страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
4. Ответственность
4.1. Заместитель главного врача по медицинской части (уполномоченный представитель высшего руководства, ответственный за СУОТ учреждения (далее – ОСУОТ) несет ответственность за:
организацию и руководство работой по идентификации опасностей, оценке рисков и определение необходимых мер управления по сокращению рисков в учреждении;
организацию работы по разработке и выполнению целевых показателей учреждения в области ОТ;
разработку, внедрение и поддержание в рабочем состоянии программы управления ОТ учреждения.
4.2. Начальник хозяйственной службы несет ответственность за:
оказание методической помощи структурным подразделениям по идентификации опасностей в области ОТ и оценке связанных с ними рисков;
разработку и актуализацию реестра существенных рисков учреждения;
актуализацию целевых показателей и программы управления ОТ учреждения;
контроль за выполнением мероприятий программы управления ОТ, направленных на выполнение целевых показателей учреждения по ОТ;
актуализацию настоящего СТП.
4.3. Руководитель структурного подразделения несет ответственность за:
организацию работы по идентификации опасностей в подразделении, оценке связанных с ними рисков и управление ими;
составление карт идентификации опасностей и оценки рисков;
разработку, актуализацию и достижение целевых показателей подразделения в области ОТ, выполнение мероприятий программы управления ОТ в подразделении;
своевременное представление информации начальнику хозяйственной службы и другим заинтересованным сторонам о выполнении мероприятий программы управления ОТ.
4.4. Уполномоченный по СУОТ структурного подразделения несет ответственность за:
идентификацию опасностей и оценку связанных с ними рисков в подразделении;
заполнение и актуализацию карт идентификации опасностей и оценки рисков в подразделении.
5. Описание процедур
5.1. Общие положения
5.1.1. Учреждение устанавливает процедуры для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и определения необходимых мер управления рисками.
Процедуры для идентификации опасностей и оценки рисков должны учитывать:
плановые и внеплановые виды деятельности;
деятельность всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту;
поведение людей, их возможности и другие человеческие факторы;
опасности, источник которых не связан с рабочим местом, но которые способны отрицательно воздействовать на здоровье и безопасность лиц, находящихся на данном рабочем месте;
инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные как самим учреждением, так и другими организациями;
изменения или предполагаемые изменения в учреждении, его деятельности, технологических процессах, оборудовании или материалах;
изменение СУОТ, включая временные изменения, и их влияние на операции, процессы и деятельность;
любые применимые правовые обязательства, касающиеся оценки рисков и внедрения необходимых мер управления;
конструктивное исполнение установок, оборудования, организацию рабочих мест и участков, технологических процессов с учетом возможностей работников.
Методология процесса идентификации опасностей и оценки рисков должна:
быть определена с учетом области применения, характера и сроков для придания ей характера предупреждающего, а не реагирующего;
обеспечить идентификацию, ранжирование, документальное оформление рисков и использование соответствующих мер управления.
При определении мер управления следует учитывать следующую иерархию мер по сокращению рисков:
устранение;
замену;
технические меры;
предупреждение и (или) административные меры управления;
средства индивидуальной защиты.
Учреждение документально оформляет и обновляет результаты идентификации опасностей, оценки рисков и установленных мер управления рисками.
5.1.2. Идентификация опасностей в области ОТ и оценка связанных с ними рисков проводится с целью определения значительных воздействий производственной деятельности учреждения на здоровье и безопасность работников учреждения.
5.1.3. Идентификация опасностей в области ОТ и оценка связанных с ними рисков необходимы для оптимизации управления деятельностью учреждения в области ОТ.
5.1.4. Идентификация опасностей в области ОТ, оценка связанных с ними рисков и последующая деятельность по управлению рисками осуществляется в учреждении как постоянный процесс, определяющий прошлое, текущее состояние и потенциально возможное воздействие деятельности учреждения на ОТ.
5.1.5. Первоначально опасности определяются на основании результатов предварительного анализа состояния ОТ.
В рамках предварительного анализа рассматриваются:
требования нормативных правовых актов (далее – НПА), технических нормативных правовых актов (далее – ТНПА) и других документов в области ОТ;
изучение существующих процессов и процедур управления ОТ;
результаты расследования несчастных случаев на производстве, аварий и инцидентов.
5.1.6. При идентификации опасностей в области ОТ определяются прямые и косвенные опасности.
Прямые опасности связаны с:
работниками учреждения;
производственным оборудованием;
материалами и веществами, используемыми в производственном процессе;
технологическими особенностями производственных процессов;
состоянием производственной среды;
ненадежными средствами защиты работников;
снижением уровня безопасности средств производства вследствие их износа в процессе эксплуатации.
Косвенные опасности связаны с:
деятельностью подрядчиков, поставщиков;
посетителями учреждения.
5.1.7. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работников учреждения (в соответствии с ГОСТ 12.003.-74), приведен в приложении 3.
5.1.8. Учреждение устанавливает документально оформленные цели в области ОТ для соответствующих подразделений и уровней управления в рамках учреждения. Цели должны быть по возможности выражены количественно и согласованы с Политикой учреждения в области ОТ, а также по постоянному улучшению результативности ОТ.
5.1.9. Планирование деятельности в области ОТ, является одним из важных этапов функционирования СУОТ, который позволяет систематизировать мероприятия и действия, направленные на выполнение Политики учреждения в области ОТ и достижение целей учреждения в области ОТ.
5.1.10. Процесс планирования включает в себя:
установление целей в области ОТ;
разработка программы управления ОТ.
5.1.11. Цели устанавливаются учреждением с учетом законодательных и других требований, неприемлемых рисков в области ОТ, своих технологических и финансовых возможностей, производственных требований, вероятности возникновения аварийной ситуации, а также мнений заинтересованных сторон.
5.1.12. Цели в области ОТ направлены на снижение рисков в области ОТ для работников учреждения и при этом должны быть реальными, достижимыми, измеряемыми, ограниченными во времени и экономически обоснованными.
5.1.13. Цели учреждения в области ОТ должны быть доведены до сведения всех работников учреждения.
5.1.14. Учреждение разрабатывает и поддерживает в рабочем состоянии программу управления ОТ для достижения целей и реализации Политики учреждения в области ОТ. Программа должна включать:
распределение ответственности и полномочий для достижения целей в области ОТ;
мероприятия и сроки достижения целей в области ОТ.
Программа управления ОТ должна регулярно анализироваться и при необходимости корректироваться для обеспечения достижения целей учреждения в области ОТ.
5.2. Идентификация опасностей и оценка рисков
5.2.1. Процессы идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими являются основой всей СУОТ учреждения. Общая схема процесса управления рисками приведена в приложении 1.
5.2.2. Первоначальная идентификация опасностей, анализ и оценка рисков в структурных подразделениях учреждения проводится руководителями структурных подразделений и рабочей (экспертной) группой, состав которой определяется приказом главного врача. В состав рабочей группы включаются специалисты учреждения, обладающие необходимой квалификацией в соответствующей области деятельности. Описание этапов процедуры по идентификации опасностей и оценке рисков приведено в приложении 2.
5.2.3. По результатам идентификации опасностей и оценки рисков руководитель структурного подразделения разрабатывает реестр опасностей и рисков подразделения, который согласовывается с начальником хозяйственной службы и утверждается заместителем главного врача по медицинской части (ОСУОТ). Форма реестра опасностей и рисков подразделения приведена в приложении 5.
5.2.4. При идентификации опасностей и оценке рисков осуществляются:
идентификация вида деятельности или операций;
идентификация опасностей, связанных с видом деятельности и операциями;
идентификация опасностей, возникающих от деятельности подрядчиков, от использования продукции поставщиков.
оценка рисков от идентифицированных опасностей, с использованием методики оценки рисков в области ОТ. Методика оценки рисков приведена в приложении 4.
При этом риски в области ОТ рассматриваются при следующих ситуациях:
нормальные условия работы;
аварийные условия работы (аварии и другие чрезвычайные ситуации).
разработку мероприятий по управлению риском, если риск является существенным, и повторное выполнение его оценки с целью определения значения остаточного риска.
Уровень приемлемого риска определен значением 40 баллов и менее. Существенный риск – это риск оцененный более 40 баллов.
На выявленные существенные риски, требующие мер управления, разрабатываются мероприятия по управлению (поддержанию на определенном уровне) этими рисками (например, включение вида деятельности или операции в перечень работ с повышенной опасностью; выполнение работы по наряду-допуску; прохождение специального обучения работниками; применение средств индивидуальной защиты и др.).
Существенные риски учитываются при установлении целевых показателей в области ОТ, мероприятия по управлению существенными рисками включаются в программу управления ОТ учреждения.
5.2.5. После окончания работы по идентификации опасностей и оценке рисков, в структурном подразделении заполняются карты идентификации опасностей и оценки рисков подразделения.
Форма карты идентификации опасностей и оценки рисков приведена в приложении 6.
Карты идентификации опасностей и оценки рисков подписываются уполномоченным по СУОТ подразделения, общественным инспектором по ОТ профсоюза и утверждаются руководителем структурного подразделения.
5.2.6. Контрольные экземпляры карт идентификации опасностей и оценки рисков, составленные в структурных подразделениях, передаются начальнику хозяйственной службы для хранения. Начальник хозяйственной службы выдает в подразделения рабочие экземпляры карт в соответствии с СТП СУОТ 03-2010.
5.2.7. Начальник хозяйственной службы проводит анализ карт идентификации опасностей и оценки рисков и составляет реестр существенных рисков учреждения, который утверждает заместитель главного врача по медицинской части (ОСУОТ).
Форма реестра существенных рисков приведена в приложении 7.
5.2.8. Заместитель главного врача по медицинской части и начальник хозяйственной службы совместно с руководителем структурного подразделения на основании реестра существенных рисков учреждения определяют мероприятия, которые необходимо включить в программу управления ОТ учреждения, согласно гл. 5.5. настоящего СТП.
5.2.9. Карты идентификации опасностей и оценки рисков актуализируются уполномоченными по СУОТ структурных подразделений не реже одного раза в год (или по мере необходимости). Актуализированные карты идентификации опасностей и оценки рисков передаются начальнику хозяйственной службы для актуализации реестра существенных рисков учреждения. После проведения актуализации устаревшие экземпляры карт подлежат изъятию и уничтожению.
5.2.10. Основанием для пересмотра карт идентификации опасностей и оценки рисков являются:
изменение штатного расписания в учреждении;
изменение законодательства в области ОТ;
приобретение новых материалов и веществ;
приобретение нового оборудования;
введение нового технологического процесса;
изменение технологического процесса;
результаты анализа несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, инцидентов, несоответствий, в том числе в учреждениях отрасли;
возникновение аварийных ситуаций;
выполнение мероприятий программы управления ОТ;
анализ результатов внутренних аудитов;
анализ со стороны высшего руководства учреждения.
5.2.11. По мере выполнения мероприятий программы управления ОТ учреждения, руководители структурных подразделений проводят пересмотр оценки рисков и добавляют лист с пересмотренными рисками в карту идентификации опасностей и оценки рисков подразделения. Порядок осуществления контроля за выполнением мероприятий программы управления ОТ учреждения установлен в гл. 5.5. настоящего СТП.
страница 1 | страница 2 страница 3 страница 4 | страница 5
|