Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет

им. С. Торайгырова


С.К. Ксембаева

Е.С. Старжинская

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебно-методическое пособие

для студентов педагогических специальностей

Павлодар
УДК 371.8(075.8)

ББК 74.200.58я73

К86
Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГУ

им. С. Торайгырова

Рецензенты:

Пфейфер Н.Э – д.п.н., профессор


Сарсенбаева Б.Г. – к.п.н, доцент, зав кафедрой ПГПИ

Хамзина Ш.Ш.– к.п.н., доцент, зав.кафедрой ИнЕУ

К86 Ксембаева С.К., Старжинская Е.С.

Организация внешкольной работы: учебно-методическое пособие. – Павлодар: Изд-во «Кереку», ПГУ им. С.Торайгырова, 2007. – 83 с.


ISBN 9965-583-40-4
В учебно-методическом пособии изложены основы внешкольной работы, рассмотрены различные формы организации внешкольной деятельности, предлагается большое количество дополнительного материала к каждой теме.

Учебно-методическое пособие рекомендуется студентам педагогических специальностей в процессе изучения дисциплин: «Педагогика», «Методика воспитательной работы».


ISBN 9965-583-40-4 ББК 74.200.58я73


© Ксембаева С.К., Старжинская Е.С., 2007

© Павлодарский государственный

университет им. С. Торайгырова, 2007


Введение

Настоящее учебное пособие знакомит студентов педагогических специальностей с теорией и практикой организации внешкольной работы. В пособии рассматривается и разъясняется сущность и цели воспитательной работы вне школы, принципы и методы ее реализации. В подготовке будущего педагога очень важная роль отводится формированию профессиональных умений и навыков. В пособии рассматриваются формы организации внешкольной работы, особая роль при этом, отводится организации летнего отдыха детей и подростков в пришкольном и загородном лагере. Рассматриваются основные направления внешкольной работы, большое внимание уделяется методам организации свободного времени учащихся. Подробно рассматривается деятельность вожатого, как одного из организаторов внешкольной работы. Педагогическое руководство вожатого заключается в организации жизнедеятельности детей на основе знаний их возрастных и индивидуальных особенностей, учета особенностей и возможностей пришкольного и загородного лагеря. Важна правильная позиция воспитателя, его умения сочетать свое руководство с развитием самодеятельности детей. Предлагаются вопросы для самопроверки и рекомендуемая литература для углубленной самостоятельной работы студентов.

Учебное пособие поможет будущим педагогам в подготовке к практическим занятиям, зачетам, экзаменам, в практической работе во время педагогической практики в школе, в летнем, оздоровительном пришкольном и загородном лагере. Надеемся, что данное учебное пособие окажет существенную методическую помощь школьным организаторам воспитательной работы, вожатым, классным руководителям, а также может помочь при организации повышения квалификации педагогических кадров.

В учебном пособии использованы материалы известных специалистов в области теории детского движения, организации летнего отдыха, внешкольной работы Н.Ф. Дик, Б.З., Вульфова М.М Поташник., Л.К. Петровой, Е.А. Дмитриенко и др.




1 Основы внешкольной работы

1.1 Исторический аспект

В современной педагогической литературе традиционно внешкольной работой считают «образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга». Наряду с дефиницией «внешкольная работа» употребляется и дефиниция «внеклассная работа» как организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Рассмотреть в историческом плане проблемы внешкольной работы, а также выявить ее особенности поможет нам обзор педагогической литературы по теме исследования.

Из истории воспитательных систем мы знаем, что впервые в конце ХIХ века берет начало «новое воспитание», представители которого ратовали за развитие самостоятельной, инициативной личности, широко образованной, достойной уважения и воспитанной на основе уважения. За рубежом возникают различные школы, например, Оденвальдская школа, созданная в 1910 году педагогом П. Гехеебом в Гессене (Германия), школа Саммерхил, созданная Александром Нейлом в 1924 году в Великобритании, организованная на принципах безусловной веры в добрые начала, заложенные в природу ребенка, запрет на традиционные формы в достижении дисциплины, наличия самоуправления в виде общих собраний

В 1911 году С. Т. Шацкий, организатор детских воспитательных учреждений трудовой колонии «Бодрая жизнь» писал: «Как во всяком постоянном явлении социального порядка, улица имеет свои нормы, регулирующие ее жизнь. Она имеет свои методы воспитания при помощи среды. Недаром так называемые «уличные мальчишки» обладают большой практичностью и хорошо ориентируются в сложных условиях окружающей их жизни». Целью создания детских воспитательных учреждений явилось формирование будущих граждан страны, развитие интересов, способностей, отношений личности в условиях организации среды жизнедеятельности детей. Образом выпускника был человек высокой культуры, приспособленный к общественно-полезному труду. Руководили работой педагоги-внешкольники, обычного деления на классы не было, группы создавались в процессе работы по интересам детей. Воспитательная работа была основным видом деятельности педагогов.

Под его руководством в 1905-08 году в Москве были созданы педагогические общества «Сетлемент» и «Детский труд и отдых», которые вели большую внешкольную работу среди детей городской бедноты в детских клубах, летних колониях и на площадках. Благодаря идеям С.Т. Шацкого, внешкольная работа была включена в государственную систему народного образования.

Внешкольные учреждения были призваны закреплять и развивать дальнейшие успехи, достигнутые школой в воспитании и обучении юного поколения. Общественная активность детей приняла небывалый размах, количество детей, желающих войти в детскую организацию возросло, одни из таких объединений носили просветительский характер, но большая часть их отличалась идейной направленностью. Одной из ярких организаций этого времени считался детский клуб «Пчелка», созданный на следующий день после победы октябрьской революции.

В Петрограде в ноябре 1917 года был создан «Детский рабочий клуб имени мировой революции»

В июне 1918 года в г. Москве открывается первая биостанция, затем художественная студия для детей рабочих Путиловского завода, в 1919 году под руководством В.М. Шулепова создается детский клуб «Муравейник». На его базе в 1922 году были созданы первые детские коммунистические группы, которые к концу 1922 года объединились в пионерскую дружину.

«Мураши» в основном, занимались общественно-полезным трудом: плели лапти, ремонтировали дома, садили сады и огороды, помогали крестьянам убирать урожай, проводили для них различные беседы, своими руками готовили необходимые приборы, пособия для своего клуба.

В Киеве создается «Исполком детского Интернационала». Начинается интенсивное распространение подобных объединений по всей стране Советов. В 1920 году на Украине дети и подростки участвовали в работе «Юношеской трудовой армии», которая помогала восстанавливать народное хозяйство республики, вся работа была организована в виде общественно-полезной трудовой деятельности.

Уже в 1922 возникают первые детские загородные палаточные лагеря, в которых принято самообслуживание, посильная помощь близлежащим деревням.

В Казахстане первый пионерский отряд был организован в 1922 году в городе Петропавловске, затем подобные объединения появляются в Алма-Ате, Усть-Каменогорске, Кокшетау, Семипалатинске, Чимкенте и других городах, аулах нашей республики.

Первые Дворцы и дома школьников были открыты в 1923-1924 гг в Бауманском и Фрунзенском районах г. Москвы.

Интересен опыт применения в организации внешкольной работы содержания скаутского движения. В работе с юками (юными коммунистами) Н.К. Крупская рекомендовала применять некоторые методы скаутской работы: занятия на природе, увлечение физкультурой и спортом, разучивание развивающих игр, однако указывалось на необходимость отвергать те методы работы, которые были чужды делу пролетариата.

Интересна система В.Н. Сороки – Росинского, который в начале 20-х годов возглавил школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, для беспризорных трудновоспитуемых детей и подростков, всем известную как «Республика Шкид». Целью системы являлось воспитание беспризорных и трудновоспитуемых детей и подростков, развитие у них желания преобразовать самих себя, сформировать активную жизненную позицию в труде, познании, творчестве.

В начале 20-х годов остро встал вопрос о необходимости новой формы детского движения, руководством государства перед комсомолом была поставлена задача: взять заботу о подрастающем поколении на себя, то есть руководить умственным и физическим трудом детей, общественно-полезной работой, научить детей коллективизму. Была проведена большая теоретическая работа, изучался зарубежный опыт детских организаций, вариантов было много, были предложения по созданию внешкольной организации для обслуживания детей и подростков, основной целью которой должна была стать идея отвлечения детей от бесцельного времяпровождения. Затем встал вопрос о необходимости организации не для детей, а такой организации, где дети могли бы стать сами ее активными участниками. Так зародилось детское коммунистическое движение, как особая форма общественного воспитания подрастающего поколения. В педагогической литературе тех лет отмечалась значимость пионерского движения, ее ведущая роль в воспитании детей.(Королев ФФ, Крупская Н.Д.)

В 1923 году вышел первый номер детского журнала «Барабан», в котором распространялся опыт организации детских коммунистических объединений.

В 1924 году вышел первый номер журнала «Пионер», органа Центрального бюро детских коммунистических групп имени В.Ленина при ЦК РКСМ.

В 1925 году по просьбе тех, кто занимался организацией внешкольной работы, вышел первый номер журнала «Вожатый». В первом номере его четко оговорены задачи: дать четкую и ясную линию работы кадрам руководителей юных пионеров; обеспечить обмен опытом работы в пионерских отрядах разных уголков страны, освещать вопросы международного детского движения.

В этом же году была проанализирована двухлетняя работа по организации деятельности детей и приято решение о том, что практическое руководство внешкольным движением должны осуществлять комсомольские организации, которые по возрасту, настроениям и психологии наиболее близки к детям.

В конце 1924 года в Москве начали активную работу по подготовке областных и губернских работников детского движения.

В школе в первое время пионеров было мало, однако их активное вмешательство в жизнь школы, самоуправление, организация внеклассных мероприятий и т.д. укрепляло доверие к ним, как взрослых, так и детей.

В 1923 году классное наставничество было официально ликвидировано, основная ставка делалась на ученическое самоуправление. Большая часть времени в учебном процессе уделялась внешкольной деятельности учащихся, поощрялась самостоятельность и принципиальность в работе. Лозунг «Не школа, а детское движение» привел к тому, что появилось пренебрежительное отношение к учебе, завышение роли общественно-полезного труда, возникали идеи пересмотреть школьную жизнь через призму форм, методов детского движения. Разумеется, подобные идеи принесли вред школьному делу, что было отмечено постановлением ЦК РКП(б) в 1924 году.

Согласно исследованиям Н.Э Пфейфер, Е. И. Бурдиной, в Павлодарской области согласно архивным материалам, также велась большая работа по организации внешкольной работы, так в архивных справках тех лет речь идет об инспектировании местных школ, наряду с выявлением уровня грамотности самого учителя, анализом национального состава учащихся, материального состояния школы проверялась и организация внешкольной работы, при проверке совпартшколы 1 ступени за 1924 год, проверяющие строго по плану отмечали:

Общие сведения: г. Павлодар, Семипалатинской губернии, ул. Володарского, 25.

Время открытия: 20 октября 1924 года.

Материальное положение и финансирование: включен в сеть совпартшкол КССР и РСФСР. Далее указан персонал школы, ее клиентура, то есть слушатели, распорядок дня, учебно-воспитательная работа школы, методика работы, связь школы с другими организациями, внешкольная работа, отчетность и др. (Выделено нами).

Несомненно, огромная роль в становлении внешкольного дела принадлежит Н.К. Крупской. Так, в одном из своих трудов она писала: «Внешкольная работа чрезвычайно важна, так как она может помочь правильному воспитанию детей, создать условия для их всестороннего развития».

Мысли о роли внешкольного образования встречаются и в трудах А.В. Луначарского: «Внешкольное образование есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением, не простым процессом. Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества.…. Сделайте все это доступным населению, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу».

А.С. Макаренко-педагог, писатель, ученый, практик, автор теории коллективного воспитания, начальник колонии несовершеннолетних правонарушителей им. М. Горького и коммуны им. Ф.Э. Дзержинского, создал практическую систему коллективного воспитания на основе трудовой деятельности в сочетании с учебной работой. Значение труда заключалось не только в физическом развитии, но и нравственном, духовном развитии личности. Главной идеей стало воспитание через труд коллективизма, трудолюбия, гражданского долга. В 30-е годы он разработал систему авансированного доверия к человеку. По Макаренко воспитывать человека значит воспитывать у него перспективу пути, по которому располагается его завтрашняя радость.

В 20-30-е годы бурно развивается сеть внешкольных учреждений, охватывавшая основные направления внешкольной работы с детьми и подростками.

В ноябре 1925 года торжественно поднимается флаг Всесоюзного пионерского лагеря «Артек», который становится центром внешкольной работы.

Важнейшими принципами внешкольной работы стали:



  • общественно-полезная направленность;

  • связь с жизнью страны;

  • широкое развитие инициативы, самодеятельности и творчества детей;

  • опора на комсомольские и пионерские организации;

  • удовлетворение разнообразных интересов, потребностей и способностей детей;

  • обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности, соответствующих их возрасту;

В этом же году были предложения по улучшению качества воспитания, поскольку выявлялись случаи перегрузки детей общественными поручениями без учета их возрастных обязанностей, отмечалась необходимость придавать значение успеваемости школьников.

В 30-е годы в школе происходят значительные перемены, было очевидно, что уповать на самостоятельность детей было ошибочным, в 1931 году была введена должность групповода, отмененная в 1923 году, восстанавливается классно-урочная система.

Коренным образом изменяется деятельность тех, кто занимается воспитательной работой, в 1934 году выходит Устав и положение о единой трудовой школе. В нем четко оговаривается, что обязанности по организации воспитательного процесса возлагаются на классного руководителя. Была предпринята попытка поставить одного освобожденного от уроков педагога на параллель классным руководителем, но затем, пришли к выводу о том, что воспитательную внеурочную и внешкольную работу лучше вести в одном классе учителю-предметнику.

В 1934 году по всей стране работало около 150 тысяч вожатых, при этом отмечалась острая нехватка подготовленных кадров, многие из них имели образование в пределах 3-7 классов.

В 1936 году постоянно действующие местные школы пионервожатых реорганизовывались в школы с годичным обучением, вожатых стали готовить через заочные формы обучения, поощрялась самостоятельная подготовка к работе с детьми. В школах комсомольские организации занимались подготовкой старшеклассников к работе пионерскими вожатыми.

В 1938 году открылся Дом пионеров в городе Павлодаре, первые его кружки были самодеятельными, однако при нем велась большая пионерская работа, проводились собрания, где обсуждались проблемы высадки деревьев в городском саду, организация концертов и тд., то есть наши пионеры вели активную общественную работу, как и их сверстники в других республиках.

В конце 50-х начале 60-х годов окончательно сформировалась на базе Павлышской средней школы воспитательная система В.А. Сухомлинского. Содержанием воспитания стали общечеловеческие ценности: совесть и долг, справедливость, свобода, честь, достоинство. Основой этой воспитательной системы является триада: школа, семья, общественность. Эта воспитательная система включала в себя: единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического, физического. Большое значение придавалось выявлению, развитию индивидуальности в труде, высокой его нравственности, общественно-полезной направленности. Таким образом, Сухомлинский провозглашал значимость воспитательного процесса в формировании личности.

В 1953 году в связи с ростом сети внешкольных учреждений встал вопрос об упорядочении их работы и уточнении функций педагогического персонала. Впервые остро встала проблема подготовки кадров для учреждений подобного уровня. Была проведена большая работа по подбору, воспитанию и повышению квалификации кадров внешкольных работников. В институтах повышения квалификации руководящих работников народного образования, в институтах усовершенствования учителей были организованы курсы и семинары для внешкольных работников, учителей школ и воспитателей детских домов по вопросам внеклассной и внешкольной работы.

Во многих вузах были созданы факультеты общественных профессий, где одной из наиболее популярных профессий считалась профессия вожатого.

Новшеством во внешкольной работе стали профильные лагеря, занятия в которых стали продолжением программ зимних кружковых занятий.

В 1966 году функционировало более 12 тысяч внешкольных учреждений, в том числе более 4 тысяч Дворцов и Домов школьников.

В этом же году была издана примерная программа воспитания учащихся восьмилетней и средней школы под редакцией И.С. Марьенко. Это было вызвано объективными потребностями практики, ставящей своей целью сделать процесс воспитания управляемым, добиться рационализации и повышения производительности труда воспитателя. В ней приведены примерные виды деятельности и формы их организации, которые должны были содействовать формированию личности. Относительно внешкольной работы в программе есть оговорка, что такой работой должны заниматься воспитатели с помощью комсомольских организаций.

К семидесятым годам в стране уже насчитывалось около 85 тысячи штатных и 40 тысяч внештатных вожатых. Они характеризовались как люди высокой гражданственности, широких интересов, педагогически компетентные. В 28 институтах и 154 педучилищах наряду с учительской профессией студенты получали специальность методистов по воспитательной работе и пионервожатых.

В 90-е годы положение внешкольной работы можно было назвать критическим. Анализ, положения детей, проведенный в СССР в эти годы таков: почти 70% опрошенных детей отмечали, что свободное время проводить негде, неинтересно, 25% детей отметило, что и дома нет возможностей для творчества, около 80% детей отметило, что они скрывают от родителей где и как они проводят свободное время. (по материалам исследования академика А.А. Лиханова)

После приобретения Казахстаном независимости наступил период реформирования во всех сферах общественной жизни, в том числе и в системе образования. В 1991 году был принят Закон «Об образовании», где наряду с важнейшими задачами в области образования, отмечалось: «В целях развития разносторонних интересов и способностей, принятия навыков трудовой и общественной деятельности, профессиональной ориентации, воспитания самостоятельности и ответственности, потребности в знаниях, интереса к науке, технике, искусству, литературе, национальным традициям, нравственно-эстетического воспитания, организации досуга и отдыха, укрепления здоровья детей и молодежи в Республике Казахстан создавалась сеть внешкольных учреждений образования». В «Концепции воспитания детей дошкольного и школьного возраста», утвержденной постановлением Министерства РК подчеркивается, что воспитательная система общеобразовательной школы должна состоять из двух дополняющих друг друга и тесно связанных между собой частей: воспитание в процессе обучения и специальная внеурочная, внешкольная работа.

Решительное изменение в организации воспитательного процесса в Республике Казахстан наступило в 2000 году. Приказом Министерства образования и науки РК от 7 июля за №701 «Об утверждении постановлений коллегии, принятых опросным порядком за период с 1 мая по 5 июня 2000 года» впервые была утверждена «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан». В программе дается направление воспитательной работы в современной школе, а также речь идет о внешкольном воспитании. Подчеркивается, что в связи с социально-экономическими проблемами, слабым развитием педагогической науки в республике, слабой централизацией школьных, внешкольных организаций, и другими причинами, имеющими место в нашей жизни, резко сократилось число центров детского творчества, Дворцов школьников, станций юных техников, натуралистов, дворовых клубов и других подобных учреждений, на базе которых реализуется внешкольное воспитание. Статистика показывает, что по сравнению с 1991 годом, количество внешкольных организаций уменьшилось на 923 единицы, контингент учащихся в них на 326,8 тысячи. Охват учащихся внешкольными организациями в среднем по республике составляет 9,9%. Закрыты дворовые клубы по месту жительства, многие помещения переданы в аренду коммерческим структурам и т.д.

Современное состояние внешкольной работы в корне изменилось, отличительной особенностью детского движения является вариативность: организационно-правовых норм, масштабов и уровней, а также содержания деятельности, что позволяет каждому ребенку выбрать свой собственный путь социализации.

Основными ориентирами современной воспитательной системы стали: ориентация на воспитание конкурентоспособной личности, с развитым экономическим мышлением, всесторонней культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с быстрой и гибкой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, что способствует реализации идеи интеграции в воспитании учащихся, что создает возможности для осуществления целостного подхода к формированию и развитию личности ученика, создания действенной единой системы воспитательных воздействий школы, семьи и общества. В основу современной системы воспитания входят: умственная, интеллектуальная культура, политехническая и трудовая культура с профессиональной ориентацией учащихся, нравственная, политическая, правовая культура, эстетическая, физическая, экономическая, экологическая культура. В связи с внешкольные учреждения переименованы в учреждения дополнительного образования, перед которыми ставятся задачи создания условий для интегрированного восприятия всего спектра культур во взаимосвязи.

В РК в последние годы намечается тенденция увеличения количества внешкольных учреждений, в том числе охвата ими детей. По данным журнала «Внешкольник Казахстана», №3,2005, в нашей республике в 2003 году функционировало 259 загородных лагерей, 6 тысяч пришкольных лагерей с питанием, 84 лагеря санаторного типа, 611 профильных спортивно-оздоровительных лагерей. Охват отдыхом и оздоровлением составил 94,5%, в 2004 году-286 загородных лагерей,620 профильных, более 5 тысячи пришкольных лагерей, в 2005 году 296 загородных лагерей, 6 круглогодичных, 620-профильных, 30-скаутских,130 палаточных и более 10 тысяч пришкольных лагерей. Дети – сироты из 42 детских домов отдыхали в собственных загородных лагерях. К работе были привлечены около 8 тысяч педагогов, из них свыше 3 тысяч воспитателей и 2 тысяч вожатых.

Также следует отметить увеличение численности профильных лагерей, в нашей республике широкое распространение получили следующие направления: этнографическое, спортивно-туристическое, краеведческое, археологическое, лингвистическое. В Павлодарской области находится штаб скаутов Казахстана, поэтому многие учащиеся нашего региона отдыхают в скаутских лагерях. Особую популярность среди подростков имеют палаточные лагеря. В рамках республиканской программы «Жасыл Ел» среди учащихся увеличилось количество желающих провести внешкольное время в лесничествах, помогая в расчистке лесных массивов, в благоустройстве городов и сел.

Таким образом, внешкольные учреждения сегодня выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих учащимся дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что в свою очередь является положительным условием для развития творческой личности.
1.2 Сущность и содержание внешкольной воспитательной работы

В педагогическом словаре (1960) внешкольная работа представлена следующим образом: «образовательно-воспитательные занятия и культурно-просветительные массовые мероприятия, проводимые во внешкольных учреждениях с целью удовлетворения разносторонних культурных интересов и запросов учащихся, развития их самодеятельности и творческих способностей, разумной организации досуга».

Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической репутации, оценка деятельности самостоятельна и не зависит от школьных оценок знаний. Это дает каждому ученику шанс самоутвердиться, почувствовать себя сильным, знающим и т д., при этом его успех сравнивается только с собственным успехом, что также создает условия для личностного роста. Дети имеют возможности реализации свободного времени, развития творческих индивидуальных способностей.

Современные учреждения внешкольной работы имеют следующие формы организации:



Центр дополнительного образования, обычно состоит из разнообразных форм и видов внешкольной воспитательной работы. Центры могут иметь различные направления, такие как: развития творчества детей и юношества, творческого развития, детско-юношеские, детские (подростковые), детские экологические, детского технического творчества, эстетического воспитания, и др.

Дворцы – детского творчества, творчества детей и молодежи, пионеров и школьников, школьников и молодежи, спорта для детей и юношества и др.

Дома - детского творчества, юных натуралистов, детского и юношеского туризма, художественного творчества и др.

Станции – детского технического творчества, юных моряков, туристов, экологические, биологические и др.

Школы – по различным областям науки и творчества, детско-юношеские, спортивные и др.

Студии – по различным видам искусств.

К неформальным объединениям подростковых и молодежных движений относят:



«Сердитые молодые люди», 50-е годы, неформальное движение молодых людей в возрасте от 14 до 20 лет, отличительная черта - кожаные потертые пиджаки. Основную массу составляли подростки, потерявшие отцов во время войны, и таким образом проявлявшие протест своего положения.

«Mods», начало 60-х годов, юноши 12-20 лет, основу составляли дети квалифицированных рабочих, в будние дни учились, в выходные бунтовали.

Хиппи, массовое движение, имевшее четкую градацию членов организации: пионеры – только вступившие, олды- старые члены организации, мамонты- костяк организации. Хиппи выдвигали человеколюбивую систему ценностей, атрибутами хиппи были предметы разных национальных культур. Они осуждали отцов, за то, что общество отошло от естественных потребностей человека, уничтожает личность, индивидуальность. Девизом хиппи было: не отрываться от природы.

Йипи – отделились от хиппи в 60-е годы, звали народ к революционным преобразованиям, расформировались быстро, после неудачной попытки вооруженного столкновения с властями.

Рокеры – мотоциклисты, в основном молодые люди из рабочих семей.

Фэнлубы – пропагандируется экстремизм, насилие, межнациональная вражда.

Попперы- выступают против протестующего поколения отцов, предлагая не видеть отрицание в жизни, а наслаждение существующими благами, находить их в окружающем мире.

Панки – всем своим внешним видом стремятся вызвать к себе отвращение. Отличительные черты: странные прически, расписывание лица, часто бреют голову наголо и т.д., новое течение, возникшее на фоне этого:

Кибер-панкизм – различают два его вида, первые - осознающие принадлежность к данной организации, вторые – просто увлекаются компьютером и дистанцирующие от первых.

Металлисты – распространенное неформальное движение, включающее поклонников тяжелого рока, скоростного металлического рока. Отличительные черты: черная одежда, агрессивный вид, тяжелые металлические украшения, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке, исповедуют культ сатаны. (среди металлистов есть и миролюбивые подростки).

Правоэкстремистские группы – в их число входят неофашисты, отличительные черты: черная куртка, черные узкие брюки, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики. Проповедуют культ сильной личности, распри, шовинизм, приверженцы черной магии.

Левоэкстремисты - группы молодых людей, преклоняющихся советским политическим деятелям, стрижены под полубокс, волосы зачесаны назад, носят значки – портреты своих кумиров, отвергают западную культуру.
1.2.1 Летние пришкольные и загородные лагеря

Отдых детей и подростков и их оздоровление – определено как совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Летние пришкольные и загородные лагеря по роду деятельности делят на:

-детские оздоровительные лагеря (загородные и пришкольные)- основная цель их деятельности: организация отдыха детей и профилактическо-оздоровительная работа;

- санаторные лагеря- основная работа в них направлена не на организацию массовых грандиозных праздников, а на утверждение здорового образа жизни детей и подростков;

- специализированные и профильные лагеря (спортивно-оздоровительные, туристические, краеведческие, археологические и др.) – работа направлена на организацию деятельности по определенному профилю, проводится большая массовая работа по организации досуга.

- оздоровительные центры, основное направление в работе –работа по оздоровлению детей;

- базы и комплексы – организуют работу по направлениям деятельности;-

- лагеря труда и отдыха – организуют трудовую деятельность учащихся в условиях полноценной организации отдыха учащихся;

Летние пришкольные лагеря являются важным аспектом в организации досуга детей по месту жительства. Целями организации внешкольной работы по месту жительства являются:

- создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои способности;

- компенсация дефицита общения в семье, в школе, среди сверстников;

- дополнительное образование, получаемое в соответствии с потребностями личности;

Принципами функционирования внешкольных учреждений являются:

- принцип добровольности, предполагающий свободу школьника в выборе различных форм внешкольной работы, в целях приложения своих интересов и склонностей, благодаря принципу добровольности внешкольная работа значительно отличается от работы в условиях школы, учащийся имеет полное право выбора направления деятельности в зависимости от своих интересов и склонностей. Задача педагогов в данной ситуации: создать все условия для успешной реализации творческих способностей развивающейся личности;

- принцип гуманизма, ориентирующий на заботу о человеке,

реализация данного принципа во внешкольной работе предполагает ориентацию на гуманное отношение к ребенку не зависимо от его личностных особенностей, социального материального положения, состояния здоровья, национальных и др. различий, он требует от педагогов любви, внимательного отношения, участия в судьбе любого ребенка, а также умения принять ребенка таким, каков он есть, и создать ему условия для дальнейшего развития;

- принцип демократизации, создающий предпосылки для развития инициативы, умения самостоятельно принимать решения;

Во внешкольной работе важно учитывать данный принцип, так как внешкольная работа предполагает различные объединения детей по интересам, зачастую это временные объединения, в таких условиях очень актуально развивать в детях самостоятельность, самоуправление, умение логически рассуждать, доказывать свою точку зрения, учить основам демократии;

-принцип саморазвития, предполагающий создание условий для устойчивого развития каждого ребенка.

Внешкольная работа предполагает создание условий для саморазвития каждого ребенка, данный принцип позволяет, учитывая индивидуальные особенности, состояние здоровья ребенка, позитивные черты характера создать условия для саморазвития каждого ребенка;

-принцип независимости воспитания, признание независимости каждого участника воспитательного процесса;

данный принцип предполагает независимость всех участников педагогического процесса, будь то педагог или воспитанник, причем воспитанник имеет абсолютно равные права, как и взрослые участники процесса.

-принцип индивидуализации, предполагающий учет индивидуальных особенностей личности;

Во внешкольной работе учет индивидуальных особенностей является важнейшим фактором эффективной работы. Индивидуальный подход к каждому участнику воспитательного процесса требует от педагога организацию систематического изучения личности школьников, то есть высокого уровня диагностической работы, использование результатов данных исследований в повседневной работе.

Относительно содержания внешкольной работы мы хотели бы предложить, согласно установкам гуманистического мышления, представить его как полную социализацию личности, подготовку ее ко всем сложностям во взрослой жизни. Исходя из социального опыта человека в обществе, содержание ВНР можно было бы представить следующим образом:

-опыт межличностного бесконфликтного взаимодействия;

-опыт ценностного отношения к другому человеку, к объектам или средствам деятельности человека, его проявления в отношении к окружающему миру;

-система общих интеллектуальных и практических навыков социализации личности;

Наполнение содержанием внешкольной работы происходит как в специализированных учреждениях образования, так и в семье.

Семейное воспитание является важнейшим аспектом в формировании личности, как всякий организованный процесс, оно предусматривает моральную чистоту, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Особую роль в семейном воспитании придают заботе о физическом здоровье личности, формированию в совместной деятельности положительных привычек, поскольку приобретенные в семье негативные привычки, а к ним можно отнести алкоголизм, табакокурение, наркоманию и т.д, с детства пагубно влияют на формирующуюся личность.

Содержание внешкольной работы в специализированных учреждениях образования подчинены основной цели: создание условий для полноценного развития личности, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей каждого участника процесса внешкольного воспитания.


Вопросы и задания для самоконтроля
1 Охарактеризуйте основные направления развития внешкольного дела.

2 Дайте характеристику современному состоянию внешкольной работы.

3 Соотнесите дефиниции «внеклассная работа», «внешкольная работа», определите сущность каждого из них, назовите формы организации внешкольной деятельности детей и подростков.

Рекомендуемая литература 4,6,8,11,12,13,15,17,20,21 

2 Организация летнего отдыха учащихся в условиях оздоровительного лагеря

2.1 Нормативно-правовое обеспечение лагеря с дневным пребыванием детей

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности лагеря с дневным пребыванием необходимо знать перечень примерной документации. Все нормативные документы делятся на: организационные, регламентирующие воспитательно-оздоровительный процесс.

К организационным документам относят:


  1. приказ о создании пришкольного лагеря;

  2. положение о лагере;

  3. штатное расписание;

  4. приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря;

  5. должностные инструкции;

  6. документы по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности;

  7. акт приема – передачи лагеря;

  8. график работы сотрудников;

  9. финансово-бухгалтерские документы;

  10. приказы о выходных, замене, поощрениях и др;

  11. санитарные книжки сотрудников лагеря;

  12. нормативные акты вышестоящих организаций;

К документам, регламентирующим воспитательно- оздоровительный процесс, относятся:

  1. программа работы лагеря;

  2. план-сетка воспитательно-оздоровительной работы на весь сезон;

  3. режим работы лагеря;

  4. календарный план работы вожатых;

  5. списки распределения детей по отрядам;

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием организуется для учащихся на время летних, осенних, зимних, весенних каникул. Чаще всего функционирует на базе общеобразовательных школ, однако может работать и при внешкольных, дошкольных организациях и других приспособленных помещениях. Обычно продолжительность смены- 15-20 дней. Оздоровительные площадки могут быть организованы без горячего питания. Согласно порядка организации деятельности детского оздоровительного лагеря, принятого в РК, (Қосымша білім және тәрбие, №3, 2005), основными задачами Детского оздоровительного лагеря являются:

- обеспечение необходимых условий для укрепления здоровья, творческого труда детей и юношества, реализации их способностей;

- организация их разумного отдыха и содержательного досуга;

- формирование гражданского самосознания, общей культуры, навыков здорового образа жизни;

- расширение и углубление знаний, умений в научном, техническом, художественном творчестве, спорте, туризме и краеведении, в других видах познавательной деятельности.

- практическое применение навыков в общественно-полезной деятельности.



2.1.1 Трудовой коллектив лагеря

Трудовой коллектив лагеря составляют педагоги, воспитатели, вожатые и другие работники, участвующие в деятельности учреждения на основе трудовых договоров. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие высшее или средне-специальное профессиональное образование. Все работники учреждения в пределах возложенных на них обязанностей несут персональную ответственность за безопасность жизни и здоровья детей и подростков, находящихся на отдыхе в учреждении.


2.2 Рекомендации организаторам внешкольной работы по месту жительства

Целями организации внешкольной работы по месту жительства учащихся могут быть:

- социально-педагогическая защита детей и подростков;

- предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;

- формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;

- увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

- создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

- адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

- компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

-дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами;

Основной формой организации внешкольной работы по месту жительства является лагерь с дневным пребыванием учащихся.

В пришкольном (с дневным пребыванием) лагере отдыхают в основном учащиеся начальной школы, а значит очень важно обратить внимание на личность вожатого, который должен стать примером, образцом подражания для малышей. Одно из основных требований, предъявляемых к вожатому: он должен «понравиться детям». Вожатые не всегда вкладывают в него правильный смысл. Одни считают, что «понравиться детям» - это значит, установить с ними контакт, другие, что - «влюбить в себя детей», завоевать их восхищение и обожание. Да, все мы разные: кто-то сдержан в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. Но в любом случае, какими бы вы ни были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой. Эта задача имеет несколько этапов решения: «Произвести первое впечатление», оно складывается из различных факторов, таких как ваш внешний вид, выражение вашего лица, ваши запахи, тембр вашего голоса, ваша жестикуляция.

Если вы поработаете над каждым компонентом, то успех «положительного первого впечатления» вам обеспечен.

Первые три дня и последние три дня в лагере желательна парадная форма, в основной период категорически запрещаются рваные джинсы, чересчур открытые топы, спортивная форма, грязные майки, футболки, неглаженые рубашки, сальные волосы, обгрызенные ногти.

С утра изучите свое лицо перед зеркалом, улыбнитесь себе, не натянуто «пo-голивудски», а теплой, доброжелательной, лучезарной улыбкой, примерив которую, «не снимайте» до вечера. Исследуйте свой голос. Поработайте над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите средний тембр.

Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться и внимательно изучать, будут оценивать, будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы оценочные выводы были такими: «Да ну его, только и умеет командовать», «С ней с тоски можно умереть», «Она даже шуток не понимает».

Гуманистический подход в работе это, главное, означает настроить себя на доброжелательное восприятие, быть сориентированным на лучшие качества в каждом ребенке, Это значит «понимать детей», понимать, что стоит за благородными поступками и дурными выходками, быть терпимым и склонным к прощению.

А еще это значит - относиться к ребенку как к «частичке» себя. Дети, оказавшиеся в вашем отряде, - это тоже объективная реальность, и надо принимать ее такой, какая она есть. «Полюбить детей» - это нелегкий творческий труд, это результат огромной внутренней работы. Эта любовь воспитывается и формируется. Было бы желание. Если вы готовы к этому, воспользуйтесь этими тремя советами:



  1. найдите в каждом ребенке хоть что - то положительное и воспринимайте ребенка, опора на положительное всегда было ведущим принципом в воспитательной деятельности;

  2. прежде чем обвинить ребенка в чем-то, обрушить на него свой гнев, попробуйте объяснить и понять мотивы его поступка;

  3. следуйте принципу вовлечения детей в практическую деятельность через педагогическое сотрудничество;

В организации смены в пришкольном лагере выделяется три периода: организационный, основной и заключительный. Вожатому необходимо хорошо знать специфику каждого из них, для того, чтобы каждый день короткой смены был эффективно использован для детей. Вожатый должен изучить своих воспитанников, организовать интересные коллективные дела, думать над планом работы. На основе плана работы директора школы, общие дела, конечно, будут, но немного. Все остальное решают сами ребята. За две-три минуты ребята открывают банк идей для отрядных дел, ( «Мозговая атака» и др. отрядные дела, см. методику проведения в приложении Д). Детали дела разрабатываются на совете Дела. Вожатому важно так предложить свои «изюминки», чтобы дети решили, что все это они придумали сами.

Коллективное планирование деятельности отряда идет в первые дни лагерной смены. Разведка дел в школе, и ее окрестностях, конкурс на лучшее предложение в план, интервью «Что мне понравилось в лагере в прошлом году» и др.

Вот, например, одна группа детей отправилась в деревню. Помочь старикам колоть дрова, убрать во дворе, у памятника, посадить цветы, выступить в сельском клубе с небольшим концертом по заявкам жителей села. А поиграть с сельскими малышами? А еще поговорить со старшими жителями села, узнать их судьбы, что было в их жизни незабываемым, записать все это, получилась бы удивительная книга. Ее можно подарить сельскому акимату.

Вожатый идет вместе с детьми, наблюдает за тем, кто из детей активнее, смелее общается с жителями села, кто умеет внимательно выслушать человека, кто умеет видеть дела для своих рук, кто вносит много деловых предложений, а кто просто отмалчивается. Другая группа идет на ферму, конкретные и посильные дела подскажут ребятам работники фермы. Тут работают, оказывается очень хорошие люди, нужно разузнать о них больше. А еще пригласить кого-нибудь в отряд, попросить рассказать о своих профессиях.

Как организуются первые дни в пришкольном лагере?

Первое – это регистрация, напряженные 2-3 часа, а может и весь первый день, когда формируется отряд, главное быстро запомнить своих детей, при необходимости снабдить их бейджиками, на которых написаны их имена, название отряда, можно заполнить таблицу.


Таблица 1 - Форма регистрации детей




Ф.и.о

Дата рождения

Дом. адрес

телефон


Увлечения

Советы родителей


















Для детей школьный лагерь — это возможность отдохнуть, пообщаться с друзьями, при этом, важным аспектом является то, что они не расстаются с родителями. Для детей младшего школьного возраста это очень важно. В первый день можно организовать игру - путешествие «Разузнай! Выясни! Спроси!» или «Здравствуй, лагерь!». Для игры потребуется красивый маршрутный лист с вопросами, о нем нужно позаботиться заранее.

Вопросы могут быть такими:


  • Какого цвета занавески в штабе?

  • Умеет ли плавать шеф - повар?

  • Сколько урн на территории лагеря?

  • Какого цвета глаза у старшего вожатого?

  • При какой температуре можно будет купаться?

  • Сколько окон в здании столовой?

  • Какую книгу читает вожатый первого отряда?

  • Каковы размеры футбольного поля? и т.д.

С первого дня в лагере начинается «организационный период», «орг. период». Есть педагогическое поверье: «Как пройдет орг. период, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием.

Орг. период — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и к новому рациону питания.

Орг. период - это переход из одной жизни в другую. У всех детей этот процесс проходит по разному: одни перестраиваются очень легко, другим требуется больше времени. Дети, при первых сложностях, начинают «закатывать истерики» родителям, с требованием немедленно забрать их из лагеря, со слезами, заявляя: «Здесь все плохо». Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня жизнь в лагере станет привычной и приятной, то для тех, кто не испытывал трудности с адаптацией, он тем более превратится в «родной дом». Ваша главная задача - помочь детям в привыкании к лагерю:


  • как можно скорее познакомить детей друг с другом: веселые кричалки (приложение А);

  • игры на знакомство, (см. приложение В);

  • отрядные дела (приложение С;

  • приучить детей к распорядку дня и соблюдению санитарных норм;

  • создать у детей ощущение комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;

  • сделать детей «управляемыми», для чего распределить обязанности;

  • дать возможность детям проявить инициативу;

  • самоутвердиться, сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомьте их с планом смены;

Спланировать орг. период желательно накануне смены очень тщательно и поминутно. Каждую свободную минуту, когда вы идете из корпуса в столовую, нa стадион, к промежутках между мед. осмотром - вы играете в игры, кричите «кричалки», поете песни и общаетесь с детьми на самые различные темы.

Мы предлагаем, несколько кусочков, из, которых складывается орг. Период;

1) отрядное дело «Давайте познакомимся». «Ромашка»;

2) разучивание спортивных игр «стритбол», «снайпер»;

3) «музыкальная шкатулка»;

4) «ты да я, да мы с тобой» - формирование микроколлектива;

5) изготовление и оформление отрядного места;

6) «разведка интересных дел»;

7) торжественное заполнение первой странички «Летопись отряда»;

8) лагерный (отрядный) костер с песнями и рассказом о себе;

9) конституционное собрание - сбор отряда по утверждению законов в отрядной жизни;

Если Вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете в обморок, если вы претворите в жизнь половину сказанного, побеседуете хотя бы три минуты с каждым ребенком — дальше все пойдет «как по маслу». Заготовьте ответы на обязательный вопрос: «А мы пойдем купаться?»

«Как быстро запомнить имена детей?» - спросите вы у опытных вожатых, да очень просто, с помощью «игр на знакомство» (см. приложение А). Мы быстрее запоминаем ребенка не только внешне, но и по его темпераменту и характеру. Еще один способ, возьмите список отряда, читая фамилию ребенка, мысленно представляйте его. Как «обращаться к детям? Существуют вот такие варианты:

«Ребята», «Друзья», «Народ»; «Девушки», «Девчоночки», «Барышни»; «Парни», «Джентльмены», «Братцы - кролики», «Солнышко», «Заинька» и др.

Какие лучше использовать при обращении имена. Девочки, а порой и мальчики, не возражают, когда их называют уменьшительно-ласкательными именами. Самое главное - не увлекайтесь, придумывая слова - обращения. Ведь для ребят важны не слова, а интонация. Потренируйтесь произносить «дети» с разными оттенками и вы увидите разницу. А чтобы при обращении найти верную интонацию, нужно полюбить детей.

Кто должен придумывать название отряду? Сами дети под вашим руководством! Какими могут быть названия? Интересными, традиционными, ультра новыми.

Названия могут быть от «Солнышка», «Озорные медвежата» - у самых младших, до «Экстрим», «Заморские пряники» - у самых старших.

Но помните, название отряда - это его лицо! Как говорят вожатые: «Как корабль (отряд) назовешь, так он дальше поплывет».

Красивое оформление смены.

Очень хорошо, если в работе по оформлению примут участие дети. Начнем с оформления «Отрядного места», поскольку это место, где собирается вся информация для отряда. В уголке можно повесить список всех детей отряда и края бумаги закрепить цветками из аракала (клеящая цветная бумага), сделать плакат всех именинников с конвертом, в который вы будете складывать поздравления, отдельно разместить рубрику «сегодня», где будет размещаться информация на каждый день, отдельно повесить песни, которые мы поем, украсив листок музыкальными знаками, возможна рубрика «наши достижения», где будет информация о отрядных чемпионах и победителях. План смены не просто нужно повесить, а вывесить красиво. Для взрослых важно содержание, а для детей оформление. Сделать это не так сложно, как представляется, и повышенные художественные способности при этом не требуются. Как всегда, необходимо только желание. План совсем не обязательно изготовлять на цельном листе ватмана, можно склеить 6 - 8 ватманов, и тогда у вас появится огромное поле деятельности. Главная задача - это уместить все 15 - 20 дней смены.

Например, можно сделать план в виде космической ракеты, а рядом разместить звезды, уже освоенные, и пока еще не изведанные, а можно сделать в виде календаря и каждый день его перелисты­вать. Или в виде огромной яркой зеленой поляны с белоснежными ромашками и лесными жителями на ней. В общем, на что у вас хватит фантазии и желания. И главное, привлеките к работе над планом и его оформлением детей, и вы увидите, какой интересный и удивительный «план смены» у вас получится.

Красивое оформление плана смены, помимо «напоминалочки» для детей, будет служить украшением белых маслянистых стен лагеря.



2.2.1 Оформление отрядного уголка

Отрядный уголок - один из основных атрибутов жизни отряда, он должен развивать активность ребят, расширять их знания, помогать в формировании хорошего вкуса, а также пробуждать интерес к жизни коллектива. В отрядном уголке помимо названий могут быть помещены девиз, речевка, песни, заповеди, список отряда, поздравления именинникам, победителям каких-либо конкурсов, соревнований. Поскольку отрядный уголок – совместное творчество, он должен быть «говорящим», т.е. содержание его рубрик должно постоянно обновляться. Возможные рубрики: календарь знаменательных дат (района, школы, лагеря и тд), спортивные достижения, отрядная символика, состав отряда, законы отряда, можно добавить в уголок такие рубрики: вопрос вожатому, я хочу…, мое предложение, и др. Единственное требование к оформлению отрядного уголка: больше творчества, фантазии, пусть это будут необычные формы, оригинальные идеи, и совсем нет места в отрядном уголке шаблонам и стереотипным словам и фразам. (например, список отряда можно представить только в именах и фотографиях, а можно к каждому подобрать оригинальные двустишия, а можно сочинить песню или стихотворение в котором нашлось бы место каждому…) возможно размещение режима дня в оригинальной форме (например в стихах )




9-00

Солнышко встает - спать ребятам не дает

9-10

Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку.

9-30

Умываться, одеваться, на линейку собираться

9-45

Горн зовет, пора-пора, на линейку детвора!

10-00

Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво.

Что ты ходишь грустный?

Ждешь в столовой завтрак вкусный?


10-30

Надо в порядок все привести, в палате убрать и полы подмести

11-00

13-00


Лишь заслышав зов игры, из палаты выходи,

Ждет нас здесь много забав интересных,

Соревнований, прогулок и песен чудесных,

Лучше отряда нет места на свете-

Знают об этом все взрослые, дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будем тебе мы особенно рады!


13-00

Нас столовая зовет! Суп отличный и компот!

14-00

16-00


К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16-30

Вот уже в который раз, повара встречают нас

18-00

Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать,

Только бездельники час этот маются,

А все ребята в кружке занимаются.

Если не поленимся сейчас,

Будет вечер лучше всех у нас.

Вместе с отрядом сил не жалей.

Пой, танцуй, рисуй и клей.


19-00

Ужина время настало, и вот

Отряд за отрядом к столовой идет.



20-30

Вечером- фильм или дискотека,

А может другая смешная потеха,

Может быть конкурс, а может игра

Станет сюрпризом для Вас, детвора.



23-00

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!



2.2.2 Тематические дни

В лагере, как в пришкольном, так и загородном, проводятся много тематических дней. Это и Дни Знакомств, Здоровья, Спорта, Открытия и Закрытия смены, Туристов, Леса, Воды, Красоты, Театра, Творчества, Телевидения, Смеха, Нептуна, экологические путешествия, исторические турниры, Влюбленных, Рыцарей, Мисс лагеря, и др. (смотри приложение) Любой из этих дней требует тщательной подготовки, творчества и инициативы вожатого, необходимо продумать весь день, распределить поручения по всем отрядам, главное: чтобы в этих делах были задействованы все дети. Варианты мероприятий для тематических дней можно посмотреть в приложении С,Д,Е.



2.2.3 Организация дел в отряде

Важным средством проявления и развития самоуправления являются конкретные дела. Каждый день в лагере - это комплекс больших и малых отрядных дел. Надо сделать так, чтобы члены коллектива участвовали в поиске решения проблем, выдвигали разные идеи. Пятьдесят процентов успеха будет зависеть от того, как ребята проведут первые два дня в лагере.

Лозунгом этого периода является «темп и разнообразие».

Огонек знакомств, концерт «Ромашка», первый выпуск живой газеты, «здравствуйте» и др (см. приложение С, Д)

Каждый ребенок должен получить и выполнять поручение. Воспитатель должен учить детей выполнять поручения.

А для этого:

- продумать формы поощрения и порицания;

- изготовить эмблему своего отряда, продумать название и девиз;

Например:

«Солнышко»

Пусть всегда будет солнце!

«Единство»

Когда мы едины, мы непобедимы!

«Бабочки»

Не грустить, не сачковать, вместе с солнышком вставать

«Звездный»

Через тернии к звездам. И т.д.

Не лишними в работе отряда будут и современные кричалки, с ними веселее идти в столовую, на пляж или просто пройтись по территории лагеря, а может быть на спортивную площадку.

Кричалки

Под кричалками подразумевают веселые выражения, которые отряд громко и хором повторяет за вожатым или запевалой, с каждым разом увеличивая скорость проговаривания. Любая общественно полезная (для вожатого) деятельность объединяет отряд. Полезность кричалок? - Оздоровление. Супервентиляция легких. Повышение эмоционального настроя )

К спартакиадам возможно использовать такие названия:

«Виктория»

Победа будет за нами!

«чемпионы»

Быстрее, выше, сильнее!

«турист»


Турист всегда в дороге, турист всегда в пути

Есть у туриста ноги, чтоб Землю обойти.

К экологическому празднику

«Заяц»


«ну погоди»

«Муравейник»

Муравейник - общий дом, очень дружно мы живем.

«лесовичек»

Я люблю тебя природа, ты хороша в любое время года!

Какими могут быть органы самоуправления детей?

Пожалуй, всегда необходимы:

Совет командиров;

Совет здоровья;

Совет спорта;

Редакционная коллегия;

можно выбрать и совет красоты,

библиотекарей,

ответственных за музыкальное оформление и тд.

Каждый совет проводит (под руководством взрослых) свои заседания, сообщает в отряде, руководит выполнением, направляет работу всего отряда.

2.2.4 Пример самоуправления в отряде

НИИ «Росток»

В названии заложены желаемые качества для всех участников коллектива:

Р - радостный

О - отзывчивый

С - смелый

Т - трудолюбивый

О - организованный

К - коллектив

В основу заложена структура НИИ ( научно-исследовательского института)

Есть директор НИИ «Росток», и его заместитель, которые руководят данным коллективом. И есть отделы, каждый из которых выполняют свои функции:

- ОВД- отдел внутренних дел, объединяет учащихся, которые в ходе познавательной деятельности осваивают навыки самоуправления. Поручения - завуч, диспетчер по расписанию, санитар, мастер и др.

- ОКД- отдел культуры и досуга, позволяет школьникам развивать свои организаторские способности. Это режиссер, культорганизатор, экскурсовод и др.

- ОЗС- отдел здоровья и спорта. Решает вопросы, связанные с формированием у учащихся потребности вести здоровый образ жизни.

- ОПИ - отдел печати и информации, сформирован из учащихся, интересы которых связаны с творческой деятельностью. Журналисты, фотографы, почтальон и др.

- ОЗД - отдел заботы и добра вносит разнообразие в социально значимую деятельность учащихся, обогащает внутренние коллективные дела. Обязанности: ботаник, вожатый (в младших группах), спасатели, социальные работники и др.

Защиту интересов, прав учащихся выполняет миссии по разрешению споров (выбирается учащимися, обычно вожатый, и члены коллектива).

У данного НИИ есть свой устав, в котором отражены цели, задачи данного коллектива, права и обязанности членов НИИ, отмечается, что запрещено членам коллектива, а также меры ответственности. Отдельным пунктом отмечены заповеди НИИ «Росток», такие как:

- Не стыдно знать, стыдно не учиться.

- Не говори, чему учился, а говори, что узнал.

- Золото познается в огне, человек в труде.

- Не за свое дело не берись, а за своим делом не ленись.

- Кто работы не боится, у того она спорится.

- Не сиди сложа руки, так и не будет скуки.

- Хвалят не гордись, учат- не сердись.

Девиз: Ученье и труд по жизни ведут.

Эмблема представляет собой раскрытую книгу, которая символизирует знания, руки на желтом фоне – наши золотые руки, которые трудятся, творят, от них исходит желтый свет добра, зеленый побег – это символ жизни и развития учащихся в совместной деятельности.

Фирменные дела НИИ «Росток»

1 Книга рекордов. Рекорды могут быть овощными, цветочными, песочными и др.

2 КТД «Ветераны » учащиеся пишут сочинения, стихи, эссе о подвигах ветеранов ВОВ, при возможности приглашают их для беседы, на различные праздники, посещают их на дому, ухаживают за ними, рассказывают о своих успехах.

3 Акция «Земляки на службе». Ведется переписка с ребятами из села, которые в данный момент находятся в рядах Вооруженных сил, делятся своими успехами, рассказывают о жизни села, поздравляют их с разными праздниками, отправляют посылки с подарками, сделанными своими руками.

4 День рождения только раз в году. Поздравляются именинники, дарятся им памятные сувениры , сделанные в мастерских коллектива.

5 Бал цветов. Учащиеся изучают растения, цветы, а затем в день бала каждый может продемонстрировать выращенный дома своими руками цветок, уникальное растение, дать советы тем, кто заинтересовался разведением цветов, затем проводится конкурсная программа «В мире цветов».

2.2.5 Законы в лагере

Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть ответственными. Но важно, чтобы законы обсуждались детьми и были приняты ими.

Какими могут быть законы в лагере?

Законы отряда также можно придумать сообща, а для начала предложите детям следующие законы:

Закон доброго слова.

Закон уважения к старшим.

Закон уважительного отношения друг к другу.

Закон бережного отношения к при роде.

Закон чистоты.

Закон бережного отношения ко времени.

Закон справедливости.

И, конечно же, законы юмористические:

В нашем отряде закон есть простой: здесь мы поможем тебе стать звездой!

Если тебе хорошо, поделись с товарищем!

Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми!

За двумя вожатыми погонишься, ни одного не поймаешь.

Съел сам, помоги товарищу.

Поспешишь, весь отряд насмешишь и т.д.



2.2.6 Планирование

Для полноценного отдыха, запоминающегося лета современный вожатый должен спланировать свою деятельность, ответив на вопросы: Где, Когда, Кто, Как, Сколько времени займет и др.

Это позволит эффективно разработать план работы на смену, при этом он будет соответствовать следующим требованиям:

Четко обозначенная цель, которая должна быть подкреплена действиями, направленными на ее достижение.

Мероприятия необходимо выстроить в определенной логической последовательности, и согласовать их между собой по времени проведения и по содержанию.

Для четкого планирования мы должны определиться и с режимом работы пришкольного лагеря, он может быть следующим:

8-30 утренний сбор детей. Веселая утренняя гимнастика.

8-45—9-00 Завтрак

9-00—12-30 спортивно-оздоровительные, игровые и культурно-массовые мероприятия. (см. план-сетку ниже)

12-30—13-00 Обед

13-00—15-00 Отдых

15-00—16-00 Организационные мероприятия и индивидуальная работа. (экскурсии, выходы в музей, проведение общелагерных мероприятий и т.д.)

16-00 – 17-00 Проведение игр, массовых мероприятий. Окончание работы площадки. Уход детей домой.

В летнем оздоровительном лагере режим работы может быть следующим:

7-30 - подъем

7-45 - веселая утренняя гимнастика.

8-00-8-15 - время для утреннего туалета

8-30-9-00 - завтрак

9-00-10-30 - отрядные дела

10-30- 12-30 - работа творческих мастерских, занятия по интересам

12-30—13-30 - обед

13-30—15-30 - отдых

15-30—16-00 - подготовка к вечерним мероприятиям

16-00 – 16-30 - полдник

16-30 -18-30 - время отрядных дел

18-30-19-30 - ужин

19-30-21-30 - время общелагерных дел

21-30-21-45 - второй ужин

22-30 - отбой

Предлагаем ориентировочный перечень отрядных дел и действий вожатого на основе тематических дней, по которым можно составить план-сетку.

Таблица 2 - План-сетка на смену (ориентировочная)


Дни смены

1

2

3

4

5

6

Понедельник, 2 июня

Вторник, 3 июня

Среда, 4 июня

Четверг, 5 июня

Пятница, 6 июня

Суббота, 7 июня

Встреча детей. Организационный период, комплектование отрядов;

«здравствуйте, будем знакомы», «расскажи мне о себе», (отрядное дело)

торжественное «открытие смены»

«Путешествие по Ближнему Зарубежью»




Планирование дел в отряде и поиск предложений в план работы, выбор органов самоуправления, конкурс «Кто лидер?»,

Юмористический конкурс «Кто во что горазд» и др. праздник «Здравствуй лето».




«музей асфальтной живописи», разведка интересных дел, конкурс карикатур, театр- экспромт, КТД «сказка». Газета –аппликация «Это мы»,

день новых игр, необычные жмурки,

шуточные спортивные состязания,

Алло, мы ищем таланты (отрядное дело)



Крестики-нолики, (интеллектуальная викторина), аукцион талантов, конкурс танцевальных импровизаций, космический парад,

веселые старты, отрядные спартакиады, литературные гостиные,

игра «Кто много читает, тот много знает» (встреча в библиотеке)


День именинника, КВН «на реке, на озере»,

зоопарк на песке, посиделки на завалинке

(конкурсы народных игр и песен),

беседы «как с солнышком дружить, чтоб себе не навредить»,

(встречи с медработником)

малая олимпиада в отряде

олимпиада в летнем лагере с приглашением соседних пришкольных лагерей


День Геракла, посвящение в рыцари,

«любовь с первого взгляда»,

конкурс рыболовов», пляскотека, аргонавты (мифологический конкурс),

«золотая цепь» (конкурс рассказчиков)




Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

6

Понедельник, 9 июня

Вторник,

10 июня


Среда,

11 июня


Четверг,

12 июня


Пятница,

13июня


Суббота,

14июня


«Ателье-шоу природы», «поле чудес» или мастерская природы, «волшебная шкатулка» конкурс

вопросов и ответов, конкурсы на лучшую историю, сказку, …, «горячая линия или конкурс репортеров», и др.



День экологии, экологический калейдоскоп, в мире животных,

конкурс песен, загадок, стихов,

рассказов о природе, экологическая тропа(познавательная игра- путешествие), экологический вечер, «Солнышко светит ясное»


День фантазеров, конкурс на лучший портрет вожатого, конкурс

«джентльмен- шоу», конкурс

пословиц, скороговорок, считалок, карикатур, анекдотов про лето, интеллектуальная игра ЧТО? ГДЕ? КОГДА? И др.


Встречи с ветеранами труда, знакомство с различными профессиями,

проведение различных

конкурсов на выявление профессиональной направленности учащихся, игры на воздухе, «Я и моя будущая профессия». и др.


«Варвара-краса, длинная коса, или мисс отряда», «Алиса в стране чудес»

(конкурс фантазеров),

страна краснокожих (соревнования, игры индейцев), пляскотека, и др


Закрытие смены, прощальный огонек в отряде, подведение итогов

работы лагеря, награждение, вечер

песни, пляски, танцы народов мира, фестиваль дружбы и др.


2.2.7 Отрядное место

Отрядное место можно устроить в любом укромном месте: и на поляне, и в корпусе. Если ваше отрядное место в лесу, то в один из дней, вам могут помешать погодные условия. Отрядное место можно отыскать заранее, а лучше дать такое задание детям, они быстро сориентируются, и найдут подходящее местечко. В обустройстве места можно сделать такие приспособления:

Вбить по углам колышки, к колышкам привязать веревку, на веревку повесить флажки из ткани; все это соорудить в центре рядом с костровым кругом; прорыть вокруг неглубокую ямку - ров, чтобы во время дождя туда стекала вода; можно сделать вход - ворота, секретный тайник. Положитесь на фантазию детей, ведь они большие выдумщики! Обязательно сделайте табличку с названием отряда!

Для чего нужно отрядное место:

- для утреннего сбора и ритуала начала дня, для проведения отрядных дел;

- для проведения некоторых мероприятий типа « игра - викторина», тренинга;

- для неспешной беседы «по душам» с группой нарушителей дисциплины;

- для подготовки - репетиции к общелагерному делу;

- для итогового «огонька» с костром и разговором о прожитом дне;

Ну, и, конечно, отрядное место — это уже своеобразная игра.



2.2.8 Поход в столовую

Это обыденное каждодневное мероприятие, которое, как и все другие важные дела, имеет свои правила, о них нужно будет рассказать детям:

- перед едой мойте руки;

- нельзя кушать, сидя в верхней одежде;

- не разговаривайте во время еды;

- ешьте аккуратно, чтобы было чисто как на столе, так и вокруг вас;

- все доедайте в столовой, не берите с собой про запас;

- уберите за собой посуду, если вы уже покушали;

- работники столовой всегда рады услышать от вас добрые слова благодарности;

В столовую можно ходить «парами», «строем», «организованной толпой». А можно и так:

- взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку;

- взявшись за руки, цепочкой, но двигаясь, задом наперед., т.е. вперед спиной;

- держаться руками за длинную чистую веревку;

- построившись по трое и маршировать, как бравые военные;

- в шеренгах, делая два шага вперед, один назад;

- подняв верх руки;

- хлопая руками над головой или за спиной;

- держась руками за уши;

В общем, на сколько хватит у вас фантазии. А еще при этом можно идти и кричать «кричалки» «речевки», петь песни. Можно придумать определенный сигнал для сбора, это может быть звонок будильника, удар колокольчика, крик, как у индейцев. А необычно ходить можно не только в столовую, но и куда угодно.

2.2.9 Коллективное творческое дело

Основное средство сплочения коллектива - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни Иванов И. П., автор коммунарской методики - методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий. Одна из таких форм - КТД.

Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД

вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело.

Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.

Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.

Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.

Стадии организации КТД:

Предварительная работа. На этой стадии происходит так называемая "стартовая беседа", во время которой руководитель коллектива увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого? Когда? Где? С кем вместе? Главная задача взрослого - вовлечь каждого в деятельность с целью развития личности. Здесь же происходит разбивка на микрогруппы: по цветам, геометрическим фигурам, знакам Зодиака, капитанам, открыткам, отраслям наук, временам года, животным и т. д.

Планирование. Педагог предлагает участникам варианты заданий. Представители микроколлективов задают, по необходимости, уточняющие, конкретизирующие вопросы, ставят дополнительные "задачи на размышление" и т, д.

Подготовка. Участники микрогрупп создают творческие проекты в своих коллективах. При этом используют не только опыт, полученный во время коллективного планирования, но и весь опыт прежней жизни.

Проведение. Стадия проведения КТД - это итог работы, проделанной при его подготовке.

Подведение итогов. На этой стадии воспитатель ставит задачи для размышления (возможно, в специальных анкетах): что у вас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаете на будущее? Воспитатель побуждает детей сопоставлять мнения и предложения, уточняет вопросы, стимулирует поиск причин успехов и неудач, словом, осуществляет товарищескую заботу о том, чтобы действительно каждый воспитанник участвовал в общих размышлениях.

Последействие. Общественное мнение, выработанное на стадии коллективного подведения итогов КТД, становится содержанием шестой стадии КТ его ближайшего последействия. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками в различных видах деятельности опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Таковы внутренние связи каждого коллективного творческого дела.

Творческие задания для различных отрядных дел (смотри в приложении № 4)

В пришкольном лагере возможно проведение деловой игры «Я и моя будущая профессия».

Оформлением данной игры стали следующие мудрые мысли:

Стань необходимым для кого-нибудь (Ральф Эмерсон)

Действие не всегда приносит счастье, но без него счастья не бывает. (Бенжамин Дизраели)

Если вы хотите добиться успеха, вы должны сами принимать решения. (Харри Роузен)

Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут узнать. (Конфуций)

Если вы не думаете о будущем, у вас, его не будет. (Джон Голсуорси)

Материал, необходимый для проведения игры: таблички с названием профессий на столах, по 2 листа бумаги, фломастеры, цветные карандаши.

Ход игры:

Вводное слово: наша игра называется «Я и моя будущая профессия». Каждый из играющих сделал свой жизненный выбор- кто окончательно, раз и навсегда, а кто-то еще не раз сменит род своей профессиональной деятельности, пока не найдет занятия по душе.

В первобытном обществе не существовала проблема выбора профессии, так как в то время каждый имел делать все необходимое для обеспечения жизни.

С развитием человечества происходило возрастающее разделение труда и в настоящее время количество профессий и специальностей превышает 40тысяч. Как не растеряться, не заблудиться в таком огромном количестве профессий и как убедить самого себя в том, что выбранная профессия – та единственная, которой ты готов посвятить жизнь? Этой цели и будет посвящена наша игра.

Основные цели и задачи:

1. Осознание наиболее специфических моментов своей профессиональной деятельности.

2. Повышение уровня ориентации в будущей профессиональной деятельности.

3. Осознание основных личностных смыслов профессиональной деятельности.

4. Обучение планированию профессиональных перспектив.

В этой игре не будет проигравших, выигрывают все, так как Вы сможете лучше изучить и свою профессию,

И профессию своего коллеги – соученика, научитесь планировать свою будущую профессиональную деятельность и профессиональный рост, научитесь видеть возможные препятствия на пути к своим профессиональным целям и зная о них сможете в будущем успешно их преодолеть.

Задание №1

Сделать рекламу своей профессии в виде заставки на телевидении, в газете, на рекламном щите.

Реклама должна содержать:

- символ профессии;

- девиз;


- особенности ее;

Задание №2

Подарок профессионалу

Представьте, что вы идете на день рождения к другу, представителю вашей профессии. В подарок вы несете нечто, отражающее особенности его профессиональной деятельности, при этом подарок должен быть с юмором и недорогой.

Задание №3

«Самое-самое»

Какие эпитеты вы используете, характеризуя свою профессию, рекламируя ее, доказывая, что не зря ее выбрали.

Например: Самая престижная, самая легкая, опасная и т.д.

Задание №4

День из жизни

Проиллюстрируйте день из жизни специалиста вашей профессии с помощью имен существительных: например: повар - утро, холод, огонь, свет, запах, кастрюля, меню, ложка, вода, соль, крупа, обед, ужин, сумка, продукты, усталость, сытость, сон.

Задание №5

«Угадай профессию»

Представьте, что на Землю прилетели инопланетяне и ничего не знают о наших профессиях. Им нужно объяснить особенности вашей профессии по следующему плану:

Предмет труда.

Цели труда.

Средства труда.

Условия труда.




страница 1 страница 2 | страница 3 | страница 4

Смотрите также: