальной экономики; устранения противоречий между интересами отдельных социальных групп, общества и индивида. Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, оперативно-розыскная и иная) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов экономического роста.

Иными словами, обеспечение экономической безопасности – это деятельность субъектов хозяйствования, личности, общественных и государственных институтов по формированию условий для сбалансированной реализации жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства (личных, национальных, элитных и групповых интересов) или деятельность по защите жизненно важных экономических интересов при условии возникновения внутренних и внешних угроз.



Система обеспечения экономической безопасности включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализации субъектами безопасности в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъектами.

Иными словами, такая модель должна обеспечивать организацию работы и упреждающее реагирование уполномоченных на то органов государственной власти и управления на предотвращение процессов, факторов или действий посягающих на экономическую безопасность, ущемляющих экономические интересы общества и государства. В силу того, что в современных условиях одной из существенных угроз экономической безопасности государства выступает экономическая преступность, реализующаяся в организованных формах и беловоротничковыми методами, существенным элементом модели обеспечения экономической безопасности, по мнению авторов, является анализ и прогнозирование факторов, условий и действий, могущих привести к преступлению или осуществлению противоправных действий, ущемляющих жизненно важные экономические интересы личности, общества и государства.

В силу этого, моделирование, а на его основе организация и проведение деятельности по обеспечению экономической безопасности, должны базироваться на прогнозе и оценке постоянно изменяющейся социально-экономической обстановки и негативных тенденций в ее развитии; на учете факторов, могущих оказать влияние на использование методов, сил и средств, имеющихся в распоряжении органов власти и управления; на изучении тенденций экономической преступности и ее проявлений и т.д.

При построении теоретических моделей необходимо использовать ту информацию, тот материал, который дает практика. Поэтому, прежде всего, планирование работы по обеспечению экономической безопасности следует основывать на обобщении и осмыслении той первичной информации, тех материалов, получение которых обеспечивается на основе анализа социально-экономических и политических процессов.

В первую очередь из этого общего положения следует, что нельзя сегодня обеспечить экономическую безопасность, защиту жизненно важных экономических интересов, не учитывая влияние тех социальных, политических, экономических факторов, которые складываются в республике на сегодняшний день. Ситуация настолько динамична и подвижна, что фактически каждый день ставит вопросы о совершенствовании организации работы.

В современных условиях на любой вид деятельности существенное влияние оказывают факторы макро и микро среды.

В общеметодологическом плане макросреда определяется как факторы (силы) широкого социального плана (угрозы-факторы и угрозы-процессы), оказывающие воздействие на тенденции, характер, особенности протекающих в обществе процессов. Применительно к рассматриваемой проблеме речь идет, прежде всего, о влиянии макросреды на обстановку в сфере обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, в том числе в аспекте борьбы с экономической и организованной преступностью, теневой экономикой и бегством капиталов, контрабандой и легализацией преступных доходов и пр., в связи с чем может меняться и специфика осуществления деятельности органов власти и управления.

К элементам макросреды относятся: - демографическая; - экономическая; - политическая среда.

В свою очередь состояние макросреды формирует микросреду, характеризующуюся условиями жизнедеятельности каждого отдельного индивида; силами, оказывающими влияние на осуществление производственной, общественной и иных видов деятельности каждого человека.

Динамично меняющиеся социально-экономические условия развития республики предопределяют необходимость анализа и оценки влияния факторов макросреды на различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на деятельность по обеспечению экономической безопасности.

Одним из факторов (угроза-фактор) макросреды, влияние, которого особенно проявилось в последнее время, является уровень криминализации общественных отношений. Его влияние выражается, например, в увеличении масштабов такого явления как контрабанда и административные правонарушения, связанные с нарушением установленного порядка перемещения вещей и ценностей через границу, в появлении новых видов преступных деяний как, например, нелегальная миграция и т.д. Соответственно, моделирование деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности в целом и правоохранительных органов в частности по линии борьбы с такой составляющей угрозы экономической безопасности республики как контрабанда должно осуществляться с учетом влияния факторов макро и микросреды, в том числе и криминализации общественных отношений. Это означает, что происходит изменение ряда характеристик, ранее присущих таким преступлениям как контрабанда. В частности, если в 70-80-е годы социальную базу участников контрабанды составляли, прежде всего, так называемые, антисоциальные элементы, то в 90-х годах криминализация общественных отношений привела к тому, что она значительно расширилась. Все чаще в совершение контрабанды и административных таможенных правонарушений втягиваются сотрудники таможенных органов и коррумпированные чиновники органов власти и управления. Механизмы совершения контрабанды приобретают «беловоротничковый» характер как по способам и методам сокрытия, так и по социальному составу участников.

Аналогично влияние криминализации общественных отношений проявляется в сфере кредитно-финансовых отношений. Сегодня, многие субъекты хозяйствования используют механизм выманивания или незаконного получения кредитов. Различия между ними реализуются в том, что целью деятельности одних является нецелевое использование полученных кредитов. А другие – для хищения кредитных средств и перемещения их за пределы республики, тем самым активизируется бегство капитала. Нецелевое использование кредитов, чаще всего, увеличивает объемы денежных средств в рамках теневой экономики и пр.

Соответственно, организация работы правоохранительных органов как элемента системы обеспечения экономической безопасности по выявлению, предупреждению и пресечению экономической преступности и ее составляющих - контрабанды, выманивания кредитов, предотвращения бегства капиталов и т.д. должна строится с учетом, происходящих под влиянием процесса криминализации общества, изменений на участках работы.

Помимо этого, моделирование деятельности по обеспечению экономической безопасности на всех направлениях и участках работы органов государственной власти и управления предполагает построение системы, включающей в себя: жизненно важные экономические интересы государства и общества, угрозы им (угрозы-процессы, угрозы-факторы и угрозы-действия), объекты защиты, меры, средства и методы защиты.

В этом отношении построение модели обеспечения экономической безопасности, так же как и национальной безопасности, во всех ее составляющих, должно базироваться, на наш взгляд, на методологическом подходе, определяющем в качестве элементов системы обеспечения безопасности механизмы определения:


  • жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;

  • угроз и субъектов угроз экономической безопасности в современных условиях;

  • объектов защиты;

  • выявления субъектов, чья деятельность наносит ущерб жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства (субъекты угроз-действий) или источников угроз-процессов и угроз-факторов;

  • признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики или субъекта хозяйствования;

  • основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения экономической безопасности государства или производителя;

  • особенностей и способов нанесения ущерба жизненно важным экономическим интересам республики или хозяйствующим субъектам.

Причем предлагаемый авторами подход универсален в том, что и на уровне субъектов хозяйствования построение модели обеспечения экономической безопасности обеспечивается путем:

- определения коммерческих, организационных, технологических и социальных приоритетов (предприятия, отрасли, региона);

-налаживания системы оценок реальных и потенциальных угроз своим жизненным интересам;

- разработки методов и средств парирования угроз экономическим интересам; а также стратегии применения защитных мер;



    - создания организационно-правового механизма практической реализации защитных мер.

    Осознание каждым из субъектов системы экономической безопасности (личность, общество и государство) своих жизненно важных экономических интересов на первом этапе моделирования дополняется прогнозом как возможных, так и реальных угроз. Причем такой анализ необходимо, по нашему мнению, проводить с вычленением, как механизмов, так и признаков действия угроз. Если речь идет об угрозах-процессах или угрозах-факторах, то признаками их проявлений может быть изменение показателей экономического роста (снижение ВВП, рост инфляции и пр.). Данные показатели являются основой для принятия управленческих решений Министерствами и ведомствами. А реализация угроз-действий имеет свою специфику, что соответственно отражается на деятельности правоохранительных органов. Если реализуются угрозы через действия уже получившие криминологическую характеристику, закрепленную в законах (например, в УК), то моделирование можно осуществлять с использованием метода матрицирования.



На такой первичной информации с использованием метода матрицирования, возможно рассмотрение ситуации на линии работы с позиции анализа структуры преступления, в частности контрабанды или незаконного вывоза капитала. То есть, составляется матрица возможного механизма совершения незаконных действий, в которой фиксируется – что, каким образом и кем может быть незаконно осуществлено. И для моделирования, например, оперативно-розыскной деятельности как одного из элементов системы мер по обеспечению экономической безопасности, необходимо иметь критерии отнесения действий к преступным и, руководствуясь ими, осуществлять поисковую работу. К таким критериям можно отнести те нормы права, которые определяют перечень преступных деяний и ответственность за их совершение. В соответствии с таким подходом модель деятельности правоохранительных органов должна включать в себя:

-) описание признаков преступной деятельности, методы их выявления;

-) необходимые силы и средства, которые можно использовать при выявлении, предупреждении и пресечении преступной деятельности;

-) систему организации работы - то есть, взаимоотношения между правоохранительными органами, тактику использования сил и средств, прогноз сфер, в которых может быть совершено преступное деяние и пр.

Но с другой стороны, когда речь идет о противоправных действиях еще не криминализированных в законе, признаками их противоправности могут быть только их негативное влияние на процесс реализации жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства.

С этой точки зрения предложенная матричная модель поэтапного совершения преступления на сегодняшний день, к сожалению, оказывается несколько схематичной, условной, и работа в соответствии с ней значительно усложняется. И в этом отношении на сегодняшний день необходимо ориентироваться на сочетание модели, основанной на вычленении этапов совершения преступления с моделью, учитывающей особенности социально-экономического развития как республики в целом, так и микросреды. Кроме того, нужно учитывать также и ту, очень динамичную ситуацию, которая связана с реакцией лиц, совершающих правонарушение, на противодействующие меры правоохранительных органов. Иными словами, при матричном построении схемы пресечения преступлений основываясь на их признаках, - модель деятельности правоохранительных органов может оказаться слишком упрощенной, схематичной, прежде всего, потому, что она не учитывает многообразие форм проявления преступной и противоправной деятельности; социальный состав участников; объекты преступных посягательств (объекты экономической безопасности и объекты защиты) и т.д.

Поэтому моделирование деятельности правоохранительных органов, по нашему мнению, следует осуществлять на основе прогноза возможных методов совершения преступления, формирующихся под влиянием социально-экономических условий - будь то контрабанда, или нелегальная миграция, или иные виды экономических преступлений.

Таким образом, при моделировании оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности следует учитывать ряд моментов.

1. Необходимо очень четко ориентироваться в общих тенденциях развития социально-экономической ситуации как на макро, так и на уровне микросреды; в общем развитии криминальной ситуации, которая присуща не только республике в целом, но и каждому направлению преступной или незаконной деятельности. Следует учитывать и то, что она отличается даже по конкретному району, по конкретной области, по конкретному населенному пункту. В связи с этим необходимо учитывать все изменения, которые происходят в различных видах противоправной деятельности, например, в контрабандной, связанной с незаконной миграцией, с процессом перемещения наркотических средств или валюты и пр.

2. Необходимо определять те признаки совершаемых противоправных действий, которые, к сожалению, не описаны в законе и которые формируются сегодня в реальной действительности. Скажем, признаками возможного коррумпирования чиновников при получении документов на незаконную транспортировку груза могут быть признаки взятки, подкупа, втягивания в деятельность преступной группы. И проявляются такие признаки, скажем, в необоснованном росте благосостояния.

3. Необходимо прогнозировать те объекты защиты, через которые возможна реализация угроз. Следует учитывать, что такие объекты могут оказаться в сфере деятельности не только правоохранительных органов, но и других министерств и ведомств. Правоохранительные органы воздействуют на них с целью пресечения преступной или противоправной деятельности. А иные государственные органы анализируют их деятельность с целью выработки рекомендаций по устранению предпосылок и условий, способствующих совершению противоправных деяний.

4. Отличия в проявлениях признаков реализации угроз экономической безопасности имеют значение и в плане разработки новых формы документирования преступной деятельности. Например, активизация в последнее время компьютерных преступлений требует со стороны правоохранительных органов сбора доказательной базы. А для, например, ведомств, обеспечивающих защиту информации, данные о признаках совершения преступлений являются основой для разработки или дополнения системы мер по защите информации и, соответственно, защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Поэтому моделирование должно базироваться, прежде всего: - на четкой оценке социально-экономической ситуации; - трансформации этой общей ситуации применительно к региону, применительно к непосредственной сфере обеспечения экономической безопасности. В тоже время следует учитывать специфику угроз-процессов, угроз-факторов как социально- экономических явлений. Эта специфика заключается в том, что экономическая, организованная преступность и контрабанда имеют общеисторические и конкретно-исторические причины и условия функционирования и реализации. Общеисторические причины фактически остаются неизменными на протяжении различных общественно-экономических формаций. А конкретно-исторические причины могут быть как трансформированными под конкретную историческую ситуацию общеисторическими, так порожденными на данном этапе развития человеческого общества, государства. В этой связи моделирование деятельности по обеспечению экономической безопасности должно осуществляться на основе предварительного анализа общеисторических причин, их трансформации под воздействием конкретно исторических условий развития страны.

Анализ социально-экономических условий, причин, особенностей угроз-процессов и угроз-факторов позволяет, прежде всего, отслеживать динамику, изменения и трансформацию того или иного вида преступной деятельности. Следует учитывать, что преступные деяния также как и все в мире развивается, трансформируется, возникают новые формы проявления, особенности реализации. Поэтому, с точки зрения сопоставления и сравнения того, что было и то, что есть сейчас, анализ социально-экономических условий позволяет выявить динамику изменений в каждом явлении и виде преступной деятельности, связанных с нанесением ущерба жизненно важным экономическим интересам государства и общества.

Например, связь и влияние социально-экономических условий развития общества с контрабандой или теневой экономикой отражается и реализуется в изменяющемся спросе. При наличии общественных или индивидуальных потребностей в конкретном товаре или услуге, но при отсутствии возможностей их реализации за счет общественного производства, возникает неудовлетворенный спрос. При определенном сочетании социальных, политических, экономических условий этот спрос удовлетворяется за счет контрабандных поставок товаров или теневом производстве продукции. Соответственно, отслеживая динамику развития и изменения номенклатуры или изменения перечня предметов, входящих в сферу неудовлетворенного спроса или структуру дефицита, можно отслеживать тенденции в развитии и изменении предметов контрабанды или появление новых сфер теневой экономики. Знание о том, что является предметом контрабанды, позволяет провести исследование о возможных местах сокрытия того или иного предмета, товара, ценностей. Или позволяет разработать систему мер по развитию отраслей народного хозяйства, увеличению объемов производства той или иной продукции в республике, изменить ценовую политику и т.д.

Кроме того, изучение социально-экономических условий развития страны с точки зрения уровня доходов населения и источников их получения, вычленение слоев населения и социальных групп, находящихся, например, ниже черты бедности, способствует, создает возможность прогнозирования социальной структуры участников теневой экономической деятельности, контрабанды или лиц, участвующих в совершении экономических преступлений. И на этой основе принимать меры по повышению уровня жизни и доходов.

Помимо этого, оценка тенденций изменения номенклатуры предметов контрабанды, размеров потребления товаров теневой сферы, с учетом объемов и способов незаконных переправок или производства позволяет прогнозировать возникновение организованных преступных групп, специализирующихся на контрабанде или теневом производстве. Например, к уголовной ответственности по существующему законодательству за контрабанду может быть привлечено только физическое, а не юридическое лицо. Но нынешняя статистика таможенных органов показывает, что зачастую юридические лица, нарушая установленный порядок перемещения товаров и ценностей через границу, наносят больший материальный ущерб, чем «мешочники-челноки». Действия последних подпадают под статью «Контрабанда», а действия фирм - только под административную ответственность. И в тоже время, организовать незаконный вывоз в больших объемах физическое лицо может, используя прикрытие фирмы. При такой ситуации реализуется деятельность совершенно иной структуры, прежде всего, социальной, которая характеризует участие в совершении контрабанды нескольких лиц, причем имеющих, как говорят, крышу в виде субъекта хозяйствования. Кроме того, изменения номенклатуры, изменения социальной базы участников позволяет нам предполагать и тот способ, метод, при помощи которого будет совершена контрабанда.

Соответственно, анализ социально-экономических условий и особенностей совершения преступных деяний в современных условиях позволяет при организации работы учесть эти особенности, ориентироваться на использование тех форм и методов деятельности, которые позволят достичь наиболее оптимального результата, сориентировать субъектов системы обеспечения экономической безопасности на устранение причин негативных процессов и явлений, подготовить возможности юридической фиксации и оформления совершаемого преступления, организовать взаимодействие правоохранительных структур и других органов власти и управления.

Таким образом, анализ социально-экономических аспектов важен не только для понимания сути угроз-факторов или угроз-процессов, не только для выявления механизмов реализации угроз-действий, но и с точки зрения организации деятельности по обеспечению экономической безопасности.

С этой точки зрения и необходимо рассматривать общие причины и условия совершения и активизации преступных действий. Затем анализировать их трансформацию под влиянием конкретно исторических условий и на этой основе моделировать преступную деятельность по нанесению ущерба жизненно важным экономическим интересам общества и государства.



В целом, модель деятельности в частности правоохранительных органов по линии обеспечения экономической безопасности государства и общества должна включать в себя:

  1. Анализ факторов и условий социально-экономического развития региона, факторов макро и микро среды, влияющих на:

  • Использование тех или иных сфер хозяйственной деятельности для совершения преступлений или нанесения ущерба экономическим интересам;

  • втягивание граждан в преступную деятельность в качестве субъектов;

  • использование тех или иных форм, способов и методов совершения преступного деяния, ущемления экономических интересов;

  1. Моделирование возможной преступной деятельности по ущемлению жизненно важных экономических интересов общества и государства.

  2. Определение признаков, свидетельствующих о возможной незаконной деятельности.

  3. Определение мест сосредоточения информации и источников, из которых можно получить информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступном деянии.

  4. Определение механизма сбора информации, могущей послужить доказательной базой при реализации уголовных дел по преступлениям в судебном порядке.

Построение аналогичной модели реализации либо преступной деятельности, либо негативных процессов и факторов экономического развития государства и общества может быть положено в основу организации деятельности по выявлению, пресечению и предупреждению действий или правонарушений, имеющих целью ущемление экономических интересов, подрыв экономической безопасности. А также разработки системы иных мер и противодействий, целью которой является выработка:

  • подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

  • механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных экономических интересов республики;

  • системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

  • механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

Таким образом, построение концепции обеспечения экономической безопасности должно, на наш взгляд, базироваться на рассмотренных методологических подходах, учитывать структурный и функциональные аспекты и включать создание системы обеспечения экономической безопасности государства, общества и субъектов хозяйствования.


1 Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. – Минск. – «Право и экономика».- 2000. – С.15.

2 В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. – М. «Русский язык». 1978. Т.1.с.67.

3 Словарь русского языка. – М. 1957. Т.1.с.81.

4 См.: С.А.Трахименок. Безопасность государства: методолого-правовые аспекты .- Минск. 1997.с.8.

5 Там же.

6 См.: указ. работа, с.21-32.

7 Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы. // Москва. Международные отношения. 1990. С.5-6.

8 Политика (от греческого politika – государственные или общественные дела) – «деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, … а также нациями и государствами». – Краткий политический словарь. \\ М. 1989. С.421.

9 Гражданское общество и проблемы безопасности в России. (Материалы круглого стола). \\ Вопросы философии, 1995, № 2,с.26.

10 См., например, Экономическая безопасность. Производство – финансы – банки. / Под редю В.К.Сенчагова. – М.- ЗАО «Финстатинформ». – 1998.- С.12.

11 Краткий словарь по философии. – М. 1979. С.240.

12 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. - Минск. 1995. – С. 4.

13 См., напр., Соловьев О.М., Лабуш Н.С. – Государство: суверенность, безопасность, обороноспособность. - СПб. 1998. – С.41.

14 Объект, как его определяет Философская энциклопедия, то, «что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность». – Философская энциклопедия. М. Изд. «Советская энциклопедия». 1967. Т.4. С.123.

15 В своей работе «Безопасность государства. Методолого-правовые аспекты» он в разделе «Виды безопасности и ее критерии» фактически говорит о национальной безопасности, тем самым, подменяя родовое понятие видовым, что, на наш взгляд, методологически неверно. – См.: указ. Работа. – С. 33.

16 См., напр., Трахименок, указ. соч. С. 33.

17 Лабуш Н.С. Национальная безопасность России и средства ее обеспечения. \\ С.Пб. 1999. С.12.

18 Новая парадигма развития России. (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). Под ред В.А, Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова.// М.Изд. «Академия» Изд. МГУК. 1999. С. 319.

19 Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. – Минск. «Право и экономика». – 2000. – с.17.

20См., напр., «Сборник основных понятий и терминов, используемых при взаимодействии в рамках Совета руководителей органов безопасности и специальных служб СНГ (СОРБ) - М. 1999. С.5.

21 Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). \ Под ред. Е.А. Олейникова. – М. ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез». 1997. С.29.

22 Экономическая безопасность. Производство – Финансы – Банки, Под ред. Сенчагова В.К. \ М. ЗАО «Финстатинформ». 1998. С.12.

23 Такие определения давались: академиком Абалкиным Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. //Вопросы экономики.1994. № 12.; в Концепции экономической безопасности Российской Федерации. – М.1994. С.63.; в Основных положениях государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. –М. 1994. С.17. и др.

24 См., например, Пузиков В.В. Экономическая безопасность государства: подходы к системной реализации.// Европа ХХ1: новые угрозы и риски безопасности. – Материалы Минского форма по проблемам европейской безопасности. Минск, 11-12 июня 1999г. –Минск. – 2000. – С.109.

25 В уже отмечавшихся работах: «Основы экономической безопасности. (Государство, регион, предприятие, личность). – С.32; Лабуш Н.С. «Национальная безопасность России и средства ее обеспечения. –С.Пб. 1999. С.9; и в ряде других.

26 См.: Интересы экономические. – Политическая экономия, Экономическая энциклопедия в 4-х т. – М. 1975. Т.2. С.42. Как отмечал Ф. Энгельс «Экономические отношения каждого данного общества проявляются, прежде всего, как интересы» – Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.18, С.271.

27 Маркс К. и Энгельс Ф. –Соч. 2-е изд. Т. 23. С.10.

28 См., напр., Политическая экономия. Экономическая энциклопедия в 4-х т. –М. 1975. Т.2. С.42.

29 См. Пузиков В.В. Некоторые методологические аспекты анализа и построения концепции экономической безопасности. – Вестник ассоциации белорусских банков. – 2000. - №3. – С. 20-30.; Пузиков В.В. Методология подхода к экономической безопасности субъектов хозяйствования. – Обеспечение безопасности персонала и руководства государственного и негосударственного секторов экономики и банков. / Сб. материалов закрытой международной конференции. – Минск. 1998. – С.30-36.

30 Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. – Минск. – «Право и экономика». – 2000. – С.18.

31 См., например: Национально-государственные интересы Республики Беларусь. Под ред. Заико Л.Ф. \\ Минск. Изд. В. М. Скакун. 1999. С. 12.

32 См., например, Овчинский В.С. «Стратегия борьбы с мафией». – М. 1993. - С.8.

33 См., например, Советское государство и право. - 1991. - №4.

34 Пузиков В.В. О соотношении понятий экономическая и беловоротничковая преступность. - Теоретическое и правовое обеспечение реформы в сфере борьбы с преступностью в Республике Беларусь. // Материалы международной научно-практической конференции (Минск, 22-23 апреля 1999г.) – Минск. – «Право и экономика». - 1999. – С. 192.

35 См. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. - М. Норма.1997. - С.257.

36 См., например, Дементьева Е.Е. Проблемы борьбы с экономической преступностью в зарубежных странах: Дисс. …к.ю.н. – М.1996. - С.30.

37 Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. – М. МГУ.1984. - С.44.

38 См.: Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. - М. «Международные отношения».1991. - С.253.

39 См.: Информационный бюллетень Национального бюро Интерпола в РФ. – М.1994 - .№10. - С.40.

40 Овчинский В.С. Криминологические, уголовно-правовые и организационные основы борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации. – М.1994. - С.14.

41 См., например: Организованная преступность. / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. – М. Юридическая литература. 1998. - С.31.

42 См., например, Карпец И. Экономика и преступность. // Законность. - 1992. - №3. - С.51.

43 См., например, Антонян Ю.М., Пахомов В.Д. Организованная преступность и борьба с ней. //Советское государство и право. - 1989. - № .. - С.66-67.

44 См., например, Никифоров А.С. Об организованной преступности на западе и в СССР. // Советское государство и право. – 1991. - №4. - С.48.

45 Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. - М. МГУ.1996. - С.46.

46 См., например, Клюня В.Л., Пузиков В.В. Теневая экономика: генезис, структура и современные особенности. – Вестник БГУ. сер.3. – 1992. - №2. –С.51-54.

47 См., например, «Экономические науки». - 1990. - №7. - С.142.

48 См., например, «Вестник статистики». - 1991. - №3. - С.51

49 См.: «Экономические науки». - 1991. - №2. - С.59-61.

50 «Экономические науки». - 1990. - №7. - С.141.

51 См., например, «Черноморская здравница» - 1990. - 30 августа.

52 «Вопросы экономики». - 1990. - №3. - С.112.

53 «Экономические науки». - 1990. - №8. - С.63.

54 «Вопросы экономики». - 1990. - №3. - С.111.

55 «Известия» 1989. - 28 октября.

56 «Правительственный вестник». - 1990. - №4. - С.7.

57 «Аргументы и факты». - 1990. - №16.

58 «Экономические науки». - 1990. - №8. - С.70.

59 «Вопросы экономики». - 1990. - №3. - С.117.

60 «Щит и меч». - 1990. - №22.

61 «Экономические науки». - 1990. - №8. - С.68.

62 «Известия» - 1991. - 16 мая.

63 «Совершенно секретно». - 1989. - №4.

64 «Известия» - 1991. - 16 мая.

65 Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. – Минск: Армита. 2000. - С.8-82.

66Мониторинг теневой экономики в Республике Беларусь: Отчеты о НИР / НИИ статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь. Рук. Бокун Н.Ч. - Минск. 1995 –1998 г.г.

67 Здесь и далее данные приводятся по: «Методологические основы ведения мониторинга теневой экономики в Республике Беларусь»: Отчет о НИР/ НИИ статистики при Министерстве статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск. 1998. - 81с.

68 Дадалко В.А., Румянцева Е.Е., Пешко Д.А. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. - Минск: Армита.2000. - С.39-41.

69 «Эксперт» - 1999. - 15 февраля. - С.6.

70 Дадалко В.А. и др. Указ соч. - С.68-69.

71 См. Пузиков В.В. Особенности финансовых пирамид в Республике Беларусь. – Вестник ассоциации белорусских банков. - 2000. - №2. – С.22-31.

72 Пузиков В.В. Особенности криминализации финансово-кредитной сферы в республике. – Вестник ассоциации белорусских банков. – 1999. - №37. – С. 14-21.

73 Под миграцией капитала обычно понимается перемещение (ввоз или вывоз) стоимости в денежной или товарной форме для производства и присвоения прибылей или получения других экономических или политических выгод. (См., например, Экономическая энциклопедия. М. 1972. Т.1. С.290

74 Пузиков В.В., Громович А.И. Бегство капитала как феномен мировой экономики и его особенности в Республике Беларусь. – Вестник ассоциации белорусских банков. – 1999. - №36. – С.24.

75 Пузиков В.В. Влияние социально-экономической обстановки в республике на динамику и тенденции незаконного перемещения вещей и ценностей через таможенную границу. //Проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях. – Тезисы материалов международной научно-практической конференции. Минск. 9-10 апреля 1998г. Ч.1. – Минск. – 1998. – С.75-77.

76 В литературе является общепринятым использование понятий производственная, продовольственная и пр. безопасность. Но в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь принят подход, предложенный одним из авторов данной монографии – безопасность в основных сферах жизнедеятельности. На наш взгляд, эти подходы не противоречат друг другу.

77 См., например, Шатраков А. Ю. Обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйственной деятельности. – М. – 1999. - С. 54.

78 Клюня В.Л. Агропромышленный комплекс в условиях переходной экономики. – Минск. Изд. БГУ. -1999. - С.52.

79 В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь сфера реализации социальной безопасности определена как гуманитарная.

80 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. //Минск. 1995.С.41.

81 Статья 7 Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности».

82 Национально-государственные интересы Республики Беларусь.// Под. Ред. Л. Заико. – Минск. Изд. В.М.Скакун. 1999. С.16 -18.

83 Там же. С.24 -27.

84Приводимые данные получены в ходе диссертационного исследования Е.Г. Моисеенко.

85 Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. – Минск. – «Право и экономика». – 2000. – С.64.

86 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. // Минск. 1995. С.39.

87 Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или его отдельные черты. – Большая советская энциклопедия. – М. – 1954. – Т.27. – С.194.

88 Пузиков В.В. Факторы экономической безопасности Республики Беларусь. // Национальная безопасность Республики Беларусь: современное состояние и перспективы. - Материалы республиканской научно-практической конференции. Минск. 1-2 июля 1993г. – Минск. 1994. – С.230.

89 Тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь в международном контексте. Аналитический доклад по результатам фундаментальных исследований. // под ред. Никитенко П.Г., Фатеева В.С. – Минск. – Институт экономики НАН РБ. - 2000.

90 Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. Проблемы формирования и эволюции. – Минск. – «Право и экономика». - 2000. – С.61.

91 См. Громович А.И., Пузиков В.В. Механизмы легализации преступных доходов и особенности их проявления в Беларуси. – Белорусский экономический журнал. – 1999. - №3. – С.86-95.

92 См., Пузиков В.В., Громович А.И. Механизмы «отмывания» преступных доходов и стратегия борьбы с ними на национальном уровне. – Вестник ассоциации белорусских банков. – 2000. - №20. – С. 21-34.

93 Пузиков В.В. Некоторые аспекты предотвращения невозврата кредитов. – Вестник ассоциации белорусских банков. – 1999. - №23. – С. 5-6.



страница 1 ... страница 8 | страница 9 | страница 10 страница 11

Смотрите также: