Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6

Техническое


нормирование

и т.д.






Для изучения полномочий органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области ТНиС, необходимо использовать закон «О техническом нормировании и стандартизации», а также схемы, представленные в приложениях Е, Ж, К.








СИСТЕМА

ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ



Техническое


нормирование

Стандартизация

Технические

требования

Безопасность

продукции, процессов её разработки, произ-

водства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,

реализации и утилтзации, оказания услуг





Рисунок 1.1 – Структура терминов

Принципы ТНиС представлены в виде схемы на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Цели технического нормирования и стандартизации



Содержание отчета по практическому занятию
Отчет должен содержать следующие данные:

- наименование темы и цели занятия;

- основные предпосылки изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации;

- условия присоединения к Соглашениям ВТО;

- основные положения Соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части технического нормирования и стандартизации;

-мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО;

- структуру и содержание Закона Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации»;

- основные термины и определения, используемые при изучении темы;

- схему взаимодействия организаций в области стандартизации;

- структуру Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.


Список рекомендуемых источников


        1. Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» № 262-3 от 05.01.2004. // [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2006.


Тема 2. Изучение видов технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации
Цели практического занятия:

- изучение основных понятий и определений по теме лабораторной работы;

- изучение классификационных признаков и проведение классификации ТНПА;

- изучение обозначений ТНПА различных видов;

- изучение стандартов различных видов.
Общие сведения

Интеграция Республики Беларусь в мировую экономику, активизация внешнеэкономической деятельности, продвижение белорусской продукции на международные рынки, а также задачи социально-экономического развития страны обусловили необходимость реформирования технического законодательства.

Принятый в 2004 году Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые Законы Республики Беларусь по вопросам технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», предусматривающий внесение изменений и дополнений в 48 законов и кодексов, что обеспечит приведение этих законов и кодексов в соответствие с новым законодательством в области технического нормирования, стандартизации и оценки соответствия.

В соответствии с принятой системой технического нормирования и стандартизации выделяют следующие виды ТНПА:

технические регламенты;


  • технические кодексы;

  • стандарты (государственные, международные и межгосударственные (региональные) стандарты, введенные в действие в качестве государственных стандартов Республики Беларусь, стандарты организаций);

  • технические условия.

Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путём ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов, оказания услуг.

Техническому регламенту в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТР, года утверждения технического регламента, порядкового регистрационного номера (состоящего из трех цифр), присваиваемого Госстандартом, обозначения принадлежности к стране BY, разделенных косой чертой.



Пример: ТР/2004/001/ BY

В зависимости от способа изложения требований технические регламенты условно можно подразделить на следующие виды:

- технические регламенты, содержащие конкретные технические требования (Р 1);

- технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р 2);

- технические регламенты, содержащие общие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики (Р 3).

Взаимосвязь между видами технических регламентов и категориями объектов технического нормирования приведена в приложении Л.

Технические регламенты вида Р 1 подразделяются на предписывающие технические регламенты (Р 1.1) и технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (Р 1.2). Предписывающие технические регламенты (Р 1.1), как правило, разрабатываются для объектов технического нормирования, относящихся ко второй категории, у которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции. Технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (Р 1.2), разрабатываются для объектов технического нормирования, относящихся к первой категории, у которых риски снижаются (устраняются) на этапе разработки, и новые не появляются на последующих стадиях.

В предписывающих технических регламентах (Р 1.1) излагаются:

- конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);

- правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (например, НАССР – анализ рисков и контроль критических точек для пищевой промышленности);

- правила обеспечения единства измерений.

Кроме того, такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) каждого конкретного нормируемого показателя, а также схемы подтверждения соответствия.

В технических регламентах, содержащих эксплуатационные требования безопасности (Р 1.2), устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов, например, требования к конструкции, не нормируются. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей, а также схемы подтверждения соответствия.

Технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р 2), устанавливают общие (основополагающие, существенные, базовые) технические требования. В них по результатам анализа рисков приводятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования. В таких регламентах, как правило, отсутствуют требования, выраженные количественно. Такие технические регламенты применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами. Выполнение взаимосвязанных государственных стандартов обеспечивает соответствие общим техническим требованиям технического регламента, т.е презумпцию соответствия. Сведения о конкретных взаимосвязанных государственных стандартах в технических регламентах не приводятся. Перечень таких стандартов определяется при разработке и утверждении технического регламента, может дополняться в процессе его действия. Информация о взаимосвязанных стандартах публикуется в официальных изданиях. Это соответствует механизму технического регулирования в ЕС, основанному на Директивах ЕС Нового и Глобального подхода. Методы контроля (испытаний) также устанавливаются во взаимосвязанных государственных стандартах. Схемы подтверждения соответствия приводятся в техническом регламенте.

В технических регламентах вида Р 3 излагаются требования путем ссылки на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики. Соответствие техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований государственных стандартов и (или) технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей. Схемы подтверждения соответствия приводятся в техническом регламенте.

Предлагаемые виды технических регламентов для групп однородной продукции (услуг) приведены в приложении М.



Технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки,. реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Обозначение техническому кодексу присваивается в соответствии с ТКП 1.1-2004 (04100) [1]. Техническому кодексу в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТКП, порядкового регистрационного номера, присваемого Госстандартом, года утверждения технического кодекса и в скобках кода республиканского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс. Код республиканского органа государственного управления проставляется в соответствии с ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления».



Примеры: ТКП 43-2004 (09170)

ТКП 11.05.01-2004 (02300)

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Обозначение государственным стандартам присваивается в соответствии с ТКП 1.2-2004 (04100) [2], а обозначения государственных стандартов, подготовленных на основе международных, региональных и национальных стандартов других государств, – в соответствии с СТБ П 1.9-2002 «Государственная система стандартизации Республики Беларусь. Принятие международных, региональных и национальных стандартов других государств в качестве государственных стандартов» [3]. Госстандарт присваивает государственному стандарту обозначение, состоящего из индекса «СТБ», отделенного от него пробелом порядкового регистрационного номера, и отделенных от номера тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.



Пример: СТБ 1248-2000

Обозначение предстандарта состоит из индекса «СТБ П», отделенного от него пробелом порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, и отделенных от номера тире четырех цифр года его утверждения.



Пример: СТБ П 8017-2002 [2].

Для сопоставления национальных стандартов с соответствующими международными стандартами важным является указание их совместимости для быстрого восприятия и взаимосвязи. Система идентификации предназначена для указания соответствия между международным и национальным стандартом. Категории соответствия имеют следующее обозначение:

- идентичная – IDT;

- модифицированная – MOD;

- неэквивалентная – NEQ.

Национальный стандарт является идентичным по отношению к международному стандарту при следующих условиях:

- национальный стандарт идентичен по техническому содержанию, структуре и формулировкам (или является аутентичным переводом);

- национальный стандарт идентичен по техническому содержанию, хотя он может содержать следующие минимальные редакционные изменения: замена точки в качестве десятичного знака на запятую; корректировка любых опечаток, ошибок в правописании или изменения в нумерации страниц; исключение текста на одном или нескольких языках из многоязычного международного стандарта; включение в текст любых технических поправок и изменений, издаваемых к международному стандарту; изменение наименования в соответствии с существующими национальными комплексами стандартов; включение любого национального справочного материала, информационных предложений, которые не изменяют, не дополняют и не исключают положения международного стандарта.

Национальный стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту при следующих условиях: технические отклонения, допустимые при условии их четкой идентификации и обоснования; национальный стандарт отражает структуру международного стандарта. Модифицированный национальный стандарт по отношению к международному стандарту может:

- содержать меньше (устанавливает только часть требований из международного стандарта или менее жесткие требования);

- содержать больше (расширяет область применения стандарта, имеет более жесткие требования, включает дополнительные требования, например, дополнительные испытания);

- изменять часть международного стандарта (структура стандарта идентична, однако имеются отдельные различия в технических требованиях);

- обеспечивать альтернативный выбор (предоставляет возможность применения альтернативных требований по отношению к международному стандарту).

Национальный стандарт не эквивалентен международному стандарту по техническому содержанию и структуре, и внесенные изменения не могут быть четко идентифицированы. Сюда можно также включать случаи, где только небольшое по числу и значимости количество положений национального стандарта остается в принимаемом международном стандарте. Данная степень соответствия не означает принятие международного стандарта [3].



Международный стандарт – стандарт, утверждённый (принятый) международной организацией по стандартизации (пример обозначения: ИСО 9000:2000).

Межгосударственный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации (пример обозначения: ГОСТ 12694–2003).

Государственный стандарт Республики Беларусь – стандарт, утверждённый Государственным комитетом по стандартизации, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Стандарт организации – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пример обозначения: СТП СКЖИ 9001.05.01.-99).

Технические условия – технически нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приёмки и методы контроля.

Обозначение ТУ присваивает разработчик. Обозначение состоит из:

- индекса вида технического нормативного правового акта – ТУ;

- международного буквенного кода Республики Беларусь – ВY;

- кода держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) (девять знаков);

- разделительного знака – точка;

- порядкового регистрационного номера ТУ у держателя подлинника (три знака);

- разделительного знака – тире;

- четырех цифр года утверждения

Пример: ТУ BY 002061765.026–2004

Выделяют следующие виды стандартов: основополагающий, терминологический, стандарт на продукцию, на процесс, на услугу, на методы контроля, на совместимость, с открытыми значениями.



Вид стандарта – характеристика стандарта, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.

Основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения или содержащий общие требования для определенной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для других стандартов и технических нормативных правовых актов.

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические требования для определенной области деятельности и/или общетехнические требования и правила, обеспечивающие взаимопони­мание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг и/или другие общетехнические требования.

Терминологический стандарт (стандарт на термины и определения) основополагающий стандарт, распространяющийся на термины, к которым, как правило, приводятся определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т. д. В некоторых случаях определения могут отсутствовать, а также могут быть приведены примечания, иллюстрации, буквенные обо­значения.

Стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа продукции с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарт на продукцию, кроме технических требований (соответствия назначению), может включать непосредственно или с помощью ссылки такие аспекты, как термины и определения, правила приемки, методы контроля, маркировка и упаковка, а также при необходимости технологические требования.

В зависимости от аспекта стандартизации стандарт на продукцию может включать исчерпывающие требования к ней или только часть необходимых требований. В связи с этим различают стандарты общих технических условий, общих технических требований, технических условий, стандарты размеров, стандарты на правила приемки, маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.



Стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым должен удовлетворять процесс с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.

Стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.

Стандарты могут быть разработаны на материальные и иные услуги в различных областях (например, социально-культурные услуги, бытовое обслуживание населения, общественное питание, туристско-экскурсионное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, автосервис, связь, страхование, банковское дело, торговля, научно-техническое и информационно-рекламное обслуживание и прочие сферы деятельности).



Стандарт на методы контроля (испытаний, измерений, анализа, поверки) – стандарт, устанавливающий методы испытаний, иногда дополненный другими требованиями, касающи­еся таких испытаний, как, например, отбор проб, использование статисти­ческих методов и порядок проведения испытаний.

Стандарт на совместимость – стандарт, устанавливающий требования, касающиеся совместимости продукции или систем.

Стандарт с открытыми значениями (неиндефицирующий стандарт) – стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги.

В некоторых стандартах обычно предусматриваются данные, которые


должны быть указаны поставщиками, в других — данные, указываемые по­купателями. К данным видам стандартов относятся также стандарты системы показателей каче­ства продукции [4].
Методические рекомендации к выполнению практического занятия
На основании схемы, приведенной на рисунке 2.1, составить схемы обозначения технических регламентов, технических кодексов установившейся практики и стандартов.






ТУ BY ххххххххх. ххххххх

Индекс вида ТНПА







Международный буквенный код

Республики Беларусь







Код держателя подлинника (девять знаков)





Порядковый регистрационный номер (три знака)





Год утверждения





Рисунок 2.1 – Схема обозначения ТНПА


Изучение видов ТНПА и стандартов необходимо проводить по индивидуальному заданию преподавателя.

Вид ТНПА определяется по обозначению, а вид стандарта по наименованию или его содержанию. Наименование стандарта, как правило, должно состоять из заголовка и подзаголовка (пример 1). Заголовок стандарта печатают прописными буквами. Групповой заголовок и подзаголовок печатают строчными буквами с первой прописной.


Пример 1. КОЛГОТКИ, ВЫРАБАТЫВАЕМЫЕ НА КРУГЛОЧУЛОЧНЫХ

АВТОМАТАХ

Общие технические условия
Если стандарт входит в комплекс стандартов, представляющих собой систему основополагающих организационно-методических или общетехнических стандартов, то перед заголовком приводят групповой заголовок, общий для всех стандартов комплекса и являющийся наименованием этой системы (пример 2). В обоснованных случаях наименование стандарта, входящего в систему общетехнических или организационно-методических стандартов, может состоять из группового заголовка и подзаголовка (пример 3).
Пример 2. Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь

МЕТРОЛОГИЯ

Основные термины и определения
Пример3. Система стандартов безопасности труда

Основные положения


При изучении видов ТНПА следует учесть, что для их классификации используют УДК (универсальный десятичный код), ОКС (общегосударственный код стандартов), МКС по Межгосударственному классификатору стандартов, код КГС (код по классификатору государственных стандартов). Эти классификационные признаки являются библиографическими данными ТНПА и приводятся на второй странице титульного листа.

УДК – цифровой код, называемый универсальным десятичным кодом, который устанавливается по Универсальной десятичной классификации.

ОКС – цифровой код, присваиваемый в соответствии с ОКРБ 009-97 «Стандарты» для решения задачи обмена и сопоставления информации по международным и национальным стандартам [5].

МКС – цифровой код, присваиваемый по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96 [6] и называемый международным классификатором стандартов. МКС разработан для решения следующих задач в области стандартизации: поиск стандартов, обмен и сопоставимость информации по международным и национальным стандартам; сбор, обработка, анализ и учет информации о стандартах. Структура кодов ОКС и МКС включает класс, группу, подгруппу (например, 03.120.20). Один документ может классифицироваться по нескольким классам, и в его библиографических данных будут указаны несколько кодов.

Код КГС – буквенно-цифровой, присваиваемый по Классификатору государственных стандартов. Структура кода КГС включает раздел, класс, группу. Раздел обозначается буквами русского алфавита от А до Э, класс и подкласс – цифрами (например Т50).

Наименование организации, утвердившей ТНПА, указывается на первой или второй странице титульного листа. Дата введения проставляется на первой странице ТНПА.

Изучение различных видов ТНПА производится на основании индивидуального задания преподавателя. Результаты анализа следует привести в письменной форме в соответствии с таблицей 2.1.
Таблица 2.1 – Результаты анализа ТНПА


Обозначение ТНПА

Вид ТНПА

Наименование ТНПА

Организация, утвердившая ТНПА

Группа по КГС, код ОКС

Дата введения

Примечания

ГОСТ 28735-90

межгосударственный стандарт

Обувь. Метод определения массы

Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам

М19



01.01.92

ОКС отсутствует

ТКП

1.3-2004


технический кодекс установившейся практики

Правила разработки технических условий

Госстандарт



2005-01-01

МКС 01.120

и т. д.


















Содержание стандартов различных видов изучают по заданию преподавателя и результаты оформляют в соответствии с таблицей 2.2.

В таблице необходимо указать категорию соответствия между международным и национальным стандартом, которая располагается на титульном листе национального стандарта.

Таблица 2.2 – Результаты анализа содержания стандартов различных видов




Обозначение стандарта

Категория соответствия

Наименование стандарта

Вид стандарта

Организация, утвердившая стандарт

Наименование разделов стандарта

СТБ 1500-2004




Техническое нормирование и стандартизация. Термины и определения

терминологический

Госстандарт

1.Область применения.

2.Нормативные ссылки

3. Основные понятия.

4. Цели технического нормирования и стандартизации

и т.д.




















Содержание отчета по практическому занятию
Отчет должен содержать следующие данные:

- наименование темы и цели работы;

- основные термины и определения, используемые при изучении темы;

- структуру обозначения различных видов ТНПА на примере рисунка 2.1;

- результаты анализа ТНПА различных видов (таблица 2.1);

- результаты анализа содержания стандартов различных видов (таблица 2.2).


Список рекомендуемых источников


  1. ТКП 1.1–2004 (04100). Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики. – Введ. 2005–01–01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 17 с.

  2. ТКП 1.2–2004 (04100). Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов. – Введ. 2005–01–01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 29 с.

  3. Международная стандартизация: учеб. пособие для студентов спец. 54 01 01-02 «Метрология, стандартизация и сертификация» (радиоэлектроника, информатика и связь) / В. Л. Гуревич, С. В. Ляльков, О. И. Минченок. – Минск : БГУИР, 2002. – 55 с.

  4. СТБ 1500–2004. Техническое нормирование и стандартизация. Термины и определения. – Введ. 2005–07–01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 34 с.

  5. ОКРБ 009–97. Стандарты. Взамен ОКРБ 009-95 ; Введ. 01.01.98. – Минск : Госстандарт, 1997. – 79 с.

  6. МК (ИСО / ИНФКО МКС) 001–96. Межгосударственный классификатор стандартов. – Введ. впервые ; Введ. 01.01.2001. – Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.





страница 1 страница 2 страница 3 ... страница 5 | страница 6

Смотрите также: