Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11

4. Некоторые аспекты предотвращения невозврата кредита
Складывающаяся в республике практика осуществления рыночных преобразований не избежала влияния негативных процессов и тенденций, свойственных переходному периоду. Одним из таких негативных явлений для формирующейся банковской системы Республики Беларусь стала проблема невозврата кредитных ресурсов. За последние пять лет регулярно не возвращались в установленные сроки почти 1/6 всех выдававшихся кредитов и из них более половины, по мнению экспертов, можно смело относить к категории невозвратных.

Причины такой ситуации имеют как объективный, так и субъективный характер и, соответственно, могут быть преодолены при определенных социально-экономических и политических условиях. Среди таких причин следует отметить:



  • процесс изменения ранее функционировавшей системы кредитования, не получивший еще своего завершения;

  • проведение рыночных преобразований в условиях осуществления процесса «первоначального накопления капитала», базирующегося на перераспределении объектов собственности, замене государственной формы собственности на иные;

  • несоответствие правовой базы, регулирующей сферу финансово-кредитных отношений, реалиям хозяйственной деятельности;

  • снижение профессиональной подготовки служащих банковских, налоговых, ревизионных и пр. органов и организаций, осуществлявших контроль за деятельностью подчиненных структур;

  • проникновение в сферу финансово-кредитных отношений преступных формирований, коррумпирование чиновников и рост злоупотреблений со стороны служащих финансово-кредитных учреждений.

Если устранение этих причин напрямую связано с деятельностью законодательной и исполнительной власти (принятие необходимых законодательных актов, создание системы контроля и т.д.), то преодоление ряда негативных последствий непосредственно зависит от деятельности учреждений банковской сферы, профессионализма и добросовестности их сотрудников.

В этой связи следует отметить, что под влиянием указанных выше причин сформировались некоторые предпосылки и условия, способствующие совершению нарушений в процессе кредитования. К ним относятся:93



  1. Проведение банками политики краткосрочного кредитования, обеспечивающего сиюминутный экономический эффект, выгоду и отсутствие серьезной проработки подходов к долгосрочному инвестированию. Иными словами, банк ищет или готов сотрудничать с клиентом, обещающим большие и быстрые прибыли.

  2. Невыполнение таких принципов кредитования как целевой характер и материальная обеспеченность кредита.

  3. Отсутствие четкой системы расчета рисков от выдачи кредитов, перепроверки расчетов клиентов экономической эффективности и срока окупаемости вкладываемых средств.

  4. Работа банков с большим количеством «рисковых», неизвестных клиентов, обещающих за краткий период времени возврат суммы с процентами. Например, операции купли-продажи сезонных продуктов (рыба, фрукты и овощи) гарантируют возврат кредита и высокую прибыль досрочно. Соответственно банк идет на реальное нарушение – выдает кредит под фиктивные документы на производственные цели, предполагая не проводить контроль правильности использования денежных средств.

  5. Отсутствие в банковских учреждениях налаженной системы контроля за целевым использованием кредита и его обеспеченностью. Необоснованная доверчивость к выдаваемым, якобы от лица государственных структур, гарантиям, поручительствам или залогам.

  6. Ненадлежащая проверка представляемых клиентами документов в силу слабой профессиональной подготовки служащих, халатного отношения к своим обязанностям, личной корыстной заинтересованности сотрудников, оформляющих кредитные документы.

  7. Отсутствие мониторинга социально-экономической обстановки и тенденций ее развития аналитическими подразделениями и службами аудита банков и формирования на ее основе перспективной кредитной политики.

  8. Ориентация служб безопасности банков на осуществление только физической защиты, без обеспечения экономической безопасности деятельности.

  9. Поверхностное изучение платежеспособности ссудозаемщиков, отсутствие учетов неблагонадежных клиентов.

  10. «Местничество» в работе с информацией о неблагонадежных клиентах, сокрытие данных о них и совершенных ими в отношении банка неправомерных действиях. Отсутствие систем взаимодействия между службами безопасности, юридическими отделами различных банков друг с другом и с правоохранительными органами, а зачастую и прямое противодействие деятельности последних.

Устранение этих последствий непосредственно зависит от деятельности самих учреждений банковской сферы и связано с организацией работы сотрудников различных подразделений. Рассмотрим ряд указанных предпосылок в плане их негативного влияния на ситуацию и возможностей их предотвращения.

Формирование кредитной политики банка осуществляется под влиянием как социально-экономической обстановки в республике в целом, так и при учете интересов собственника средств. Это означает, что в ситуации выделения централизованных кредитных ресурсов Национального банка, например, на проведение посевной и уборочной кампаний, коммерческие банки обязаны кредитовать только сельскохозяйственные и связанные с ними структуры. В силу этих обстоятельств, банки снижают требовательность к предъявляемым обоснованиям необходимости кредита, а кредитозаемщики вообще не проводят экономического анализа и не составляют бизнес-плана по эффективному расходованию кредита.

Иными словами, в основе такого кредитования лежит не экономический расчет, а наличие формального признака – наименования «колхоз» или сельхозпредприятие. Не заинтересованность банков в выполнении своих обязанностей по контролю за расходованием денежных средств обусловлена тем, что раздают не свое, а государственное и заведомо ориентируются на длительное невозвращение. Попытки компенсировать задержки возврата приводят к практике краткосрочного кредитования под условие быстрого и прибыльного использования ссуды. И в этом случае критерием выдачи кредита становится, опять-таки, не экономический расчет, а обещание быстрого получения прибыли. Соответственно, снижается уровень и требовательность контроля за целевым расходованием и материальным обеспечением полученного кредита. Тогда же как нормальным и естественным требованием в банковской деятельности должно быть проведение тщательного изучения и предварительного контроля за деятельностью потенциального заемщика, проверка его платежеспособности.

В результате деятельность подразделений банков (кредитного, аналитических и аудиторских структур, службы безопасности) базируется не на единой кредитной политике, а на выполнении отдельных заданий по проверке. В тоже время, наиболее целесообразной практикой является создание специального подразделения по изучению спроса на финансово-кредитном рынке с определением потенциальных клиентов. Банк не должен как на начальной стадии своего развития, так и в последующем, брать в обслуживание большое количество неизвестных ему клиентов. Целесообразно, как показывает мировая практика, ориентироваться в основном (по преобладающему количеству выдаваемых кредитов) на известных банку лиц и организаций. В этом случае банк имеет возможность создать базу данных на клиентов на основе доступной информации: публикации в периодической печати, сообщения банков- контрагентов и пр. Изучение репутации заемщика по отзывам деловых партнеров, своевременности погашения полученных ранее ссуд, в том числе и в других банках, финансового и экономического состояния ликвидности баланса, эффективности использования собственных и заемных средств и пр., - позволяет снизить риск невозврата кредитов. Однако, как показывает практика расследования дел по хищениям кредитов, банки не имеют единой системы учета, базы данных на своих клиентов, не взаимодействуют друг с другом службы безопасности, при оценке надежности банковские служащие пренебрегают имеющимися открытыми источниками информации. В силу этого недобросовестные клиенты и преступники получают возможность взять одновременно кредиты в нескольких банках и похитить их.

Следует, конечно, учитывать, что в республике идет процесс создания новых субъектов хозяйствования, переуступки (перепродажи) части уже зарегистрированных фирм и пр., что в определенной степени затрудняет процесс проверки их надежности. В этом случае следует при расчете кредитного риска основной упор делать на оценке кредитоспособности заемщика. Для проверки возможности погасить ссуду наиболее целесообразно использовать данные отчетных балансов о хозяйственной деятельности заемщика, о динамике основных показателей его работы, об оборачиваемости средств, а также данные характеризующие его персонал.

Можно сказать, что как раз ненадлежащее изучение сведений о заемщиках, их платеже- и кредитоспособности является одним из типичных недостатков в работе банковского персонала, который и приводит к ситуации невозврата кредитов. Трудоемкость процесса проверки и анализа данных о деятельности клиента в сочетании с низким профессионализмом лиц, осуществляющих проверку, обуславливает со стороны сотрудников недобросовестное выполнение своих обязанностей. Проверив материалы перед принятием решения о выдаче кредита, повторная проверка при открытии кредитного досье не производится. При условии предоставления клиентом, например, данных баланса предприятия за период благоприятный в финансовом отношении, но ухудшившихся во время непосредственно перед получением кредита, сотрудники банка, не проводя дополнительной проверки, создают предпосылки для необоснованно рисковой выдачи ссуды. Недобросовестное отношение банковских служащих к проверке платеже- и кредитоспособности проявляется при проверке кредитного досье и выражается в отсутствии расчета экономической эффективности и срока окупаемости кредитов как валютных, так и рублевых, копий договоров на поставку продукции, в не перепроверенных обоснованиях бизнес-планов и пр.

Наиболее часто недобросовестные клиенты прибегают к следующим ухищрениям для незаконного получения кредитов:


  • создание фиктивных предприятий и представление учредительных и регистрационных документов;

  • фальсификация различного рода документов, представляемых для получения кредитов ( балансов, технико-экономических расчетов, сведений о погашении предыдущих ссуд и т.д.).

Создание фиктивных предприятий осуществляется различными способами, выявить которые сотрудники банков могут в процессе проверки представленных для получения кредитов документов.

Например, изучение данных о месте, сроках проживания и прописке (временная) учредителя позволяет установить, что зарегистрировав предприятие клиент не намерен заниматься хозяйственной деятельностью и не будет вкладывать средства в декларированное им в заявке на кредит развитие производства. Проверка данных об учредителях, их паспортных данных позволит выявить факт внесения в учредительские документы искаженных данных (чаще всего по похищенным или утерянным паспортам). Сопоставление адреса регистрации фирмы и ее реального расположения может вскрыть факт регистрации на подставные адреса или использования реквизитов распавшихся фирм, факты похищения регистрационных документов чужих предприятий. Сложнее выявлять факты создания фиктивных предприятий, когда задействованы коррумпированные связи, противодействующие проверке истинности представленных документов.

Отдельной тщательной проверки требует ряд документов, таких как гарантийные письма, поручительства, залоговые и страховые документы. Недобросовестные клиенты прибегают к таким ухищрениям как изготовление гарантийных писем и страховых документов на похищенных бланках с оттисками печатей; «смонтированных» с помощью копировальной техники документов с текстом и печатями; изготавливают поручительства несуществующих фирм. А в залог предлагается имущество и ценности, на которые нельзя обратить взыскание - или оно не соответствует заявленной стоимости, а то и не является собственностью залогодателя.

Признаками, свидетельствующими о возможном наличии целевой установки клиента на недобросовестное выполнение своих обязательств перед банком, могут быть особенности его психологического состояния и поведения при подаче документов на кредит. Поэтому, в процессе первичной беседы сотрудники службы безопасности или кредитного отдела банка при проверке ключевых данных (о форме собственности, дате образования и начала деятельности фирмы, составе учредителей или пайщиков, месте регистрации и размере уставного фонда, сведениях о владельцах или руководстве предприятия и пр.) могут проверить психологическую реакцию клиента на вопросы о несовпадении юридического и фактического адреса фирмы, наличия счетов в других банках и т.д. Изменение поведения или нервозность, проявленные при этом клиентом, могут свидетельствовать о наличии умысла в совершении незаконных сделок, о несоответствии фактических и реальных данных о работе предприятия или фирмы и т.д. Соответственно, такое поведение должно стать основанием для более тщательной работы по проверке документов и материалов, представленных клиентом. Для проверки серьезности намерений клиента, оценки его реального положения на рынке целесообразно получить от него дополнительную информацию, такую как: сведения о техническом уровне продукции, о производимых изделиях и их конкурентоспособности на рынке, в целом изучить знание клиентом сферы его деятельности.

Значительную роль в изучении клиента, его солидности и реальных намерениях играет работа служб безопасности банка по выяснению реального статуса посетителя и его самооценки, уровня жизни и материальной обеспеченности, семейного положения и бытовых условий, отношения к банку и причин обращения именно в данный банк. Последующее сопоставление оценочных характеристик клиента сотрудниками службы безопасности и кредитных отделов может оказать влияние на принятие решения о выдаче кредита или отказе.

В ряде случаев проверка платеже- и кредитоспособности, объективности представленных данных затрудняются противодействием со стороны самих служащих банков. Проявляться такое противодействие может в затягивании исполнения указаний руководства, в формальном или халатном исполнении своих обязанностей, в создании условий, затрудняющих проверки и пр. В тоже время сотрудники могут наоборот проявлять заинтересованность в положительном решении вопроса. Она может проявиться, например, в том, что от клиента не требуются данные о задолженности по заработной плате, принимается баланс за месяцы эффективной деятельности предприятия. Свидетельством коррумпированности, корыстной заинтересованности работников банка, их содействия в незаконном получении кредитов могут быть факты о «сопровождении» конкретным сотрудником материалов на получение кредита в их прохождении различных отделов, проявляемая настойчивость в положительном решении вопроса и т.д.

Важным направлением повышения эффективности работы по предотвращению незаконного получения и невозврата кредитов может и должно быть тесное взаимодействие кредитных отделов и служб безопасности банка с аналогичными подразделениями и с правоохранительными органами. К сожалению, на практике банки часто скрывают информацию друг от друга о недобросовестных клиентах в расчете на то, что получив кредит в другом банке ссудозаемщик погасит свою задолженность перед ними. Сокрытие информации о преступлениях перед правоохранительными органами обусловлено попытками скрыть собственные незаконные действия, ставшие причиной нанесения ущерба интересам или собственности государства (в случае невозврата централизованных кредитных ресурсов), или интересам вкладчиков. В тоже время тесное сотрудничество может предотвратить нанесение ущерба.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 8 июня 1998 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства по делам о выманивании кредита или дотаций» основанием наступления уголовной ответственности по статье 150-2 УК республики является представление заведомо ложных документов и свидетельств об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, а равно умышленное несообщение о возникновении обстоятельств, могущих повлечь приостановление кредитования или ограничения их размеров. Соответственно, при выяснении данного факта служба безопасности банка может обратиться в правоохранительные органы, которые на основании имеющейся информации могут возбудить уголовное дело. Причем, следует иметь ввиду, что выманивание кредита, сопряженное с представлением ложных документов и свидетельств, считается оконченным со дня их представления, независимо от того, были ли по ним получены кредиты. Помимо этого Пленум Верховного суда обратил внимание на то, что выманивание кредита является преступлением умышленным. И его обязательным признаком выступает специальная цель – получение кредита. Мотивы таких действий могут быть как корыстными, так и не корыстными. Но этот аспект значения для квалификации не имеет.

Иными словами, своевременное сообщение информации в правоохранительные органы позволит предотвратить наступление ущерба для банка и, в тоже время, - привлечь к ответственности недобросовестного клиента. Следует также учитывать, что и действия лиц умышленно содействовавших выманиванию кредита будет квалифицироваться судами как соучастие в этом преступлении. Если со стороны банка в этом участвовали должностные лица, то для них ответственность наступает в соответствии со статьями УК, предусматривающими наказание за соответствующие должностные преступления.

Поскольку службы безопасности банка не всегда имеют техническую возможность проверки подлинности представленных клиентом материалов, то в рамках сотрудничества с правоохранительными органами им может быть оказана помощь в выявлении поддельных документов.

Обращение за содействием в налоговые органы, контрольно-ревизионные структуры, аудиторские подразделения позволит проверить состояние финансового положения и бухгалтерского учета, выяснить вопрос о возможном возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования. Например, - изменение экономического положения кредитополучателя, срыв заключения договора, под выполнение которого выделялся кредит, нецелевое использование кредитных средств, невыполнение объемов работ при поэтапном финансировании за счет кредита и т.д.

Таким образом, предотвращение ситуации невозврата кредитов требует, с одной стороны, соблюдения условий выдачи кредитов и базируется на обеспечении четкой организации работы всех служб банка. С другой, - может быть решена совместными усилиями всех заинтересованных структур и подразделений через создание системы взаимного информирования, предотвращения возникновения условий, способствующих незаконной противоправной деятельности недобросовестных клиентов и субъектов хозяйствования различных форм собственности.




5. Общие меры повышения эффективности деятельности по борьбе с контрабандой
Анализ ситуации в республике показывает, что борьба с контрабандой может быть успешной при условии комплексного подхода к ее организации. С одной стороны, - это означает, что к борьбе с контрабандой должны привлекаться как правоохранительные органы, так и министерства и ведомства, обеспечивающие стабилизацию социально-экономической обстановки в республике. Если правоохранительные органы должны обеспечить выявление, пресечение и предупреждение непосредственно контрабандных действий, то, например, Министерство экономики, Национальный банк и пр. органы, своей деятельностью призваны создавать условия хозяйствования, делающие экономически «невыгодным» занятие контрабандой.

Соответственно, государственные меры борьбы с контрабандой могут быть классифицированы по сферам их осуществления:



  • правовые меры, направленные на:

  • обеспечение в целом стабилизации правового поля в государстве;

  • регулирование сферы внешнеэкономической деятельности;

  • обеспечение условий деятельности правоохранительных органов, их борьбы с контрабандой;

  • организационные меры, направленные на:

- совершенствование деятельности правоохранительных органов в целом и борьбу с контрабандой в частности;

- совершенствование механизма осуществления внешнеэкономической деятельности;



  • социально-экономические меры, включающие в себя как стабилизацию экономики государства в целом, так и положение каждого отдельного гражданина.

В тоже время, в современных условиях, при усилении тенденции криминализации обстановки на государственной границе, появления организованных преступных групп и сообществ, специализирующихся на совершении преступлений в пограничной зоне остро встала проблема плотного прикрытия государственной границы республики на всех направлениях. Иными словами, наряду с общими мерами развития республики, для борьбы с контрабандой необходимо принятие комплекса специфических мер, связанных с организацией оперативно-розыскной деятельности.

Опыт пограничной и таможенной службы по обеспечению экономической безопасности государства, анализ особенностей обстановки в приграничных районах, прогнозирование тенденций совершенствования физическими и юридическими лицами преступлений и правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, тактики осуществления экономических преступлений на границе, позволяют сформировать систему первоочередных мер, методов, способов и профилактических мероприятий по борьбе с контрабандной деятельностью. В настоящее время требует существенного совершенствования практика реализации материалов правоохранительных органов в целом, и переданных в судебные инстанции, в частности.

Например, в целях повышения эффективности судебной практики по делам о контрабанде и административно-таможенных правонарушениях необходимо совершенствовать законодательные акты, максимально конкретизируя составы преступлений и правонарушений на границе и устанавливая адекватное им наказание, особенно в случаях транзитной контрабанды, а также в отношении технических средств переправки контрабанды и пособников. Для сравнения, можно привести пример касающийся некоторых определений в УК Литовской Республики в отношении контрабандной деятельности. «..если лицо, доставляя груз через таможенную границу, указывает неправильные сведения о перевозимом товаре (количество, стоимость) с целью избежать налогов или заплатить меньший налог, оно может быть наказано в административном порядке, в случае если стоимость вскрытого контрабандного груза не превышает установленного законом максимального предела. Но если лицо перевозит одни товары, а в декларации указывает совершенно другие, это является - преступлением .. Если лицо разгружает транзитный груз в Литве или в установленный срок не вывозит его из Литвы, это так же является -  преступлением ..»

Одним из основных пунктов постановления Сената Верховного суда ЛР от 10 февраля 1997 года, являлось то, что все транспортные средства, в которых доставлялась контрабанда, должны быть -  конфискованы, если они по праву собственности принадлежат обвиняемому или управляются по доверенности с правом передачи в пользование или распоряжение. Если контрабанда находилась в прицепе, то должен быть конфискован не только прицеп, но и автомобиль.

Немаловажное значение в современных условиях приобретает вопрос о развитии материально-технического обеспечения пограничных и таможенных служб непосредственно в пунктах пропуска. Необходимо максимальное обеспечение пунктов пропуска средствами осуществления различных видов контроля (включая идентификацию подлинности документов и тоннажа перевозимого груза);

Для повышения эффективности досмотра перевозимых грузов, особенно при увеличивающейся контрабанде наркотических средств, необходима организация контроля грузоперевозок  с использованием служебных собак.

В не меньшей степени повышается значение максимальной автоматизации деятельности погранично-таможенных смен пунктов пропуска. Помимо выигрыша во времени при проведении досмотра, это позволит, при наличии средств визуально-технического контроля за работой смен, минимизировать время контакта лица следующего через пункт пропуска с должностным лицом, осуществляющим контроль, что ограничит возможность прямого сговора.

Разработка   маршрутов движения транзитных автотранспортных средств с указанием мест отдыха, заправки, техобслуживания при создании компьютеризированной системы контроля за их перемещением по территории республики позволит на основных стационарных постах ГАИ развернуть контрольно-информационные точки (посты) и производить архивирование данных.

Введение жёстких штрафных санкций в отношении водителей автофургонов нарушивших технологию загрузки полуприцепа, что зачастую делает невозможным проведение элементарного таможенного контроля, а так же в отношении лишнего тоннажа позволит предупредить попытки использования таких способов контрабанды как перегруз или сокрытие контрабанды в официально перевозимом грузе.

Повышение требовательности к качественному заполнению документов на перевозимый груз и ужесточение ответственности за эти нарушения может способствовать устранению попыток водителями использовать фиктивные товаро-транспортные накладные, или провоза одного груза при оформленных документах на другой.

В этом же отношении должны строго выполняться требования к водителям транспортных средств, должностным лицам железной дороги осуществлять грузоперевозки только после соблюдения всех предъявляемых требований (к технологии загрузки, маршрутам перевозки, оформлению документов на груз).

Предупреждение возникновения коррумпированных связей между сотрудниками погранслужб, таможенных органов и контрабандистами в современных условиях должно осуществляться на основе организации плотного контроля за работой пунктов пропуска. Но также важно решение вопроса о созданий условий для социальной защиты сотрудников таможни и погранвойск, которое устранит предпосылки подкупа.

Не до конца проработан вопрос о разграничении компетенции в борьбе с контрабандой между правоохранительными органами на границе. Видимо следует определить приоритетные структуры, осуществляющие ОРД в сфере борьбы с контрабандной деятельностью, чётко, в законодательном порядке, обозначить их полномочия и общий статус.

В настоящее время, в соответствии со статьёй 7 главы 2, Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» 1999 г., право осуществлять ОРД предоставляется оперативным подразделениям:



  • органов внутренних дел;

  • органов государственной безопасности;

  • пограничных войск;

  • органов государственной охраны: Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь;

  • органов финансовых расследований;

  • таможенных органов;

  • органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь.

    Законом ограничен объем оперативно-розыскных мероприятий, которые осуществляют Таможенные органы.

    Однако, непосредственно на государственной границе и в рамках борьбы с контрабандой деятельность правоохранительных органов требует существенного улучшения, совершенствования системы организации и координации.


Например, непосредственно борьбу с контрабандой на таможенной границей осуществляют органы таможни. В соответствии с выполняемыми задачами, таможня осуществляет контроль за перемещением грузов через установленные пункты пропуска. Деятельность данного ведомства ограничена пределами пунктов пропуска, где существует таможенная граница. Именно там сотрудники таможни осуществляют физическое вскрытие фактов контрабанды. В тоже время подготовка преступными группами контрабанды планируется и организуется в тыловых и центральных районах, т.е. за пределами компетенции таможни. Соответственно, эффективной организация деятельности таможни может быть лишь в случае тесного взаимодействия с другими правоохранительными органами.

В сравнении с таможенными органами, подразделения пограничных войск не имеют полномочий по проведению самостоятельного, профилактического контроля грузов прошедших погранично-таможенный контроль; не имеют полномочий проводить дознание по преступлениям связанным с контрабандой, возбуждать уголовные дела по признакам указанного преступления или действовать в соответствии со ст.1936-9 КоАП, что ставит их в прямую зависимость от таможенных органов.

Отдельным направлением совершенствования борьбы с контрабандой следует рассматривать взаимодействие с пограничными подразделениями сопредельных государств и Интерполом. Организация взаимодействия с пограничной охраной сопредельных государств должна предусматривать отработку совместно проводимых мероприятий. Например, при проведении профилактических мероприятий, при осуществлении плановых учений при задержании «контрабандных грузов» (имитаторов), которые должны пересечь оба пункта пропуска с использованием различных способов контрабандных переправок (включая прямой подкуп должностного лица пункта пропуска) и т.д.

Исходя из того, что западная граница Республики Беларусь является границей Союза РБ и РФ, следует активизировать взаимодействие на межгосударственном уровне правоохранительных органов по борьбе с транзитной контрабандной деятельностью.

Немаловажное значение в предотвращении контрабанды может сыграть устранение возможностей последующего выкупа контрабандных грузов по максимально заниженным ценам, для чего следует усилить контроль за реализацией конфискованных решением суда в доход государству товаров и ценностей.

Положительную роль в профилактике правонарушений на границе может сыграть проведение открытых судебных процессов по делам о контрабанде, пособничестве.

Следует усилить работу по освещению в средствах массовой информации (республиканских, областных, районных) итогов деятельности пограничных и таможенных органов по пресечению контрабандной деятельности, о наступающей в соответствии с законом ответственности за нарушение государственной границы, контрабандную деятельность, пособничество.

Таким образом, меры предупреждения расширения масштабов контрабанды в современных условиях развития республики в первую очередь связаны с совершенствованием деятельности правоохранительных органов. Наведение порядка в работе таможни и пограничных войск, их взаимодействие с аналогичными подразделениями Российской Федерации в рамках и на основе имеющейся нормативно-правовой базы могут обеспечить положительные тенденции. Однако постоянно меняющиеся социально-экономические условия в обществе, конъюнктуры мирового рынка, негативные тенденции в социально-психологической сфере и ряд других моментов обусловливают сложности в деятельности правоохранительных органов. Та же разница в ценах на товары народного потребления или продукты питания в Беларуси и Литве, Польше создают предпосылки для появления новых предметов контрабанды, втягивания в незаконную деятельность населения приграничных районов и т.д. Соответственно, более реальными мерами предотвращения контрабанды и таможенных правонарушений являются меры по стабилизации экономического положения республики.





страница 1 ... страница 7 | страница 8 | страница 9 страница 10 страница 11

Смотрите также: