страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ
ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА
КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ
УМК ГИСТОЛОГИЯ, 2 КУРС СТОМАТОЛОГИЯ
Учебно-методический
комплекс
По дисциплине: Гистология GIS 2205
Специальность: 051302 «Стоматология»
Кафедра: гистологии с курсом цитологии
эмбриологии
Курс 2
Алматы, 2012 г.
СИЛЛАБУС
По дисциплине – гистология Gis 2205
для специальности – стоматология 051302 »
Кафедра гистологии
Курс – второй Семестр – четвертый
Лекции – 9 часов
Практические
(семинарские) занятия – 45 часов
Всего аудиторных – 54 часа
Самстоятельная работа
с преподавателем (СРСП) – 54 часа
Внеаудиторная самостоятельная
работа студентов (СРС) – 54 часа
Всего – 162 часа (3 кредита)
Форма контроля – экзамен
Алматы, 2012
Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной
профессором кафедры гистологии с курсом цитологии и эмбриологии Р.И.Юй,
доцентом М.С.Калининой.
Обсужден и утвержден на заседании кафедры гистологии,
протокол № 1 от «27» сентября 2012 г.
Зав. каф. проф. Юй Р.И.
1.Общие сведения
Казахский национальный медицинский университет.
Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии
Дисциплина «Гистология», Gis 2205
Специальность: 051302 – «стоматология»
Объем учебных часов – 162 часа (3 кредита)
Курс и семестр изучения - 2 курс, 4 семестр
Сведения о преподавателях:
|
Ф. И.О.
|
Должность
|
Уч. степень,
звания
|
1
|
Юй Рудольф Иванович
|
зав. кафедрой
|
д.м.н, профессор
|
2
|
Нурмухамбетова Балумаржан Наскеновна
|
профессор
|
д.м.н.,профессор
|
3
|
Калинина Маргарита Сергеевна
|
доцент
|
к.м.н., доцент
|
4
|
Семченкова Светлана Александровна
|
доцент
|
к.б.н., доцент
|
5
|
Абильдинов Райхан Бекишевич
|
доцент
|
к.б.н., доцент
|
6
|
Ергазина Марал Жунусбековна
|
доцент
|
к.м.н., доцент
|
7
|
Кругликовская Тамара Федоровна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.,
|
8
|
Аяпова Жулдузай Омаровна
|
ст.преподаватель
|
|
9
|
Тусупова Нуржан Мухамедовна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.
|
10
|
Джангельдина Зауре Наримановна
|
ст.преподаватель
|
к.б.н.
|
11
|
Наумова Людмила Ильинична
|
преподаватель
|
|
12
|
Адилова Мадина Гарифулловна
|
преподаватель
|
|
13
|
Жанбырбаева Айнур Каиргалиевна
|
преподаватель
|
|
14
|
Мулькибаева Шолпан Шайзулаевна
|
преподаватель
|
|
15
|
Есимова Гаухар Куатбековна
|
преподаватель
|
|
16
|
Есполаева Айгерим Рыскуловна
|
преподаватель
|
|
17
|
Джадранов Ернар Садуакасович
|
преподаватель
|
к.б. н.
|
Зав.кафедрой проф. Юй Р.И. д.м.н. Докторскую диссертацию защитил в 1996 году на тему: «Закономерности комбинированного действия динамических факторов ионизирующего излучения на организм» в г.Ленинграде. С 1997 года является профессором кафедры, а 1998 года - заведующим кафедры гистологии. Проф.Юй Р.И. обубликовано 174 научных и методических работ, в том числе две монографии, один атлас по гистологии, 4 предпатента на изобретения. В настоящее время под руководством проф.Юй Р.И. на кафедре изучается реактивность эпителиоцитов слизистой оболочки полости рта в норме и патологии.
Проф. д.м.н. Нурмухамбетова Б.Н. Докторскую диссертацию защитила в 1998 году а тему: «Лимфатический регион тонкой кишки в условиях физиологической жизнедеятельности, при экзотоксикозе и эндоэкологической реабилитации» в
г. Новосибирске. С 2000 года является профессором кафедры. Опубликовано 200 научных и методических работ, в том числе три учебно- методических пособия, два предпатента на изобретения. Под руководством проф. д.м.н. Нурмухамбетовой Б.Н. защищено две кандидатских диссертации. В настоящее время под ее руководством выполняются три докторских диссертации.
Контактная информация:
Адрес: г. Алматы, ул.Толе би 94, Морфологический корпус, 2 этаж,
тел: 2-92-17-96, внут.214
Политика дисциплины:
-
не опаздывать на занятия, в случае опоздания из общего колическва баллов данного
занятия вычитается 25% баллов;
-
не пропускать занятия, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни следует представить справку и разрешение из деканата на отработку пропущенных занятий;
-
пропущенные занятия разрешается отрабатывать только до соответствующего рубежного
контроля;
4. студенты должны активно участвовать в учебном процессе;
-
все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены
соответственно требованиям в альбоме и подписаны преподавателем;
-
задания по СРС должны быть выполнены на высоком уровне и сданы до
соответсвующего рубежного контроля;
-
студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах;
-
посещение СРСП студентами обязательно;
-
к рубежному контролю допускаются студенты, посетившие все занятия, лекции и
во - время сдавшие СРС;
-
к экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков и сдавшие все рубежные контроли.
2. Программа
ВведениеГистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача-стоматолога. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах, в частности органах зубочелюстной системы. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.
Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.
Цель дисциплины:
Формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим - возможности целенаправленного воздействия на них.
Задачи дисциплины:
-
Научить определять структуру и функцию клеток и их производных;
-
Обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей;
-
Обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;
-
Формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей.
Конечные результаты изучения дисциплины
Знания:
-
основных закономерностей структурной организации клеток, межклеточного вещества и тканей;
-
гистофункциональных особенностей тканевых элементов, их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и тд. ) на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
-
основных закономерностей эмбрионального развития тканей.
-
гистофункциональных особенностей различных органов, на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;
-
основных закономерностей структурной организации органов ротовой полости.
Практические навыки:
-
научиться идентифицировать клеточные и неклеточные структуры тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;
-
научиться распознавать изменения структуры клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.
-
научиться микроскопировать гистологические препараты органов с использованием сухих и иммерсионных систем биологического микроскопа;
-
научиться составлять протокол и зарисовывать гистологические препараты.
Коммуникативные навыки:
-
сформировать у студентов основные качества будущего врача, навыки эффективного общения врача с пациентом, навыки сотрудничества с другими студентами группы, поведенческие умения во время занятия,
-
уметь строить межличностные отношения, грамотно излагать материал, правильно строить предложения, участвовать в дискуссиях, учебных играх.
Правовые навыки:
-
усвоить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, приборами гистологической лаборатории, микроскопами с электрическим освещением, сформировать у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, формирование знаний о правах и обязанностях студента.
Саморазвитие:
-
сформировать у студентов навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний , навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов.
Пререквизиты:
-
школьная анатомия, молекулярная биология и медицинская генетика, школьная физиология.
Постреквизиты:
-
патологическая анатомия - 1, патологическая анатомия – 2, патологическая физиология – 1, патологическая физиология – 2,.
Краткое содержание дисциплины:
Цитология. Клетки как ведущие элементы ткани. Эмбриология человека, значение в медицине. Общая гистология. Определение понятия ткани. Эпителиальные ткани, кровь и лимфа, соединительные, скелетные, мышечные, нервная ткани. Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в составе различных органах. Строение органов нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыдительной, пищеварительной, половой систем. Изучение строения полости рта, строения и развития лица и зубо-челюстной системы. Микроскопическое строение зуба и поддерживающего аппарата
Тематический план лекций, практических занятий, СРСП, СРС.
№ недели
|
№ п /п
|
№ раздела гист.
|
Тема
|
Форма проведения и продолжительность
(в часах)
|
Балл
|
Лек.
|
Прак.
|
СРС
|
СР
СП
|
|
1
|
1
|
2
|
Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Плазмолемма.Клеточный цикл.Апоптоз.
|
|
|
|
2
|
|
2
|
1
|
Гистологическая техника.
|
|
|
|
1,6
|
|
3
|
2
|
История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Гистологические исследования в Республике Казахстан.
|
|
|
3
|
|
100
|
4
|
2
|
Цитология. Клетка и неклеточные структуры. Плазмолемма. Гиалоплазма. Органеллы цитоплазмы. Включения. Ядро. Деление клетки. Клеточный цикл.
|
|
3
|
|
|
100
|
5
|
2
|
Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки.
|
|
|
3
|
|
*
|
2
|
6
|
3
|
Эмбриология человека. Зародышевый период эмбрионального развития. Внезародышевые органы.
|
|
3
|
|
|
100
|
7
|
3
|
Эмбриология человека. Критические периоды развития.
|
|
|
3
|
|
*
|
8
|
3
|
Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период эмбрионального развития. Внезародышевые органы.
|
|
|
|
3.6
|
|
3
|
9
|
4
5
6
|
Основы учения о тканях.
Эпителиальные ткани. Железы.
Кровь и лимфа.
|
1
|
|
|
|
|
10
|
4
|
Закономерности возникновения и эволюции тканей. Классификация тканей. Системообразующие факторы, механизмы обеспечения тканевого гомеостаза. Пределы изменчивости тканей.
|
|
|
3
|
|
*
|
11
|
5
|
Эпителиальные ткани. Железы.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
12
|
6
|
Кровь лимфа.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
13
|
5
|
Эпителиальные ткани. Возрастная гистология , специализация и регенерация. Железы, гистофизиология секреторного процесса. Типы секреции
|
|
|
3
|
|
*
|
14
|
5
|
Специализация эпителиальных тканей в составе органов.
|
|
|
|
3.6
|
|
4
|
15
|
8
1011
|
Соединительные ткани.
Мышечные ткани.
Нервная ткань.
|
1
|
|
|
|
|
16
|
8
9
|
Соединительные ткани и ее разновидности. Скелетные соединительные ткани.
Хрящевые и костные ткани.
|
|
3
|
|
|
100
|
17
|
8
|
Соединительные ткани. Возрастные изменения клеток и межклеточного вещества. Соединительные ткани со специальными свойствами.
|
|
|
3
|
|
*
|
18
|
8
|
Специализация соединительных тканей в составе органов.
|
|
|
|
3.6
|
|
19
|
9
|
Хрящ. Возрастная гистология. Регенерация. Кость. Этопическое развитие. Физиологическая и посттравмотическая регенерация. Перестройка кости, факторы, влияющие на ее структуру. Соединение костей.
|
|
|
3
|
|
*
|
5
|
20
|
10
|
Мышечные ткани . Гладкая, поперечно полосатая скелетная мышечные ткани.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
21
|
11
|
Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона. Нейроглия, нервные волокна, нервные окончания.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
22
|
10
|
Мышечные ткани. Регенерация скелетной мышечной ткани. Изменение мышц с возрастом и в связи с образом жизни. Возможности регенерации сердечной мышечной ткани. Мышечные ткани эпидермального и нейрального происхождения
|
|
|
|
|
*
|
23
|
10
|
Сердечная мышечная ткань.
|
|
|
1.6
|
|
|
24
|
11
|
Нервная ткань.Нервные окончания, синапсы.
|
|
|
2
|
|
|
6
|
25
|
13
|
Нервная система. Органы чувств.
|
1
|
|
|
|
|
26
|
|
Рубежный контроль.
|
|
|
|
1.6
|
100
|
27
|
13
|
Нервная система. Чувствительные узлы. Нервы. Спинной мозг. Мозжечок. Кора больших полушарий.
|
|
2
|
|
|
100
|
28
|
13
|
Нервная система. Ствол мозга, вегетативные ганглии, периферические нервы.
|
|
|
|
2
|
|
29
|
13
|
Нервная система. Пре-и постнатальное развитие органов нервной системы. Понятие о функциональных системах и последовательности их развития в онтогенезе человека. Ствол мозга. Автономная нервная система
|
|
|
3
|
|
*
|
7
|
30
|
14
15
16
|
Сердечно-сосудистая система.
Органы кроветворения и иммуногенеза.
Эндокринная система.
|
1
|
|
|
|
|
31
|
12
|
Органы чувств. Гистология органов зрения и обоняния. Органы чувств. Органы слуха, равновесия и вкуса.
|
|
3
|
|
|
100
|
32
|
12
|
Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Рецепторные клетки и механизмы рецепции. Вспомогательный аппарат глаза. Орган вкуса.
|
|
|
3
|
|
*
|
33
|
12
|
Органы чувств. Строение глазного яблока.Строение наружного и среднего уха Евстахиева труба.
|
|
|
|
3.6
|
|
8
|
34
|
17
|
Пищеварительная система. Ротовая полость.
|
1
|
|
|
|
|
35
|
14
|
Сердечно-сосудистая система.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
36
|
15
|
Органы кроветворения и иммуногенеза
|
|
1.5
|
|
|
100
|
37
|
14
|
Сердечно-сосудистая система. Источники и ход эмбрионального развития. Постанальные измения в сосудистой стенке в связи с возрастом и профессией. Артериоло-венулярные анастомозы. Лимфатические сосуды.
|
|
|
3
|
|
*
|
38
|
14
|
Проводящая система сердца.
|
|
|
|
1.6
|
|
39
|
15
|
Постэмбриональное кроветворение..
|
|
|
|
2
|
|
40
|
15
|
Органы кроветворения и иммунной защиты. Основные источники и этапы формирования. Лимфатические фолликулы в стенке воздухоносных путей и пищеварительного тракта. Гемолимфатические узлы. Морфологические основы иммунологических реакции
|
|
|
3
|
|
*
|
9
|
41
|
17
|
Строение зуба. Пародонт.
|
1
|
|
|
|
|
42
|
16
|
Центральное звено эндокринной системы.
Периферические эндокринные железы.
|
|
3
|
|
|
100
|
43
|
16
|
Эндокринная система. Понятие о гормонах и их значение в организме. Понятие о клетках мишеняхи рецепторах к гормонам. Эпифиз. Одиночные гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов
|
|
|
3
|
|
*
|
44
|
16
|
Диффузная эндокринная система.
|
|
|
|
2
|
|
45
|
|
Рубежный контроль.
|
|
|
|
1.6
|
100
|
10
|
46
|
17
|
Развитие полости рта, лица и зубов.
|
1
|
|
|
|
|
47
|
17
|
Пищеварительная система. Ротовая полость. Закономерности строения слизистой оболочки полости рта . Органы полости рта: губы, щеки, десны, Твердое и мягкое небо, дно полости рта, язык, уздечки губ и языка.
|
|
3
|
|
|
100
|
48
|
17
|
Миндалины. . Слюнные железы. Глотка.
|
|
|
|
3.6
|
|
11
|
49
|
17
|
Пищеварительная система. Пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень.
|
1
|
|
|
|
|
50
|
17
|
Пищеварительная система. Строение зуба и его поддерживающего аппарата. Понятие о пародонте.
|
|
3
|
|
|
100
|
51
|
17
|
Особенности строения и развития молочных зубов. Прорезывание зубов.
|
|
|
|
3.6
|
|
12
|
52
|
18
19
20
|
Выделительная система.
Дыхательная система. Кожа.
Половая система.
|
1
|
|
|
|
|
53
|
17
|
Пищеварительная система. Развитие зубов, лица, полости рта и носа.
|
|
3
|
|
|
100
|
54
|
17
|
Пищеварительная система. Особенности строения молочных зубов. Прорезывание и смена зубов.
|
|
|
3
|
|
*
|
|
55
|
17
|
Развитие твердого и мягкого неба, языка, слюнных желез и миндалин.
|
|
|
|
3.6
|
|
13
|
56
|
17
|
Пищеварительная система. Пищевод, желудок, кишечник. Поджелудочная железа, печень.
|
|
3
|
|
|
100
|
57
|
17
|
Строение печени и поджелудочной железы. Кровоснабжение печени.
|
|
|
|
3.6
|
|
14
|
58
|
18
|
Дыхательная система. Кожа и ее производные.
|
|
3
|
|
|
100
|
59
|
|
Дыхательный аппарат. Носовая полость. Возрастные особенности легкого. Регенераторные потенции органов дыхания. Плевра
|
|
|
3
|
|
*
|
60
|
18
|
Кожа. Волосы.
|
|
|
|
2
|
|
61
|
18
|
Кожа. Источники и ход эмбриональног развития. Региональные особенности. Возрастные изменения. Регенерация. Ногти
|
|
|
3
|
|
*
|
62
|
|
Рубежный контроль
|
|
|
|
1.6
|
100
|
15
|
63
|
19
|
Мочевыделительная система.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
64
|
20
|
Мужская половая система. Женская половая система.
|
|
1.5
|
|
|
100
|
65
|
19
|
Мочевыделительная система. Источники и ход эмбрионального развития. Иннервация, регенераторные потенции. Возрастные изменения
|
|
|
3
|
|
*
|
66
|
20
|
Половые органы. Источники и ход эмбрионального развития. Факторы половой дифференцировки. Возрастные измения. Влагалище.
|
|
|
3
|
|
*
|
67
|
|
Диагностика препаратов, микрофотографии, электроннограмм
|
|
|
|
3.6
|
100
|
|
Итого часов
|
9
|
45
|
54
|
54
|
|
Всего баллов
|
|
|
|
|
|
Всего баллов максимально
|
|
|
|
|
|
страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27
|