Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 10 | страница 11
Глава 5. Теневая экономика как угроза экономической безопасности государства.


  1. Обстоятельства и условия возникновения и развития тене­вой экономики,

ее особенности на современном этапе.
Преодоление кризиса в экономике, в котором оказались страны СНГ в последние годы, борьба с организованной преступностью, пе­реход к рынку - эти и другие проблемы современного развития тесно связаны и требуют своего разрешения, глубокого анализа причин и условий сложившегося положения. Одной из таких причин является функционирование теневой экономики, масштабы и сферы которой приобретают большой размах.

Теневая экономика также как и организованная преступность в аспекте обеспечения экономической безопасности выступает как угроза-процесс, характеризующийся воздействием негативных тенденций на развитие народного хозяйства республики. А также как угроза-действие – при оценке деятельности субъектов теневой экономики, направленной на ущемление экономических интересов личности, общества и государства.

Деятельность правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с кор­рупцией, контрабандой, наркобизнесом, различного рода экономи­ческими правонарушениями, влияющими на безопасность государств, требует глубокого анализа той сферы, предпосылок и условий, в которых совершаются деяния, затрагивающие экономическую безопасность личности, общества и государства. Такой негативной средой, которая сама наносит ущерб экономической безопасности, но также порождающей целый комплекс предпосылок и условий развития экономической и организованной преступ­ности, является теневая экономика.

Изучение теневой экономики как социально-экономического яв­ления требует, прежде всего, четкого определения сути этого явления. Необходимо определить и причины, и конкретно-историческую обстановку, и факторы, стимулирующие усиление негативного влия­ния теневой экономики на положение в стране. Практика показала, что теневая экономика в стране в силу ряда условий и причин име­ет специфические особенности в отличие от аналогичных процессов и явлений за рубежом. Собственно и борьба с теневой экономикой, а вернее - с негативными последствиями и причинами, ее порождающими, лежит несколько в другой сфере, чем в странах Запада.

В этой связи, при рассмотрении проблем теневой экономики следует остановиться на анализе таких вопросов: причины и усло­вия возникновения и развития теневой экономики и ее особенности на современном этапе; содержание и структура теневой экономики в республике и странах СНГ; социально- экономические и политические последствия теневой экономики и пути их преодоления.46

Изучение этих аспектов проблемы позволяет определить соотношение и взаимосвязь организованной преступности и теневой экономики, проанализиро­вать возможные механизмы возникновения коррумпированных связей, тенденции развития контрабанды, социально-экономические причины бегства капиталов и пр. Иными словами, знание процессов, протекаю­щих в теневой экономике, позволяет реально оцени­вая экономическую ситуацию в обществе, прогнозировать ее изменение.

В нашей и зарубежной литературе существуют различные подхо­ды к определению того явления, которое сегодня обозначается термином "теневая экономика". Первоначально использовались поня­тия "вторая экономика", "контрэкономика", "неофициальная эконо­мика", "экономика черного рынка" и т.д.47 И преобладающей при различных наимено­ваниях была оценка этого феномена однозначно как негативного яв­ления. Как положительные моменты, в лучшем случае рассматрива­лись аспекты, связанные с формированием новых рыночных отноше­ний. Во многом это было связано с точкой зрения, предложенной за­падными экономистами-советологами. В частности, - что в СССР есть, с одной стороны, соответствующая модели "центрально-управ­ляемого хозяйства" командная экономика, с другой - "вторая" (те­невая), охватывающая многие виды легальной и полулегальной хо­зяйственной деятельности, не вовлеченной в орбиту центрального планирования и контроля со стороны государства. С этих позиций элементами "второй" (теневой) экономики являлись – личное подсобное хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, "не­официальные рынки" и т.п., то есть те виды деятельности, которые готовят субъектов рыночных отношений. И по мере осуществления радикальных экономических реформ, по мнению сторонников такого подхода, эти виды деятельности послужат элементом механизма включения экономики страны в мировые хозяйственные связи.

Не останавливаясь на детальном анализе этой позиции, отме­тим, что необходимо четко представлять какой смысл и почему вкладывают в понятие теневой экономики у нас и на Западе.

И в теории, и на практике за рубежом в понятие теневой эко­номики вкладывают два аспекта48: 1) занижение или укрывательство от учета до­ходов от разрешенной в стране деятельности; 2) запрещенная в стране экономическая деятельность - наркобизнес, проституция, рэкет и другие виды преступной деятельности, не создающие, а лишь перераспределяющие уже созданные доходы.

Отсюда западные экономисты выделяли ряд явлений, присущих нашей стране и экономике, например, спекуляцию рассматривали как искусственно отнесенную, или оттесненную в разряд нелегальной экономической деятельности. Но, видимо, нельзя забывать о различи­ях теневой экономики, обусловленных условиями, в которых она рождается. Для западной экономики таковыми являются условия ры­ночного предпринимательства, а для нас предпринимательства бю­рократического49.

Не вызывает сомнения положение, что преступность вообще, и преступность экономическая, реализующаяся в теневой экономике, таковы, каково породившее их общество. Иными словами, теневая экономика в стране является реакцией на тотальную бюрократизацию общества, на административно-нажимные методы управления народным хозяйством. И как социально-экономическое явление теневая эконо­мика представляет собой одну из характеристик общества, один из параметров, отражающих состояние экономики и экономических инте­ресов разных групп населения.

Начало развития нашей современной теневой экономики связы­вают с серединой 60-х, началом 70-х годов. Этот период оценивается как этап, пик взлета, подъ­ема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что "вполне логично искать базу "теневой экономики" в началах самой командно-административной системы, прежде всего в "ничейной" собственности. Ибо первоначальное накопление капитала теневой экономики осуществлено за счет разворовывания госу­дарственной, без субъектной собственности50. И если первая часть данного высказывания не вы­зывает сомнения, то вторая – о механизмах первоначального накопления каптала, видимо, требует более детального рассмотрения.

Расцвет командно-административной системы характеризовался, преж­де всего, жесткой централизацией управления экономикой, строго фондируемым распределением, что исключало возможность "разворо­вывания собственности" и, появление теневой экономики вне су­ществующих, легальных "световых" экономических структур.

Для организации теневого производства (подпольных цехов) необходимо сырье, материалы и оборудование, которые вне цент­рально-управленческих структур и фондируемой системы распределе­ния получить было невозможно. Существует точка зрения, что, воз­никнув, "цеховики" стали подкупать представителей государствен­ных структур, отвечающих за распределение ресурсов51. Однако она не объясняет - а как же, на какой материальной основе стало возмож­но получение "первоначального капитала" и в виде сырья, материа­лов и оборудования, и в виде денежных средств. Индивидуальная трудовая деятельность, например, таких возможностей в тот период не представляла.

Теневая экономика могла возникнуть в период расцвета ко­мандно-административной системы только при наличии источника по­лучения не столько денежных средств, сколько сырья, материалов, оборудования. Если на Западе, например, в США обязательным усло­вием развития любого производства является наличие базового, стартового первоначального капитала, то в наше стране, в 60-е годы, наличие денежных средств даже у госпредприятий и колхозов не гарантировало приобретения строго фондируемых сырья, материа­лов и оборудования.

Вопрос о возможности накопления значительных денежных средств в одних руках, или даже у группы лиц, в этот период также проблематичен в связи с: низкой заработной платой; негативным от­ношением населения к индивидуальной трудовой деятельности (како­вое успешно формировала политическая установка на коллективизм и ее реализация в нашей пропаганде) и существующими ножницами меж­ду доходами населения и товарной массой, которая, превышая спрос трудящихся, стимулировала не накопление денег, а наоборот, их реализацию в торговле.

Даже если гипотетически предположить факт наличия значи­тельных денежных средств у какой-то группы населения (предприни­мателей - цеховиков), которую они могли использовать для подкупа чиновников госаппарата управления, то эту возможность опроверга­ет социально-психологический фактор. Сама командно-администра­тивная система одним из главных принципов своего существования выдвигала принцип личной преданности и приверженности идее. Отк­лонение от этого положения грозило отторжением не только от системы, но и от всего перечня материальных благ, льгот и преи­муществ, которыми система наделяла даже не личность, а долж­ность. Стремление сохранить должность, занимаемое место в иерар­хии командно-административной системы надежнее всяких законов и запретов гарантировало следование каждым "генеральной линии по­ведения" (вплоть до одежды и манер поведения). Соответственно и риск потерять место был более серьезным сдерживающим фактором против вступления в незаконные, теневые отношения.

В этой связи, по нашему мнению, теневая экономика была порождена и сформировалась не просто в недрах "све­товой" экономики, но и создана самой командно-административной системой как необходимый для нее элемент в силу специфических условий развития того периода. Завершив к концу 50-х - началу 60-х годов процесс создания материально-технической базы индустриального производства, ко­мандно-административная система столкнулась с первыми проявлени­ями падения трудового энтузиазма народа, который, производя глав­ным образом средства производства, не мог полностью удовлетворять свои потребности. Для стимулирования производственного энтузиазма бы­ла выдвинута политическая установка - обеспечение роста бла­госостояния советских людей с обещанием, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Под этой установкой была определенная база - индустриально развитая экономика, кото­рая могла обеспечить рост объемов производства предметов потреб­ления, и имевшаяся на этот период товарная масса, превышающая наличную денежную массу на руках населения. Поэтому в партийных документах было зафиксировано, и это повторялось из пятилетки в пятилетку, что показателем роста народного благосостояния явля­ются рост объемов производства и заработной платы. И если рост заработной платы обеспечивался регулярно, то с ожидавшимся ростом объемов производства дело обстояло иначе. Во-первых, диспропорции между ростом (обусловленным политическими установ­ками) заработной платы и производительности труда, подорвали экономический характер стимулов к труду и увеличивали часть населения, получавших не заработанные доходы. Не ликвидированные диспропорции между производством средств производства и произ­водством предметов потребления не позволяли обеспечить реальный рост благосостояния людей и привели к новым диспропорциям - де­нежная масса стала превышать товарную (тогда как в начале 60-х г.г. было наоборот) и этот разрыв постоянно увеличивался. И в этот период стала формироваться масса свободных денежных средств на руках у населения, которая в дальнейшем и обеспечила реализа­цию продукции теневой экономики. Так по данным статистики, только с 1971 по 1985 г.г. денежные доходы населения увеличились в 3,1 раза, розничный товарооборот только в 2,3 раза (с 70 по 80 г.г.), платные услуги - 2,6 раза, а вклады в сберкассы - в 6,4 ра­за. Только средняя зарплата увеличилась с 60-х по 88 г.г. с 80,6 рублей до 219,8 рублей, т.е. в 2,7 раза.52

В этих условиях, для командно-административной системы, по­литическая установка и лозунг которой не получали реального подкрепления, выход был найден в дальнейшем экстенсивном разви­тии. Это значительно усложняло структуру хозяйственных связей в экономике и, в результате, привело к сбоям в работе планирующих и управленческих структур, к росту дефицита, но уже не только предметов потребления, а и средств производства. Хотя нужно от­метить, что первоначально дефицит был "искусственный", т.к. производимая в достаточном объеме продукция распределялась без учета реальных потребностей того или иного региона, предприятия и т.д. В результате в одном месте возникали сверхнормативные за­пасы сырья, материалов, оборудования и предметов потребления, а в другом - их острая нехватка. Как следствие возник один из эле­ментов теневой экономики, определяемый сегодня как неформальные экономические связи, бартерные сделки и т.д., реализуемые в дея­тельности "толкачей". Видимо этот элемент возник раньше подполь­ного цехового производства. И в этот период появляется реальная возможность материально обеспечить - сырьем, материалами и обо­рудованием - подпольное цеховое производство в теневом секторе экономики.

Этому способствовали также и то, что для демонстрации успе­хов в реализации своих политических установок командно-админист­ративная система пошла на негласное "одобрение" приписок. При­чем, первоначально приписки скрывали реальный источник роста объемов производства. Например, когда для выполнения принятых повышенных обязательств по росту урожайности или более высоких планов сдачи государству зерна, с молчаливого одобрения районных властей, председатель колхоза засеивал большее количество пашни. В отчете же выращенный и убранный хлеб показывался как собранный с меньшей площади. Излишки произведенной сельскохозяйственной продукции или промышленного производства опять-таки становились теми сверхнормативными, укрытыми от статистики запасами, которые могли служить и являлись материальной основой для "теневой эко­номики".

В этом отношении следует однозначно сказать, что теневая экономика в нашей стране, и в этом ее существенная особенность, возникла и развивалась преимущественно на базе и в сфере легаль­ной, официальной, "световой" экономики. И, следует сог­ласиться с точкой зрения53, что исходной фигурой теневой экономики являлся бюрократ монополист, способом реализации господства которого выступал план - фетиш, т.е. план нереальный, необоснованный научно, но соответствующий установке командно-бюрократической системы.

Следовательно, первоначально теневые отношения, теневое производство обеспечивали реализацию политической установки на рост народного благосостояния, компенсируя, исправляя недостатки в работе официальных государственных структур. И функциониро­вала теневая экономика в недрах "световой", в сфере производства предметов потребления (в промышленном производстве, в сельском хозяйстве, в сфере услуг, в строительстве и пр.). И в этом зак­лючается еще одна особенность, характерная черта теневой эконо­мики в нашей стране.

В отличие от наших условий, например, в США теневая эконо­мика развивалась в сфере удовлетворения антисоциальных, антизаконных потреб­ностей населения (когда в Америке был введен сухой закон, произ­водство, контрабанда и спекуляция спиртным стали одной из основ­ных сфер теневой деятельности). В нашей же стране теневое произ­водство первоначально базировалось на удовлетворении естествен­ных, повседневных потребностей населения (производство предметов потребления, продукции легкой, пищевой промышленности, услуг населению и т.д.). Теневой характер это производство носило в силу того, что скрывались от учета реальные источники сырья, ма­териалов, оборудования, дополнительные площади и мощности произ­водителей, вуалировалось реальное положение дел в отрасли, на предприятии и пр., где рост производства обеспечивался за счет экстенсивных факторов, а не роста производительности труда. Все это было нужно первоначально командно-административной системе для демонстрации успехов ее политики и практики управления, но скрывало реальное положение дел в экономике. Кроме того, неуч­тенная или сверхплановая продукция позволяла обеспечивать уже реальный рост благосостояния для самой командно-административной системы, ее носителей.

Развивающаяся в такой форме теневая экономика оказалась бо­лее эффективной по сравнению со "световой" из-за фактической бесплатности сырья, материалов, оборудования для теневиков. Их материальную базу оплачивало общество, а доходы от реализации продукции они делили между собой. Причем и реализация стала воз­можной благодаря политике командно-административной системы, ко­торая своей властью повышала доходы населения без взаимосвязи с ростом производительности труда. В том же случае, когда новые формы организации производства, хозрасчет (например, щекинский метод и пр.) стимулировали реальный рост производительности тру­да и обеспечивали более высокие доходы трудящихся, бюрократи­ческий аппарат или сдерживал внедрение, или деформировал систе­му, уравнивая доходы под официально утвержденные. Тем самым в теневую экономику "загонялись" и более эффективные формы и мето­ды производства. Излишняя же денежная масса на руках у населения находила свою реализацию в обслуживании теневого оборота произ­веденных материальных благ. Причем и здесь теневые отношения ре­ализовывались через официально существующие структуры команд­но-административной системы. Например, значительная часть уго­ловных дел в 70-е годы была заведена по фактам реализации неуч­тенной, левой продукции через систему государственной розничной торговли. С одной стороны, чисто психологически выход на государственную тор­говлю был обусловлен негативным отношением в эти годы населения к спекуляции. С другой стороны, в условиях господства команд­но-административной системы реализовать продукцию можно было только через уже существующую, официально отлаженную систему взаимосвязей между производством и распределением. Используя подложные, липовые документы, накладные теневики без дополни­тельных материальных затрат сбывали продукцию потребителю даже по государственным ценам. При "бесплатности" для теневика сырья и пр. его доходы были значительными. Этот механизм уже и создал те денежные средства, которыми сначала "делились", а затем поль­зовались теневые элементы для подкупа существующей командно-ад­министративной системы. А правильнее - те средства, которыми се­бя "подкармливала" командно-административная система.

Возникновение теневой экономики в нашей стране базировалось на монополизации основных производственных сфер, строго центра­лизованном фондировании сырья, материалов и оборудования. Глав­ными фигурами (субъектами) являлись представители административ­но-управленческого аппарата различных звеньев народного хо­зяйства, выступавшие в роли фондодержателя и фондопотребителя. Неформальные отношения между ними привели к расширению сфер и масштабов теневой экономической деятельности, к должностным преступлениям, коррупции, к созданию механизма воздействия на кадровую политику в партийном, советском и государственном аппа­рате, в частности, и на экономическую политику в целом.

Уже в последнее десятилетие теневая экономика охватила и развила до современного состояния и другие виды деятельности. В частности, сращивание дельцов теневой экономики (что было вызва­но потребностью защиты "своих" капиталов) с представителями уго­ловной среды и системы правоохранительных органов. Сделало эф­фективной сферой деятельности спекуляцию, самогоноварение, проституцию, рэкет и обеспечило устранение конкурентов (напри­мер, того же кооперативного движения, начавшегося так сказать, снизу). Коррупция с правоохранительными органами позволила также успешно обходить законодательство, в последние годы даже оказы­вать воздействие на принятие тех или иных законов или в инте­ресах теневиков, или для сдерживания реформ в народном хозяйстве.

Из специфики формирования теневой экономики в нашей стране можно вывести и ряд особенностей, отличающих ее от западных стран.

Первая особенность - воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах "световой" экономики, фактически через функционирование командно-административной системы. Это воспро­изводство не нарушается, не изменяется даже при замене партий­но-бюрократических структур на "демократические", что происходит в последние годы в странах СНГ. В этих условиях возникают еще более благоприятные возможности для роста объемов и масштабов деятельности теневиков (например, отказ от монополии внешней торговли, от монополии на торговлю спиртным, создание совместных предприятий, фирм и т.д.).

Вторая особенность - упрощенный процесс сращивания, слия­ния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи "ле­гальной" экономики. Тогда как на Западе, как говорится, каждый сам за себя.

Третья особенность - наличие таких специфических форм как государственная спекуляция, государственный рэкет. Продолжавшу­юся много лет продажу населению импортных товаров по постоянно растущим ценам для латания дыр в бюджете и в тоже время реализа­ция этих же товаров почти по себестоимости представителям ко­мандно-административной системы иначе как спекуляцией не назо­вешь. А поборы со стороны должностных лиц - как проблему, наибо­лее остро стоящую перед кооперативами, - назвали 19% участников опроса на первом съезде кооператоров Латвии в 1989 году. В том же году кооператоры Москвы были вынуждены потратить 31 млн. рублей на подкуп коррумпированных чиновников. Речь идет о том, что ра­ботники исполкомов, правоохранительных и финансовых органов, торговли, служб материально-технического снабжения и пр. взымали дань с кооператоров за выполнение своих непосредственных обязанностей.

Четвертая особенность заключается в расширении социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представи­тели командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются и представители ин­теллигенции, молодежь и пр.

Все большее распространение получает такая специфическая черта теневой экономики (это пятая особенность), как полулегаль­ная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона.

Например, из-за отличий в республиканских законодательствах, в частности в Беларуси и Российской Федерации, российские ком­мерческие банки и местные органы власти устремлялись в банковскую систему республики, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов в создании коммерческих банков. В результате появлялась возможность резко увеличить уставные капиталы и стать монополистом в этой сфере деятельности.

Таким образом, можно определить теневую экономику как хо­зяйственную деятельность, носящую как противоправный, так и не запрещенный законом характер; как производство товаров и оказа­ние услуг населению за плату, не фиксируемые в официальной ста­тотчетности; как систему экономических связей и отношений между субъектами хозяйствования и управления по поводу производства, распределения и присвоения материальных благ в личных (чаще все­го - корыстных) целях.

Можно при определении теневой экономики исходить и из то­го, что это зона хозяйственной деятельности, возникшая как ком­пенсатор недостатков централизованного планирования и управления народного хозяйства в силу отставания, а зачастую и консервации отживших правовых норм, вытесненная в сферу нелегальной деятель­ности.

Каждое из этих определений раскрывает один из аспектов это­го сложного социально-экономического явления, каким выступает теневая экономика. Однако каждое из них характеризует реальную угрозу экономической безопасности личности, общества и государства.

Для более полной и всесторонней характеристики теневой эко­номики как угрозы экономической безопасности рассмотрим ее структуру.
2.Структура теневой экономики, тенденции ее развития.

Структура теневой экономики формируется непосредственно под влиянием социально-экономических условий развития общества. Динамично изменяющиеся условия развития республики определяют необходимость рассмотрения структуры теневой экономики в соответствии с этим процессом.

В период становления и развития теневой экономики ее структура, по мнению экономистов, характеризовалась следующими основными элементами. Так, Т. Корягина отмечала, что теневая экономика как бы распадалась на три укрупненных блока54: А) неофициальная экономика, куда входят все легально раз­решенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место неучитываемые официальной статистикой производство товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения и т.п.; Б) фиктивная экономика, - это приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество, связанные с получением и передачей денег; В) подпольная экономика; под ней понимаются запрещенные законом виды экономической деятельности. С точки зрения определения объемов, масштабов теневой эко­номики такая классификация удобна, т.к. позволяла сгруппировать исходные данные и работать по обобщенным показателям. Но с пози­ций определения тенденций развития теневой экономики более целесообразно было пользоваться детализированной структурой. Кроме того, ряд конкретных сфер деятельности теневой экономики объединяли в себе элементы всех трех блоков. Например, торговля оружием и другие. А поиск путей борьбы с теми или иными элементами теневой экономики базировался на системе мер, нацеленных устранение причин и предпосылок возникновения конкретных видов теневых отношений. Поэтому, при анализе структуры теневой экономики рассматривали более детальную ее структуру.

Первым, и наиболее главным элементом, как по объемам, зани­маемому месту, так и по необходимости устранения являлось звено теневой экономики, определяемое как неформальные хозяйственные отношения между про­изводителями. Это, прежде всего, отношения по обеспечению про­цесса производства и управления им, по реализации созданных ма­териальных благ, основанные на личных связях, совпадению сиюми­нутных и перспективных экономических интересов отдельных руково­дителей или же производственных коллективов. Поскольку центр (Госплан, Госснаб и другие органы управле­ния) в силу жестокой централизации, ограничения самостоятель­ности непосредственных производителей, чрезмерного усложнения структуры управления и других причин, не могли обеспечить эффек­тивное оперативное управление народным хозяйством, то с нег­ласного согласия центра сначала отдельные предприятия, а затем и вопреки воле центра, практически все производители выходили на пря­мые неформальные хозяйственные связи. Сегодня мы оцениваем их как эффективный способ взаимодействия производителей. В тот же период они категорически запрещались, что привело к силь­нейшей тенденции на разрыв единства народнохозяйственного комп­лекса, общего экономического пространства, к борьбе за суверени­тет республик, а фактически - к развалу Союза. И теневыми нефор­мальные, прямые хозяйственные связи становились из-за командно-адми­нистративного запрета центра, загонявшего их в "тень". А сегодня они носят теневой характер в силу ущемления экономических инте­ресов отдельных производителей, неэквивалентности обмена между ними. В результате, например, бартерных сделок тракторный завод требует от колхозов кирпич или металл, ими не производимые. На­туральный характер обмена еще больше подрывает стабильность руб­ля, заставляет взвинчивать цены на продукцию, искать неэкономи­ческие пути решения проблемы и т.д. По мнению экономистов, в конце 80-х начале 90-х годов более 50% экономики работало в таком режиме. А если учесть, что только общая номенклатура сырья, материалов, оборудования, комплектующих превышала 20 млн. наименований, и чтобы каждый вид продукции дошел до потребителя, нужно было организовать до 1 млрд. хозяйственных связей, то ста­новится ясно, чем чревато для сегодня самостоятельных государств-участников СНГ разрушение этой системы от­ношений. И какую почву для совершения корыстных экономических преступлений создала эта ситуация. Невозможность учета точных размеров неформальных хо­зяйственных связей и отношений и порождало зачастую огромную разбежку в оценках объемов теневой экономики, существующую в ли­тературе - от 70 до 500 млрд. рублей (в ценах того периода). Но однозначно можно ска­зать, что львиную долю теневого оборота составляли как раз не­формальные хозяйственные связи.

Следующим структурным элементом теневой экономики того периода, на наш взгляд, следует по значимости рассматривать учитываемые и скры­тые хищения, общая сумма которых оценивалась разными специа­листами в диапазоне - 15-40 млрд рублей (Здесь и далее цифры, характеризующие объемы теневых операций, приводятся по состоянию на начало 90-х годов). На второе место в иерархии теневой эконо­мики этот элемент выносился в силу того, что хищения, можно сказать, пронизывали всю систему теневых отношений, как в отраслевом, так и в функциональном аспекте. И если на Западе можно четко выделить криминальные сферы теневой экономики, то у нас хищения пронизывали как криминальную, так и "световую" структуры, что вносило определенные трудности в процесс борьбы с хищениями. Например, уклонение от налогов при занятии такими видами дея­тельности как ремонт квартир, автомобилей и т.д. (как на Запа­де), у нас дополнялся тем, что они практически всегда осуществлялись с использованием ворованных материалов.

При характеристике этого элемента теневой экономики рассматривались такие данные как: хищения на железнодорожном транспорте - 10 млрд. рублей в год, мелкие хищения с государственных предпри­ятий (так называемые "несуны") - 1,5 млрд.; хищения бензина - 2,5 млрд.; стройматериалов - 3 млрд.; корма в сельском хозяйстве - 3 млрд и пр.55

Причем к хищениям относилась и такая специфическая форма как приписки, при которой не воровали в прямом смысле, а получали зарплату за невыполненную, но зафиксированную во всех документах работу. По некоторым подсчетам размер этой формы теневой дея­тельности (хищений) составлял от 3 до 25% ВНП.

Еще один специфический вид хищений, о котором не имеют представления на Западе - откровенный обман покупателей продав­цами (обсчет, обвес, обмер и т.д.). Считалось, что ежегодно к рукам дельцов "прилипало" до 11 млрд, рублей. Только недовложе­ния в общепите составляли 5-6 млрд. рублей.

Такая ситуация, прежде всего, была обусловлена дефицитом товаров народного потребления и фондированным распределением средств производства. Но сегодня росту хищений способствует еще ряд факторов. Например, начав кампанию по развитию кооперативно­го движения, командно-административные структуры не предусмотре­ли механизм их материально-технического снабжения. В результате только за один год кооператорами были изъяти из розничной торговли то­вары на сумму 3 млрд. рублей.56 А на 5,5 млн. кооператоров в 1989 году пришлось в целом по стране 2,6 тыс. хищений, причем каждое третье хищение в крупных, либо особо крупных размерах. Только вы­явленный ущерб государству составил за год 150 млн. рублей.

И хотя в госсекторе хищения совершались в 7 раз чаще, чем в кооперативном (на 117,5 млн. тружеников госсектора в 1989 году было совершено 388,5 хищений),57но заведомо созданные условия предопределили втягивание последнего сектора в теневые отношения.

Спекуляция рассматривалась как еще один самостоятельный и довольно значимый элемент теневой экономики. Ее оборот оценивали в 15-20 млрд. рублей. Только общий чистый доход от спекуляции составлял порядка 10 млрд. рублей в год. Одним из самых ходовых това­ров являлись продукты питания, так как по ориентировочным данным население ежегодно переплачивало при покупке, например, колбасы - полтора млрд. рублей. В конце 80-х годов численность обнаруженных активных агентов-продавцов "черного рынка" предметов потребления составляла около 250-270 тысяч человек в год. С учетом того, что раскрываемость преступлений, связанных со спекуляцией, достигала 1-2%, предполагалось, что фактическая численность участников не­контролируемых и незаконных обменных операций на рынке именно предметов потребления составляла порядка 20-25 млн. человек в год.

Не меньший объем составляла и спекуляция средствами произ­водства, однако и статистика, и средства массовой информации уделяли ей меньше внимания. А по некоторым оценкам, примерно 2/3 объема материально-технических ресурсов занятые индивидуальной трудовой деятельностью и кооперативы приобретали за взятки, да­ваемые работникам госпредприятий, организаций и учреждений.58

Следует учесть, что в условиях всеобщего дефицита предмета­ми спекуляции становились практически любые товары: от табачных изделий до автомашин, некоторые давали от 7 до 8,5 млрд. рублей дохода. Причем характерно, что более 3/4 всех фактов спекуляции приходилось на долю работников торговли. Следует учитывать, что сейчас, например, в России спекуляция не является преступлением, а у нас изменена формулировка в законе. Хотя правильнее, на наш взгляд, поступили в Болгарии, где приобретение и продажа, производимой в стране продукции, запрещена, а разрешена продажа продукции зарубежных фирм.

Как самостоятельная сфера теневой экономики выступало самогоноварение с примерно 30-ти миллиардным оборотом и чистым доходом более 10 млрд. рублей. Если первоначально эта сфера деятельности давала продукцию только для личного пот­ребления и процветала в небольших городах и селах, то в последующем оно стало производством продукции в товарных количествах. Сырье для производства изымалось по спекулятивным ценам из розничной тор­говли, что усугубляло или даже создавало дефицит, например, сахара. В последующем, при ликвидации государстве6нной монополии на производство ликеро-водочных изделий, стал процветать водочный бизнес как легальный (местное производство в колхозах), так и нелегальный - подпольные цеха по разливу, например, коньяка.

Существует и еще ряд видов трудовой деятельности, которые к теневой сфере можно было отнести лишь условно. Но в нашей стране они посто­янно загонялись в "тень". Это - незарегистрированные услуги: из­воз, строительство, медицинская помощь, сдача в аренду жилья, уход за больными, детьми, различные консультации и т.д., объем которых оценивался от 10 до 16 млрд. рублей в год. По сути - это удовлетворение повседневных, реальных потребностей людей, без которых порой не обойтись. Но государство они не интересовали, оно ими не занималось, однако, в лице правоохранительных органов - стремилось постоянно пресекать, запрещать их развитие. И теневыми эти отношения стали не потому, что работающие в этих сферах стремились уклониться от уплаты налогов, а потому, что эта дея­тельность запрещалась.

И, наконец, элементы теневой экономики, носящие антизакон­ный, антиобщественный характер - наркобизнес, торговля оружием, рэкет, проституция. Размеры оборота средств в этих сферах учесть достоверно было сложно в силу конспиративного характера их дея­тельности, и в силу отсутствия глубокой проработки вопроса, и в силу отсутствия многих данных.

По экспертным оценкам, ежегодный оборот средств в недрах наркорынка составлял ( в ценах конца 80-х г.г.) 400-500 млн. рублей. Однако рост численности потребителей наркотиков был постоянным, хотя и не прогнозировался.

Если оценивать теневые обороты в сфере проституции, то, прежде всего, общественное мнение обращало внимание на то, что совокупный годовой доход проституток достигал 1 млрд. рублей, а суточный (точнее ночной) доход элитной проститутки в пересчете с конвертируемой валюты по ценам "черного рынка", примерно в 3 ра­за превышал месячный оклад министра СССР. И если эти данные пе­ресчитать на количество зарегистрированных в тот период в стране проституток - около 6 тысяч и свыше 23 тысяч женщин, склонных к этому занятию (т.е. имеющих хотя бы один привод в милицию по этому поводу), то цифра получилась бы внушительная. Однако следует учесть ту диф­ференциацию, которая существовала и существует в среде проституток и отражается на их доходах.

Значительная часть этих доходов фактически пе­рераспределяется и затем повторно учитывается в других сферах деятельности. Почти 70% составляют, так называемые, "накладные расходы" - затраты на приобретение клиентуры, на обеспечение бе­зопасности и подавление конкуренции, поддержание "товарного ви­да" и пр. - то есть "уходят" в сферу спекуляции, незарегистриро­ванных услуг, рэкета и т.д.

В тот период трудно было оценить такие новые структурные элементы, используемые теневой экономикой, как малые и совместные предпри­ятия, коммерческие банки, внешнеэкономическая деятельность, консультации юридического характера (как "обойти" закон) и т.д. Однако даже приведенные данные показывают, что теневая экономика развивалась довольно успешно, увеличивая и свои капиталы, и обо­рот средств.

По сравнению с началом 60-х годов рост теневой экономики в стране, по подсчетам Т. Корягиной, составлял во всем диапазоне оценок от 4 до 30 раз, а по среднему варианту - 18 раз.59 По абсолютному уровню раз­вития теневых отношений первое место среди всех отраслей народ­ного хозяйства занимало сельское хозяйство с оборотом в 23 млрд. рублей в год. На втором месте с 17-ти миллиардным годовым оборо­том находилась торговля и общепит, на третьем и на четвертом - строительство и промышленность, соответственно - 12 и 10 млрд. рублей.

Но, в соответствии с общественным мнением, (опросы прово­дились среди населения г. Москвы и сотрудников правоохрани­тельных органов) картина несколько иная. 80,3% опрошенных работ­ников правоохранительных органов считали наиболее подверженной развитию преступности и теневой деятельности сферу кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности; 56,9% - сферу государственного управления; 42% - торговлю, общепит и сферу услуг; 38,1% - промышленное производство. Опрошенные представители населения на первое место ставили торговлю, общепит и бытовое обслуживание, на второе - сферу государственного управления, на третье - правоохранитель­ную сферу, на четвертое - кооперативную и индивидуальную трудовую деятельность, на пятое - про­мышленное производство.60

Но, видимо, более близка к истине была Т. Корягина. По подсчетам западных экономистов, критическим для хозяйства страны является ежегодный оборот в теневом секторе на уровне 15-35% ВНП.61 Причем для стран с традиционно стабильными социальными отношениями (к которым от­носилась и наша страна) чувствительным оказывается уже сравни­тельно низкий - 15-17% предел. Если оборот подпольного бизнеса превышает 1/3 ВНП, а количество вовлеченных в него (в том числе и в качестве наемных работников) - 40% занятых, экономика теряет управляемость. А одной из проблем, с которой столкнулись страны СНГ еще в начале перестройки - потеря управляемости экономики. Если не учитывать ряд других факторов политического, социального и национального характера (что является предметом самостоя­тельного изучения), такая ситуация возможна только при условии, что теневая экономика поразила, прежде всего, государственный сек­тор.

По итогам анализа перспектив развития теневой экономики, проведенного еще в МВД СССР, прослеживалась тенденция нарастания дерзких преступлений, связанных с валютой и ценными бумагами, банковскими операциями, незаконными кредитами, созданием ложных акционерных обществ и кооперативов, мошенничеством международно­го уровня.62

Все эти виды экономических правонарушений, как показывает практика, осуществлялись, прежде всего, государственными предприя­тиями, кооперативами, созданными при государственных предприяти­ях, совместными и малыми предприятиями.

Можно даже говорить о возникновении в эти годы такой формы теневой де­ятельности, которая подпадает под признаки контрабанды, но осущест­вляется не физическими лицами, а государственными предприятиями. Так, западногерманская фирма "Вальдхайм-электроник", отправляя через Румынию Хмельниц­кому объединению "Котион" партию оборудования "забыла" указать в сопроводительных документах 8128 портативных телевизоров. Когда же таможня обнаружила сокрытый груз, то получатель и отправитель отказались от товара. Или Сынжерский кожзавод пытался отправить в Болгарию 15 комплектов конверторов отопления. А спустя месяц после этого факта были задержаны на таможне еще 7 газовых балло­нов. Под видом запчастей Тираспольский завод "Молдавизолит" пы­тался получить из Германии в контейнере новенький "Мерседес". И таких фактов можно было бы приводить достаточно много.

В плане характеристики роста объемов теневой деятельности можно было рассматривать и факты помещения партийных средств в хозяйственную сферу за рубежом, спекулирование нефтью, золотом, платиной государственными структурами и ее представителя­ми.

Подтверждали позицию о росте теневых отношений, прежде всего, и в преобладающих масштабах в государственной сфере и такие дан­ные. По подсчетам Т. Корягиной63 только за один год теневая экономика легализовала свои доходы примерно на 0,8 млрд. рублей, одновременно примерно на 1,4 млрд. возросли теневые обороты за счет рэкета, взяток, укрыва­тельства выручки, использования недостатков системы налогообло­жения и т.д. В то же время, по словам замминистра МВД СССР того периода И. Ши­лова, масштабы теневого изъятия финансов из государственного оборота постоянно возрастали и составляли не менее 70-80 миллиардов рублей в год.64 Сопостав­ление данных расчетов Т. Корягиной и И. Шилова показывают, что не за счет негосударственных, кооперативных и пр., а именно госу­дарственных структур народного хозяйства мог идти такой широ­комасштабный процесс пополнения каналов теневого обращения.

Причем следует учитывать, что средства теневой экономики - это, прежде всего, не наличные средства. Хотя по оценкам, например, кандидата юридических наук В.В.Панкратьева, каждый третий рубль, эмиссированный Госбанком, вращался в сфере теневой экономики. Теневые капиталы того периода - это, прежде всего, основные и оборотные средства производственной и банковской сфер, посреднических и коммерческих организаций и предприятий и т.д.

Следовательно, общая тенденция развития теневой экономики в стране, обусловленная специфическими условиями и причинами ее возникновения - прежде всего господством командно-административ­ной системы - реализовывалась в том, что активно развивались, возникали новые формы теневой деятельности в рамках су­ществовавших государственных хозяйственных структур.

Соответственно это привело к изменению структуры теневой экономики в современных условиях.

Попытки определения структуры теневой экономики и ее масштабов в современных условиях предпринимаются различными специалистами: юристы предлагают уголовно-правовую характеристику (которая оказывает определенное влияние на подходы экономистов); экономисты пытаются остаться на позициях социально-экономического анализа. В частности анализу подходов уделено достаточное внимание в монографии Дадалко В.А., Румянцевой Е.Е. и Пешко Д.А.65 В тоже время с рядом положений авторов трудно согласиться. И предложенная ими структура теневой экономики, и отказ от использования стоимостных методов оценки масштабов теневой экономики вызывают возражения.

Потребность в определении реального состояния и влияния теневой экономики на народное хозяйство республики обусловила проведение серьезных исследований на протяжении второй половины 90-х годов авторским коллективом под руководством Бокун Н.Ч.66 Данное исследование предоставляет возможность использовать при характеристике современного состояния теневой экономики, как методологические основы, так и статистический материал.

С позиций проведенного анализа структура теневой экономики Республики Беларусь в 1990-1997 годы может быть рассмотрена в следующем виде.



Незаконная и скрытая экономическая деятельность. Отдельные стороны незаконной экономики, по мнению исследователей, характеризуются системой частных показателей, которые объединяются в три группы: а) показатели отчетности правоохранительных органов; б) показатели хищений, недостач и порчи товарно-материальных ценностей на предприятиях и в организациях; в) результаты проверок органов государственного контроля.

По данным правоохранительных органов незаконная экономическая деятельность в 1997 г. была на 9,2% выше, чем в 1996 г. При этом количество фактов подделки и сбыта ценных бумаг и денег снизилось по сравнению с 1995 годом на 13% (против прироста, равного 29%, в 1995 г.). Хищения путем присвоения в особо крупных размерах сократились на 16,2%, но почти в два раза возросло число мелких хищений (на 87,8%). Количество случаев сокрытия или занижения доходов было почти в 2 раза выше, чем в 1994 г. Особенно резкий рост характерен для фальшивомонетничества и подделки ценных бумаг: в 1991 г. зарегистрировано 3 преступления, в 1995 г. - уже 2302, в 1996 г. - 2185. Это связано с высокой доходностью и относительной безопасностью данного вида теневого бизнеса. Однако в 1997 году зарегистрировано уже меньшее число случаев изготовления, хранения или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.67

Наибольший удельный вес среди экономических преступлений занимают хищения путем кражи (в 1995 г. - 32%, в 1996 г. - 26%, в 1997 г. - 15,8%), хищения путем присвоения (в 1995 г. - 21%, в 1996 г. - 22%, в 1997 г. - 19,3%), изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг (в 1995 г. - 11%, в 1996 г. - 10%, в 1997 г. - 8,4%).

Общее число зарегистрированных преступлений в сфере предпринимательства и иной хозяйственной деятельности в 1995 г. составило 5213, в 1996 г. - 6341, в 1997г. - 7993. Резко увеличилась в 1996 г. контрабанда (29 преступлений против 1 в 1990 г.), однако в 1997 году зарегистрировано лишь 9 преступлений по контрабанде. Возросла преступность, связанная с производством, сбытом и потреблением наркотиков и сильнодействующих веществ: в 1997 г. - 2911 преступлений (в 1996 г. - 2059 преступлений и 9017 правонарушений, в 1995 г. - соответственно 1550 и 7422, в 1990 г. - 325 преступлений).

В целом по народному хозяйству Республики Беларусь общая сумма недостач, хищений и порчи товарно-материальных ценностей в 1995 г., 1996 и 1997 гг. составила около 0,3% от ВВП. При этом в 1995 г. 14% ущерба отнесено на виновных лиц, 73% - на убытки и издержки производства, в 1996 г. - соответственно 10% и 54%, в 1997 г. - 19 и 66,4%. Основная доля недостач, хищений и порчи товарно-материальных ценностей приходится на промышленность и сельское хозяйство, величина данного показателя ощутима в строительстве, торговле и сфере услуг. Наблюдалась резкая динамика отраслевой структуры объема недостач, хищений и порчи товарно-материальных ценностей. Так, если в 1993 г. по промышленности они составили 23%, по сельскому хозяйству - 60,4%, по строительству - 3,7%, по сфере торговли и услуг - 8%, то в 1994 г. - соответственно 62; 31; 3 и 4%, в 1995 г. - 28; 64; 1 и 6%, в 1996 г. - 25; 62; 1,3 и 1,0%, в 1997 г. - 51; 37; 3 и 7%.

Анализ данных проверок, проводившихся контрольно-ревизионным аппаратом Минфина республики, налоговыми службами показал, что в структуре выявленного ущерба резко возрос удельный вес невнесенных в бюджет налогов в связи с утаиванием прибыли, потерь от продажи государственной собственности. Так, в 1995 г. доля незадекларированных доходов по сравнению с 1993 г. возросла в 3 раза, потерь от продажи государственной собственности на 18%. Удельный вес используемых средств сократился в 2 раза, незаконных хозяйственных сделок - в 3 раза, невнесенных в бюджет налогов в связи с утаиванием прибыли - на 31%, необоснованно списанных материальных ценностей, недостач и хищений - в 15 раз. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. доля незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей в общей сумме ущерба увеличилась на 1,8%, недостач и хищений осталась прежней (0,3%). Перечисленные процессы свидетельствуют о появлении в экономике рыночных элементов: рост числа частных фирм, неразработанность нормативной и правовой базы рыночного регулирования ведут к росту скрытого производства, росту размеров недекларируемых доходов. Некоторое снижение доли ущерба от утаивания прибыли можно объяснить развитием системы органов государственного контроля, улучшением работы налоговых служб.

По результатам экспериментальных расчетов, проведенных с использованием монетарных методов, изменение доли наличных денег в совокупной денежной массе в 1995 г. приблизительно на 22% было обусловлено влиянием теневой экономики, в 1996 г. - на 15-18%, в 1997 г. - на 19-20%, 1998 г. - на 33-42%.

Скрытая и неофициальная экономика. Расчеты, произведенные по нескольким методам (методы по показателю занятости, досчеты макроэкономических показателей), свидетельствуют, что в 1995 г. размер теневой экономической деятельности в части скрытой и неофициальной экономики колебался в пределах 40-48% от ВВП, в том числе досчет до полного круга данных по малым предприятиям - 4%, досчет по товарообороту 7-11%, по рыночным услугам индивидуальных производителей (неформальный сектор) - 10%. В 1996 г. аналогичные показатели составили: 6; 8-12 и 11%. В 1997 году - приблизительный размер скрытой и неофициальной экономики колебался в границах от 40 до 50%, в том числе по досчету до полного круга по малым предприятиям - 5,6%.

Оценка теневой экономики в отдельных отраслях (строительство, сельское хозяйство, промышленность) показала, что в 1995 году границы теневой экономики в строительстве составили около 25,7% от валового выпуска, в 1996 году - 13,4%, в 1997 году - 13,8%. В сельском хозяйстве в 1997 году размер неофициальной скрытой экономики составил около 3,5%. В промышленности в 1997 году снизился объем скрытого производства (по официально учтенным предприятиям), рассчитанный одним из методов “чувствительного” анализа: в 1995 г. - 2% от выпуска промышленной продукции, в 1996 г. - 1,0%, в 1997 г. - 0,1%.

По методу товарных потоков оценен размер скрытого производства по алкоголю и табачным изделиям. По данным домашних хозяйств определяется размер фактического потребления расходов по алкогольным напиткам и табачным изделиям в расчете на члена домохозяйства, сравнивается стоимость фактических расходов на алкогольные напитки и табачные изделия с официальными данными о производстве, импорте, товарообороте и экспорте по данным товарным группам. В 1996 и 1997 годах размер скрытого производства по алкоголю составил приблизительно 0,3% общего товарооборота, по табачным изделиям в 1995 году – 1% товарооборота, в 1996 – 12%, в 1997 – 0,5%.

В 1995 году сводная оценка теневой экономики в промышленности составила приблизительно 4,6% от валового выпуска по промышленности в целом, или 2,1% по народному хозяйству. В 1996 году аналогичные показатели составили 4,8 и 2,1%. В 1997 году скрытое производство в официальном секторе промышленности сократилось с 1,8% от выпуска промышленности в 1995 году до 0,1%.

Результаты предварительных расчетов общих размеров скрытой и неофициальной экономики на макроуровне показали, что ее возможные размеры в течение 1995 - 1997 годов колебались в пределах 40 - 50%, в том числе в статистическом смысле - от 6,5 до 11%; относительный размер незаконной экономики - 20 - 25% по сравнению с базисным 1990 годом. В 1997 году около 30% прироста доли наличных денег в совокупной денежной массе было обусловлено влиянием теневой экономики.

Таким образом, исследования НИИ статистики республики позволяют сделать ряд выводов.

Во-первых, в структуре теневой экономики произошли определенные изменения. И одной из причин этого процесса являются изменения в социально-экономических и политических условиях развития общества. С одной стороны, это сохраняющиеся или введенные новые ограничения на занятия хозяйственной деятельностью со стороны государства. С другой, - влияние ряда негативных тенденций и процессов, представляющих угрозу экономической безопасности (о которых говорилось ранее). Эта тенденция, по мнению ряда авторов,68 развивалась от неофициального (неучтенного статистикой) оказания услуг, через рост уголовно-наказуемых деяний (валютные спекуляции, фарцовка и пр.), до полулегальных экспортно-импортных и финансовых операций. Поэтому при оценке теневой экономики как угрозы экономической безопасности следует исходить из изменяющейся социально-экономической, политической ситуации в стране.

Во-вторых, статистика, ориентированная на использование официальных, открытых данных правоохранительных органов, не в полной мере учитывает возникающие новые проявления теневой экономики. И поэтому дает картину, раскрывающую специфику предыдущего этапа развития теневой экономики. Так, например, в приведенных данных отсутствовали такие виды теневой экономической деятельности, как «бегство» капитала, не учитывались наряду с контрабандой административные таможенные нарушения и пр. В связи с чем, при определении угроз-действий экономической безопасности республики, на наш взгляд, возрастает роль анализа ситуации на основании оценки социально-экономической обстановки.



3.Социально-экономические последствия развития теневой экономики и возможные пути ее преобразования в интересах общества.
Даже усредненные стоимостные оценки ежегодного оборота ка­питалов теневой экономики в стране в 80-90-е годы показывают, что уже в тот период он приблизился и по обороту (от 13% до 50%), и по численности занятых (30-40% рабочей силы) к критическому пределу, когда, по подсчетам за­падных экономистов, экономика теряет управляемость. Причем, наиболее существенный прирост теневой экономики произо­шел в последние десятилетия: если в конце 50-х - начале 60-х го­дов по данным НИИ при Госплане СССР, в теневую экономику было вовлечено всего лишь 7-9 млн. человек, то в начале 90-х годов только в России - уже 40-50 млн. человек, из которых 1,4-2 млн. человек действовало в криминальной сфере теневых отношений.

Для сравнения, в ряде стран Запада масштабы теневой эконо­мики (в процентах к ВНП) составляли: в Швеции и Дании – 3 –6%, 4% в Финляндии, а наибольшие в Греции (29-35%) и в Италии (20-26%).69 В России ее доля достигает 45%, на Украине 52-55%.70

Таким образом, вывод экономистов о потере управляемости подтвердился в странах СНГ, где главным последствием развития теневой экономики явился развал, кризис народного хозяйства, потеря управляемости, разрушение хозяйственных связей, спад производства, рост эконо­мической преступности и ряд других аспектов.

К негативным последствиям теневой экономики относится и из­менения в политической обстановке в стране. Не без помощи "тене­виков" теряют свои позиции органы государственной власти, в пред­выборной борьбе за депутатские места выдвигаются ставленники те­невой экономики и организованной преступности, разрастается кор­рупция, идет непрерывный подкуп и развращение представителей государственной власти и депутатского корпуса, усиливается неве­рие людей в справедливость исполнительных и законодательных ор­ганов власти и т.д. Зачастую идет неприкрытая борьба за власть, ибо от того, в чьих она руках, напрямую зависят сохранность ка­питала, свобода и имидж воротил теневой экономики.

В социальной сфере теневая экономика привела к резкой диф­ференциации, расслоению общества на бедных и богатых, потерявших моральные и нравственные ориентиры; к ориентации значительной части общества, в том числе интеллигенции, на принцип получения дохода любыми средствами - с использованием служебного положе­ния, взяточничества, спекуляции, воровства и пр. На базе теневых отношений разжигаются национальные конфликты (Новый Узень, быто­вой национализм по отношению к представителям Закавказья, реали­зующим свою продукцию на рынках страны и пр.). В то же время негативное отношение общества к теневой экономике почти один к од­ному переносится на зарождающиеся рыночные элементы, которые за­частую тоже не могут избежать проникновения теневиков.

Иными словами, теневая экономика выступает реальной угрозой экономической безопасности. И, общественное мнение и практика прошлых лет однозначно ори­ентированы на полную ликвидацию, уничтожение этого сектора. При­чем, парадокс ситуации заключается в том, что население активно требует уничтожить этого "монстра, поедающего всех и вся", но фактически каждый пользуется услугами этого сектора, голосуя за его существование рублем.

Такая ситуация складывается в силу того, что теневая экономика отражает разницу между официальной экономической политикой и тем, что считают нужным, удобным для себя люди. Иначе говоря, она возникает из-за пренеб­режения со стороны государственной экономики реальными экономическими интересами населения.

Полезные виды деятельности были загнаны в свое время в под­полье политикой командно-административной системы - политикой принудительного огосударствления. Но если государство не в силах обеспечить насыщение соответствующими благами сферы потребления, а общество не может без них обойтись, неизбежно возникает подпольная экономическая деятельность и борьба с ней не может увен­чаться успехом.

Значит, прежде всего, необходимо четко определить, какие сферы являются действительно теневыми, криминальными. И с этой точки зрения лишь критерий социально-экономической полезности деятельности позволяет провести грань между теневой и нетеневой экономической деятельностью. Этот же критерий полностью игнори­ровался государственными органами, когда вводились ограничения на занятия кооперативами посреднической деятельностью, хотя реальной была ситуация излишних запасов сырья, продуктов в одних регионах страны, и нехватка их в других. Или - ужесточение от­ветственности за спекуляцию товарами народного потребления, ког­да акцент был сделан на сам факт перепродажи, но не контролиро­вались источники поступления товаров за счет их изъятия из роз­ничной торговли, в стороне, как бы, осталась спекуляция средствами производства. А вот развитие комиссионной торговли по договорным ценам "развязало" руки правоохранительным органам именно в борьбе с крупными преступлениями, реально сократив спекуляцию на "толкучках".

Иными словами, борьба с теневой экономикой должна быть борьбой не с конкретными людьми, субъектами теневых отношений, а с причинами, их порождающими. А в этом случае речь должна идти уже не о борьбе, а о реформировании системы экономических отно­шений, приведении ее в соответствие с потребностями, интересами общества в целом и каждого гражданина.

По мнению большинства экономистов, важнейшим направлением трансформации теневой экономики должно быть введение рыночных отношений. Рынок за счет легализации части теневой деятельности (следует добавить - значительной части) может сократить масштабы теневой экономики на 80-90% ее объема, так как большинство видов теневой деятельности стали та­ковыми из-за действовавшего законодательства. Тогда теневая эконо­мика останется в двух видах: а) укрывательство доходов от нало­гообложения; б) производство и реализация антиобщественной про­дукции и услуг (наркобизнес, рэкет и пр.). Все, что противоречит здоровому развитию общества, равноправным взаимоотношениям субъ­ектов и рациональному функционированию производства, - все это и надо относить к теневой экономике.

Эффективное регулирование государством рыночных отношений будет означать создание иных, не командно-административных, а экономических условий жизнедея­тельности, проведения экономической реформы. В этом плане необ­ходимо:

- создавать условия для выведения из подполья всех видов общественно полезной хо­зяйственной деятельности по производству благ и услуг;

-законодательно обеспечить гарантии индивидуально-трудовой формы собственности вплоть до отмены ряда статей уголовного за­конодательства, но с обязательным, утвержденным законом механиз­мом материально-технического обеспечения индивидуальной трудовой деятельности;

- создание стабильной налоговой системы, базирующейся на твердой ставке налогов, без увязки с уровнем рентабельности;

- создание эффективно действующей финансово-контрольной и правоохранительной систем.

Но нельзя забывать и о том, что развитие рыночных отношений на первых порах действует неоднозначно. Оно создает превосходные условия для "отмывания", легализации незаконно накопленных капиталов; превращения средств государственных и общественных ор­ганизаций и предприятий в собственность группы лиц или отдельных граждан. Начался этот процесс уже в 70-е годы, когда, например, валютные средства помещались в зарубежные банки на именные сче­та, а не счета организаций. Сегодня - это уже серьезная тенден­ция, реализуемая через создание малых и совместных предприятий при государственных учреждениях и объединениях; помещение средств в виде пая в коммерческие банки; кредитование кооперати­вов и т.д. Очень широко используются так называемые "правовые ды­ры" в законодательстве, когда в одной республике можно, напри­мер, становиться учредителем коммерческого банка административным орга­нам и пр.

Неизбежен при переходе к рынку и всплеск спекуляции (как бы мы не именовали скупку-перепродажу с целью наживы), который дол­жен бы регулироваться, смягчаться государством. К сожалению, государственные структуры практически во всех республиках идут по пути обеспечения населению компенсаций при инфляционном росте цен (одной из причин последнего является и спекуляция). В то же время заботой государства должно было бы стать обеспечение бесперебойного, эффективного производства товаров народного потребления в государственном секторе.

К последствиям введения рынка с точки зрения укрепления по­зиций теневой экономики следует относить и процесс замены моно­полии государственных структур, существовавшей до последнего времени, монополией теневых структур.

Уже идет процесс расширения каналов перекачки денег за гра­ницу, зачастую с использованием официальных возможностей.

Неизбежен и рост численности предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов. Даже в США, при ее развитой налоговой системе (более 100 тысяч человек штатных инспекторов и привлеченных специалистов) бюджет не добирает ежегодно около 80 млрд. долла­ров.

Все это однозначно говорит о том, что введение рыночных от­ношений и трансформация теневой экономики должна идти под стро­гим контролем государства. Этот контроль должен носить не запре­тительный, а координирующий характер. Не менее значимым для воз­действия на развитие теневой экономики, превращение ее в общест­венно значимую легальную сферу деятельности, является процесс приватизации и разгосударствления. Если государственный сектор в лице предприятий, организаций и учреждений будет в своей подав­ляющей части приватизирован, это однозначно приведет к росту те­невой сферы деятельности. Пусть приватизируются создаваемые коо­перативы, малые предприятия, сфера услуг, где основные средства производства незначительны. Государственный сектор должен изме­нять свою структуру, пропорции между производством средств про­изводства и предметов потребления, внедрять экономические методы хозяйствования.

Иными словами, обязательным условием трансформации теневой экономики является сохранение государственного сектора экономики, как противовеса теневой деятельности.

Кроме того, следует учитывать размеры теневой деятельности в государственном секторе. В этой связи встает задача не раз­государствления, а ликвидации бюрократизма в управлении, монопо­лизма производителей, предоставления экономической свободы предприятиям. Должна быть создана стабильная налоговая система, стимулирующая развитие производства, расширение номенклатуры и ассортимента продукции, рост производительности труда и т.д.

Экономические меры должны быть подкреплены комплексом поли­тических и социальных аспектов: обеспечение стабильности власт­ных структур, строгое исполнение закона, гарантии свободы хо­зяйственной деятельности и строгий контроль за работой органов управления и т.д.

Переход к рынку - сложная проблема, требующая глубокой тео­ретической проработки и комплекса практических мер. И важно пра­вильно соотнести движение к рынку с уже имеющимися и возникающи­ми негативными последствиями теневой экономики, разрабатывать комплекс превентивных социально-экономических мероприятий по ми­нимизации негативных последствий.

Переходный период к рынку должен быть обеспечен активной деятельностью правоохранительной системы в целом. Для этого необходимы изменения в законо­дательной базе, материальное и моральное стимулирование, соци­альная защита сотрудников подразделений, ведущих борьбу с орга­низованной преступностью и теневой экономикой, коррупцией и уго­ловной преступностью.

Таким образом, социально-экономический анализ теневой экономики как угрозы экономической безопасности показывает, что:

1. Теневая экономика - специфическая форма экономической деятельности, реализуемая в народном хозяйстве и подчиненная це­ли получения доходов от незаконной и полулегальной хозяйственной практики.

2. Теневая экономика была порождена и сформировалась не просто в недрах "световой" экономики, но и создана самой команд­но-административной системой для укрепления своего экономическо­го положения и реализации выдвинутых политических установок.

3. Первоначально теневые отношения использовались для ком­пенсации недостатков системы централизованного управления и пла­нирования, пополнения товарной массы и регулирования соотношения между ней и денежной массой на руках у населения. В этот период механизм реализации теневых отношений включал неформальные хо­зяйственные связи, институт "толкачей", приписки. И только в последствии появились "цеховики", спекуляция, взяточничество и пр. Коррупция как элемент теневых отношений формировалась в са­мой командно-административной системе как принцип функционирова­ния последней в условиях деформации социальной системы.

4. Соответственно, в современных условиях особенности развития теневой экономики накладывают свой отпечаток на тенденции ее развития, что реализуется в росте коррупции, в появлении соответствующих форм теневой деятельности.

5. Первым и наиболее главным элементом в структуре теневой экономики является звено, определяемое как неформальные хо­зяйственные отношения между производителями, основанные на лич­ных связях, совпадении сиюминутных и перспективных экономических интересов отдельных руководителей или даже производственных кол­лективов.

6. Рост теневой экономики наряду с другими причинами при­вел к обострению борьбы за власть, развалу СССР, изменению эко­номической системы, обострению кризиса народного хозяйства и по­тере его управляемости, резкой дифференциации общества.

7. Негативное отношение общества к теневой экономике пе­реносится на зарождающиеся рыночные элементы и не позволяет разграничить экономические механизмы, необходимые для формирова­ния рынка, от негативных последствий теневой экономики. Соот­ветственно и меры борьбы с теневой экономикой в большей степени ограничивают введение механизмов рынка, чем воздействуют на те­невую экономику.

8. Исходной посылкой в преодолении негативных последствий теневой экономики является введение критерия социально-экономи­ческой полезности экономической деятельности как основы отнесения тех или иных сфер к действительно теневым, криминальным.

9. Борьба с теневой экономикой должна реализовываться, прежде всего, че­рез реформирование системы экономических отношений в соот­ветствии с потребностями, интересами общества в целом и каждого гражданина.

10. Введение рыночных отношений должно быть не самоцелью, а средством повышения эффективности общественного производства. С этой целью, в частности, необходимо пересмотреть вопросы о сути разгосударствления и приватизации, о налоговой системе, обеспе­чить стабильность власти и строгое исполнение законов (любых, даже не отвечающих сегодня потребностям развития рынка).

11.Каждый законодательный акт, постановление исполнительной власти по вопросам хозяйственной деятельности должны в процессе обсуждения проходить экспертизу в правоохранительных органах на предмет прогнозирования возможных "лазеек" для теневиков и орга­низованной преступности.

РАЗДЕЛ 3. Формы проявления и механизмы реализации отдельных видов экономической преступности и противоправной деятельности в современных условиях.

Глава 6. Особенности противоправных деяний в финансово-кредитной сфере


  1. Классификация противоправных деяний, совершаемых

в финансово-кредитной сфере.
В последнее время наиболее активно расширяются масштабы экономических преступлений в сфере финансово-кредитных и внешнеэкономических отношений. Помимо уже названных причин роста экономической преступности, этому способствует то, что преступные формиро­вания стран ближнего зарубежья оценили выгодные для них условия, сложив­шиеся в республике, и предрасположенность белорусских субъектов хозяйс­твования к участию в совершении экономических преступлений, и, в частности, оказанию услуг по отмыванию и легализации преступно нажитых капиталов за плату.

Финансово-кредитная система страны представлена сетью банковских уч­реждений, страховых компаний, профсоюзных и иных фондов, а также других организаций, призванных мобилизовать временно свободные денежные средс­тва для инвестирования в экономику и социальную сферу. Наибольший вес в указанной системе представляют банки. В Беларуси наряду с Национальным банком функционируют коммерческие банковские учреждения.

Анализ деятельности финансовых структур дает основание утверждать, что подавляю­щее большинство коммерческих банков осуществляет размещение краткосроч­ных денежных средств в торгово-посреднических операциях и практически не содействует социально-экономическому развитию республики. Отсутствие на первоначальном этапе и в определенной степени в настоящее время четкой нормативной базы, регулирующей деятельность банков, позволяют им полу­чать сверхприбыль, что привлекает внимание к ним "дельцов теневой эконо­мики" и криминальные структуры.

Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что чаще всего различного рода правонарушения и преступления в этой сфере совершаются при косвен­ном или непосредственном участии коммерческих банков. Благодаря своим связям среди коррумпированных должностных лиц, предприимчивые дельцы по­лучают денежные ресурсы для своего противоправного бизнеса. Осуществля­ются махинации с конвертацией валюты, операции по "отмыванию" и переводу в наличную форму полученных преступным путем средств и т.д.

Поступающая в органы власти и управления информация свидетельствует об углублении кри­миногенных процессов в кредитно-финансовой системе, которые приобретают все более острый характер и дает основания сделать вывод, что нарушения в финансово-кредитной сфере имеют тенденцию к росту как в количественном отношении, так и в разнообразии своих форм и методов.

На современном этапе в сфере финансово-кредитных отношений совершают­ся деяния, которые можно классифицировать по ряду признаков.

1.По степени нарушения законодательства:

- уголовно наказуемые;

- подпадающие под административные и экономические санкции.

2.По механизму совершения преступления:

- с использованием существующих финансово-кредитных структур;

- с использованием "ниш" в законодательстве;

- с использованием поддельных документов;

- с использованием коррумпированных связей.

3.По методам совершения:

- хищения;

- подлог;

- незаконное получение кредитов;

- мошенничество.

4.По сферам совершения:

- сфера налогообложения;

- сфера кредитования;

- валютные операции;

- сфера приватизации;

- сфера наличного денежного обращения.

Такая классификация имеет условный характер, поскольку в основном преступления включают в себя ряд механизмов, способов и пр. Однако она позволяет осуществлять моделирование преступной деятельности, раскрывать механизмы совершения преступлений, прогнози­ровать последующие шаги преступников и тем самым заранее задействовать правовые, организационные и экономические меры для пресечения и предупреждения преступления. Проведенный авторами анализ хозяйственной практики, позволяет выделить следую­щие области совершения преступных действий в финансово-кредитной сфере.




страница 1 ... страница 2 | страница 3 | страница 4 страница 5 страница 6 ... страница 10 | страница 11

Смотрите также: