страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5 | страница 6
Тема 3. Изучение порядка разработки технических кодексов установившейся практики (ТКП)
Цели практического занятия:
- изучение основных терминов;
- изучение требований к порядку разработки ТКП;
- изучения порядка внесения изменений в ТКП;
- изучение порядка обеспечения ТКП.
Общие сведения
Правила разработки технических кодексов установлены в ТКП 1.1-2004. Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.
Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации. Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим.
Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Методические рекомендации по проведению практического занятия
В отчете по лабораторной работе необходимо привести определения следующих терминов: изменение ТКП, отмена ТКП, пересмотр ТКП, проверка ТКП.
Используя ТКП 1.1-2004, изучить стадии разработки ТКП и результаты работы привести в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1– Стадии разработки ТКП
Наименование стадии разработки ТКП
|
Этапы работы
|
Исполнитель этапа
|
Сроки выполнения этапа
|
|
|
|
|
На основании ТКП 1.1-2004 изучить правила проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания, уведомления о ходе разработки и опубликования информации о ТКП.
Для закрепления изученного материала необходимо заполнить таблицу 3.2, в которой указаны утверждения, требующие согласия либо отрицания.
Таблица 3.2 – Тестовое задание по стадиям разработки ТКП
|
Да
|
Нет
|
1. В разработке ТКП физические и юридические лица не могут принимать участие
|
|
|
2. ТКП разрабатывают республиканские органы государственного управления либо уполномоченные ими организации
|
|
|
3. Госстандарт публикует поступившие уведомления о начале разработки проекта ТКП только на сайте в сети Интернет
|
|
|
4. Сроки рассмотрения рабочего проекта должны быть не менее 60 календарных дней с даты направления рабочего проекта на отзыв
|
|
|
5. Государственную регистрацию ТКП осуществляют технические комитеты
|
|
|
6. При наличии разногласий по проекту ТКП можно проводить согласительное совещание
|
|
|
7. ТКП в процессе утверждения присваивают обозначение
|
|
|
8. Государственную регистрацию ТКП проводят в течение 15 календарных дней с даты его поступления в Госстандарт
|
|
|
9. Проверку ТКП проводят не реже одного раза в год
|
|
|
10. Изменения в ТКП вносят путем разработки извещения об изменении
|
|
|
11. Изменения в ТКП вносят путем замены листов
|
|
|
Окончание таблицы 3.2
12. Переиздание ТКП осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста ТКП либо внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия
|
|
|
13. ТКП являются добровольными для применения
|
|
|
14. Ссылка в документации на ТКП осуществляется при наличии у субъекта ТНиС официально изданного экземпляра ТКП или экземпляра, приобретенного в организации, которой республиканским органом государственного управления дано право обеспечения ТКП
|
|
|
15.Отмену ТКП осуществляют путем разработки извещения об отмене
|
|
|
Содержание отчета по практическому занятию
Отчет должен содержать следующие данные:
- наименование темы и цели работы;
- основные термины и их определения по теме практического занятия;
- стадии разработки ТКП, представленные в виде таблицы 3.1;
- тестовое задание, оформленное в виде таблицы 3.2.
Список рекомендуемых источников
1. ТКП 1.1–2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики. – Введ. 2005 – 01 – 01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 17 с.
Тема 4. Изучение порядка разработки государственных стандартов
Цели практического занятия:
- изучение основных терминов;
- изучение требований к порядку разработки государственных стандартов;
- изучение правил проверки, пересмотра, изменения, отмены, переиздания государственного стандарта.
Общие сведения
ТКП 1.2–2004 устанавливает правила разработки государственных стандартов Республики Беларусь (далее – государственных стандартов) и предварительных государственных стандартов Республики Беларусь (далее – предстандартов), включая их утверждение и государственную регистрацию, а также правила проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены государственных стандартов, уведомления об этом, правила перевода предстандартов в государственные стандарты или их отмены, официального издания, применения государственных стандартов и предстандартов.
При разработке государственных стандартов необходимо обеспечить прозрачность процесса разработки и возможность участия в разработке всех заинтересованных сторон.
Разработку государственных стандартов осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации, при их отсутствии – головные и базовые организации по стандартизации, ведущие научно-исследовательские институты, организации, любые заинтересованные юридические и физические лица, включая иностранные, имеющие опыт работы в стандартизируемой области деятельности (далее – разработчики).
Разработка государственных стандартов осуществляется согласно заданиям плана государственной стандартизации Республики Беларусь (ПГС), утверждаемого ежегодно Государственным комитетом по стандартизации (Госстандарт) и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (Минстройархитектуры) – в области архитектуры и строительства.
Проект ПГС разрабатывается Госстандартом (Минстройархитектуры) на основе предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации. Разработка ПГС осуществляется в порядке, установленном Госстандартом.
При разработке государственных стандартов следует руководствоваться нормативными правовыми актами, техническими регламентами, а также следует учитывать взаимосвязь разрабатываемых государственных стандартов с действующими.
При разработке государственных стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии и др.
Информацию по вопросам разработки, в том числе утверждения, государственной регистрации государственных стандартов, публикуют в официальных периодических печатных изданиях Госстандарта и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) и размещают на их официальных сайтах в сети Интернет.
Уведомления о разработке государственных стандартов, а также документы, создаваемые в процессе разработки государственных стандартов (техническое задание на разработку государственного стандарта, первая редакция проекта государственного стандарта, окончательная редакция проекта государственного стандарта, пояснительные записки к ним, сводка отзывов на проект государственного стандарта), должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации-разработчика и представлены в Госстандарт и (или) Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) на бумажных носителях и электронных носителях в виде текстовых файлов.
Построение, изложение, оформление и содержание государственных стандартов осуществляется в соответствии с ТКП 1.5.
Методические рекомендации по проведению практического занятия
В отчете необходимо привести определения следующих терминов согласно СТБ 1500-2004: стандарт, международный стандарт, региональный стандарт, межгосударственный стандарт, государственный стандарт Республики Беларусь, предварительный стандарт, предварительный государственный стандарт Республики Беларусь.
Используя ТКП 1.2–2004, изучить стадии разработки государственного стандарта и результаты работы привести в виде таблицы 4.1
Таблица 4.1– Стадии разработки государственного стандарта
Наименование стадии разработки
|
Этапы работы
|
Исполнитель этапа
|
Сроки выполнения этапа
|
|
|
|
|
На основании ТКП 1.2-2004 изучить правила проверки, пересмотра, изменения, отмены, переиздания государственного стандарта.
Для закрепления изученного материала необходимо заполнить таблицу 4.2, в которой указаны утверждения, требующие согласия либо отрицания.
Таблица 4.2 – Тестовое задание по стадиям разработки государственного стандарта
|
Да
|
Нет
|
1. Разрабатывают государственные стандарты технические комитеты по стандартизации
|
|
|
2. Разработчик в течение 15 календарных дней с даты утверждения технического задания представляет в Госстандарт уведомление о начале разработки проекта государст-
|
|
|
Окончание таблицы 4.2
венного стандарта
|
|
|
3. Срок действия государственного стандарта не более 5 лет
|
|
|
4. Государственный стандарт утверждают и вводят в действие организационно-распорядительным документом Госстандарта
|
|
|
5. Утверждает государственный стандарт Совет Министров
|
|
|
6. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации
|
|
|
7. Проверку НТУ государственного стандарта проводят не реже одного раза в год
|
|
|
8. Государственную регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт
|
|
|
9. Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт
|
|
|
10. Пересмотренному государственному стандарту присваивают обозначение отмененного государственного стандарта с заменой цифр года утверждения
|
|
|
11. Изменения в государственный стандарт вносят путем внесения исправлений в текст стандарта
|
|
|
12. Переиздание государственного стандарта осуществляется в случае, если количество внесенных в действующую редакцию изменений составляет более половины текста государственного стандарта либо внесение отдельных изменений технически сложно для изложения или восприятия
|
|
|
13. Пересмотр государственного стандарта осуществляют при необходимости значительного изменения его содержания, изменения структуры и (или) наименования государственного стандарта, а также при установлении в нем новых требований
|
|
|
14. При переиздании в текст государственного стандарта не вносят изменения, принятые ранее
|
|
|
15. Отмена государственного стандарта осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
|
|
|
16. Информацию об отмене государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры (в области архитектуры и строительства) в официальных периодических печатных изданиях (в информационном указателе)
|
|
|
Содержание отчета по практическому занятию
Отчет должен содержать следующие данные:
- наименование темы и цели работы;
- основные термины и их определения по теме практического занятия;
- стадии разработки государственного стандарта, представленные в виде таблицы 4.1;
- требования к построению, изложению, оформлению и содержанию государственных стандартов;
- тестовое задание, оформленное в виде таблицы 4.2.
Список рекомендуемых источников
-
ТКП 1.2–2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов . – Введ. 2005 – 01 – 01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 17 с.
-
СТБ 1500–2004. Техническое нормирование и стандартизация. Термины и определения. – Взамен СТБ 1.1–2001. - Введ. 2005–07–01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 34 с.
-
ТКП 1.5–2004. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов. – Введ. 2005–07–01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 34 с.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5 | страница 6
|