страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 10 | страница 11
Нарушения налогового законодательства
Наибольшее распространение в современных условиях по своим масштабам получили правонарушения в сфере налогообложения. Практически нет ни одного субъекта хозяйствования, который не прибегал бы хоть раз к уловкам для уменьшения сумм, подлежащих налогообложению.
Так, в ходе проверок субъектов хозяйствования Республики Беларусь только за один год нарушения налогового законодательства выявлены в 62,6% от числа проверенных, в результате проверок дополнительно перечислено в бюджет более 126 млрд. рублей, что составило более 2% от доходной части бюджета. В последние годы отмечается рост тенденции попыток сокрытия доходов и уклонения от налогообложения.
Такая ситуация обусловлена рядом причин.
Во-первых, по мнению самих субъектов хозяйствования, налоговая политика в республике ущемляет их права и заинтересованность в развитии производства, заставляет идти на сокрытие доходов ради сохранения хоть какой-то прибыли в интересах дела.
Во-вторых, законодательство не предусматривает уголовной ответственности за данное правонарушение. В случае же успешного сокрытия размера прибыли, предприниматель получает возможность вкладывать новые капиталы.
В-третьих, наличие коррумпированных связей в органах налоговой инспекции позволяет предпринимателям надеяться, что они смогут избежать и материальной ответственности.
В-четвертых, в условиях отсутствия четко налаженной системы контроля и квалифицированных кадров в налоговой инспекции совершить данное правонарушение можно при наличии опытного бухгалтера (то есть - узким кругом лиц, что обеспечивает довольно высокую степень конспиративности).
По механизму совершения правонарушения в сфере налогообложения реализуются:
- с использованием "ниш" в законодательстве;
- с использованием поддельных документов;
- с использованием коррумпированных связей;
- за счет манипулирования с документами бухгалтерской отчетности.
При этом в качестве основных методов уклонения от налогообложения и сокрытия доходов использовались:
1.Для государственных и частных производственных предприятий
- сокрытие выручки от реализации продукции за пределы республики путем не отражения ее в бухгалтерских учетах;
- занижение выручки от реализации продукции;
- не включение в доход выручки от реализации основных фондов;
- завышение материальных затрат за счет затрат по льготированной выручке;
- неправильное исчисление удельного веса материальных затрат в выручке от реализации продукции;
- завышение материальных затрат за счет излишнего начисления различных налогов, отчислений на инвестиционные фонды, развитие здравоохранения и т.д.;
- реализации продукции за наличный расчет без использования кассовых аппаратов;
- проведение взаиморасчетов без оприходования денежных средств в кассах;
- используется также проплата за безналичный расчет товара одной коммерческой структуры другой с возвратом наличных денег, которые не оприходуются, а списываются как задолженность.
2. Для посреднических, торговых организаций всех форм собственности
- исключение, при исчислении НДС, из общего объема выручки ее части, полученной в свободно конвертируемой валюте;
- занижение НДС по импортным товарам путем его начисления с валового дохода, а не с всего товарооборота;
- приобретение товара у производителя по безналичному расчету, реализация за наличные, в том числе и в СКВ, и частичное оприходование в кассе.
3. Для коммерческих банков
- сокрытие от налогов доходов путем не включения в обложение результатов от валютных операций, выручки по прочим банковским операциям;
- завышение материальных затрат по банковской деятельности.
Подложные документы, мошенничество
Использование преступными элементами в банковской сфере подложных платежных документов, как правило, осуществляется при участии банковских служащих.
Как показывает практика, подложные документы используются, прежде всего, для получения кредитов. В этом случае применяются:
- подложные гарантии для получения кредитов (банков России, предприятий, страховых кампаний и т.д.), которые в основном идут на приобретение в странах "дальнего зарубежья" акцизных товаров, реализуемых затем вне Беларуси. Так, в ряде случаев для получения кредитов использовались фальшивые гарантийные письма Центробанка России и его Главного управления по г. Москве. Анализ гарантийных писем показал, что они выполнены методом ксерокопирования подлинных бланков с использованием поддельных подписей руководителей и фальшивых печатей.
- подложные письма-извещения банков стран ближнего зарубежья о перечислении в республику большой суммы денег (в российских рублях) для их продажи через межбанковскую биржу или банки белорусским предприятиям за белорусские рубли.
- подложные платежные поручения для перевода безналичных денежных средств на счета в зарубежные банки;
- подложные контракты;
- к поддельным документам следует отнести и изготовление фальшивых денежных купюр (российских рублей, долларов, германских марок) с использованием копировальной техники.
Тенденции развития обстановки на канале обнаружения поддельных денежных знаков и ценных бумаг, которые характерны для России, не могут не настораживать нас как ближайших соседей и страну, стремящуюся к более тесному экономическому сотрудничеству.
Для финансово-кредитной системы России было характерно использование подложных кредитных авизо. Механизм их введения в оборот включал в себя ряд этапов:
1-й этап - отправление с использованием технических средств (телеграф, телетайп, телекс) или личная доставка в банковские учреждения авизо. Авизо исполнялись на настоящих бланках или с настоящими реквизитами (в случае, когда преступники могли подкупить банковских служащих и получить информацию), или с поддельными реквизитами.
2-й этап - подтверждение достоверности поступившего авизо.
3-й этап - зачисление средств на счета коммерческих структур, обналичивание и хищение.
В республике фиктивные авизо не получили масштабного распространения, но механизм их введения в оборот имеет сходство с механизмами использования других подложных документов. По мнению специалистов банковской системы, возможность их использования предопределен крайне низким уровнем безопасности платежных систем. Белорусские банки использовали в основном телексную связь, внедриться в которую для специалиста не составляло особого труда. Даже при том, что размеры мошенничества в республике были несравнимыми с "чеченскими авизо" в России, они оказывали негативное влияние не только на финансовое положение отдельного банка, но и всей финансовой системы Беларуси.
Даже наличие системы электронных платежей не может полностью гарантировать безопасность банков от доступа в нее недобросовестных лиц. Расширение масштабов во многих государствах незаконного проникновения в компьютерные банковские системы так называемыми хакерами может реализоваться и в республике.
Анализ поступающей информации свидетельствует и о росте мошенничества в кредитно-финансовой сфере. Особенно активно мошенничество используется при получения валютного кредита. Например, фирма получает кредит в долларах США под договор на поставку товаров народного потребления или продуктов питания. В качестве предоплаты деньги переводятся на зарубежные счета, а банку представляются фиктивные товаро-транспортные накладные о якобы поступившем товаре.
Зачастую хищения совершаются группами мошенников по указанию и с помощью устойчивых преступных формирований. Исполнителями выступают "задолжавшие" лица, которым создавали фирму, через свои связи в банках обеспечивали ее кредитом, затем перечисляли его в другие фирмы. С целью запутывания следов, перегоняли суммы на лицевые счета в сбербанк как предоплату за якобы выполненную работу или проданный товар. Таким образом, деньги обналичивались и присваивались.
Кредитно-финансовая сфера продолжает активно использоваться для незаконного обналичивания денежных средств. При этом сделки осуществляются как через банковские структуры, так и непосредственно через финансовые органы предприятий. В банковских структурах для этих целей наиболее часто использовались:
- наличие у одного и того же лица расчетного и вкладного счетов. Механизм самой операции обналичивания включал перевод денежных средств с расчетного счета клиента А на расчетный счет клиента Б "за товар или оказанные услуги", который в свою очередь перечисляет эту же сумму клиенту А, но уже на вкладной счет, откуда они используются для приобретения, например, российских рублей.
При участии финансовых органов непосредственно предприятий для обналичивания денежных средств используются также следующие механизмы:
- коммерческая структура организует получение по договорам в качестве предоплаты за товар безналичных денег, а затем расторгает договора и организует возврат денег наличными из кассы. При этом получатели наличных денег их не оприходывают, а организатор получает за обналичку определённый процент комиссионных;
- использование фиктивных ссудных договоров между инобанком и работником белорусского банка, где расположен корреспондентский счет инобанка.
Суть операции заключается в том, что белорусские безналичные рубли по подложным ссудным договорам переводятся с корреспондентских счетов на сберегательные счета частных лиц (работников банка), с которых они, используя служебное положение, производят покупку наличной СКВ. Ссуда затем гасится СКВ по взаимовыгодному курсу, прибыль, получаемая за счет разницы курсов, делится между участниками сделки. Такого рода деятельность ведет к валютным потерям для республики, стимулирует инфляционное падение белорусского рубля;
- введение в практику наличных форм расчета между партнерами, позволяющих получать сторонам неучтенную прибыль, в результате чего из законного оборота изымаются значительные капиталы, что приводит к дальнейшему углублению инфляции.
Так, один из заводов продавал свою продукцию некоторым клиентам из России за наличный расчет. В результате, как правило, на конец месяца оставались большие суммы российских денег (70-80 миллионов). С этими деньгами кто-либо из финансовых работников выезжал в Москву. Там частная фирма принимала деньги, 25% переводила в валюту и отдавала наличными на руки. Остальные деньги по безналичному расчету переправлялись на счет российских предприятий за поставку на завод металла и т.д. Валюта при доставке на завод не оприходовалась, а делилась между определенным кругом лиц.
- заключение между предприятиями и коммерческими структурами фиктивных договоров, под которые впоследствии коммерсантам перечисляются необходимые для обналичивания денежные средства;
- практика использования "мертвых душ", числящихся работающими, и которым выплачивается 10% от начисляемой зарплаты, а остальные деньги поступают в "черную кассу", используемую на представительские нужды и на взятки должностным лицам;
- снятие наличной валюты со счета представительства иностранного банка, расположенного на территории республики. Анализ имеющихся материалов свидетельствует о том, что такого рода операции могут служить источником получения наличной валюты криминальными структурами.
Так, правоохранительными органами были установлены факты снятия крупных валютных сумм в белорусских банках с корреспондентского счета прибалтийского банка. В течение только одного месяца его представителем было получено более миллиона долларов. В соответствии с действовавшими нормативными актами на территории республики не было ограничений для нерезидентов в получении наличных валютных средств. Это обстоятельство позволяло использовать систему представительств зарубежных банков для операций обналичивания. В такой ситуации источники происхождения снимаемых денежных сумм скрываются за рядом безналичных операций вне досягаемости контрольных органов республики. Кроме этого, установление нового статуса границ между республиками, в том числе бывшего СССР, создавали трудности для физического поиска участников операции.
Таким образом, финансовые условия Беларуси для нерезидентов привлекают лиц занимающихся "отмыванием", обналичиванием и вывозом за пределы валютных средств, нажитых противоправным путем.
Обычно используются территории нескольких республик с различными правовыми пространствами (Прибалтика, Украина). Подтверждением этому может служить пример, вскрытый в ходе проверки контрактов одного из прибалтийских банков и украинских фирм. Эти фирмы перечисляли на корреспондентский счет прибалтийского банка денежные средства (более трех миллиардов белорусских рублей на тот период). Деньги были проконвертированы, сняты в наличном порядке работниками фирмы и вывезены на Украину, где в дальнейшем поделены между участниками сделки.
В процессе проведения совместных мероприятий с правоохранительными органами Украины установлено, что путем мошеннических операций преступной группе удалось фактически похитить кредит, выданный местным банком для закупки леса в Беларуси украинской фирмой. В этом случае действовала схема выманивания кредита, его дальнейшая конвертация в нашей республике и вывоз денег за ее пределы.
К правонарушениям в области наличного денежного обращения относятся еще:
- выдача наличности организациям сверх лимита;
- нарушение кассовой дисциплины;
Из-за отсутствия должного контроля со стороны банков продолжают иметь место нецелевые использования выдаваемых ими кредитов.
В процессе проведения совместных проверок Национальным банком и Комитетом государственного контроля устанавливались многочисленные факты, когда выделяемые банками в больших суммах кредитные ресурсы для закупки социально значимых товаров по причине отсутствия контроля со стороны коммерческих банков использовались не по целевому назначению. В результате необоснованно увеличивалась совокупная денежная масса, при отсутствии реального товарного покрытия, стимулировались инфляционные процессы, а коммерческие структуры форсированно накапливали денежный капитал.
Так, при осуществлении проверки целевого использования кредитных ресурсов субъектами негосударственной формы собственности, полученных только за один год в областном управлении коммерческого банка, установлено, что последним было выдано 246 кредитов, из них только в 72 случаях проводились ведомственные проверки, при которых нарушений выявлено не было. Вместе с тем, при проверке вневедомственной комиссией 12 выданных кредитов в 9 случаях вскрыто их нецелевое использование предприятиями-заемщиками. По 5 фактам были возбуждены уголовные дела.
К нарушениям, допускавшимся при кредитовании, относились также:
-выдача льготных кредитов, главным образом, руководителям тех предприятий, которые помимо основной производственной деятельности принимали активное участие в совершении коммерческих торгово-посреднических операций;
- выдача коммерческими банками под фиктивные договоры предприятий и частных предпринимателей крупных кредитов, которые впоследствии участвовали в нелегальном обороте, что способствовало росту инфляции, сокрытию доходов от налогообложения. Не осуществляя поставку предусмотренной договором продукции, коммерсанты вводили в оборот полученные денежные средства и получали незаконную прибыль. Руководители предприятий получали комиссионные до 10 % от суммы кредита;
- создание за границей собственной инофирмы и заключение с ней фиктивных контрактов для получения кредитов в банках.
В качестве субъектов финансовой и кредитной деятельности иногда выступали финотделы местной администрации всех уровней, которые, располагая свободными денежными ресурсами, выдавали кредиты коммерческим и государственным структурам, получая при этом значительные прибыли. Фактически, бесплатным кредитованием являлось помещение на счета коммерческих банков средств этих и других бюджетных организаций, которое по законодательству республики Беларусь о Национальном банке, банках и банковской деятельности было запрещено. Однако, руководители ряда бюджетных структур - воинских частей, исполкомов и даже органов внутренних дел - шли на нарушение этого положения из-за материальной заинтересованности. В последующем, свои средства бюджетники, например, сумму задержанной к выплате заработной платы, помещали на депозитные счета в финансовые компании, что равноценно их помещению в коммерческие банки.
В качестве примера можно привести факт, когда главным бухгалтером завода были получены в кассе предприятия 12,5 миллионов российских рублей, предназначенных для выплаты материальной помощи рабочим, и переданы руководству малого предприятия без соответствующего оформления. Не отраженные в бухгалтерских документах, деньги находились в "теневом" коммерческом обороте около шести месяцев, принося прибыль участникам сделки.
Анализ имеющейся информации свидетельствует, что наиболее распространенными правонарушениями в этой сфере являются:
- нарушения правовых основ отношений банков с клиентом при покупке (приобретении) и продаже ресурсов (действительность депозитного, кредиторского соглашения и правильность их оформления);
- злоупотребления при приобретении и продаже ресурсов (высокие или низкие проценты, выдача кредитов наличными);
- нарушения банками порядка кредитования коммерческих структур;
- отсутствие надлежащего контроля за целевым использованием кредитов;
-
создание банковскими работниками предпосылок к возникновению задолженности по выданным кредитам (некредитоспособность клиента, выдача кредитов под страховку кредитного риска).
Своеобразной сферой финансово-кредитных отношений в современных условиях выступает приватизация. Причем, в республике эта специфика определяется тем, что этот процесс идет, через использование «свободных» (изъятых часто из оборота незаконно) денежных средств. В сфере приватизации практика свидетельствует, что разгосударствление предприятий идет преимущественно через аренду с последующим выкупом и образованием акционерных обществ. Рентабельные объекты торговли и бытовых услуг, как правило, продаются на аукционах. Преступные элементы пытаются активно использовать процесс приватизации государственной собственности для пополнения своего капитала. Нарушения при приватизации осуществляются за счет:
- занижения цен приватизируемых объектов. Так, осенью 1994 года плановой комиссией одного из горисполкомов была выставлена на продажу платная автостоянка за 50 тысяч рублей. После проявления к обстоятельствам оценки интереса со стороны правоохранительных органов стартовая цена автостоянки была повышена до 50 миллионов рублей;
- незаконной безвозмездной передачи основных фондов при участии должностных лиц. В результате принятых правоохранительными органами мер были аннулированы сделки о незаконной передаче на баланс одной из ассоциаций районной базы отдыха и приватизации малым предприятием участка трактороремонтного завода, выявлен факт безвозмездной передачи при участии должностных лиц основных фондов областного управления сельского строительства акционерному обществу;
-при приватизации объектов торговли оценочные комиссии не учитывали коэффициент индексации, в результате чего бюджет недополучал крупные денежные суммы;
- изменение формы собственности общественной организации с перерегистрацией в общество с ограниченной ответственностью и присвоением в качестве частной собственности имущества организаций по заниженным ценам (остаточная стоимость на период регистрации);
Со стороны иностранных учредителей ряда действующих в республике совместных предприятий зафиксировано стремление получаемую рублевую прибыль вкладывать в приобретение недвижимости и средств производства с целью усиления влияния на экономику республики в своих интересах.
На сегодняшний день отрабатывается технология скрытого, неконтролируемого государством проникновения иностранного (прежде всего российского) капитала через банки республики. Суть ее заключается в том, что иностранный инвестор, пожелавший открыть "свое дело" (получение "права пользования" за низкую цену), открывает в банке депозитный счет. Банк в свою очередь ищет клиентов для заключения контракта о предоставлении кредита под производство, а в качестве гарантий требует залог недвижимостью или долей участия в будущем "деле". Под данный кредит клиент находит или имеет в собственности основные средства производства (ООО, Акционерная компания, СП, МП и т.д.) расположенные на арендуемых или приватизируемых площадях. Условия возврата кредита оговариваются заранее невыполнимыми и клиент отвечает по своим обязательствам уже перед инвестором, открывшим депозитный счет в банке. Подобные операции позволяют "инвесторам" получить "права собственности" для перепродажи в дальнейшем по более высоким ценам иностранным фирмам, действительно желающим укрепиться на белорусском рынке. Как правило, "инвесторы", занимающиеся скупкой прав не обладают достаточным капиталом для инвестирования и являются в большинстве посредниками. По имеющимся данным, в настоящее время у коммерческих структур уже сложился и существует рынок "прав пользования".
Обобщение информации о положении дел на рынке чеков «Имущество» позволило вскрыть факты массовой скупки приватизационных чеков специализированными чековыми фондами, различными финансовыми и инвестиционными компаниями, коммерческими банками с целью их дальнейшей перепродажи иностранному капиталу, в частности крупным российским финансово-промышленным группам. Такими заказчиками, прежде всего, выступали российские нефтегазодобывающие и перерабатывающие предприятия и компании. Своевременное информирование инстанций позволило приостановить это процесс.
Не менее существенны, как по масштабу, так и по ущербу экономическим интересам республики нарушения при совершении операций с валютой. Причем, в совершение данных правонарушений все чаще втягиваются сотрудники банковских структур.
Один из механизмов извлечения незаконных доходов группой сотрудников акционерно-коммерческого банка заключался в следующем. Ежедневно при распределении фиксированной суммы валютных и наличных рублей в обменные пункты банка завозятся неучтенные денежные средства, которые также пускаются в оборот в обменном пункте. В конце рабочего дня при сборе выручки неучтенные деньги изымаются, и часть получаемой прибыли сдается в банк по более высокому курсу, чем работал обменный пункт. Полученные от разницы в курсах рубли включаются в выручку обменного пункта, а из нее изымаются доллары США. Прибыль от такого оборота неучтенных средств порой достигала 200%.
Еще одним из механизмов совершения операций с валютой с нарушением установленных правил был вариант использования должностными и приближенными к ним лицами коммерческих банков личных денег, а по данным правоохранительных органов, и наличности самих банков для совершения операций купли-продажи СКВ с последующей "игрой" на курсовой разнице в условиях наличия двух валютных курсов.
Как показала практика при совершении операций с валютой возможно использование компьютерной техники для совершения и сокрытия преступных деяний - хищения валютных средств. Оно осуществляется за счет внесения корректировок в компьютерную программу, предназначенную для обработки и отчетности банковских операций по обмену наличной и безналичной СКВ физическими и юридическими лицами, проводимых в обменных пунктах.
Все действующие в республике банки, имеющие лицензию на операции с валютой, снабжены и обязаны использовать в своей деятельности эту программу. Она утверждена Национальным банком Беларуси, а также одобрена и принята Главным Управлением налоговой инспекции Республики Беларусь. Программа обеспечивает фиксацию каждой обменной операции, для чего предварительно оператор заносит в компьютер (имеется в каждом обменном пункте) цифровые данные, фиксирующие сумму покупки или продажи валюты. Обнаруженные на дискетах следы вмешательства в первоначально имеющуюся информацию подтвердили, что данная программа позволяет высококвалифицированному программисту вносить коррективы. Изменения могут касаться курса продажи или покупки валюты (который менялся несколько раз в день), количества совершенных операций, а также обеспечивать перевод операций по наличному расчету в безналичный и наоборот. Распечатываемая с дискеты информация (предназначена для внутренней отчетности, а также для отчетности в налоговой инспекции) предварительно подвергается предварительной обработке и корректировке.
К незаконным операциям с валютой относилась и скупка валюты предпринимательскими структурами, не имевшими лицензии Национального банка республики. По предварительному сговору с сотрудниками банков (вплоть до Председателей правления коммерческих банков) фирмы скупали у населения валюту по заниженному курсу, а затем реализовывали ее банку по завышенному курсу в безналичном порядке.
Например, на протяжении 1993 и начала 1994 г.г. основным доходом одной из фирм были поступления от незаконных валютных операций. По договоренности с председателем правления банка фирма скупала по низкому курсу большие партии валюты, а затем реализовывала ее по более высокому безналичному курсу. Прибыль, полученная от этой деятельности, в учетах не отражалась, и потому не производились отчисления в бюджет. В определенные дни прибыль достигала 200 тысяч долларов США. Как правило, валютные поступления переводились на расчетные счета в западные банки. Весной 1994 г. эта деятельность в основном была прекращена и в настоящее время фирма старается заниматься только легальным бизнесом. На сегодняшний момент все проводимые сделки осуществляются ими только после тщательной консультации со штатом юристов куда входят и бывшие сотрудники правоохранительных органов республики.
На практике ряд фирм "игру" на разнице курсов валют осуществляли за счет нецелевого использования кредитов.
В частности, одно из ПКФ перед очередным ростом курса доллара получила многомиллиардный кредит в банке. После конвертации вся сумма была переведена в Россию, якобы под конкретную сделку. По истечению срока кредита договор с российской стороной расторгался, и часть валюты возвращалась в республику для погашения кредита, однако зачислялась по новому биржевому курсу, который, как правило, был значительно выше, чем на момент получения кредита.
Как показывает практика деятельности подразделений правоохранительных органов, нарушения кредитно-финансовых отношений осуществляются и в сфере внешнеэкономических связей за счет совершения незаконных и преступных действий, связанные с импортно-экспортными операциями.
В частности, выявлены отдельные финансовые нарушения при проведении импортно-экспортных операций:
- нарушения при использовании валютных средств, размещенных за рубежом на счетах западных партнеров (оставление валютных средств на счетах за границей под видом задолженности, использование валютных средств, находящихся за границей для приобретения акций зарубежных компаний и зачисление дивидендов по ним на личные валютные счета, перечисление валютных средств за границу под предлогом закупки технологического оборудования и оставление их за рубежом).
- создание республиканскими предприятиями в странах СНГ (Россия, Украина и т.д.) малых предприятий на правах филиалов, на расчетные счета которых зачислялась выручка от реализованной продукции, что способствовало бесконтрольному вывозу денежных средств из республики, несмотря на установленные правительством штрафные санкции.
- заключения за вознаграждение заведомо невыгодных для республики договоров с иностранными партнерами, предоставление в ущерб белорусской стороне иностранцам льгот по использованию на приграничных станциях подвижного состава, необоснованное снижение тарифов на перевозку и перегрузку транзитных грузов.
- использование крупных денежных средств из бюджета государственных органов, предприятий и организаций в качестве взноса в уставной фонд иностранного предприятия за рубежом, когда соучредителем выступает руководитель республиканского предприятия, но заявляющий себя как частный предприниматель.
- отзыв зарубежными партнерами аккредитивов из банков сразу же после прохождения товара через границу, создание зарубежными партнерами "разовой фирмы", при заключении договора - оплата 20 процентов суммы контракта, а после получения крупной партии товара фирма объявляет себя банкротом и прекращает контакты с партнерами в республике или в странах СНГ. Такой вид "деятельности" особенно характерен для польских бизнесменов;
- осуществление бестоварных операций с СКВ, а также проведение платежных операций с выводом капиталов за пределы республики;
- реэкспорт нефтепродуктов, металлов и других минерально-сырьевых ресурсов при содействии должностных лиц, конвертация средств и перевод валюты за границу;
- предоставление валютных счетов предприятий для проведения сомнительных операций.
В течение 1994 года на ряд предприятий республики поступали письма от руководителей Нигерийской национальной нефтяной компании с "конфиденциальным" предложением по совместной организации перевода крупной суммы валюты (30-40 млн. долларов США) на безопасный банковский счет в Беларуси для последующего раздела между участниками фиктивной сделки. Эти валютные средства якобы относились к контрактам, заключенным свергнутым руководством Нигерии с несуществующими иностранными фирмами. При изучении этого вопроса было установлено, что письма направлялись группой нигерийских мошенников, не имеющих отношения к нефтяной корпорации. Предлагаемых валютных средств не существовали, а расчет мошенников строился на присвоении валюты (около 5%), которую наши предприятия должны были бы предварительно перечислить для погашения различного рода затрат, связанных с переводом денег на банковские счета в Беларусь.
Таким образом, следует учитывать, что помимо факторов социально-экономического развития республики, на ситуацию в сфере обеспечения экономической безопасности непосредственное влияние оказывают и такие аспекты, как значительная база участников совершения преступлений, так и способы и методы, используемые при совершении преступных или противоправных деяний.
В тоже время многообразие форм и методов совершения преступлений приводит к тому, что ряд из них приобретают характер самостоятельных объектов анализа. В частности, на наш взгляд, в силу их специфики и особенностей следует выделять как обособленные механизмы совершения преступлений в финансово-экономической и внешнеэкономической сферах деятельности методы построения финансовых пирамид, легализацию незаконно полученных доходов и бегство капиталов.
2. Специфика построения финансовых пирамид в Республике Беларусь.
Одним из важнейших элементов рыночной экономики является финансовый рынок, включающий два основных сегмента: рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок банковских ссуд (или банковского кредита). В последнее время структура финансового рынка изменилась за счет расширения сферы услуг по различным видам страхования. Соответственно, на рынок вышли страховые компании различных форм собственности и негосударственные пенсионные фонды. В тоже время, для физических лиц на протяжении многих десятилетий наиболее привычным участием в финансовой жизни было хранение личных денежных средств на вкладах в сберкассе – срочном или до востребования. И только в условиях рыночных реформ добавилось конвертирование рублей в доллары. Что же касается участия в процессе инвестирования, то, несмотря на наличие чеков «Имущество», эта сфера деятельности остается для наших граждан «тайной за семью печатями».
События экономической жизни последних лет, проводимая финансовая политика, инфляция - не способствовали росту доверия населения к государственным финансовым институтам, усиливали тенденции к «натурализации» экономических отношений. Параллельно культивировалось через рекламу гипертрофированное отношение к возможностям коммерческих банков и частных финансовых структур, якобы способных остановить ухудшение финансового положения граждан. Данные обстоятельства подтолкнули население к поиску новых вариантов частных инвестиций с целью спасения сбережений от инфляции. Но это привело к использованию различных институтов финансового рынка, о сущности и формах деятельности которых массовый инвестор не имел ни малейшего представления. Разнообразие хозяйственной деятельности, обусловленное резким ростом рыночной экономики, привело к отставанию гражданского законодательства, которое не могло предусмотреть всех разновидностей привлечения средств граждан и организаций. Несовершенство законодательства способствовало созданию мошеннических кампаний. Хотя, следует учитывать, что наряду с уголовно-правовыми номами не менее важное значение имеет уровень подготовки населения, умение оценить экономический смысл, а не слепое следование на поводу у рекламы.
В результате, действовавшие на протяжении почти десяти лет, финансовые и иные, якобы, инвестиционные кампании стали представлять серьезную угрозу экономическим интересам не только граждан, но и всего общества. Только по предварительным данным в России количество потерпевших от этих преступлений составило более 20 миллионов человек, а сумма ущерба превысила 20 триллионов рублей. Причем, правоохранительные органы точными реальными данными по пострадавшим и ущербу не располагают и не берут на себя смелость давать даже прогнозные оценки.
При таких обстоятельствах, дальнейшее развитие рыночных отношений в Беларуси, приближение к общепринятым способам ведения предпринимательской деятельности, но без соответствующей правовой базы и опыта открыли различного рода махинаторам широкие возможности для проведения "интеллектуальных афер". И следует учитывать, что на наш рынок зачастую перемещаются те, кто сумел уклониться от ответственности в России и организует “дело” со знанием прошлых проб и ошибок.
Одним из проявлений мошеннического бизнеса в республике, уже опробованного ранее в России, стало использование «принципа Понзи», получившего широкое распространение в странах СНГ (особенно в России) и более известного как «финансовая пирамида».
Мошеннические операции на финансовом рынке в мировой практике известны давно. Осуществленные у нас схемы финансовых пирамид родились в США в Бостоне штата Массачусетс в 1920г., когда Чарльз Понзи, итальянский иммигрант и, своего рода, финансовый гений, открыл компанию по ценным бумагам (Securities and Exchange Company). Штат корпорации был представлен только самим Понзи, который начал это дело, имея в кармане всего несколько сот долларов, занятых им у двух пассивных партнеров. Компания Понзи предлагала своим вкладчикам крупный доход на их инвестиции: в течение 45 дней инвестору обещали возврат первоначальных вложений плюс 50% прибыли, через 90 дней - удвоение его первоначальных инвестиций, что составляло 400% годовых - неслыханный доход для США.
Вкладчикам предлагался механизм получения дохода на основе использования изменения обменного курса валют в разных частях света. В частности, начало кампании Понзи, по его словам, было связано с получением делового письма из Испании, в которое был вложен купон, стоимость которого в любом почтовом отделении США была 6 центов. В Испании такой купон можно было купить за один цент. Таким образом, покупка такого купона в Испании и продажа в США давала пять центов чистого дохода. В последствии эти операции были перенесены на территорию девяти стран. Агенты кампании, разъезжая, якобы, по этим странам и США, совершали операции с валютой, основанные на различиях курсов.
Проведенное в последствии расследование репортера газеты «Бостон Пост» показало, что Понзи никогда не покупал ни одного купона, а просто использовал деньги одного инвестора, чтобы платить другому. А вся финансовая гениальность Понзи - плод его преступного опыта по подделке документов, за что, под своим настоящим именем Чарльза Бианчи, он был приговорен к тюремному заключению в Канаде.
Аналогично завершилась ситуация и в Америке. В конце 1920г. пирамида Понзи рухнула, а он был приговорен к тюремному заключению уже в штате Массачусетс. Из 15 млн., которые «заработал» Понзи, как оказалось, 8 не были оприходованы. В США это мошенничество получило название «махинация Понзи».
В основе мошеннической операции «пирамида» лежит простая идея: чтобы увеличить свой первый взнос, новый участник игры должен найти и уговорить включиться в игру двух или более людей, желающих сделать такие же вложения. Однако те, кто пропагандировал эту «игру» не ставили в известность будущих игроков о том, что, во-первых, данные вложения - это именно игра, а во-вторых, математически невозможно, чтобы каждый участник мог выиграть. Для этого понадобится такое количество игроков, что это число составит бесконечно большую величину. По этому принципу действовали скандально известные российские компании МММ, НБ-Траст и др.
На территории нашей республики вышеизложенная схема строительства финансовых пирамид претерпела ряд корректировок.71 Денежные средства вкладчиков привлекались не под обещания выплаты высоких процентов, а под гарантию продажи автомобилей, телевизоров и т.п. предметов повышенного спроса по заниженным ценам. Так действовала, например, минская фирма "Сюзетта". Под обещание реализации различных товаров по низким ценам руководство фирмы собрало более 500 тыс. долларов США и затем скрылось.
Одним из привлекательных для клиентов моментов в деятельности финансовых пирамид было обещание приобретения продуктов питания по низким ценам. Особенно активно такого рода «приманка» использовалась при привлечении денежных средств пенсионеров и малообеспеченных слоев граждан.
Стремление реализовать мошеннические действия обуславливает поиск организаторами финансовых пирамид социально привлекательных лозунгов, вывесок, рекламы. Так, ряд организаций, реализовавших принцип финансовой пирамиды в Российской Федерации, привлекали денежные средства граждан для строительства жилья. Одним из «изобретений» сегодняшнего дня в Беларуси становится социальное страхование, прежде всего престарелых, от имени известной за рубежом (или рекламируемой как таковая) страховой кампании. Хотя уже в 1995-1996 годах ситуация в России характеризовалась довольно массовым «обвалом» страховых кампаний. А на следующем этапе ожидалось крушение негосударственных пенсионных фондов.
Учитывая вкусы и социальное положение различных слоев общества в Беларуси, желающим обмануть самих себя, предлагается или участие в игре по многоуровневому маркетингу, или членство в элитном зарубежном клубе, или участие в реализации проекта развития сети Интернет в республике. Но в любом случае целью, или правильнее сказать, объектом преступления является чужое имущество, денежные средства.
В последнее время подобного рода махинации в республике проводятся от имени ряда иностранных фирм.
Ярким примером появления новых форм деятельности аналогичных пирамид в республике служит уже несколько лет функционирующая и время от времени материализующаяся в различных областях и районах Беларуси сеть клубов, которые осуществляют свою деятельность под руководством иностранной компании Business Club Astran.
Причем, в периодической печати уже неоднократно писалось об этой форме мошенничества, но она возрождается вновь и вновь, благодаря «бескорыстной» деятельности все новых участников и сохраняющейся наивности граждан. Так, Белорусская деловая газета 22.02.1999 года писала, что многие наши сограждане, увы, упорно не хотят учиться на чужих ошибках. Даже после всех громких крушений финансовых пирамид в Беларуси находятся люди, которые готовы поверить сладким обещаниям легкого и быстрого обогащения. В частности, по-прежнему широки ряды поклонников финансовой пирамиды под названием «Астран». После Бреста и Борисова инициаторы создания клубов этой «системы» появились в Новополоцке и Радошковичах.
Принцип действия этих клубов, не смотря на внешние отличия, фактически идентичен мавродиевскому МММ. Разница лишь в том, что за спиной «благодетелей» якобы стоит швейцарская фирма, под эгидой которой и создается сеть элитарных клубов. Имидж «элитарности» создается своеобразно - на заседания клуба предписывается приходить только в строгих костюмах и при галстуках. Входной билет в такой клуб стоит несколько сот тысяч рублей и приобрести его могут отнюдь не каждый. Подбор клиентов ведется очень тщательно и, конечно же, с учетом материального состояния. Соответственно, каждого желающего внести свой взнос в общий фонд предупреждают, что он должен привести еще несколько новых пайщиков, иначе не получит обещанных дивидендов. А взносы в подобных клубах солидные - до 1200 долларов США.
Каждый из участников пирамиды наверняка знает, что она со временем рухнет. Однако расчет строится на том, что свою долю «прибыли» вкладчик успеет получить до этого и под обломками окажется кто-нибудь другой. Иными словами, участники осознают тот факт, что доход ими получается только за счет перераспределения чужих денежных средств. Но каждый в подсознании оправдывает свои действия, старается не думать о своем участии в мошенничестве.
Зачастую состав преступления в деятельности строителей таких пирамид внешне не просматривается. Их организаторы стараются просчитать все до мельчайших подробностей, чтобы застраховать себя от уголовного преследования. Например, в Бресте правоохранительные органы при расследовании деятельности местных поклонников фирмы «Астран» во время обыска в клубе изъяли своеобразный юридический трактат, в котором анализировались ошибки отцов-основателей «МММ», «Мызы», «Сэ-кай» и прочих.
«Нововведения» белорусских финансовых «мавроди» основываются на печальном опыте их российских коллег. Вместо продажи пресловутых билетов МММ, оформленных как настоящие денежные знаки (с водяными знаками, заявленным номиналом и пр.), во избежание конфликта с законом наши доморощенные финансисты аккумулирование денежных средств организовали по принципу «дарения». Формально каждый из участников пирамиды «дарил» другому в среднем 2 тысячи немецких марок и за счет этого первоначально клиенты получали хорошие дивиденды.
Второе «нововведение» белорусских «пирамидальщиков» касается рекламы. В российском варианте все пирамиды держались на обмане в рекламе, которая становилась как бы материальным носителем, доказательством несоответствия заявляемых доходов реальному положению дел. Реклама шла по телевидению, в средствах массовой информации, в плакатах и т.д. Всем памятны, например, рекламные ролики с Леней Голубковым или Торговым домом Селенга. В нашем варианте ставка сделана на другой психологический момент – демонстрируемая конфиденциальность, закрытость структуры, ограниченность доступа к ней. Соответственно, причастность к проекту, доступ к которому возможен не для всех, приподнимает в собственных глазах, делает более значимым, позволяет самоутвердится и даже облагодетельствовать того, кого ты вводишь в круг избранных. И обычную рекламу в средствах массовой информации заменила людская молва, которая разносила весть о быстром и легком обогащении. Срабатывал принцип действия от обратного – чем больше запрещают, тем больше тянутся к запретному плоду. Желающих поучаствовать в этой игре становилось все больше.
Третье «нововведение» касается создания специфической атмосферы во время проведения заседаний клуба. Создавалась такая психологическая обстановка, которая сродни религиозному экстазу. В результате специфического воздействия присутствовавшие теряли чувство здравого смысла. Накручиванию такого состояния способствовали и такие моменты как ограждение участников собрания от любого, неконтролируемого со стороны организаторов, воздействия или даже непродолжительного «выпадения» из общего психологического состояния. Для этого контролировался и пресекался даже минутный выход из зала, общение с кем-то, не участвовавшим в собрании.
Помимо перечисленных «нововведений», деятельность пирамид в республике базировалась, в отличие от российского варианта не на создании одной кампании с разветвленной структурой (дочерние фирмы, узкоспециализированные предприятия и пр.), а на создании каждый раз структуры под новым названием. Аналогичная ситуация реализовалась в г. Борисове, где был создан в 1997 году "Союз взаимопомощи и доверия", якобы, международная организация.
Формально организация под таким названием зарегистрирована в 3 странах мира. Характерно так же и то, что именно представителями "Союза" создана фирма "Астран" (Astran Personality Development AS) со штаб-квартирой в Швейцарии.
В принципах и условиях функционирования данного союза однозначно проявляются признаки финансовой пирамиды. По условиям, для оформления в "Союз взаимопомощи и доверия" необходимо уплатить вступительный взнос в размере 1200 (по некоторым данным- 1300) долларов США на имя фирмы "Астран", после чего вступивший получает право на распространение "акций" данного проекта и привлечение к нему других граждан Республики Беларусь.
Общее управление "финансовой пирамидой" "Астран" осуществляется из Швейцарии, а также через ее представительство в Польше. Учредители и головное представительство названной организации в Республике Беларусь первоначально находилось в г. Бресте. Там же собирались первые участники организации.
Собрания проводятся по выходным дням в специально арендуемых помещениях, как правило, в домах культуры. Но место проведения часто изменяется. Например, до июня 1998 года члены "Астран" собирались в г.Слуцке, в ДК сахарного завода. Дважды собрания членов "Астран" проходили в Борисовском ГДК. Но затем, с июля 1998 года, организаторы пирамиды меняют вывеску и объединяют своих членов в рамках Борисовского общественного клуба "Салют".
Среди членов клуба много иногородних, что противоречит Уставу клуба. Приезжают также игроки из Российской Федерации. На каждое заседание собирается от ста до трехсот человек. 0бщее же количество членов клуба Астран по данным правоохранительных органов свыше ста тысяч человек. Иными словами, свыше ста тысяч потенциальных жертв очередного финансового мошенничества.
Борисовский вариант Business Club Astran построен на участии в игре по многоуровневому маркетингу (Мulti-Level-Marketing, MLM), разработанной в Западной Европе. Ее авторы заявляют, что она не имеет ничего общего с нелегальной системой по принципу пирамиды или цепочки. Но, фактически, именно таковой и является.
Принцип игры клуба «Салют» повторяет условия вступления и оформления членов в "Союз взаимопомощи и доверия", т.е. желающий принять участие в игре (стать членом клуба) платит взнос в размере 1300 долларов США и посещает занятия, проводимые консультантами фирмы МLМ. Далее он ищет четверых желающих включиться в игру. За первых двух новых участников, уплативших взнос, игрок получает по 250 долларов США, за еще двоих по 550. Далее, в течение года, прибыль по заверениям организаторов Астран составит до 25 тыс. долларов США.
Попасть на заседания клуба можно только по поручительству менеджера или другого члена клуба. Вновь прибывшие кандидаты в члены клуба заполняют анкету и пишут заявление о добровольном отчуждении денег в пользу Астран для "поддержки интеллектуальных резервов". Отказавшихся предупреждают о неразглашении увиденного.
Время и место передачи денег каждому новому члену клуба назначаются индивидуально. Деньги передаются, как правило, в автомобиле, в присутствии охраны из числа менеджеров Астран. Они же осуществляют охрану во время проведения занятий клуба.
Занятия проходят на высоком профессиональном уровне: приглушенный свет, ритмичная, с постоянно меняющейся громкостью музыка. На участников оказывается сильнейшее психологическое давление со стороны ведущих занятия консультантов Астран.
Член клуба, не нашедший четверых новых участников, выбывает из клуба. При этом деньги, оплаченные в качестве вступительного взноса, не возвращаются, данное правило отражено в пункте 3.9 Устава "Салюта". Никакой рекламы Астран в РБ не ведет. Участники ищут новых желающих среди своих друзей, знакомых и т. д.
Тем не менее, численность участников игры растет. Наиболее активное участие в деятельности организации принимают представители менее обеспеченных слоев населения – служащих, интеллигенции и пр., которых организаторы и подбирают по принципу заинтересованности в улучшении своего материального положения.
Подбор и психологическая обработка кандидатов в члены подобных клубов ведется на высоком профессиональном уровне.
Новичков рассаживают вперемежку с их поручителями. С края каждого ряда сидят менеджеры. Собрание, которое длится около пяти часов, посвящено рассказам о "мировом движении Астран", его популярности в Западной Европе и благах всем, кто к нему присоединиться. Постоянно меняющаяся громкость музыки, крики и аплодисменты присутствующих не дают возможность новичкам осмыслить суть происходящего. Ведущий рисует "пирамиду" движения денег в «Астране». В итоге на экране появляется сумма ежегодного дохода члена организации, в размере 23100 долларов США. И тогда присутствующим предлагается максимально эмоционально выразить свое восхищение.
В конце заседания новичкам предлагается закрепить "достигнутые соглашения". Менеджеры в присутствии поручителей задают обязательные для всех вопросы: "Добровольно ли Вы сюда пришли?"; "Какой суммой денег Вы располагаете". Затем подписывается договор, в котором вступающий в организацию обязуется внести 1200 долларов США и разрешает Астран распоряжаться этой суммой безвозмездно. В договоре подчеркивается, что внесенная сумма возврату не подлежит. Свою подпись ставит и поручитель. На обратной стороне договора вступающий пишет расписку о неразглашении увиденного и услышанного на собрании.
Таким образом, деятельность «новоявленных» финансовых пирамид в республике, в отличие от российского варианта, ориентируется на кулуарность, использование методов психологического воздействия.
Соответственно, выстраивается модель преступной мошеннической деятельности, при помощи которой функционирует данная финансовая пирамида.
Во-первых, с использованием мошенничества сотрудники «Астрана» и его филиалов в разных городах республики (в виде, например, Борисовского клуба) выманивают у граждан денежные средства. Иными словами, объектом данного преступления остаются чужие деньги. Формально, передача средств организаторам пирамиды осуществляется добровольно. Условием этой добровольной передачи является их возврат в увеличенном размере, но выполняться это условие не будет.
Во-вторых, эти денежные средства, «собранные» в различных городах республики концентрируются и затем вывозятся за пределы республики.
Нарушения, совершаемые в ходе деятельности сотрудников «Астрана», касаются:
-
Совершения незаконных сделок с валютой и валютными ценностями;
-
Оформления сделок с гражданами с нарушениями порядка, установленного гражданским кодексом республики;
-
Использования, полученных в качестве взносов или добровольных пожертвований, денежных средств граждан не по целевому назначению, в противоречии уставу клуба.
-
Фактического занятия незарегистрированной или неразрешенной хозяйственной деятельностью.
Как видно из имеющихся в правоохранительных органах материалов, строительство финансовых пирамид связано с изъятием денежных средств из сферы наличного денежного обращения республики и наносит ощутимый финансовый вред не только лицам, которые изъявляют желание принять участие в подобных аферах, но и стране в целом. Ущерб проявляется в незаконном изъятии из обращения, расширении масштабов теневого валютного обращения, вывозе значительных валютных средств за пределы республики. Последнее обязывает государство к принятию мер по стабилизации обстановки в данной области экономических отношений. Предусматриваются и ограничения по размеру или порядку вывоза валютных средств, и более жесткие меры наказания за совершаемые правонарушения.
Сложности для организаторов пирамид, возникающие при перемещении валютных средств за границу, заставляют их искать новые варианты, позволяющие уклониться от уголовной ответственности. Например, при вывозе наличной валюты без оправдательных или разрешительных документов наступает уголовная ответственность за контрабанду или административная ответственность за таможенные правонарушения. Для того чтобы избежать этого, в частности, изыскиваются возможности использования системы безналичных валютных переводов с банковских счетов или почтовых переводов за границу. В связи с чем, возрастает значение контроля со стороны банков за источниками происхождения поступающих валютных средств, призванного не допустить создание механизмов отмывания и незаконного перевода валюты за границу. Как показывает практика, чаще всего такие переводы организаторы финансовых пирамид стремятся осуществить в оффшорные зоны.
Уже есть основания предполагать, что создаются механизмы проведения мошеннических операций на территории республики с целью привлечения валютных средств физических лиц и субъектов хозяйствования путем создания финансовой "пирамиды" с последующим переводом денег за рубеж, реализуемые в другом виде и рассчитанные на иные категории граждан. Характерным примером такого поиска может служить попытка создания компьютерной финансовой пирамиды.
Так, с середины января 1999 года в адрес физических лиц и субъектов хозяйствования различных форм собственности от имени компании "IPSUM" стали поступать предложения об участии в европейском проекте по организации сети телекоммуникаций.
Фирма предлагает ряд услуг по программному обеспечению и телекоммуникациям, которыми можно пользоваться бесплатно в случае вовлечения в проект новых участников. Кроме того, условия работы сотрудников предусматривают систему премиальных выплат.
В настоящее время в создаваемую финансовую пирамиду уже входит ряд граждан Республики Беларусь, которые называют себя членами клуба "IPSUM" и занимаются распространением информации о предлагаемых услугах "IPSUM", привлекают потенциальных клиентов. В числе услуг предлагается:
- подключение к Internet за 37-37,5 долларов США, что, по мнению специалистов, на территории Республики Беларусь неосуществимо. В настоящее время подобная услуга в нашей стране обходится более чем в 250 долларов США;
- приобретение оборудования за 519 долларов США, позволяющего войти в Internet без ПВЭМ, посредством телевизора и телефонного кабеля. Следует отметить, что за указанную сумму и даже дешевле вполне возможно приобрести ПЭВМ, которая обладает гораздо большими функциональными возможностями;
- перспектива использования сотовой связи, что также вызывает сомнение, так как отсутствуют сведения о наличии у "IPSUM" лицензии на данный вид деятельности, нет также информации о сотрудничестве указанной фирмы с монополистами данных услуг - СП "Белсел" (стандарт NMT-450) и СП "Мобильная цифровая связь" (стандарт GSM-900). По оценкам специалистов, таковое сотрудничество не целесообразно;
- возможность зарабатывать деньги от привлечения новых клиентов (2% их расходов за предлагаемые услуги "IPSUM").
-
Учитывая сомнительность предлагаемых выше услуг, есть основания полагать, что "зарабатывание денег" практически будет сводиться лишь к очередному мошенничеству по отношению к новым лицам, вовлекаемых в создаваемую финансовую пирамиду обманутыми ранее.
Для того чтобы пользоваться предлагаемыми услугами на льготных условиях, следует вступить в клуб "IPSUM", т.е. стать участником создаваемой финансовой пирамиды. Для этого можно внести необходимые денежные средства (35 долларов США - клубная карта, 5,5 долларов - оплата за предстоящие телефонные переговоры и 37,5 долларов - за использование Internet), посредством передачи их представителю клуба в наличной форме. Либо самому обратиться к интернет-адресу www.ipsum-club.com, где предлагается произвести перечисление необходимой суммы через возможности компании "Western Union", обеспечивающей быстрый перевод наличных денежных средств, в адрес, который будет сообщен по почте E-Mail после внесения отдельных сведений о себе и указанием лица, передавшего сведения в отношении "IPSUM". Для связи с фирмой "IPSUM" предлагается адрес в оффшорной зоне. По данным "Компьютерной газеты" от 10 марта 1999 г. (статья "Под сенью древних пирамид"), информация в Internet в отношении фирмы "IPSUM" размещена на коммерческом сервере INTEGRA (www.integra.fr), который зарегистрирован на компанию "IPSUM. Номер факса, указанный в распространяемых членами клуба документах принадлежит французскому городу, однако в справочниках по французским фирмам за 1996, 97 и 98 гг. не значится.
Компания "IPSUM" официально в Беларуси не зарегистрирована. Министерство связи Республики Беларусь сведениями о компании "IPSUM" не располагает. Разрешения на вид деятельности в области "Связь", подлежащей обязательному лицензированию, не выдавалось, заявка на ее получение не рассматривалась. Таким образом, в деятельности представителей фирмы "IPSUM" на территории Республики Беларусь усматриваются признаки нарушения порядка осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, ситуация в данном случае аналогична любой финансовой пирамиде, нацеленной на обман потребителей, но реализуется с еще одной особенностью – безличностные отношения между клиентом и представителем фирмы. Проще говоря, и претензии предъявлять будет некому. Помимо этого, предусматривается использование компьютерных технологий при проведении расчетов.
В целом, следует учитывать, что развитие ситуации в Республике Беларусь определяется обострением противоречий экономических интересов субъектов хозяйствования различных форм собственности, что приводит к потоянному росту тенденции совершения преступлений в экономической сфере. Экономическая политика государства предусматривает проведение рыночных преобразований в рамках социальной ориентации, не допускающей превалирования экономических интерсов отдельных групп населения, и характеризуется четким контролем и даже жесткими мерами в отношении лиц или субъектов хозяйствования, пытающихся провести первоначальное накопление капитала за счет перераспределения государственной собственности, ущемления интересов государства или хищения средств граждан. К сожалению, такой подход воспринимается субъектами хозяйствования и физическими лицами неадекватно складывающейся в республике экономической ситуации. И субъекты хозяйствования, и физические лица предпочитают действовать не в направлении поиска оптимальных шагов по развитию отраслей и предприятий экономики, а к выгодному, с их точки зрения, вложению капиталов, в том числе - за пределами республики. В результате именно такие фирмы и граждане чаще всего и становятся жертвами мошенников, создающих финансовые пирамиды. Поэтому возникновению новых пирамид будет препятствтвовать не ужесточение правового регулирования хозяйственной деятельности, а прежде всего, рост правовой грамотности населения, осуществление предпринимательской деятельности в рамках закона при взаимном соблюдении экономических интересов.
3. Особенности криминализации финансово- кредитной сферы республики.
В современных условиях рыночных преобразований, отсутствия достаточной нормативной базы, регулирующей отношения в этой сфере, изменения условий и механизмов денежно-расчетных отношений между государствами и в связи с рядом других обстоятельств финансово-кредитная сфера Республики Беларусь в последнее время активно используется для первоначального накопления капитала незаконными способами и методами, становится одной из самых криминализированных отраслей экономики республики. При этом нарушаются и ущемляются интересы, как государства, так и субъектов хозяйствования, в том числе и банков.
Противоправная деятельность в финансово-кредитной сфере, так же как и экономическая преступность, имеет в качестве прямого мотива экономическую выгоду за счет ущемления интересов других субъектов хозяйствования и, прежде всего, государства. Ее объектом выступают имущественные, финансовые и организационно-хозяйственные интересы государства, органов местного самоуправления, предприятий и других хозяйствующих субъектов, в том числе и частных лиц. Иными словами, обстановка в финансово-кредитной сфере определяется, прежде всего, тем, что в ней в современных условиях наиболее активно реализует свою деятельность экономическая преступность.
Общественная опасность экономической преступности в финансово-кредитной сфере в общем плане заключается в скрытом, стихийно или организованно осуществляемом перераспределении доходов и собственности в ущерб жизненно важным экономическим интересам республики, хозяйствующих субъектов различных форм собственности и личности; в дестабилизации экономической жизни, росте социальной напряженности и неверии в эффективность государственной власти. В узком смысле общественная опасность экономической преступности в финансово-кредитных отношениях во всех ее формах реализуется в нарушении механизмов функционирования сферы денежных расчетов, которая выступает как «кровеносная система» экономики. А через нее негативное воздействие оказывается на производство, распределение, обмен, потребление, ценообразование, управление и пр., причем независимо от степени развития рыночных отношений в обществе.
Реальная угроза от роста экономической преступности и, прежде всего, в ее организованных формах, в финансово-кредитной сфере состоит в том, что на региональном и отраслевом уровнях в республике, как и в странах СНГ, уже происходит перехват права владения и распоряжения материальными ценностями (прежде всего в денежной форме) всего общества в интересах криминальных или коррумпированных сообществ.
Общественная опасность этого процесса усугубляется явными недостатками в правовом регулировании ответственности за новые виды противоправных посягательств на различные виды собственности.
К причинам, порождающим правонарушения в сфере кредитно-финансовых отношений относятся:72
Во-первых, развитая теневая экономика, сформировавшаяся в 60-70-е годы в недрах официальных экономических структур, накопив большой опыт совершения хозяйственных преступлений, предоставляет широкие возможности осуществления первоначального накопления капитала вне правовых механизмов.
Во-вторых, ход экономических реформ позволяет включиться криминальным структурам в процесс перераспределение государственной собственности и осуществлять его в своих интересах.
В-третьих, правовая неотрегулированность механизмов экономических реформ позволяет любому субъекту хозяйствования действовать на «грани закона», с использованием «правовых ниш».
В-четвертых, географическое положение республики, система ее отношений с государствами СНГ и Западной Европы, обеспечивает республиканским субъектам хозяйствования положение посредника, помогающего заинтересованным лицам из этих государств «обходить» ограничения в финансово-кредитных и во внешнеэкономических отношениях. Этому способствует и то, что преступные формирования стран ближнего зарубежья оценили выгодные для них условия, сложившиеся в республике, и предрасположенность белорусских субъектов хозяйствования к оказанию услуг по отмыванию и легализации преступно нажитых капиталов за плату.
В-пятых, нацеленностью криминальных структур на легализацию незаконно накопленных капиталов.
В-шестых, недостаточный учет в экономической политике жизненно важных экономических интересов республики (например, как это было при введении в соответствии с таможенными договорами с Россией высоких пошлин на ввозимые автомобили. Эта мера защищала российских производителей, но стимулировала контрабандный ввоз или коррумпирование сотрудников таможни. В тоже время, республиканская кондитерская промышленность такой защиты от наплыва "Сникерсов", "Марсов" и пр.- не имела.)
Распространению указанных правонарушений способствует:
- снижение информационной безопасности, включающей систему сохранения государственных секретов, экономической и коммерческой тайны и обеспечения достоверной и оперативной экономической информацией правительства, населения и предпринимателей;
- разрушение финансово-денежной системы в результате некомплексности экономических преобразований, непоследовательных и несогласованных действий правительства и Национального банка. Как следствие этого фактора следует рассматривать нарушение платежных отношений, финансовый кризис;
- рост инфляции в результате отсутствия последовательной политики, учитывающей факторы и причины инфляции в экономике Республики Беларусь. Инфляция выступает как наиболее опасный для республики фактор, так как разрушающе действует на экономику, ведет к деформированной структуре воспроизводства (производящие отрасли разрушаются, посреднические - наоборот развиваются, инвестиционная активность падает, капиталы уходят за границу);
- необоснованные колебания обменного курса (а до недавнего времени – отсутствие единого курса) используемой на территории республики валюты, связанные как с отрицательным торговым балансом и слабостью республиканской системы валютного регулирования, так и с рядом внешнеэкономических решений правительства. В результате падения валютного курса происходит рост утечки наиболее дефицитных ресурсов за рубеж в поисках более сильной валюты, в целом экономика республики деградирует;
- неэффективность приватизации, которая зачастую ведет к развалу созданного народом производственного потенциала;
- существующая судебная и административная практика, когда наказание неадекватно нанесенному ущербу, при продолжении такой политики в обществе формируется представление о преступности в экономической сфере как о своеобразном виде спорта, хотя и в определенной степени рискованном, но, победа в котором почетна и приносит материальный достаток.
Среди внешних факторов, нарушающих равновесие и стабильность в экономике республики, следует выделить:
-
недобросовестную экономическую деятельность зарубежных компаний на рынках страны, а также на внешних рынках, входящих в сферу экономических интересов Беларуси;
- утечку финансовых активов за рубеж и тем самым снижение инвестиционной активности внутри страны;
- бесконтрольный, неэффективный экспорт и импорт товаров и услуг, подрывающий внутренний рынок и ведущий к сворачиванию деятельности отечественных товаропроизводителей.
На современном этапе обстановка в сфере финансово-кредитных отношений характеризуется тем, что субъектами правонарушений и деяний, ущемляющих интересы государства, общества и отдельных субъектов хозяйствования, являются как физические, так и юридические лица, в том числе и предприятия зарубежных стран, организованные преступные группы и преступные организации.
Наибольшую долю в финансово-кредитной системе занимают банки. Соответственно, основная часть преступлений и правонарушений в финансово-кредитной сфере приходится на банковскую систему.
Проведенные исследования правонарушений в кредитно-финансовой сфере дают основания для выводов о том, что к наиболее распространенным и опасным относятся правонарушения, совершаемые:
-в банковской системе с использованием банковских структур и с участием банковских работников. Имеющиеся материалы свидетельствуют о том, что чаще всего различного рода правонарушения и преступления в этой сфере совершаются при косвенном или непосредственном участии коммерческих банков или их сотрудников. Благодаря своим связям среди коррумпированных должностных лиц, предприимчивые дельцы получают денежные ресурсы для своего противоправного бизнеса. Осуществляются махинации с конвертацией валюты, операции по "отмыванию" и переводу в наличную форму полученных преступным путем средств и т.д.;
- при осуществлении хозяйственной, экономической деятельности со стороны субъектов хозяйствования.
На обстановку в финансово-кредитной сфере непосредственно влияют и особенности совершения в ней преступлений. Экономическая преступность реализуется в основном в организованных формах, тесно смыкается с любыми субъектами хозяйствования в достижении своих целей, коррумпирует должностных лиц, услуги которых ей необходимы для отмывания незаконных доходов и создания благоприятных условий своей хозяйственной деятельности. По мнению экспертов ООН, проникновение организованной преступности в законную экономику почти неизбежно ведет к нарушению естественного действия рыночных сил, хотя и реализуется как процесс рациональной реорганизации в международном масштабе преступных предприятий аналогично реорганизации законных экономических операций в экономике, построенной именно на рыночных отношениях. Это означает, что преступные организации как национальные, так и международные, строят свои структуры аналогично структурам крупных корпораций с соответствующим разделением труда, направленным на извлечение максимальных прибылей и максимальное сокращение риска. Преступность для достижения своих целей в сфере экономики использует насильственные средства, что само по себе подрывает и уничтожает такой принцип рыночной экономики как конкуренция. В отличие от добросовестных предпринимателей организованная преступность имеет возможность манипулировать значительными капиталами. Проникая в область законного предпринимательства, незаконные денежные средства нарушают платежный баланс страны, денежную систему, банковское дело, подрывают рентабельность производителей различных форм собственности, нарушают цены на потребительские товары и услуги, раскручивают новый виток инфляционной спирали. Возможности организованной преступности значительно возрастают в связи с активным использованием ею коррумпированных связей в аппарате управления. Причем, коррупция сдерживает процесс развития, осуществления рыночных преобразований, замедляет экономический рост, поскольку, сохранение старых условий хозяйствования обеспечивает постоянное получение доходов за счет перераспределения общественного богатства в интересах чиновников в ущерб обществу. Принятие административных решений осуществляется не на основе объективных критериев экономической выгодности для государства и общества, а исходя из размеров взятки, полученной тем или иным чиновником. Тем более возрастает опасность втягивания чиновников в коррумпированные связи при неотработанных механизмах приватизации. Уже сегодня сложилась ситуация, когда государственная собственность превращается в частную за счет интересов общества, злоупотребления служебным положением и с использованием личных связей. Помимо того, что подавляющее большинство населения оказывается отстраненным от непосредственного участия в процессе приватизации, деятельность ряда чиновников прямо направлена на получение максимальной для себя выгоды. Такая ситуация усугубляется еще и тем, что законодательная база экономических реформ в целом и приватизации в частности не проходит общественной экспертизы и тем самым создается возможность для заинтересованных социальных групп закладывать в законы те положения, которые позволяют реализовать свои интересы в ущерб общественным.
Иными словами, преступная деятельность в финансово-кредитной сфере многообразна по формам и способам совершения преступлений, дает возможность получения значительных доходов без особых предварительных затрат, но требует для своего совершения соблюдения ряда условий.
Во-первых,- соблюдения конспиративности при подготовке и проведении преступных действий, особенно на первых этапах. Это обусловлено, зачастую тем, что именно на первых этапах осуществляется или преступный сговор, или подделка документов, или другие действия, обеспечивающие в дальнейшем уже "законность" получения и использования денежных средств.
Во-вторых, проведение преступных действий в сфере финансово-кредитных отношений требует для своего успешного совершения такого условия как наличие коррумпированных связей, втягивания в противоправную деятельность работников банков и финансовых учреждений. Этот аспект, наряду с конспиративностью, придает правонарушениям в финансово-кредитной сфере видимость легальной, экономически целесообразной финансовой деятельности.
В-третьих, условием осуществления преступных замыслов в финансово-кредитной сфере является хорошее знание механизмов совершения финансовых операций, законодательных и нормативных актов для поиска путей возможного "обхода" существующих ограничений или запретов. В связи с чем, в противоправную деятельность обязательно вовлекаются специалисты финансовых учреждений.
В-четвертых, условием "успешности" осуществления преступных действий в финансово-кредитной сфере является поэтапное их осуществление (многоэтапность). Для преступников это означает возможность сокрытия преступного замысла за счет вовлечения в процесс большего количества исполнителей, не знающих конечной цели или не совершающих противоправных действий лично, но в совокупности обеспечивающих совершение преступления.
Для эффективности системы борьбы с экономической преступностью, в целом, и правонарушениями в финансово-кредитной сфере, в частности, необходимо решение ряда взаимосвязанных аспектов.
Во-первых, следует создать систему информационного обеспечения, которая учитывала бы противоречивость интересов различных социальных групп общества в ходе проведения экономических преобразований. Сама структура интересов определяет те органы, ведомства, которые имеют возможность получить необходимую информацию, и, обработав ее, принять те или иные решения. Конституция Республики Беларусь выделяет в качестве приоритетных интересов - интересы личности, а затем уже - интересы государства и общества. В противоречии с ними находятся интересы субъектов хозяйствования, организованных преступных сообществ, иностранных партнеров, зарубежных государств. Соответственно этому можно выделить и государственные структуры, в обязанность которых следует вменить выявление возможных противоречий, координацию их с интересами республики или создание условий для реализации интересов республики. К таким органам относятся республиканские и местные органы власти, министерства и ведомства (каждое в сфере своей компетенции), правоохранительные органы.
В условиях, когда нарастает вал экономических преступлений, причем в организованных формах, целесообразнее анализировать и прогнозировать развитие обстановки, существующие и возникающие угрозы экономике республики, потребности в законодательной базе для борьбы с новыми формами и способами совершения экономических преступлений. Для этого система обеспечения экономической безопасности должна обладать гибкостью, иметь достаточное материальное обеспечение и резервы для оперативного реагирования на возникающие изменения обстановки, мощный аналитический потенциал и поддержку со стороны законодательной и исполнительной власти.
Во-вторых, не менее важно обеспечить и такое функционирование органов законодательной и исполнительной власти, которое позволило бы сократить временной отрезок между выявлением действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим интересам республики и принятием законов об ответственности за совершение новых видов преступлений. В условиях рыночных преобразований общество все чаще сталкивается с деятельностью хозяйствующих субъектов прямо ущемляющих интересы республики. Например, - все увеличивающийся вал деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов. В странах с развитой рыночной экономикой уже определены способы и методы, используемые недобросовестными предпринимателями для уклонения от налогообложения. Многое из таких методов перенимают и республиканские субъекты хозяйствования. Однако налоговые органы республики еще не обладают теми же правами, что и аналогичные структуры в странах с развитой рыночной экономикой. Правоохранительные органы республики так же испытывают затруднения с реализацией имеющихся материалов, свидетельствующих об ущемлении экономических интересов общества, из-за отсутствия своевременно осуществленных изменений в законодательстве. И самое опасное, что трактовку событиям, а зачастую и законодательным актам в таких ситуациях дают государственные чиновники, учитывая отнюдь не государственные интересы.
Такая ситуация складывается в республике в силу "ускоренного" экономического реформирования. Ряд законов принимаются в таком виде, что они "толкают", или способствуют совершению правонарушений и преступлений.
Таким образом, жизненно важными интересами республики в плане предупреждения правонарушений в финансово-кредитной сфере является, как обеспечение правовых основ хозяйственной деятельности, не допускающих неоднозначной трактовки и криминализации экономических отношений; устранение условий и предпосылок роста экономических преступлений, так и создание механизма, обеспечивающего реализацию противоречивых экономических интересов различных социальных групп в соответствии с установленными в обществе правилами и нормами хозяйственной деятельности и ограничивающего произвол чиновников в случаях, когда их действия наносят ущерб интересам республики или позволяют им реализовывать свои корыстные интересы за счет перераспределения части общественного богатства.
В этих условиях жизненно необходимым для общества в целом и для государства, желающего сохранить свою стабильность, является создание системы независимой экспертизы из числа специалистов всех отраслей народного хозяйства, сотрудников правоохранительных органов и других заинтересованных лиц. Целью такой системы должна стать оценка подготавливаемых проектов законодательных актов, анализ и прогноз возможных последствий их введения для экономики, вскрытие возможных негативных последствий, проверка соответствия законодательно определенным жизненно важным экономическим интересам республики.
В-третьих, на современном этапе важным становится вопрос о своевременности принимаемых мер по защите жизненно важных экономических интересов, как государства, так и каждого субъекта хозяйствования. Уже сегодня ситуация в республике позволяет прогнозировать рост таких видов экономической преступности, борьба с которыми еще не обеспечена правовыми нормами, а правоохранительные органы не имеют достаточного опыта для противодействия преступным сообществам. К ним относятся: отмывание и легализация преступно нажитых средств и внедрение в легальную экономическую деятельность; рост коррумпированных связей при осуществлении внешнеэкономической деятельности, приватизации, в финансово-кредитной сфере; рост контрабанды и фиктивных бартерных сделок, оголяющих потребительский рынок республики; новые формы уклонения от налогообложения; производство непригодных для потребления товаров и услуг; ложные банкротства и лжепредпринимательство; махинации с ценными бумагами; использование компьютерной техники для совершения преступлений в финансово-кредитной сфере; расширение сотрудничества частнопредпринимательских структур республики с зарубежными фирмами с целью увеличения капиталов за счет ущемления экономических интересов государства; посягательства на патенты и промышленные образцы, сведения составляющие государственную и коммерческую тайну и т.д.
В таких условиях быстрое реагирование правоохранительных органов или самих субъектов хозяйствования на рост преступности и появления ее новых форм в сфере экономики затруднено не только отставанием законодательной базы, но и наличием социально-экономических предпосылок совершения антиобщественных деяний, которые могут быть устранены не мерами пресечения, а изменением условий хозяйствования. В силу этого значительно возрастает роль государства по созданию системы хозяйствования и “правил игры” в экономической сфере, которые бы обеспечивали стабильные условия функционирования каждого субъекта хозяйствования.
Глава 7. Специфика проявления противоправной деятельности
во внешнеэкономической сфере в современных условиях.
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 10 | страница 11
|