страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 | страница 10
5. Формулирование стратегии
В чем предназначение организации? Каково ее будущее? Как спланировать будущее? Как определить цели компании? Как придать всем процессам, происходящим в компании, единый вектор? Ответы на эти вопросы – результаты разработки стратегии. В модуле рассматриваются основные инструменты одного из этапов стратегического менеджмента - разработки стратегии. В процессе разработки стратегии определяется направление развития компании, а также вырабатывается система достижения стратегических целей, собирающая в единое целое миссию компании, цели, маркетинговую концепцию, инвестиционную политику, кадровую стратегию и т.п.
|
|
5.1 Декомпозиция стратегических целей
После определения стратегической цели (целей) компании необходимо разложить ее на более мелкие, то есть декомпозировать на разные уровни компании. Декомпозиция - разложение основных целей на структурные образования без утраты смысла целого. Цели устанавливаются сверху вниз:
-
Цель компании (корпоративная стратегия)
-
Цели подразделений компании (функциональные стратегии)
-
Цели отделов (стратегии бизнес-единиц)
-
Цели сотрудников (индивидуальные стратегии).
Таким образом, все цели организации должны составлять единую систему.
Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей отдельных сотрудников. Так, все процессы, происходящие на разных уровнях организации сонаправлены на достижение единой цели – цели компании.
Идеальный вариант иерархии целей
Одним из распространённых методов декомпозиции является построение «дерева целей» (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление. М., 2005).
Дерево целей – это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель ("вершина дерева"); подчиненные ей цели первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева").
Дерево целей
В качестве методологической основы декомпозиции целей полезно использовать МЕСЕ. Принцип МЕСЕ предназначен для того, чтобы структурировать мышление предпринимателя с максимальной полнотой и ясностью (и с минимумом неточностей). Использование МЕСЕ при составлении списка пунктов, описывающих важнейшие аспекты имеющейся проблемы, позволит избежать неполного или неструктурированного списка и практически на 100% «застрахует» от необходимости возвращаться к списку снова.
МЕСЕ позволяет понять, все ли аспекты единого целого разделены и четко определены? Если это так, то вы добились взаимной исключительности. Взгляните еще раз. Все ли аспекты следуют один за другим (логично)? При этом подумали ли вы обо всех аспектах? Все ли аспекты при суммировании образуют единое целое (которое мы подвергаем «разложению»). Если и это так, значит, ваши пункты совместно исчерпывающие. Это и есть подход MЕСЕ.
Когда ваш список готов и все пункты в нем разделены и ясны, вы должны еще раз проверить, присутствуют ли в нем все аспекты. И, предположим, у Вашей команды возникло еще несколько интересных идей, которые не подходят ни под один из уже существующих пунктов. Что тогда? Игнорирование вряд ли позволит эффективно решить бизнес-проблему. Вы можете дописать эти пункты в основной список, но тогда их будет слишком много. Принцип MЕСЕ даст возможность правильно «вписать» новые пункты в имеющийся перечень направлений деятельности, целей или задач.
Для решения вопроса с малозначимыми аспектами всегда подойдет категория, называющаяся «Другие пункты». Однако целесообразно будет избегать использования этого пункта в заглавном списке, поскольку выглядит подобное неподходяще. Нормально, когда вы размещаете раздел «Другие пункты» в подпунктах и разделах более низкого уровня.
Итак, приложите немного усилий, чтобы определить свои блестящие идеи в какие-то из разделов основной структуры документа. Практически всегда существует возможность для этого. Если это все же не получилось, то раздел «Другие пункты» поможет вам остаться в технике МЕСЕ.
Заметим, что в общем случае принцип MECE необходимо считать, скорее, идеалом, к которому следует стремиться, при этом понимая, что в реальной жизни он почти недостижим. Однако на уровне разработки системы целей (подчеркнем - именно разработки, а не внедрения системы) благодаря MЕСЕ удается избежать многих методических трудностей.
Реализация целей определяется выбранной стратегией. Иначе говоря, стратегия – инструмент достижения цели.
5.2 Формирование системы стратегий
Итак, после процедуры декомпозиции целей организация «пронизана» системой целей. Теперь необходима разработка системы стратегий, позволяющая «связать» все процессы, происходящие на разных уровнях и в разных сферах жизнедеятельности организации в единое целое. Для этого создается «иерархия» стратегий.
Стратегия является общим планом управления для компании. Стратегия распространяется на всю компанию, охватывая все направления деятельности, которыми она занимается. Она состоит из действий, предпринимаемых для утверждения своих позиций в различных отраслях промышленности, и подходов, используемых для управления делами компании. Для каждого уровня компании выделяется своя стратегия, которая является частью общей. То есть здесь идет речь об иерархии стратегий. Обычно выделяют от трехуровневой до четырех уровневой модели. Безусловно, на самой высшей ступени стоит общая стратегия, называемая или бизнес-стратегией или деловой стратегией. Затем следует функциональная стратегия, и, наконец, на самой низшей ступени стоит операционная стратегия. Но следует заметить, что упомянутая четырехуровневая иерархия характерна для крупных высокодиверсифицированных корпораций. В крупных корпорациях существует самый высший уровень стратегии, а именно корпоративная стратегия. И различие между корпоративной и деловой стратегией существует только в высокодиверсифицированной компании. Обычно, на этом уровне проводятся мероприятия: по достижению синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество; установление инвестиционных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности; создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей управленческим планам).
Система стратегий
Деловая стратегия
|
Функциональная стратегия
|
Операционная стратегия
|
Ответственные лица:
Генеральные директора/руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров)
|
Ответственные лица:
Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения)
|
Ответственные лица:
Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов)
|
Мероприятия, характерные для каждого уровня:
Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ
Формирование механизма реагирования на внешние изменения
Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений
Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании
|
Мероприятия, характерные для каждого уровня:
Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей полразделения
Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах
|
Мероприятия, характерные для каждого уровня:
Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения
|
Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность деловой стратегии состоит в том, чтобы показать, как завоевать сильные долгосрочные конкурентные позиции на определенном рынке.
Для достижения этой цели деловая стратегия разрабатывается по следующим основным направлениям:
-
Реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и в других значимых сферах.
-
Разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами.
-
Объединение стратегических инициатив функциональных отделов.
-
Решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.
Ясно, что деловая стратегия включает в себя любые шаги и меры, которые руководство сочтет целесообразным предпринять, учитывая конкуренцию, экономические и рыночные факторы, демографию и запросы покупателей, новые законопроекты и правовые требования, а также другие важные внешние факторы. Значительные изменения внешних условий требуют изменения и стратегии. Насколько быстро компания реагирует на внешние изменения, зависит от того, на какой стадии развития событий руководство компании может оценить их влияние на работу компании и сколько времени уйдет на разработку стратегии реагирования. Конечно, некоторые внешние изменения требуют незначительных ответных мер или вовсе не требуют их, тогда как в других случаях необходимо существенно пересматривать стратегию. Иногда изменения внешних факторов сильно затрудняют разработку правильной стратегии, например, производители сигарет сталкиваются с серьезными трудностями из-за проводимой антиникотиновой компании.
Разница между сильной и слабой деловой стратегией заключается в умении разрабатывать меры и подходы, способные обеспечить солидное конкурентное преимущество. Обладая таким преимуществом, компания может рассчитывать на более высокий уровень прибыльности, чем в среднем по отрасли, и на свой успех. Без такого преимущества компания рискует проиграть более сильным конкурентам и остаться на второстепенных позициях.
Разработка деловой стратегии, дающей прочное конкурентное преимущество, имеет следующие грани:
-
решение вопроса о том, где фирма имеет наибольшие шансы выиграть конкурентную борьбу;
-
разработка таких характеристик предлагаемой продукции, которые способны привлечь покупателя и выделить компанию из среды других конкурентов;
-
нейтрализация конкурентных мер противников.
Стратегия конкуренции, как правило, бывает одновременно атакующей и оборонительной — некоторые действия могут быть прямым наступлением на рыночные позиции конкурентов или, с другой стороны, попыткой нейтрализовать новые методы конкурентной борьбы.
Тремя основными конкурентными подходами являются:
-
стремление стать производителем с низкими издержками (тем самым стремиться получить конкурентное преимущество, основанное на издержках)
-
достижение дифференциации, основанной на таких преимуществах, как качество, показатели работы, обслуживание, стиль, технологическое преимущество, не обычно высокая ценность
-
концентрация внимания на небольшой нише на рынке путем более качественного выполнения работы по сравнению с конкурентами и удовлетворения специфических потребностей покупателей
Деловая стратегия является сильной, если достигается ощутимое и стабильное конкурентное преимущество, и слабой, если приводит к ослаблению конкурентных позиций.
Внутри компании деловая стратегия затрагивает действия по развитию навыков и способов работы, необходимых для достижения конкурентных преимуществ. Успешные деловые стратегии, как правило, направлены на развитие профессионализма в основных сферах деятельности фирмы. Профессионализм в основных сферах деятельности означает, что компания работает в этой области особенно хорошо в сравнении с конкурентами. Это является своего рода проявлением ее конкурентоспособности. Профессионализм в основных сферах деятельности относится к научным разработкам, совершенству технологического процесса, производственным мощностям, продажам и распределению, обслуживанию покупателей и ко всему, что связано с конкурентной стороной плана производства, маркетинга или сервисного обслуживания. Это — главное достоинство фирмы, которое является основой конкурентного преимущества, так как представляет собой специфический опыт работы и навыки, которыми не обладают конкуренты и которые они не могут приобрести за короткий отрезок времени.
В более широком смысле деловая стратегия должна быть ориентирована на объединение стратегических усилий в различных функциональных подразделениях корпорации (закупки, производство, НИОКР, финансы, кадры, продажи и маркетинг, а также распределение).
Стратегические действия необходимы для каждой функциональной сферы деятельности, чтобы поддержать конкурентоспособность корпорации и общую деловую стратегию. Стратегическое единство и координация действий различных направлений усиливают деловую стратегию.
Главная ответственность за деловую стратегию ложится на плечи менеджера, отвечающего за то или иное направление. Если даже руководитель не принимает активного участия в формировании деловой стратегии, предпочитая делегировать часть своих полномочий подчиненным, он все равно ответствен за стратегию и результаты работы.
Руководитель как ответственный за стратегию имеет по крайней мере две другие обязанности. Первое — контроль за пониманием своих стратегий в каждой функциональной сфере и их взаимным соответствием. Второе — выполнение определенных стратегических действий, одобренных руководителями высшего звена (советом директоров и/или руководителями корпорации), и в случае необходимости информирование их о новых важных изменениях, отклонениях от плана, а также возможном пересмотре стратегии. В диверсифицированных корпорациях руководители хозяйственных подразделений могут нести дополнительную ответственность за контроль соответствия стратегии своего подразделения стратегии и целям корпорации в целом.
|
страница 1 ... страница 5 | страница 6 | страница 7 страница 8 страница 9 | страница 10
|