Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 | страница 10 | страница 11

Каждый из этих видов проявлений отличается своей спецификой, требующей рассмотрения.

Анализ информации о преступной деятельности по переправе через государственную границу наркотических и психотропных веществ, свидетельствует об изменении предметов контрабанды - многократном увеличении доли «тяжелых» наркотиков, доставляемых в республику.


Следует также отметить наметившуюся тенденцию к изменению субъектов, участвующих в такого рода контрабанде - к росту правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в среде лиц цыганской национальности. Цыгане, преимущественно граждане Беларуси, являются одной из самых многочисленных (после русских) этнических групп среди лиц, задержанных за незаконные операции с наркотиками. Как показывает статистика, среди этой категории граждан около 80% лиц исполняют роль, связанную с распространением наркотиков (сбытчики, изготовители, перевозчики, перекупщики, организаторы, оптовики).

Увеличивается объем ввоза и транзита наркотиков и наркосырья через территорию Беларуси в другие страны, что неблагоприятно сказывается на криминальной обстановке в республике и способствует вовлечению Беларуси в международную структуру наркобизнеса.

Рассматривая виды изъятых наркотиков в зависимости от региона производства, можно отметить, что основным источником ввоза в республику маковой соломки является Украина. Источником поступления на отечественный наркорынок героина является Россия, которая в свою очередь, оказалась страной транзита, куда эти наркотики попадают из стран Средней Азии. Часть героина поступает в Беларусь напрямую из Афганистана, Пакистана, Туркмении и Таджикистана.

Как по данным Государственного комитета погранвойск, так и МВД, среди средств перевозки наркотиков традиционно высокой остается доля железнодорожного и автомобильного транспорта. Низкий процент воздушных средств транспортировки объясняется высокой степенью контроля в аэропортах.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что транзит наркотических веществ осуществляется, в основном, в двух направлениях:

- наркотики на базе сырья растительного происхождения (опий, героин, марихуана, гашиш) доставляются с территории Российской Федерации в Беларусь и в страны Западной Европы;

- маковая соломка из Украины транзитом доставляется в Санкт-Петербург и другие города северной части России. Часть маковой соломки ввозится в Беларусь с территории Украины и южных областей России для потребления внутри республики. Кроме того, маковая соломка выращивает­ся в самой Беларуси.

Увеличивающиеся поставки кокаина из Западной Европы, Южной Америки и героина с Азиатского региона по ценам ниже мировых можно расценить, как тенденцию к сформированию на террито­рии Беларуси устойчивого рынка сбыта сильнодействующих наркотиков.

Анализ показывает, что на территории республики пока еще нет орга­низованной наркоструктуры, осуществляющей сбыт наркотических веществ. Деятельность групп торговцев носят неустойчивый характер, но появились отдельные этнические группы, занимающиеся данным видом противоправной деятельности.

Основными группами, активно участвующими в производстве и торговле наркотиками на территории Бела­руси являются:

- небольшие организованные преступные формирования (27,1 %);

- преступные группы граждан, объединившиеся на основании этнической принадлежности. К ним относятся: объединения представителей Закавказья и Среднеазиатских регионов (26,3%); и семьи цыган (21,2 %);

- наркоманы (38,1 %).

В ходе проведения мероприятий по обеспечению границы получена также информация об использовании каналов незаконной миграции для контрабанды наркотиков и фактах расчета за переправу нелегальных мигрантов сильнодействующими наркотическими веществами.


Преступная деятельность по переправе через государственную границу оружия и боеприпасов также характеризуется тенденцией к расширению масштабов. По-прежнему осуществляется контрабанда огнестрельного, газового оружия и боеприпасов к ним. Анализ имеющейся информации показывает, что оружие, переправляемое через государственную границу, в основном следует транзитом, как на Восток, так и на Запад. Для транспортировки и незаконного перемещения оружия и боеприпасов используются железнодорожные вагоны, автомобиль­ный транспорт, где оружие укрывается совместно с различными видами то­варов, используются также укрытия в топливных баках и других конструктивных емкостях, которые изготов­ляются в заводских условиях.


С учетом обстановки, складывающейся вокруг ряда кавказских республик Российской Федерации и совершением в Москве и других городах России террористических актов, следует отметить, что в тот период на государственной границе Республики Беларусь не отмечалась активизация попыток незаконного перемещения взрывчатых веществ и оружия. Однако, принимая во внимание тот факт, что, следующие из России поезда и автомашины не подвергаются тщательным проверкам, нельзя полностью исключать возможность как въезда на территорию РБ лиц, причастных к проведению террористических актов, так и ввоза ими взрывчатых веществ. Данные попытки могут осуществляться как представителями кавказских регионов, так и другими лицами.

Следует отметить, что официальные власти Литвы и Латвии открыто высказываются в поддержку отделения Чечни от Российской Федерации. В Сейме Литовской Республике создана группа по поддержке Чеченской Республики Ичкерия. В связи с этим, не исключены попытки возможных контрабандных поставок оружия, боеприпасов, снаряжения из Литвы и Латвии в Чечню транзитом через территорию Республики Беларусь.


Наиболее масштабной для республики остается контрабанда подакцизных товаров. В последние годы значительное влияние на обстановку на государственной границе Республики Беларусь оказывала сложившаяся разница в ценах на алкоголь, табачные изделия, автомобильное топливо и ряд других подакцизных товаров в Республике Беларусь с одной стороны, и в сопредельных странах с другой. Это явилось основным фактором, создающим предпосылки для незаконного перемещения товаров в сопредельные государства.

Через территорию Республики Беларусь проходят меж­дународные контрабандные каналы, что негативным образом сказывается на государственной экономике.

Основными видами товаров, незаконно вывозимыми из Республики Бела­русь, являются ювелирные изделия, предметы исторической ценности и ре­лигиозного культа, спирт, табачные изделия, валюта, товары народного потребления, продукты питания, горюче-смазочные материалы, сельскохо­зяйственная техника и запасные части к ней.

Из-за границы в республику с нарушением таможенных правил ввозят­ся, как правило, наркотические вещества, огнестрельное и газовое ору­жие, вино - водочные и табачные изделия, некоторые виды сельхозпродукции, угнанный автотранспорт.

Практика показывает, что существуют отличия каналов контрабанды в зависимости от направлений перемещения контрабандных грузов. Так, выявлен ряд каналов активной контрабандной деятельности на прибалтийском и на украинском направлениях.

Нарушения Государственной границы на украинском направлении совершались в основном гражданами Украины и СНГ, с целью незаконного вывоза горюче-смазочных материалов и продуктов питания, как правило, вне пунктов пропуска, по объездным дорогам.

Причем, аналогичная ситуация в настоящее время складывается и на белорусско-российской границе. Как показал анализ данных, полученных в ходе проведения проверочных мероприятий, на отдельных участках белорусско-российской границы, местными жителями приграничных районов осуществляется незаконный вывоз продовольственных товаров в Россию, а также ввоз в Республику Беларусь табачных изделий.

Противоправная деятельность по незаконному перемещению через границу материальных ценностей на литовском направлении отличается активизацией попыток вывоза в Литву крупных партий грузов способами «довложения» (перевеса) и подделки грузовых документов через пункты пропуска, а также мелкооптовым перемещением в Литву продуктов питания, ликероводочных и табачных изделий населением приграничных районов. Незаконный вывоз алкогольных напитков осуществлялся жителями приграничных районов обеих сторон через упрощенные пункты пропуска, а также путем сокрытия в конструктивных емкостях транспортных средств. Причиной активизации данной противоправной деятельности является увеличение ставок акцизных налогов на ликероводочные и табачные изделия и ограничение их беспошлинного ввоза в Литву.

Основными предметами контрабанды на польском направлении остаются товары подакцизной группы, предметы религиозного культа и некоторые виды товаров народного потребления, перемещаемые как небольшими партиями, укрытыми в конструктивных емкостях транспортных средств, так и более крупными, но с попытками декларирования грузов через пункты пропуска.

По большинству таких каналов в основном перемещается спирт и другая алкогольная продукция вне пунктов таможенного оформления.

В тоже время следует учитывать, что не только физические лица пытаются осуществить незаконный вывоз продукции. С целью уклонения от уплаты таможенных пошлин ряд коммерческих структур предпринимают попытки ввоза - вывоза различного вида товаров вне пунктов пропуска. При этом используются автомашины сопровождения с радиостанциями, в задачу которых входит своевременное оповещение транспорта с грузом о наличии на маршруте пограничных и таможенных ор­ганов. Анализ борьбы с незаконным перемещением через государственную гра­ницу предметов административного таможенного правонарушения показыва­ет, что более крупные партии товаров по-прежнему чаще переправляются на прибалтийском и украинском направлениях, реже на польском.

Особое значение при характеристике современного состояния контрабанды занимает вопрос о формах и методах сокрытия перевозимых товаров.

Организованную контрабандную деятельность в пунктах пропуска и таможенного оформления можно условно классифицировать на три подвида:

1. Латентная (скрытая) контрабанда.

2. Контрабанда, совершаемая бесхозным способом.

3. «Беловоротничковая» контрабанда.

Латентная контрабанда считается самой трудной в плане технологии обнаружения при таможенном досмотре. Метод латентной переправки контрабанды подразделяется на 3 известных способа:


  • довложение к основному грузу;

  • общий перевес груза;

  • маскировка контрабандного груза.

Известно, что такого рода контрабанда подготавливается организованными преступными группами за пределами пограничной зоны в тыловых и центральных районах республики или на территории других государств.

Довложения к основному грузу. Сущность данного способа заключается в переправке партий грузов крупных объёмов, когда в соответствии с документами перевозится один вид груза, однако в автофургонах (товарных вагонах) находится лишь 2/3 его части, 1/3 составляют довложение груза другого вида (более дорогостоящего или подакцизного).

При осуществлении таможенного контроля в пункте пропуска, при активном товаропотоке фактически не хватает времени на проверку всего груза (из-за его объёма), тем более углубленная проверка производится выборочно при возникновении каких-либо подозрений. Вес груза соответствует весу, указанному в товарных накладных. Ещё сложнее делает таможенный досмотр вариант, когда через границу следует партия со смешанным грузом. За огромным количеством наименований легко скрыть достаточно большой объём контрабанды.

Статистические данные правоохранительных органов свидетельствуют что, фактически 90 процентов пересекающих пункты пропуска автофургонов следуют с нарушением технологии загрузки полуприцепов (при вскрытии автофургона, обнаруживается, что сотрудникам таможни нет доступа для осуществления нормальной процедуры контроля, полуприцепы буквально «завалены» грузом). В данном случае автомашина ставится на штрафную стоянку, затем конвоируется на центральную таможню, где груз должен быть подвергнут углубленному контролю. Оптимально возможный объём перевозимого контрабандного груза способом «довложения» колеблется от 0,5 до 8 тонн. Данная ситуация применима для всех пунктов пропуска в Республике Беларусь. Предотвращение контрабандной переправки возможно только путём введения новых (современных) технологий таможенного контроля.

Общий перевес груза реализуется в переправке партий грузов крупных объёмов, с расхождением в документально оформленном и реально перевозимом тоннаже. При изучении особенности переправки контрабанды данным способом, установлено, что основой его применения является неспособность органов таможни чётко контролировать вес перевозимого груза.

Методика расчета основывается на том, что общий вес пустого автофургона (от 16 до 18 тонн) делится на вес тягача (от 7 до 9 тонн) и вес трёхосного полуприцепа (около 9 тонн). По государственным требованиям загрузки, которые основываются на технологических особенностях асфальтовых дорог, общих вес груженого автофургона должен составлять не более 41 тонны, то есть «чистый вес груза» будет равняться около 23-25 тонн. Контроль за превышением установленного предела загрузки автофургонов (а из этого излишней амортизацией автотрассы) в пункте пропуска осуществляют представители «Интеравтотранса». Для проведения процедуры контроля тоннажа в пунктах пропуска имеются справочные данные о весе различных марок тягачей и полуприцепов (включая иностранные). Схема контроля заключается в арифметическом сравнении данных о массе автофургона по техническим паспортам и указанной в товарных накладных массе перевозимого груза.

По имеющимся данным более чем у 70 процентов следующих через пункты пропуска автофургонов существует «перевес», который составляет от 0,5 до 5 тонн на полуприцеп. Соответственно общий оборот контрабанды составляет от 60 до 500 тон неучтенного груза в сутки (применительно только к одному пункту пропуска). Объемы контрабандного груза перевозимого железнодорожным транспортом в десятки раз выше. Миллиарды рублей, не поступая в государственную казну, становятся составной частью теневой экономики.

Сущность способа маскировка контрабандного груза заключается в умышленном сокрытии реально перевозимого груза или самого факта его провоза. Данную категорию контрабандных действий следует разделить на 5 подвидов:



  • тайниковая контрабанда;

  • фиктивный транзит (псевдотранзит груза);

  • фиктивный груз (псевдогруз);

  • непосредственная маскировка груза;

  • документальное изменение наименования перевозимого груза.

Тайниковая контрабанда осуществляется путем сокрытия контрабанды в тайниках и непосредственно связана с использованием технических особенностей транспортных средств (автомашин, железнодорожных вагонов). Целью использования данного способа является скрытая переправка через государственную границу небольших, но максимально ценных партий контрабандных грузов: это валюта, драгоценные металлы и камни, редкоземельные металлы, исторические ценности.

Активно используется данный способ для контрабандной переправки наркотиков, оружия, боеприпасов, отравляющих и радиоактивных веществ. В настоящее время способ переправки контрабанды в тайниках достаточно хорошо изучен на белорусско-польском направлении.



Фиктивный транзит (псевдотранзит груза). Сущность данного способа заключается в использовании транзитных документов (маскировка под транзит) для сокрытия груза от налогообложения и затем переадресации его в другой пункт назначения для последующей реализацией.

В сложившейся ситуации особое место занимает Калининградская область, которая является универсальным пунктом приёма (отправления) транзитных грузов. При отправке партии товара из Калининградской области транзитом через территорию Литовской Республики и Беларуси при наличии в Российской Федерации фирмы-получателя (для псевдотранзита создаются фиктивные коммерческие структуры) нет никаких гарантий того, что он реально дойдёт до места назначения, а не осядет в Литве, Беларуси или Украине. Идентичная ситуация с Клайпедским портом и польско-российским транзитом (через Литву и Беларусь).

Российская фиктивная фирма в любой момент может дать «подтверждение» о получении груза или отказаться от него. В системе псевдотранзита большую роль играет второй пакет документов на груз (он в большинстве случае поддельный), активно используются «лазейки», которые образуются по причине различия в правилах налогообложения (включая таможенные) сопредельных государств. Необходимо отметить, что при прохождении таможенного контроля транзитными грузами отношение к ним более лояльное, так как таможенными пошлинами они не облагаются. Вместе с этим, за ширмой «транзита» может скрываться организованная преступная деятельность, направленная на подрыв экономики государства.

Учитывая складывающуюся социально-экономическую ситуацию, как в Беларуси, так и в сопредельных странах следует прогнозировать дальнейшее развитие масштабов данного явления. И в частности, потому, что по-прежнему самым крупным партнёром Литвы по автоперевозкам является Россия. Только за один год из Литвы в Россию, транзитом через Республику Беларусь с различными грузами следует около 50 тысяч грузовых автофургонов. Литовская Республика в области международных перевозок и торговли, целенаправленно ориентируется на предоставление мощностей Клайпедского морского порта для использования другими государствами, не имеющими морских границ. Следствием этого может быть увеличение товаропотока из стран Средней Азии и Молдовы транзитом через Беларусь в Литовскую Республику. Соответственно, тенденция увеличения транзитных перевозок через территорию Литвы, а значит и Республики Беларусь с использованием возможного фиктивного транзита может прогрессировать.

Как подвид «псевдотранзитного» способа переправки контрабандных грузов необходимо выделить «кольцевой псевдотранзит», который активно проявляется на белорусско-литовском участке государственной границы. Литовские теневые коммерческие структуры, кроме того, что имеют некоторые доходы от организации переправки российского контрабандного спирта, не оставляют без внимания и «национальный подпольный бизнес».

Достоверно известно, что основная часть спирта, из которого производится фальшивая водка на литовских подпольных заводах, являются Германского, Голландского и Датского производства. Основными каналами поступления спирта в Литву являются пункты пропуска Клайпедского морского порта и польско-литовский пункт пропуска «Лаздияй». Перемещение контрабандных грузов (спирта), после пересечения литовской границы происходит следующим образом. Исходя из того, что в последнее время со стороны правоохранительных органов усилился контроль за перемещением грузов по территории республики, автофургоны со спиртом, под конвоем полиции охраны, следуя транзитом через ЛР - направляются на литовско-белорусские пункты пропуска. После прохождения погранично-таможенного контроля, избавившись от уплаты огромных таможенных пошлин, так как следуют транзитом в третьи страны (Украину, Молдову), они перегружаются или разворачиваются на территории РБ и следуют обратно в Литву, используя поддельные документы. Проведение таких операций, для контрабандистов связано с большим риском.

Однако скрыть груз спирта при доставке его непосредственно из западных стран производителям в Литву, гораздо сложнее. Из всех имеющихся возможностей и способов избежать налогообложения, контрабандисты отдают предпочтение литовско-белорусскому направлению, где при отсутствии жёсткой границы между государствами не связанными таможенным союзом (Литва, Беларусь, Украина), используя способ подкупа должностных лиц можно осуществлять очень прибыльную противоправную деятельность.

Фиктивный груз (Псевдогруз). Данный способ используется с целью сокрытия груза от налогообложения, организации фиктивной отчётности за товар и незаконной его реализации. Государственную границу пересекают только документы или пустые автофургоны, тогда когда груз остался на месте отправления (или на транзитной территории) и нелегально реализуется или уже переправлен на сопредельную территорию другим способом. Указанный способ активно применяется литовскими контрабандистами, во многих случаях прибегающих к пособничеству сотрудников пограничной и таможенной службы.

Непосредственная маскировка груза. В данном случае, контрабандный груз маскируется при помощи различного вида упаковок или целенаправленно изменяется качество товара (что соответственно влияет на его стоимость и величину облагаемого налога).

В качестве примера можно рассматривать случаи сокрытия контрабандного спирта в упаковках используемых для минеральной воды, соков, сокрытие яичного или молочного порошка в маркированных упаковках для муки, маскировка груза ценных пород древесины под вторсырьё, маскировка краденных автомашин под транзитные перевозки автомобилей для продажи и так далее...

Отдельным пунктом необходимо выделить способ, в котором используются химические препараты, временно скрывающие подлинное вещество.

Например, в бочки со спиртом ёмкостью 210 литров, добавляется 50 миллиграммов водного раствора аммиака (нашатыря), который в последствии испаряется и в газообразном состоянии заполняет пустоту между уровнем спирта и верхней крышкой ёмкости (что создаёт резкий запаховый эффект при вскрытии ёмкости). Затем, груз с сертификатом качества (водного раствора аммиака) официально пересекает границу. В дальнейшем, после таможенного оформления груза, аммиак при переливании испаряется и остается высококонцентрированный спирт.



Документальное изменение наименования перевозимого груза. Сущность данного способа заключается в прямом подлоге документов на перевозимый груз. Особенно активно это проявляется при осуществлении транзитных перевозок. В контрабандной схеме действуют 2-4 пакета документов (один из которых подлинный), что позволяет производить различные манипуляции при пересечении государственной границы. Существует целая технология поочередного использования подделанных документов (их замены до и после таможенного контроля или между сопредельными пунктами пропуска), разработана соответствующая линия поведения лиц непосредственно перевозящих или сопровождающих данный груз в случае их задержания правоохранительными органами. При наличии пособнической базы в пункте таможенного оформления, данный способ контрабанды весьма эффективен. В качестве примера вскрывающего этот способ можно привести случай задержания крупной партии водки «Морозов». Для осуществления прикрытия крупной партии водки использовался второй комплект документов (согласно которых перевозилась партия тушенки). В другом случае, при прохождении таможенного контроля, были представлены документы на груз синтетических изделий, на самом деле перевозился контрабандный груз спирта общим весом - 20 тонн.

Контрабанда бесхозным способом заключается в переправке через пункты таможенного оформления контрабандных грузов небольших объёмов, с учетом условий большого пассажиропотока. В случае обнаружения незаконно перевозимого груза, хозяин (переправщик) отказывается от него, в результате чего груз становится обезличенным (бесхозным). В некоторых случаях переправщик может скрытно сопровождать груз, следуя за ним на автомашине или в соседнем купе. Наиболее активно данный способ используется при следовании через железнодорожные, пассажирские пункты пропуска. Контрабандной переправке подлежат в основном товары народного потребления, изделия из меха, предметы искусства.

Особое место в  организованной контрабандной деятельности через пункты пропуска занимает «беловоротничковая» контрабанда, при которой вид перевозимого груза не скрывается, а прикрывается различного рода документами разрешающими данную перевозку (договора, соглашения, разновидный бартер, разрешения высших инстанций полученные незаконным путём, гуманитарная помощь и т.д.) Этот способ применяется для перевозки особо крупных или ценных партий грузов (в основном через международные пункты пропуска, включая железнодорожные каналы).

При организации таких переправок преступные структуры воздействуют на должностных лиц управленческого звена различных государственных ведомств, привлекая их на материальной основе к совершению незаконных операций (действий). Действия организаторов «беловоротничковых» экономических преступлений во многих случаях завуалированы за обыкновенной коммерческой деятельностью, о чём компетентные органы (в данном случае структуры государственного управления, областного, районного и городского уровней, исполнительные комитеты, различные структуры МВД РБ, налоговая инспекция, Государственный таможенный комитет) даже не подозревают.

Указанная категория участников контрабандных действий предельно организована и способы, используемые ими, сложнее раскрываемы при пересечении государственной границы. «Беловоротничковая» контрабанда считается «элитной», так как основана  на коррупции в руководящих звеньях, приносит колоссальную незаконную финансовую прибыль и, соответственно, наносит адекватный ущерб государству.

Процесс организации «беловоротничковой» контрабандной переправки происходит далеко за пределами пограничной зоны, где основные усилия сосредотачиваются на поиске легальных (или полулегальных) способов избежания таможенного налогообложения. Создаются необходимые для этого условия (официально регистрируются и открываются различного рода фонды, предприятия, банки, определяются и утверждаются сферы их деятельности, заключаются двух (трёх) сторонние договора о взаимных поставках с западными странами, создаётся своеобразный положительный имидж данных мероприятий, противоправные действия сопровождаются элементами благотворительности, меценатства и спонсирования государственных проектов, в результате чего образуются все необходимые связи).

В качестве одного из примеров проявления «беловоротничковой» контрабанды можно привести случай попытки вывоза из СНГ уникального, исторического экспоната военной техники (первый советский танк), который оценивается западными коллекционерами в 500 тыс. долларов. Перед осуществлением переправки литовским бизнесменом были получены и подготовлены все необходимые документы (вплоть до накладной о покупке данного экспоната) на вывоз его за пределы СНГ. Только по счастливой случайности, которая была вызвана любопытством, а затем и подозрением российского таможенника, указанный экспонат был возвращён в музей.

Используется и ещё один способ «беловоротничковой» контрабанды, связанный с незаконным вывозом на запад исторических ценностей. Учитывая богатый опыт проведения реставрационных работ в странах бывшего СССР (России, Беларуси, Украины), организаторами контрабандной переправки осуществляется официальное оформление договора со стороны одного из Западных государств о проведении реставрации какого-либо предмета, представляющего историческую ценность (иконы, картины, украшения, старинное оружие и т.д.). После подписания обязательств «историческая ценность», подлежащая реставрации, официально (с наличием всех необходимых документов) ввозится на территорию вышеупомянутых стран СНГ и передаётся специалистам для проведения работ. Ввозимый экспонат, как правило, находится в «катастрофическом» состоянии и тяжело поддаётся идентификации в сравнении с имеющимся описанием (реально, это просто подделка или имитатор). Затем, по заранее осуществлённому сговору, из частной коллекции выкупается подлинник, который выдаётся за отреставрированный экспонат и согласно договору вывозится «на родину».

Одним из специфических методов совершения контрабанды остается незаконный вывоз товаров и ценностей, осуществляемый с сокрытием в тайниках. Как показывает практика, достаточно активно используются тайники, оборудованные в автомобильном транспорте. Специфика таких тайников связана с технологическими особенностями конкретных видов автотранстпортных средств.

Нелегальные мигранты и контрабандные грузы перевозятся в автомобильных прицепах под видом различных грузов, декларируемых официальным порядком. Особенно активно используются грузы, занимающие большой объем и требующие больших усилий по их разгрузке и последующей обратной погрузке, а также вызывающие брезгливость и нежелание таможенников и пограничников проводить тщательный досмотр транспортных средств. К ним можно отнести: крупногабаритные ящики, чемоданы, коробки в большом количестве; различные скоропортящиеся продукты и шкуры, выделяющие неприятные запахи и т.п.

Сокрытие товаров может производится также и в полуприцепе, оборудованном двойным дном или в дополнительных топливных баках, расположенных под полуприцепом транспортного средства.

Контрабанда и нелегальные мигранты могут укрываться в тайниках, оборудованных заводским способом в автобусах. Признаки, определяющие наличие тайника:


  • разница в размерах кузова автобуса и внутренней обшивки грузового отсека;

  • предусмотренная конструкцией боковая дверь грузового отсека приварена к кузову микроавтобуса, механизм открывания двери демонтирован и с внешней стороны замаскирован путем наложения шпаклевки и последующей покраской всего кузова;

  • зазоры между боковой дверью и кузовом микроавтобуса заделаны шпаклевкой и закрашены;

  • смотровое окно в перегородке между пассажирским и грузовым отсеками затонировано светонепроницаемой пленкой и со стороны тайника защищено металлической сеткой;

  • обшивка грузового отсека выполнена из материалов, не предусмотренных конструкцией микроавтобуса (пластик, дерево, листы ДСП, линолеум), обшивка была установлена кустарным способом;

  • в днище микроавтобуса при визуальном осмотре обнаруживаются концы шурупов, которыми укреплена декоративная обшивка, имеющие выраженный металлический цвет без следов ржавчины и грязи;

  • в задних рессорах установлены дополнительные листы жесткости.

Применение различных способов совершения контрабанды постоянно совершенствуется. Необходимо учитывать этот процесс в ходе организации борьбы с контрабандой.

Специфика осуществления контрабанды в современных условиях непосредственно связана с характером контрабандного груза. В частности, при незаконном ввозе легковых автомобилей способы и методы их перемещения через границу и соответствующая тактика их использования непосредственно обусловлены спецификой предмета контрабанды.



    В последние годы значительно активизировалась преступная деятельность, связанная с контрабандой автомобилей. Особую тревогу вызывает создание на границе специализирующихся на этом преступных групп с привлечением сот­рудников таможенных, пограничных и других контролирующих служб.

С целью уклонения от оплаты таможенных пошлин, используются краденные на территории Беларуси государственные номерные знаки автомобилей, которые устанавливались на транспортное средство непосредственно перед въездом в пункт пропуска и снимаются после пересечения государственной границы и выезда из режимной зоны пункта пропуска.

При транзитном перегоне автотранспорта через государственную границу Республики Беларусь из Латвийской Республики в Российскую Федерацию используется вариант, когда легковой автотранспорт следует через латвийские пункты пропуска по транзитным номерам. Далее, между латвийскими и белорусскими пунктами пропуска через государственную границу осуществлялась замена транзитных номерных знаков на номерные знаки Российской Федерации. Таким образом, перегоняемый автомобиль проходил таможенное и пограничное оформление в бело­русских пунктах пропуска, как транспортное средство, принадлежащее российским гражданам и зарегистрированное якобы на территории Российс­кой Федерации.

В настоящее время приобретенный в Латвийской Республике автомобиль остается на латвийской территории. Владелец оформляет на него докумен­ты в органах внутренних дел различных городов Российской Федерации, где в последующем ставит автотранспортное средство на учет, получает технический паспорт на автомобиль и регистрационные номерные знаки Российской Федерации. После этого владелец автомашины или лицо, на которое оформлена доверенность на право управления автотранспортным средством, выезжает в Латвийскую Республику с документами на транспортное средство и полу­ченными регистрационными номерными знаками. В последующем приобретенный автомобиль следует через латвийско-белорусский участок государственной границы не как вновь приобре­тенный, а как транспортное средство Российской Федерации. Тем самым владелец приобретенного автомобиля уклоняется от уплаты таможенного налога на ввозимый автомобиль. Вместе с тем, у белорусской стороны от­сутствуют основания для задержания и дальнейшего разбирательства с лицами, перегоняющими данное транспортное средство.


    Таким образом, оценка современного положения дел на государственной границе показывает, что контрабанда совершается группами лиц, то есть в организованных формах, при сокрытии грузов используются разнообразные методы, имеющие беловоротничковый характер, в ее совершение втягиваются представители самых различных слоев населения. Такая ситуация обусловлена как социально-экономическими условиями, так и стремлением преступных сообществ зарубежных государств использовать территорию Беларуси для совершения преступных и противоправных действий. Тем самым наносится существенный ущерб экономическим интересам государства и общества. Интересы отдельных граждан формально удовлетворяются за счет незаконно ввезенных товаров, реализуемых через систему частного предпринимательства. Однако при этом разрастаются масштабы теневой экономики, нарушается система денежного обращения, усиливается дифференциация доходов различных социальных групп, что приводит к обострению противоречий экономических интересов и фактическому их ущемлению интересов отдельного гражданина. То есть, при частичном удовлетворении потребностей граждан, контрабанда усиливает ряд негативных последствий для развития экономики, что в последующем отражается и на условиях реализации жизненно важных экономических интересов личности.

    В целом следует говорить о том, что расширение масштабов и объемов экономической преступности в ее организованных формах и при использовании беловоротничковых методов осуществления приводит к трансформации «традиционных» видов и форм преступной деятельности, к появлению новых еще не криминализированных проявлений противоправной деятельности. И в конечном итоге формирует новые угрозы экономической безопасности республики.




РАЗДЕЛ 4. Основные направления деятельности субъектов обеспечения

экономической безопасности
Глава 9. Субъекты обеспечения экономической безопасности и их компетенция.


  1. Основные сферы обеспечения экономической безопасности.

Анализ методологических подходов к разграничению объектов экономической безопасности и объектов обеспечения, определение экономических интересов и угроз, форм проявления и механизмов реализации преступной и противоправной деятельности позволяет выделить наиболее важные сферы экономической системы, в которых реализуется процесс обеспечения экономической безопасности в процессе создания условий для реализации экономических интересов: производственную, продовольственную, внешнеэкономическую, финансовую, социальную, инфраструктурную76.

В тоже время, следует учитывать, что в зависимости от ситуации в республике в целом и в экономике в частности роль и значение той или иной сферы хозяйственной деятельности может изменяться. Аналогично и на уровне отдельного субъекта хозяйствования – приоритетность тех или иных интересов (например, при возникновении ситуации неплатежей) определяет перераспределение приоритетов, целей и задач в обеспечении экономической безопасности.

В соответствии с общим определением экономической безопасности производственная безопасность рассматривается как защищенность экономических интересов (субъекта хозяйствования, общества и государства) в производственной сфере, то есть в процессе создания материальных благ и услуг (при которой с максимальной эффективностью используются все имеющиеся ресурсы) от потенциальных угроз. Соответственно, целью обеспечения производственной безопасности является создание условий для стабильности функционирования производственных структур (отраслей, предприятий, фирм) и выпуска конкурентоспособной продукции. Исходя из такого определения производственной безопасности, отдельные авторы выдвигают критерии экономической безопасности предприятия, утверждая, что основной критерий экономической безопасности предприятия – наличие стабильного спроса на его продукцию.77

Все исследователи проблем экономической безопасности безоговорочно признают, что производственная безопасность является главной составляющей экономической безопасности страны в целом. С этим можно согласиться, при одном допущении – при обеспечении экономической безопасности первоочередное положение для каждой страны может занимать иная сфера, как это было, например, в период финансового кризиса в государствах Азии.

В условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений в белорусской экономике, обеспечение экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой реформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития.

Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего:

- высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства;

высокий технологический уровень и рентабельность производства и качества продукции;

- обеспеченность производства ресурсами;

- перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью;

- соответствие структуры выпускаемой продукции спросу.

Реализации данных интересов противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:

- процесс снижения технологического уровня производственной сферы;

- сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго- и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного источника – России);

- постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже на внутренних рынках;

- катастрофическое старение основных производственных фондов, которые в настоящее время находятся на грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;

- высокий уровень бартерных сделок, который вызван кризисом неплатежей и хроническим дефицитом оборотных средств производственных предприятий;

- высокий уровень монополизации в производственной сфере, отсутствие сбалансированного механизма регулирования государством деятельности производственных монополий, что провоцирует их на увеличение издержек, снижение качества и объемов производимой продукции, а также рост цен на нее;

- нарастание разрушительных тенденций в сложившейся производственной структуре экономической системы при медленном формировании рыночной структуры, в результате чего утрачивается часть национального богатства страны;

- потеря значительной части традиционных рынков сбыта машиностроительной и других видов продукции производственного сектора экономики республики;

- вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническими структурами;

- дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта;

- снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность.

Следует подчеркнуть, что кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности в производственной сфере, которые непосредственно влияют на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут в себе собственно производственной составляющей, но также оказывают значительное (а иногда и определяющее) влияние на безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанести ему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся негативные процессы и действия в политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной и информационной деятельности государства; криминализация экономики и др. В частности, рассмотренные выше экономическая преступность и ее проявления в современных условиях развития республики не только сами являются угрозой, но и усиливают действие ряда угроз, перечисленных в этом параграфе. Например, усиление негативного воздействия на экономическую безопасность республики таких угроз, как расширение масштабов бартерных сделок и снижение инвестиционной активности, сокращение объемов средств, направляемых на восстановление основных производственных фондов и пр., обусловлено в том числе и использованием организованной экономической преступностью этих моментов в своих целях – хищение денежных средств, первоначальное накопление капитала, незаконное перераспределение и изменение формы собственности.

Указанные угрозы в равной степени могут оказывать значительное влияние не только на производственную, но и на все остальные сферы реализации экономической безопасности. Поэтому в дальнейшем, при их характеристике будут одновременно подразумеваться и вышеназванные угрозы.

Под продовольственной безопасностью или экономической безопасностью в продовольственной сфере, следует понимать такое состояние агропромышленного комплекса, при котором обеспечивается реализация жизненно важных интересов по удовлетворению потребностей личности, общества в необходимых для жизнедеятельности продуктах питания. По мнению В.Л. Клюни, продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие АПК и всего народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов Республики Беларусь.78

Следует отметить, что вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного обеспечения являются приоритетными не только для республики, но и для международного сообщества. Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:


  • максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;

  • определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами;

  • эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики;

  • снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;

  • повышение технологического уровня производства продовольственных товаров;

  • преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;

  • развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса;

  • структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;

  • сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;

  • значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Особенностью современного этапа реализации жизненно важных интересов республики в сфере продовольственной безопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего, внутренние угрозы и экономические факторы. Наиболее серьезными из них являются:

- технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;

- высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;

- несовершенство земельных отношений и искусственное торможение земельной реформы;

- устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофически растут потери и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;

- значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;

- резкое увеличение предложения на внутреннем рынке импортных продуктов питания, которые зачастую попадают в республику полулегальным способом и их качество не всегда может быть проконтролировано соответствующими структурами;

- устойчивую тенденцию сокращения площадей сельскохозяйственных земель, особенно сенокосов и пастбищ, в результате их отводов для строительства промышленных и иных объектов, а также резкого сокращения объемов мелиоративных и культурно-технологических работ, что в сочетании с увеличением площадей, заросших кустарником, и заболоченных используемых земель привело к общему сокращению сельскохозяйственных угодий. Долговременное отрицательное влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земель оказывают также последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи.

Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасности республики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической безопасности (финансовой, внешнеэкономической, социальной и др.). Например, негативные тенденции в финансовой сфере непосредственно влияют на состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотных средств, неплатежах, невозможности получать кредиты на требуемых условиях и т.д. Ежегодные «вливания» в сельскохозяйственное производство во время посевной и уборочной страды финансовых средств в принципе не изменяет ситуации. То же можно сказать и по другим составляющим экономической безопасности.

Современная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основных условий является создание предпосылок для развития хозяйственных структур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательской инициативы не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранив объекты с промышленными технологиями.

Еще одной значимой сферой реализации экономической безопасности республики в современных условиях является внешнеэкономическая безопасность, под которой понимается создание условий для оптимального врастания национальной экономики в международное разделение труда и достижение баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. Наиболее актуальным в этом отношении является преодоление негативных факторов международного экономического развития, противоречий между интересами национальных субъектов хозяйствования и иностранными партнерами.

Внешнеэкономические связи с позиции экономической безопасности Республики Беларусь, должны обеспечивать создание максимально благоприятных условий для использования преимуществ международных интеграционных процессов для стабилизации и восстановления прогрессивных тенденций развития экономической системы республики; повышение конкурентоспособности отечественного производства, органичное и недискриминационное встраивание в мировое хозяйство и, вместе с тем, гарантированную защиту национальных интересов на внутреннем и мировых рынках, эффективное снижение степени уязвимости Беларуси от внешнеэкономических угроз.

Значимость для республики налаживания стабильных недискриминационных отношений с иностранными партнерами обусловлена значительной зависимостью экономики республики от внешних поставок. Учитывая открытый характер экономики Беларуси, внешнеэкономические связи привносят в народное хозяйство все более мощные дестабилизирующие импульсы, и сами по себе несут угрозу некоторым базовым национальным интересам. Активизация внешнеэкономических связей, обусловленная необходимостью интеграции в мировое хозяйство, сопровождается расширением зоны риска для национальной экономики и требует от государства достаточно жесткой политики разумного протекционизма. Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что на практике, особенно в переходные периоды к созданию рыночной экономики, национальные интересы первичны по отношению к любым глобальным схемам, региональным союзам и стратегиям их реализации.

Ранее были сформулированы основные внешнеэкономические интересы Республики Беларусь и угрозы этим интересам.

В контексте текущих проблем развития внешнеэкономических связей и обеспечения экономической безопасности основное внимание может быть уделено, например, реализации следующих направлений: расширение импорта капитала в различных видах их проявления, но сокращение объемов «бегства» капитала из страны; поиск форм участия зарубежного капитала в развитии новых технологий в республике и в процессе приватизации государственной собственности; законодательное регулирование способов такого участия; научно-техническое и технологическое сотрудничество Беларуси с зарубежными странами; трансферт технологий; развитие национального рынка технологий и уменьшение импортной зависимости; привлечение к сотрудничеству международных экономических организаций разной направленности и уровня; др.

На эффективность внешнеэкономической деятельности непосредственное влияние оказывают угрозы резкого падения цен на важные экспортные товары или, наоборот, резкое повышение цен на импортируемую продукцию. Такие резкие скачки цен при высокой степени зависимости от внешнего рынка весьма опасны для состояния национальной экономики. И проблема усугубляется тем, что экономическая преступность усиливает эти колебания при реализации своих интересов в ущерб интересам республики.

Неблагоприятное влияние на нее может оказать и введение эмбарго на торговлю с каким-либо государством или группой государств, представляющих важные рынки сбыта или поставляющих продукцию для Беларуси. А такая ситуация может возникнуть в силу того, что на западные рынки с нашей продукцией, полученной незаконным путем, активно стремятся преступные группы и сообщества. Или расширение участия представителей преступных сообществ республики в процессах отмывания незаконных доходов, легализации преступно полученных средств искажает имидж государства на мировой арене – Беларусь начинают рассматривать как государство-«прачку».

Кроме того, достаточно серьезной представляется проблема высокой степени ее зависимости от поставок отдельных видов продукции (например, энергоресурсов и комплектующих) из одной страны или группы стран, которая позволяла бы им использовать эту зависимость для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси какую-либо экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны.

Важным фактором экономической безопасности при открытой экономике выступает высокая конкурентоспособность продукции, позволяющая поставлять ее на мировые рынки в таких количествах, которые обеспечивали бы получение иностранной валюты в объемах, достаточных для оплаты возрастающего импорта. Конкурентоспособность производства должна содействовать не только расширению экспорта, но и более успешному соперничеству с иностранными поставщиками на внутреннем рынке.

В стратегическом плане поддержание высокой конкурентоспособности на мировых рынках продукции отраслей машиностроения, особенно наукоемких, роль которых в мировом хозяйстве возрастает, может опираться только на высокоразвитый национальный научно-технический потенциал.

Большую опасность для экономики Беларуси представляет ситуация, когда более половины объема ее экспорта приходится на ограниченный перечень товаров. Из опыта многих развивающихся стран известно, что при высокой степени зависимости национальной экономики от внешнего рынка такая структура экспорта в случае ухудшения мировой конъюнктуры по этим товарам ставит экономику на грань катастрофы.

Дальнейшее развитие внешнеэкономических связей Республики Беларусь с учетом стратегических задач по расширению интеграции ее экономики в мировой рынок должно сопровождаться, наряду с вывозом традиционных товаров, созданием более прогрессивной структуры экспорта путем его радикальной диверсификации, что также служило бы укреплению внешнеэкономической безопасности страны. При этом необходима государственная поддержка экспорто ориентированных отраслей, способных обеспечивать поставки на мировой рынок конкурентоспособной продукции с более глубокой степенью переработки, в частности, продукции наиболее передовых, наукоемких отраслей. Такого рода деятельность государства осуществляется во всех развитых странах. Это один из важных элементов, обеспечивающих конкурентоспособность национальных товаров на внешних рынках.

При обеспечении экономической безопасности во внешнеэкономической сфере важно достичь оптимального состояния и перспектив развития импорта. Конечно, при открытой экономике импорт возрастет, способствуя наполнению рынка разнообразными товарами, но это не должно приводить к ухудшению положения отраслей отечественного производства.

Утрата части внутреннего рынка белорусскими производителями связана не только с более высокими качественными характеристиками иностранных товаров, но и с тем сложным положением, в какое попали наши предприятия в результате разрыва традиционных производственных связей с предприятиями других бывших республик СССР, резкого удорожания сырья и сокращения покупательной способности основной массы населения. При нормализации экономического положения в стране, модернизации оборудования, развитии кооперации с зарубежными фирмами многие отечественные производители товаров народного потребления, располагая высококвалифицированной рабочей силой, в состоянии не только поставлять свои изделия на внутренний рынок, но и выйти с ними на внешние рынки.

Укрепление экономической безопасности должно стать одной из задач структурной политики республики. Взяв курс на интеграцию нашей страны в мировое хозяйство, сохраняя комплекс ведущих отраслей экономики, необходимо определить как краткосрочные, так и долгосрочные приоритеты. Только таким путем можно преодолеть одностороннюю зависимость экономики от импорта сырья и создать прочный фундамент экономической безопасности.

Ее обеспечение - важная задача внешнеэкономической, в частности внешнеторговой, политики государства. Переход к открытой экономике не может быть одномоментным и означать полный отказ от регулирующей роли государства во внешнеэкономической сфере. Ряд государств и международных организаций подталкивают Беларусь к снятию барьеров во внешней торговле и даже связывают предоставление кредитов с выполнением этих условий. Между тем в самих промышленно развитых странах, несмотря на преобладание тенденций к открытию экономики, продолжает действовать весьма разветвленный механизм защиты внутреннего рынка и поддержки национальных экспортеров.

С точки зрения экономической безопасности необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику. В условиях ее кризисного состояния, катастрофического падения капиталовложений иностранные инвестиции могли бы послужить катализатором подъема в некоторых областях, а, следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны.

Но при этом, принимая меры к существенному увеличению иностранных инвестиций, здесь необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Во-первых, с учетом наших экономических и оборонных интересов следует определить не только отрасли, приоритетные для иностранных инвестиций, но и отрасли, закрытые для них, или сферы, где иностранные вложения ограничиваются и регулируются на основе лицензирования.

Во-вторых, механизм привлечения иностранных инвестиций должен содействовать реальным вложениям иностранными субъектами хозяйствования финансовых и материальных ресурсов в белорусскую экономику, а не создавать условия для скупки ими за бесценок тех или иных объектов, составляющих наше национальное богатство.

В-третьих, необходимо всегда искать пути для выбора наиболее эффективного варианта привлечения иностранных финансовых ресурсов.

Одной из наиболее сложных внешнеэкономических проблем, порождающих серьезные угрозы для экономического положения страны, является проблема внешнего долга.

Высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности проводить вполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы.

Для облегчения проблемы задолженности, видимо, нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов. Представляется, что на получение новых кредитов и займов можно идти только для финансирования тех производственных проектов, которые гарантировали бы оплату кредитов в обусловленные сроки путем расширения экспорта продукции создаваемых объектов. Привлечение же внешних займов для покрытия государственных расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

Реальная надежность экономической системы Беларуси под воздействием внешних дестабилизирующих факторов в решающей степени зависит от текущего и стратегического баланса позитивных и негативных тенденций, действующих в сфере внешнеэкономических связей, а также от способности государства обеспечить достаточную степень гибкости и маневренности национальной внешнеэкономической политики. Для защиты коренных интересов республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

Таким образом, структура национальных внешнеэкономических интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют все отечественные субъекты внешнеэкономических связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей обеспечения внешнеэкономической безопасности Беларуси является поиск оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики и жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда.

Если в сфере внешнеэкономической безопасности преобладающее значение имеют внешние факторы и угрозы, то для финансовой безопасности республики, по нашему мнению, главными являются внутренние угрозы.

Финансовая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности. Сущностное содержание понятия “финансовая безопасность” достаточно многогранно: оно затрагивает практически все аспекты функционирования экономики страны как на макро- , так и на микро- уровне, так как связана с обеспечением стабильного функционирования системы экономических отношений.

Под финансовой безопасностью в масштабах государства следует понимать такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы связей и отношений как между национальными субъектами хозяйствования, так с мировым рынком.

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через реализацию бюджетнo-налоговой и денежно-кредитной политики, а также через политику в области валютного регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.

Жизненно важные финансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне подразделяются на две крупные взаимосвязанные между собой группы: внутригосударственные и внешние интересы.

Внутригосударственные интересы включают:

- умеренные и стабильные темпы инфляции;

- стабильность денежно-кредитной системы;

- стабильность бюджетно-налоговой системы;

- стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам;

- ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора.

Внешние интересы в области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделении труда. Они состоят из:

- сокращения внешней задолженности страны;

- достижения конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;

- повышения доверия международных финансовых организаций к экономике республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность к международным кредитным ресурсам;

- поддержания эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;

- рост валютных активов банковской системы.

Отсутствие механизмов реализации указанных интересов создает угрозу финансовой безопасности Беларуси.

В тоже время, следует отметить, что для современного этапа развития республики характерны процессы первоначального накопления капитала, изменения государственной формы собственности. В силу того, что этот процесс идет в республике по иному, чем, например, в Российской Федерации, необходимо учитывать, что финансовая сфера, финансовые механизмы используются для незаконного присвоения государственной собственности. В качестве таких механизмов применяют незаконное получение кредитов, хищение денежных средств под прикрытием проблемы неплатежей и пр., то есть – механизмы, используемые экономической преступностью.

В этих условиях обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности.

Важнейшим элементом экономической безопасности является социальная безопасность.

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы – одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

Социальная сфера является одним из ключевых звеньев не только экономической безопасности, но и всей системы национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность и бесконфликтность отношений между личностью и государством, личностью и предприятием.

В силу этого под социальной безопасностью, на наш взгляд, следует понимать оптимальное соотношение интересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей.79

Социальная безопасность – выступает как одна из сфер, где реализуются необходимые гарантии реального права человека на жизнь. В более конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в ряде конкретных показателей.

Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны:



    - поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%;

    - предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

    - четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;

    - разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенные категории населения;

    - введение нового механизма финансирования социальной сферы.


При решении текущих и перспективных задач, связанных с реформированием экономики, необходимо выявить социальные угрозы с позиции экономической безопасности республики. И только на этой основе возможна выработка тактических и стратегических мер, снижающих или упреждающих остроту социальных угроз.

Исследования, включающие разные виды диагностики, обследований и экспертиз, показали, что по степени нарастающего риска негативные социальные процессы (угрозы) и индикаторы их пороговых состояний можно классифицировать следующим образом:



  • углубление дифференциации доходов и потребления; средний уровень доходов и потребления, уровень дохода и потребления на душу населения;

  • состояние здоровья населения, снижение продолжительности жизни, снижение рождаемости, рост смертности населения, включая детскую, рост социальных болезней;

  • доступность жизненно необходимых социальных потребностей: обеспечение жильем и доступность его содержания, пользование медицинскими услугами, привычных стандартов образования, культуры, отдыха; уровень развития науки;

  • занятость населения и безработица;

  • бедность и нищета; катастрофическое ухудшение положения пенсионеров и инвалидов;

  • деградация личности и семьи (нарастающая волна алкоголизма, наркомании, проституции, венерических болезней, вирусного гепатита, СПИДа);

  • рост преступности;

  • рост числа абортов и др.

Анализ современной ситуации показывает, что наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют: резкая дифференциация доходов и потребления населения; ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных продуктов питания и, в конечном счете, белка; расширение границ бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного минимума, ухудшение здоровья населения, рост безработицы, рост социальной преступности и ряд других негативных моментов.

Социальная сфера в плане обеспечения экономической безопасности характеризуется, прежде всего, тем, что именно в ней осуществляется воздействие на такой элемент производительных сил общества, каким выступает человек, трудящийся. Соответственно, наибольшее значение для обеспечения экономической безопасности имеет процесс формирования потребностей и интересов человека в тесной взаимосвязи и зависимости от производственных возможностей, потенциала национальной экономической системы. При несовпадении потребностей человека, социальной группы и потенциальных возможностей экономики в их удовлетворении возникает угроза разбалансирования спроса и предложения, экономической политики государства и конкретной хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, возникновения предпосылок расширения масштабов теневой экономики как компенсатора недостатков официальной экономики, роста экономической преступности, криминализации экономических отношений.

Иными словами, создается социальный механизм реализации угроз экономической безопасности. Такой же механизм, но базирующийся на материальных элементах передачи негативного воздействия на реализацию жизненно важных экономических интересов может возникать при нарушениях функционирования инфраструктуры народно-хозяйственного комплекса. В силу этого одним из существенных элементов экономической безопасности является инфраструктурная безопасность.


    Инфраструктурная сфера включает отрасли и сектора хозяйственного комплекса, которые выполняют вспомогательную и обслуживающую роль в воспроизводственном процессе, и имеют очень сложные и многоступенчатые взаимосвязи с другими структурными элементами экономической системы страны. В условиях стремительного развития производительных сил, научно-технического и информационно-технологического прогресса происходит быстрое расширение инфраструктурных отраслей и рост их влияния на устойчивое и безопасное развитие экономики.

Инфраструктурная безопасность - это создание условий для бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при которых ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация общественного воспроизводственного процесса. Цель инфраструктурной безопасности - создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности передаваемой продукции, а также обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого функционирования экономической системы страны в условиях действия внутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам.

Различают производственную, социальную, инженерно-техническую, транспортную, рыночную и т.д. виды инфраструктуры. Учитывая их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение весьма затруднительно предложить четкую классификацию отраслей инфраструктуры и однозначно определить их функции.

В мировой практике понятие “инфраструктура” обычно заключает в себе следующий отраслевой срез: электро- , газо- и водоснабжение; транспорт; связь; торговлю; финансы (в части инфраструктуры); страхование; операции с недвижимостью.

Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:

- повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;

- опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики;

- значительное снижение ресурсоемкости функционирования инфраструктуры;

- совершенствование структуры инфраструктурного комплекса - опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;

- создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса.

Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают следующие:

- изношенность и технологическую отсталость материально-технической базы инфраструктурного комплекса;

- запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;

- структурную деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;

- высокую ресурсоемкость инфраструктурного комплекса;

- вытеснение с внутреннего рынка отечественных инфраструктурных образований нерезидентами.

Кроме того, важными составляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние финансовой системы, и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и ряд других угроз.



    Таким образом, вычленение основных сфер реализации экономической безопасности позволяет создать основу для организации системы ее обеспечения, определения субъектов и их компетенции в каждой сфере.



2.Компетенция органов государственной власти и управления по обеспечению экономической безопасности: принципы распределения.
Обеспечение экономической безопасности, как отмечалось ранее, представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, оперативно-розыскная и иная) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов экономического роста, целью, которой, по нашему мнению, является выработка:

  • подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

  • механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных экономических интересов республики;

  • системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

  • механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

С учетом методологического подхода, сформулированного в первой главе и определяющего элементы системы обеспечения безопасности, данная деятельность должна учитывать и реализовывать, помимо перечисленного выше, также:

  • объекты защиты;

  • необходимость формирования механизмов выявления жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особенностей их реализации;

  • возможность организации мер противодействия на основе определения признаков, проявлений, свидетельствующих о возникновении процессов, факторов или условий, совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики или субъекта хозяйствования;

  • анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным экономическим интересам республики или хозяйствующим субъектам.

Соответственно, обеспечение экономической безопасности включает в себя создание системы и организацию деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности (государственные органы, структурные подразделения предприятий и пр.) – то есть имеет определенную структуру органов и организаций. И реализацию системы государственных (межгосударственных, общественных или индивидуальных) мер правового (договорного), политического, экономического, социального, оборонного, научно-технического и иного характера с целью защиты системы жизненно важных экономических интересов.

В соответствии с предлагаемым подходом предметом государственной деятельности в области экономической безо­пасности должны являться действия по:

- определению и мониторингу факторов, подрывающих устойчивость соци­ально-экономической системы и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- формированию экономической и иной политики, проведению преобра­зований, устраняющих или смягчающих негативное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

Обеспечение экономической безопасности необходимо отнести к числу важнейших национальных приоритетов, которые позволят преодолеть спад и начать восстановление экономики, переход к цивилизованным рыночным отно­шениям, органическое вхождение в мирохозяйственные связи и, вместе с тем, чтобы гарантировать защиту национальных интересов на внутренних и внешних рынках.

Обеспечение экономической безопасности - это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку концепции экономичес­кой безопасности государства и утверждение государственной стра­тегии экономической безопасности, а также проведение экономической политики, направленной на их реализацию. Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися в этих документах, а тем более противоречащие им, должны рассматриваться как направленные на подрыв суверенитета и на­циональной безопасности Республики Беларусь.




страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 | страница 10 | страница 11

Смотрите также: