Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей и основной деятельностью подразделений компании. Компании необходимо иметь столько функциональных стратегий, сколько у нее основных направлений деятельности.

Термин "функциональная стратегия" относится к управленческому плану действий отдельного подразделения или ключевого функционального направления внутри определенной сферы бизнеса. Стратегия маркетинга компании, например, может представлять собой управленческий план по захвату части рынка в каком-либо виде деятельности.

Функциональная стратегия, хотя и является более узкой по сравнению с деловой стратегией, конкретизирует отдельные детали в общем плане развития компании за счет определения подходов, необходимых действий и практических шагов по обеспечению управления отдельными подразделениями или функциями бизнеса. Роль функциональной стратегии заключается в поддержке общей деловой стратегии и конкурентоспособности компании. Кроме этого, значение функциональной стратегии заключается в создании управленческих ориентиров для достижения намеченных функциональных целей фирмы. Таким образом, функциональная стратегия в производстве представляет собой план производства, содержащий необходимые мероприятия для поддержки деловой стратегии и достижения производственных целей и миссии компании.

Главная ответственность за формирование функциональной стратегии обычно возлагается на руководителей подразделений. При выполнении стратегии руководитель подразделения работает в тесном контакте со своими заместителями и зачастую обсуждает основные вопросы с главами других подразделений.

Если руководители функциональных направлений проводят свою стратегию независимо друг от друга или от руководителя хозяйственного подразделения, это открывает дверь для проведения в жизнь нескоординированных или конфликтных стратегий. Скоординированные и взаимодополняющие стратегии необходимы для успешной реализации деловой стратегии. Проще говоря, маркетинговая стратегия, производственная стратегия, финансовая стратегия и стратегия работы с персоналом должны быть взаимоувязанными между собой, а не только преследовать свои достаточно узкие цели.

Координацию функциональных стратегий лучше осуществлять на стадии обсуждения. Если нескоординированные функциональные стратегии передаются руководству для окончательного одобрения, то обязанность руководителя — определить несоответствие и устранить их.


Операционная стратегия

Операционная стратегия относится к еще более конкретным стратегическим инициативам и подходам в руководстве ключевыми оперативными единицами (заводами, отделами продаж, центрами распределения) при решении ежедневных оперативных задач, имеющих стратегическую важность (рекламные кампании, закупка сырья, управление запасами, профилактический ремонт, транспортировка).

Операционные стратегии определяют, как управлять ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, центрами распределения), а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (покупка материалов, управление запасами, ремонт, транспортировка, рекламные кампании).

Операционные стратегии, несмотря на меньший масштаб по сравнению со стратегиями более высокого уровня, дополняют и завершают общий бизнес-план работы компании. Главная ответственность за разработку операционных стратегий ложится на руководителей среднего звена, предложения которых должны быть рассмотрены и приняты вышестоящим руководством.

Несмотря на то, что операционная стратегия является основанием пирамиды разработки стратегии корпорации, ее важность не должна быть принижена. Например, провал одного завода при реализации стратегических задач по достижению заданного объема производства, уровня себестоимости продукции и качества может снизить показатели всей компании по продажам и получению прибыли и внести сумятицу в общие стратегические действия по созданию положительного образа фирмы в глазах клиентов. Нельзя принижать важность стратегических действий, принимаемых на том или ином управленческом уровне.

Менеджеры среднего звена управления — составная часть команды по разработке стратегии корпорации. Поэтому многие производственные звенья имеют стратегически важные для всей корпорации задачи и необходимо иметь стратегические планы на местах, чтобы достичь цели всей компании. Региональному менеджеру необходима стратегия, адаптированная к особенностям ситуации в регионе и стоящим перед ним целям. Менеджеру по производству необходима стратегия, взаимосвязанная с целями предприятия, сформулированными в рамках общего плана действий, и с любыми стратегически близкими проблемами, которые существуют на предприятии. Менеджеру по рекламе необходима стратегия, обеспечивающая максимальную аудиторию для проведения рекламных мероприятий, но в рамках заданного бюджета.

Следующих два примера иллюстрируют, как операционная стратегия поддерживает стратегии более высокого уровня.


1. Компания с деловой стратегией, ориентированной на низкие цены и большой объем производства для снижения издержек производства, предпринимает широкомасштабные усилия по повышению производительности труда на 10%. Цели повышения производительности труда для функциональных подразделений сформулированы следующим образом:

  • менеджеру по набору персонала проводить стратегию, направленную на повышение качества тестирования кандидатов для выявления среди них наиболее мотивированных и квалифицированных

  • менеджеру по информационным системам усовершенствовать систему информационного обмена между служащими предприятия с целью повышения продуктивности их работы

  • менеджеру по кадрам при определении вознаграждения и премий учитывать интенсивность работы и конечные результаты деятельности каждого работника

  • менеджеру по продажам разработать программу, обеспечивающую новую эффективную и быструю технологию продаж с более низкими издержками обращения




2. Дистрибьютор сантехнического оборудования считает быструю поставку и точное выполнение заказа краеугольным камнем в работе с клиентами. Для реализации этой стратегии управляющий складом должен:

  • развивать стратегию управления запасами, позволяющую 99% заказов формировать без дополнительной закупки каких-либо компонентов;

  • обеспечить такую работу персонала склада, чтобы каждый заказ выполнялся в течение 24 часов.

В предыдущих разделах подчеркивалось, что стратегический план организации есть совокупность стратегий, выработанных различными менеджерами, на различных уровнях организационной иерархии. Чем крупнее предприятие, тем больше источников формирования стратегий. И только тогда, когда менеджеры смогут объединить стратегии, выработанные на различных уровнях в одну связанную и последовательную систему, можно говорить о полноте предпринятых усилий по формированию стратегий. В идеале границы всех частей и пластов стратегий должны плотно соприкасаться друг с другом, как у игрушки "пазл" (мозаика).

Если цели и стратегии высшего уровня управления не соответствуют целям и стратегии более низких уровней, то это аналогично ситуации, когда каждый уровень иерархии имеет свои собственные цели и выполняет стратегию самостоятельно.

Объединенные цели и стратегии не смогут быть разработаны там, где каждый менеджер обладает абсолютной независимостью. Действительно, менеджерам функционального и операционного уровней вменено в обязанности самим изобретать систему действий и стратегические методы, которые повлияют на достижение целей компании и повысят эффективность ее деловой стратегии.

Процесс гармонизации целей и стратегий от отдела к отделу и от уровня к уровню может оказаться очень утомительным, требующим многочисленных собраний и согласований, ежегодных пересмотров стратегий или их окончательного одобрения, что займет месяцы, а иногда даже и годы для достижения консенсуса в организации. Политика достижения консенсуса и борьба за объединение усилий всех менеджеров и отделов, концентрация этих усилий на деятельности, способствующей росту компании, всегда сталкивается с большими проблемами.

Функциональные менеджеры часто заинтересованы в выполнении того, что наиболее важно для их сферы, в создании своих собственных "империй", направляя на это свою энергию и влияние, вместо того чтобы работать в команде с другими менеджерами и проводить единую политику на базе общей деловой стратегии фирмы. В результате для функциональной сферы проще поддерживать стратегии конфликта, заставляя генеральных менеджеров тратить много сил и времени на поиск компромиссов и создание единого мнения по вопросам стратегии.



 



6. Устаревание стратегии


Убедительные конкретные доказательства в пользу того, что возникла потребность смены стратегии, редко появляются достаточно рано, чтобы на основе этой информации можно было эффективно действовать. Почему? Слишком часто информация и свидетельства, идущие от рынка, отражают то, что уже (а иногда и очень давно) произошло. Доклады о доле рынка, например, обычно дают понимание серии решений, принятых годы назад, т.е. крайне мало ценной информации по поводу того, какой выбор следует сделать сегодня и какие решения принять.

Поэтому компаниям нужно быть готовым предпринять действия, прежде чем знаки станут очевидны, т.е. еще только проявляются когда первые сигналы «устаревания» бизнес-модели и стратегии. Особенно пристальное внимание компании должны уделять трем вещам: разрыву в росте, признакам «перелета» и появлению прорывов на смежных рынках.



Сигнал 1: Разрыв роста

Проще всего описать разрыв роста можно как разницу между тем, куда компания движется, и тем, куда она хотела бы двигаться на самом деле. В рамках стратегического планирования в можно наблюдать разрыв между выручкой и прибылью от текущего бизнеса и новых продуктов или услуг, находящихся в процессе разработки, и стратегическими целями компании. Есть ли разрыв между целями и оценками? Представьте, что произойдет с ним через три, пять и десять лет. Если разрыв покажется вам действительно пугающим – это верный знак того, что либо ваша стратегия не соответствует реалиям рынка и бизнес-среды и ее пора менять, либо Ваш менеджмент не справляется с реализацией поставленных перед ним задач. Проведение такого анализа не сложно, когда вы находитесь внутри компании и обладаете полным доступом к планам по продуктам, прогнозам и другим формам детальной финансовой информации

Начать можно с того, чтобы понять, какой уровень роста заложен в стратегии компании. Для этого нужно просто посмотреть на документы, которые определяют стратегические цели вашей организации. После чего следует сравнить его с маркетинговыми и финансовыми прогнозами реального развития бизнеса.

С этими данными вы сможете провести собственную оценку. Разумно ли предположить, что текущий продуктовый портфель компании «доставит» ее туда, куда она намерена попасть (это особенно хорошо работает в связке с двумя сигналами, которые мы обсудим ниже)?

Также внимательно наблюдайте за изменениями в темпах роста выручки. Снижение темпов может предвещать надвигающийся разрыв роста. Опыт Oracle является хорошим примером. Выручка компании росла в среднем на 30% между 1995 и 1999 годами. Затем в 2000 году рост снизился до 15 процентов. Хотя такие темпы относительно высоки, замедление явилось первым признаком сдвигов на рынке. Рост Oracle в следующем году снизился до 7 процентов, после чего два года подряд продажи падали. Выручка в 2004 финансовом году наконец вернулись на уровень 2000 года.

Есть также более сложные способы обнаружить разрыв между тем, что у компании есть, и тем, что ей нужно. Но для малого и среднего бизнеса удобнее пользоваться простыми показателями экономической статистики и теми элементарными выводами, которые подсказывает здравый рассудок. Заметим, что любому владельцу бизнеса нужно в первую очередь заботиться о том, чтобы у его компании было достаточно продуктов, которые могут гарантировать адекватные результаты в ближайшие 3-5 лет, что даст хорошую возможность начать обдумывать альтернативные пути роста и «лавировать» в изменяющихся условиях рынка.


Сигнал 2: «Перелет» при запуске

Когда компания страдает от «перелетов» - это является вторым индикатором того, что требуется изменение стратегии. «Перелет» означает, что компания разрабатывает и выводит на рынок инновации и новые продукты гораздо быстрее, чем потребители способны осознать выгоды от этих инноваций. Поэтому компании предлагают потребителям продукты и услуги «слишком совершенные» (и слишком дорогие) для проблем, которые потребители пытаются решить.

Укажем несколько основных признаков перелета.



  • Рынок прохладно реагирует на характеристику или улучшение, над которой компания работала много лет

  • Специалисты по продажам компании жалуются, что «клиенты сильно давят на нас, чтобы мы снизили цену»

  • Компания уступает более дешевым конкурентам «не нужный ей» рынок

  • Происходит резкое снижение цен или прибыли в данном сегменте рынка

Такие сигналы указывают на одно: клиенты не ценят ваши инновации так, как вы предполагали.

Проведение анализа на предмет «перелетов» может быть не просто, поскольку сложно собрать определенную информацию, указывающую, что произошел именно «переле»т. Обычно до компаний доходят смешанные сигналы, и их интерпретация требует интуиции и экспертного мнения менеджмента.

Учитывая подобную двусмысленность, посмотрим на проблему под несколькими углами. Конкретный анализ может включать:


  • Анализ рыночной информации с целью увидеть, снижаются ли цены и маржа в конкретном сегменте, или могут ли компании поддерживать премиальные цены на новые продукты.

  • Создание кривых замещения, чтобы определить темпы, которыми конкуренты с относительно дешевыми и простыми решениями сокращают разрыв с вами.

  • Интервьюирование клиентов с целью выделить направления, в которых им не требуется дальнейших улучшений.

  • Изучение обзоров продуктов в отраслевых журналах в поиске указаний на то, что важные ранее характеристики становятся все менее значимы.

В случае с Oracle признаки «перелета» были очевидны на протяжении нескольких лет. Сильно потратившись в предыдущие годы, компании проявляли все меньше желания проводить апгрейд своего программного обеспечения, растягивая существующие продукты на максимально долгое время. Некоторые клиенты даже обратились к простым, дешевым решениям, предлагаемым компаниями, такими как Salesforce.com из Сан-Франциско.

Сигнал 3: Прорывы



страница 1 ... страница 6 | страница 7 | страница 8 страница 9 страница 10

Смотрите также: