Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 ... страница 10 | страница 11

1. Миграция капитала как феномен мировой экономики и его особенности в Республике Беларусь

Миграция капитала73 (финансовых средств) - одна из самых серьезных проблем обеспечения поступательного развития национальной экономики. Ввоз капиталов обеспечивает новые, дополнительные источники финансирования и инвестирования, тогда же, как вывоз значительно сокращает возможности стабильного функционирования, а зачастую усугубляет кризисное состояние экономической системы. Вывоз капитала, чаще всего, отражает нестабильность, как экономического развития национальной экономики, так и политического положения. Как свидетельствует мировой опыт, частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической стабильности, и, когда такие угрозы реально возникают, средством сохранения капитал избирает заграничные вложения различного рода.

Вывоз капитала в широком смысле включает в себя легальное и нелегальное (контрабандное) движение капиталов. Легальный вывоз капитала учитывается и контролируется государством, а с нелегальным оно пытается бороться. В странах с переходными типами экономики нелегальный вывоз, помимо прочих причин, сопряжен с процессом фактического перераспределения государственной собственности в пользу частной.

В случае незаконного вывоза капитала принято говорить о бегстве капитала, которое реализуется при благоприятных условиях отсутствия соответствующего валютного и таможенного контроля и может осуществляться как нелегальным образом, так и под «прикрытием» легальных форм. Нелегально и незаконно вывозится капитал в различных формах – денежной, товарной (со счетов, за счет изменения формы собственности, вывоз товаров или валютных ценностей и др.) и размещается резидентами страны нелегально за рубежом. К «беглому» капиталу относится и упущенная выгода для субъектов хозяйствования или экономики государства в области внешнеторговых операций. Этот капитал изъят из сферы отечественного товарного производства и обслуживает либо зарубежных товаропроизводителей, либо спекулятивные операции.



    Поэтому, условно можно разделить понятия: вывоз капитала - легальные формы движения финансовых средств, негативно влияющие на экономическое положение государства, но не противоречащее закону; бегство капитала - незаконное перемещение собственности в любой форме, осуществляемое с использованием как нелегальных, так и легальных каналов.

Современное положение республики во многом оказалось «благоприятным» для возникновения ситуации вывоза финансовых средств, которое приняло, прежде всего, форму бегства капиталов. И, соответственно, обусловило значительные масштабы нанесения ущерба финансовой сфере, экономике республики, что со всей остротой поставило вопрос об обеспечении экономической безопасности субъектов хозяйствования и государства

Феномен бегства капитала привлекает пристальное внимание в связи с его большой общественной значимостью. Эта проблема тесно связана с национальной безопасностью страны и, прежде всего, - с ее экономической составляющей. Масштабы бегства капитала и длительность этого процесса ведут к обескровливанию экономики страны, ставят под угрозу возможность возрождения полноценного инвестиционного процесса, привлечения в достаточных масштабах иностранных капиталов. Бегство капитала наносит большой ущерб интересам производителей и всей страны, выступает индикатором неустойчивости социально-политической обстановки, свидетельствует о не заинтересованности бизнесменов и влиятельных государственных чиновников в развитии экономики и неверии в возможность устойчивого развития в данный момент.

Главное, что положено в основу разграничения вывоза и бегства капитала - это определение мотивов, по которым оно происходит.

Бегство капитала в отличие от вывоза капитала - это такое перемещение капитала из страны, которое мотивируется не только соображениями коммерческой целесообразности и выгоды, а исключительно или преимущественно соображениями сохранности и безопасности собственности в любой ее форме.

Данное определение оценивает бегство капитала как реакцию предпринимателей на экономические и политические условия, сложившиеся в данной стране. Здесь, прежде всего, рассматривается складывающаяся политическая ситуация, могущая привести к изменению власти в государстве и, соответственно, - к насильственному изъятию, конфискации капиталов. В тоже время, эти политические условия могут не сами по себе вызывать такую реакцию. А именно, - власть может быть стабильной, но ее деятельность по регулированию экономики не имеет стабильного вектора, правовое регулирование отличается постоянной сменой законодательных актов и т.д. Данные политические условия, фактически, оказывают дестабилизирующее влияние на экономические процессы, когда политическая власть не в состоянии остановить экономический кризис, «галлопирующую» инфляцию, падение производства и пр. В этом случае бегство капиталов становится как результатом сложившейся ситуации, так и причиной ее дальнейшего ухудшения.

По экономическим и политическим мотивам, как считается в мировой практике, вывоз капитала может принимать форму бегства капитала в том случае, если он осуществляется в сжатые сроки. То есть - еще одним отличием бегства капитала от его вывоза является временная характеристика этого процесса - краткосрочный, обвальный поток капиталов за границу. При этом экономическими причинами считаются более высокие ставки годового процента за рубежом, резкие колебания обменных курсов национальной и иностранных валют, инфляция и, главное, - ухудшение инвестиционного климата в стране. Бегство же капитала по политическим мотивам провоцируется обострением политической напряженности в стране, когда имущественные права или жизнь собственников оказываются под угрозой. И краткосрочность этого процесса обусловлена именно временем действия данных факторов. Во-первых, резкий перелив капитала приводит, например, к снижению ставок годового процента и за рубежом, а в общем плане - к ликвидации экономических преимуществ помещения капитала в экономику других стран. Во-вторых, политические условия в стране изменяются или в сторону либерализации, либо в направлении ужесточения контроля со стороны государства. Тем самым, ликвидируются условия вывоза, либо вывоз становится невозможным.

Если рассматривать бегство капитала таким образом, то оно выглядит как естественное поведение имущих групп населения в условиях несоответствия политических условий их ожиданиям и представлениям о нормальной обстановке для функционирования предпринимательства или как реакция на более привлекательные экономические условия. При изменении ситуации прекращается вывоз и начинается обратный ввоз капитала.

В общем плане, в числе главных причин и неблагоприятных факторов, способствующих появлению мотивации и вызывающих «бегство» капитала, аналитики отмечают следующие явления:



  • политическая нестабильность или угроза конфискации;

  • высокий уровень инфляции;

  • незащищенность собственности;

  • недостаточная законодательная база для предпринимательства;

  • чрезмерно высокие налоги, в том числе и на финансовые операции;

  • финансовые ограничения;

  • угроза девальвации;

  • невыполнение правительством своих финансовых обязательств.

Следует отметить, что белорусские предприниматели, включая банковские структуры, к настоящему времени освоили основы размещения вложений в различные активы и действуют в соответствии с базовыми принципами управления финансовым портфелем. Эти принципы диктуют необходимость осуществления инвестиций в различные активы таким образом, чтобы минимизировать суммарный уровень риска и обеспечить устойчивый и достаточно высокий уровень прибыли.

Наряду с этим, экономическая ситуация в республике такова, что речи о вывозе капиталов за границу с позиции экономической целесообразности не идет. С точки зрения наличия в национальной экономике мест для инвестирования капиталов республика представляет собой неосвоенную сферу деятельности. Инфляционные процессы так же создают для финансовых капиталов довольно благоприятную обстановку для получения прибыли. Активное развитие торговли импортируемыми товарами с учетом постоянного роста цен на внутреннем рынке, увеличивающегося курса доллара делает очень выгодным вложение капиталов в посреднические операции - до 200 процентов прибыли.

Однако в последнее время четко обозначилась тенденция бегства капиталов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда Беларусь, при ее колоссальной потребности в инвестиционных ресурсах, из-за бегства капитала, по сути, выступает кредитором других стран с более благополучной экономикой. Стабильность экономик стран, где находится «беглый» белорусский капитал гарантирует постоянство, но не высокий уровень доходов. Такое положение противоречит общей тенденции, по которой капиталы должны были бы вернуться в страну с более выигрышными условиями вложения. Ситуация в республике может быть объяснена тем, что общие причины и факторы в конкретных условиях каждой отдельной страны приобретают различные формы, масштабы, способы реализации. Соответственно, и для республики соотношение и сочетание общих политических и экономических аспектов дополняется конкретными обстоятельствами. Так, например, вывоз капитала как естественная реакция владельцев капиталов на изменяющиеся условия (экономические и политические) может реализоваться в различных формах. Вывоз капитала может быть осуществлен как легально, так и нелегально. Легально вывезенный капитал быстрее и проще может вернуться в страну, тогда же, как нелегально покинувший страну - опасается последствий, ответственности связанных со способом перемещения. Соответственно этому в мировой практике считается, что перемещение капиталов как реакция на изменяющиеся условия и прекращающееся при их устранении, является вывозом капитала, имеющим закономерный характер и осуществляемым легальным образом. Тогда же, как бегство капитала реализуется в нелегальных формах.

Легальная форма вывоза капиталов хотя и наносит ущерб экономике в целом, но воспринимается как временное негативное явление. При стабилизации экономического или политического положения последует обратный приток капиталов, активизируется инвестиционная деятельность - то есть реализуется нормальный процесс «перелива» капиталов. И реализуется он в движении капиталов со счета на счет, в инвестировании в отрасли других стран, в приобретении акций, ценных бумаг и т.д. Иными словами, капитал перемещается вслед за более высокой нормой прибыли и в формах, установленных законодательством для движения капитала. В этом случае государство контролирует процесс вывоза капиталов и получает реальную картину состояния дел в экономике.

