Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 9 | страница 10

Не всегда компания может выбрать любую стратегию. Ее действия обычно ограничиваются законом, государственной экономической и социальной политикой, позицией общества. Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы ограничивают стратегические действия компании, которые она могла или должна предпринять.

Давление на фирму может оказываться с разных сторон: различными социальными группами, назойливыми статьями-расследованиями, фирма может переживать последствия негативного общественного мнения об определенной сфере бизнеса, страха перед неблагоприятными политическими мероприятиями. Забота общества о своем здоровье и питании, озабоченность растущим пьянством и наркоманией, проблема переработки отходов, удары, наносимые закрытием заводов-гигантов — все это также налагает свой отпечаток на выбор стратегии компании. Обеспокоенность США растущим объемом импортных товаров и дебаты в правительстве, развернувшиеся вокруг вопроса о необходимости введения импортных тарифов и импортных квот, были ключевыми факторами, повлиявшими на решение японских и европейских компаний о размещении своих заводов на территории США. Осознание потребителями опасностей, связанных с холестерином, заставило продуктовые компании заменить жиросодержащие ингредиенты, хотя это увеличило себестоимость продуктов.

Все большему и большему числу компаний приходится считаться с общественными правами, ценностями и приоритетами, учитывать и следить за законодательством и регулирующими нормами в процессе анализа ситуации вокруг фирмы. Это становится все более необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и средств массовой информации. Задача соответствия стратегии организации социальным требованиям подразумевает:

1. проявление деловой активности в рамках границ, определенных нормами этики и интересами общества;


2. позитивное реагирование на социальные приоритеты и «запросы» общества;
3. постоянную готовность предпринять действия, чтобы избежать конфронтации с регулирующими нормами;
4. поддержание баланса между интересами акционеров и общества в целом;
5. обеспечение гражданской позиции компании в обществе.

Идея социальной адаптации хорошо просматривается в формулировках миссии компании. Например, Джон Хэнкок подытоживает миссию своей компании следующими словами: "Стремясь выполнить нашу миссию, мы приложим все силы, чтобы продемонстрировать образец деловой этики и личной честности. Мы понимаем наши внутрикорпорационные обязанности как борьбу за социальное и экономическое благосостояние общества". Union Electric, компания индустрии коммунальных услуг, следующим образом сформулировала свою миссию: "Как частное предприятие, взявшее на себя выполнение основных услуг для общества, мы видим наши гражданские обязанности в оказании ему помощи и содействия. Мы приложим все усилия, чтобы увеличить рост и благосостояние этого общества, и примем участие в работе, которая повлияет на выполнение нашей цели, потому что верим, что это позиция примерного гражданина и примерного предпринимателя".



Привлекательность отрасли и условия конкуренции

Привлекательность отрасли и уровень конкуренции — существенные факторы, определяющие стратегию. Оценка компанией этих факторов непосредственно влияет на то, какую позицию ей надо занимать на рынке и какой будет стратегия конкурентной борьбы. Когда компания решает, что ее присутствие в данной отрасли становится все менее привлекательным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую сферу, она может выбрать стратегию замораживания и изъятия капиталовложений. Если уровень конкуренции значительно усиливается, компания обязана предпринять какие-либо меры по защите своих позиций. Такими действиями могут быть, скажем, активное наступление на конкурентов, политика демпинга, внедрение новых технологий — все, что может существенно увеличить конкурентоспособность фирмы и послужить доказательством того, что фирма пересмотрела свою стратегию. Разработчик стратегии вынужден постоянно учиться новым приемам и методам конкурентной борьбы в своей отрасли.

Стратегия компании должна максимально соответствовать специфике отрасли и конкурентной окружающей среде.




Специфические рыночные возможности и угрозы

Для того чтобы стратегия была успешной, необходимо тесно увязать ее с возможностями рынка и угрозами внешней среды, что обычно означает разработку наступательных мероприятий по реализации наиболее привлекательных возможностей, предлагаемых рынком, и создание оборонительных рубежей для защиты долгосрочных конкурентных позиций фирмы и ее прибыльности.

Хорошо обоснованные стратегические цели компании направлены на обеспечение возможностей роста и защиты ее настоящего и будущего положения от внешних угроз.




Сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности

Опыт показывает, что в процессе разработки стратегии критерием выбора альтернатив должно быть «соответствие стратегии текущим конкурентным преимуществам компании». Следует избегать построения стратегии на основе видов деятельности, которыми в компании занимались мало или вообще не занимались. Иначе говоря, стратегия должна отвечать сильным и слабым сторонам компании и конкурентным возможностям. Сильные стороны фирмы делают некоторые возможности и стратегии более приемлемыми, увеличивая вероятность их реализации. Таким же образом слабые стороны фирмы и слабое конкурентное положение накладывают отпечаток риска на определенные стратегии, а иногда вообще делают их неуместными.

Кратчайший путь к конкурентному преимуществу проходит через те виды деятельности, в которых фирма зарекомендовала себя лучше всего, а соперники не обладают достаточным опытом и не смогут развиться иначе как за счет высоких затрат или в течение длительного периода. Даже если организация не обладает никакими преимуществами - а в жизни часто именно так и бывает - она должна разрабатывать стратегию на основе имеющихся ресурсов и приобретенных навыков.



Стратегия компании должна базироваться на том, что она хорошо делает (т. е. на сильных сторонах и конкурентных возможностях). Большая опасность для успеха стратегии — ориентация на те сферы, где компания не имеет опыта работы и конкурентных преимуществ.




Личные амбиции и общественная бизнес-философия

Руководители небезразличны к направлению стратегического курса. На их решения нередко влияют собственные (субъективные) взгляды на то, как конкурировать, какое положение должна занимать компания и какой имидж ей следует иметь. Специальные наблюдения и внутренние исследования компаний показали, что амбиции, ценности менеджеров, их бизнес-философия, отношения к риску и этические воззрения оказывают сильное влияние на стратегию. Иногда это происходит намеренно, а порой просто подсознательно. Профессор Эндрюс объяснил влияние личностных факторов на стратегию так: "Людям приходится вкладывать свое сердце в ее построение".

Приведем несколько примеров того, как философия бизнеса и личные ценности накладывают отпечаток на стратегию. Японские менеджеры являются сторонниками стратегий, направленных на долгосрочное развитие, целью которых является захват доли рынка и удержание конкурентного преимущества. В противоположность этому многие американские руководители корпораций и финансисты с Уолл Стрит подвергаются критике за стремление к получению дохода за короткий срок, даже в ущерб конкурентному положению компании. Они проводят постоянные финансовые операции со своими активами (покупка и продажа акций, спекуляция на фондовом рынке) вместо использования внутренних ресурсов фирмы для стратегических долгосрочных инвестиций. Японские компании также придерживаются совершенно иной философии относительно роли поставщиков. Они предпочитают устанавливать долгосрочные партнерские отношения с ключевыми поставщиками, потому что верят, что за счет тесного контакта с поставщиками смогут год за годом улучшать качество и надежность комплектующих изделий, обеспечивать своевременную поставку компонентов и сокращать расходы по содержанию складов. В США и Европе отношения с поставщиками носят краткосрочный характер, поскольку всегда выбираются те, которые предлагают наиболее выгодную цену и условия поставки.

Отношение к риску тоже имеет большое влияние на выбор стратегии. Те, кто не любит рисковать, предпочитают консервативные стратегии, снижающие степень риска и дающие возможность получить прибыль в короткий срок. Менеджеры, предпочитающие риск, используют выгодные стратегии, по которым есть возможность получить сверхприбыль, но в долгосрочной перспективе. Они всегда ищут новые виды бизнеса и предпочитают стратегическое наступление обороняющемуся консерватизму. Ценностные ориентации менеджера также формируют этическое содержание стратегии. Менеджеры с сильно развитыми этическими убеждениями делают все возможное, чтобы компания не отходила от кодекса этических норм. Они категорически против таких мер, как дача или получение взяток, против практики недобросовестных действий по отношению к конкурентам и подкупа политических лидеров. Примером безразличия к этическим нормам могут послужить действия по начислению чрезмерных штрафов за овердрафт по кредитной карте, рекламирование и продажа небезопасной продукции и использование при производстве ингредиентов, вредных для здоровья.


Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров вплетены в стратегию, которую они разрабатывают.




Ценности и культура компании

Внутрифирменные традиции, воззрения, отношения, устоявшиеся методы выполнения работы составляют культуру компании. Стратегические действия компании отражают ее культурные и управленческие ценности. Иногда взгляды и культурные ценности доминируют при выборе стратегических шагов. Это является результатом того, что ценности и воззрения настолько внедряются в сознание менеджера, что становятся определяющим фактором того, как фирма реагирует на окружающую обстановку. Сильное влияние культурных ценностей частично просматривается в деятельности компаний, которые добились превосходства в технологических разработках, постоянно внедряют новую продукцию на рынок, поставили все на карту производства продукции первоклассного качества, ориентируются на человеческий фактор и для которых важно полное удовлетворение запросов своих клиентов.

За последние годы все большее количество компаний закладывают в основу ведения бизнеса основные человеческие ценности. Так, одна из компаний трактует свои ценности следующим образом: "Мы нацелены на рынок. Мы верим, что во всех наших начинаниях на первом месте стоит человек. Мы верим, что честность, порядочность и справедливость должна быть основой в наших отношениях с потребителями, клиентами, поставщиками, акционерами и служащими".

Основатель фирмы Wal-Mart Сэм Валтон был ярым сторонником бережливости, усердной работы, постоянного совершенствования, преданности клиенту, настоящей заботы о служащих. Обязательства компании, следуя этим ценностям, нашли свое выражение в стратегии, основанной на низких ценах, хороших дополнительных преимуществах, производительности на базе использования современных технологий, постоянной работе с поставщиками. Основные ценности компании Hewlett-Packard, больше известные как "путь HP", состоят в следующем: «Разделять успех компании со служащими, оказывать доверие и уважение работникам, обеспечивать клиентов товарами и услугами по высшему разряду, быть по-настоящему заинтересованными в обеспечении эффективных решений проблем клиентов, обеспечивать получение прибылей в интересах акционеров, избегать долгосрочных финансовых обязательств для обеспечения развития компании, поддерживать индивидуальные инициативы и усердие, работать в команде, быть преданным корпорации». В компаниях Wal-Mart и Hewlett-Packard система ценностей охватывает всю структуру и поощряется как менеджерами, так и работниками. Ценности и убеждения сейчас уже намного больше, чем банальность, они стали стилем жизни внутри этих компаний.


Выбор стратегии в равной степени определяется ценностями и культурой, сформированными в организации.


2.3 Принципы формулирования стратегических целей
Итак, на основании уточненной миссии и видения, необходимо сформулировать стратегическую цель (цели) компании.

Цель – конкретный желаемый результат в будущем, а их совокупность представляет собой обязательство управленческого аппарата фирмы добиться определенных результатов в определенное время. Цели точно объясняют, сколько, чего и к какому сроку предстоит сделать, направляют внимание и энергию сотрудников на то, что нужно делать сейчас, и на то, чего в итоге нужно добиться.

Если миссия и видение будущего компании не конкретизируются соответствующими целями, их удел – остаться пустыми декларациями и благими пожеланиями.



Определение целей необходимо:

  • для концентрации усилий для достижения важнейших задач

  • для трансформации стратегического видения в конкретные целевые показатели развития компании

  • для создания основы для мониторинга эффективности деятельности отделов и сотрудников

  • для придания бизнесу большей креативности, воодушевления и одновременно повышение осмысленности

Два вида сбалансированных взглядов на цели:

Финансовые цели (увеличить объем продаж в два раза, обеспечить объем привлечения инвестиций в 3 раза и пр.)
Стратегические цели (войти в десятку компаний страны в своей отрасли, стать лидером по развитию технологичного производства, и пр.) Стратегические цели необходимо фокусировать на конкуренции и на создании сильных конкурентных позиций в какой-либо конкретной сфере деятельности.

Примеры финансовых целей:

Примеры стратегических целей

 Ускоренный рост доходов

 Ускоренный рост денежных поступлений

 Более высокие дивиденды

 Более широкие пределы получения прибыли

 Увеличение прибыли на вложенный капитал

 Повышение надежности облигаций и ставок по кредитам

 Увеличение притока денежных средств

 Повышение цены акций

 Признание прочного финансового положения фирмы

 Более диверсифицированная база для получения прибыли

 Стабильный доход в периоды экономических спадов


 Увеличение доли рынка

 Более высокое и надежное положение в отрасли

 Повышение качества продукции

 Снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами

 Расширение и улучшение ассортимента производимой (продаваемой) продукции

 Повышение репутации компании среди клиентов

 Улучшение обслуживания клиентов

 Признание компании лидером в области технологий и/или инноваций

 Повышение конкурентоспособности на международных рынках

 Увеличение возможностей роста

 Максимально полное удовлетворение запросов клиентов



страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 ... страница 9 | страница 10

Смотрите также: