страница 1 | страница 2 страница 3 Глава 9. Контроль финансово-хозяйственной деятельности
84. Банк формирует адекватную систему управления рисками и внутреннего контроля финансово-хозяйственной деятельностью, предусматривающую применение методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное определение, оценку и ограничение рисков Банка с учетом вида и объема проводимых операций.
85. Работа системы внутреннего контроля обеспечивает реализацию Банком долгосрочных целей рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов Республики Казахстан, политик Банка, внутренних нормативных документов Банка, снижению риска убытков и поддержанию репутации Банка.
86. Оценка адекватности и эффективности системы внутреннего контроля Банка осуществляется специальным органом - Службой внутреннего аудита, а также независимой аудиторской организацией.
§ 1. Служба внутреннего аудита
87. Служба внутреннего аудита – подразделение Банка, осуществляющее объективную оценку деятельности финансово-хозяйственной деятельности и деятельности подразделений Банка, а также осуществляющее оценку и предоставляющее рекомендации по совершенствованию систем управления рисками и внутреннего контроля Банка.
88. Целью осуществления внутреннего аудита является оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля и управления рисками по всем аспектам деятельности Банка, обеспечение своевременной и достоверной информацией о состоянии выполнения подразделениями Банка, возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы.
89. Задачи и функции Службы внутреннего аудита определяются законодательными актами Республики Казахстан и внутренними нормативными документами Банка.
90. Служба внутреннего аудита независима от ежедневной работы Банка и имеет доступ ко всем видам операций, проводимым Банком, включая его филиалы и дочерние организации. Служба внутреннего аудита Банка независима от деятельности, подвергаемой аудиту, и от ежедневной процедуры внутреннего контроля.
Работники службы внутреннего аудита не могут быть избраны в состав Совета директоров и Правления Банка.
91. Служба внутреннего аудита непосредственно подчиняется и подотчетна Совету директоров Банка. Порядок назначения работников Службы внутреннего аудита, структура и состав Службы внутреннего аудита, требования, предъявляемые к ее работникам, определены внутренними нормативными документами Банка, утверждаемыми Советом директоров.
92. Перечень и порядок представления Службе внутреннего аудита необходимых информации и материалов, а также пределы ответственности должностных лиц и работников Банка за непредставление требуемой информации устанавливаются соответствующими внутренними нормативными документами Банка.
§ 2. Внешний аудит
93. Основной целью аудиторской проверки внешним аудитором является проверка финансовой отчетности Банка, систем управления рисками и получение независимого мнения внешнего аудитора в соответствии с требованиями международных стандартов и нормативными правовыми актами Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынков и финансовых организаций.
Во время аудиторской проверки аудиторские организации прилагают максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений Банком требований законодательства и доводят информацию об этих нарушениях до сведения Совета директоров. Контроль устранения выявленных нарушений является гарантией их устранения и обеспечивает достоверность представляемой акционерам информации.
94. Определение аудиторской организации, осуществляющей аудит Банка, относится к исключительной компетенции Общего собрания акционеров Банка.
§ 3. Служба комплаенс
95. Служба комплаенс - это внутренняя служба Банка, состоящая из Комплаенс - контролера и участников комплаенс, в исключительную компетенцию которой входит осуществление внутреннего контроля за соответствием деятельности Банка требованиям законодательства Республики Казахстан, в том числе нормативных правовых актов уполномоченных государственных органов, а также внутренних нормативных документов Банка.
96. Служба комплаенс совместно с Правлением Банка:
1) ежегодно идентифицирует и оценивает проблемы возникновения комплаенс - риска и утверждает План мероприятий по их устранению, содержащей недостатки в управлении комплаенс - риском, потребность в переработке внутренних нормативных правовых документов для эффективного управления комплаенс - риском;
2) ежегодно информирует Совет директоров об эффективности управления комплаенс - риском;
3) незамедлительно информирует Совет директоров о любых операциях, которые могут привести к убыткам или потери деловой репутации в результате несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан.
97. Задачи и функции Службы комплаенс определяются законодательными актами Республики Казахстан и внутренними нормативными документами Банка.
98. Служба комплаенс взаимодействует со Службой внутреннего аудита посредством обмена информацией и проведением совместных проверок деятельности подразделений Банка,
99. Служба комплаенс имеет доступ к любой информации, необходимой для осуществления функций по управлению комплаенс - риском, в рамках полномочий, возложенных на неё законодательством Республики Казахстан и внутренними нормативными документами Банка.
Глава 10. Дивидендная политика
100. Дивиденды являются неотъемлемой частью существования и развития акционерных обществ. Оптимизация дивидендной политики, наряду с улучшением финансового состояния, является одним из ключевых моментов общей финансовой стратегии развития Банка, инструментом повышения инвестиционной привлекательности и индикатором состояния Банка для инвесторов. Грамотная дивидендная политика и максимальная информированность инвесторов являются ключевым фактором долгосрочного развития Банка.
101. Основной целью дивидендной политики является содействие росту благосостояния акционеров Банка путем обеспечения:
1) постепенного роста дивидендов по акциям Банка.
Для реализации данной цели Банк стремится обеспечить постепенный рост чистого дохода (прибыли) Банка, что позволит обеспечить постепенное повышение размера выплачиваемых дивидендов путем направления на эти цели чистого дохода (прибыли) Банка;
2) создания необходимых условий для своевременного и полного получения акционерами Банка дивидендов.
Банк обеспечивает создание необходимых условий для своевременного и полного получения акционерами дивидендов путем определения на Общем собрании акционеров Банка даты начала выплаты дивидендов, места, где акционеры могут получить дивиденды, размера причитающихся дивидендов и других параметров.
§ 1. Порядок выплаты дивидендов по акциям Банка
102. Общим собранием акционеров Банка утверждается порядок распределения чистого дохода Банка за отчетный финансовый год, принимаются решения о выплате дивидендов по простым акциям и утверждается размер дивидендов по итогам года в расчете на одну простую акцию Банка.
103. Дивиденды по акциям Банка выплачиваются деньгами или ценными бумагами Банка при условии, что решение о выплате дивидендов было принято на Общем собрании акционеров простым большинством голосующих акций Банка.
Выплата дивидендов по акциям Банка его ценными бумагами допускается только при условии, что такая выплата осуществляется объявленными акциями Банка и выпущенными им облигациями при наличии письменного согласия акционера.
Список акционеров, имеющих право получения дивидендов, должен быть составлен на дату, предшествующую дате начала выплаты дивидендов.
104. Выплаты дивидендов по акциям Банка могут осуществляться по итогам квартала, полугодия или года.
Выплата дивидендов по простым акциям Банка по итогам квартала или полугодия может осуществляться по решению Совета директоров Банка.
Решение о выплате дивидендов по простым акциям Банка по итогам года принимается годовым Общим собранием акционеров.
Общее собрание акционеров Банка вправе принять решение о невыплате дивидендов по простым акциям Банка с обязательным его опубликованием в средствах массовой информации в течение десяти рабочих дней со дня принятия решения.
Проспектом выпуска акций может быть определена иная периодичность выплаты дивидендов.
105. В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения о выплате дивидендов по простым акциям Банка это решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации.
Решение о выплате дивидендов по простым акциям Банка должно содержать следующие сведения:
1) наименование, место нахождения, банковские и иные реквизиты Банка;
2) период, за который выплачиваются дивиденды;
3) размер дивиденда в расчете на одну простую акцию;
4) дату начала выплаты дивидендов;
5) порядок и форму выплаты дивидендов.
106. Дивиденды не начисляются и не выплачиваются по акциям, которые не были размещены или были выкуплены самим Банком, а также, если судом или Общим собранием акционеров Банка принято решение о ликвидации Банка.
Не допускается начисление дивидендов по простым акциям Банка:
1) при отрицательном размере собственного капитала или если размер собственного капитала Банка станет отрицательным в результате начисления дивидендов по его акциям;
2) если Банк отвечает признакам неплатежеспособности или несостоятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банкротстве, либо указанные признаки появятся у Банка в результате начисления дивидендов по его акциям.
107. Акционер вправе требовать выплаты неполученных дивидендов независимо от срока образования задолженности Банка.
В случае невыплаты дивидендов в срок, установленный для их выплаты, акционеру выплачиваются основная сумма дивидендов и пеня, исчисляемая исходя из официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
§ 2. Выплата дивидендов ценными бумагами
108. Акционер Банка, изъявивший желание получить дивиденды ценными бумагами, должен подать соответствующее письменное заявление в Банк с изложением согласия получить дивиденды ценными бумагами Банка.
109. Расчет количества ценных бумаг, выплачиваемых в виде дивидендов, проводится исходя из размера дивиденда на одну акцию, установленного Общим собранием акционеров (по простым акциям), с учетом налогообложения доходов по ценным бумагам согласно налоговому законодательству Республики Казахстан.
110. В случае превышения количества ценных бумаг, заявленных акционерами Банка на получение в качестве дивидендов, над количеством ценных бумаг, которыми располагает Банк, выплата дивидендов акционерам указанными ценными бумагами осуществляется пропорционально принадлежащим им акциям Банка. Часть дивидендов, не выплаченная ценными бумагами, выплачивается деньгами.
111. Перевод ценных бумаг, выплачиваемых в виде дивидендов, на лицевые счета акционеров осуществляется в порядке, определенном законодательством Республики Казахстан.
Глава 11. Кадровая политика
112. Система корпоративного управления призвана содействовать строгому исполнению трудового законодательства Республики Казахстан .
113. Одним из приоритетов в деятельности Банка является организация обучения и повышения квалификации работников. Банк создает условия для совершенствования работниками профессиональных знаний, приобретения практических навыков, повышения степени профессиональной подготовленности и квалификации. Банк предоставляет каждому работнику, независимо от возраста, пола, национальности, вероисповедания, происхождения и социального статуса равные возможности для профессионального, карьерного и личностного роста.
Банк следует принципу сохранения рабочих мест и улучшения условий труда.
114. В Банке действует система материального стимулирования, которая призвана способствовать достижению следующих целей:
1) улучшению показателей деятельности Банка, за счет повышения заинтересованности работников в конечном результате;
2) вознаграждению работников в зависимости от производительности их труда и вклада в выполнение задач, стоящих перед Банком;
3) формированию принципов коллективизма, ответственности за общие результаты;
4) стимулированию инициативы работников.
115. Каждому работнику Банка известны перспективное видение развития Банка, его цели и стратегии. Каждый работник Банка принимает на себя личную ответственность за принятые решения, действия и полученные личные результаты, за результаты деятельности Банка.
116. Банк создает атмосферу доверия, открытости, поддержки, взаимоуважения. Банк обеспечивает работников необходимыми для достижения результата и безопасными условиями труда, способствует полноценному отдыху и поддерживает заботу о здоровье работников.
117. Банк обеспечивает дополнительные социальные льготы, исходя из возможностей Банка, превышающие обязательный минимум, гарантируемый трудовым законодательством Республики Казахстан.
Глава 12. Охрана окружающей среды
118. Современное развитие деловой активности в мире характеризуется ростом значимости вопросов охраны окружающей среды. Состояние дел в области охраны окружающей среды становится актуальными критериями в оценке деятельности Банка.
В своей деятельности Банк следует принципам максимально бережного и рационального отношения к окружающей среде.
Глава 13. Конфликты корпоративного управления
119. Учитывая важность сохранения хорошей деловой репутации Банка и крайнюю нежелательность корпоративных конфликтов, Банк считает необходимым для себя выработать механизмы для предупреждения и урегулирования корпоративных конфликтов.
§ 1. Общие положения
120. В случае возникновения корпоративного конфликта, Банк в максимально короткие сроки определяет свою позицию по возникшему конфликту, принимает соответствующее решение и доводит его до сведения акционеров.
При определении своей позиции Банк основывается на нормах законодательства Республики Казахстан и обеспечения разумного сочетания интересов Банка и всех его акционеров.
121. В случае необходимости Банк представляет стороне конфликта, суду, уполномоченному органу и иным государственным органам необходимую информацию для выяснения реального положения дел по возникшему конфликту и принятия мер по его урегулированию в порядке, предусмотренном Уставом Банка, настоящим Кодексом и внутренними документами Банка.
122. Банк обязуется принимать все зависящие от него меры по урегулированию возникшего корпоративного конфликта и обеспечить акционерам возможность реализовать и защитить свои права. В случае вынужденного отказа в удовлетворении просьбы акционера, Банк обязуется строго основываться на положениях действующего законодательства.
123. Компетенция органов Банка по рассмотрению корпоративных конфликтов разграничивается в зависимости от принадлежности вопроса корпоративного конфликта к компетенции того или иного органа Банка.
124. В случае возникновения корпоративного конфликта между акционерами, способного затронуть интересы Банка, Банк вправе обратиться к сторонам конфликта для участия Банка в процессе его урегулирования в качестве посредника между сторонами. Кроме того, Банк вправе предложить себя в качестве консультанта и представлять сторонам необходимую информацию и документы, консультации по вопросам действующего законодательства, положений внутренних документов Банка.
§ 2. Порядок определения позиции Банка по корпоративному конфликту
125. В случае возникновения корпоративных конфликтов участники изыскивают пути их решения путем переговоров в целях обеспечения эффективной защиты, как прав акционера, так и деловой репутации Банка.
В случае возникновения корпоративного конфликта или ситуации, способной привести к возникновению корпоративного конфликта, соответствующее структурное подразделение в срок не позднее 3 рабочих дней выносит данный вопрос на рассмотрение Правления Банка с приложением документов и пояснений, необходимых для принятия обоснованного решения и определения позиции Банка.
126. В случае если вопрос, в отношении которого может возникнуть или возник корпоративный конфликт, относится к компетенции Совета директоров Банка, то Правление Банка, рассмотрев соответствующие документы и сформулировав свою позицию по данному вопросу, ходатайствует перед Советом директоров Банка об утверждении позиции Банка.
127. Совет директоров Банка, рассмотрев ходатайство Правления, вправе принять одно из следующих решений:
1) утвердить предлагаемую Правлением позицию Банка;
2) отказать в удовлетворении предлагаемой Правлением позиции Банка и определить иную позицию Банка по вопросу корпоративного конфликта.
128. В рассмотрении вопроса по определению позиции Банка в отношении корпоративного конфликта не должны принимать участие члены Правления или Совета директоров Банка, которые являются:
1) стороной конфликта;
2) аффилиированным лицом стороны конфликта.
129. Позиция Банка в отношении корпоративного конфликта должна быть доведена до сведения сторон (стороны) конфликта акционеров Банка в течение 3 рабочих дней с даты определения позиции Банка.
130. В случае, если стороной конфликта является Банк, то Правление Банка или Совет директоров Банка при определении позиции Банка по вопросу корпоративного конфликта утверждает также перечень действий Банка по урегулированию конфликта. С согласия акционеров, являющихся сторонами в корпоративном конфликте, Правление и (или) Совет директоров (их члены) могут участвовать в переговорах между акционерами, представлять акционерам имеющиеся в их распоряжении и относящиеся к конфликту информацию и документы, разъяснять нормы законодательства Республики Казахстан и положения внутренних правил Банка, давать советы и рекомендации акционерам, готовить проекты документов об урегулировании конфликта для их подписания акционерами, от имени Банка в пределах своей компетенции принимать обязательства перед акционерами в той мере, в какой это может способствовать урегулированию конфликта.
131. По результатам действий по урегулированию корпоративного конфликта Банк вправе подписать соглашение об урегулировании конфликта.
Глава 14. Заключение
132. Настоящий Кодекс вступает в действие с момента утверждения Общим собранием акционеров Банка.
133. Положения настоящего Кодекса обязательны к исполнению акционерами Банка, должностными лицами и работниками Банка.
134. Лица, нарушившие положения настоящего Кодекса, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Председатель Правления Кошкимбаева М.А.
страница 1 | страница 2 страница 3
|