Бегство капиталов в нелегальных формах осуществляется с нарушениями законодательства с использованием самых разнообразных методов: от незаконного использования банковских учреждений, контрабандного вывоза наличных денежных средств и ценностей до вывоза капиталов в овеществленной, товарной форме по поддельным контрактам и пр. Иными словами, в отличие от вывоза капитала его бегство осуществляется в нелегальных формах и с использованием методов, имеющих зачастую незаконный характер. Поэтому и возвращение капиталов в республику ограничено страхом собственников перед ответственностью за действия по незаконному перемещению капиталов.

Бегству капиталов за границу в республике в большинстве случаев предшествует их криминальное получение, изъятие из обращения, из процесса производства и т.д. В действиях по подготовке и осуществлению незаконного перемещения капитала присутствует уже и корысть, и злой умысел - уклонение от налогообложения, сокрытие от общественного контроля и ряд других аспектов. В этом случае бегство капитала определяется уже как вывоз, обусловленный мотивом сокрытия, как источника получения денежных средств, так и реального его владельца.

Массированный вывоз капитала из страны приводит к очевидной нехватке финансовых средств для сохранения жизнеспособности и обеспечения роста национальной экономики, уменьшению оборотных средств предприятий, сокращению наличной денежной массы в обращении, валютных средств, росту товарного дефицита. В этих условиях руководство страны вынуждено прибегать к иностранным займам и кредитам, а также предпринимать специальные шаги и усилия для привлечения иностранных инвестиций, к ужесточению валютной политики, к эмиссии денежных средств и тем самым к стимулированию инфляционных процессов.

.Под влиянием разнообразных факторов движение капиталов в различной степени может оказывать воздействие на экономическое состояние страны. И если в состоянии стабильного равновесия национальной экономики допустим определенный вывоз капиталов, то всегда необходимо определить грань, за которой этот процесс может нанести серьезный ущерб экономической безопасности. В этой связи встает вопрос о границах допустимых масштабов и объемов вывоза капиталов из экономики страны, которые, в основном, определяются законодателем и регулируются в мировой практике введением экономических, стимулирующих методов.

Существует целый ряд подходов к вопросу об измерении масштабов бегства капиталов, но на практике обычно применяется довольно простой принцип - все, что вывезено нелегально, оценивается как бегство капитала за границу. Этот достаточно очевидный в своей простоте принцип может, однако, приводить к существенным ошибкам. Дело в том, что само по себе уклонение от официальных процедур при переводе капитала за рубеж необязательно свидетельствует о бегстве капитала - это может быть продиктовано стремлением избежать трудностей или различных ограничений при оформлении сделок по линии торговли товарами и услугами, а также осуществлении заграничных инвестиций. В результате подобных действий, которые затрагивают в основном текущие операции, происходит оседание капитала за границей, что получает свое соответствующее отражение на капитальных счетах платежного баланса, то есть, нет сокрытия факта движения денежных средств.

В отличие от легального оттока капитала нелегальный вывоз капитала практически не поддается прямой оценке. Возможная его величина может быть условно оценена по резкому росту против обычного величины показателя статьи «Ошибки и пропуски». Истинные же размеры бегства капиталов в республике точно не установлены, но, если учесть мнение экспертов, его величину можно определить как 15-20% от объема внешней торговли.

Бегство капиталов наносит огромный ущерб экономике страны и является одной из важный причин сокращения капиталовложений, а следовательно, и экономического спада, что дает право некоторым экономистам и политикам называть внешнюю торговлю и банковскую систему «основной сферой расхищения и потерь национального богатства страны».

В настоящее время можно говорить о следующих негативных тенденциях, способствующих бегству капитала из республики:



  • проблемы становления государственной власти и определения жизненно важных интересов государства и общества;

  • правовая неотрегулированность отношений между субъектами хозяйствования, отсутствие устоявшегося хозяйственного законодательства;

  • ориентация республиканских субъектов хозяйствования на первоначальное накопление капитала;

  • разрыв традиционных хозяйственных связей и нестабильность или отсутствие межгосударственных правовых актов, регулирующих отношения производителей и потребителей в странах СНГ.

Помимо перечисленных постоянных факторов на ситуацию с бегством капитала влияют некоторые процессы и тенденции, имеющие сравнительно краткосрочный характер.

После постоянного роста на протяжении полутора лет, начиная с 3 квартала 1995 года, происходит постоянное сокращение объема валютных поступлений на счета субъектов хозяйствования, которое можно рассматривать и как причину уменьшения предложения валюты на бирже, и как следствие проводимой политики жестких административных ограничений. В прошлом гарантированность беспрепятственного проведения обменных операций на валютном рынке республики в рамках действующего законодательства позволяла руководителям предприятий быть уверенными, что, продав валюту, они не только получат устойчивые и приносящие доход белорусские рубли, но и смогут вновь купить валюту на определенные нормативной базой цели. В 1996 г. в условиях обязательной продажи валюты по заниженному курсу и отсутствия гарантий обратной конвертации даже для целей обеспечения собственного производства предприятиям стало невыгодно обеспечивать поступление выручки в республику. В силу этого, бегство капиталов для республиканских субъектов хозяйствования стало способом, методом сохранения валютной выручки путем ее сокрытия за границей. В этих случаях капитал участвует в товаро-обменных операциях с западными партнерами и в республику поступают различные предметы и ценности. Но при этом субъекты хозяйствования, используя, например, фиктивные бартерные сделки, скрывают от налогообложения свои прибыли, сами валютные средства и, в конечном итоге, «меняют» форму собственности капиталов, превращая его в частный капитал. Оставляя рабочие капиталы за границей, они сами же усугубляют напряженность на рынке свободной валюты в республике.

Одна из негативных тенденций денежной сферы - усиление долларизации экономики, которая создает основу для незаконного вывоза капиталов. Несмотря на наличие своей денежной единицы, следует говорить о функционировании в республики параллельного, теневого долларового обращения. В этом случае бегство капитала осуществляется в виде невозвращения валютной выручки от экспорта товаров, приобретения иностранных активов за рубежом без лицензии Национального банка, занижения цен бартерных сделок по сравнению с мировыми ценами, заключения фиктивных импортных контрактов с переводом предоплаты и др.

В нарушение закона и в биржевом, и в межбанковском обороте могут совершаться любые сделки по обмену рублевых средств на иностранную валюту, включая чисто финансовые операции по перемещению капиталов из одной формы в другую, а также спекулятивную продажу и покупку валюты ради получения прибыли от колебаний валютного курса. Практически в таком же неконтролируемом режиме действовали многочисленные обменные пункты, оперировавшие с наличной иностранной валютой.

В результате вся инфраструктура внутреннего рынка (валютная биржа, уполномоченные коммерческие банки, обменные пункты), в соответствии с законом призванная обслуживать только реальные внешнеэкономические сделки, на самом деле выполняет функцию посредника в циркуляции непроизводительных и спекулятивных капиталов между рублевой и валютной сферами.

В условиях непрекращающейся инфляции и хронического обесценивания рубля стимулируется стойкая односторонняя направленность движения капиталов и сбережений - от рубля к доллару, минуя производственную сферу, что способствует растущему перемещению валютных средств за границу. Накопление заграничных активов, фактически уходящих за пределы досягаемости властей, открывает широкие возможности для непроизводительного и даже паразитического использования валютных ресурсов вопреки подлинным нуждам и интересам страны.

В условиях действия в республике первой и второй, отмеченных выше, тенденций бегство капиталов становится фактором криминализации экономики - законные механизмы валютных операций заменяются преступными действиями с использованием или созданием коррумпированных связей, формированием черного валютного рынка и т.д.

И результатом этого процесса, по мнению экспертов, в настоящее время становится стремительный рост неофициальной экономики, опять-таки стимулирующий вывоз капитала.

В результате, в республике складывается ситуация, когда в месяц всех валют на МВБ реализуется в размере всего лишь 1/4 среднемесячной экспортной выручки от товаров и услуг. Остальная валюта, остающаяся после исключения бартера и оплаты комплектующих, реализуется вне биржи. Кроме того, имеют место так называемые «схемы», при которых эмиссионные целевые кредиты «долларизуются», обналичиваются и обслуживают рынок наличной валюты и неофициальный, в том числе и криминальный, экономический оборот.

Таким образом, ситуация в республике характеризуется, с одной стороны, наличием спроса на капиталы, своеобразными по выгодности условиями вложения капиталов, наличием самих капиталов, перспективами вложения средств как на краткосрочный, так и на долгосрочный период и пр. С другой стороны, - очень высоким уровнем нестабильности, как экономического положения, так и правового регулирования хозяйственной деятельности. И в этом отношении можно сказать, что одной из важных причин бегства капитала за границу является узость и нестабильность национального финансового рынка при отсутствии достаточных гарантий надежности, а также действующие на нем ограничения по операциям с различными видами активов. Иными словами, бегству капиталов в республике способствуют ряд таких условий как:



  • отсутствие механизма легального вывоза капитала;

  • несовершенство законодательства, регулирующего внешнеэкономическую и инвестиционную деятельность;

  • слабость или отсутствие банковского, валютного, налогового, административного, таможенного и пограничного контроля за движением капиталов.

Фактически, следует говорить о том, что для республики проблема бегства капиталов на современном этапе явилась результатом дестабилизации экономики, напряженности политической жизни, несовершенства правовых норм и в то же время - она резко усугубляет экономические проблемы реформирования национальной экономики. И здесь вопрос упирается в тот аспект, что для многих субъектов хозяйствования незаконный вывоз капитала является способом, методом перераспределения собственности, растаскивания национального богатства, первоначального накопления капиталов.

