страница 1 страница 2 ... страница 5 | страница 6 СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь
|
4
|
Тема 2. Изучение видов технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации
|
12
|
Тема 3. Изучение порядка разработки технических кодексов установившейся практики (ТКП)
|
23
|
Тема 4. Изучение порядка разработки государственных стандартов
|
25
|
Тема 5. Изучение порядка разработки технических условий
|
29
|
Тема 6. Международная организация по стандартизации (ИСО)
|
41
|
Тема 7. Порядок разработки международных стандартов
|
45
|
Тема 8. Информационное обеспечение работ по техническому
нормированию и стандартизации
|
47
|
Приложения
|
56
|
Тема 1. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Органы, осуществляющие государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь
Цели практического занятия:
- изучение структуры системы технического нормирования и стандартизации (ТНиС) Республики Беларусь;
- изучение структуры и содержания закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;
- изучение основных терминов в области ТНиС;
- изучение органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области ТНиС Республики Беларусь.
Общие сведения
Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности с ранее действующей системой. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимости интеграции в мировую экономическую систему. Созданная в республике система стандартизации базировалась на правовых основах, установленных Законом Республики Беларусь «О стандартизации», принятым в 1995 году. Требования государственных стандартов, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции, маркировку продукции, единство методов контроля, были определены Законом как обязательные для соблюдения. Иные требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, ее эксплуатационных свойств, гарантийных сроков, были определены как добровольные.
С активизацией работ по присоединению республики ко Всемирной торговой организации (ВТО), различия между отечественной и международной практикой технического нормирования и стандартизации стали более очевидны. Основной целью нетарифного технического регулирования является ликвидация технических барьеров в международной торговле. Соглашениями ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, принимаемых органами власти.
Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.
Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь, определяющая основные направления государственной политики в области стандартизации и устанавливающая цели, принципы и приоритетные направления ее развития, предусматривает создание системы технического нормирования и стандартизации на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов Нового и Глобального подхода к техническому регулированию в Европейском Сообществе.
В январе 2004 года был принят Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», который основан на положениях Соглашений ВТО, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза. Принятие закона явилось началом создания новой системы ТНиС.
Согласно закону «О техническом нормировании и стандартизации», система технического нормирования и стандартизации – это совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования системы в целом.
Нормативная база системы ТНиС, а также основополагающие нормативные правовые акты в области ТНиС представлены в приложении А.
В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия.
Для соблюдения требований в области технического нормирования и стандартизации осуществляется государственный надзор и контроль.
Государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов (далее – государственный надзор) представляет собой комплекс мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, требований законодательства об оценке соответствия, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом, импортером) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации.
В республике имеется достаточная законодательная база, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля. В развитие законодательных актов Правительством Республики Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих государственный надзор за соблюдением требований технических нормативных правовых актов.
Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 года № 715 « Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и Положения о порядке осуществления государственного метрологического надзора».
Государственный надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, гарантирующим их безопасность для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды, а также в целях обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, защиты прав потребителей и интересов государства.
Основные задачи государственного надзора:
-
предотвращение и пресечение нарушений требований, установленных в технических нормативных правовых актах, включая технические регламенты, взаимосвязанные с ними государственные стандарты и иные технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;
-
предотвращение и пресечение нарушений требований законодательства об оценке соответствия при реализации продукции, оказании услуг, деятельности персонала и функционировании иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь.
В соответствии с основными задачами органы государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов:
-
контролируют выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации;
-
проверяют наличие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов об оценке соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательному подтверждению соответствия, а также подлинность указанных документов (сертификатов, деклараций соответствия), правомерность использования знаков соответствия;
-
принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений требований технических регламентов, взаимосвязанных с ними государственных стандартов и иных технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также показателей, задекларированных изготовителем (продавцом) продукции в договорах на поставку (продажу) продукции, в ее маркировке или сопроводительной документации, а также по пресечению нарушений обязательного подтверждения соответствия.
Объекты государственного надзора:
- продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательному подтверждения соответствия;
- процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции, оказание услуг;
- техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги).
Государственный надзор осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, ее изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг и проводится у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей независимо от форм собственности.
Государственный надзор осуществляется:
-
Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в лице Главного государственного инспектора Республики Беларусь по надзору за техническими регламентами и его заместителя;
-
структурными подразделениями Госстандарта, в сферу ведения которых входят вопросы организации и проведения государственного надзора и контроля;
-
областными и городскими центрами стандартизации, метрологии и сертификации в лице уполномоченных должностных лиц органов государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.
Государственный надзор непосредственно осуществляют уполномоченные должностные лица органов государственного надзора – государственные инспекторы.
Государственные инспекторы имеют право:
-
свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;
-
получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
-
привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;
-
проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям ТНПА;
-
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований ТНПА, а также причин, вызвавших эти нарушения;
-
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, не соответствующих требованиям ТНПА;
-
применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за соблюдением технических регламентов наряду с перечисленными правами имеет право:
-
запрещать выполнение процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказание услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов;
-
выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания об организации возврата потребителями и (или) изъятия из обращения продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
-
запрещать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям передачу продукции, выполнение процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказание услуг в случае их уклонения от проводимой в установленном порядке проверки и (или) создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении.
Государственные инспекторы несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Государственное регулирование в области ТНиС включает:
- определение и реализацию единой государственной политики в области ТНиС;
- формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;
- установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
- координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;
- утверждение технических регламентов, государственных стандартов;
- установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;
- установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.
Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами.
Методические рекомендации к выполнению практического занятия
Используя схемы, представленные в приложениях Б, В, Г, изучить основные предпосылки изменения законодательства Республики Беларусь, условия присоединения к Соглашениям ВТО, основные положения Соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части ТНиС, а также мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО.
Используя текст закона, изучить структуру и содержание закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». Используя схему, представленную в приложении Д, изучить регулируемые законом «О техническом нормировании и стандартизации» отношения.
В отчете по лабораторной работе необходимо привести определения следующих терминов: технические требования, техническое нормирование, безопасность, стандартизация, технический регламент, технический кодекс установившейся практики, стандарт, международный стандарт, межгосударственный (региональный) стандарт, государственный стандарт Республики Беларусь, стандарт организации, технические условия, система технического нормирования и стандартизации, государственная регистрация технических нормативных правовых актов в области ТНиС. Определения основных терминов необходимо привести в соответствии с таблицей 1.1, используя рисунок 1.1.
Таблица 1.1 – Основные термины и их определения
Термин
|
Определение термина
|
Область деятельности, к которой относится термин
|
Технические
требования
|
Технические нормы, правила, характеристики и (или) иные требования к объектам технического нормирования и стандартизации
| |
страница 1 страница 2 ... страница 5 | страница 6
|