страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6
Тема 5. Изучение порядка разработки технических условий
Цели практического занятия:
- изучение основных терминов;
- изучение требований к порядку разработки технических условий;
- изучения порядка внесения изменений в технические условия;
- изучение требований к построению, изложению, оформлению и содержанию технических условий;
- изучение порядка обеспечения техническими условиями.
Общие сведения
Технические условия – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приёмки и методы контроля.
Технические условия (ТУ) являются неотъемлемой частью комплекта конструкторской или другой технической документации на продукцию, а при отсутствии документации они содержат полный комплекс требований к продукции, ее изготовителю, контролю и приемке.
Государственная регистрация технических условий – присвоение Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) регистрационных номеров техническим условиям с целью их учета.
Держатель подлинника технических условий – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие утверждение, учет, хранение, внесение изменений и восстановление подлинника технических условий.
Единичная продукция – отдельное изделие или установленный объем продукции, предназначенные для одного заказчика и не предусмотренные к повторному изготовлению.
Опытная партия – совокупность опытных образцов или определенный объем продукции, изготовленные за установленный период времени по вновь разработанной для этой продукции документации с целью контроля соответствия продукции заданным требованиям и принятия решения о постановке ее на производство (СТБ 1218).
Опытный образец – образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний или экспертной оценки соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению (СТБ 1218).
Подлинник технических условий – экземпляр технических условий, оформленный подлинными подписями и хранящийся у держателя подлинника технических условий.
Учтенная копия технических условий – копия подлинника технических условий, полученная от держателя подлинника, заверенная его печатью (штампом), с указанием учтенного номера, а также со всеми внесенными изменениями, действующими на момент выдачи, и обязательством о представлении информации о последующих изменениях.
ТУ разрабатываются на конкретную продукцию или оказываемую услугу. Допускается разрабатывать технические условия на вид продукции (групповые технические условия).
Технические условия допускается не разрабатывать на:
-
единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяющему (контракт, протокол, эскиз и т.п.), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции и признанному заказчиком и изготовителем;
-
составные части изделия, поставляемые заказчику изделия и изготавливаемые по его конструкторской документации;
-
запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя изделия и на его предприятии;
-
вещества, материалы и полуфабрикаты, выпускаемые в установленном объеме по прямому заказу (контракт, договор и т.п.) одного предприятия и подлежащие на нем дальнейшей обработке;
-
продукцию, предназначенную только для экспорта, если наличие технических условий не предусмотрено контрактом (договором);
-
продукцию, проходящую только процесс фасования, при условии, если данная продукция изготовлена по государственному стандарту;
-
продукцию по индивидуальным заказам;
-
непродовольственные товары народного потребления, полученные в результате изменения геометрических параметров, массы, цвета, при условии сохранения остальных технических параметров и характеристик (свойств), установленных в ТНПА для данной продукции;
-
отремонтированную продукцию при наличии руководства по ремонту по ГОСТ 2.602–95 «Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы»;
-
сувениры и изделия народных художественных промыслов;
-
наборы (комплекты), в состав которых входят изделия, изготовленные по ТНПА.
Требования, установленные в ТУ, не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию.
Срок действия ТУ устанавливает держатель подлинника ТУ (не более 5 лет). Срок действия ТУ на опытную партию – не более 2 лет.
Подлинник ТУ – экземпляр технических условий, оформленный подлинными подписями и хранящийся у держателя подлинника ТУ.
Построение, изложение и оформление ТУ осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 2.114, ГОСТ 2.105, ГОСТ 2.113 [1, 2, 3]. ТУ, выполненные на машинных носителях, а также ТУ на продукцию, для изготовления которой не требуется разработка конструкторской документации, допускается выполнять на листах формата А4 без основной надписи и дополнительных граф. В этом случае:
- обозначение ТУ указывают на каждом листе в верхнем правом углу;
- подписи лиц, предусмотренные в основной надписи, указывают на титульном листе.
Наименование продукции на титульном листе, в основной надписи и при первом упоминании в тексте записывается следующим образом: первое слово – имя существительное, последующие слова – определения в порядке их значимости. Наименование продукции записывают в единственном числе. В групповых технических условиях наименование продукции следует записывать в именительном падеже множественного числа.
На титульном листе предусматривается свободное место в правом нижнем углу для размещения оттиска штампа государственной регистрации ТУ, который содержит название органа государственной регистрации, регистрационный номер и дату регистрации [1, 4].
ТУ разрабатываются в случае отсутствия государственных стандартов Республики Беларусь (СТБ, ГОСТ), распространяющихся на данную продукцию, или это предусмотрено стандартами на продукцию в случае необходимости дополнения или уточнения требований, установленных в этих стандартах.
Порядок согласования и утверждения ТУ
Необходимость согласования проектов ТУ с заинтересованными организациями и предприятиями определяется техническим заданием на разработку продукции либо документом, его заменяющим, а при их отсутствии – разработчиком в соответствии с действующими законодательными актами. Проекты ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции республиканских органов государственного управления, подлежат согласованию с этими органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в том числе и применяемые ТУ, держателем подлинника которых являются юридические лица или индивидуальные предприниматели других государств – участников СНГ [4].
Согласованию с республиканскими органами государственного управления не подлежат проекты технических условий, если в них имеются ссылки на технические регламенты, государственные стандарты, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, нормы и правила пожарной безопасности, иные ТНПА, относящиеся к компетенции республиканских органов управления, в которых установлены требования к данной продукции, обеспечивающие защиту жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды.
Перечень продукции, ТУ на которую подлежат согласованию с органами государственного надзора, а также перечень органов госнадзора, согласующих проекты ТУ, приведены в РД РБ 03180.47−98, который также устанавливает порядок согласования и утверждения ТУ [5].
С 1 марта 2009 г. введено изменение № 2 к ТКП 1.3–2004, согласно которому проекты технических условий, содержащие требования, относящиеся к компетенции республиканских органов государственного управления, подлежат согласованию только с теми органами, для которых эта функция включена в перечень административных процедур, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь. Перечень согласующих республиканских органов государственного управления сократился с 12 до 4: Министерство труда и социальной защиты, Министерство здравоохранения и подчиненные ему государственные организации, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям.
В случае если ТУ подлежат согласованию с несколькими республиканскими органами государственного управления, проекты ТУ направляются во все согласованные организации одновременно.
Для согласования ТУ предприятие-разработчик направляет в орган государственного надзора копию ТУ в сброшюрованном виде и пояснительную записку. Проект ТУ представляют на согласование с сопроводительным письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
Рассмотрение ТУ, представленных на согласование, осуществляется в срок не более 20 дней с момента его поступления в согласующую организацию. В течение этого времени орган государственного надзора согласовывает ТУ или возвращает их предприятию с обоснованием отказа в согласовании. Повторное рассмотрение ТУ, доработанных с учетом замечаний, не должно превышать 10 рабочих дней с момента поступления их в согласующую организацию. За нарушение сроков согласования и необоснованность предъявленных замечаний орган государственного надзора несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Согласование проекта ТУ подтверждается подписью руководителя (заместителя руководителя) согласующей организации на титульном листе под грифом «СОГЛАСОВАНО». Допускается проводить согласование ТУ письмом. При этом указывают реквизиты письма под грифом «СОГЛАСОВАНО» [5].
Утверждает ТУ руководитель (заместитель руководителя) организации изготовителя продукции, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (держатель подлинника ТУ), путем проставления подписи на титульном листе под грифом «УТВЕРЖДАЮ».
Утверждающие и согласующие подписи заверяются печатью.
Порядок проверки, внесения изменений и отмены ТУ
Не позднее чем за три месяца до окончания срока действия ТУ держатель подлинника разрабатывает извещение, предусматривающее продление срока действия ТУ, и направляет его в орган, осуществляющий государственную регистрацию ТУ. При этом держатель подлинника ТУ проводит проверку ТУ на соответствие современному научно-техническому уровню и действующим техническим регламентам с учетом изменений, которые произошли в процессе разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Следует отметить, что срок действия ТУ на опытную партию продлению не подлежит.
Изменения в ТУ вносят путем замены листов, введения новых дополнительных листов или исключения отдельных листов, кроме титульного листа. Изменения на титульном листе ТУ осуществляют путем внесения необходимых исправлений рукописным или машинописным способом. Извещения согласовывают и утверждают в порядке, установленном для ТУ. Извещения на продление срока действия ТУ имеют запись «Продлить срок действия ТУ до (дата)». Отмена действия ТУ проводится путем аннулирования государственной регистрации ТУ [4].
Порядок проведения проверки ТУ
Проверку ТУ (извещений об изменении ТУ) осуществляет орган, уполномоченный Госстандартом – БелГИСС, перед их регистрацией в течение 10 календарных дней с момента представления их на проверку. Порядок проведения проверки ТУ (извещений) регламентирован РД РБ 03180.48−98 [6]. На проверку ТУ (извещения об изменении ТУ) представляются в срок, не превышающий 15 дней с даты утверждения или последнего согласования (если согласование было проведено после утверждения).
Проверка ТУ (извещений) проводится на соответствие обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность продукции для жизни, здоровья и имущества граждан и охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, требования к маркировке, методам испытаний и контроля, метрологическим характеристикам средств измерений.
Требования, устанавливаемые в ТУ (извещениях), не должны:
- нарушать обязательные требования действующих государственных стандартов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию, и нормативных актов Республики Беларусь;
- противоречить обязательным требованиям ТНПА по стандартизации на исходную продукцию (изделия, материалы, вещества).
Требования, устанавливаемые в ТУ (извещениях), должны быть контролируемыми при испытаниях продукции.
Проверка осуществляется на платной основе. Оплата работ по проверке − субъектом хозяйствования, представившим ТУ на регистрацию, на договорной основе [6].
ТУ (извещения) представляются на проверку сброшюрованными, оформленными, согласованными и утвержденными в соответствии с требованиями ТКП 1.3−2004 [4]. Для проведения проверки субъект хозяйствования направляет комплект документов в соответствии с ТКП 1.3−2004 по п.9.4 [4]. В сопроводительном письме указывают гарантии по оплате работ по проведению проверки ТУ (извещений). При необходимости, для принятия обоснованного решения при проведении проверки БелГИСС может запросить у субъекта хозяйствования дополнительную информацию, материалы, документы, техническое задание на разработку продукции, каталог изделий, протоколы испытаний, конструкторскую документацию (в том числе эксплуатационные документы), технологическую документацию (в том числе технологические инструкции и рецептуры) и т.п.
Комплект документов, представляемых на проверку:
1) технические условия (ТУ BY) / извещения об изменении ТУ:
-
сопроводительное письмо на имя заместителя директора по техническому нормированию и стандартизации;
-
подлинник и копию ТУ (извещений об изменении ТУ), сброшюрованную в скоросшиватель;
-
каталожный лист продукции;
-
акт приемочных испытаний опытного образца (опытной партии) продукции для ТУ, разработанных впервые;
-
копии согласующих писем республиканских органов государственного управления (при согласовании технических условий письмом).
2) ТУ других государств-участников СНГ:
-
сопроводительное письмо на имя заместителя директора по техническому нормированию и стандартизации;
-
учтенную копию ТУ (извещения об изменении ТУ);
-
каталожный лист продукции;
-
копии согласующих писем республиканских органов государственного управления;
-
копия договора (соглашения) от держателя подлинника ТУ, подтверждающего приобретение учтенной копии ТУ.
При положительных результатах проверки подлинник ТУ (извещения) и учтенная копия ТУ (извещения) передаются на регистрацию. При отрицательных результатах БелГИСС направляет вместе с сопроводительным письмом субъекту хозяйствования, представившему ТУ на регистрацию, заключение и полный комплект представленных документов. После устранения замечаний субъект хозяйствования представляет комплект документов на повторную проверку. Проводится контроль правильности внесения изменений по всем замечаниям, указанным в заключении по результатам первичной проверки [6].
При наличии разногласий с разработчиком по результатам проверки ТУ (извещений) БелГИСС привлекает для принятия решения специалистов органов государственного надзора, органов и организаций по стандартизации, метрологии и сертификации, других организаций, независимых экспертов. Окончательное решение принимает Госстандарт.
Государственная регистрация и информация о зарегистрированных ТУ
ТУ на продукцию и извещения, оформленные, согласованные и утвержденные в соответствии с требованиями ТКП 1.3−2004 [4], включая ТУ, держателем подлинников которых являются юридические лица или индивидуальные предприниматели других государств, подлежат регистрации. Регистрация ТУ осуществляется при положительных результатах проверки.
Государственная регистрация технических условий – присвоение Госстандартом регистрационных номеров техническим условиям с целью их учета.
Государственной регистрации не подлежат ТУ (извещения) на:
- опытные образцы и опытные партии (за исключением продуктов питания);
- технологические промышленные и бытовые отходы сырья, материалов, полуфабрикатов;
- составные части изделия, полуфабрикаты, вещества и материалы, не предназначенные к самостоятельной поставке;
- единичную продукцию;
- простейшие товары народного потребления [4].
На государственную регистрацию допускается представлять ТУ на продукцию, предназначенную только для экспорта, в том числе на продукцию, предназначенную для комплектации экспортных изделий.
Государственную регистрацию ТУ осуществляет Госстандарт или по его поручению уполномоченные им организации, при этом ТУ (извещения) представляют в сброшюрованном виде.
На государственную регистрацию вместе с сопроводительным письмом от держателя подлинника ТУ представляют:
-
подлинник и копию ТУ (извещения) на бумажном носителе или по согласованию с организацией, осуществляющей государственную регистрацию, на машинном носителе;
-
каталожный лист продукции, оформленный в соответствии с требованиями (ТКП 35.1). Если изменения ТУ не затрагивают содержания реквизитов ранее зарегистрированного каталожного листа продукции, извещение представляют на регистрацию без каталожного листа продукции;
-
заключение по результатам проверки ТУ (извещения);
-
акт приемочных испытаний опытного образца (опытной партии) продукции для ТУ, разработанных впервые, и (или) акт квалификационных испытаний (рекомендуемые формы актов – по СТБ 972).
Госстандарт или по его поручению уполномоченные им организации проводят государственную регистрацию ТУ (извещения) в течение одного дня по представлению комплекта документов (при положительном заключении проверки) и возвращает подлинник ТУ (извещения) с оттиском штампа государственной регистрации в правом нижнем углу титульного листа ТУ (извещения), содержащим дату и номер регистрации.
Допускается в течение года проводить восстановление государственной регистрации ТУ. Восстановление государственной регистрации ТУ проводится Госстандартом или по его поручению уполномоченными им организациями по заявлению держателя подлинника ТУ и при положительных результатах проверки [4].
Информацию о зарегистрированных ТУ (извещениях) и ТУ, государственная регистрация которых аннулирована, публикуют в официальных периодических печатных изданиях Госстандарта.
Обеспечение ТУ предприятий, организаций (далее – пользователей), а также постановку пользователей на абонентный учет осуществляет держатель подлинника ТУ на договорной основе (договор или письмо-разрешение, печать (штамп) держателя подлинника на титульном листе ТУ с указанием учетного номера и идентификации представления данного экземпляра конкретному пользователю).
Держатель подлинника передает пользователям ТУ со всеми внесенными изменениями, имеющимися на момент передачи. При этом держатель подлинника письменно дает обязательство о направлении информации о последующих изменениях в течение 15 дней после их государственной регистрации. В учтенные копии ТУ пользователь вносит изменения после получения учтенных копий извещений от держателя подлинника ТУ. Рассылка и применение копий ТУ (извещений) без указания сведений о государственной регистрации не допускается. Информация о наименовании и адресе держателя подлинника ТУ хранится в Госстандарте и представляется пользователям по их запросу [4].
Аннулирование государственной регистрации ТУ проводится в случаях:
-
непродления срока действия ТУ;
-
снятия продукции с производства (заявление держателя подлинника ТУ);
-
введения новых ТУ взамен действующих;
-
по решению Госстандарта.
Восстановление государственной регистрации ТУ осуществляется в течение года согласно ТКП 1.3−2004. Восстановление проводится Госстандартом или по его поручению уполномоченными им организациями по заявлению держателя подлинника технических условий и при положительных результатах проверки. Если срок действия ТУ истек более одного года назад, то решение о восстановлении государственной регистрации ТУ принимает Госстандарт (письмо с просьбой о восстановлении государственной регистрации направляется держателем подлинника ТУ в адрес Госстандарта).
Учет и хранение подлинников ТУ осуществляет держатель подлинника ТУ согласно ГОСТ 2.501−88 [7].
Обеспечение техническими условиями предприятий, организаций осуществляет держатель подлинника технических условий на договорной основе согласно ТКП 1.3−2004.
ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности:
- технические требования;
- требования безопасности;
- требования охраны окружающей среды;
- правила приемки;
- методы контроля;
- транспортирование и хранение;
- указания по эксплуатации;
- гарантии изготовителя [1].
Раздел «Технические требования» в общем случае состоит из следующих подразделов:
- основные параметры и характеристики (свойства);
- требования к сырью, материалам;
- комплектность;
- маркировка;
- упаковка.
В разделе «Методы контроля» указывают методы и средства контроля каждого параметра, а также нормы, требования и характеристики продукции, которые установлены в разделах «Технические требования», «Требования безопасности» и «Требования охраны окружающей среды».
В разделе «Гарантии изготовителя» указывают гарантийный срок. Значение гарантийного срока устанавливают с учетом требований действующего законодательства.
Если отдельные требования, распространяющиеся на данную продукцию, установлены в технических регламентах или государственных стандартах, то эти требования не повторяют, а в соответствующих разделах технических условий делают ссылку на эти технические нормативные правовые акты или их разделы, пункты.
Состав разделов и их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции. При необходимости ТУ, в зависимости от вида и назначения продукции, дополняются другими разделами (подразделами) или в них не включаются отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) объединяются в один.
Методические рекомендации по проведению практического занятия
Изучение требований к порядку разработки, согласования, утверждения, проверки, внесения изменений, пересмотра и отмены технических условий необходимо проводить на основании ТКП 1.3−2004 [4], РД РБ 03180.47−98 [5], РД РБ 03180.48−98 [6], ГОСТ 2.503−90 [8]. Для изучения порядка разработки ТУ рекомендуется заполнить таблицу 5.1, в которую необходимо внести пояснения в выделенные этапы на основе рассмотренных документов.
Таблица 5.1 – Стадии разработки технических условий
Наименование стадии разработки
|
Содержание этапа
|
Исполнитель этапа, сроки выполнения этапа
|
Обозначение ТНПА, устанавливающего требования к этапу
|
|
|
|
|
Изучение требований к построению, изложению, оформлению и содержанию технических условий необходимо проводить на основе следующих ТНПА: ГОСТ 2.114−95 [1], ГОСТ 2.105−95 [2], ГОСТ 2.113−95 [3], а также на примере утвержденных технических условий по заданию преподавателя.
Для закрепления изученного материала необходимо заполнить таблицу 5.2, в которой указаны утверждения, требующие согласия либо отрицания.
Таблица 5.2 – Тестовое задание по стадиям разработки технических условий
Задание
|
Да
|
Нет
|
1. Разрабатывают технические условия технические комитеты по стандартизации
|
|
|
2. Рассмотрение проекта технических условий, представленного на согласование, не должно превышать 20 календарных дней с даты поступления его в согласующую организацию
|
|
|
3. Срок действия технических условий не ограничен
|
|
|
4. Изменения в технические условия вносят путем опубликования извещения об изменении и прикреплении его к первой странице технических условий
|
|
|
5. Утверждают технические условия юридические лица или индивидуальные предприниматели
|
|
|
6. Отмена действия технических условий проводится путем аннулирования государственной регистрации технических условий
|
|
|
7. Продление срока действия технических условий осуществляется на основании согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации
|
|
|
8. До предоставления на государственную регистрацию технические условия подлежат проверке
|
|
|
9. Проверку технических условий проводит Госстандарт или по его поручению уполномоченные им организации
|
|
|
10. Государственную регистрацию технических условий осуществляет руководитель (заместитель руководителя) юридического лица или индивидуальный предприниматель
|
|
|
11. Срок проведения проверки при государственной регистрации технических условий составляет 10 дней
|
|
|
12. Утверждающие и согласующие подписи должны быть заверены печатью
|
|
|
13. Изменения на титульном листе технических условий осуществляют путем внесения необходимых исправлений рукописным или машинописным способом
|
|
|
Окончание таблицы 5.2
14. Обозначение техническим условиям присваивает Госстандарт
|
|
|
15. Технические условия разрабатываются в случае отсутствия государственных стандартов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию
|
|
|
Содержание отчета по практическому занятию
Отчет должен содержать следующие данные:
- наименование темы и целей работы;
- основные термины и определения, используемые при изучении темы;
- порядок разработки технических условий, в виде таблицы 5.1;
- порядок внесения изменений в технические условия;
- требования к построению, изложению, оформлению и содержанию технических условий;
- порядок обеспечения техническими условиями.
- тестовое задание, оформленное в виде таблицы 5.2.
Список рекомендуемых источников
-
ГОСТ 2.114−95. Технические условия. – Взамен ГОСТ 2.114−70 ; введ. 1997 – 01 – 01. – Минск : Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1996. – 16 с.
-
ГОСТ 2.105−95. Общие требования к текстовым документам. – Взамен ГОСТ 2.906−71 ; введ. 1997 – 01 – 01. – Москва : Издательство стандартов, 1997. – 48 с.
-
ГОСТ 2.113−75. Групповые и базовые конструкторские документы. – Введ.1976−01−07. – Москва : Издательство стандартов, 1976. – 76 с.
-
ТКП 1.3−2004. Правила разработки технических условий. – Введ. 2005 – 01 – 01. – Минск : Госстандарт, 2004. – 7 с.
-
РД РБ 03180.47−98. Согласование технических условий с органами государственного надзора. Основные положения. – Введ. 1998 – 09 – 01. – Минск : Госстандарт, 1998. – 14 с.
-
РД РБ 03180.48−98. Порядок проведения экспертизы технических условий. – Введ. 1998 – 09 – 01. – Минск : Госстандарт, 1998. – 10 с.
-
ГОСТ 2.501−88. Единая система конструкторской документации. Правила учета и хранения. Москва : Издательство стандартов, 1989. – 24 с.
-
ГОСТ 2.503−90. Правила внесения изменений. – Введ. 1991 – 01 – 01. – Москва : Издательство стандартов, 1991. – 24 с.
страница 1 ... страница 2 | страница 3 страница 4 страница 5 | страница 6
|