Особые условия Беларуси как страны с переходной экономикой определяют нетрадиционный подход к вывозу капитала из страны. В отличие от мировой практики, можно сказать, что у нас бегство капитала имеет исключительно криминальный характер. В этой связи следует в первую очередь анализировать каналы и методы бегства капитала с учетом известного мирового и приобретенного в последние годы собственного опыта и в преломлении через оценку конкретной экономической ситуации.



  1. Каналы и методы бегства капиталов.

При характеристике каналов бегства капиталов из страны следует исходить, в первую очередь, из того, что оно осуществляется в ходе внешнеэкономической деятельности, к которой, в соответствии с Законом «Об основах внешнеэкономической деятельности», относятся:



  • внешняя торговля;

  • экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество;

  • специализация и кооперация в области производства, науки и техники;

  • строительство и реконструкция объектов;

  • осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций;

  • расчетные, кредитные и другие банковские операции;

  • туризм;

  • иная деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами творческой деятельности.

Многообразие внешнеэкономической деятельности определило тот факт, что по мере включения республики в ту или иную форму экономического сотрудничества законодатель определяет и регулирует условия их осуществления. Так, в республике приняты законы об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования и иностранных инвестициях, нормативные акты и постановления о свободных экономических зонах, совместных и иностранных предприятиях, посреднической деятельности республиканских субъектов хозяйствования в международной торговле и т.д. Однако следует отметить, что существует временная разбежка между началом того или иного вида деятельности и ее правовым регулированием, вследствие чего и появляется возможность для субъектов хозяйствования использовать ситуацию в своих корыстных интересах. А в дальнейшем, уже при создании правового поля, наработанные нелегальные механизмы продолжают использоваться, соответственно, как незаконные.

В этой связи, каналами, используемыми для бегства капиталов за границу, могут быть:

внешняя торговля товарами и услугами;

международная банковская деятельность;

сотрудничество в области производства;

инвестиционная и инновационная деятельность;

сфера подготовки и обмена научными кадрами и рабочей силы;

частные выезды граждан за границу и другие, где осуществляется как наличное, так и безналичное движение денежных средств, товаро-материальных ценностей и других носителей стоимости.

Поскольку, эти каналы являются официальными, законными формами осуществления внешнеэкономической деятельности, в них, прежде всего, реализуется легальное движение капиталов, в том числе и вывоз. А так как отличие вывоза капитала от его бегства, как отмечено ранее, заключается, в первую очередь, в методах перемещения его за границу, рассмотрим их.

В результате анализа характера бегства капитала из страны с учетом мирового опыта и нашей специфики авторы пришли к убеждению, что в 90-х годах сложилась практика использования следующих основных методов, используемых при незаконном вывозе:74



  • невозврат валютной выручки под предлогом различных чрезвычайных обстоятельств;

  • необоснованные авансовые перечисления по импорту в счет фиктивных контрактов на поставки товаров;

  • манипуляции с ценами при бартерных сделках с последующим оставлением за границей валютной выручки;

  • перечисление на счета иностранных фирм валютных средств в счет оплаты фиктивных услуг;

  • занижение контрактных цен при экспортных операциях;

  • завышение контрактных цен при импортных операциях;

  • внесение страхового депозита в иностранный банк, якобы для получения кредита, с последующим отказом от него;

  • занижение официальных цен акций и других активов предприятий при их продаже иностранным фирмам;

  • вывоз товаров в таможенном режиме временного хранения или давальческого сырья для переработки за рубежом;

  • импорт услуг и интеллектуальной собственности (например, продукции «ноу-хау») под видом информационных, маркетинговых и других услуг, не проходящих официальной экспертизы и оценки;

  • безвалютные расчеты: бартер, клиринг, приграничные, параллельные и компенсационные сделки (товарообменные сделки, растянутые во времени за счет чего достигается видимость активного сальдо);

  • взаимозачеты выполняемых обязательств без официального (договорного) оформления;

  • размещение зарубежных акций без регистрации на нашем рынке и поступления в сферу республиканского обращения ценных бумаг;

  • приобретение недвижимости за рубежом и ее залог в ипотечных западных банках для получения кредита на экспортно-импортные операции;

  • вывоз капитала частными лицами в виде наличности за счет изъятия иностранной валюты из внутреннего оборота в экономике или по кредитным карточкам;

  • «челночная торговля» и международный туризм.

Кроме того, в качестве метода бегства капитала за границу специалисты ведомств, связанных с внешнеэкономической деятельностью, рассматривают упущенную выгоду для белорусской экономики в рамках легальных внешнеэкономических операций.

Главная особенность перечисленных методов заключается в том, что они реализуются в официальной сфере внешнеэкономической деятельности и по внешним признакам зачастую соответствуют законным действиям субъектов хозяйствования и физических лиц. Но в механизме осуществления законных операций на том или ином этапе изменяются отдельные элементы, допускаются нарушения и пр., в результате чего и становится возможным осуществить незаконные действия. Или же законные по формальным признакам действия прикрывают совершаемое преступление.

К этому следует добавить, что источниками капитала нелегально вывозимого из республики, в основном, являются:


  • незаконное присвоение бюджетных средств;

  • криминальные доходы;

  • доходы владельцев, уклоняющихся от налогообложения.

Традиционные банковские переводы, конечно, не подходят владельцам капитала, «бегущего» за границу, в случаях, когда речь идет о криминальных источниках такого капитала. Один из главных каналов вывоза криминального капитала - вывоз наличности в иностранной валюте. При этом многие операции, предваряющие сам вывоз, совершаются на вполне легальной основе - в первую очередь, речь идет о покупке иностранной валюты в данной стране или за ее пределами. Отмывание криминальных доходов и уклонение от налогов составляют, по мнению многих экспертов, главные источники капитала, который вывозится за границу в форме наличности.

Помимо операций торговли и движения капитала значительные возможности нелегального вывоза капитала представляет ряд операций по оказанию услуг. Прежде всего, в этом ряду в качестве крупного канала, позволяющего осуществлять нелегальный вывоз капитала, выступает международный туризм. Нелегальный вывоз валюты в форме наличности под видом туристических или деловых поездок за границу отмечается многими исследователями как массовое явление, связанное с бегством капитала. Этот канал используется сравнительно мелкими дельцами, которые не имеют тесных связей с банками и внешнеторговыми фирмами, способными совершать подобные операции в значительных масштабах для крупных клиентов. Для довольно широкого круга мелких дельцов контакты у себя на родине с иностранными туристами являются солидным источником приобретения иностранной валюты, которая затем может трансформироваться в заграничные капиталовложения. Даже мелкие туристические фирмы в республике имеют возможность под видом выезда только одной туристической группы легализовать и организовать вывоз от 10 до 40 тысяч долларов, имеющих криминальный источник происхождения.

Однако вывоз наличности относится не только к криминальному капиталу и капиталу, избегающему налогообложения. Часто в условиях жесткого валютного контроля накопление иностранной валюты происходит за счет привлечения иностранных туристов к покупкам на местном рынке на более выгодных условиях, чем по официально разрешенным операциям: это могут быть скидки с цен, курсов, резервирование определенных товаров и услуг только для иностранных туристов и другие методы, которые, как правило, сопровождаются вовлечением в подобные операции криминальных структур в качестве прикрытия или непосредственных участников.

Вывоз наличности, как правило, происходит посредством контрабанды в обход действующих на этот счет регламентаций и ограничений. Несмотря на проведение многими странами большого набора мероприятий по контролю за перемещением отечественной и иностранной валюты через границу, вывоз капитала в форме наличности происходит в огромных размерах из стран с нестабильной политической обстановкой. Такая ситуация дает основания экспертам считать, что в этом процессе присутствует элементарный подкуп персонала тех служб, включая таможенных сотрудников, которые должны препятствовать данному явлению.

Основным видом наличной валюты, который используется для нелегального вывоза, являются доллары США. В этой связи определенным ориентиром возможных масштабов перемещения капитала в этой форме могут служить данные об объеме наличности, циркулирующей в стране. Эти данные дополняются сведениями таможни, пограничных войск, органов внутренних дел и государственной безопасности об отдельных случаях перехвата значительных сумм, транспортируемых целыми чемоданами через границы. В частности, о ситуации в республике можно судить по данным, приводимым председателем Национального банка. Если, в 1994 году сумма наличной валюты на руках у населения исчислялась 2 миллиардами долларов, то в 1996-1997 годах она снизилась до 1 млрд. Косвенно, наряду с другими данными эта разница может свидетельствовать, о размерах «беглого» наличного капитала.

При анализе форм и способов бегства капитала не следует упускать из виду, что через границу может перемещаться и собственность, превращенная в драгоценные металлы, камни и изделия из них, антиквариат, произведения искусства и тому подобные активы. Как и в случае с наличностью, перевод таких ценностей за границу, как правило, сопряжен с контрабандой и подкупом должностных лиц.

Широко распространенным является перевод «беглого» капитала за границу посредством применения счетов-фактур на оплату импортных товаров по ценам, превышающим реальные. Разница по договоренности с импортером помещается за границей в согласованные заранее активы, чаще всего - банковские счета. Обычной практикой стало полное отсутствие поставок товаров по выставленным ранее счетам, либо частичная поставка, либо поставка по иным, нежели в представленных счетах, ценам и т.п. Нередки случаи выставления фальшивых счетов, по которым заведомо не последуют поставки товаров.

Существуют сделки и обратного характера, к которым прибегают экспортеры. Они выставляют счета по заниженной цене, часто оправдываясь незнанием мировой рыночной конъюнктуры или другими обстоятельствами. Полученные суммы предъявляются контрольным органам, в то время как договорная разница с мировой ценой помещается опять-таки на счета в зарубежных банках или в заранее согласованные с получателем товара активы. Зарубежный участник такой сделки получает свои комиссионные. Данный процесс объективно стимулируется стремлением нашей республики к интегрированию в международную экономику при доминирующей государственной собственности на средства производства. В данных условиях, как показывает практика, ряд руководителей госсектора экономики заключают внешнеэкономические контракты, преследуя личные интересы, зачастую в ущерб руководимым ими предприятиям.

Распространенным в западных странах каналом бегства капитала является практика параллельного кредитования внутри страны и за ее пределами, которая может быть использована и в республике. Допустим, существуют две фирмы (или физических лица) А и В, которые доверяют друг другу и договариваются о подобной операции. Фирма А предоставляет заем в иностранной валюте фирме В в заранее оговоренной стране (скажем, заем в долларах в США), и одновременно В предоставляет А заем в своей стране в отечественной валюте. Обе фирмы договариваются о совершении взаиморасчетов через определенный промежуток времени. Тем временем В инвестирует доллары в США, в то время как А инвестирует рубли в республике. Это дает возможность В получить определенные доходы в долларах, которые затем он может использовать по своему усмотрению. Сторона А тем временем получает доходы в Беларуси, которыми она также находит способ распорядиться. После согласованного периода времени кредитные обязательства взаимно погашаются, а доходы остаются в распоряжении каждого участника сделки.

В ходе экономической реформы в стране появились и новые формы использования внешнеэкономической деятельности, позволяющей укрывать капитал за границей. Важную роль играет в этих случаях мотив - укрывательство от налогов и обеспечение сохранности рабочего капитала. Некоторые такие сделки реализуются по следующей схеме. За границей регистрируется фирма, фактическим владельцем которой являются отечественные предприниматели, контролирующие, скажем, большой завод. Далее, создается совместное предприятие этого завода с данной фирмой, которой предписывается осуществлять экспорт продукции завода и связанные с этим расчеты. Постепенно на счета фирмы переводится и накапливается основная часть рабочего капитала завода. В то время как отечественные счета завода показывают нехватку средств или убытки, работа предприятия обеспечивается за счет финансирования из-за границы. Этому виду «беглого» капитала присуща наиболее высокая степень готовности к возвращению в страну при формировании более благоприятных условий для деловой практики. Размеры такого капитала, по-видимому, весьма значительны, если полагать, что именно он выступает одним из источников иностранных инвестиций в страну, которые являются в этом случае иностранными лишь по форме, а фактически представляют собой отечественный капитал, движущийся окольными путями с целью избежания налогов или преследований по поводу законности его происхождения.

Существуют примеры, когда очень крупные предприятия и даже целые объединения поддерживают свою хозяйственную деятельность преимущественно или даже целиком за счет экспортной выручки при том, что общее финансовое положение этих структур характеризуется как сложное вследствие неплатежей, превратившихся в обычную практику нашей экономики.

В сфере деятельности субъектов хозяйствования по оказанию услуг удобным способом перевода капитала за границу стало открытие собственных фирм за рубежом, часто в офф-шорных зонах, и последующее создание совместных предприятий отечественных структур с этими фирмами. Нередко при этом и зарубежная и отечественная фирмы-участники, совместное предприятие - принадлежат одним и тем же лицам. После этого открывается широкая возможность переводить на счета зарубежной фирмы финансовые средства под видом оплаты различных услуг как действительных, так и мнимых. Как правило, проверить подлинность различных сделок невозможно, так как формально они могут быть вполне законными. Под видом оплаты юридических и деловых консультаций, приобретения «ноу-хау», научно-технической документации, выполнения исследований и т.п. могут переводиться средства либо по завышенным ценам против реальной ценности продукта или услуги, либо вообще по фиктивным документам и материалам.

Создание офф-шорных компаний обеспечивает, в первую очередь, вывод прибыли из-под налогообложения в стране ее получения. Для этой цели используются льготы по налогам, которые предусмотрены в белорусском законодательстве для предприятий с участием иностранного капитала. Применяемая схема обычно включает 4-5 компаний, зарегистрированных в разных странах, что позволяет практически полностью уйти от налогообложения путем использования сочетания налоговых льгот в различных государствах.

В настоящее время в Республике Беларусь и в странах ближнего зарубежья (Россия, страны Балтии) действуют консалтинговые компании, обеспечивающие не только регистрацию офф-шорных компаний и их дальнейшее обслуживание, но и разработку эффективных схем уклонения от налогов. При этом регистрация компаний в офф-шорных зонах обеспечивает полную анонимность реальных владельцев, поскольку действующие там процедуры не требуют занесения в реестр компаний информации о директорах и владельцах. В качестве дополнительных услуг такие кампании могут предоставить номинальных владельцев акций, номинальных директоров, зарегистрированные адреса в таких странах, как Великобритания, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды, Дания, Кипр, Мальта, Финляндия.

Отмеченные компании предлагают также услуги по открытию корпоративных счетов в банках стран Западной Европы, причем обеспечивается взаимодействие как с крупнейшими и наиболее авторитетными банками, так и со сравнительно небольшими организациями, специализирующимися на обслуживании подобных клиентов. Многие такие банки имеют представительства в г.г. Москве, Вильнюсе, Риге, что позволяет заинтересованным вкладчикам непосредственно на месте согласовывать все условия открытия зарубежных счетов. Удобство законодательства ряда стран, в которых концентрируются подобные счета, состоит в том, что в этих государствах обеспечена на законодательном уровне защита информации о владельцах и состоянии счета. Выдача такой информации иностранным физическим лицам или государственным органам возможна лишь на основе решения местного суда в случае обвинения владельца счета в серьезных преступлениях. Помимо открытия счета в коммерческих банках действует и практика открытия счетов в инвестиционных банках, которые осуществляют в дальнейшем управление инвестированными средствами клиента на основе заключенного с ним договора, тем самым, обеспечивая более значительные выгоды, чем при помещении средств на обычный депозит.

Совместные предприятия как форма взаимодействия с иностранным капиталом также предоставляют широкие возможности для бегства капиталов за границу посредством использования внутрифирменных операций в рамках СП. Одним из таких каналов стало уже упомянутое выше создание подставных иностранных фирм, фактически принадлежащих белорусским владельцам. Перевод взносов в уставный фонд таких СП в значительной части может быть прикрытием для бегства капитала за границу. Такие же возможности открывают и многие другие операции по взаимодействию с иностранным партнером по СП.

Анализируя деятельность совместных предприятий и иностранных фирм, можно констатировать, что основная цель их создания - привлечение новых западных технологий, выход белорусских предприятий на мировой рынок, удовлетворение отечественных потребителей в высококачественных товарах - на данном этапе не реализована. Положительного влияния на экономику Беларуси эти структуры практически не оказывают, напротив, они в ряде случаев стали прикрытием торгово-закупочной деятельности сомнительного характера, незаконного вывоза сырья и другой продукции, используются отдельными руководителями для перемещения валютных средств в зарубежные банки и бесконтрольного их использования.

Особенности деятельности предприятий с иностранными инвестициями обусловлены отсутствием в республике стабильных законодательных актов, правовых гарантий, что сдерживает ориентацию предприятий негосударственной формы собственности на долгосрочную перспективу развития производства и нацеливает их на получение быстрых результатов, порой с нарушением финансового и налогового законодательства.

В настоящее время под видом деятельности СП могут осуществляться нарушения, способствующие утечке капиталов и выражающиеся в:


  • сокрытии выручки за реализацию продукции и оказание услуг путем приема денежных средств без оприходования;

  • занижении в финансовых документах полученных сумм;

  • занижении контрактной стоимости ввозимых товаров в целях уменьшения таможенных пошлин на импорт, налога на добавленную стоимость и акцизов;

  • неправильном формировании валютных фондов;

  • объявлении предприятий убыточными.

Наряду с уже ставшими традиционными формами сотрудничества в РБ развивается и такая, как создание белорусскими субъектами хозяйствования зарубежных предприятий, то есть, инвестирование материальных средств в экономику стран ближнего и дальнего зарубежья. Однако общепринятая в мировой практике форма межгосударственного экономического сотрудничества используется республиканскими субъектами хозяйствования для сокрытия, прежде всего, валютных средств от уплаты налогов, обязательной продажи валюты государству и т.д.

Об ущербе от такой практики можно судить хотя бы по косвенным данным – за последние пять лет количество официально зарегистрированных зарубежных предприятий в полтора - два раза меньше фактически созданных. Соответственно, абсолютное большинство зарубежных предприятий создано без согласия собственника имущества или уполномоченного им органа. При этом в большинстве случаев вклады в уставные фонды осуществлялись за счет валютных средств субъекта хозяйствования, полученных от экспорта продукции, но не отраженных в бухгалтерской документации. В результате, за границей создаются нелегальные источники доходов.

Нередко государственные субъекты хозяйствования осуществляют «теневую» внешнеэкономическую деятельность через различные коммерческие структуры, причиняя значительный ущерб экономике республики.

Следует отметить, что отдельные правонарушения на канале внешнеэкономических связей, наносящие значительный ущерб экономике республике, остаются, в силу отсутствия соответствующих договоренностей с правоохранительными органами зарубежных стран, недоказуемыми. В РБ большое количество предприятий имеют партнеров-должников, не рассчитавшихся в течение трех и более лет за поставленную им продукцию. Суммы задолженности составляют от сотен тысяч до миллиона долларов. Есть основания предполагать, что валютные средства, числящиеся как задолженность, перечислены на счета за рубежом, или на них приобретены ценные бумаги и обеспечивается получение крупных валютных доходов не поступающих в республику.

К сфере «теневой» внешнеэкономической деятельности коммерческих структур можно отнести факты незаконного вывоза из Беларуси драгоценных, цветных, редкоземельных металлов, нефтепродуктов, других сырьевых ресурсов, исторических ценностей, товаров народного потребления. Проблема характеризуется масштабностью совершаемых незаконных операций, участием в них значительного числа руководителей государственных предприятий и учреждений.

Большой объем незаконного вывоза капитала происходит по линии страхования приобретенного в Беларуси имущества от вероятных политических перемен, с целью уклонения от ответственности перед государственными органами по вопросу законности доходов, укрывательства от налогообложения и на основе других подобных мотивов. В этих целях в зависимости от размеров богатства избираются различные формы. Это может быть приобретение недвижимости за границей, «тайм-шеров» и, наконец, фондовых ценностей или даже учреждение деловых предприятии, предназначенных для действительного функционирования в зарубежных странах.

В условиях переходной экономики в Беларуси крупным источником формирования капитала, который затем вывозится за границу, является бюджетное финансирование различных программ и проектов, действенность и отдача которых в реальности оказываются весьма далекими от показателей, заложенных в заявках на получение бюджетных ассигнований.

Таким образом, анализ и ситуации в республике, и каналов незаконного вывоза капиталов за границу дают основания говорить о специфике проблемы бегства капиталов. В отличие от западных стран, как развитых, так и развивающихся где вывоз капиталов, прежде всего, связан с такой причиной как поиск владельцами капиталов наиболее благоприятных условий для получения прибыли, республиканские субъекты хозяйствования ориентируются на накопление, получение доходов в экономике республики, но предпочитают «хранить» свои доходы за границей. С одной стороны, это обусловлено высоким уровнем доходности хозяйственной деятельности в Беларуси за счет перераспределения, а фактически - хищения, государственных средств и, соответственно, - необходимостью сокрытия источников получения нелегальных доходов. С другой, - помещение средств за границу позволяет произвести замену формы собственности: государственная превращается в частную. В силу такого положения практически любые формы вывоза капиталов в республике являются бегством и имеют незаконный, антиобщественный характер.


Глава 8. Контрабанда как проявление организованной преступной деятельности


1.Особенности контрабанды как угрозы экономической безопасности

в современных условиях развития республики.
Общая тенденция возрастания экономической преступности и расширение ее «беловоротничкового» характера приводят к изменению в способах и методах совершения традиционных видов преступной деятельности, к которым относится, например, контрабанда. Эта специфика приобретает настолько широкие масштабы, что для ее учета при анализе новых проявлений контрабанды предпринимаются шаги по использованию терминов, более полно учитывающих современные условия. Так, для отражения все возрастающей угрозы экономической безопасности республики со стороны контрабанды последнюю определяли одно время как «экономическую контрабанду». Однако, на наш взгляд, более соответствует характеристике контрабанды как социально-экономического негативного явления в современных условиях определение ее как беловоротничковой. Это не означает, что контрабанда не совершается традиционными методами сокрытия, но определяет тенденции в ее развитии.

Контрабанда,  в общем, социально-экономическом плане, - это деятельность, направленная против государственного установления, указа, против введенного порядка, правил перемещения вещей и ценностей через границу. В зависимости от условий хозяйствования и экономических целей государство на том или ином этапе развития вводит различные ограничения, порядок перемещения вещей и ценностей. Причем, может изменяться и перечень ограниченных к перемещению товаров и ценностей, и условия ввоза или вывоза продукции, и порядок оформления ввозимой/вывозимой продукции. Могут трансформироваться и такие понятия как граница – государственная или таможенная. В зависимости от тяжести наступающих последствий для экономического развития страны, для экономических интересов государства могут быть введены более строгие или наоборот меры ответственности за нарушение установленных правил. В соответствии с направлением развития приоритетных отраслей экономики страны, государство может вводить запреты на перемещение в другие страны не только товаров, но и денежных средств, валюты и т.д.

С выходом экономики государства на уровень индустриального развития, когда международное разделение труда четко определило и специализацию экономик отдельных стран, и долю каждого в производстве той или иной продукции, и четко сформировавшиеся товарные потоки, речь идет уже о соблюдении правил ввоза/ вывоза продукции и его оформления. В этих условиях государства устанавливают четкие, а при необходимости даже жесткие, правила ввоза или вывоза, прежде всего, таких товаров, как оружие, химические и отравляющие вещества, наркотики и пр., но не запрещают вообще их ввоз или вывоз. Поэтому, в определении контрабанды в современных условиях сделан акцент на том, что - это перемещение через таможенную границу запрещённых или ограниченных к вывозу/ввозу предметов, вещей и ценностей помимо или с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств идентификации; либо перемещение, сопряженное с не декларированием, либо заведомо недостоверным декларированием. Такое определение показывает, что перемещение возможно, но, например, под контролем государственных органов и т.д.

Иными словами, контрабанда, в общем плане, это действия, нарушающие установленный порядок перемещения вещей и ценностей через границу. Но формулировка данного понятия изменяется в зависимости от конкретно исторических условий развития того, или иного государства. Такая зависимость раскрывает социально-экономический характер контрабанды как явления, что необходимо учитывать при организации борьбы с этим преступным деянием. Причем, в соответствии с особенностями того, или иного исторического периода, изменяются и оценка тех или иных действий.

Иными словами, выделение и рассмотрение общих и конкретно исторических причин возникновения и развития контрабанды необходимо в силу того, что контрабанда является социально-экономическим явлением и существенно зависит от изменяющихся условий.

Фактически ситуация в сфере незаконного ввоза или вывоза товаров характеризуется тем, что несмотря на принимаемые со стороны государства меры контрабандная деятельность расширяет свои масштабы. Соответственно, возникает вопрос, почему же все-таки, несмотря на регулирование со стороны государства возникает контрабанда и в чем причины расширения ее масштабов.

Исторически, контрабанда возникла именно в период становления государственной власти и в силу того, что появившееся государство стало регулировать экономические, фискальные отношения в обществе и в том числе в сфере внешнеэкономических отношений. Соответственно, основной причиной возникновения контрабанды как действий по нарушению порядка перемещения вещей и ценностей через границу можно считать деятельность государства по регулированию внешнеэкономических отношений. Проще говоря, не было бы запретов, не было бы поиска путей и попыток их обхода. В тоже время, если у государства существуют интересы, для обеспечения которых оно использует регулирование внешнеэкономической деятельности, то соответственно, существуют и противоположные интересы, для реализации которых используется контрабанда. Поэтому рассмотрим причины и условия, порождающие такие интересы. При этом следует учесть, что такие причины и условия реализуются во взаимосвязи и на практике зачастую сложно вычленить каждый из них в отдельности. Но теоретический анализ позволяет их выделить, классифицировать и сгруппировать и учитывать при моделировании деятельности, направленной на пресечение контрабанды. В частности, вычленяются причины по сферам их действия (экономические, политико-правовые и социальные), а также по длительности их воздействия – обще исторические и конкретно исторические. Влияние первых на существование и развитие контрабанды сохраняется на всем протяжении развития социальных структур, вторые формируются в условиях той или иной общественной формации и их воздействие ограничивается сравнительно небольшим временным промежутком.

В общем плане на возникновение интересов, обусловливающих появление контрабанды, ее использование как метода обхода внешнеэкономических ограничений, активизацию контрабандной деятельности и незаконного перемещения вещей и ценностей через границу в различные исторические периоды и для различных государств оказывают влияние:



  • экономические причины, к которым относятся различия в уровне развития экономик стран, проявляющиеся, в частности, в различных природно-климатических условиях; и различия в развитии технологии производства и производительности труда; разница между ценами внешнего и внутреннего рынков и т.д.;

  • политические и правовые аспекты, связанные с тем, что незаконное перемещение через границу субъекты хозяйствования и даже государства используют как способ обхода ограничений во внешнеэкономической деятельности, как метод экономической экспансии или особый вид международной торговли при введении эмбарго, торговой блокады и пр.;

  • социальные условия, находящие свое проявление в степени удовлетворения потребностей населения в том или ином виде товаров и услуг; в значительной дифференциации уровней доходов и жизни различных групп населения, объеме антисоциальных потребностей (алкоголь, наркотики и пр.).

Среди выделенных трех основных групп причин основное положение занимает первая группа – экономические причины. В этой группе экономических причин выделяется основная, а именно – причиной появления контрабанды является различие уровней развития экономик стран. Это различие сохраняется практически постоянно, потому что, обусловлено отличающимися условиями развития экономики в разных государствах. Соответственно, одно государство вырывается в экономическом развитии вперед, а другое - отстает. То есть, это процесс постоянный и связанный с естественным развитием экономики, производительных сил и выражается в том, что существуют разные условия для производства той или иной продукции. Такого рода общие различия уровня развития экономик обусловлены и выражаются в ряде моментов.

Одним из таких моментов, определяющих различия в уровне развития экономик стран, являются различные природно-климатические условия. В историческом плане воздействие этой причины проявлялась в контрабанде табака, кофе, чая, спиртных напитков и других товаров, то есть тех продуктов, которые действительно производились только в отдельных странах, а в других, в силу природных факторов, производиться не могли. Поэтому при введении ограничений или запретов на ввоз этой продукции контрабанда шла именно из стран-производителей в страны-потребители.

Различия в уровне развития экономик также обусловлены и проявляются в различных уровнях развития технологий производства. Два одинаковых по внешнему виду товара, отличия которых проявляются в процессе потребления, в степени удовлетворения потребностей как результат более высокого уровня развития технологии производства влияющего на потребительские качества. Соответственно разница в технологии проявляется в том, что потребитель хочет приобрести именно эту продукцию. Если же наложен запрет на ввоз этой продукции, то потребитель ищет каналы, как ввезти в обход ограничений, часто - незаконно. Такая ситуация формируется в государстве в условиях действия, как это было в республике, Закона о защите потребительского рынка. В соответствии с этим законом таможенные органы устанавливали ограничения на ввоз товаров народного потребления. Например, были введены такие ограничения: телевизор с маленьким экраном - одна единица, телевизор с большим экраном - одна единица, одни туфли и т.д. Это приводило к тому, что ввозили с нарушением установленных правил. То есть, различие в технологии в конечном итоге приводит к тому, что появляется продукт, появляется предмет, который в силу более высоких потребительских качеств, привлекает потребителя, который ввозит его контрабандой.

Следующий момент связан с различием в уровне производительности труда. Одно время польские туристы везли в республику контрабандой кварцевые часы килограммами потому, что производство этой продукции на Западе было настолько развитым, что выгоднее было продавать в любом объеме, в любом количестве, но только чтобы была реализация этой продукции. И разница в производительности труда при производстве позволяла ввозить эти часы огромными партиями и реализовывать на нашем внутреннем рынке. Существовавший в республике спрос, не мог быть удовлетворен за счет производственных мощностей белорусских предприятий, и наши часы стоили дороже.

Отсюда вытекает еще одна причина, порождающая и активизирующая контрабанду - разница между ценами внутреннего и внешнего рынка. Те же кварцевые часы покупались в западных странах на вес, а продавались поштучно. Разница в цене была шестикратной. И вот эта разница и обуславливала то, что выгодно было ввозить даже с нарушением, даже в обход установленных правил и порядка эту продукцию в республику. Но соответственно эта же разница в ценах обуславливает и то, что в республике есть продукция, которую выгодно вывозить и продавать за пределами республики. Это те же самые продукты питания, цветные металлы, нефть, нефтепродукты, ряд другой продукции, которую, несмотря на нехватку для собственного производства и то, что ее тоже ввозят из-за границы и вывоз ее ограничен, вывозят контрабандно. Примером может служить ситуация с вывозом хлеба из республики в Россию грузовым и даже легковым транспортом.

В оценке общих экономических причин возникновения контрабанды следует выделять и такую причину как первоначальное накопление капитала. С точки зрения движения капиталов контрабанда является тем каналом, с помощью которого можно вывозить капитал в товарном виде, а затем превратить его денежный. Капитал в денежной форме может использоваться или для вложения в производство, организации торгово-закупочных или сбытовых операций и т.д. В отличие от законных операций такого плана контрабандный вывоз капитала в товарной или денежной форме чаще всего используется для осуществления операций преступными группами на теневом рынке – контрабанда наркотиков, оружия и пр. Фактически он обслуживает именно первоначальное накопление капитала, осуществляемое незаконными методами. В определенных исторических условиях, например, складывающихся в нашей республике, именно тенденция к первоначальному накоплению капитала обусловливает использование контрабанды как механизма перераспределения собственности.

Блок экономических причин вычленяет те условия, которые делают выгодным незаконное перемещение вещей и ценностей через границу, предопределяют существование той или иной группы товаров, вещей и ценностей, контрабандный вывоз которой обеспечивает получение прибыли.

Помимо экономических причин существуют и также другие причины, условия и предпосылки, которые фактически обуславливают возникновение контрабанды. Мало того, они определяют именно возникновение контрабанды в очень специфических формах. К таким причинам и условиям следует отнести блок политико-правовых аспектов.

При анализе политико-правовых причин и условий расширения масштабов контрабанды следует учесть тот момент, что они не прямо обуславливают возникновение контрабанды, но фактически способствуют тому, что совершаются незаконные действия. То есть, введение правовых норм и ограничений со стороны государства на осуществление внешнеэкономической деятельности определяет то, что субъект хозяйствования, та иная структура, конкретное лицо вынуждены нарушать эти условия и осуществлять контрабандные перемещения вещей и ценностей через границу.

В этом блоке политико-правовых причин, прежде всего, следует остановиться, на такой причине как то, что – контрабанда является способом или используется как метод обхода обоснованных или необоснованных ограничений во внешнеэкономической деятельности. Например, на нынешнем этапе республика смогла сохранить производство сельхозпродукции, но, в тоже время, в бывших союзных республиках объемы производства сократились. Фактически, из-за разорванных хозяйственных связей прекратились и официальные поставки продукции. И для обеспечения внутреннего рынка в Беларуси были введены ограничения на объемы вывозимой сельхозпродукции. Реально складывается ситуация, когда в республике есть виды продукции, излишки которых нам было бы выгодно вывозить для реализации в другие государства. Но введенные запреты не позволяли осуществлять экспорт на законных основаниях. Реакцией на запреты стал незаконный вывоз гражданами, а затем и фирмами продуктов питания и уже не излишков, но и товаров, поступавших в розничную торговлю для потребления граждан.

Или ситуация, складывающаяся в сфере, обеспечивавшей довольно существенную статью доходов нашей республики за счет пошлин - торговля подержанными автомобилями. В соответствии с установленными правилами вывоз за границу валюты ранее был ограничен 500 долларов. При наличии разрешения Национального или иного банка можно вывезти и больше. Соответственно тот, кто не может получить это разрешение, вывозит валюту незаконно, контрабандой. Фактически, ограничение вызывает то, что появляется контрабанда валюты, причем на уровне потребителя, который хочет приобрести за рубежом подержанную машину. То есть, с точки зрения этой политико-правовой ситуации мы имеем картину, когда государство, вводя ограничения, тут же создает условия, при которых потребитель вынужден нарушать эти ограничения, совершать правонарушение.

Следующая причина политико-правового плана – контрабанда используется для подрыва протекционистской или защитной политики государства, для подрыва монополии производителя. То есть, при введении государством запретов или ограничений, контрабанда используется субъектами хозяйствования именно для того, чтобы подорвать эту политику. Например, рядом государств во главе с Соединенными Штатами, был введен так называемый ограничительный список на товары стратегического назначения, который действовал в отношении, прежде всего, стран-членов Совета экономической взаимопомощи. В перечень товаров, торговля которыми была ограничена, были включены компьютерная техника, различные технологии и прочее. То есть, был искусственно создан барьер для нормального экономического, технологического обмена. Наличие ограничений приводило к тому, что государства шли и продолжают идти в аналогичных ситуациях на поиск вариантов как обойти этот барьер, как обойти протекционистскую, защитную политику или монополию производителя на ту или иную продукцию. И в данном случае для этого используется незаконный ввоз, то есть контрабанда.

Кроме того, контрабанда фактически может быть использована и как один из методов экономической экспансии, то есть, как один из методов проникновения на новые рынки сбыта и завоевания их. Фактически, производители западных государств используют контрабанду с целью привязки той или иной страны, того или иного потребителя к производимой ими продукции. Помимо этого нужно учитывать, что контрабанда зачастую используется как особый вид внешней торговли, который ведется крупными торгово-промышленными объединениями и даже государствами при содействии различных специальных кредитных, страховых учреждений, при введении международными организациями, например, ООН экономических санкций (эмбарго на торговлю, блокады и пр.) как метода воздействия по отношению к отдельным государствам. То есть, несмотря на вводимые ограничения, очень часто сами же государства идут на то, чтобы ради реализации своих экономических интересов нарушать вводимые же ими ограничения, обусловленные политическими целями.

В политико-правовом аспекте следует учитывать и то, что контрабанда используется часто как способ, как метод уклонения или уменьшения размеров налогообложения. Например, еще в царской России, купцы, доставляя партию товара, половину груза оформляли в таможне, а вторую половину под эти же документы реализовывали на внутреннем рынке. Соответственно платилось в два раза меньше налогов и пошлин, которые были установлены. Этот же метод используется, в том числе и сегодня.

Следующий блок причин, обусловливающий возникновение и активизацию контрабанды – это социальные причины. Здесь, прежде всего, следует выделить такую причину, как степень удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. При наличии неудовлетворенных потребностей и отсутствии возможностей их реализации за счет экономического потенциала страны контрабанда выступает как канал поступления необходимой продукции. Причем, следует учитывать, что неудовлетворенные потребности могут возникать не только при полном отсутствии товаров, но и при несоответствии платежеспособного спроса населения и сложившихся на внутреннем рынке ценах. Соответственно, для реализации неудовлетворенного спроса используются контрабандные товары, продаваемые по ценам ниже рыночных. Поэтому, как только появляется ниша, незаполненная продукцией государственного или негосударственного секторов производства или - спрос, который мы не можем удовлетворить за счет наших доходов, тут же появляется новый предмет для контрабандной деятельности. Кроме того, с этой же причиной очень тесно связана и такая социальная причина, как дифференциация уровней доходов и жизни. Существующий неудовлетворенный спрос дифференцирован по уровням доходов населения. Существующий неудовлетворенный спрос малообеспеченных граждан, обусловливает контрабанду дешевых товаров, спрос категорий населения с более высокими доходами стимулирует контрабанду дорогостоящей продукции. Характерным примером может служить, процветающая у нас, торговля крадеными за границей и контрабандно ввезенными автомобилями. Формирующийся в нашем государстве средний класс, по своим доходам не может себе еще позволить приобрести престижный или хотя бы соответствовавший его имиджу, его уровню в общественном производстве автомобиль. Выход из положения находят в приобретении современной, контрабандно ввезенной, но в тоже время более дешевой автомашины. Иными словами, дифференциация доходов в конечном итоге приводит к изменению общественных социальных оценок восприятия контрабанды и, в тоже время, порождает спрос на различную контрабандную продукцию.

Есть еще одна причина возникновения и активизации контрабанды социального плана – это наличие антисоциальных потребностей. Существующие потребности в обществе в алкоголе, наркотиках, табачных изделиях, проституции и пр. порождают спрос на эту продукцию и услуги, удовлетворение которых осуществляется теневой экономикой, в том числе и за счет контрабандных поставок. Наличие и расширение сфер, в которых возникают антисоциальные потребности, обусловливают появление новых видов контрабанды – контрабанда живого товара, органов для незаконной пересадки или контрабанда наркотиков. Соответственно, при изменении социально-экономической ситуации изменяется обстановка в сфере контрабандной деятельности. Если раньше республика являлась территорией, через которую шел транзит контрабандных наркотиков, то сегодня идет процесс подготовки и расширения рынка сбыта наркотиков на территории республики. Значит, через некоторое время на нашей территории наркотики будут идти не только транзитом, но и для реализации потребителю. Иными словами, формирование негативной социальной потребности, или антисоциальной потребности в конечном итоге приведет к возникновению контрабанды наркотиков на территорию республики.

Перечисленные три блока причин: экономические, политические и социальные имеют общий характер. То есть они воздействуют или предопределяют возникновение контрабанды практически в любом обществе, в любом государстве. Но мы должны иметь в виду, что эти общие причины трансформируются и приобретают конкретно исторический характер в зависимости от конкретных условий, от конкретной экономической, политической, социальной ситуации в том или ином государстве. Так вот с точки зрения ситуации в нашей республике следует выделить еще ряд причин, которые обуславливали возникновение контрабанды.

Динамично меняющиеся социально-экономические условия развития республики предопределяют необходимость анализа и оценки их влияния на различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на уровень криминализации общественных отношений. И, как следствие, встает задача совершенствования деятельности правоохранительных органов с учетом новых реалий и условий работы.

Применительно к рассматриваемой проблеме при оценке влияния социально-экономических и политических факторов на процессы перемещения вещей и ценностей через границу следует учитывать, на наш взгляд, ряд тенденций, имеющих как долгосрочный, так и краткосрочный характер.

Для республики характерно то, что помимо причин общеисторического плана на активизацию контрабанды, незаконного перемещения товаров и ценностей через границу сегодня оказывают влияние и ряд моментов, связанных с конкретными условиями как внутреннего, так и внешнего порядка.75

Прежде всего, следует выделить ситуацию разрыва хозяйственных связей, противопоставления экономических интересов каждого государства. Если ранее регулирование порядка перемещения товаров и ценностей через границу осуществлялось по единым правовым нормам, то суверенизация республик бывшего Советского Союза привела к созданию для каждой страны своего, и зачастую отличного от других, законодательства, защищающего национальные экономические интересы. В этой связи, возникают сложные ситуации как в выявлении, пресечении, так и предотвращении незаконного перемещения вещей и ценностей через границу. Например, ситуация с ввозом автомобилей в Беларуси и России. Защищая своих производителей, российские законодатели вводили высокие пошлины, в то же время, в Беларуси существовал облегченный порядок ввоза подержанных автомобилей. Соответственно, возник канал незаконного, контрабандного ввоза легковых автомобилей в Россию через Белоруссию. Соответственно возникают проблемы взаимодействия правоохранительных органов различных государств друг с другом в сфере пресечения контрабандной деятельности, в результате фактические преступники не подпадают под уголовную ответственность из-за различий в законодательствах соседних государств. В этой связи возникла новая тенденция при совершении контрабанды – использование для незаконного вывоза (ввоза) товаров и ценностей территорий государств, имеющих разное правовое поле. Имеющиеся расхождения в законодательствах стран создают трудности при осуществлении взаимодействия между правоохранительными органами сопредельных государств, в ситуации, например, когда ввоз товаров не регламентирован, а вывоз жестко регулируется. Для одной страны - это контрабанда, для другой - форма внешнеэкономической деятельности. Так, при изменении статуса границы между Россией и Латвией (с административной на государственную), но при сохранении статуса административной границы между Беларусью и Россией, перевозки товаров в прибалтийские государства осуществлялись через нашу территорию и такие действия не подпадали под ответственность за контрабанду.

Отличия правового поля, правовых норм различных государств проявились в изменившемся статусе границ между республиками (государственная, административная или таможенная), что предопределило необходимость уточнения в законе понятий контрабанда и административные таможенные правонарушения. С позиции 228 статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь сегодня рассматривается правомерность перемещения вещей и ценностей не через государственную, а - таможенную границу, изменен перечень предметов контрабанды и т.д. Причем, на наш взгляд, при изменении содержания статьи УК в республике законодатель преждевременно исходил из мирового опыта. Во главу угла следовало бы поставить интересы республики. Фактически, к ответственности привлекаются лица, уличенные в совершении контрабанды в момент пересечения границы. Если же, например, за взятку перемещение товаров и ценностей фактически осуществилось и товар реализуется на территории республики - то наказать можно только за нарушение правил торговли. Как это у нас сейчас происходит с торговлей контрабандными сигаретами. Или – в ситуации с оценкой действий по незаконному вывозу валюты. Если нарушение совершено физическим лицом в момент перемещения товаров и ценностей через границу и предпринята попытка вывоза валюты с нарушением установленного порядка (с сокрытием, с предъявлением поддельных документов и пр.), в этом случае наступает уголовная ответственность за контрабанду валюты. Но если капиталы переведены за границу по банковским счетам, с предъявлением, например, фиктивных договоров об импортных или экспортных поставках, то, в соответствии с действующим законодательством, контрабанды нет. Нет конкретного физического лица, чьи действия и подпадают под уголовную ответственность, нет предмета контрабанды и пр. Ситуация же в республике складывается таким образом, что в силу процессов первоначального накопления капитала именно вывод денежных средств за границу является одним из наиболее привлекательных незаконных действий для предпринимателей. Ответственность, наступающая в этом случае в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных таможенных правонарушениях, ни в финансовом, ни в каком-либо другом плане не соответствует тем доходам, которые получают предприниматели.

В этом плане, формулировки контрабанды, существовавшие ранее («хранение, перемещение, продажа и покупка контрабандных товаров на территории страны» или «незаконный вывоз, ввоз, пересылка или перевод за границу и из-за границы валюты и валютных ценностей»), а также предусматриваемые меры ответственности, в современных условиях республики могли бы обеспечить более высокую эффективность пресечения незаконного перемещения вещей и ценностей. Иными словами, при совершении таких действий, получивших значительное распространение в республике в современных условиях рыночных преобразований, ранее существовавшие в уголовном кодексе определения контрабанды позволили бы принимать более действенные меры воздействия на нарушителей. При существующей трактовке контрабанды и несоответствии размеров административной ответственности получаемым сверхприбылям, фактическая безнаказанность действий предпринимателей стимулирует и провоцирует совершение реальной контрабанды.

Суверенизация государств, изменение статуса границ и пр. привели к тому, что следует говорить об изменении направлений потоков контрабанды, возникновении новых участков границ, на которых совершаются таможенные правонарушения и контрабанда. Если традиционно выявлением контрабанды и административных правонарушений таможенные органы и пограничные войска занимались на западной границе республики, то сегодня даже более актуальна эта работа на участках границы с Украиной, Литвой и Латвией. Поэтому в период действия в республике Закона о защите потребительского рынка органы МВД контролировали и границу с Россией.

Обострение в целом экономической ситуации в странах СНГ усугубляется сохранением дефицита товаров и ростом неудовлетворенного платежеспособного спроса населения. Причем дефицит сегодня, как и ранее, связан: - с недопроизводством товаров и услуг по номенклатуре или по ценам соответствующим покупательной способности населения; - с недостатками реализации произведенной, но не дошедшей до потребителя продукции. Как результат - значительное возрастание перемещений через границу товаров народного потребления, совершаемое с нарушением установленного порядка, с уклонением от уплаты таможенных пошлин и пр. Возник даже новый термин «челночная» торговля, для осуществления которой постоянно вывозится наличная валюта, зачастую с нарушениями установленного порядка.

Причем следует учитывать, что для экономики республики это не такая уж безобидная ситуация. Помимо того, что внутренний рынок насыщается дешевыми товарами народного потребления и продуктами питания, ввозимыми, например, из Польши, следует учитывать и рассчитывать и негативные последствия таких процессов. А к ним относятся: и вытеснение с собственного внутреннего рынка национальных производителей аналогичной продукции (возьмем, например, кондитерскую промышленность или радиоэлектронику); и постоянно увеличивающийся для закупки ширпотреба вывоз валюты, так необходимой для приобретения новых технологий и пр.

На ситуацию с ростом контрабанды валюты в значительной степени оказывает влияние одна из негативных тенденций денежной сферы - усиление долларизации экономики, которая создает основу для незаконного вывоза капиталов в виде:

- невозвращения валютной выручки от экспорта товаров,

- приобретения иностранных активов за рубежом без лицензии Национального банка.

Но, если «челночная» торговля требует вывоза наличной валюты, борьба с которым реализуется с определенными положительными результатами. То безналичный незаконный вывоз, а точнее - незаконный перевод, осуществляемый за счет занижения цен бартерных сделок по сравнению с мировыми ценами, заключения фиктивных импортных контрактов с переводом предоплаты и др., оказался для республики новым каналом, противодействие использованию которого у нас не отработано. Иными словами, можно говорить о возникновении новых форм контрабанды, совершаемой с использованием банковских структур.

Изменение социально-экономической ориентации реформирования и развития государств, привело к усилению тенденций первоначального накопления капитала, росту теневой экономики и имущественной дифференциации, что в итоге обусловило снижение уровня законопослушания граждан, трансформацию морально- нравственных норм и критериев поведения. Иными словами, произошло расширение социальной базы лиц, имеющих предрасположенность к совершению незаконных действий, в том числе и при перемещении вещей и ценностей через границу.

Так, статистика таможенных органов по выявленным фактам контрабанды и таможенным правонарушениям только за два года дает картину значительного расширения социальных групп населения, допустивших нарушения при перемещении вещей и ценностей через границу. Отмечалось значительное увеличение количества таких лиц, въезжавших или выезжавших из республики по линии туризма. Стали допускать нарушения командированные, военнослужащие и члены их семей и т.д.

Появление, так называемого среднего класса – предпринимателей, еще не имеющих достаточного уровня доходов, но выступающего как потребитель с неудовлетворенным спросом, стало той социальной основой, на которой, наряду с другими причинами, смог развиваться такой новый вид контрабанды как торговля ворованными в западных странах престижными автомобилями, осуществляемой организованными преступными группами; ввезенными с нарушениями товарами радиоэлектронной промышленности, появился потребитель порнографической продукции и т.д.

Помимо этого отмечается тот факт, что таможенные правонарушения все в большем объеме совершаются юридическими лицами: государственными предприятиями, коммерческими структурами и даже воинскими подразделениями. По характеру совершаемые действия должны были бы подпадать под статью о контрабанде, но при их совершении конкретных физических лиц привлечь невозможно, поскольку перемещение осуществляется юридическим лицом, проще говоря - уголовной ответственности никто не несет, а административная слишком мала по сравнению с получаемыми от этой контрабанды прибылями.

Помимо этого, втягивание субъектов хозяйствования во внешнеэкономическую деятельность, совершаемую с нарушениями установленного порядка, в условиях разрыва хозяйственных связей привело к тому, что часть продукции, сырья и материалов, ранее поступавших по линии кооперации, стали ввозиться контрабандно. То есть, - они фактически пополнили перечень предметов контрабанды. К таким нетрадиционным предметам контрабанды относятся: стратегическое сырье, нефть и нефтепродукты, цветные металлы, воинское имущество помимо вооружения, «живой» товар - дети, женщины, человеческие органы. Получает широкое развитие нелегальная миграция. Иными словами, следует говорить о расширении перечня, номенклатуры предметов контрабанды.

Изменение предметов, товаров и пр., которые выгодно перемещать через границу предопределяет и трансформацию мест и способов сокрытия их от контроля. Если традиционно незаконное перемещение осуществлялось с сокрытием в тайниках, то сегодня перевозка эшелонами требует и иного обеспечения. К таким формам и способам сокрытия относятся сегодня:

- использование поддельных документов на перевозимые грузы;

- перевозки под прикрытием контрактных грузов или военного имущества;

- под прикрытием сделок фиктивно созданных СП или гуманитарной помощи;

- активно используются «караванные» тропы (перемещение грузов вне пунктов пропуска)

Условием успешного совершения незаконных операций по перемещению товаров и ценностей через границу стало наличие коррумпированных связей в таможенных, пограничных органах, в государственных структурах, ведающих выдачей лицензий, разрешений или распределяющих льготные квоты, обладающих правом введения таможенных, налоговых льгот и пр.

Во многом ситуация в республике обусловлена ее территориальным положением и большим объемом транзитных перевозок. В ряде моментов сказывается некоторое несоответствие в уровне рыночных преобразований в республике и в других сопредельных странах.

Анализ состояния и перспектив изменения незаконного перемещения вещей и ценностей через границу должен базироваться на изучении конъюнктуры мирового рынка. Следует учитывать, что по-прежнему сохраняется разница между мировыми (европейскими) и внутренними (республиканскими) ценами. Хотя цены на многие товары и вышли на уровень мировых, существует и даже усиливается перепад в цене на труд, в первую очередь квалифицированный. Имеет место огромный разрыв в ценах на интеллектуальную продукцию, недвижимость, землю, природные ископаемые и т.д. Все это усугубляется нестабильным курсом доллара к рублю, сформированным на базе цен на потребительские товары и продукцию спекулятивного характера. Соответственно, учет этих аспектов в деятельности правоохранительных органов в целом позволит прогнозировать возможное изменение «номенклатуры» контрабандных товаров и, соответственно, используемых способов, методов, мест или средств сокрытия. На этой основе также возможно определение тенденций роста масштабов контрабанды и административных таможенных правонарушений на въезде и выезде, по изменению социальной структуры участников и пр.

На основе такого анализа возможна более целенаправленная работа по подготовке законодательной базы, информационному и материально-техническому обеспечению таможенных и пограничных служб, организации взаимодействия между правоохранительными органами, целенаправленной подготовки кадров, способных учитывать социальные и психологические особенности совершаемых контрабандных действий в своей работе. Так, в современных условиях, без создания на базе единой с сопредельными государствами компьютерной сети банка данных о перемещаемых через границу республики товаров, учитывающего, например, условия перевозок - следуют ли они транзитом, или предназначены для реализации на территории республики, - невозможен эффективный контроль за соблюдением таможенных правил субъектами хозяйствования. Особенно жесткая система контроля должна быть введена за перемещением табачных и ликероводочных изделий.

Немаловажное значение имеет и подготовка аналитических документов для руководства республики с целью информирования о необходимости принятия управленческих решений, проведения мероприятий по изменению или устранению условий и предпосылок незаконного перемещения вещей и ценностей через границу. Направляемые сегодня в инстанции аналитические документы «страдают» описательностью, отражением состоявшихся событий и фактов, не дают прогностических оценок и выводов.

Организация работы правоохранительных органов может быть успешной при условии адекватного отражения реальной ситуации в законодательстве и ведомственных нормативных актах. Обеспечить такое положение возможно при проведении предварительной экспертизы принимаемых законов комиссией из числа специалистов правоохранительных органов, которые могли бы учитывать как положительное влияние принимаемого акта на повышение эффективности борьбы с преступлениями и правонарушениями, так и возможные негативные последствия или сложности в работе, прогнозировать предполагаемые пути или лазейки для совершения правонарушений, которые могут найти недобросовестные субъекты хозяйствования.

Таким образом, социально-экономические условия развития республики не только оказывают влияние на тенденции незаконного перемещения вещей и ценностей через границу и, соответственно, на деятельность в целом правоохранительных органов. Последние могут и должны влиять на формирование социально-экономической обстановки в республике, создавая, прежде всего, информационную основу для устранения условий и предпосылок расширения масштабов и сфер незаконного перемещения товаров и ценностей через границу, а так же совершенствуя систему выявления, предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений в этой сфере. В противном случае контрабанда остается одной из реальных угроз экономической безопасности, действием, осуществляемым как субъектами хозяйствования республики и зарубежных государств, так и отдельными гражданами.
2. Основные виды проявлений и методы совершения контрабанды в современных условиях.
Контрабанда как угроза экономической безопасности республики реализуется в деятельности физических лиц по незаконному перемещению через таможенную границу определенных в законе товаров, вещей и ценностей. Причем, следует учитывать, что чаще всего эта деятельность реализуется в организованных формах и с использованием экономических методов прикрытия факта незаконного перемещения. В этих условиях рассмотреть многообразие способов и методов контрабанды затруднительно. Поэтому необходимо осуществить классификацию незаконных действий.

Из анализа обстановки в сфере перемещения товаров и ценностей через границу можно выделить следующие основные виды проявлений контрабандной деятельности на государственной границе:

1) преступная деятельность по переправе через государственную границу наркотических и психотропных веществ;

2) преступная деятельность по переправе через государственную границу оружия и боеприпасов;

3) контрабанда подакцизных товаров;



страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 ... страница 10 | страница 11

Смотрите также: