Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11

1. Социально-экономические условия формирования организованной преступности и особенности ее проявления на современном этапе.

В свете анализируемой проблемы – обеспечение экономической безопасности – организованная преступность рассматривается в двух аспектах: как явление, выражающееся в действиях отдельных лиц, преступных формирований; и как негативный процесс, характеризующийся увеличением преступлений, совершенных в организованных формах. В первом случае можно говорить об этом явлении как о действиях-угрозах экономической безопасности личности, общества и государства. Во втором – как о процессе-угрозе экономической безопасности. Специфика организованной преступности как угрозы экономической безопасности обусловлена условиями ее возникновения и развития.

По отношению к экономической преступности, по нашему мнению, организованная преступность выступает как организационная форма, получившая самостоятельное существование.

При анализе преступности как явления вычленяют систему причин и условий, которая представляет собой единство и целостность взаимодействующих подсистем и элементов, располагающихся в определенной уровневой соподчиненности и иерархической зависимости. В этом отношении причины и условия преступности определяются как «система социально-негативных, с точки зрения господствующих общественных отношений, явлений и процессов, детерминирующих (определяющих, предопределяющих) преступность как свое следствие» 37. Причем, в этой системе выделяют ряд подсистем:



  • непосредственно причины преступности, к которым относят социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания;

  • условия, которые способствуют криминогенному формированию личности. К ним относят негативное влияние семьи, ближайшего окружения, недостатки школьного, производственного, бытового воспитания, просчеты психологического воздействия средств массовой информации и пр.;

  • условия, которые способствуют совершению преступлений и включают различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты. Эта группа условий способствует лицам с уже сформировавшейся антисоциальной мотивацией “технически” осуществлять преступные замыслы - например, плохая организация охраны материальных ценностей, отсутствие контроля за целевым использованием кредитов и т.д.

Такая общая классификация причин и условий преступности определяет то, что при их анализе следует вычленять те из них, которые, во-первых, влияют на возникновение и развитие преступности как явления, во-вторых, обусловливают совершение конкретных видов преступлений.

Общеэкономические, политические и социальные причины и условия изменяются с развитием общества и в свою очередь обусловливают трансформацию преступности, ее приспособляемость к конкретно-историческим условиям жизнедеятельности общества. Изменение социально- политической и экономической организации общества в различные эпохи приводило и приводит к формированию преступности, соответствующей первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациям. Как отличается друг от друга капиталистическая общественно-экономическая формация и феодализм, так же новыми количественными и качественными показателями характеризуется преступность в буржуазном обществе по отношению к средневековью. В этом отношении и переход человечества в индустриальную стадию своего развития не мог не отразиться на трансформации преступности.

В виде качественно нового этапа развития преступности вообще как негативного социального явления рассматривается организованная преступность. Если преступность вообще уходит своими корнями в глубокую историю человечества, то организованную преступность связывают с конкретно-историческими условиями развития общества в сравнительно недавнем прошлом. И это обусловлено общей причиной, детерминирующей преступность, а именно: преступность такова, каково породившее ее общество.

Прежде всего, следует отметить соответствие организационных форм, в которых реализуется преступная деятельность, организационным и управленческим формам, созданным в обществе на этапе его индустриального развития. Причем характерно то, что преступность развивается адекватно процессам общественного разделения труда, кооперации и концентрации производства и пр.

Например, в начале XVIII века в период расцвета цехового производства в Париже действовала шайка знаменитого разбойника Картуша, в которую входило около 2 тысяч человек. Награбив огромные суммы денег и других ценностей, Картуш, подкупил и превратил в своих агентов многих полицейских, чинов тюремной администрации, судей и военных, даже наиболее видных врачей, ухаживавших за ранеными участниками шайки. Сотни трактирщиков выполняли роль скупщиков и хранителей краденого. Чтобы окончательно сбить с толку полицию, Картуш имел целую дюжину двойников. Полицейские - даже те, которые не были подкуплены, не хотели ловить Картуша: пока он находился на свободе, им выплачивали повышенное жалование... за участие в поисках знаменитого разбойника. Картуш имел в различных городах своих соглядатаев, которые извещали его о поездках богатых людей и агентов правительства или торговых фирм, перевозящих большие суммы денег...38 Многие характеристики организации шайки Картуша соответствовали форме организации цехового производства, основанной на разделении труда.

С развитием общественного производства цеховая форма организации трансформировалась в индустриальную, которая сохранила ряд черт предыдущей, но добавила ряд специфических черт: концентрацию производства на базе кооперации, централизацию и конгломерирование ранее самостоятельных, обособленных структур – производственного и банковского капитала, производственных и торгово-сбытовых структур и пр. Ранее самостоятельные производственные, торговые и сбытовые, финансовые, управленческие и другие организации в процессе формирования капиталистического производства сращивались в ходе процессов монополизации в общественном производстве.

Изменяющиеся условия и формы организации и управления общественным производством не могли не затронуть других сфер общественной жизни и деятельности, в том числе и преступности. Количественные изменения привели к формированию нового качества: цеховая (групповая) преступность, сохраняя внутреннее разделение труда и специализацию по выполнению преступных функций, стала тяготеть к концентрации преступных сил и централизации организационных структур, то есть начался процесс формирования нового качественного состояния преступности – организованной ее формы.

Организованная преступность рассматривается как форма преступности наряду с такими ее формами, как традиционная (элементарная), групповая, профессиональная. То есть, если преступность вообще рассматривается как родовое понятие, то традиционная (элементарная), групповая, профессиональная и организованная преступность выступают по отношению к ней как ее виды. И в тоже время сама организованная преступность проявляется в разнообразных формах, зависящих и складывающихся под влиянием социально-экономических условий развития стран, то есть - является родовым понятием по отношению к своим проявлениям - видовым формам. К таким проявлениям организованной преступности относят, например, мафию в западных странах и организованные преступные сообщества в нашей стране, наркокартели в латиноамериканских странах, якудзу в Японии и пр. Каждая из этих форм отличается друг от друга или историческими условиями своего формирования, или национально-этническими признаками. В частности, такие как мафия и якудза, наглядно демонстрируют преемственность исторических этапов развития и взаимосвязь организационных, управленческих и структурных элементов низших, исторически предшествующих и современных форм преступности. Они формировались в эпоху феодальных отношений в Европе и Японии как политические, национально-патриотические движения, в которых объединение осуществлялось на основе родоплеменных, этнических признаков. Такая форма организации и взаимодействия членов обществ оказалась довольно эффективной в условиях необходимости сохранения конспирации, внутренней иерархии и управляемости, организации защиты от внешнего воздействия и проникновения и пр. В дальнейшем преступность стала использовать хорошо зарекомендовавшую себя форму организации, обеспечивающую возможность эффективного противодействия государственным правоохранительным структурам, а первоначальная национально-патриотическая или этническая окраска деятельности использовалась как дополнительное прикрытие.

Однако главное, сущностное, качественное отличие современного этапа развития преступности от предыдущих заключается в том, что при ее трансформации реализуются те же тенденции, что и в развитии производства на его индустриальной стадии. Иными словами, если первоначальное развитие преступности характеризовалось процессами специализации преступной деятельности на базе разделения труда, то при переходе общества на индустриальный этап своего развития -- процессами конгломерации, срастания, объединения ранее самостоятельных видов преступной деятельности. В частности, в экономике сливаются процессы производства, реализации произведенной продукции (торговля) и финансовый капитал, а управленческие структуры координируют все этапы процесса воспроизводства. Соответственно, преступность повторяет этот же процесс: «производство» - совершение традиционных уголовно наказуемых деяний, сращивается с «финансовыми» структурами - теневой экономикой, формируется единый управленческий центр, обеспечивающий организацию преступной деятельности, взаимодействие всех структур преступной организации, выгодное вложение награбленного капитала и т.д.

Общим для преступности в широком смысле на этапе индустриального развития общества является то, что оставаясь, по сути негативным социальным явлением, она трансформировалась в новую форму - организованную, которая по структуре представляет собой объединение ранее обособленных антисоциальных явлений, форм и методов преступной деятельности.

В социально-экономическом плане, в соответствии с общей тенденцией конгломерации общественного производства, организованная преступность формировалась как процесс срастания, объединения трех, ранее самостоятельных видов антисоциальной деятельности - уголовной преступности, теневой экономики и коррупции. Например, при выделении социально-экономического аспекта в развитии преступности вообще, организованная преступность определяется как общественно опасное социально-политическое явление, характеризующееся органичным единством уголовного мира, теневой экономики и коррупции. Проявляется этот конгломерат в действиях преступных сообществ, получающих доходы на основе незаконного промысла при расширенном воспроизводстве противоправной деятельности, в том числе, с использованием государственных и иных официальных общественных институтов.

В материалах международного семинара по вопросам борьбы с организованной преступностью, который проводился под эгидой ООН в Москве и Суздале с 21 по 25 октября 1991 года,39 а также в Проекте руководящих принципов ООН по борьбе с организованной преступностью отмечалось, что хотя единого определения организованной преступности не выработано, под ней обычно понимается относительно массовая группа устойчивых и управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и создающих систему защиты от социального контроля с использованием таких противозаконных средств, как насилие, запугивание, коррупция и крупные кражи. Данное определение может пониматься и в более широком смысле: любая группа или отдельные лица, организованные на постоянной основе для получения прибыли незаконным способом. При характеристике организованных преступных сообществ отмечались также такие черты, как наличие определенной иерархии, внутренних правил, дисциплины, этических норм.

Однако В.С. Овчинский, один из авторов долгое время изучавший данную проблему и посвятивший ей ряд работ, ссылаясь на методологические подходы, сформированные экспертами ООН, предлагает учитывать два аспекта: материальное выражение и сущностную характеристику организованной преступности. Материальное выражение организованной преступности, по его мнению, составляют те или иные преступные группы и организации (сообщества), которые являются производителями преступной деятельности. Но главным для отнесения к организованной преступности являются не количественные, а качественные, сущностные признаки. И основным таким признаком является то, что в наиболее широком смысле организованная преступность -- это незаконное предпринимательство, подпольная экономическая система, в рамках которой производится продукт и извлекается чистая прибыль. Поэтому организованная преступность определяется « как одна из форм экономического предпринимательства, осуществляемая с помощью противозаконных средств, связанных с угрозой применения силы или ее использованием, вымогательством, коррупцией, шантажом и другими методами, а также использованием незаконно произведенных товаров и услуг».40

Приведенные определения, прежде всего, отражают социально-экономические свойства этой формы преступности в ее качественном отличии в конкретно-исторических условиях современного этапа развития общества.

Таким образом, социально-экономические условия различных этапов развития человеческого общества, обусловливают различия организованной, традиционной (элементарной), групповой, профессиональной преступности.

При характеристике состояния групповой преступности, прежде всего, рассматриваются количественные аспекты, то есть - количество преступлений, совершенных группой лиц в определенный период времени на определенной территории. В отличие от организованной в групповой преступности объединения лиц не носят устойчивого характер, у них нет сложной организационной структуры, хотя может существовать распределение ролей. Если групповая преступность характеризуется объединением лиц для совершения одного или нескольких определенных преступлений, то организованная - для совершения преступлений в виде промысла, причем этот преступный процесс производства монополизируется. При групповой преступности лица преследуют цель - удовлетворить личные материальные, физиологические либо иные потребности за счет средств добытых преступным путем. Для организованной преступности преследуется цель - получение постоянных, монопольно высоких доходов в процессе преступного производства для удовлетворения как личных, так и производственных потребностей. Под удовлетворением производственных потребностей в данном случае понимается постоянное воспроизводство средств и условий для совершения преступных действий. Оно предполагает создание крупных денежных фондов и вложение большей части преступных доходов в расширение преступной деятельности, создание благоприятных для этого условий. В то же время организованная преступность, как выросшая из групповой, использует последнюю в качестве первичной ячейки, своего структурного звена.

Иными словами, организованная преступность - негативное социальное явление, характеризующееся сплочением криминальной среды в рамках региона, страны с разделением на иерархические уровни и выделением лидеров, осуществляющих организаторские, управленческие, идеологические функции; коррумпированием, втягиванием в преступную деятельность сотрудников государственных (в том числе и правоохранительных) и хозяйственных органов для обеспечения безопасности и создания благоприятных условий преступной деятельности; монополизацией и расширением сфер противоправной деятельности с целью получения максимальных доходов при максимальной защищенности высших эшелонов от уголовной ответственности.41

Следует, однако, отметить, что все три элемента – уголовная преступность, теневая экономика и коррупция -- сращивание которых обусловило трансформацию преступности в ее организованную форму, существовали и существуют сами по себе. Это означает, что при анализе причин и условий возникновения организованной преступности важно разграничить причины и условия, обусловливающие существование каждого из этих элементов как самостоятельных негативных социальных явлений, и предопределяющие их срастание. Иными словами, необходимо определить период и условия когда начался процесс сращивания уголовной преступности с теневой экономикой и коррупцией и формирования качественно новой преступности организованной.

Традиционным механизмом сращивания всех трех элементов считается процесс «построения» пирамиды, в основании которой находится уголовная преступность. Условно построение такой пирамиды проходит три этапа. Первый этап - накопление уголовной преступностью «первоначального капитала» за счет традиционных уголовно наказуемых преступлений: грабежей, разбоя, рэкета, контрабанды и пр. На этом этапе уже действуют организованные группы профессиональных преступников, занимающихся традиционными (элементарными) видами преступной деятельности на основе специализации в совершении преступлений (например, квартирные воры и скупщики краденного, «кидалы» и шулера, «медвежатники» и т.д.). Однако их возможности в расширении сфер своей преступной деятельности ограничены противодействием всего общества и преследованием со стороны правоохранительных органов. Такое положение приводит к ситуации, когда авторитеты (лидеры) уголовной преступности пытаются найти способы и методы сохранения накопленного капитала, его приумножения и выведения себя из-под пресса уголовного закона. Это становится возможным благодаря использованию теневой экономики.

На втором этапе происходит процесс внедрения уголовно накопленных капиталов в экономическую сферу - игорный бизнес, киноиндустрию, строительный бизнес и т.д., где легализация капиталов позволяет уголовникам «трансформироваться» в достопочтимых граждан общества. Параллельно в этих же целях начинают использоваться коррумпированные чиновники госаппарата и правоохранительных органов. Таким образом, наступает третий этап, на котором в сферу преступных отношений втягиваются коррумпированные представители государственной власти. Это втягивание также обусловлено необходимостью использовать возможности государственной власти не только для отмывания «грязных» денег, но и для создания благоприятных условий для увеличения капиталов.

Период и условия формирования организованной преступности в разных странах складывались по-разному.

Например, в США считается, что капиталы, достаточные для вложения в теневую экономику, американская мафия смогла сколотить в период действия «сухого закона» за счет контрабанды и незаконной торговли спиртными напитками. До этого их капиталы были незначительными и использовались в основном для личного, а не «производственного» потребления. А вот полученные огромные барыши от незаконных операций со спиртными напитками уже целесообразнее было использовать для инвестирования в отрасли, приносящие регулярные доходы. Внедрение в экономическую сферу обеспечивало возможность их законного использования, в том числе и для личного потребления, проникновения в законный бизнес и использования «световой» экономики для получения постоянных доходов, облегчало легализацию средств, получаемых от уголовно наказуемых деяний.

Соответственно, если предположить, что и в нашей стране организованная преступность формировалась по аналогичной системе, то необходимо определить, когда у нас появились для этого условия. То есть, когда уголовная преступность могла приступить к накоплению первоначального капитала, который можно было бы вкладывать в теневую экономику. Таким образом, имея общий механизм трансформации преступности в новое качество - организованную преступность, мы можем соотнести его с условиями развития нашего государства.

В то же время, следует учесть отличия государственных и общественных структур, сложившихся в нашей стране и на западе. И, прежде всего, отличия рыночной и планово регулируемой экономик.

Во-первых, в условиях командно-административной системы практически все сферы деятельности были монополизированы и контролировались государством и на «долю» уголовной преступности приходилась чисто криминальная сфера - традиционные уголовно наказуемые деяния - грабежи, разбой, кражи и пр.

Во-вторых, за счет традиционных поступлений «добычи» преступные группы не могли сколотить первоначальный капитал в силу общей бедности и государства, и населения, то есть отсутствовала та социальная или материальная база, за счет ограбления которой можно было обеспечить формирование достаточных для вложения в теневую экономику денежных средств.

В-третьих, тоталитарный характер нашего государства, идеологические установки, деятельность правоохранительных органов были нацелены на жесткое подавление и искоренение всех негативных процессов и явлений, в том числе и преступности, оставшихся нам, как считалось, в наследство от капитализма. В этих условиях не только процветание, но и само существование уголовной преступности было проблематичным. Этому способствовали не только карательные меры, но и политика государства на устранение условий роста преступности - борьба с беспризорностью, налаживание учета и контроля за производством и распределением, воспитательная работа и т.д., то есть те меры, которые способствовали устранению социальной базы, экономических и социально-психологических условий существования преступности. Хотя полностью устранить это негативное социальное явление они не могли.

Еще более значимым фактором, препятствовавшим проникновению уголовной преступности в экономическую сферу, было то, что даже на «сколоченный» уголовными методами капитал нельзя было организовать производство. Причина заключалась в том, что все средства производства, необходимые для налаживания процесса создания материальных благ, в отличие от тех же США, находились так же в собственности государства и не могли быть проданы в частные руки. Система распределения материальных благ была сформирована таким образом, что предполагала невозможность наличия в руках граждан капиталов для открытия собственного производства и обеспечивала четкий контроль за соблюдением данного положения. Поэтому добытые незаконным путем, за счет совершения уголовно наказуемых деяний, даже крупные денежные средства могли использоваться преступниками только для личного потребления.

Формирование «неучтенных» государством первоначальных капиталов уголовной преступности связывают в нашей стране с периодом 60-х годов. В самом общем виде финансовыми источниками этого процесса послужили: бесхозяйственность, очковтирательство и приписки, дефицит - главные пороки загнивающей командно-административной модели управления экономикой. Обстановка очковтирательства и приписок позволяла не только рапортовать о мнимых хозяйственных достижениях, но и укрывать от учета реальные средства, включая сырье, продукцию, деньги, а тем самым создавать необходимые фонды и запасы для последующего их использования для личного обогащения за счет общества. Монополизм и ведомственность, ограниченность конкуренции привели к неэффективному использованию ресурсов и всевозможным злоупотреблениям, с одной стороны, а с другой - к защите от ответственности перед обществом своих “слуг”, которые не только отлично ориентировались в хаосе накопленных запасов, но и обеспечивали неофициальное их перераспределение в интересах системы и отдельных лиц. Бесхозяйственность, отсутствие контроля за мерой труда и мерой потребления, грубейшие нарушения распределительных отношений привели к стихийному, а затем и организованному, но не контролируемому обществом и властью, процессу перераспределения национального дохода, который в последующем приобрел и криминальный характер.

Тем самым, были подготовлены все условия для появления рынка, но черного, подпольного. Причем подпольность была обеспечена самой командно-административной системой, для которой отписки и приписки стали атрибутами демонстрации успехов. Крупные и особо крупные хищения государственных денег и материальных ценностей совершались не традиционными уголовными методами, и не уголовниками в обычном понимании, а хозяйственными руководителями, чиновниками с использованием служебного положения и под прикрытием выполнения планов развития народного хозяйства.

Следует отметить, что недостатки и просчеты в работе хозяйственно-управленческой системы способствовали замедлению темпов социально-экономического развития страны, перебоям в удовлетворении нужд людей, образованию дефицита, что создало дополнительные, благоприятные условия для деятельности хозяйственных преступников, процветания взяточничества и в дальнейшем - коррупции.

Как сопутствующий фактор следует также рассматривать моральное разложение в обществе, деформацию морально-нравственных устоев определенной части населения и верхушки чиновничества, распространение стяжательской психологии, что значительно расширило социальную базу преступности.

Иными словами, в 60-е годы в стране сформировалась социальная группа, обладающая, полученными за счет общества доходами и скрывающая от общества средства, которые и могли послужить для уголовной преступности в качестве первоначального капитала. Но эти капиталы возникли и функционировали уже в рамках теневой экономики.

Таким образом, для условий нашей страны первым этапом сращивания различных видов преступности в рамках формирования организованной преступности следует считать не этап первоначального накопления капиталов традиционной уголовной преступностью, а период активного развития теневой экономики. Первый этап становления мафии в тех же США характеризовался как изначально нелегальный - формирующаяся организованная преступность противостояла официальным структурам. У нас организованная преступность формировалась в процессе расцвета теневой экономикой, действовавшей в официальных структурах и паразитировавшей на них.42 И, в этом плане, корни отечественной организованной преступности подпитывались тотальной командно-административной системой и присущими ей методами управления.

Для второго этапа характерен процесс сращивания дельцов теневой экономики и представителей уголовного мира. И этот процесс реализовался в наших условиях по-иному. Если в США уголовно накопленные капиталы внедрялись в экономическую сферу, то у нас - теневики, откупаясь от посягательств уголовного мира, принимали их в сферу своей деятельности.

Прежде всего, дельцы теневой экономики выступили как социальная среда, обладающая капиталами, изъятие которых уголовной преступностью практически не преследовалось государством, так как теневики сами не заявляли об ограблении, боясь выяснения со стороны правоохранительных органов источника появления капиталов. Учитывая это, уголовный мир стал облагать данью теневиков и, последние вынуждены были откупаться. В дальнейшем, когда правоохранительные органы вплотную занялись расследованием хозяйственных преступлений, в интересах защиты от государства, а затем и в интересах реализации результатов своей преступной деятельности, теневики стали нанимать представителей уголовного мира для обеспечения собственной безопасности. В этом плане сращивание уголовной преступности и теневиков реализовывалось как уплата отступных или оплата услуг по защите теневого бизнеса.

Третий этап формирования пирамиды организованной преступности в нашей стране формально совпадает с американским - коррумпирование чиновников госаппарата. Однако в нашей стране он также имеет отличительные черты. Во-первых, формировавшаяся теневая экономика «работала» на командно-административную систему, обеспечивая демонстрацию успехов последней. То есть, - изначально она была «плоть и кровь» этой системы, а представители теневиков сотрудничали на официальной основе с представителями государственной власти, устанавливая и развивая личностные связи и отношения. Во-вторых, теневая экономика в нашей стране занималась производством товаров народного потребления, компенсируя недостатки (которые она сама же и порождала, “изымая” из официальной экономики необходимое сырье, материалы, оборудование) легальной экономики и тем самым вуалировала свою преступную деятельность и не “отпугивала” от себя власть имущих связью с уголовными элементами. В-третьих, средства, используемые теневиками для подкупа государственных чиновников, последними воспринимались как результат “расторопности”, “умелого” хозяйствования, как «законную» оплату своего вклада в развитие производства, но не как деньги уголовного мира. В результате коррумпирование осуществлялось на уровне теневой экономики и аппарата управления, но, первоначально, без участия представителей уголовного мира.

Помимо этого особенность формирования организованной преступности в нашей стране заключается в том, что второй и третий этапы построения пирамиды во временном отношении шли одновременно. В этой связи существует точка зрения, что вторым был этап сращивания теневиков и коррумпированных чиновников госаппарата. И только на третьем этапе произошло срастание с уголовным миром.43 А в конце 80-х годов после известного закона бывшего СССР «О кооперации» начался широкомасштабный процесс стихийного, неконтролируемого накопления капиталов с перекачкой огромных государственных средств в кооперативный, а вернее, в частный сектор, носивший в большинстве случаев противозаконный характер. Этот период можно считать началом процесса слияния теневого капитала, накопленного в годы тоталитарного режима, и молодого, агрессивного, «гангстерского» капитала первых лет демократизации. И этот момент также оказывает влияние на характер и особенности организованной преступности в стране.

Таким образом, организованная преступность в странах СНГ по своей структуре не отличается от аналогичных явлений в других странах - она также является результатом влияния социально-экономического развития общества на формирование нового качества преступности и ее становление происходило как процесс сращивания уголовной преступности, теневой экономики и коррупции. Однако формировалась она иным образом: преимущественное развитие теневой экономики, сращивание ее с коррумпированным аппаратом управления, и параллельное сращивание теневиков с уголовной преступностью. Это обусловлено такими социально-экономическими и политическими условиями, существовавшими в нашей стране, как:

- господство командно-административной системы, обеспечивающей жесткую централизацию и монополизацию всех сфер деятельности, контроль и регламентацию распределения товаро-материальных ценностей, что существенно ограничивало возможности уголовной преступности в первоначальном накоплении капитала;

- одностороннее развитие экономики, ориентированное на развитие производства средств производства, при отставании производства предметов потребления. Это вынудило командно-административную систему для компенсации недостатков, исправления собственных ошибок в управлении использовать теневую экономику. И теневики стали процветать за счет производства и реализации товаров народного потребления для обеспечения неудовлетворенных потребностей общества;

- подмена законодательной базы, регулирующей развитие общества системой издания ведомственных нормативных актов, позволяющей самим чиновникам “в виде исключения” нарушать устанавливаемые ими же условия хозяйствования. Эта ситуация облегчила процесс становления теневой экономики, которая не преступая уголовный закон, использовала недостатки хозяйственного законодательства, прикрывалась инструкциями и приказами;

- социально-психологическая приверженность общества к беспрекословному подчинению, формируемая всей командно-административной системой, позволявшая вовлекать людей и использовать их «в темную» при совершении хозяйственных преступлений, мотивируя совершаемое, «производственной необходимостью», «политической целесообразностью», «заботой о благе народа»;

- необъективная оценка уровня развития экономики, очковтирательство, приписки, демонстрация фиктивных успехов и пр.

Конкретно-исторические условия формирования организованной преступности рассматриваются не только в плане изучения процесса развития этого социального явления, но и в силу того, что они определяют специфику и особенности ее функционирования, формы и методы реализации ее деятельности. И, прежде всего, эти условия предопределяют возникновение разновидностей (по характеру преобладающих способов и методов преступной деятельности) организованной преступности, как уже отмечалось ранее - гангстеризм, политическая или беловоротничковая преступность, которые преобладают в той или иной стране.44

Характеристика организованной преступности в нашей стране как беловоротничковой позволяет сделать акцент на том, какие действия должно предпринять общество для успешной борьбы и устранения предпосылок разрастания этого явления.



Для этого, на наш взгляд, необходимо выделить особенности организованной преступности как социального явления в нашей стране, связанные и обусловленные конкретно-историческими условиями ее формирования и развития.

  • Беловоротничковый характер преступности. Такая характеристика обусловлена тем, что первым этапом формирования пирамиды стал этап развития теневой экономики, и социальной базой участников - преступники-хозяйственники, а основными методами совершения преступлений - подлоги, приписки, хищения с использованием служебного положения и т.п. То есть, - экономические преступления.

  • Сращивание теневой экономики, коррупции и уголовной преступности зачастую имеет косвенный характер и реализуется как сращивание интересов. Это означает, что однонаправленность действий уголовной преступности, теневиков и коррумпированных чиновников достигается зачастую не только в силу предварительной договоренности, подкупа и пр., а и в силу того, что та или иная ситуация выгодна им всем.

  • Нацеленность преступных формирований организованной преступности на использование недостатков законодательства, так называемых “правовых ниш” для достижения своих преступных целей. Принятые, например, законодательные акты о развитии кооперативов не предусматривали механизма их материально-технического обеспечения и, соответственно, контроля за источниками поступления сырья, материалов, оборудования. Это позволило преступным сообществам организовать на базе кооперативов систему «отмывания» и легализации преступно нажитых денежных средств. Изменившийся статус границ между странами СНГ, незакрепленный в законе, - осуществлять фактически контрабандный вывоз продукции, не подпадая под уголовную ответственность и т.д.

  • Процесс формирования теневой экономики в недрах официальной, легальной экономической структуры общества обусловил использование для совершения преступлений существующих организационных, отраслевых, управленческих структур и механизмов. Наглядно эта особенность раскрылась в так называемом “хлопковом деле”, в котором для совершения хищений привлекались работники вертикали целой отрасли. Сегодня это - хищения с использованием механизма перевода безналичных в наличные денежные средства, незаконное получение кредитов и др.

  • Беловоротничковый характер организованной преступности в стране, ее ориентация на использование “правовых ниш” обусловили высокую степень ее приспособляемости, способность быстро адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни общества и использование их в целях получения максимальных выгод для себя, поиск новых сфер и форм преступной деятельности для получения высоких доходов.

Например, начавшаяся чисто административными методами (сокращение численности) борьба с командно-административной системой создала психологическую предрасположенность чиновников к ориентации на использование любых, в том числе и противоправных, методов для “обеспечения своего будущего”. Этим не преминули воспользоваться и теневики, и представители уголовного мира для дальнейшего расширения коррупции. Активная антиалкогольная кампания использовалась для превращения самогоноварения в высоко прибыльную сферу теневой деятельности. Существовавшие и в ряде случаев сохранившиеся, зачастую необоснованные ограничения во внешнеэкономической деятельности со стороны государства “компенсировались” или ростом контрабанды, или дальнейшим коррумпированием чиновников, отвечавших за выдачу лицензий. А затем обусловили использование новых форм хозяйствования - совместных предприятий для совершения, например, контрабанды под прикрытием вывоза “своей” продукции или контрактных грузов и пр.

Высокая степень приспособляемости отечественной организованной преступности значительно усложняет задачу борьбы с ней правоохранительных органов.



  • Приспособляемость организованной преступности дополняется и такой особенностью как дробление преступных деяний, совершаемых организованными группами, на несколько этапов (многоступенчатость преступлений), затрудняющих для правоохранительных органов определение объективной стороны преступной деятельности. Например, при незаконном получении кредита первоначальная подделка контракта на поставку товароматериальных ценностей “подкрепляется” дачей взятки служащим банка, затем кредитные средства обналичиваются и похищаются. Рэкет получает легальное прикрытие - оказание услуг по охране коммерческой структуры, а деньги, полученные в уплату, не изымаются из оборота обираемой фирмы, работая в ней - приносят уже легальный доход рэкетирам.

  • Ориентация организованной преступности на деятельность в сфере экономики. На наш взгляд, это – ее основная особенность. Проникая в экономику, преступность насильственной направленности (уголовная) привнесла в нее свои специфические формы и методы деятельности. Насилие, шантаж, угроза физического воздействия и пр., позволили «оторвать свой кусок пирога» и вкладывать средства тех же «общаков» в предпринимательскую деятельность, обеспечивая их легализацию.

Ориентация на совершение преступлений в экономической сфере стала выгодной настолько, что преобладающими становятся экономические преступления, но с использованием насильственных методов. Такая ситуация обусловлена, во-первых, тем, что теневая экономика еще с первого этапа формирования пирамиды оргпреступности прочно переплеталась и переплетается сейчас с официальными хозяйственными структурами. Во-вторых, резкая смена ориентации общественного развития на рыночные преобразования, не подкрепленная научными разработками и обоснованиями, привела к развалу существовавшей системы контроля за производством и распределением, материально-технического обеспечения и снабжения и пр., и не создала эквивалентной системы, соответствующей рыночному механизму. В этих условиях первоначальное накопление капитала осуществляется в самых “первобытных” формах, за счет растаскивания общественного богатства, что, конечно же, не может не привлечь внимания организованной преступности именно к сфере экономики, где можно без особых усилий увеличить свой капитал. В-третьих, несовершенство правовой базы реформ позволяет получать большую выгоду от манипулирования в экономической сфере, чем от традиционной преступной деятельности. Сегодня легче грабить ослабевшее государство, чем опустошать и без того бедные кошельки населения. В-четвертых, в условиях правовой и экономической неразберихи легче легализовать, «отмывать» и теневые, и преступно нажитые капиталы. В-пятых, ряд конкретных экономических условий, таких как, например, инфляция, дефицит позволяют за счет использования фактически бесплатных кредитов в считанные часы и дни тысячекратно увеличить капиталы с большей степенью защиты от уголовной ответственности, чем при совершении традиционных преступлений.

Все это в значительной степени и обуславливает такую особенность, как ориентация организованной преступности на деятельность в экономической сфере. Однако подчеркнем, что эта особенность раскрывает приоритетную сферу деятельности оргпреступности в стране, но не означает, что она не пользуется “всем набором” преступных действий, или выпускает из внимания какую-либо иную сферу деятельности. На то она и организованная преступность, чтобы использовать мощь теневой экономики, подкрепленную коррумпированными связями и уголовными методами устрашения. Но ориентация на деятельность в экономической сфере обуславливает то, что “сколотив” первоначальный капитал, преступная группа, совершавшая традиционные преступления, тут же стремится внедрить его в хозяйственную деятельность.



  • Развитие организованной преступности “во встречных направлениях”. Имеется в виду то, что в рамках пирамиды реализуются два процесса. Первый характеризуется «повторением пройденного» - специфической последовательностью срастания всех трех элементов пирамиды, когда теневики, осваивающие с помощью коррумпированных элементов новые сферы деятельности, привлекают для решения своих задач уголовные элементы или используют их методы. Этот процесс наиболее наглядно проявился в период замены монополии государства по реализации нефти и нефтепродуктов на монополию коммерческих структур, в ходе которой методы проникновения теневого капитала в новую сферу деятельности подкреплялись работой коррумпированных чиновников по “расчистке” пути, а при необходимости и убийствами конкурентов и «несговорчивых» партнеров (дело Лисничука и устранение девяти банкиров в Москве).

Второй процесс характеризуется использованием уголовными структурами, занимавшимися традиционными видами преступной деятельности, возможностей, возникших в связи с проведением экономической реформы. Уголовно накопленные средства, концентрировавшиеся в “общаках”, стало возможным легализовать через новые формы хозяйствования. Например, - через кооперативы, через систему коммерческой торговли (“комки”) и пр. А затем уголовные авторитеты, в соответствии с американским вариантом, “продвигаются” по ступеням пирамиды: «отмытые» и используемые в экономической сфере капиталы легально направляются на “завоевание доверия” коррумпированных чиновников или обеспечивают продвижение к власти самих авторитетов.

Иными словами, эти два процесса характеризуют и высокую степень приспособляемости организованной преступности, и нацеленность ее на внедрение в экономическую сферу. Правда, существуют и некоторые отличия в деятельности преступных сообществ, развивающихся по этим двум направлениям. Первые в большей степени ориентированы на использование мощи государственного аппарата, на перераспределение национального богатства за счет правовых ниш и т. д. - то есть, на деятельность на грани закона. И только в крайних случаях прибегают к уголовным насильственным методам. Вторые “прикрывают” традиционно уголовные преступления видимостью предпринимательской деятельности. Еще в 1992 году, по данным Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Беларуси, усилился процесс регистрации различных коммерческих структур, которые возглавляли лица, в прошлом судимые за совершения преступлений. И хотя статистика не давала данных о том, сколько из них использовалось для «отмывания» преступных средств, ситуация с ростом преступности в республике давала возможность предположить, что такая потребность существует.

В последние годы проявляется политизация организованной преступности, - т.е. ее стремление оказывать влияние не только на управленческий, но и на законодательный процесс, участвовать в политической деятельности. Примером может служить участие (дважды) одного из преступных “авторитетов” в качестве кандидата в депутаты на выборах в Верховный Совет Республики Беларусь, хотя обе попытки оказались неудачными. Больше примеров такого рода в России, где преступные авторитеты «поднимались» до уровня депутатов городских органов самоуправления и пр.

Таким образом, процессы, происходящие в организованной преступности в нашей стране, обусловлены спецификой формирования преступной пирамиды и приобретают особенности, связанные с социально-экономической и политической ситуацией.

Организованная преступность как социальное явление была порождена негативными процессами в обществе. Общей причиной возникновения организованной преступности, как в нашей стране, так и за рубежом является - существование неудовлетворенных социальных потребностей, которые не могут быть реализованы легально или за счет возможностей официальной экономики. В разных странах они могут отличаться, носить антисоциальный, антиобщественный характер (наркотики, проституция, алкоголизм). Но могут быть связаны также с недостатками официальной экономики, которая не в состоянии удовлетворить обычные, повседневные потребности граждан в товарах народного потребления. И в этом отношении организованная преступность “представляет собой одну из характеристик общества, один из параметров, отражающих состояние социального организма, и порождается, следовательно, одними только социальными причинами”45.

2. Основные тенденции развития организованной преступности и ее общественная опасность.
Организованная преступность в структурном отношении представляет собой конгломерат организованных преступных групп, преступных организаций и сообществ различной структуры, масштабов и характера деяний. И в этом отношении она реализуется уже не только как угроза-фактор, угроза-процесс, но и как угроза-действие экономической безопасности государства со стороны преступных организаций и сообществ. Одни из них специализируются на каком-то одном виде преступлений, например, кражах автомобилей в странах Западной Европы и реализации их в СНГ, другие контролируют какую-то сферу деятельности, например, частную торговлю, проституцию, третьи - универсальны и занимаются совершением различных преступлений. Однако, несмотря на указанные различия, в развитии этого социального явления, представляющего угрозу экономической безопасности республики, достаточно четко прослеживается ряд тенденций.

Эти тенденции в странах СНГ, в том числе и в Республике Беларусь, имеют общие черты, непосредственно связанные со сходными социально-экономическими и политическими условиями развития. Это обусловливает общность проблем, стоящих перед правоохранительными органами, необходимость их взаимодействия и сотрудничества. Практика уже подтвердила правомерность такой постановки вопроса - то, с чем сталкивались правоохранительные органы, например, России, через некоторое время появляется и в Беларуси. Это касается и форм, методов совершения преступлений, и новых сфер заинтересованности преступных группировок, и интернационализации преступных сообществ.

В этой связи, все более актуальным становится прогнозирование тенденций развития организованной преступности с учетом изменяющихся социально-экономических условий, выявления причин и предпосылок, которые могут способствовать разрастанию организованной преступной деятельности. Только на этой основе возможно обеспечить четкую организацию работы правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, выявление и пресечение преступной деятельности, защиту общества от разгула преступности.

Тенденции и перспективы трансформации организованной преступности в современных условиях в немалой степени связаны с тем, что Республика Беларусь переживает период преобразований во всех сферах жизнедеятельности.

В качестве основных тенденций развития организованной преступности следует выделить:


  • возрастание криминального профессионализма, усиление противодействия правоохранительным органам;

  • широкое распространение корыстной мотивации преступлений;

  • рост вооруженности и технической оснащенности преступных формирований;

  • проникновение в легальную предпринимательскую деятельность, распространение своего влияния на новые сферы, особенно в финансово-кредитную сферу;

  • переход от создания организованных преступных групп к формированию преступных сообществ, интернационализация организованной преступности;

  • формирование преступных сообществ на основе принципа этнической принадлежности;

  • совершенствование механизмов легализации ("отмывания") средств, приобретенных в результате преступной деятельности;

  • все более разрастающееся использование коррупции для создания благоприятных условий для преступной деятельности как промысла.

Рассмотрим эти тенденции более детально.

1.Возрастание криминального профессионализма, усиление противодействия правоохранительным органам явилось результатом ряда процессов, затронувших как правовую, социальную так и психологическую сферу. В частности, изменение законодательства в странах СНГ после развала Союза шло с опозданием, правоохранительные органы не имели правовых оснований для борьбы с организованной преступностью. Это позволило преступному миру сформировать атмосферу беспредела и безнаказанности, способствовало расширению масштабов совершаемых преступлений и повышению преступного мастерства.

Под давлением оппозиции, боровшейся за власть, правоохранительные органы были «выведены из строя», начался процесс оттока кадров. Увольнявшиеся сотрудники зачастую привлекались на службу в преступные группировки, привнося свои знания для организации противодействия работе правоохранительных органов.

Усиливается гибкость входящих в преступную сеть организаций, особенно тех, которые функционируют в сфере экономики. Вследствие того, что такие организации чрезвычайно подвижны и не имеют жесткой структуры, зачастую включают целую сеть подставных фирм, фирм-однодневок они способны быстро реагировать на меры, принимаемые правоохранительными органами. Вместо одной фирмы, попавшей в поле зрения правоохранительных органов, создается ряд других. Пирамидальная структура, которую имеют большинство преступных организаций, сохраняется, поскольку она оберегает главарей и скрывает их связь с конкретными преступными деяниями, а непосредственные исполнители даже в виде хозяйственных структур - заменяются. Их деятельность все больше характеризуется изощренностью и гибкостью, их организационные структуры демонстрируют жизнестойкость и эффективность в управлении, они прибегают к помощи специалистов, внедряют все более изобретательные методы контрабанды и других видов преступной деятельности.

2. Нерегулируемый правом процесс перехода к рыночным отношениям, криминализация общества, экономический кризис и резкое снижение уровня жизни многих слоев населения республики и одновременное обогащение его незначительной части, недостаточная разработанность законодательной базы по борьбе с преступностью, особенно организованной, правовой нигилизм и неэффективная реализация принципа неотвратимости наказания обусловили такую тенденцию как широкое распространение корыстной мотивации преступлений. Эти процессы характерны для всех регионов, как республики, так и стран СНГ.

3. Растет вооруженность преступных формирований, в том числе автоматическим оружием, чему способствуют вооруженные конфликты на территории СНГ, облегченный пограничный и таможенный контроль на границе с государствами Содружества, ненадлежащий контроль в вооруженных силах за хранением и перемещением огнестрельного оружия. Это в свою очередь вызывает усиление агрессивности, дерзости совершаемых преступлений и противодействия сотрудникам правоохранительных органов. Моральный террор, страх снижает сопротивляемость жертв, подрывает авторитет правоохранительных органов. Анализ событий в республике и за ее пределами дает основания полагать, что указанная тенденция сохранится в ближайшие годы и может привести к преобладающему влиянию криминальных структур в различных сферах государственной и общественной жизни.

Техническая оснащенность, превышающая зачастую возможности правоохранительных органов по средствам связи, транспорта и т.д., позволяет организованным преступным формированиям совершать преступления с использованием телекоммуникаций, проникать в компьютерные сети банков, квалифицировано подделывать документы и пр.

4. Преступные организации активно проникают в легальную предпринимательскую деятельность, стремятся распространить свое влияние на новые сферы, успешно совмещают совершение насильственных преступлений, в основном вымогательства, с законным бизнесом. Используя подкуп и угрозы, вовлекают в свою деятельность руководителей промышленных предприятий для получения доли в производстве или доступа к фондам. В ряде случаев им удается получить контроль над фирмой или предприятием.

Лидеры организованной преступности стремятся монополизировать наиболее доходные незаконные операции. Под контролем их практически открыто функционирует сеть коммерческих предприятий и организаций, сориентированных на незаконное обогащение. Одним из наиболее опасных для Беларуси видов организованной преступной деятельности стали контрабанда и незаконные экспортные операции. Дельцы от организованной преступности, прикрываясь вновь созданными коммерческими структурами — малые и совместные предприятия, торговые дома, биржи, коммерческие банки и т.п., совершают крупномасштабные сделки, результатом которых является вывоз за пределы республики черных, цветных, редкоземельных металлов, нефтепродуктов, сырья для различных производств, технологий (в том числе так называемого двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники), валютных ценностей, продуктов питания, культурных и исторических ценностей, чем наносится невозместимый ущерб экономическим интересам Беларуси.

Представители организованной преступности стремятся проникать в окружение должностных лиц высших органов государственной власти и управления, в депутатский корпус, таким образом, получая возможность влиять и на формирование политики государства. В условиях экономического кризиса идет активное слияние легального и нелегального бизнеса.

В республике развивается негосударственный сектор экономики, и организованная преступность стремится взять этот процесс под свой контроль. В настоящее время в республике деятельность ряда предприятий негосударственного сектора экономики контролируется группами, возглавляемыми авторитетами преступного мира и подпадающими под признаки организованных. Путем шантажа и угроз руководителям предприятий, коммерческих фирм и частным предпринимателям представители этих группировок добиваются согласия на выдачу им определенных сумм в порядке оплаты за т.н. "крышу", т.е. защиту от посягательств на такую же мзду со стороны другой группировки. Причем существует дифференциация ставок в зависимости от продолжительности существования фирмы, ее финансового положения. Большинством мелких и средних предприятий оплата производится наличными, как правило, теми из них, деятельность которых не всегда согласуется с действующим законодательством. Крупные фирмы и предприятия, работающие в рамках действующих законов, оплату, как правило, производят путем безналичных перечислений по фиктивным договорам на счета фирм, предлагаемых вымогателями. В отдельных случаях оплата производится путем передачи преступникам автомобилей, материальных ценностей или оформления на работу предлагаемых людей и выплаты "заработной платы" за выполненную, якобы, работу.

В тоже время предприятия негосударственного сектора, в своем большинстве, становятся питательной средой для быстрого роста различных преступных групп и сообществ, целью которых является получение любыми путями максимальной прибыли и накопление первичного капитала. Такие преступные группы становятся, в свою очередь, объектом контроля со стороны организованных преступных сообществ или основой для создания формирования новой преступной организации, первоначально экономического профиля, но с перспективой трансформации в классическое организованное преступное формирование, использующее насильственные методы для решения экономических вопросов. В сфере экономики рост групповой преступности, которая может послужить основой для расширения масштабов организованной преступности, достигает 30-35% в год. Для совершения экономических преступлений антиобщественные элементы консолидируются наиболее активно. Объединяясь по родственному принципу или на основе дружеских связей и общих целей, регистрируют на членов образованных групп ряд малых предприятий, ООО, кооперативов, создают совместные с инофирмами предприятия, деятельность которых направлена на извлечение сверхдоходов путем сокрытия налогов, заключения фиктивных договоров. Создаются замкнутые цепочки из нескольких предприятий, в которых одни с использованием фиктивных договоров получают банковские кредиты, другие "родственные" фирмы используют их не по назначению. Получаемая прибыль распределяется между участниками на условиях предварительной договоренности. Выявление таких фактов сопряжено с определенными трудностями в связи с круговой порукой участников и, как правило, возможно, только в случаях возникновения конфликтов между ними или скрупулезной проверки документальных материалов налоговыми инспекторами.

Преступными формированиями созданы или вовлечены в свою деятельность малые предприятия и частные предприниматели, которые осуществляют бестоварные операции, перекачивая полученные криминальным путем деньги на "нужные" счета. Часть денег обналичивается и используется на содержание целых команд рэкетиров и вышибал, обеспечивающих непрерывное поступление денег. Иными словами, реализуется тенденция в развитии преступных сообществ - приобретение экономической «крыши».

Отсутствие четкой нормативной базы, регулирующей деятельность банков, налаженной системы контроля и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности субъектов привлекает к финансово-кредитной сфере внимание "теневого" бизнеса, преступных группирований, стремящихся "отмыть" незаконно нажитые средства, различных дельцов, пытающихся использовать существующую ситуацию для накопления первичного капитала. Нарушения в финансово-кредитной сфере, совершаемые организованными преступными формированиями, имеют тенденцию к росту, как в количественном отношении, так и в разнообразии своих форм и методов, вследствие чего государству наносится существенный экономический и политический ущерб.

Так, значительный ущерб экономике республики наносит деятельность лиц, занимающихся скупкой и перепродажей валюты, которая контролируется организованными преступными формированиями. Незаконные операции с валютой искусственно создают условия для завышения курса свободно конвертируемой валюты по отношению к расчетному билету Национального банка Республики Беларусь, чем и обеспечивается возможность получения постоянного высокого незаконного дохода. Лица, сделавшие этот "промысел" источником доходов, представляют собой организованные, сплоченные группы, которые берут под контроль попытки одиночек, пытающихся приобщиться к этому бизнесу. Эти группы регулируют курс СКВ на теневом валютном рынке, передают еженедельно через старших своих групп (т.н. бригадиров) ту или иную сумму в долларах, в зависимости от места работы, авторитетам преступного мира, пополняя таким образом "общак". По мнению экспертов ежедневная выручка этих групп составляет около 200 тысяч долларов. Таким образом, в бюджет государства не поступают значительные суммы денег.

5. В современных условиях отмечается тенденция перехода от создания организованных преступных групп к формированию преступных сообществ, интернационализации организованной преступности, то есть, расширение масштабов деятельности, выход на дальнее зарубежье.

Преступные организации все шире разворачивают трансграничные операции не только по причине изменения конъюнктуры рынка, но и для того, чтобы уклоняться от встреч с правоохранительными органами. Различие систем уголовного правосудия и правоохранительных органов в разных странах означает, и разную степень риска для преступных элементов. Поэтому преступные организации стремятся обосноваться в районах наименьшего для себя риска, где чувствуют себя относительно недосягаемыми для правоохранительных органов. Оттуда они занимаются поставками нелегальных товаров и услуг на те рынки, где можно извлекать максимальную прибыль.

Транснациональные операции позволяют преступным организациям изыскивать условия проникновения на выгодные рынки и получать доступ к ним. Доходы от преступной деятельности они также направляют по каналам мировой финансовой системы, используя для этого, в основном, "налоговые убежища" и центры банковской деятельности с относительно мягким регулированием. Такая деятельностъ приобретает весьма значительные масштабы, что позволяет говорить о появлении так называемых "транснациональных преступных организаций", то есть, - организованных преступных групп, включающих в себя представителей одной или нескольких стран и действующих на территории нескольких иностранных государств с благоприятной рыночной конъюнктурой. Такие организации врастают в уже сформировавшиеся в мире преступные сообщества и могут занимать в них ключевую роль, например, в производстве и торговле наркотиками.

В последнее время отмечается тенденция развития связей преступных формирований Республики с преступными сообществами, действующими в других государствах СНГ и за его пределами. Завершение раздела зон влияния между преступными формированиями в республике привели к поиску новых сфер преступной деятельности, перенесению её за пределы Беларуси, усилению связей с действующими там преступными сообществами, что придает им выраженный транснациональный характер.

6. Преступные сообщества на основе и за счет усиления миграции и образования сети этнических диаспор в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья все чаще формируются по признакам этнической принадлежности. Если ранее преступные группировки образовывались по «интернациональному» принципу, то сегодня преобладающей стала тенденция создания «мононациональных» структур. Такие структуры становятся источником пополнения рядов транснациональных преступных сообществ, базирующихся в той или иной стране, которые могут использовать в своих интересах национально-патриотические чувства диаспоры. Таким примером может служить «русская мафия», распространившая свою деятельность на многие страны, в том числе на США, которая поддерживает широкие международные связи и активно занимается самой разнообразной преступной деятельностью, например, незаконным оборотом наркотиков, подделкой кредитных карточек, вымогательством и налоговым мошенничеством.

7. В последнее время все явственнее стала проявляться тенденция, дальнейшего совершенствования механизма легализации («отмывания») средств, приобретенных в результате преступной деятельности. В этих целях лидеры формирований криминальной направленности и авторитеты уголовного мира используют все более изощренные способы, создают фирмы и малые предприятия, занимающиеся торгово-посреднической деятельностью, приобретают или забирают за долги производственные предприятия, принадлежащие частным лицам, строят коттеджи или приобретают другую недвижимость. Как правило, документы оформляются на подставных лиц, не участвующих в преступной деятельности.

Организованные преступные группы значительное внимание уделяют приватизации имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности. С учетом того, что объекты приватизируются, в основном, на условиях выкупа трудовыми коллективами арендуемых предприятий (только в отдельных случаях приватизация осуществляется на условиях аукционной продажи) и трудовые коллективы пользуются льготами при выкупе предприятия (скидка в 20% от оценочной стоимости), лидеры ряда преступных групп пытаются вступить в сговор с руководителями магазинов и мелких предприятий, предлагая выкупить объекты хозяйствования на выгодно лично для них условиях.

8. Все более разрастается использование коррупции для создания благоприятных условий, в которых организованные преступные группы могут осуществлять свою деятельность при относительно низком риске вмешательства со стороны правоохранительных органов. Практически все группы пытаются вовлечь в преступные махинации должностных лиц органов власти и управления, правоохранительных органов, способных оказывать помощь в корректировке экономических отношений в интересах криминальной среды, материальном обеспечении сделок, юридической проработке способов уклонения от ответственности. Известно, что до двух третей преступно добытых средств использовалось организованными преступными группами на подкуп должностных лиц. Сегодня подкуп разнообразится по формам и способам осуществления - здесь и оплата загранкомандировок чиновникам, обучения их детей в коммерческих вузах, устройство родных в качестве соучредителей в предпринимательские структуры и пр.

Организованная преступная деятельность и связанная с ней коррупция распространяется в органах власти и управления, на предприятиях и организациях, Вооруженных Силах и Погранвойсках, таможенных и контролирующих органах. Располагая крупными денежными суммами, преступные организации стремятся подкупить и поставить себе на службу служащих государственного аппарата высокого уровня.

Таким образом, в целом тенденции развития и трансформации организованной преступности характеризуются поиском новых преступных форм и методов деятельности, проникновением в различные сферы государственной и общественной деятельности. Все это значительно затрудняет эффективное выполнение задач по выявлению и пресечению организованных преступных проявлений, устранению негативных последствий их деятельности в обществе. В тоже время эти аспекты существенно усиливают негативные социально-экономические и политические последствия разрастания организованной преступности.

В общем плане общественная опасность организованной преступности проявляется в том, что:



  • одновременно наносится вред многим разнородным группам общественных отношений: в сфере экономики и финансов, управления и правоохранительной деятельности, в социальной сфере и т.д.;

  • в орбиту преступной деятельности включается значительный круг лиц, начиная с антиобщественных элементов и заканчивая депутатами, руководителями субъектов хозяйствования различных форм собственности и ответственными работниками правоохранительных органов;

  • резко возрастают последствия вреда, причиненного традиционными преступлениями: хищениями, рэкетом, контрабандой, наркобизнесом и пр.;

  • появляются все новые виды противозаконного, антиобщественного поведения, формируются коррумпированные механизмы принятия управленческих решений и способы обогащения.

Иными словами, общественная опасность организованной преступности заключается, прежде всего, в воздействии ее на личность, общество и государственные структуры, в комплексе крайне негативных последствий ее существования, в подрыве экономической безопасности личности, общества и государства. Она имеет тенденцию к расширенному воспроизводству, - поражая все новые и новые сферы социальной жизни и экономического механизма, ущемляя права и свободы личности, создавая параллельные нелегальные, властные структуры и тем самым уже сама создает необходимые условия для своего существования и развития.

Высокая степень общественной опасности организованной преступности состоит в том, что:

Во-первых, в наших условиях она, прежде всего, проникает в сферу экономики, подрывая ее изнутри, создает трудности (например, дефицит, усиливает инфляцию) для функционирования хозяйственного механизма, нарушает ритм работы отдельных звеньев вплоть до отраслей народного хозяйства. Проникая в сферу приватизации и предпринимательской деятельности, организованная преступность способна оказать существенное влияние на основные направления развития экономической реформы. Еще в период становления теневой экономики корыстной преступностью оказались пораженными целые отрасли народного хозяйства - государственная торговля, общественное питание, система заготовки и переработки хлопка, бытовое обслуживание населения и др.

С одной стороны, организованная преступность паразитирует на недостатках официальной экономики. Еще в период начала перестройки теневики активно использовали дефицитность нашей экономики, организуя те производства, продукция которых пользовалась повышенным спросом у населения. Но даже с ростом объемов производства той или иной продукции, дефицит сохранялся и даже усиливался, причем сознательно и искусственно. То есть, с другой стороны, - недостатки экономического развития усиливаются самой деятельностью преступных сообществ. В этих целях осуществляется противодействие развертываемым в ходе реформ новейшим организационно-экономическим формам, консервация бюрократических начал в хозяйственном управлении, деформация сути или механизма новой системы рыночных отношений. К примеру, создание системы коммерческих банков, финансовых, страховых и трастовых кампаний используются преступными сообществами для: организации хищений в крупных размерах - фиктивные авизо, продажи необеспеченных акций (например, АО МММ в России и аналогичные финансовые пирамиды в Беларуси), незаконного получения кредитов, перевода безналичных средств в наличные и их хищение. Процесс приватизации работает на "перекачку" государственной собственности в предпринимательские структуры и т.д. В результате сотни миллиардов рублей уплывают в руки организованной преступности.

Очень своеобразно, в плане негативного влияния на экономическое развитие, воздействие организованной преступности на инфляционные процессы. С одной стороны, массовые хищения, в том числе и мелкие, способствуют опустению прилавков, пополняют товарами теневой рынок, тем самым изымают денежные средства из официального обращения и обеспечивают их неконтролируемый государством и банковской системой оборот. Ускорение оборачиваемости денежных единиц на неофициальном рынке создает возможность повышения цен при той же самой денежной массе - то есть, создает инфляцию в теневой сфере. Реакция официальной торговли сводится к выравниванию цен на аналогичную продукцию и тем самым раскручивается инфляционная спираль в "световой", официальной экономике. Рост цен при необходимости обеспечения социальной защиты населения заставляет государство увеличивать заработную плату, выпуская в обращение дополнительную денежную массу, часть которой опять появляется на теневом рынке и вновь повышает инфляционный рост цен. С другой стороны, обналичивание средств предприятий, коммерческих структур, легализация теневых капиталов, нецелевое использование кредитов (не на развитие производства, а через обналичивание на закупку товаров народного потребления), осуществляемые теневиками, в непредсказуемых размерах увеличивают наличный денежный оборот и рост инфляции. Даже ускорение оборачиваемости денег при неизменном, а фактически - при сокращающемся, выпуске товаров, сопутствующее посредническим, коммерческим сделкам (чаще всего - многоходовым), равносильно выпуску денег в обращение без товарного покрытия. Наконец, косвенно "работающим" на инфляцию фактором следует рассматривать сокрытие от налогообложения разного рода нелегальных доходов (наличие практически в каждой коммерческой структуре "двойной" бухгалтерии - выплата зарплаты по ведомости и в конверте). Госбюджет лишается части поступлений, соответственно усиливается его дефицитность, провоцируется "перегрев" печатного станка.

Во-вторых, проникновение организованной преступности в экономику создает ей возможности для воздействия на общественное развитие, изменения социально-психологических и нравственных установок в обществе путем привлечения определенных политических сил, способов и методов в целях обеспечения своих корыстных экономических интересов. Например, как только в ходе демократических преобразований в ряде бывших союзных республик были затронуты интересы структур, кланов, имеющих экономические, торговые позиции, так сразу же нарастающий протест населения под прикрытием перестройки был переведен этими группами, использовавшими уголовную среду, в русло разрушительных межнациональных конфликтов (Новый Узень, Ош, Душанбе). В других условиях, организованная преступность предпочитает действовать иными методами - спонсируя социальные программы, подкупая подачками население в периоды предвыборных кампаний для продвижения «своих» кандидатов в депутаты.

В-третьих, нацеленность организованной преступности на использование мощи государственной власти реализуется через посягательство на государственный аппарат за счет его "разъедания" коррупцией и втягивания в преступную деятельность против интересов общества. Существенна и "отдача" от таких чиновников в получении лицензий, незаконной приватизации, "выбивании" кредитов и других льгот для организованной преступности. Население же видит постоянно повторяющийся популистский театр, озаглавленный "антикоррупционная борьба", заканчивающаяся после очередной победы на выборах. Наличие коррумпированных связей является дестабилизирующим фактором социально-экономических реформ, порождает падение морали, нравственности, недоверие народа к политической власти.

Особую опасность представляет коррупция в среде руководителей государственных предприятий, министерств, местных органов власти. Зачастую под влиянием или при содействии такого рода управленцев и чиновников осуществляются наносящие республике ущерб внешнеэкономические сделки. Аналогичные проявления отмечаются в кредитно-финансовой сфере и банковской деятельности. На незаконных сделках по переводу денежных средств, передаче сырья и материалов из государственных предприятий в частные руки, крупномасштабных банковских аферах, незаконных валютных операциях, уклонении от уплаты налогов создаются крупные состояния, немалая часть которых оседает за рубежом.

Подкуп сотрудников правоохранительных органов позволяет преступникам решать многие вопросы собственной безопасности, чрезвычайно затрудняет проведение внезапных операций против них.

В-четвертых, активизация организованной преступности обуславливает развитие всех негативных явлений в стране в экономической, социальной и других сферах. Отмечаемый статистикой рост самых разнообразных видов преступлений, характерен практически для каждого государства СНГ. Здесь и рост мелких и крупных хищений, и рост преступлений против личности, рэкета и вымогательств, краж и грабежей и пр. На этом фоне не так привлекает внимание населения коррумпирование чиновников, которому рост уголовных преступлений создает своеобразное прикрытие. Создавая общую, неустойчивую психологическую обстановку, разгул уголовной преступности отвлекает внимание и рассеивает силы правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью, "выводит" из этой борьбы население. Даже руководители предприятий и предприниматели не обращаются с заявительскими материалами в правоохранительные органы, ссылаясь на то, что при нынешней законодательной базе и возможностях последние не в состоянии защитить их от дальнейших посягательств со стороны криминальных структур.

В-пятых, организованная преступность существенно влияет на процессы социальной и имущественной дифференциации общества - рост богатства с одной стороны, которое формируется за счет других социальных групп, вызывает обстановку недовольства, недоверия, озлобления и агрессивности и как результат - рост преступности, психологическую установку на необходимость решения своих проблем своими силами за счет тех же мелких хищений, финансовых махинаций, нетрудовых доходов. Причем ориентацию на совершение преступлений приобретают представители самых разнообразных социальных групп, а не только тех, которые ранее считались наиболее опасными в криминогенном отношении. Еще по данным статистики бывшего СССР только среди участников организованных сообществ было 25 % лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием, 36 % составляли служащие. В связи с этим изменялись и морально-нравственные критерии оценки преступной деятельности.

Таким образом, общественная опасность организованной преступности реализовывалась и реализуется через механизм: нарушение условий экономического развития приводит к изменению стимулов занятия производственной деятельностью и использованию полулегальных источников доходов. На этой основе изменяются морально-нравственные критерии труда и уровня жизни, происходит противопоставление официальных и реальных политических установок, провозглашаемых принципов и повседневной политической, государственной деятельности и т.д. В конечном итоге ситуация изменяется таким образом, что становится возможной трансформация существующего общественно-политического строя, проведения экономических реформ, в которых сама организованная преступность принимает самое активное участие, обеспечивая не только перераспределение собственности, но и власти в свою пользу. Иметь коррумпированных чиновников-пособников в органах власти для организованной преступности уже мало, для создания благоприятных условий своего существования лучше лично взять власть в свои руки. Создается угроза самому государству и обществу, их экономической безопасности.

В связи с этим, для успешного решения задач борьбы с организованной преступностью как угрозы экономической безопасности личности, общества и государства необходимо использовать всю систему экономических, правовых, организационных и иных мер.



страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 ... страница 10 | страница 11

Смотрите также: