страница 1 страница 2  ... страница 11 | страница 12 
  
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ  
 
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
УМК ГИСТОЛОГИЯ- 2 ОМ 3 КУРС
  
 
 
 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
 По дисциплине: Гистология - 2
 По специальности: 051301 - Общая медицина
 
 
 Алматы, 2012
 СОДЕРЖАНИЕ
 
      
 1.
  |   
 Силабус 3
  |      
 2.
  |   
 Модуль «Сердечно-сосудистая система» 20
  |      
 3.
  |   
 Модуль «Дыхательная система» 38
  |      
 4.
  |   
 Модуль «Пищеварительная система» 55
  |      
 5.
  |   
 Модуль «Эндокринная система» 73
  |      
 6.
  |   
 Модуль «Мочеполовая система» 88
  |      
 7.
  |   
 Модуль «Опорно-двигательная система» 106
  |      
 8
9.
 10.  
  |   
 Модуль «Кроветворная система» 113
Модуль «Нервная система» 120 
Контрольно-измерительные средства 152
 
…………………………………………………………………………….  
  |      
 
 СИЛЛАБУС
 По дисциплине – гистология Gis 2205
 для специальности – «Общая медицина» 0511301 
 Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Курс – третий Семестр – 5,6 
Лекции – 14 часов 
 Практические 
 
(семинарские) занятия – 22 часа 
 Всего аудиторных – 36 часов
Самостоятельная работа  
с преподавателем (СРСП) – 36 часов 
 Внеаудиторная самостоятельная
 
работа студентов (СРС) – 36 часов 
Всего – 108 часов (2 кредита)
 
 
Форма контроля – экзамен 
 
 Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с интергированной рабочей программой, составленной 
профессором кафедры гистологии с курсом цитологии и эмбриологии Р.И.Юй и 
 
доцентом М.С.Калининой.  
 Обсужден и утвержден на заседании кафедры гистологии,
 протокол № 1 от « 27» сентября 2012 г. 
 
Зав. каф. проф. Юй Р.И.  
 
 
 1.Общие сведения
 Казахский национальный медицинский университет.
 Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
 Дисциплина  «Гистология», Gis 2205 
 Специальность: 051301 – «Общая медицина»
 Объем учебных часов – 108 часов   
 Курс и семестр изучения - 3 курс 5,6 семестр
 Сведения о преподавателях:
        
 
 
  |   
 Ф. И.О.
  |   
 Должность
  |   
 Уч. степ., звания
  |      
 1
  |   
 Юй Рудольф Иванович
  |   
 зав. кафедрой
  |   
 д.м.н, профессор
  |      
 2
  |   
 Нурмухамбетова Балумаржан Наскеновна
  |   
 профессор
  |   
 д.м.н. профессор
  |      
 3
  |   
 Калинина Маргарита Сергеевна
  |   
 доцент
  |   
 к.м.н., доцент
  |      
 4
  |   
 Семченкова Светлана Александровна
  |   
 доцент
  |   
 к.б.н., доцент
  |      
 5
  |   
 Абильдинов Райхан Бекишевич
  |   
 доцент
  |   
 к.б.н., доцент
  |      
 6
  |   
 Ергазина Марал Жунусбековна
  |   
 доцент
  |   
 к.м.н., доцент
  |      
 7
  |   
 Кругликовская Тамара Федоровна
  |   
 ст.преподаватель
  |   
 к.б.н., 
  |      
 8
  |   
 Аяпова Жулдузай Омаровна
  |   
 ст.преподаватель
  |   
 
 
  |      
 9
  |   
 Тусупова Нуржан Мухамедовна
  |   
 ст.преподаватель
  |   
 к.б.н. 
  |      
 10
  |   
 Джангельдина Зауре Наримановна
  |   
 ст.преподаватель
  |   
 к.б.н. 
  |      
 11
  |   
 Наумова Людмила Ильинична
  |   
 преподаватель
  |   
 д.м.н.
  |      
 12
  |   
 Адилова Мадина Гарифулловна
  |   
 преподаватель
  |   
 
 
  |      
 13
  |   
 Мулькибаева Шолпан Шайзулаевна
  |   
 преподаватель
  |   
 
 
  |      
 14
  |   
 Джадранов Ернар Садуакасович
  |   
 преподаватель
  |   
 к.б. н.
  |      
 15
  |   
 Есимова Гаухар Куатбековна 
  |   
 преподаватель
  |   
 
 
  |      
 16
  |   
 Жанбырбаева Айнур Каиргалиевна
  |   
 преподаватель
  |   
 
 
  |      
 17
  |   
 Есполаева Айгерим Рыскуловна
  |   
 преподаватель
  |   
 
 
  |      
Зав.кафедрой проф. Юй Р.И. д.м.н. Докторскую диссертацию защитил в 1996 году на тему: «Закономерности комбинированного действия динамических факторов ионизирующего излучения на организм» в г.Ленинграде. С 1997 года является профессором кафедры, а 1998 года - заведующим кафедры гистологии. Проф.Юй Р.И. обубликовано 174 научных и методических работ, в том числе две монографии, один атлас по гистологии, 4 предпатента на изобретения. В настоящее время под руководством проф.Юй Р.И. на кафедре изучается реактивность эпителиоцитов слизистой оболочки полости рта в норме и при патологии. 
Проф. д.м.н. Нурмухамбетова Б.Н. Докторскую диссертацию защитила в 1998 году на тему: «Лимфатический регион тонкой кишки в условиях физиологической жизнедеятельности, при экзотоксикозе и эндоэкологической реабилитации» в 
 
г. Новосибирске. С 2000 года является профессором кафедры. Опубликовано 200 научных и методических работ, в том числе три учебно- методических пособия, два предпатента на изобретения. Под руководством проф. д.м.н. Нурмухамбетовой Б.Н. защищено две кандидатских диссертации в настоящее время под ее руководством выполняются три докторских диссертации. 
 Контактная информация:
 
 Адрес: г. Алматы, Толе би 94, морфологический корпус, 2 этаж
 
 тел: 2-92-17-96 (внут. 214)
 Политика дисциплины:  
  - 
 не опаздывать на занятия, в случае опоздания из общего колическва баллов данного  
    
 занятия вычитается 25% баллов
  - 
 не пропускать занятия, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине,  
    
 например, по болезни следует представить справку и разрешение из деканата  
 
 на отработку пропущенных занятий;
  - 
 пропущенные занятия разрешается отрабатывать только до соответствующего рубежного
    
 контроля
 
 4. студенты должны активно участвовать в учебном процессе;
  - 
 все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены  
    
 соответственно требованиям в альбоме и подписаны преподавателем
  - 
 адания по СРС должны быть выполнены на высоком уровне и сданы до  
    
 соответсвующего рубежного контроля  
  - 
 студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах.
  - 
 посещение СРСП студентами обязательно.
  - 
 к рубежному контролю допускаются студенты, посетившие все занятия, лекции и
    
 во - время сдавшие СРС
  - 
 к экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков и сдавшие все рубежные
    
 контроли, и СРС  
 
 2. Программа
 
 Введение
Гистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах. 
 
 Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.
 
 Цель дисциплины:
 
 Формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим - возможности целенаправленного воздействия на них.
 
 Задачи дисциплины:
  - 
 Научить определять структуру и функцию клеток и их производных;
  - 
 Обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей и органов;
  - 
 Обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;
  - 
 Формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей и органов .
    
 
 Конечные результаты изучения дисциплины
 
 Знания:
  - 
 основных закономерностей структурной организации клеток, межклеточного вещества и тканей;
  - 
 гистофункциональных особенностей тканевых элементов, их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и тд. ) на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
  - 
 основных закономерностей эмбрионального развития тканей.
  - 
 гистофункциональных особенностей различных органов, на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
  - 
 основных закономерностей структурной организации органов ротовой полости.
    
 Практические навыки:
  - 
 научиться идентифицировать клеточные и неклеточные структуры тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;
  - 
 научиться распознавать изменения структуры клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
     - 
 научиться микроскопировать гистологические препараты органов с использованием сухих и иммерсионных систем биологического микроскопа;
  - 
 научиться составлять протокол и зарисовывать гистологические препараты. 
    
 Коммуникативные навыки:
  - 
 сформировать у студентов основные качества будущего врача, навыки эффективного общения врача с пациентом, навыки сотрудничества с другими студентами группы, поведенческие умения во время занятия,
     - 
 уметь строить межличностные отношения, грамотно излагать материал, правильно строить предложения, участвовать в дискуссиях, учебных играх.
    
 Правовые навыки:
  - 
 усвоить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, приборами гистологической лаборатории, микроскопами с электрическим освещением, сформировать у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, формирование знаний о правах и обязанностях студента.
    
 Саморазвитие:
  - 
 сформировать у студентов навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами  в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний , навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов. 
    
 
 Краткое содержание дисциплины:
Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в составе различных органах. Строение органов нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половой систем.  
 
  - 
 СОДЕРЖАНИЕ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
    
 И КОМПЕТЕНЦИЯМ
       
 №
  |   
 Компетенции по системе:
  |   
 Содержание дисциплины
  |      
 1.
  |   
 «СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по  
морфо-функциональным особенностям строения сосудов в связи с выполняемой ими функцией, гистологической структуре сократительной системы сердца, эмбриональным источникам и особенностям развития органов сердечно-сосудистой системы, возрастным особенностям.  
 
 Сформировать умения :
идентифицировать морфологические типы кровеносных сосудов по тканевым элементам их оболочек, оболочки сердца, структурные компоненты кардиомиоцитов. 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Гистология сердца: тканевой состав оболочек. Клапанный аппарат. Источники развития. Возрастные особенности. Артерии: строение и тканевой состав стенок артерий эластического, эластически-мышечного, мышечного типов. Возрастные особенности.
Микроциркуляторное русло. Строение стенок и тканевой состав вен мышечного и безмышечного типов. Возрастные особенности. 
  |      
 2.
  |   
 «ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. КОЖА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по  
морфо-функциональным особенностям строения органов дыхательной системы и кожи, 
гистологической структуры воздухоносных путей и респираторного отдела. Сформировать представление об ацинусе как о структурно-функциональной единице легкого. Знать функциональные значения кожи и особенности ее структурной организации в связи с действие факторов окружающей среды.
 
 Сформировать умения:
 
идентифицировать воздухоносные пути, респираторные отделы и их тканевые элементы на микроскопическом уровне, определять структурные элементы воздушно-кровяного барьера на электроннограммах, идентифицировать слои кожи 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию.
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
 
  |   
 Общая морфо-функциональная характеристика воздухоносных путей и респираторного отдела. Тканевой состав. Гистологическая структура воздухоносных путей: слизистая оболочка, подслизистая основа, волокнисто-хрящевая оболочка, наружная оболочка и их слои. Особенности у детей.
Внелегочные воздухоносные пути. Строение стенки воздухоносных путей: носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов. Гистофункциональные особенности слизистой оболочки. Особенности у детей. 
Легкие. Внутрилегочные воздухоносные пути: бронхи и бронхиолы. Особенности строения и тканевого состава стенки бронхов и бронхиол в зависимости от их калибра.
 
Ацинус как морфо-функциональная единица легкого. Структурные компоненты ацинуса. Строение стенки альвеол. Типы альвеолоцитов, их гистофункциональная характеристика. Структурно-химическая организация и функция сурфактантно-альвеолярного комплекса. Строение межальвеолярных перегородок. Аэро-гематический барьер и его значение в газообмене. Макрофаги легкого. Кровоснабжение и иннервация легкого. Возрастные особенности легкого. Развитие легкого в постнатальном периоде. Возрастные изменения легкого в процессе старения.  
Гистология кожи. Строение эпидермиса и дермы. Производные кожи: потовые, сальные железы, волосы, ногти. Возрастные и регионарные особенности кожи.
 
   |      
 3.
  |   
 «ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по  
морфо-функциональным особенностям органов пищеварительного тракта,  
гистологическому строению органов пищеварительной системы, их гистофизиологии и возрастных изменений, сформировать представление о стуктурных и функциональных особенностях гастро-энтеро-панкреатической эндокринной системы. 
 
 Сформировать умения:
 
идентифицировать структурные компоненты тканей органов пищеварительной системы на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне, определять тканевые элементы печени, поджелудочной железы, эпителия желудка, кишечника.. 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки  
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. 
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Общий план строения пищеварительной трубки. Эмбриональные источники развития органов пищеварительной трубки.
Понятие «слизистая оболочка». Расположение и функциональное значение лимфоидных скоплений в ротовой полости. Общий план строения крупных слюнных желез. Оболочки пищевода, их тканевой состав в верхней, средней и нижней трети пищевода. Строение оболочек органов среднего отдела пищеварительного тракта. Связь строения слизистой оболочки с выполняемой функцией. Понятие о полостном и пристеночном пищеварении. Основные эндокринные клетки желудка и тонкого кишечника, их топография и значение. Источники развития печени и поджелудочной железы. Строение классической дольки печени. Особенности кровообращения в печени. Морфологическая характеристика поджелудочной железы. 
  |      
 4.
  |   
 «ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по  
морфо-функциональным особенностям органов эндокринной системы, принципам классификации эндокринных желез, закономерностям строения эндокринных органов в связи с особенностями их функции, механизмам гипоталамического контроля эндокринных функций. Сформировать представление о  
гистологической структуре тканевых элементов гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников.
 
 Сформировать умения:
 
идентифицировать клеточные структуры гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, в препаратах на микроскопическом, и ультрамикроскопическом уровне; 
распознавать изменения структуры клеток щитовидной железы в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки  
 
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. 
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Морфология эндокринной системы на тканевом и клеточном уровне. Гистологическая классификация эндокринных желез.
Центральные и периферические железы эндокринной системы. Возрастные особенности  
 
 Гипофиз. Источники и ход эмбрионального развития. Строение гипофиза. Гипоталамо-гипофизарная система.
 
 Щитовидная железа. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав. Фолликулы как морфофункциональная единица. Роль интерфолликулярных островков. Тироциты
 
 Паращитовидные железы. Источники и ход эмбрионального развития. Структура, тканевой и клеточный состав.
 
 Надпочечники. Фетальная и дефинитивная кора надпочечников. Зоны и их клеточный состав.
 
  |      
 5.
  |   
 «МОЧЕПОЛОВАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов мочеполовой системы, структурным особенностям различных отделов нефрона и этапам мочеобразования.
Выработать представление об эндокринном аппарате почек, знать структурные особенности органов женской и мужской половой системы. 
 
 Сформировать умения:
идентифицировать органы выделительной и половой систем, их тканевые элементы на микроскопическом уровне . Уметь определять различные отделы нефронов, типы клеток сперматогенного эпителия, растущие и зрелые фолликулы яичника, ормонпродуцирующие клетки половых желез, стуктуры мочевыводящих, семявыводя-щих путей, яйцевода и матки 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки  
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. 
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Почки: строение и тканевой состав коркового и мозгового вещества. Нефроны. Типы нефронов. Гистологическое и ультрамикроскопическое строение различных отделов нефронов. Гистофизиология нефронов и собирательных трубочек. Васкуляризация почки. Эндокринная система почек. Возрастные особенности почек. Особенности почки у новорожденных.
Мочеотводящие пути: строение стенок и тканевой состав почечных чашечек, чашек, лоханок, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала. Возрастные особенности. 
Мужские половые органы. Яички: строение и тканевой состав. Сперматогенез. Возрастные особенности. Гистологическое строение семявыносящих путей и предстательной железы.
 
Женские половые органы. Яичники: строение, клеточный и тканевой состав. Овогенез. Строение и развитие фолликулов. Овуляция. Желтое тело. Атрезия фолликулов. Возрастные изменения яичников. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Маточные трубы, строение и тканевой состав. Матка. Гистологическое строение стенки матки. Морфологические изменения в зависимости от фаз менструального цикла. Возрастные изменения. Особенности строения яичника новорожденного ребенка, девочки до полового созревания, в период половой зрелости и при старении. Влагалище. Строение стенок в связи с менструальным циклом. Грудная (молочная) железа. Функциональная морфология лактирующей и не лактирующей молочной железы. 
  |      
 6.
  |   
 «ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по гистологической структуре опорно-двигательной системы, её возрастным особенностям.
 
 Сформировать умения:
идентифицировать клетки и неклеточные структуры тканей опорно-двигательной системы 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки  
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. 
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Гистологическое строение сухожилий и связок. Хрящ как орган. Надхрящница. Ее значение в трофике, росте и регенерации хряща. Кость как орган. Регенерация костных тканей. Остеогенез прямой и непрямой. Возрастная перестройка. Соединение костей, суставы, их строение, тканевой состав. Скелетная мышца как орган. Регенерация скелетной мышечной ткани.
  |      
 7.
  |   
 «КРОВЕТВОРНАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов кроветворения и мунной защиты.
 
 Сформировать умения:
идентифицировать форменные элементы крови, структурные компоненты центральных и периферических органов кроветворения и иммунной защиты. 
 
 Сформировать у студентов коммуникативные навыки  
работы в малых группах, обсуждения гистопрепаратов, решение ситуационных задач, умения защищать свою точку зрения, поддерживать дискуссию. 
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Строение и цитофизиология форменных элементов крови. 
Центральные и периферические органы кроветворения: красный костный мозг, тимус, селезенка, лимфатические узлы, их строение, развитие, гистофизиология. Единая иммунная система слизистых оболочек. Возрастные особенности органов кроветворения и иммунной защиты. Интеграция элементов иммунной защиты.  
  |      
 8.
  |   
 «НЕРВНАЯ СИСТЕМА»
  |      
 
 
  |   
 Сформировать у студентов систему знаний по морфо-функциональным особенностям органов нервной системы, гистологической структуре и регенерации, основам нейронной организации, сформировать представление о морфологической основе высшей нервной деятельности.
 
 Сформировать умения:
идентифицировать на микроскопическом уровне тканевые элементы органов периферической и центральной нервной системы, 
 
 воспроизвести простые и сложные рефлекторные дуги с учетом их особенностей на органном и клеточном уровне
 
 Сформировать правовые компетенции.
 
 Сформировать навыки развития и самообразования, заключающиеся в умении самостоятельного поиска необходимых источников информации, выполнения СРС, формирования своего портфолио, участия в научных студенческих конференциях и семинарах.
  |   
 Гистология нервных стволов, чувствительных ганглиев, спинного и головного мозга. Основы нейронной организации коры больших полушариев головного мозга. Модульная организация коры больших полушарий. Клеточный состав и синаптические связи в коре мозжечка. Классификация нейронов по числу отростков, особенностям строения (пирамидные, веретенообразные, корзинчатые, звездчатые) и размеров — от очень маленьких до гигантских [например, гиганто-пирамидальные нейроны (клетки Беца) в двигательной зоне коры.
  |      
 
 
  - 
 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ
     - 
 Лекции: обзорные, проблемные 
  - 
 Проблемно-ориентированное обучение (ПОО): изучение одного клинического случая по каждому модулю в течение 2-3 занятий (см. приложение).
  - 
 Практические занятия и СРСП: работа с гистологическими препаратами, муляжами и электроннограммами, альбомами микрофотографий, составление протоколов с описанием препаратов, устный опрос, решение тестовых заданий, работа в малых группах, разбор и обсуждение 1-2 клинических случаев, интегрированных со смежными дисциплинами.
  - 
 Самостоятельная работа студента: работа с учебной и дополнительной литературой, с электронными носителями информации; самостоятельное освоение тем, самостоятельное решение тестовых заданий; подготовка рефератов; консультации с преподавателем.  
    
 
 
 4 ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
  - 
 Текущий контроль: тестовые задания, письменный/устный опрос, решение ситуационных задач, прием практических навыков, проверка оформления результатов выполнения заданий и т.д., самооценка и групповая оценка при работе в малых группах.
  - 
 Рубежный контроль: интегрированный коллоквиум в конце каждого модуля, включающий, в том числе оценку результатов проблемно-ориентированного обучения (ПОО), с отдельной оценкой по гистологии
  - 
 Итоговый контроль: интегрированный экзамен по 8 дисциплинам, который проводится после завершения изучения модулей по всем 8 системам органов и включает 2 этапа – комплексное тестирование/собеседование по всем интегрированным дисциплинам программы и прием практических навыков. 
    
 Итоговая оценка по всей дисциплине: средняя арифметическая из средней арифметической оценок рубежного контроля по всем модулям и оценки за интегрированный экзамен.
 Система оценки знаний студентов прилагается.
 5 ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ
  - 
 Оборудование: микроскопы, мультиголовочный микроскоп, компьютеры, мультимедийный проектор.
  - 
 Оснащение: микропрепараты, муляжи, таблицы, слайды, видеофильмы и СД-фильм, электронные микрофотографии, комплекты тестовых заданий и ситуационных задач по всем системам органов.
    
 
 
 6 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ГИСТОЛОГИИ-2 ПО МОДУЛЯМ
 
            
 №
  |   
 
 МОДУЛЬ
  |   
 
 Общее
 
 кол-во  
 
 часов
  |   
 Аудиторные часы
  |   
 
СР
 
 СП 
  |   
 
 
 СРС
  |      
 Всего  
  |   
 Лек-ции
  |   
 Практ.
 
 занятия
  |   
 
 
  |   
 
 
  |      
 1
  |   
 Сердечно -сосудистая система
  |   
 17
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 6
  |   
 6
  |      
 2.  
  |   
 Дыхательная система
  |   
 19
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 8
  |   
 6
  |      
 3
  |   
 Пищеварительная система
  |   
 18
  |   
 6
  |   
 3
  |   
 3
  |   
 6
  |   
 6
  |      
 4
  |   
 Эндокринная система
  |   
 13
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 3
  |   
 5
  |      
 5
  |   
 Мочеполовая система
  |   
 18
  |   
 6
  |   
 3
  |   
 3
  |   
 6
  |   
 6
  |      
 6
  |   
 Опорно-двигпательная система
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 -
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 1
  |      
 7
  |   
 Кроветворная система
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 -
  |   
 2
  |   
 2
  |   
 1
  |      
 8
  |   
 Нервная система
  |   
 13
  |   
 5
  |   
 2
  |   
 3
  |   
 3
  |   
 5
  |      
 
 
  |   
 Всего  
  |   
 108
  |   
 72
  |   
 14
  |   
 22
  |   
 36
  |   
 36
  |      
 
 7  ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ ПО ГИСТОЛОГИИ -2
 7.1.1 Тематический план лекций
      
 
 
  |   
 Наименования тем:
  |      
 1
  |   
 Сердечно-сосудистая система
  |      
 1. Гистологическое строение сердца, артерий эластического и эластически-мышечного и мышечного типов. Особенности у детей.
  |      
 2. Микроциркуляторное русло. Вены: строение стенок и тканевой состав вен мышечного и волокнистого типов. Особенности клапанного аппарат вен Возрастные особенности.
  |      
 Всего 2 часа
  |      
 2
  |   
 Дыхательная система
  |      
 1.Общая морфо-функциональная характеристика органов дыхательной системы. Внелегочные и внутрилегочные воздухоносные пути. Особенности у детей.
  |      
 2.Легкие. Респираторный отдел. Ацинус. Возрастные особенности
  |      
 Всего 2 часа
  |      
 3
  |   
 Пищеварительная система
  |      
 1.Гистофизиология слизистой оболочки полости рта и пищевода .Особенности у детей.
  |      
 2. Морфофункциональная характеристика желудка, кишечника тонкого и толстого . Гистофизиология процессов пищеварения. Особенности у детей.
  |      
 3. Морфо-функциональная характеристика печени и экзокринной части поджелудочной железы. Возрастные особенности
  |      
 Всего 3 часа
  |      
 4
  |   
 Эндокринная система
  |      
 1.Общая морфо-функциональная характеристика эндокринной системы. Классификация органов эндокринной системы.Гистофизиология гипофиза, гипоталамуса, эпифиза.
  |      
 2.Гистофизиология щитовидной и паращитовидной желез. 
Гистофизиология надпочечников и поджелудочной железы.   
  |      
 Всего 2 часа
  |      
 5
  |   
 Мочеполовая система
  |      
 1. Гистология органов мочевыделительной системы. Возрастные особенности.
  |      
 2. Гистологическое строение органов мужской половой системы. Возрастные особенности.
  |      
 3. Гистология органов женской половой системы. Динамика гистологических изменений на протяжении овариально-менструального цикла. Возрастные особенности.
  |      
 Всего 3 часа
  |      
 6
  |   
 Нервная система
  |      
 1. Нервная система. Гистология спинного мозга.
  |      
 2. Гистология ствола мозга. Мозжечок.
Гистология коры больших полушарий головного мозга. 
  |      
 Всего 2 часа
  |      
 
 
    - 
 
  страница 1 страница 2  ... страница 11 | страница 12 
     |