Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 10 | страница 11
РАЗДЕЛ 2.Социально-экономический анализ источников угроз экономической безопасности.
Глава 3. Экономическая преступность в системе внутренних угроз экономической безопасности государства.

1.Экономическая безопасность и экономическая преступность.

В условиях становления суверенитета Республики Беларусь, разрыва сложившихся в рамках СССР экономических связей, перехода к рыночным отношениям и пр. существенно возрастает значимость вопроса об обеспечении экономической безопасности республики. И, прежде всего, этот вопрос встает в плане определения факторов и угроз экономической безопасности - то есть, тех причин, действий или процессов, которые в той или иной мере влияют на состояние экономики республики, могут сдерживать или деформировать ее развитие, препятствуют реализации экономических интересов. К сожалению, развитие ситуации в республике, так же как и в целом в бывшем Советском Союзе, не позволило спрогнозировать тенденции развития и опреде­лить пути решения этой проблемы, основываясь либо на теорети­ческих разработках, либо на изучении ситуации в мировой практи­ке, либо на анализе происходящих в стране перемен. Слишком быст­ротечно, с негативными последствиями и со скрытой заинтересован­ностью в сохранении нестабильной ситуации произошли изменения и деформации в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Имевшиеся разработки, прогнозы, практический опыт не использовались или просто игнорировались. Такая ситуация привела к тому, что сегодня республика оказалась в тяжелейшем положении, которое еще и усугубляется нынешними действиями органов законодательной и исполнительной власти или их бездействием. Ряд социальных групп прямо используют сложившу­юся ситуацию в своих корыстных интересах в ущерб жизненно важным экономическим интересам Беларуси. В силу этого, следует отметить, что именно внутренние угрозы экономической безопасности (угрозы-процессы, угрозы- факторы и угрозы-действия) представляют сегодня наибольшую опасность экономической безопасности республики.

Одним из существенных факторов экономической безопасности республики, угрозой реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства сегодня стала криминализация экономики, рост экономи­ческой преступности. По предложенной нами классификации данное явление выступает как угроза-процесс, но имеет свою специфику. В общем плане она рассматривается как негативный процесс, нарушающий установленный порядок осуществления экономических связей и отношений, создающий сложности в реализации экономических интересов субъектов хозяйствования, действующих в рамках законодательства. В тоже время криминализация экономики реализуется в процессе роста числа и масштабов экономических преступлений, выступает как совокупность преступных деяний, имеющих корыстный умысел и преступные цели, то есть реализуется в виде совокупности преступных действий. Иными словами, - выступает как совокупность угроз-действий.

Экономическая преступность определяется как деятельность, имеющая в качестве прямого мотива экономическую выгоду за счет ущемления интересов других субъектов хозяйствования, системати­чески и длительно осуществляемая в рамках легальной хозяйствен­ной практики, которая составляет саму основу преступных деяний.

Объектом экономических преступлений выступают имуществен­ные, финансовые и организационно-хозяйственные интересы госу­дарства, органов местного самоуправления, предприятий и других хозяйствующих субъектов, в том числе и частных лиц. То есть, - экономические интересы и система отношений, обеспечивающая их реализацию.

В любом обществе и государстве уровень преступности оказы­вает существенное влияние на национальную безопасность. Однако для нашей республики сегодня речь идет о выживании в условиях разгула преступности вообще и экономической преступности, в частности, когда мы наблюдаем не процесс формирования организо­ванной преступности, а ее превращения в сильную разветвленную систему, претендующую на лидерство в экономике и политике. С од­ной стороны, этому способствовал кризис власти командно-адми­нистративной системы. С другой, - преступность сама усугубляет напряженность социально-экономического развития, противодействуя осуществляемым политическим и экономическим реформам. На примере нашей республики видно как оправдывается прогноз исследова­телей таких социальных феноменов, какими являются организованная преступность и коррупция. Еще в начале 80-х годов зарубежные ученые утверждали, что криминальная экспансия охватывает все сферы бытия цивилизованного мира, что международная, транснацио­нальная преступность всегда политизирована, имеет свои модели решения противоречий, возникающих как внутри отдельных стран, так и в межгосударственных отношениях, выступает «спонсором» от­дельных типов социально-экономических реформ.

Уже сегодня, мы столкнулись с тем, что в условиях оконча­тельно разбалансированной ранее существовавшей модели экономики, разорванных хозяйственных связей и пр., республика и страны СНГ обрели даже не теневую экономику, а интернациональный «черный рынок». В рамках такого рынка идет схватка между силами, стремящимися отнюдь не к созданию новой экономической системы, а к использованию в своих интересах старого экономически-бюрократического механизма. Поэтому практически любые попытки реформирования, если они не учитывают такой фактор как криминализация различных сфер общест­венной жизни, в том числе и экономики, будут либо безрезультат­ны, либо - использоваться в прямо противоположном направлении, в ущерб интересам общества. И дело здесь не только, и не столько в сплочении всех преступных элементов, возникновении или усилении позиций преступных групп и сообществ, а в интенсивной адаптации максимально широких слоев населения к участию в так называемом «черном производстве». По данным 1990 года в рамках СССР крими­нализированный слой в целом составлял не менее 15 % населения страны. В то же время в последние годы уже в республике отмеча­ется резкий рост количества, например, мелких хищений, совершае­мых гражданами, ранее не привлекавшимися к ответственности. По­мимо этого, появляются новые, незнакомые для нас виды преступле­ний, которые не имеют даже определения в законе и связанны с уклонением от налогообложения, махинациями в кредитно-финансовой сфере, недобросовестным предпринимательством и др. Очень часто новые виды преступлений являются порождением самой экономической реформы, ее правового обеспечения. Например, из-за принудитель­ной продажи валюты государству предприятия не переводили денежные средства на свои счета в республике, а предпочитали помещать их в зарубежные банки, чем наносился ущерб денежной системе респуб­лики. Так по некоторым данным в Литве находится средств бело­русских предпринимателей на сумму свыше 4 млн. долларов.

Происходящий в республике и в странах СНГ процесс определя­ют как «огосударствление мафии».32 При всей публицистичности такого определения в нем отражается суть процесса. Силами, стоя­щими за таким огосударствлением, являются: бюрократия, сохранившая в своих руках право разрешать или запрещать, предоставлять льготные условия хозяйствования представителям своей касты и пр.; и организованные преступные сообщества, обладающие реальным финансовым и организационным потенциалом, используемым для ук­репления своих позиций в обществе. Взаимная оценка сил и возмож­ностей друг друга, общность интересов, и, прежде всего, - экономических, определили их взаимодействие и сотрудничество. Не всегда процесс сращивания коррумпированных чиновников и преступных сообществ осуществляется непосредственно. Чаще единство обеспе­чивается косвенным образом - за счет действий, направленных к одной цели: «первоначальное» накопление капитала за счет пере­распределения общественного богатства в ущерб интересам общест­ва, государства и личности. Поэтому так многообразны виды, фор­мы, способы и методы, используемые ими для достижения своих це­лей и совершаемые с использованием как криминальных, так и ле­гальных возможностей. Все шире практикуется создание искусствен­ного дефицита, уклонение от уплаты налогов, установление монопольно высоких цен, "прихватизация" и пр. Тем более выгодна этим силам соци­альная нестабильность, политическая борьба, рост инфляции, дег­радация общественной морали и нравственности.

Иными словами главной причиной криминализации всех сфер об­щественной жизни в республике в целом и экономики в частности является, на наш взгляд, обострение противоречий экономических интересов различ­ных социальных групп, обусловленное процессом первоначального накопления капитала. Попытки изменения существовавшей формы собственности в условиях рыночных преобразований, при отсутствии правовой базы, регулирующей этот процесс в интересах всего об­щества, приводят к противопоставлению интересов и обострению борьбы за перераспределение общественного богатства. Деятель­ность небольших по численности социальных групп, использующих криминальные методы, поддерживается и подкрепляется интенсивной адаптацией максимально широких слоев населения к участию в тене­вом производстве и в перераспределении материальных благ, что создает благоприятные условия для сокрытия интересов истинных ви­новников криминализации экономики.

Помимо того, что сами рыночные преобразования потребовали изменения структуры связей и отношений в экономике, системы расчетов и ценообразования и пр., ситуация усугубилась деятель­ностью органов управления, направленной на насильственное разру­шение крупных хозяйственных структур и централизованной бан­ковской системы; поощрением создания мелких финансово-кредитных учреждений, кооперативов и других форм хозяйствования с ущемле­нием преимуществ крупных, централизованных структур. Можно ска­зать, что серьезным фактором, способствующим развитию экономи­ческой преступности, в том числе и в организованных формах, стало ослабление роли государства в переживаемый переходный к рынку период. В аналогичные периоды роль государства во всех странах усиливалась. У нас же рычаги государственного управления посто­янно ослабевают, повсеместно падает исполнительская дисциплина, не осуществляется строгий контроль за выполнением принятых решений, уси­ливается отток наиболее квалифицированных специалистов из госу­дарственных органов. Фактически насильственное разрушение усто­явшейся модели управления дополняется противодействием со сторо­ны старых чиновников внедрению новых механизмов хозяйствования. Деятельность правоохранительных органов оказывается неэффектив­ной из-за отсутствия четко выраженных и сформулированных в законе приоритетных, жизненно важных экономических интересов республи­ки, а зачастую и двойственной их трактовкой со стороны госу­дарственных чиновников, обязанных отвечать за защиту интересов республики. И, даже существующие правовые нормы, подвергаются ве­домственным или корыстным трактовкам. Например, Методическими указаниями Главной государственной налоговой инспекции областным и Минской городской налоговым инспекциям было разре­шено в исключительных случаях принимать решения о полном или частичном освобождении налогоплательщиков от уплаты финансовых санкций. Тогда же, как закон однозначно требовал наказания неплательщиков налогов.

Не в меньшей степени на ухудшение ситуации влияет и дея­тельность зарубежных партнеров, преследующих собственные корыст­ные цели в ущерб интересам республики. Например, реализация ре­комендаций Международного валютного фонда по краткосрочному уве­личению цен на энергоносители до уровня мировых цен в России, по­мимо резкого снижения спроса на нефть и снижения жизненного уровня населения в самой России, привела к тому, что практически вся продукция Беларуси стала неконкурентоспособной не только на западе, но и в странах ближнего зарубежья. Зато на рынки респуб­лики потоком хлынули импортные товары, превращая республиканских производителей в аутсайдеров в собственном доме. Помимо раскру­чивания инфляционной спирали, такая ситуация вынуждает хо­зяйствующих субъектов республики продавать свою продукцию по демпинговым ценам в ту же Россию для погашения задолженности за энергоносители. Этим пользуются партнеры из стран СНГ, перепро­давая товары белорусских предприятий в страны дальнего зарубежья и ущемляя интересы республики. Так, по словам посла одной из стран Ближнего Востока, за 6 месяцев в страну поступило более 3000 тракторов "Беларусь" и ни один не был поставлен прямо из республики. Соответственно и валюта поступила не в республику. Не отстают и республиканские субъекты хозяйствования, любыми способами продающие за бесценок или вывозящие контрабандой за пределы республики так необходимые нам самим сырье и энергоноси­тели с одной целью - первоначального накопления капитала. А из-за отсутствия эффективного контроля за вывозом этой и другой продукции недобросовестные экспортеры, число которых резко уве­личилось, в ущерб экономическим интересам Беларуси получили возможность извлекать неконтролируемую прибыль, помещая большую часть ее в иностранные банки, в том числе в России и других странах СНГ.

В этой связи, в качестве внутренних субъектов экономических преступле­ний, наносящих ущерб экономической безопасности республики, сле­дует рассматривать:

-юридические лица (предприниматели, фирмы, фонды и благот­ворительные организации; государственные предприятия и другие субъекты хозяйствования);

-физические лица, профессионально выполняющие работу эконо­мического характера (частные производители и предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; руководители, осуществляющие от имени предприятий хозяйственные операции; сотрудники госу­дарственных организаций и учреждений и пр.);

-организованная преступность, действующая как внутри республики, так и за рубежом.

На современном этапе развития республики вопрос об опреде­лении субъектов, наносящих ущерб экономической безопасности республики, осложняется тем, что ряд деяний закон не определяет как преступные. Во-первых, - в силу появления совершенно новых видов экономических преступлений, с которыми общество столкну­лось в условиях рыночных реформ и законодатель не успевает за изменяющейся ситуацией. Во-вторых, - в связи с противодействием определенных социальных групп классификации этих действий как преступных, из-за использования их в процессе первоначального накопления капитала. Поэтому ряд названных выше субъектов в соответствии с существующим законодательством не подпадают под уголовную ответственность, но по последствиям своей деятельности наносят не меньший, а может и больший ущерб экономической безопасности об­щества. В этой связи жизненно важным на современном этапе для республики является определение приоритетных экономических инте­ресов и действий, составляющих угрозу экономической безопасности республики. Только на этой основе можно четко определить как всех субъектов угроз, так и степень их уголовной, административ­ной и т.д. ответственности. Не менее важно также определить и соотношение жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. В противном случае объективно существую­щее противоречие между ними будет затруднять деятельность госу­дарства по регулированию хозяйственной практики: или будут соз­давать искусственные барьеры в деятельности субъектов хозяйство­вания, фактически формируя опять-таки тоталитарную систему; либо государство потеряет контроль и возможности оказывать хоть ка­кое-либо положительное реальное воздействие на экономику. Помимо этого, определение приоритетов в соотношении экономических инте­ресов личности, общества и государства может обеспечить отправ­ные точки для оценки со стороны правоохранительных органов тех или иных деяний, отнесения или не отнесения их к преступным и соответственно ориентации их сотрудников в быстро меняющемся мире рыночных отношений.



Общественная опасность экономической преступности в общем плане заключается в скрытом, стихийно или организованно осущест­вляемом перераспределении доходов и собственности в ущерб жиз­ненно важным экономическим интересам республики, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и личности; в дестабили­зации экономической жизни, росте социальной напряженности и не­верии в эффективность государственной власти, чреватой социаль­ными потрясениями и взрывами, вплоть до неконституционного изменения существующей власти.

Конкретно, общественная опасность экономической преступ­ности во всех ее формах реализуется в нарушении механизмов функ­ционирования экономики: производства, распределения, обмена, потребления, финансово-кредитной сферы, ценообразования, управ­ления и т.д.



Реальная угроза от роста экономической преступности, и, прежде всего, в ее организованных формах, состоит в том, что на региональном и отраслевом уровнях в республике, как и в странах СНГ, уже происходит перехват права владения и распоряжения мате­риальными ценностями всего общества в интересах криминальных или коррумпированных сообществ. Наиболее четко это проявляется в сфере торговли, добычи и реализации стратегического сырья, энер­гоносителей, драгоценных металлов, при приватизации, в кредитно-­финансовых отношениях. Общественная опасность этого процесса усугубляется явным провалом в правовом регулировании ответствен­ности за новые виды противоправных посягательств на различные виды собственности. Причем это наглядно видно в условиях некото­рого отставания хода рыночных преобразований в России и в Бела­руси. Если в России «появился» новый вид преступной деятельности (например, ложное банкротство после получения кредитов в крупных размерах), то через некоторое время он же реализуется и в республике.

Международный опыт говорит о том, что экономическая преступность реализуется в основном в организованных формах, тесно смыкается с любыми субъектами в достижении своих целей, коррумпирует должностных лиц, услуги которых ей необходимы для отмывания незаконных доходов и создания благоприятных условий своей хозяйственной деятельности. По мнению экспертов ООН, про­никновение организованной преступности в законную экономику поч­ти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил, хотя и реализуется как процесс рациональной реорганизации в международном масштабе преступных предприятий аналогично реорга­низации законных экономических операций в экономике, построенной именно на рыночных отношениях. Это означает, что преступные ор­ганизации как национальные, так и международные, строят свои структуры аналогично структурам крупных корпораций с соот­ветствующим разделением труда, направленным на извлечение макси­мальных прибылей и максимальное сокращение риска. Преступность для достижения своих целей в сфере экономики использует насильственные средства, что само по себе подрывает и уничтожает такой принцип рыночной экономики как конкуренция. В отличие от добросовестных предпринимателей организованная преступность име­ет возможность манипулировать значительными капиталами. Проникая в область законного предпринимательства, незаконные денежные средства нарушают платежный баланс страны, денежную систему, банковское дело, подрывают рентабельность производителей различ­ных форм собственности, нарушают цены на потребительские товары и услуги, раскручивают новый виток инфляционной спирали. Возмож­ности организованной преступности значительно возрастают в связи с активным использованием ею коррумпированных связей в аппарате управления. Причем, коррупция сдерживает процесс развития, осу­ществления рыночных преобразований, замедляет экономический рост, поскольку сохранение старых условий хозяйствования обеспечивает постоянное получение доходов за счет перераспределения общест­венного богатства в интересах чиновников в ущерб обществу. При­нятие административных решений осуществляется не на основе объ­ективных критериев экономической выгодности для государства и общества, а исходя из размеров взятки, полученной тем или иным чиновником. Тем более возрастает опасность втягивания чиновников в коррумпированные связи при неотработанных механизмах привати­зации. Уже сегодня сложилась ситуация, когда государственная собственность превращается в частную за счет ущемления интересов общества, с использованием личных связей и злоупотреблением служебным по­ложением. Помимо того, что подавляющее большинство населения оказывается отстраненным от непосредственного участия в процессе приватизации, деятельность ряда чиновников прямо направлена на получение максимальной для себя выгоды. Такая ситуация усугубля­ется еще и тем, что законодательная база экономических реформ в целом и приватизации в частности не проходит общественной экспертизы и тем самым создается возможность для заинтересован­ных социальных групп закладывать в законы те положения, которые позволяют реализовать свои интересы в ущерб общественным.

В этих условиях жизненно необходимым для общества в целом и для государства, желающего сохранить свою стабильность, является создание системы независимой экспертизы из числа специалистов всех отраслей народного хозяйства, сотрудников правоохранитель­ных органов и других заинтересованных лиц. Целью такой системы должна стать оценка подготавливаемых проектов законодательных актов, анализ и прогноз возможных последствий их введения для экономики, вскрытие возможных негативных последствий, проверка соответствия законодательно определенным жизненно важным эконо­мическим интересам республики.

Не менее важно обеспечить и такое функционирование органов законодательной и исполнительной власти, которое позволило бы сократить временной отрезок между выявлением действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики и при­нятием законов об ответственности за совершение новых видов преступлений. В условиях рыночных преобразований общество все чаще сталкивается с деятельностью хозяйствующих субъектов прямо ущемляющих интересы республики. Например, - все увеличивающийся вал деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов. В странах с развитой рыночной экономикой уже определены способы и методы, используемые недобросовестными предпринимателями для уклонения от налогообложения. Многое из таких методов перенимают и респуб­ликанские субъекты хозяйствования. Однако налоговая инспекция республики еще не обладает те ми же правами, что и аналогичные структуры в странах с развитой рыночной экономикой. Правоохранительные органы республики так же испытывают затруднения с реализацией имею­щихся материалов, свидетельствующих об ущемлении экономических интересов общества, из-за отсутствия своевременно осуществленных изменений в законодательстве. И самое опасное, что трактовку со­бытиям, а зачастую и законодательным актам в таких ситуациях да­ют государственные чиновники, учитывая отнюдь не государственные интересы. Особенно наглядно это проявилось и проявляется в оцен­ке незаконного вывоза товаро-материальных ценностей за пределы республики. Что нельзя было вывезти в ручной клади отдельному гражда­нину (например, в период действия Закона о защите потребительского рынка республики), то вывозилось эшелонами, под прикрытием лицензии, полученной за взятку или с использованием личных связей и служебного положения. От­ветственности же за такие действия чиновник не нес из-за неотрегулирован­ности правовых вопросов, регламентировавших механизм лицензирования, которое фактически яви­лось тем же способом для коррумпированного чиновника получения незаконных доходов и пр.

Таким образом, жизненно важными интересами республики, в плане обеспечения экономической безопасности, является: обеспечение правовых основ хозяйственной деятельности, не до­пускающих неоднозначной трактовки положений и криминализации экономических отношений; устранение условий и предпосылок роста экономических преступлений; создание механизма, обеспечивающего реализа­цию противоречивых экономических интересов различных социальных групп в соответствии с установленными в обществе правилами и нормами хозяйственной деятельности и ограничивающего произвол чиновников в случаях, когда их действия наносят ущерб интересам республики или позволяют им реализовывать свои корыстные инте­ресы за счет перераспределения части общественного богатства.

Выявление таких скрытых, противоречащих интересам республи­ки деяний, как со стороны внутренних субъектов хозяйствования, так и инопартнеров требует специальных сил и средств, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов. В то же время создание общих условий и предпосылок борьбы с экономической преступностью может быть обеспечено деятельностью ряда других органов государствен­ной власти и управления. В этой связи возникает вопрос о созда­нии системы обеспечения экономической безопасности, субъекты и функции которой должны быть так же определены законодательно.

Кроме того, практика уже поставила ряд вопросов о взаимодействии правоохранительных орга­нов, на которые следует дать четкий ответ. То же касается и вза­имодействия, например, органов налоговой инспекции, таможни, пограничных войск и т.д. И здесь важно избежать узко ведомствен­ных подходов при разработке, как общей концепции, так и построе­нии системы обеспечения экономической безопасности. К сожалению, определенные разногласия уже наметились, например, при распреде­лении компетенции в борьбе с организованной преступностью. Вероятно, в условиях сегодняшней нестабильной обста­новки важнее не решать вопрос кто будет бороться, а обеспечить правовую базу такой борьбы, даже сохраняя определенный паралле­лизм. Поскольку речь идет о сохранении стабильной государствен­ной власти, обеспечении нормальных условий экономического разви­тия, отстаивании жизненно важных экономических интересов респуб­лики необходимо ориентироваться на приоритетные проблемы, а не сиюминутные ведомственные интересы.

В условиях, когда нарастает вал экономических преступлений, причем в организованных формах, целесообразнее анализировать и прогнозировать развитие обстановки, существующие и возникающие угрозы экономике республики, потребности в законодательной базе для борьбы с новыми формами и способами совершения экономических преступлений. Для этого система обеспечения экономической безо­пасности должна обладать гибкостью, иметь достаточное материаль­ное обеспечение и резервы для оперативного реагирования на воз­никающие изменения обстановки, мощный аналитический потенциал и поддержку со стороны законодательной и исполнительной власти.

Уже сегодня ситуация в республике позволяет прогнозировать рост таких видов экономической преступности, для борьбы с которыми правоохранительные органы не имеют достаточного опыта. К таким видам преступлений относятся: отмывание и легализация преступно на­житых средств и внедрение их в легальную экономическую деятель­ность; рост коррумпированных связей при осуществлении внешнеэко­номической деятельности, приватизации, в финансово-кредитной сфере; рост контрабанды и фиктивных бартерных сделок, оголяющих потребительский рынок республики; новые формы уклонения от нало­гообложения; производство непригодных для потребления товаров и услуг; ложные банкротства и лжепредпринимательство; махинации с ценными бумагами; использование компьютерной техники для совер­шения преступлений в финансово-кредитной сфере; расширение сот­рудничества частнопредпринимательских структур республики с за­рубежными фирмами с целью увеличения капиталов за счет ущемления экономических интересов государства; посягательства на патенты и промышленные образцы, сведения составляющие государственную и коммерческую тайну и т.д.

В этой связи обеспечение экономической безопасности должно базироваться на системе мер, обеспечивающих как общие условия преодо­ления процесса криминализации экономики, так и создающих базу эффективной деятельности правоохранительных органов. Такая система должна опираться на:

-законодательное определение приоритетных жизненно важных экономических интересов республики и компетенции всех органов государственной власти по их обеспечению и реализации;

-разработку и принятие законодательной базы, обеспечивающей цивилизованное реформирование экономики на путях рыночных преоб­разований, сочетание противоречивых экономических интересов раз­личных социальных групп в обществе;

-разработку новых законов, регулирующих частнопредпринима­тельскую деятельность и дополнение ранее принятых нормативных актов положениями, определяющими и регламентирующими контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны государственных органов управления, финансовых и правоохранительных органов, а также устанавливающих ответственность за совершение деяний, ущемляющих жизненно важные интересы государства, общества и лич­ности (например, О недобросовестном предпринимательстве; Об от­ветственности за предоставление недостоверных данных о хо­зяйственной деятельности и пр.);

-создание, возможно на переходный к рынку период, системы наказания виновных в ущемлении жизненно важных экономических ин­тересов государства и общества субъектов хозяйствования, деяния которых не подпадают под действующее законодательство, через специальный хозяйственный суд, действующий по известному на западе принципу прецедента;

-подключение к международным конвенциям по вопросам борьбы с организованной преступностью в целом и экономической преступ­ностью в частности (например, по вопросам борьбы с отмыванием незаконно нажитых денежных средств, наркобизнесом и пр.);

-создание механизма реализации законодательства в деятель­ности органов исполнительной власти и обеспечения контроля за выполнением законов в деятельности хозяйствующих субъектов неза­висимо от форм собственности, предусматривая как уголовную, так и экономическую ответственность за невыполнение требований зако­на;

-разработку универсальной, действенной системы контроля за доходами, в первую очередь, в отношении служащих государственно­го аппарата и депутатского корпуса, с определением порядка еже­годного представления декларации о доходах и проверки правиль­ности поданных сведений;

-законодательное и материальное обеспечение деятельности правоохранительных и других органов по борьбе с организованной и экономической преступностью и коррупцией; разграничение компе­тенции и четкая формулировка задач для органов МВД, госу­дарственной безопасности, таможенного комитета, налоговой инспекции и пр. в обеспечении жизненно важных экономических ин­тересов республики, общества и личности.

Особо следует учитывать, что существующие противоречия инте­ресов различных социальных групп будут определять противо­действие со стороны заинтересованных лиц в реализации системы обеспечения экономической безопасности, ликвидации криминальных условий хозяйствования. Причем, мотивация такого противодействия может быть самая разнообразная: от обвинений в зажиме рыночных преобразований, восстановления старой тоталитарной системы, до ссылок на интересы народа, обещаний светлого будущего и пр. Единственным критерием правильности действий законодательной и исполнительной власти может быть стабильность социально-экономи­ческого развития республики на основе реализации противоречивых экономических интересов различных социальных групп общества без ущемления жизненно важных, приоритетных интересов республики, при обеспечении паритета экономических целей и интересов на меж­дународной арене.

Таким образом, обеспечение экономической безопасности в сложившихся условиях роста экономической преступности в респуб­лике возможно при создании нормальных, цивилизованных условий хозяйствования, эффективной деятельности правоохранительных ор­ганов, четкого определения приоритетных жизненно важных экономи­ческих интересов общества и системы их реализации в деятельности всех органов государственного управления и субъектов хозяйство­вания.
2.Соотношение экономической и «беловоротничковой» преступности.
Особенности развития преступности в современном мире привели к необходимости теоретического осмысления произошедших изменений и выработки на этой основе рекомендаций по изменению правовых основ, страте­гии и тактики борьбы с ней как правоохранительных органов, так и всего общества.

Попытки теоретической разработки модели преступности в современ­ных условиях в разных странах привели к выводам: во-первых, преступ­ность приобрела однозначно организованный характер, что означает, что преступная деятельность осуществляется преступными группами и сооб­ществами, базирующимися на разделении труда и занимающимися ею как промыслом. Во-вторых, - основной сферой преступной деятельности становится экономика. В-третьих, - все более распространенными становятся преступления, совершаемые не традиционными уголовными способами, а с использованием экономических методов.

Первая вышеперечисленная особенность современной преступности уже получила свое определение и в теории, и в практике в понятиях - орга­низованная преступность, мафия, якудза, триада и пр. При отсутствии четкого уголовно-правового определения эти термины широко используются для ха­рактеристики сути этого явления. А для характеристики второй и третьей особенностей современной преступности были выделены два понятия - эко­номическая и "беловоротничковая" преступность.

Понятие экономическая преступность (economic crime, delinquance d'affaires, wirtschaftsverbrechen) в теории и практике стран Запада и Японии, например, не имеет четких уголовно-правовых границ, и сущест­вуют разные точки зрения на его содержание.

Прежде всего, государственными органами, ведущими борьбу с преступ­ностью, к экономической преступности относятся преступления, совершае­мые в экономической сфере и имеющие в качестве прямого мотива экономи­ческую выгоду. Кроме того, считается, что экономическая преступность обычно носит длительный характер, осуществляется систематически и со­вершается в рамках легальной хозяйственной деятельности.

Экономические преступления, как правило, характеризуются большим раз­махом, зачастую затрагивают хозяйственные интересы государства, фирм или наносят ущерб экономическим интересам групп людей. Такие правонарушения чаще всего бывает весьма трудно обнаружить, во многих случаях возникают серьезные затруд­нения с привлечением виновных к уголовной ответственности за вскрытые злоупотребления материальными и денежными средствами. Примерами экономи­ческой преступности могут служить обман налоговых властей, валютные ма­хинации, мошенничество и преступления должников.

К преступлениям экономического характера относятся преступления про­тив собственности, хозяйственные и должностные преступления. Сюда входит целый спектр таких правонарушений, как: хищение; мошенничество; подделка денег и ценных бумаг; махинации с валютой, с драгоценными металлами и камнями; нелегальный вывоз стратегического сырья и материалов; подлог документов; заключение фиктивных договоров и контрактов; сокрытие доходов от налого­обложения; нелицензированная торговля; поставка некачественных товаров; операции по подложным банковским гарантиям; криминальная приватизация; лжебанкротства; создание лжефирм и т.д.

Экономическое преступление, как его понимают правоохранительные орга­ны большинства стран, есть наказуемое деяние, длительное по времени, систематическое и корыстного характера, совершаемое в рамках хозяйс­твенной деятельности, которая составляет саму основу этих деяний.

Иными словами, при характеристике экономических преступлений ис­ходят из того, что это систематически и длительно совершаемое под прикрытием легальной хозяйственной деятельности противоправное деяние в экономической сфере. Но ни методы, ни субъекты преступных действий в данном контексте не рассматриваются. А это означает, что преступление может быть совершено как под угрозой использования насилия по отноше­нию к субъекту хозяйствования со стороны организованной преступной группировки, так и самим хозяйственником по корыстному умыслу. Это мо­жет быть и хищение имущества, и кража в особо крупных размерах, афера с использованием коррумпированных связей или мошенничество и т.д.

В тоже время правоохранительные органы республики в своей деятельности столкнулись с рядом деяний, которые в соот­ветствии с существующим законодательством нельзя было отнести к конк­ретным статьям УК, в крайнем случае, они подпадали под административную ответственность и оценивались как правонарушения, но не преступле­ния. То есть, - совершались такими методами или в таких формах, кото­рые наносили значительный ущерб экономическим интересам субъектов хо­зяйствования, но не позволяли доказать злой умысел или не являлись не­законными. Для характеристики такого рода деяний и было введено поня­тие беловоротничковая преступность.

Еще в изданной в 1949 г. монографии "White Collar Crime" американс­кий профессор Э.Сатерленд впервые ввел термин "беловоротничковое прес­тупление". Он определил его как преступление, совершаемое занимающим высокое социальное положение лицом при исполнении служебных обязаннос­тей, сконцентрировав внимание на такой специфичной черте данного вида правонарушений как социальное положение субъекта.

Однако, с практической точки зрения специалисты правоохранительных органов США разделяют позицию по данному вопросу другого американского специалиста Г. Эдельгертца, который определяет "беловоротничковое" преступление как незаконное действие или серию незаконных действий, совершенных без применения физической силы, с целью получения посредс­твом сокрытия или обмана денег или имущества, уклонения от платежей или возмещения убытков, извлечения экономических или личных выгод. В данном определении подчеркивается, прежде всего, такая особенность как совершение преступления субъектом хозяйствования без применения физи­ческой силы и без угрозы насилия со стороны. Однако остальные, выде­ленные в трактовке характеристики не позволяют провести отличия бело­воротничковой преступности от экономической. В этой связи на практике стали осуществляться подходы, при которых от общего определения право­охранительные органы перешли к перечислению или методов, или сфер, в которых совершаются преступления имеющие беловоротничковый характер.

В толковании американских федеральных судов, например, под "белово­ротничковой" преступностью понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растраты, мошенничество при почтовых опе­рациях и т.д.

В мировой практике под юрисдикцию законодательства подпадают следую­щие категории экономических преступлений:

- связанные с нарушением антитрестовского законодательства;

- мошенничество с ценными бумагами и на фондовой бирже;

- мошенничество, связанное с нарушением правил почтовой и телеграфной связи, ложные исковые требования и заявления;

- мошенничество при выдаче кредитов и ссуд;

- присвоение банковских средств;

- уклонение от уплаты налогов и взяточничество.

- получение взятки официальным лицом от предпринимателя с целью содействовать заключению выгодного контракта или добиться принятия угодного закона;

- хищение фондов или их использование не по назначению;

- умышленно организованные банкротства;

- сговор о фиксированных ценах на ту или иную продукцию;

- подделка продуктов питания и медикаментов;

- обман клиентуры при производстве строительных и ремонтных работ и другие незаконные действия в сфере производства, торговли и обслужива­ния;

- компьютерные и экологические преступления.

Особую заботу правоохранительных органов вызывает экономическая прес­тупность, затрагивающая интересы национальной обороны и безопасности, банковской системы, налогоплательщиков и вкладчиков, проявляющаяся, преж­де всего, в следующих сферах:

- мошенничество при покупке и поставке военной продукции;

- мошенничество против банков и других финансовых институтов;

- "отмывание" денег;

- обманные действия при капиталовложениях;

- махинации с ценными бумагами;

- манипуляции с фондами социального обеспечения.

В соответствии с классификацией экономической преступности сложилась международная практика сосредоточения основных усилий правоохранительных органов и спецслужб на трех приоритетных направлениях борьбы с данным видом преступности: мошенничество против правительства, финансовые прес­тупления и коррупция должностных лиц.

В последнее время серьезный ущерб экономике стран Запада наносит мо­шенничество при совершении сделок на биржах, в процессе которых исполь­зуются средства телекоммуникации.

Иными словами, термины экономическая и беловоротничковая преступ­ность в данных трактовках имеют схожий смысл и отличаются тем, что беловоротничковая преступность осуществляется без применения физической силы.

В тоже время, в нашей литературе сформировалась точка зрения, поддерживаемая авторами, в соответствии с которой, термин «беловоротничковая» следует использовать при характеристике типов экономической преступности, совершаемых в организованных формах. Имеется в виду то, что условия и особенности развития организованной преступности в различных странах предопределяют различный ее характер. И прежде всего, эти условия предопределяют возникновение разновидностей (по характеру преобладающих способов и методов преступной деятельности) организован­ной преступности - гангстеризм (гангстерская), политическая (террорис­тическая) или беловоротничковая организованная преступность преоблада­ет в той или иной стране33. В этом плане в данной проблеме рассматривается вопрос о том, какие методы, формы, способы действия наиболее активно использует ор­ганизованная преступность. Гангстеризм отличает приверженность к шан­тажу, угрозам, похищению детей и т.д. Считается, что такая характерис­тика присуща американской мафии. Политический характер организованная преступность приобретает, делая ставку на методы политического террора - например, наркобизнес в Латинской Америке. Организованную преступ­ность в нашей стране чаще рассматривают как беловоротничковую - и по преобладающему социальному составу (высокая доля преступников-хозяйс­твенников), и по методам, используемым при совершении преступлений (экономические).

Следует учитывать, конечно, определенную условность такой класси­фикации, а так же и то, что преобладание каких-либо одних методов со­вершения преступлений не исключает использование других. Например, ор­ганизованная преступность в странах СНГ с таким же успехом, как и аме­риканские гангстеры, использует шантаж, угрозы, похищения. И уже не редкость для нас и убийства политических лидеров, депутатов, общест­венных деятелей, хозяйственных руководителей как в Латинской Америке. Однако при характеристике организованной преступности как социального явления определение ее как беловоротничковой позволяет сделать акцент на том, какие действия должно предпринять общество для успешной борьбы и устранения предпосылок разрастания этого явления.

"Беловоротничковый" характер организованной преступности в нашей стране, по нашему мнению, связан с конкретно-историческими условиями ее возникновения, которые будут подробнее рассмотрены далее. И проявляется они в том, что сращивание теневой экономики, коррупции и уго­ловной преступности зачастую имеет косвенный характер и реализуется как сращивание интересов. В результате проведенных исследований авторы пришли к выводу, что однонаправленность дейс­твий уголовной преступности, «теневиков» и коррумпированных чиновников достигается не за счет предварительной договоренности, подкупа и пр., а из-за того, что та или иная ситуация выгодна им всем. Например, за­коны, четко регламентирующие процессы приватизации (в Беларуси) или предоставляющие права правоохранительным органам в борьбе с преступ­ностью (УК в России), не принимались долгое время не из-за того, что подкуплены все депутаты, а силу взаимной выгодности такой ситуации. Перераспределение общественной собственности, первоначальное накопление капитала, лега­лизацию уголовно накопленных средств легче вести в условиях правовой нестабильности.

В материалах девятого конгресса ООН по предупреждению преступнос­ти и обращению с правонарушителями, состоявшегося в апреле-мае 1995 года, обращалось внимание на то, что "беловоротничковую" преступность следует квалифицировать по исполнителям. Подобный подход объясняется тем, что лица, участвующие в таких противоправных деяниях, отличаются от лиц, причастных к другим, более традиционным, видам преступности и подобные правонарушения нередко совершаются в контексте или в ходе за­конной деятельности и, как правило, не сопряжены с непосредственным применением насилия.

Таким образом, говоря о "беловоротничковой" преступности следует, видимо, исходить из того, что это понятие характеризует:34

- во-первых, что субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются "порядочные" представители общества и деловых кругов - долж­ностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;

- во-вторых, указанная преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хо­зяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

- в-третьих, это преступления, совершаемые без применения методов на­силия, но с использованием экономических методов, правовых "дыр" в за­конодательстве, служебного положения,

- в-четвертых, высокую степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;


  • - в-пятых, что преступления совершаются с использованием самой со­вершенной технологии, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаци, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью ко­торых совершается преступление.

В тоже время, к экономической преступности в СССР и до последнего времени в России обычно относили: некоторые виды государственных преступлений (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.), хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребления властью или служебным положением, подлог и др.)35. То есть, фактически, те виды преступных деяний, которые также совершаются своеобразными методами. Можно сказать - беловоротничковыми.

Проведенные в последние годы диссертационные исследования36 позволили обобщить ряд моментов характеризующих теоретические основы анализа экономической преступности. В частности на основе анализа иностранной криминологической литературы выделяются 6 признаков экономической преступности: эти деяния совершаются 1) в процессе профессиональной деятельности; 2) в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности; 3)носят корыстный характер; 4) имеют длящееся систематическое развитие; 5) наносят ущерб экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан; 6) совершаются юридическими и физическими лицами, действующими от имени и в интересах предприятия. Но экономические преступления совершаются не только от имени и в интересах предприятия.

При всем разнообразии подходов, имеющихся в мировой литературе, суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой составляют преступления, совершаемые корпорациями против государственной экономики и против экономической политики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей.

Иными словами, экономическую преступность можно определить именно как преступную деятельность, имеющую в качестве прямого мотива экономическую выгоду за счет ущемления интересов других субъектов хозяйствования, систематически и длительно осуществляемая в рамках легальной хозяйственной практики, которая составляет саму основу преступных деяний и, на наш взгляд, должна рассматриваться как самостоятельный вид преступной деятельности, который совершается в том числе в организованной форме и с использованием беловоротничковых методов.

Во-первых, потому, что для нее характерно четкое выделение объектов. Объектом экономических преступлений выступают имущественные, финансовые и организационно-хозяйственные интересы государства, органов местного самоуправления, предприятий и других субъектов хозяйствования, в том числе и частных лиц.

Во-вторых, для всех преступных действий имеется общность как сферы реализации – экономика, так и форм и методов осуществления преступлений.

В-третьих, четко очерчивается круг субъектов экономических преступлений. Субъектами экономических преступлений, чьи действия ущемляют экономические интересы личности, общества и государства в современных условиях могут быть: юридические лица, физические лица, организованные преступные сообщества и организации.

Иными словами, экономические преступления могут совершаться как традиционными уголовно-наказуемыми методами, в том числе и с применением силы (или угрозы силы), так и носить «беловоротничковый» характер, что накладывает определенную специфику на возможности правоохранительных органов в борьбе с такого рода преступлениями.

В современных условиях, по нашему мнению, общей тенденцией развития преступности вообще и экономической в частности является усиление ее «беловоротничкового» характера в силу социально-экономических условий развития общества и республики. И этот процесс представляет реальную угрозу экономической безопасности личности, общества и государства.

В немаловажной степени такое положение экономической преступности обусловлено спецификой становления организационной формы ее реализации – организованной преступности, которая, в тоже время, реализуется и в функционировании других видов и форм преступности.




Глава 4. Организованная преступность: социально-экономическая сущность и особенности проявления в современных условиях.



страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 10 | страница 11

Смотрите также: