страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 10 | страница 11 РАЗДЕЛ 2.Социально-экономический анализ источников угроз экономической безопасности.
Глава 3. Экономическая преступность в системе внутренних угроз экономической безопасности государства.
1.Экономическая безопасность и экономическая преступность.
В условиях становления суверенитета Республики Беларусь, разрыва сложившихся в рамках СССР экономических связей, перехода к рыночным отношениям и пр. существенно возрастает значимость вопроса об обеспечении экономической безопасности республики. И, прежде всего, этот вопрос встает в плане определения факторов и угроз экономической безопасности - то есть, тех причин, действий или процессов, которые в той или иной мере влияют на состояние экономики республики, могут сдерживать или деформировать ее развитие, препятствуют реализации экономических интересов. К сожалению, развитие ситуации в республике, так же как и в целом в бывшем Советском Союзе, не позволило спрогнозировать тенденции развития и определить пути решения этой проблемы, основываясь либо на теоретических разработках, либо на изучении ситуации в мировой практике, либо на анализе происходящих в стране перемен. Слишком быстротечно, с негативными последствиями и со скрытой заинтересованностью в сохранении нестабильной ситуации произошли изменения и деформации в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Имевшиеся разработки, прогнозы, практический опыт не использовались или просто игнорировались. Такая ситуация привела к тому, что сегодня республика оказалась в тяжелейшем положении, которое еще и усугубляется нынешними действиями органов законодательной и исполнительной власти или их бездействием. Ряд социальных групп прямо используют сложившуюся ситуацию в своих корыстных интересах в ущерб жизненно важным экономическим интересам Беларуси. В силу этого, следует отметить, что именно внутренние угрозы экономической безопасности (угрозы-процессы, угрозы- факторы и угрозы-действия) представляют сегодня наибольшую опасность экономической безопасности республики.
Одним из существенных факторов экономической безопасности республики, угрозой реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства сегодня стала криминализация экономики, рост экономической преступности. По предложенной нами классификации данное явление выступает как угроза-процесс, но имеет свою специфику. В общем плане она рассматривается как негативный процесс, нарушающий установленный порядок осуществления экономических связей и отношений, создающий сложности в реализации экономических интересов субъектов хозяйствования, действующих в рамках законодательства. В тоже время криминализация экономики реализуется в процессе роста числа и масштабов экономических преступлений, выступает как совокупность преступных деяний, имеющих корыстный умысел и преступные цели, то есть реализуется в виде совокупности преступных действий. Иными словами, - выступает как совокупность угроз-действий.
Экономическая преступность определяется как деятельность, имеющая в качестве прямого мотива экономическую выгоду за счет ущемления интересов других субъектов хозяйствования, систематически и длительно осуществляемая в рамках легальной хозяйственной практики, которая составляет саму основу преступных деяний.
Объектом экономических преступлений выступают имущественные, финансовые и организационно-хозяйственные интересы государства, органов местного самоуправления, предприятий и других хозяйствующих субъектов, в том числе и частных лиц. То есть, - экономические интересы и система отношений, обеспечивающая их реализацию.
В любом обществе и государстве уровень преступности оказывает существенное влияние на национальную безопасность. Однако для нашей республики сегодня речь идет о выживании в условиях разгула преступности вообще и экономической преступности, в частности, когда мы наблюдаем не процесс формирования организованной преступности, а ее превращения в сильную разветвленную систему, претендующую на лидерство в экономике и политике. С одной стороны, этому способствовал кризис власти командно-административной системы. С другой, - преступность сама усугубляет напряженность социально-экономического развития, противодействуя осуществляемым политическим и экономическим реформам. На примере нашей республики видно как оправдывается прогноз исследователей таких социальных феноменов, какими являются организованная преступность и коррупция. Еще в начале 80-х годов зарубежные ученые утверждали, что криминальная экспансия охватывает все сферы бытия цивилизованного мира, что международная, транснациональная преступность всегда политизирована, имеет свои модели решения противоречий, возникающих как внутри отдельных стран, так и в межгосударственных отношениях, выступает «спонсором» отдельных типов социально-экономических реформ.
Уже сегодня, мы столкнулись с тем, что в условиях окончательно разбалансированной ранее существовавшей модели экономики, разорванных хозяйственных связей и пр., республика и страны СНГ обрели даже не теневую экономику, а интернациональный «черный рынок». В рамках такого рынка идет схватка между силами, стремящимися отнюдь не к созданию новой экономической системы, а к использованию в своих интересах старого экономически-бюрократического механизма. Поэтому практически любые попытки реформирования, если они не учитывают такой фактор как криминализация различных сфер общественной жизни, в том числе и экономики, будут либо безрезультатны, либо - использоваться в прямо противоположном направлении, в ущерб интересам общества. И дело здесь не только, и не столько в сплочении всех преступных элементов, возникновении или усилении позиций преступных групп и сообществ, а в интенсивной адаптации максимально широких слоев населения к участию в так называемом «черном производстве». По данным 1990 года в рамках СССР криминализированный слой в целом составлял не менее 15 % населения страны. В то же время в последние годы уже в республике отмечается резкий рост количества, например, мелких хищений, совершаемых гражданами, ранее не привлекавшимися к ответственности. Помимо этого, появляются новые, незнакомые для нас виды преступлений, которые не имеют даже определения в законе и связанны с уклонением от налогообложения, махинациями в кредитно-финансовой сфере, недобросовестным предпринимательством и др. Очень часто новые виды преступлений являются порождением самой экономической реформы, ее правового обеспечения. Например, из-за принудительной продажи валюты государству предприятия не переводили денежные средства на свои счета в республике, а предпочитали помещать их в зарубежные банки, чем наносился ущерб денежной системе республики. Так по некоторым данным в Литве находится средств белорусских предпринимателей на сумму свыше 4 млн. долларов.
Происходящий в республике и в странах СНГ процесс определяют как «огосударствление мафии».32 При всей публицистичности такого определения в нем отражается суть процесса. Силами, стоящими за таким огосударствлением, являются: бюрократия, сохранившая в своих руках право разрешать или запрещать, предоставлять льготные условия хозяйствования представителям своей касты и пр.; и организованные преступные сообщества, обладающие реальным финансовым и организационным потенциалом, используемым для укрепления своих позиций в обществе. Взаимная оценка сил и возможностей друг друга, общность интересов, и, прежде всего, - экономических, определили их взаимодействие и сотрудничество. Не всегда процесс сращивания коррумпированных чиновников и преступных сообществ осуществляется непосредственно. Чаще единство обеспечивается косвенным образом - за счет действий, направленных к одной цели: «первоначальное» накопление капитала за счет перераспределения общественного богатства в ущерб интересам общества, государства и личности. Поэтому так многообразны виды, формы, способы и методы, используемые ими для достижения своих целей и совершаемые с использованием как криминальных, так и легальных возможностей. Все шире практикуется создание искусственного дефицита, уклонение от уплаты налогов, установление монопольно высоких цен, "прихватизация" и пр. Тем более выгодна этим силам социальная нестабильность, политическая борьба, рост инфляции, деградация общественной морали и нравственности.
Иными словами главной причиной криминализации всех сфер общественной жизни в республике в целом и экономики в частности является, на наш взгляд, обострение противоречий экономических интересов различных социальных групп, обусловленное процессом первоначального накопления капитала. Попытки изменения существовавшей формы собственности в условиях рыночных преобразований, при отсутствии правовой базы, регулирующей этот процесс в интересах всего общества, приводят к противопоставлению интересов и обострению борьбы за перераспределение общественного богатства. Деятельность небольших по численности социальных групп, использующих криминальные методы, поддерживается и подкрепляется интенсивной адаптацией максимально широких слоев населения к участию в теневом производстве и в перераспределении материальных благ, что создает благоприятные условия для сокрытия интересов истинных виновников криминализации экономики.
Помимо того, что сами рыночные преобразования потребовали изменения структуры связей и отношений в экономике, системы расчетов и ценообразования и пр., ситуация усугубилась деятельностью органов управления, направленной на насильственное разрушение крупных хозяйственных структур и централизованной банковской системы; поощрением создания мелких финансово-кредитных учреждений, кооперативов и других форм хозяйствования с ущемлением преимуществ крупных, централизованных структур. Можно сказать, что серьезным фактором, способствующим развитию экономической преступности, в том числе и в организованных формах, стало ослабление роли государства в переживаемый переходный к рынку период. В аналогичные периоды роль государства во всех странах усиливалась. У нас же рычаги государственного управления постоянно ослабевают, повсеместно падает исполнительская дисциплина, не осуществляется строгий контроль за выполнением принятых решений, усиливается отток наиболее квалифицированных специалистов из государственных органов. Фактически насильственное разрушение устоявшейся модели управления дополняется противодействием со стороны старых чиновников внедрению новых механизмов хозяйствования. Деятельность правоохранительных органов оказывается неэффективной из-за отсутствия четко выраженных и сформулированных в законе приоритетных, жизненно важных экономических интересов республики, а зачастую и двойственной их трактовкой со стороны государственных чиновников, обязанных отвечать за защиту интересов республики. И, даже существующие правовые нормы, подвергаются ведомственным или корыстным трактовкам. Например, Методическими указаниями Главной государственной налоговой инспекции областным и Минской городской налоговым инспекциям было разрешено в исключительных случаях принимать решения о полном или частичном освобождении налогоплательщиков от уплаты финансовых санкций. Тогда же, как закон однозначно требовал наказания неплательщиков налогов.
Не в меньшей степени на ухудшение ситуации влияет и деятельность зарубежных партнеров, преследующих собственные корыстные цели в ущерб интересам республики. Например, реализация рекомендаций Международного валютного фонда по краткосрочному увеличению цен на энергоносители до уровня мировых цен в России, помимо резкого снижения спроса на нефть и снижения жизненного уровня населения в самой России, привела к тому, что практически вся продукция Беларуси стала неконкурентоспособной не только на западе, но и в странах ближнего зарубежья. Зато на рынки республики потоком хлынули импортные товары, превращая республиканских производителей в аутсайдеров в собственном доме. Помимо раскручивания инфляционной спирали, такая ситуация вынуждает хозяйствующих субъектов республики продавать свою продукцию по демпинговым ценам в ту же Россию для погашения задолженности за энергоносители. Этим пользуются партнеры из стран СНГ, перепродавая товары белорусских предприятий в страны дальнего зарубежья и ущемляя интересы республики. Так, по словам посла одной из стран Ближнего Востока, за 6 месяцев в страну поступило более 3000 тракторов "Беларусь" и ни один не был поставлен прямо из республики. Соответственно и валюта поступила не в республику. Не отстают и республиканские субъекты хозяйствования, любыми способами продающие за бесценок или вывозящие контрабандой за пределы республики так необходимые нам самим сырье и энергоносители с одной целью - первоначального накопления капитала. А из-за отсутствия эффективного контроля за вывозом этой и другой продукции недобросовестные экспортеры, число которых резко увеличилось, в ущерб экономическим интересам Беларуси получили возможность извлекать неконтролируемую прибыль, помещая большую часть ее в иностранные банки, в том числе в России и других странах СНГ.
В этой связи, в качестве внутренних субъектов экономических преступлений, наносящих ущерб экономической безопасности республики, следует рассматривать:
-юридические лица (предприниматели, фирмы, фонды и благотворительные организации; государственные предприятия и другие субъекты хозяйствования);
-физические лица, профессионально выполняющие работу экономического характера (частные производители и предприниматели, не имеющие статуса юридического лица; руководители, осуществляющие от имени предприятий хозяйственные операции; сотрудники государственных организаций и учреждений и пр.);
-организованная преступность, действующая как внутри республики, так и за рубежом.
На современном этапе развития республики вопрос об определении субъектов, наносящих ущерб экономической безопасности республики, осложняется тем, что ряд деяний закон не определяет как преступные. Во-первых, - в силу появления совершенно новых видов экономических преступлений, с которыми общество столкнулось в условиях рыночных реформ и законодатель не успевает за изменяющейся ситуацией. Во-вторых, - в связи с противодействием определенных социальных групп классификации этих действий как преступных, из-за использования их в процессе первоначального накопления капитала. Поэтому ряд названных выше субъектов в соответствии с существующим законодательством не подпадают под уголовную ответственность, но по последствиям своей деятельности наносят не меньший, а может и больший ущерб экономической безопасности общества. В этой связи жизненно важным на современном этапе для республики является определение приоритетных экономических интересов и действий, составляющих угрозу экономической безопасности республики. Только на этой основе можно четко определить как всех субъектов угроз, так и степень их уголовной, административной и т.д. ответственности. Не менее важно также определить и соотношение жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. В противном случае объективно существующее противоречие между ними будет затруднять деятельность государства по регулированию хозяйственной практики: или будут создавать искусственные барьеры в деятельности субъектов хозяйствования, фактически формируя опять-таки тоталитарную систему; либо государство потеряет контроль и возможности оказывать хоть какое-либо положительное реальное воздействие на экономику. Помимо этого, определение приоритетов в соотношении экономических интересов личности, общества и государства может обеспечить отправные точки для оценки со стороны правоохранительных органов тех или иных деяний, отнесения или не отнесения их к преступным и соответственно ориентации их сотрудников в быстро меняющемся мире рыночных отношений.
Общественная опасность экономической преступности в общем плане заключается в скрытом, стихийно или организованно осуществляемом перераспределении доходов и собственности в ущерб жизненно важным экономическим интересам республики, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и личности; в дестабилизации экономической жизни, росте социальной напряженности и неверии в эффективность государственной власти, чреватой социальными потрясениями и взрывами, вплоть до неконституционного изменения существующей власти.
Конкретно, общественная опасность экономической преступности во всех ее формах реализуется в нарушении механизмов функционирования экономики: производства, распределения, обмена, потребления, финансово-кредитной сферы, ценообразования, управления и т.д.
Реальная угроза от роста экономической преступности, и, прежде всего, в ее организованных формах, состоит в том, что на региональном и отраслевом уровнях в республике, как и в странах СНГ, уже происходит перехват права владения и распоряжения материальными ценностями всего общества в интересах криминальных или коррумпированных сообществ. Наиболее четко это проявляется в сфере торговли, добычи и реализации стратегического сырья, энергоносителей, драгоценных металлов, при приватизации, в кредитно-финансовых отношениях. Общественная опасность этого процесса усугубляется явным провалом в правовом регулировании ответственности за новые виды противоправных посягательств на различные виды собственности. Причем это наглядно видно в условиях некоторого отставания хода рыночных преобразований в России и в Беларуси. Если в России «появился» новый вид преступной деятельности (например, ложное банкротство после получения кредитов в крупных размерах), то через некоторое время он же реализуется и в республике.
Международный опыт говорит о том, что экономическая преступность реализуется в основном в организованных формах, тесно смыкается с любыми субъектами в достижении своих целей, коррумпирует должностных лиц, услуги которых ей необходимы для отмывания незаконных доходов и создания благоприятных условий своей хозяйственной деятельности. По мнению экспертов ООН, проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил, хотя и реализуется как процесс рациональной реорганизации в международном масштабе преступных предприятий аналогично реорганизации законных экономических операций в экономике, построенной именно на рыночных отношениях. Это означает, что преступные организации как национальные, так и международные, строят свои структуры аналогично структурам крупных корпораций с соответствующим разделением труда, направленным на извлечение максимальных прибылей и максимальное сокращение риска. Преступность для достижения своих целей в сфере экономики использует насильственные средства, что само по себе подрывает и уничтожает такой принцип рыночной экономики как конкуренция. В отличие от добросовестных предпринимателей организованная преступность имеет возможность манипулировать значительными капиталами. Проникая в область законного предпринимательства, незаконные денежные средства нарушают платежный баланс страны, денежную систему, банковское дело, подрывают рентабельность производителей различных форм собственности, нарушают цены на потребительские товары и услуги, раскручивают новый виток инфляционной спирали. Возможности организованной преступности значительно возрастают в связи с активным использованием ею коррумпированных связей в аппарате управления. Причем, коррупция сдерживает процесс развития, осуществления рыночных преобразований, замедляет экономический рост, поскольку сохранение старых условий хозяйствования обеспечивает постоянное получение доходов за счет перераспределения общественного богатства в интересах чиновников в ущерб обществу. Принятие административных решений осуществляется не на основе объективных критериев экономической выгодности для государства и общества, а исходя из размеров взятки, полученной тем или иным чиновником. Тем более возрастает опасность втягивания чиновников в коррумпированные связи при неотработанных механизмах приватизации. Уже сегодня сложилась ситуация, когда государственная собственность превращается в частную за счет ущемления интересов общества, с использованием личных связей и злоупотреблением служебным положением. Помимо того, что подавляющее большинство населения оказывается отстраненным от непосредственного участия в процессе приватизации, деятельность ряда чиновников прямо направлена на получение максимальной для себя выгоды. Такая ситуация усугубляется еще и тем, что законодательная база экономических реформ в целом и приватизации в частности не проходит общественной экспертизы и тем самым создается возможность для заинтересованных социальных групп закладывать в законы те положения, которые позволяют реализовать свои интересы в ущерб общественным.
В этих условиях жизненно необходимым для общества в целом и для государства, желающего сохранить свою стабильность, является создание системы независимой экспертизы из числа специалистов всех отраслей народного хозяйства, сотрудников правоохранительных органов и других заинтересованных лиц. Целью такой системы должна стать оценка подготавливаемых проектов законодательных актов, анализ и прогноз возможных последствий их введения для экономики, вскрытие возможных негативных последствий, проверка соответствия законодательно определенным жизненно важным экономическим интересам республики.
Не менее важно обеспечить и такое функционирование органов законодательной и исполнительной власти, которое позволило бы сократить временной отрезок между выявлением действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики и принятием законов об ответственности за совершение новых видов преступлений. В условиях рыночных преобразований общество все чаще сталкивается с деятельностью хозяйствующих субъектов прямо ущемляющих интересы республики. Например, - все увеличивающийся вал деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов. В странах с развитой рыночной экономикой уже определены способы и методы, используемые недобросовестными предпринимателями для уклонения от налогообложения. Многое из таких методов перенимают и республиканские субъекты хозяйствования. Однако налоговая инспекция республики еще не обладает те ми же правами, что и аналогичные структуры в странах с развитой рыночной экономикой. Правоохранительные органы республики так же испытывают затруднения с реализацией имеющихся материалов, свидетельствующих об ущемлении экономических интересов общества, из-за отсутствия своевременно осуществленных изменений в законодательстве. И самое опасное, что трактовку событиям, а зачастую и законодательным актам в таких ситуациях дают государственные чиновники, учитывая отнюдь не государственные интересы. Особенно наглядно это проявилось и проявляется в оценке незаконного вывоза товаро-материальных ценностей за пределы республики. Что нельзя было вывезти в ручной клади отдельному гражданину (например, в период действия Закона о защите потребительского рынка республики), то вывозилось эшелонами, под прикрытием лицензии, полученной за взятку или с использованием личных связей и служебного положения. Ответственности же за такие действия чиновник не нес из-за неотрегулированности правовых вопросов, регламентировавших механизм лицензирования, которое фактически явилось тем же способом для коррумпированного чиновника получения незаконных доходов и пр.
Таким образом, жизненно важными интересами республики, в плане обеспечения экономической безопасности, является: обеспечение правовых основ хозяйственной деятельности, не допускающих неоднозначной трактовки положений и криминализации экономических отношений; устранение условий и предпосылок роста экономических преступлений; создание механизма, обеспечивающего реализацию противоречивых экономических интересов различных социальных групп в соответствии с установленными в обществе правилами и нормами хозяйственной деятельности и ограничивающего произвол чиновников в случаях, когда их действия наносят ущерб интересам республики или позволяют им реализовывать свои корыстные интересы за счет перераспределения части общественного богатства.
Выявление таких скрытых, противоречащих интересам республики деяний, как со стороны внутренних субъектов хозяйствования, так и инопартнеров требует специальных сил и средств, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов. В то же время создание общих условий и предпосылок борьбы с экономической преступностью может быть обеспечено деятельностью ряда других органов государственной власти и управления. В этой связи возникает вопрос о создании системы обеспечения экономической безопасности, субъекты и функции которой должны быть так же определены законодательно.
Кроме того, практика уже поставила ряд вопросов о взаимодействии правоохранительных органов, на которые следует дать четкий ответ. То же касается и взаимодействия, например, органов налоговой инспекции, таможни, пограничных войск и т.д. И здесь важно избежать узко ведомственных подходов при разработке, как общей концепции, так и построении системы обеспечения экономической безопасности. К сожалению, определенные разногласия уже наметились, например, при распределении компетенции в борьбе с организованной преступностью. Вероятно, в условиях сегодняшней нестабильной обстановки важнее не решать вопрос кто будет бороться, а обеспечить правовую базу такой борьбы, даже сохраняя определенный параллелизм. Поскольку речь идет о сохранении стабильной государственной власти, обеспечении нормальных условий экономического развития, отстаивании жизненно важных экономических интересов республики необходимо ориентироваться на приоритетные проблемы, а не сиюминутные ведомственные интересы.
В условиях, когда нарастает вал экономических преступлений, причем в организованных формах, целесообразнее анализировать и прогнозировать развитие обстановки, существующие и возникающие угрозы экономике республики, потребности в законодательной базе для борьбы с новыми формами и способами совершения экономических преступлений. Для этого система обеспечения экономической безопасности должна обладать гибкостью, иметь достаточное материальное обеспечение и резервы для оперативного реагирования на возникающие изменения обстановки, мощный аналитический потенциал и поддержку со стороны законодательной и исполнительной власти.
Уже сегодня ситуация в республике позволяет прогнозировать рост таких видов экономической преступности, для борьбы с которыми правоохранительные органы не имеют достаточного опыта. К таким видам преступлений относятся: отмывание и легализация преступно нажитых средств и внедрение их в легальную экономическую деятельность; рост коррумпированных связей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, приватизации, в финансово-кредитной сфере; рост контрабанды и фиктивных бартерных сделок, оголяющих потребительский рынок республики; новые формы уклонения от налогообложения; производство непригодных для потребления товаров и услуг; ложные банкротства и лжепредпринимательство; махинации с ценными бумагами; использование компьютерной техники для совершения преступлений в финансово-кредитной сфере; расширение сотрудничества частнопредпринимательских структур республики с зарубежными фирмами с целью увеличения капиталов за счет ущемления экономических интересов государства; посягательства на патенты и промышленные образцы, сведения составляющие государственную и коммерческую тайну и т.д.
В этой связи обеспечение экономической безопасности должно базироваться на системе мер, обеспечивающих как общие условия преодоления процесса криминализации экономики, так и создающих базу эффективной деятельности правоохранительных органов. Такая система должна опираться на:
-законодательное определение приоритетных жизненно важных экономических интересов республики и компетенции всех органов государственной власти по их обеспечению и реализации;
-разработку и принятие законодательной базы, обеспечивающей цивилизованное реформирование экономики на путях рыночных преобразований, сочетание противоречивых экономических интересов различных социальных групп в обществе;
-разработку новых законов, регулирующих частнопредпринимательскую деятельность и дополнение ранее принятых нормативных актов положениями, определяющими и регламентирующими контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны государственных органов управления, финансовых и правоохранительных органов, а также устанавливающих ответственность за совершение деяний, ущемляющих жизненно важные интересы государства, общества и личности (например, О недобросовестном предпринимательстве; Об ответственности за предоставление недостоверных данных о хозяйственной деятельности и пр.);
-создание, возможно на переходный к рынку период, системы наказания виновных в ущемлении жизненно важных экономических интересов государства и общества субъектов хозяйствования, деяния которых не подпадают под действующее законодательство, через специальный хозяйственный суд, действующий по известному на западе принципу прецедента;
-подключение к международным конвенциям по вопросам борьбы с организованной преступностью в целом и экономической преступностью в частности (например, по вопросам борьбы с отмыванием незаконно нажитых денежных средств, наркобизнесом и пр.);
-создание механизма реализации законодательства в деятельности органов исполнительной власти и обеспечения контроля за выполнением законов в деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, предусматривая как уголовную, так и экономическую ответственность за невыполнение требований закона;
-разработку универсальной, действенной системы контроля за доходами, в первую очередь, в отношении служащих государственного аппарата и депутатского корпуса, с определением порядка ежегодного представления декларации о доходах и проверки правильности поданных сведений;
-законодательное и материальное обеспечение деятельности правоохранительных и других органов по борьбе с организованной и экономической преступностью и коррупцией; разграничение компетенции и четкая формулировка задач для органов МВД, государственной безопасности, таможенного комитета, налоговой инспекции и пр. в обеспечении жизненно важных экономических интересов республики, общества и личности.
Особо следует учитывать, что существующие противоречия интересов различных социальных групп будут определять противодействие со стороны заинтересованных лиц в реализации системы обеспечения экономической безопасности, ликвидации криминальных условий хозяйствования. Причем, мотивация такого противодействия может быть самая разнообразная: от обвинений в зажиме рыночных преобразований, восстановления старой тоталитарной системы, до ссылок на интересы народа, обещаний светлого будущего и пр. Единственным критерием правильности действий законодательной и исполнительной власти может быть стабильность социально-экономического развития республики на основе реализации противоречивых экономических интересов различных социальных групп общества без ущемления жизненно важных, приоритетных интересов республики, при обеспечении паритета экономических целей и интересов на международной арене.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности в сложившихся условиях роста экономической преступности в республике возможно при создании нормальных, цивилизованных условий хозяйствования, эффективной деятельности правоохранительных органов, четкого определения приоритетных жизненно важных экономических интересов общества и системы их реализации в деятельности всех органов государственного управления и субъектов хозяйствования.
2.Соотношение экономической и «беловоротничковой» преступности.
Особенности развития преступности в современном мире привели к необходимости теоретического осмысления произошедших изменений и выработки на этой основе рекомендаций по изменению правовых основ, стратегии и тактики борьбы с ней как правоохранительных органов, так и всего общества.
Попытки теоретической разработки модели преступности в современных условиях в разных странах привели к выводам: во-первых, преступность приобрела однозначно организованный характер, что означает, что преступная деятельность осуществляется преступными группами и сообществами, базирующимися на разделении труда и занимающимися ею как промыслом. Во-вторых, - основной сферой преступной деятельности становится экономика. В-третьих, - все более распространенными становятся преступления, совершаемые не традиционными уголовными способами, а с использованием экономических методов.
Первая вышеперечисленная особенность современной преступности уже получила свое определение и в теории, и в практике в понятиях - организованная преступность, мафия, якудза, триада и пр. При отсутствии четкого уголовно-правового определения эти термины широко используются для характеристики сути этого явления. А для характеристики второй и третьей особенностей современной преступности были выделены два понятия - экономическая и "беловоротничковая" преступность.
Понятие экономическая преступность (economic crime, delinquance d'affaires, wirtschaftsverbrechen) в теории и практике стран Запада и Японии, например, не имеет четких уголовно-правовых границ, и существуют разные точки зрения на его содержание.
Прежде всего, государственными органами, ведущими борьбу с преступностью, к экономической преступности относятся преступления, совершаемые в экономической сфере и имеющие в качестве прямого мотива экономическую выгоду. Кроме того, считается, что экономическая преступность обычно носит длительный характер, осуществляется систематически и совершается в рамках легальной хозяйственной деятельности.
Экономические преступления, как правило, характеризуются большим размахом, зачастую затрагивают хозяйственные интересы государства, фирм или наносят ущерб экономическим интересам групп людей. Такие правонарушения чаще всего бывает весьма трудно обнаружить, во многих случаях возникают серьезные затруднения с привлечением виновных к уголовной ответственности за вскрытые злоупотребления материальными и денежными средствами. Примерами экономической преступности могут служить обман налоговых властей, валютные махинации, мошенничество и преступления должников.
К преступлениям экономического характера относятся преступления против собственности, хозяйственные и должностные преступления. Сюда входит целый спектр таких правонарушений, как: хищение; мошенничество; подделка денег и ценных бумаг; махинации с валютой, с драгоценными металлами и камнями; нелегальный вывоз стратегического сырья и материалов; подлог документов; заключение фиктивных договоров и контрактов; сокрытие доходов от налогообложения; нелицензированная торговля; поставка некачественных товаров; операции по подложным банковским гарантиям; криминальная приватизация; лжебанкротства; создание лжефирм и т.д.
Экономическое преступление, как его понимают правоохранительные органы большинства стран, есть наказуемое деяние, длительное по времени, систематическое и корыстного характера, совершаемое в рамках хозяйственной деятельности, которая составляет саму основу этих деяний.
Иными словами, при характеристике экономических преступлений исходят из того, что это систематически и длительно совершаемое под прикрытием легальной хозяйственной деятельности противоправное деяние в экономической сфере. Но ни методы, ни субъекты преступных действий в данном контексте не рассматриваются. А это означает, что преступление может быть совершено как под угрозой использования насилия по отношению к субъекту хозяйствования со стороны организованной преступной группировки, так и самим хозяйственником по корыстному умыслу. Это может быть и хищение имущества, и кража в особо крупных размерах, афера с использованием коррумпированных связей или мошенничество и т.д.
В тоже время правоохранительные органы республики в своей деятельности столкнулись с рядом деяний, которые в соответствии с существующим законодательством нельзя было отнести к конкретным статьям УК, в крайнем случае, они подпадали под административную ответственность и оценивались как правонарушения, но не преступления. То есть, - совершались такими методами или в таких формах, которые наносили значительный ущерб экономическим интересам субъектов хозяйствования, но не позволяли доказать злой умысел или не являлись незаконными. Для характеристики такого рода деяний и было введено понятие беловоротничковая преступность.
Еще в изданной в 1949 г. монографии "White Collar Crime" американский профессор Э.Сатерленд впервые ввел термин "беловоротничковое преступление". Он определил его как преступление, совершаемое занимающим высокое социальное положение лицом при исполнении служебных обязанностей, сконцентрировав внимание на такой специфичной черте данного вида правонарушений как социальное положение субъекта.
Однако, с практической точки зрения специалисты правоохранительных органов США разделяют позицию по данному вопросу другого американского специалиста Г. Эдельгертца, который определяет "беловоротничковое" преступление как незаконное действие или серию незаконных действий, совершенных без применения физической силы, с целью получения посредством сокрытия или обмана денег или имущества, уклонения от платежей или возмещения убытков, извлечения экономических или личных выгод. В данном определении подчеркивается, прежде всего, такая особенность как совершение преступления субъектом хозяйствования без применения физической силы и без угрозы насилия со стороны. Однако остальные, выделенные в трактовке характеристики не позволяют провести отличия беловоротничковой преступности от экономической. В этой связи на практике стали осуществляться подходы, при которых от общего определения правоохранительные органы перешли к перечислению или методов, или сфер, в которых совершаются преступления имеющие беловоротничковый характер.
В толковании американских федеральных судов, например, под "беловоротничковой" преступностью понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растраты, мошенничество при почтовых операциях и т.д.
В мировой практике под юрисдикцию законодательства подпадают следующие категории экономических преступлений:
- связанные с нарушением антитрестовского законодательства;
- мошенничество с ценными бумагами и на фондовой бирже;
- мошенничество, связанное с нарушением правил почтовой и телеграфной связи, ложные исковые требования и заявления;
- мошенничество при выдаче кредитов и ссуд;
- присвоение банковских средств;
- уклонение от уплаты налогов и взяточничество.
- получение взятки официальным лицом от предпринимателя с целью содействовать заключению выгодного контракта или добиться принятия угодного закона;
- хищение фондов или их использование не по назначению;
- умышленно организованные банкротства;
- сговор о фиксированных ценах на ту или иную продукцию;
- подделка продуктов питания и медикаментов;
- обман клиентуры при производстве строительных и ремонтных работ и другие незаконные действия в сфере производства, торговли и обслуживания;
- компьютерные и экологические преступления.
Особую заботу правоохранительных органов вызывает экономическая преступность, затрагивающая интересы национальной обороны и безопасности, банковской системы, налогоплательщиков и вкладчиков, проявляющаяся, прежде всего, в следующих сферах:
- мошенничество при покупке и поставке военной продукции;
- мошенничество против банков и других финансовых институтов;
- "отмывание" денег;
- обманные действия при капиталовложениях;
- махинации с ценными бумагами;
- манипуляции с фондами социального обеспечения.
В соответствии с классификацией экономической преступности сложилась международная практика сосредоточения основных усилий правоохранительных органов и спецслужб на трех приоритетных направлениях борьбы с данным видом преступности: мошенничество против правительства, финансовые преступления и коррупция должностных лиц.
В последнее время серьезный ущерб экономике стран Запада наносит мошенничество при совершении сделок на биржах, в процессе которых используются средства телекоммуникации.
Иными словами, термины экономическая и беловоротничковая преступность в данных трактовках имеют схожий смысл и отличаются тем, что беловоротничковая преступность осуществляется без применения физической силы.
В тоже время, в нашей литературе сформировалась точка зрения, поддерживаемая авторами, в соответствии с которой, термин «беловоротничковая» следует использовать при характеристике типов экономической преступности, совершаемых в организованных формах. Имеется в виду то, что условия и особенности развития организованной преступности в различных странах предопределяют различный ее характер. И прежде всего, эти условия предопределяют возникновение разновидностей (по характеру преобладающих способов и методов преступной деятельности) организованной преступности - гангстеризм (гангстерская), политическая (террористическая) или беловоротничковая организованная преступность преобладает в той или иной стране33. В этом плане в данной проблеме рассматривается вопрос о том, какие методы, формы, способы действия наиболее активно использует организованная преступность. Гангстеризм отличает приверженность к шантажу, угрозам, похищению детей и т.д. Считается, что такая характеристика присуща американской мафии. Политический характер организованная преступность приобретает, делая ставку на методы политического террора - например, наркобизнес в Латинской Америке. Организованную преступность в нашей стране чаще рассматривают как беловоротничковую - и по преобладающему социальному составу (высокая доля преступников-хозяйственников), и по методам, используемым при совершении преступлений (экономические).
Следует учитывать, конечно, определенную условность такой классификации, а так же и то, что преобладание каких-либо одних методов совершения преступлений не исключает использование других. Например, организованная преступность в странах СНГ с таким же успехом, как и американские гангстеры, использует шантаж, угрозы, похищения. И уже не редкость для нас и убийства политических лидеров, депутатов, общественных деятелей, хозяйственных руководителей как в Латинской Америке. Однако при характеристике организованной преступности как социального явления определение ее как беловоротничковой позволяет сделать акцент на том, какие действия должно предпринять общество для успешной борьбы и устранения предпосылок разрастания этого явления.
"Беловоротничковый" характер организованной преступности в нашей стране, по нашему мнению, связан с конкретно-историческими условиями ее возникновения, которые будут подробнее рассмотрены далее. И проявляется они в том, что сращивание теневой экономики, коррупции и уголовной преступности зачастую имеет косвенный характер и реализуется как сращивание интересов. В результате проведенных исследований авторы пришли к выводу, что однонаправленность действий уголовной преступности, «теневиков» и коррумпированных чиновников достигается не за счет предварительной договоренности, подкупа и пр., а из-за того, что та или иная ситуация выгодна им всем. Например, законы, четко регламентирующие процессы приватизации (в Беларуси) или предоставляющие права правоохранительным органам в борьбе с преступностью (УК в России), не принимались долгое время не из-за того, что подкуплены все депутаты, а силу взаимной выгодности такой ситуации. Перераспределение общественной собственности, первоначальное накопление капитала, легализацию уголовно накопленных средств легче вести в условиях правовой нестабильности.
В материалах девятого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшегося в апреле-мае 1995 года, обращалось внимание на то, что "беловоротничковую" преступность следует квалифицировать по исполнителям. Подобный подход объясняется тем, что лица, участвующие в таких противоправных деяниях, отличаются от лиц, причастных к другим, более традиционным, видам преступности и подобные правонарушения нередко совершаются в контексте или в ходе законной деятельности и, как правило, не сопряжены с непосредственным применением насилия.
Таким образом, говоря о "беловоротничковой" преступности следует, видимо, исходить из того, что это понятие характеризует:34
- во-первых, что субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются "порядочные" представители общества и деловых кругов - должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;
- во-вторых, указанная преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;
- в-третьих, это преступления, совершаемые без применения методов насилия, но с использованием экономических методов, правовых "дыр" в законодательстве, служебного положения,
- в-четвертых, высокую степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;
-
- в-пятых, что преступления совершаются с использованием самой совершенной технологии, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаци, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершается преступление.
В тоже время, к экономической преступности в СССР и до последнего времени в России обычно относили: некоторые виды государственных преступлений (нарушения правил о валютных операциях, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг), преступления против социалистической собственности (хищения, совершенные путем присвоения, растраты и злоупотребления служебным положением, мошенничество и др.), хозяйственные преступления (спекуляцию, приписки, частнопредпринимательскую деятельность, коммерческое посредничество), должностные преступления (взяточничество, злоупотребления властью или служебным положением, подлог и др.)35. То есть, фактически, те виды преступных деяний, которые также совершаются своеобразными методами. Можно сказать - беловоротничковыми.
Проведенные в последние годы диссертационные исследования36 позволили обобщить ряд моментов характеризующих теоретические основы анализа экономической преступности. В частности на основе анализа иностранной криминологической литературы выделяются 6 признаков экономической преступности: эти деяния совершаются 1) в процессе профессиональной деятельности; 2) в рамках и под прикрытием законной экономической деятельности; 3)носят корыстный характер; 4) имеют длящееся систематическое развитие; 5) наносят ущерб экономическим интересам государства, частного предпринимательства и граждан; 6) совершаются юридическими и физическими лицами, действующими от имени и в интересах предприятия. Но экономические преступления совершаются не только от имени и в интересах предприятия.
При всем разнообразии подходов, имеющихся в мировой литературе, суть экономической преступности в странах с рыночной экономикой составляют преступления, совершаемые корпорациями против государственной экономики и против экономической политики, против других корпораций, служащими корпораций против самой корпорации, корпорациями против потребителей.
Иными словами, экономическую преступность можно определить именно как преступную деятельность, имеющую в качестве прямого мотива экономическую выгоду за счет ущемления интересов других субъектов хозяйствования, систематически и длительно осуществляемая в рамках легальной хозяйственной практики, которая составляет саму основу преступных деяний и, на наш взгляд, должна рассматриваться как самостоятельный вид преступной деятельности, который совершается в том числе в организованной форме и с использованием беловоротничковых методов.
Во-первых, потому, что для нее характерно четкое выделение объектов. Объектом экономических преступлений выступают имущественные, финансовые и организационно-хозяйственные интересы государства, органов местного самоуправления, предприятий и других субъектов хозяйствования, в том числе и частных лиц.
Во-вторых, для всех преступных действий имеется общность как сферы реализации – экономика, так и форм и методов осуществления преступлений.
В-третьих, четко очерчивается круг субъектов экономических преступлений. Субъектами экономических преступлений, чьи действия ущемляют экономические интересы личности, общества и государства в современных условиях могут быть: юридические лица, физические лица, организованные преступные сообщества и организации.
Иными словами, экономические преступления могут совершаться как традиционными уголовно-наказуемыми методами, в том числе и с применением силы (или угрозы силы), так и носить «беловоротничковый» характер, что накладывает определенную специфику на возможности правоохранительных органов в борьбе с такого рода преступлениями.
В современных условиях, по нашему мнению, общей тенденцией развития преступности вообще и экономической в частности является усиление ее «беловоротничкового» характера в силу социально-экономических условий развития общества и республики. И этот процесс представляет реальную угрозу экономической безопасности личности, общества и государства.
В немаловажной степени такое положение экономической преступности обусловлено спецификой становления организационной формы ее реализации – организованной преступности, которая, в тоже время, реализуется и в функционировании других видов и форм преступности.
Глава 4. Организованная преступность: социально-экономическая сущность и особенности проявления в современных условиях.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 10 | страница 11
|