страница 1 страница 2 ... страница 9 | страница 10 Разработка стратегии
Введение
1. Эволюция подходов к разработке стратегии
2. Определение стратегических целей
2.1 Пространство стратегического выбора
2.2 Факторы формирования стратегии
2.3 Принципы формулирования стратегических целей
3. Формирование альтернативных стратегий
3.1 Зачем нужны альтернативные стратегии
3.2 Типология стратегий
3.3 Механизм формирования портфеля альтернативных стратегий
4. Выбор оптимальной стратегии
4.1 Критерии оценки стратегий
4.2 Рейтинг стратегий
5. Формулирование стратегии
5.1 Декомпозиция стратегических целей
5.2 Формирование системы стратегий
6. Устаревание стратегии
7. Список литературы
Введение
В модуле «Введение в стратегический менеджмент» мы описывали процесс стратегического менеджмента.
Этап стратегического менеджмента - Разработка стратегии
Данный модуль посвящен значимой части стратегического менеджмента - процедуре разработки стратегии, включающей в себя следующие этапы:
-
уточнение миссии, видения и целей и определение пространства для стратегического выбора;
-
выработка стратегических альтернатив;
-
стратегический выбор на основе сформулированных критериев;
-
формулирование стратегии.
Разработка стратегии компании является необходимым условием успешного развития в долгосрочной перспективе. Прежде всего, стратегические цели определяют направления развития компании. Немаловажно и то, что в ходе разработки стратегии в единое целое собирается миссия компании, цели, маркетинговая, инвестиционная, кадровая политика, то есть всем происходящим в организации процессам придается один вектор, что обеспечивает эффективное достижение стратегических целей.
Зачастую в компаниях к разработке стратегии относятся как к формальности, которая, занимая лишь часть рабочего времени, никак не связана с остальным рабочим процессом. Однако подобное отношение в корне неверно, поскольку сводит на нет весь смысл использования стратегий в работе той или иной компании. Поэтому максимально важно организовать процесс разработки стратегии таким образом, чтобы он не только не привел к появлению на свет «мертворожденного ребенка», но и предоставил каждому сотруднику компании возможность проявить себя в том или ином качестве.
Разработка стратегии должна осуществляться с учетом всей имеющейся информации о текущем и прогнозируемом положении компании, отрасли, в которой она работает, и прочих аспектов ведения данного бизнеса. Именно актуальные сведения о факторах, влияющих или могущих влиять на деятельность компании, обеспечивают надежность и компетентность стратегического выбора, осуществляемого в рамках стратегии.
Источники информации при разработке стратегии
Таким образом, обоснованные и квалифицированные стратегические решения подготавливают с учетом:
-
видения и практических навыков сотрудников компании, а также приглашенных специалистов
-
глубокого понимания тенденций развития рынков и отрасли, основанного на принципах доказательного менеджмента
-
анализа роли и влияния прочих заинтересованных в деятельности компании субъектов (государство, общество и проч.)
-
лучшей практики (российской, международной) и тщательного изучения текущего состояния отрасли
1. Эволюция подходов к разработке стратегии
|
«Жить - значит непрерывно двигаться вперед»
С. Джонсон
Эволюция – один из основных жизненных законов. Иногда эволюция занимает тысячелетия, иногда проходит очень быстро. Профессионализму тоже присущ эволюционный характер. С какой интенсивностью будет происходить процесс развития – иногда это выбор самого «эволюционирующего», но так или иначе, каждый руководитель проходит один и тот же путь. Эволюция может происходить постепенно или скачками, может задержаться на первом этапе развития или сразу перескочить на высшие этапы.
Законодатель современного менеджмента Генри Минцберг посвятил много лет изучению поведения руководителей бизнеса. Он выделил три варианта отношения руководителей к планированию деятельности компании: адаптивный, предпринимательский и плановый.
Адаптивный подход или планирование на основании опыта характеризуется корректировкой деятельности компании под воздействием внешних импульсов. Иначе говоря, это реакция на внешние раздражители. Возникла проблема – решаем ее. Ждем следующей. Упор делается на решение текущих проблем, а не на поиск новых возможностей. В связи с этим стратегия приобретает фрагментарный характер, движение вперед пошаговое. Такой образ действий типичен для многих крупных корпораций.
Предпринимательский подход основывается на личных качествах лидера, его глубоком понимании логики данного вида бизнеса и хорошем знании ситуации. Направления развития определяются одним человеком, акцент делается на возможностях, существующие проблемы вторичны. Процесс планирования при данном подходе, как правило, осуществляется интуитивно без использования специальных инструментов. Ярким примером такого типа является компания Microsoft, которая отражает видение процесса развития индустрии персональных компьютеров, присущее основателю компании Биллу Гейтсу.
Наконец, плановый подход к управлению компанией рассматривает деятельность компании как осознанный и контролируемый процесс. Планирование состоит как в активном поиске новых возможностей, так и в оперативном решении существующих проблем. В процессе принятия стратегических решений используется системный, комплексный анализ. На практике реализация этого подхода представляет собой совокупность планов, которые составляются исходя из того, что за планированием неизбежно последует воплощение намеченного в жизнь. Эта модель нацелена на достижение определенного положения в будущем и реализацию запланированного.
Сходная логика классификации справедлива и для принципов разработки стратегии. Каждый руководитель в процессе своей эволюции в качестве стратега обычно последовательно проходит путь от полного отрицания стратегического планирования к широкому интегрированному использованию данного инструмента в каждодневной деятельности организации.
Можно выделить три основных эволюционных этапа в отношении руководителя к разработке стратегии: адаптивный, интуитивный и формализованный.
Эволюция подходов к разработке стратегии
Этап первый. Именно с него, как правило, начинается развитие руководителя как стратега (к сожалению, слишком часто на этом этапе оно и фиксируется). Итак, вы лицом к лицу сталкиваетесь с проблемой. Это для вас обычный режим: возникла проблема – решили, ждем новой и снова решаем и снова ждем. Ваши «среднестатистические» проблемы носят оперативный характер и являются привычным атрибутом рабочего дня. Но сейчас вы находитесь лицом к лицу с проблемой абсолютно другой категории. Предстоит немедленно сделать выбор, который послужит базой для долгосрочного развития вашего бизнеса. Перед вами – стратегическая проблема. Интересно заметить, что вообще-то сегодняшняя «стратегическая проблема» еще позавчера была «стратегическим выбором» и терпеливо ждала вашего внимания. Но вы предпочли не заметить ее позавчера, поэтому сегодня она из «выбора» превратилась в «проблему». Вы, конечно, потратив тонны нервных клеток и ментальных усилий, решите ее. Вопрос: «насколько качественно»? Важно понимать, что уже с момента принятия ваше решение станет определять вектор долгосрочного развития бизнеса.
Этап второй. Возможно, вы добрались сюда, пройдя первый этап. После богатого опыта адаптивной разработки стратегии, у вас появляется некое интуитивное знание. Вы понимаете, что политика «реакции на настоящее» должна быть заменена политикой «управления будущим». Не исключено, что вы изначально находились на данном этапе. Так или иначе, сейчас вы признаете необходимость стратегического планирования. Однако признания необходимости – мало. Вам не хватает инструментария, ваши знания фрагментарны, у вас нет практических навыков. Что происходит? Вы разрабатываете стратегию. Разработка стратегии, как правило, основывается на вашем понимании закономерностей работы бизнеса и зачастую носит неформализованный фрагментарный характер. Вероятность принятия ошибочного решения в данной ситуации крайне высока.
Этап третий. Сегодня все большее число руководителей подходят именно к этому этапу. Это, безусловно, - их конкурентное преимущество. Формализованный подход сегодня является вершиной эволюции подходов к разработке стратегии. Он опирается на научную базу в виде различных методов анализа, моделей разработки стратегии, экономических, социологических и психологических наработок. Такая база обеспечивает наиболее полные и точные результаты работы по формулированию стратегии компании. Подход включает в себя как решение текущих проблем, так и планирование деятельности, и поиск новых возможностей развития. В крупных компаниях для повышения эффективности стратегического планирования создаются специальные отделы или привлекаются внешние консультанты. На этом этапе вы получаете объективную возможность самостоятельно выбирать и формировать «будущее» вашего бизнеса.
Основой подхода, предлагаемого данным модулем, является формализованный подход к разработке стратегии. Далее будут рассмотрены основные этапы и принципы разработки стратегии, позволяющие придать этому процесс четкость и обоснованность.
|
|
2. Определение стратегических целей
В чем предназначение организации? Каково ее будущее? Как спланировать будущее? Как определить цели компании? Как придать всем процессам, происходящим в компании, единый вектор? Ответы на эти вопросы – результаты разработки стратегии. В модуле рассматриваются основные инструменты одного из этапов стратегического менеджмента - разработки стратегии. В процессе разработки стратегии определяется направление развития компании, а также вырабатывается система достижения стратегических целей, собирающая в единое целое миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и т.п.
2.1 Пространство стратегического выбора
|
«Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется,
ни один ветер не будет попутным»
Сенека
Первым этапом разработки стратегии является выбор целей и стратегических ориентиров.
Это ключевые параметры желаемого состояния компании в будущем.
В каком состоянии бизнес и каковы его перспективы?
Как ведут себя на рынке мои конкуренты, и чего от них стоит ожидать?
Каких внешних и внутренних проблем следует опасаться?
В чем мое конкурентное преимущество (реальное или потенциальное)?
В чем ценность моих продуктов для потребителя?
|
На эти вопросы ответил стратегический анализ, и теперь мы имеем более четкие представления о внутренней и внешней среде компании.
Сейчас на основе полученной информации нам предстоит наметить стратегические направления развития компании. Первым шагом в этом направлении является уточнение миссии и видения будущего компании. Сформулированные миссия и видение очертят пространство для стратегического выбора.
Необходимо отметить, что нередко по результатам стратегического анализа, руководство компании приходит к выводу о полном изменении миссии и видения.
Так как подробно вопрос формулирования миссии и видения мы рассматривали в модуле «Введение в стратегический менеджмент», сейчас затронем лишь основные моменты.
Миссия – это краткая формулировка уникальной роли компании на рынке, отражающая смысл её существования. Это не только элемент стиля компании, это некая квинтэссенция сути ее существования. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы ее сущность, масштабы, отличия от конкурентов, перспективы и направления роста. При этом она фокусирует внимание на потребителе, а не на товаре, так как миссия определяется с учетом покупательских интересов, нужд и запросов, которые удовлетворяются бизнесом.
Чтобы разработать адекватную стратегию для определённого бизнеса, необходимо представлять себе (т.е. определить для себя) этот бизнес. Правильное определение бизнеса обычно требует принятия во внимание трех факторов:
-
Потребности покупателя, или что надо производить.
-
Группы покупателей, или для кого производятся товары.
-
Технологическое и функциональное исполнение, т. е. как (каким образом) удовлетворяются потребности покупателя.
Бизнес полностью определяется по трем конкретным показателям: в чем, как и чьи потребности удовлетворять.
Считается, что формулировка миссии должна быть яркой, лаконичной, динамичной конструкцией, удобной для восприятия (часто это бывает лозунг), и отражать следующие аспекты:
-
круг удовлетворяемых потребностей;
-
характеристика продукции предприятия и ее конкурентных преимуществ;
-
перспективы роста бизнеса.
Четко сформулированная миссия оказывает не только внешнее, но и внутреннее воздействие - воздействие на сотрудников компании, поддерживающее корпоративную культуру. Поэтому миссия индивидуальна и подходит только той компании, для которой она разработана.
Наличие миссии позволяет:
-
Собственникам договориться о направлении и приоритетах развития бизнеса;
-
Партнерам и поставщикам фирмы понять место, которое стремится занять фирма на рынке;
-
Сотрудникам фирмы почувствовать себя командой единомышленников, нацеленной на достижение успеха, ощутить свою значимость, получить моральные стимулы работы;
-
Потребителям продукции фирмы со вниманием и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их нужды и потребности, следить за продукцией фирмы;
-
Обществу в целом (в первую очередь в лице государственных органов) понять социальное предназначение компании.
Для миссии характерна продолжительная реализация.
Миссия может быть сформулирована в конце работы над стратегией, так как в процессе стратегического анализа и разработки стратегии, зачастую меняется представление о своем бизнесе и миссии.
Примеры миссии:
От копировальной техники к офису будущего («Xerox»)
Мы стремимся быть лидерами в инновациях, развитии и производстве самых наукоемких технологий («IBM»)
Обеспечение долгосрочного роста прибыли наших клиентов и акционеров, достижение максимальной отдачи на вложенный капитал ("ИФД КапиталЪ").
Оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений («Ведомости»).
Построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал - на работе и дома (Мобильные ТелеСистемы).
Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека («ЛУКОЙЛ»).
Организовать мировую информацию и сделать ее всесторонне доступной и полезной («Google»).
Совместная работа и жизнь для всеобщего блага («Canon»).
| |
страница 1 страница 2 ... страница 9 | страница 10
|