страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
УМК ГИСТОЛОГИЯ- 2 ОМ 3 КУРС
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине: Гистология - 2
По специальности: 051301 - Общая медицина
Алматы, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
1.
|
Силабус 3
|
2.
|
Модуль «Сердечно-сосудистая система» 20
|
3.
|
Модуль «Дыхательная система» 38
|
4.
|
Модуль «Пищеварительная система» 55
|
5.
|
Модуль «Эндокринная система» 73
|
6.
|
Модуль «Мочеполовая система» 88
|
7.
|
Модуль «Опорно-двигательная система» 106
|
8
9.
10.
|
Модуль «Кроветворная система» 113
Модуль «Нервная система» 120
Контрольно-измерительные средства 152
…………………………………………………………………………….
|
СИЛЛАБУС
По дисциплине – гистология Gis 2205
для специальности – «Общая медицина» 0511301
Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Курс – третий Семестр – 5,6
Лекции – 14 часов
Практические
(семинарские) занятия – 22 часа
Всего аудиторных – 36 часов
Самостоятельная работа
с преподавателем (СРСП) – 36 часов
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС) – 36 часов
Всего – 108 часов (2 кредита)
Форма контроля – экзамен
Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с интергированной рабочей программой, составленной
профессором кафедры гистологии с курсом цитологии и эмбриологии Р.И.Юй и
доцентом М.С.Калининой.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры гистологии,
протокол № 1 от « 27» сентября 2012 г.
Зав. каф. проф. Юй Р.И.
1.Общие сведения
Казахский национальный медицинский университет.
Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Дисциплина «Гистология», Gis 2205
Специальность: 051301 – «Общая медицина»
Объем учебных часов – 108 часов
Курс и семестр изучения - 3 курс 5,6 семестр
Сведения о преподавателях:
|
Ф. И.О.
|
Должность
|
Уч. степ., звания
|
1
|
Юй Рудольф Иванович
|
зав. кафедрой
|
д.м.н, профессор
|
2
|
Нурмухамбетова Балумаржан Наскеновна
|
профессор
|
д.м.н. профессор
|
3
|
Калинина Маргарита Сергеевна
|
доцент
|
к.м.н., доцент
|
4
|
Семченкова Светлана Александровна
|
доцент
|
к.б.н., доцент
|
5
|
Абильдинов Райхан Бекишевич
|
доцент
|
к.б.н., доцент
|
6
|
Ергазина Марал Жунусбековна
|
доцент
|
к.м.н., доцент
|
7
|
Кругликовская Тамара Федоровна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.,
|
8
|
Аяпова Жулдузай Омаровна
|
ст.преподаватель
|
|
9
|
Тусупова Нуржан Мухамедовна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.
|
10
|
Джангельдина Зауре Наримановна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.
|
11
|
Наумова Людмила Ильинична
|
преподаватель
|
д.м.н.
|
12
|
Адилова Мадина Гарифулловна
|
преподаватель
|
|
13
|
Мулькибаева Шолпан Шайзулаевна
|
преподаватель
|
|
14
|
Джадранов Ернар Садуакасович
|
преподаватель
|
к.б. н.
|
15
|
Есимова Гаухар Куатбековна
|
преподаватель
|
|
16
|
Жанбырбаева Айнур Каиргалиевна
|
преподаватель
|
|
17
|
Есполаева Айгерим Рыскуловна
|
преподаватель
|
|
Зав.кафедрой проф. Юй Р.И. д.м.н. Докторскую диссертацию защитил в 1996 году на тему: «Закономерности комбинированного действия динамических факторов ионизирующего излучения на организм» в г.Ленинграде. С 1997 года является профессором кафедры, а 1998 года - заведующим кафедры гистологии. Проф.Юй Р.И. обубликовано 174 научных и методических работ, в том числе две монографии, один атлас по гистологии, 4 предпатента на изобретения. В настоящее время под руководством проф.Юй Р.И. на кафедре изучается реактивность эпителиоцитов слизистой оболочки полости рта в норме и при патологии.
Проф. д.м.н. Нурмухамбетова Б.Н. Докторскую диссертацию защитила в 1998 году на тему: «Лимфатический регион тонкой кишки в условиях физиологической жизнедеятельности, при экзотоксикозе и эндоэкологической реабилитации» в
г. Новосибирске. С 2000 года является профессором кафедры. Опубликовано 200 научных и методических работ, в том числе три учебно- методических пособия, два предпатента на изобретения. Под руководством проф. д.м.н. Нурмухамбетовой Б.Н. защищено две кандидатских диссертации в настоящее время под ее руководством выполняются три докторских диссертации.
Контактная информация:
Адрес: г. Алматы, Толе би 94, морфологический корпус, 2 этаж
тел: 2-92-17-96 (внут. 214)
Политика дисциплины:
-
не опаздывать на занятия, в случае опоздания из общего колическва баллов данного
занятия вычитается 25% баллов
-
не пропускать занятия, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине,
например, по болезни следует представить справку и разрешение из деканата
на отработку пропущенных занятий;
-
пропущенные занятия разрешается отрабатывать только до соответствующего рубежного
контроля
4. студенты должны активно участвовать в учебном процессе;
-
все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены
соответственно требованиям в альбоме и подписаны преподавателем
-
адания по СРС должны быть выполнены на высоком уровне и сданы до
соответсвующего рубежного контроля
-
студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах.
-
посещение СРСП студентами обязательно.
-
к рубежному контролю допускаются студенты, посетившие все занятия, лекции и
во - время сдавшие СРС
-
к экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков и сдавшие все рубежные
контроли, и СРС
2. Программа
Введение
Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.
Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.
Цель дисциплины:
Формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим - возможности целенаправленного воздействия на них.
Задачи дисциплины:
-
Научить определять структуру и функцию клеток и их производных;
-
Обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей и органов;
-
Обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;
-
Формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей и органов .
Конечные результаты изучения дисциплины
Знания:
-
основных закономерностей структурной организации клеток, межклеточного вещества и тканей;
-
гистофункциональных особенностей тканевых элементов, их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и тд. ) на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
-
основных закономерностей эмбрионального развития тканей.
-
гистофункциональных особенностей различных органов, на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
-
основных закономерностей структурной организации органов ротовой полости.
Практические навыки:
-
научиться идентифицировать клеточные и неклеточные структуры тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;
-
научиться распознавать изменения структуры клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
-
научиться микроскопировать гистологические препараты органов с использованием сухих и иммерсионных систем биологического микроскопа;
-
научиться составлять протокол и зарисовывать гистологические препараты.
Коммуникативные навыки:
-
сформировать у студентов основные качества будущего врача, навыки эффективного общения врача с пациентом, навыки сотрудничества с другими студентами группы, поведенческие умения во время занятия,
-
уметь строить межличностные отношения, грамотно излагать материал, правильно строить предложения, участвовать в дискуссиях, учебных играх.
Правовые навыки:
-
усвоить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, приборами гистологической лаборатории, микроскопами с электрическим освещением, сформировать у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, формирование знаний о правах и обязанностях студента.
Саморазвитие:
-
сформировать у студентов навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний , навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов.
Краткое содержание дисциплины:
Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в составе различных органах. Строение органов нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половой систем.
-
СОДЕРЖАНИЕ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
И КОМПЕТЕНЦИЯМ
№
|
Компетенции по системе:
|
Содержание дисциплины
|
1.
|
«СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по
морфо-функциональным особенностям строения сосудов в связи с выполняемой ими функцией, гистологической структуре сократительной системы сердца, эмбриональным источникам и особенностям развития органов сердечно-сосудистой системы, возрастным особенностям.
Сформировать умения :
идентифицировать морфологические типы кровеносных сосудов по тканевым элементам их оболочек, оболочки сердца, структурные компоненты кардиомиоцитов.
Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Гистология сердца: тканевой состав оболочек. Клапанный аппарат. Источники развития. Возрастные особенности. Артерии: строение и тканевой состав стенок артерий эластического, эластически-мышечного, мышечного типов. Возрастные особенности.
Микроциркуляторное русло. Строение стенок и тканевой состав вен мышечного и безмышечного типов. Возрастные особенности.
|
2.
|
«ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по
морфо-функциональным особенностям строения органов дыхательной системы и кожи,
гистологической структуры воздухоносных путей и респираторного отдела. Сформировать представление об ацинусе как о структурно-функциональной единице легкого. Знать функциональные значения кожи и особенности ее структурной организации в связи с действие факторов окружающей среды.
Сформировать умения:
идентифицировать воздухоносные пути, респираторные отделы и их тканевые элементы на микроскопическом уровне, определять структурные элементы воздушно-кровяного барьера на электроннограммах, идентифицировать слои кожи
Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Общая морфо-функциональная характеристика воздухоносных путей и респираторного отдела. Тканевой состав. Гистологическая структура воздухоносных путей: слизистая оболочка, подслизистая основа, волокнисто-хрящевая оболочка, наружная оболочка и их слои. Особенности у детей.
Внелегочные воздухоносные пути. Строение стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Гистофункциональные особенности слизистой оболочки. Особенности у детей.
Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы. Особенности строения и тканевого состава стенки бронхов и бронхиол в зависимости от их калибра.
Ацинус как морфо-функциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Строение стенки альвеол. Типы альвеолоцитов, их гистофункциональная характеристика. Структурно-химическая организация и функция сурфактантно-альвеолярного комплекса. Строение межальвеолярных перегородок. Аэро-гематический барьер и его значение в газообмене. Макрофаги легкого. Кровоснабжение и иннервация легкого. Возрастные особенности легкого. Развитие легкого в постнатальном периоде. Возрастные изменения легкого в процессе старения.
Гистология кожи. Строение эпидермиса и дермы. Производные кожи: потовые, сальные железы, волосы, ногти. Возрастные и регионарные особенности кожи.
|
3.
|
«ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по
морфо-функциональным особенностям органов пищеварительного тракта,
гистологическому строению органов пищеварительной системы, их гистофизиологии и возрастных изменений, сформировать представление о стуктурных и функциональных особенностях гастро-энтеро-панкреатической эндокринной системы.
Сформировать умения:
идентифицировать структурные компоненты тканей органов пищеварительной системы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне, определять тканевые элементы печени, поджелудочной железы, эпителия желудка, кишечника..
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Общий план строения пищеварительной трубки. Эмбриональные источники развития органов пищеварительной трубки.
Понятие «слизистая оболочка». Расположение и функциональное значение лимфоидных скоплений в ротовой полости. Общий план строения крупных слюнных желез. Оболочки пищевода, их тканевой состав в верхней, средней и нижней трети пищевода. Строение оболочек органов среднего отдела пищеварительного тракта. Связь строения слизистой оболочки с выполняемой функцией. Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. Основные эндокринные клетки желудка и тонкого кишечника, их топография и значение. Источники развития печени и поджелудочной железы. Строение классической дольки печени. Особенности кровообращения в печени. Морфологическая характеристика поджелудочной железы.
|
4.
|
«ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по
морфо-функциональным особенностям органов эндокринной системы, принципам классификации эндокринных желез, закономерностям строения эндокринных органов в связи с особенностями их функции, механизмам гипоталамического контроля эндокринных функций. Сформировать представление о
гистологической структуре тканевых элементов гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников.
Сформировать умения:
идентифицировать клеточные структуры гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, в препаратах на микроскопическом, и ультрамикроскопическом уровне;
распознавать изменения структуры клеток щитовидной железы в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Морфология эндокринной системы на тканевом и клеточном уровне. Гистологическая классификация эндокринных желез.
Центральные и периферические железы эндокринной системы. Возрастные особенности
Гипофиз. Источники и ход эмбрионального развития. Строение гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система.
Щитовидная железа. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав. Фолликулы как морфофункциональная единица. Роль интерфолликулярных островков. Тироциты
Паращитовидные железы. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав.
Надпочечники. Фетальная и дефинитивная кора надпочечников. Зоны и их клеточный состав.
|
5.
|
«МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов мочеполовой системы, структурным особенностям различных отделов нефрона и этапам мочеобразования.
Выработать представление об эндокринном аппарате почек, знать структурные особенности органов женской и мужской половой системы.
Сформировать умения:
идентифицировать органы выделительной и половой систем, их тканевые элементы на микроскопическом уровне . Уметь определять различные отделы нефронов, типы клеток сперматогенного эпителия, растущие и зрелые фолликулы яичника, ормонпродуцирующие клетки половых желез, стуктуры мочевыводящих, семявыводя-щих путей, яйцевода и матки
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Почки: строение и тканевой состав коркового и мозгового вещества. Нефроны. Типы нефронов. Гистологическое и ультрамикроскопическое строение различных отделов нефронов. Гистофизиология нефронов и собирательных трубочек. Васкуляризация почки. Эндокринная система почек. Возрастные особенности почек. Особенности почки у новорожденных.
Мочеотводящие пути: строение стенок и тканевой состав почечных чашечек, чашек, лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Возрастные особенности.
Мужские половые органы. Яички: строение и тканевой состав. Сперматогенез. Возрастные особенности. Гистологическое строение семявыносящих путей и предстательной железы.
Женские половые органы. Яичники: строение, клеточный и тканевой состав. Овогенез. Строение и развитие фолликулов. Овуляция. Желтое тело. Атрезия фолликулов. Возрастные изменения яичников. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Маточные трубы, строение и тканевой состав. Матка. Гистологическое строение стенки матки. Морфологические изменения в зависимости от фаз менструального цикла. Возрастные изменения. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Влагалище. Строение стенок в связи с менструальным циклом. Грудная (молочная) железа. Функциональная морфология лактирующей и не лактирующей молочной железы.
|
6.
|
«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по гистологической структуре опорно-двигательной системы, её возрастным особенностям.
Сформировать умения:
идентифицировать клетки и неклеточные структуры тканей опорно-двигательной системы
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Гистологическое строение сухожилий и связок. Хрящ как орган. Надхрящница. Ее значение в трофике, росте и регенерации хряща. Кость как орган. Регенерация костных тканей. Остеогенез прямой и непрямой. Возрастная перестройка. Соединение костей, суставы, их строение, тканевой состав. Скелетная мышца как орган. Регенерация скелетной мышечной ткани.
|
7.
|
«КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов кроветворения и мунной защиты.
Сформировать умения:
идентифицировать форменные элементы крови, структурные компоненты центральных и периферических органов кроветворения и иммунной защиты.
Сформировать у студентов коммуникативные навыки
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Строение и цитофизиология форменных элементов крови.
Центральные и периферические органы кроветворения: красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, их строение, развитие, гистофизиология. Единая иммунная система слизистых оболочек. Возрастные особенности органов кроветворения и иммунной защиты. Интеграция элементов иммунной защиты.
|
8.
|
«НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
|
|
Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов нервной системы, гистологической структуре и регенерации, основам нейронной организации, сформировать представление о морфологической основе высшей нервной деятельности.
Сформировать умения:
идентифицировать на микроскопическом уровне тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы,
воспроизвести простые и сложные рефлекторные дуги с учетом их особенностей на органном и клеточном уровне
Сформировать правовые компетенции.
Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
|
Гистология нервных стволов, чувствительных ганглиев, спинного и головного мозга. Основы нейронной организации коры больших полушариев головного мозга. Модульная организация коры больших полушарий. Клеточный состав и синаптические связи в коре мозжечка. Классификация нейронов по числу отростков, особенностям строения (пирамидные, веретенообразные, корзинчатые, звездчатые) и размеров — от очень маленьких до гигантских [например, гиганто-пирамидальные нейроны (клетки Беца) в двигательной зоне коры.
|
-
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ
-
Лекции: обзорные, проблемные
-
Проблемно-ориентированное обучение (ПОО): изучение одного клинического случая по каждому модулю в течение 2-3 занятий (см. приложение).
-
Практические занятия и СРСП: работа с гистологическими препаратами, муляжами и электроннограммами, альбомами микрофотографий, составление протоколов с описанием препаратов, устный опрос, решение тестовых заданий, работа в малых группах, разбор и обсуждение 1-2 клинических случаев, интегрированных со смежными дисциплинами.
-
Самостоятельная работа студента: работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное освоение тем, самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов; консультации с преподавателем.
4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
-
Текущий контроль: тестовые задания, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, прием практических навыков, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
-
Рубежный контроль: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий, в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО), с отдельной оценкой по гистологии
-
Итоговый контроль: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование по всем интегрированным дисциплинам программы и прием практических навыков.
Итоговая оценка по всей дисциплине: средняя арифметическая из средней арифметической оценок рубежного контроля по всем модулям и оценки за интегрированный экзамен.
Система оценки знаний студентов прилагается.
5 ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
-
Оборудование: микроскопы, мультиголовочный микроскоп, компьютеры, мультимедийный проектор.
-
Оснащение: микропрепараты, муляжи, таблицы, слайды, видеофильмы и СД-фильм, электронные микрофотографии, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач по всем системам органов.
6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
№
|
МОДУЛЬ
|
Общее
кол-во
часов
|
Аудиторные часы
|
СР
СП
|
СРС
|
Всего
|
Лек-ции
|
Практ.
занятия
|
|
|
1
|
Сердечно -сосудистая система
|
17
|
5
|
2
|
3
|
6
|
6
|
2.
|
Дыхательная система
|
19
|
5
|
2
|
3
|
8
|
6
|
3
|
Пищеварительная система
|
18
|
6
|
3
|
3
|
6
|
6
|
4
|
Эндокринная система
|
13
|
5
|
2
|
3
|
3
|
5
|
5
|
Мочеполовая система
|
18
|
6
|
3
|
3
|
6
|
6
|
6
|
Опорно-двигпательная система
|
5
|
2
|
-
|
2
|
2
|
1
|
7
|
Кроветворная система
|
5
|
2
|
-
|
2
|
2
|
1
|
8
|
Нервная система
|
13
|
5
|
2
|
3
|
3
|
5
|
|
Всего
|
108
|
72
|
14
|
22
|
36
|
36
|
7 ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ГИСТОЛОГИИ -2
7.1.1 Тематический план лекций
|
Наименования тем:
|
1
|
Сердечно-сосудистая система
|
1. Гистологическое строение сердца, артерий эластического и эластически-мышечного и мышечного типов. Особенности у детей.
|
2. Микроциркуляторное русло. Вены: строение стенок и тканевой состав вен мышечного и волокнистого типов. Особенности клапанного аппарат вен Возрастные особенности.
|
Всего 2 часа
|
2
|
Дыхательная система
|
1.Общая морфо-функциональная характеристика органов дыхательной системы. Внелегочные и внутрилегочные воздухоносные пути. Особенности у детей.
|
2.Легкие. Респираторный отдел. Ацинус. Возрастные особенности
|
Всего 2 часа
|
3
|
Пищеварительная система
|
1.Гистофизиология слизистой оболочки полости рта и пищевода .Особенности у детей.
|
2. Морфофункциональная характеристика желудка, кишечника тонкого и толстого . Гистофизиология процессов пищеварения. Особенности у детей.
|
3. Морфо-функциональная характеристика печени и экзокринной части поджелудочной железы. Возрастные особенности
|
Всего 3 часа
|
4
|
Эндокринная система
|
1.Общая морфо-функциональная характеристика эндокринной системы. Классификация органов эндокринной системы.Гистофизиология гипофиза, гипоталамуса, эпифиза.
|
2.Гистофизиология щитовидной и паращитовидной желез.
Гистофизиология надпочечников и поджелудочной железы.
|
Всего 2 часа
|
5
|
Мочеполовая система
|
1. Гистология органов мочевыделительной системы. Возрастные особенности.
|
2. Гистологическое строение органов мужской половой системы. Возрастные особенности.
|
3. Гистология органов женской половой системы. Динамика гистологических изменений на протяжении овариально-менструального цикла. Возрастные особенности.
|
Всего 3 часа
|
6
|
Нервная система
|
1. Нервная система. Гистология спинного мозга.
|
2. Гистология ствола мозга. Мозжечок.
Гистология коры больших полушарий головного мозга.
|
Всего 2 часа
|
-
страница 1 страница 2 ... страница 11 | страница 12
|