Научно - Информационный портал



  Меню
  


Смотрите также:



 Главная   »  
страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

c:\documents and settings\администратор\рабочий стол\777\logo_fin.jpg


КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ГИСТОЛОГИИ

УМК ГИСТОЛОГИЯ, 2 КУРС СТОМАТОЛОГИЯ


Учебно-методический

комплекс
По дисциплине: Гистология GIS 2205

Специальность: 051302 «Стоматология»
Кафедра: гистологии с курсом цитологии

эмбриологии
Курс 2
Алматы, 2012 г.

СИЛЛАБУС
По дисциплине – гистология Gis 2205
для специальности – стоматология 051302 »
Кафедра гистологии

Курс – второй Семестр – четвертый

Лекции – 9 часов
Практические

(семинарские) занятия – 45 часов


Всего аудиторных – 54 часа
Самстоятельная работа

с преподавателем (СРСП) – 54 часа


Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС) – 54 часа


Всего – 162 часа (3 кредита)

Форма контроля – экзамен


Алматы, 2012

Силлабус разработан в соответствии с Рабочей программой, составленной

профессором кафедры гистологии с курсом цитологии и эмбриологии Р.И.Юй,

доцентом М.С.Калининой.


Обсужден и утвержден на заседании кафедры гистологии,
протокол № 1 от «27» сентября 2012 г.

Зав. каф. проф. Юй Р.И.




1.Общие сведения

Казахский национальный медицинский университет.

Кафедра гистологии с курсом цитологии и эмбриологии

Дисциплина «Гистология», Gis 2205

Специальность: 051302 – «стоматология»

Объем учебных часов – 162 часа (3 кредита)

Курс и семестр изучения - 2 курс, 4 семестр

Сведения о преподавателях:




Ф. И.О.

Должность

Уч. степень,

звания

1

Юй Рудольф Иванович

зав. кафедрой

д.м.н, профессор

2

Нурмухамбетова Балумаржан Наскеновна

профессор

д.м.н.,профессор

3

Калинина Маргарита Сергеевна

доцент

к.м.н., доцент

4

Семченкова Светлана Александровна

доцент

к.б.н., доцент

5

Абильдинов Райхан Бекишевич

доцент

к.б.н., доцент

6

Ергазина Марал Жунусбековна

доцент

к.м.н., доцент

7

Кругликовская Тамара Федоровна

ст.преподаватель

к.б.н.,

8

Аяпова Жулдузай Омаровна

ст.преподаватель




9

Тусупова Нуржан Мухамедовна

ст.преподаватель

к.б.н.

10

Джангельдина Зауре Наримановна

ст.преподаватель

к.б.н.

11

Наумова Людмила Ильинична

преподаватель




12

Адилова Мадина Гарифулловна

преподаватель




13

Жанбырбаева Айнур Каиргалиевна

преподаватель




14

Мулькибаева Шолпан Шайзулаевна

преподаватель




15

Есимова Гаухар Куатбековна

преподаватель




16

Есполаева Айгерим Рыскуловна

преподаватель




17

Джадранов Ернар Садуакасович

преподаватель

к.б. н.

Зав.кафедрой проф. Юй Р.И. д.м.н. Докторскую диссертацию защитил в 1996 году на тему: «Закономерности комбинированного действия динамических факторов ионизирующего излучения на организм» в г.Ленинграде. С 1997 года является профессором кафедры, а 1998 года - заведующим кафедры гистологии. Проф.Юй Р.И. обубликовано 174 научных и методических работ, в том числе две монографии, один атлас по гистологии, 4 предпатента на изобретения. В настоящее время под руководством проф.Юй Р.И. на кафедре изучается реактивность эпителиоцитов слизистой оболочки полости рта в норме и патологии.

Проф. д.м.н. Нурмухамбетова Б.Н. Докторскую диссертацию защитила в 1998 году а тему: «Лимфатический регион тонкой кишки в условиях физиологической жизнедеятельности, при экзотоксикозе и эндоэкологической реабилитации» в

г. Новосибирске. С 2000 года является профессором кафедры. Опубликовано 200 научных и методических работ, в том числе три учебно- методических пособия, два предпатента на изобретения. Под руководством проф. д.м.н. Нурмухамбетовой Б.Н. защищено две кандидатских диссертации. В настоящее время под ее руководством выполняются три докторских диссертации.

Контактная информация:

Адрес: г. Алматы, ул.Толе би 94, Морфологический корпус, 2 этаж,

тел: 2-92-17-96, внут.214

Политика дисциплины:


  1. не опаздывать на занятия, в случае опоздания из общего колическва баллов данного

занятия вычитается 25% баллов;

  1. не пропускать занятия, в случае отсутствия на занятии по уважительной причине, например, по болезни следует представить справку и разрешение из деканата на отработку пропущенных занятий;

  2. пропущенные занятия разрешается отрабатывать только до соответствующего рубежного

контроля;

4. студенты должны активно участвовать в учебном процессе;

  1. все задания практических занятий должны быть выполнены и оформлены

соответственно требованиям в альбоме и подписаны преподавателем;

  1. задания по СРС должны быть выполнены на высоком уровне и сданы до

соответсвующего рубежного контроля;

  1. студенты допускаются к занятиям и лекциям только в белых халатах;

  2. посещение СРСП студентами обязательно;

  3. к рубежному контролю допускаются студенты, посетившие все занятия, лекции и

во - время сдавшие СРС;

  1. к экзамену допускаются студенты, не имеющие пропусков и сдавшие все рубежные контроли.

2. Программа

ВведениеГистология с цитологией и эмбриологией является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача-стоматолога. Гистология – наука об общих закономерностях, присущих тканевому уровню организации и конкретных особенностях тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах, в частности органах зубочелюстной системы. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световом и электронных микроскопах.

Прогресс современной гистологии в значительной степени определяется тем, что она основывается на достижениях физики, химии, математики, информатики. Гистология занимает важное место в системе медицинского образования, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организма человека в норме и при патологии.


Цель дисциплины:

Формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности на клеточном , тканевом и органном уровнях, раскрытие закономерностей их развития и в связи с этим - возможности целенаправленного воздействия на них.

Задачи дисциплины:

  • Научить определять структуру и функцию клеток и их производных;

  • Обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей;

  • Обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;

  • Формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей.

Конечные результаты изучения дисциплины

Знания:

  • основных закономерностей структурной организации клеток, межклеточного вещества и тканей;

  • гистофункциональных особенностей тканевых элементов, их участие в основных биологических процессах (защитных, трофических, пролиферативных и тд. ) на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;

  • основных закономерностей эмбрионального развития тканей.

  • гистофункциональных особенностей различных органов, на основе данных светооптической, электронной микроскопии и гистохимии;

  • основных закономерностей структурной организации органов ротовой полости.


Практические навыки:

  • научиться идентифицировать клеточные и неклеточные структуры тканей на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровне;

  • научиться распознавать изменения структуры клеток и тканей в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма.

  • научиться микроскопировать гистологические препараты органов с использованием сухих и иммерсионных систем биологического микроскопа;

  • научиться составлять протокол и зарисовывать гистологические препараты.

Коммуникативные навыки:

  • сформировать у студентов основные качества будущего врача, навыки эффективного общения врача с пациентом, навыки сотрудничества с другими студентами группы, поведенческие умения во время занятия,

  • уметь строить межличностные отношения, грамотно излагать материал, правильно строить предложения, участвовать в дискуссиях, учебных играх.

Правовые навыки:

  • усвоить правила техники безопасности при работе с химическими реактивами, приборами гистологической лаборатории, микроскопами с электрическим освещением, сформировать у студентов знания по нормативно-правовой базе стационарной и амбулаторной медицинской службы Республики Казахстан; знания основных приказов МЗ РК по здравоохранению и образованию, знания основных программ ВОЗ, формирование знаний о правах и обязанностях студента.

Саморазвитие:

  • сформировать у студентов навыков работы с ПК, навыков самостоятельной работы с информацией, навыков самостоятельной работы с базами в ПК, формирование и совершенствование аналитических способностей студента при работе с профессиональной литературой, формирование стремления к непрерывному повышению знаний , навыков работы с научной литературой, подготовки тестов, рефератов, презентаций, формирование портфолио, презентации учебных видеофильмов.


Пререквизиты:

  • школьная анатомия, молекулярная биология и медицинская генетика, школьная физиология.

Постреквизиты:

  • патологическая анатомия - 1, патологическая анатомия – 2, патологическая физиология – 1, патологическая физиология – 2,.

Краткое содержание дисциплины:

Цитология. Клетки как ведущие элементы ткани. Эмбриология человека, значение в медицине. Общая гистология. Определение понятия ткани. Эпителиальные ткани, кровь и лимфа, соединительные, скелетные, мышечные, нервная ткани. Частная гистология: особенности тканей, возникающих в результате их специализации в составе различных органах. Строение органов нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыдительной, пищеварительной, половой систем. Изучение строения полости рта, строения и развития лица и зубо-челюстной системы. Микроскопическое строение зуба и поддерживающего аппарата


Тематический план лекций, практических занятий, СРСП, СРС.


недели

п /п

раздела гист.


Тема


Форма проведения и продолжительность

(в часах)

Балл

Лек.

Прак.

СРС

СР

СП





1


1

2

Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Плазмолемма.Клеточный цикл.Апоптоз.










2




2

1

Гистологическая техника.










1,6




3

2

История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Гистологические исследования в Республике Казахстан.







3




100

4

2

Цитология. Клетка и неклеточные структуры. Плазмолемма. Гиалоплазма. Органеллы цитоплазмы. Включения. Ядро. Деление клетки. Клеточный цикл.




3







100

5

2

Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки.







3




*

2

6

3

Эмбриология человека. Зародышевый период эмбрионального развития. Внезародышевые органы.




3







100

7

3

Эмбриология человека. Критические периоды развития.







3




*

8

3

Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период эмбрионального развития. Внезародышевые органы.










3.6



3


9

4

5

6



Основы учения о тканях.

Эпителиальные ткани. Железы.

Кровь и лимфа.


1













10

4

Закономерности возникновения и эволюции тканей. Классификация тканей. Системообразующие факторы, механизмы обеспечения тканевого гомеостаза. Пределы изменчивости тканей.







3




*

11

5

Эпителиальные ткани. Железы.




1.5







100

12

6

Кровь лимфа.




1.5







100

13

5

Эпителиальные ткани. Возрастная гистология , специализация и регенерация. Железы, гистофизиология секреторного процесса. Типы секреции







3




*

14

5

Специализация эпителиальных тканей в составе органов.










3.6



4


15

8

1011


Соединительные ткани.

Мышечные ткани.

Нервная ткань.


1













16

8

9


Соединительные ткани и ее разновидности. Скелетные соединительные ткани.

Хрящевые и костные ткани.






3







100

17

8


Соединительные ткани. Возрастные изменения клеток и межклеточного вещества. Соединительные ткани со специальными свойствами.







3




*

18

8

Специализация соединительных тканей в составе органов.










3.6




19

9


Хрящ. Возрастная гистология. Регенерация. Кость. Этопическое развитие. Физиологическая и посттравмотическая регенерация. Перестройка кости, факторы, влияющие на ее структуру. Соединение костей.







3




*

5

20

10

Мышечные ткани . Гладкая, поперечно полосатая скелетная мышечные ткани.




1.5







100

21

11

Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона. Нейроглия, нервные волокна, нервные окончания.




1.5







100

22

10


Мышечные ткани. Регенерация скелетной мышечной ткани. Изменение мышц с возрастом и в связи с образом жизни. Возможности регенерации сердечной мышечной ткани. Мышечные ткани эпидермального и нейрального происхождения













*

23

10

Сердечная мышечная ткань.







1.6







24

11

Нервная ткань.Нервные окончания, синапсы.







2






6


25

13

Нервная система. Органы чувств.

1













26




Рубежный контроль.










1.6

100

27

13

Нервная система. Чувствительные узлы. Нервы. Спинной мозг. Мозжечок. Кора больших полушарий.




2







100

28

13

Нервная система. Ствол мозга, вегетативные ганглии, периферические нервы.










2




29

13


Нервная система. Пре-и постнатальное развитие органов нервной системы. Понятие о функциональных системах и последовательности их развития в онтогенезе человека. Ствол мозга. Автономная нервная система







3




*

7

30

14

15

16



Сердечно-сосудистая система.

Органы кроветворения и иммуногенеза.

Эндокринная система.


1













31

12


Органы чувств. Гистология органов зрения и обоняния. Органы чувств. Органы слуха, равновесия и вкуса.




3







100

32

12


Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Рецепторные клетки и механизмы рецепции. Вспомогательный аппарат глаза. Орган вкуса.







3




*

33

12

Органы чувств. Строение глазного яблока.Строение наружного и среднего уха Евстахиева труба.










3.6



8


34

17

Пищеварительная система. Ротовая полость.

1













35

14

Сердечно-сосудистая система.




1.5







100

36

15

Органы кроветворения и иммуногенеза




1.5







100

37

14


Сердечно-сосудистая система. Источники и ход эмбрионального развития. Постанальные измения в сосудистой стенке в связи с возрастом и профессией. Артериоло-венулярные анастомозы. Лимфатические сосуды.







3




*

38

14

Проводящая система сердца.










1.6




39

15

Постэмбриональное кроветворение..










2




40

15


Органы кроветворения и иммунной защиты. Основные источники и этапы формирования. Лимфатические фолликулы в стенке воздухоносных путей и пищеварительного тракта. Гемолимфатические узлы. Морфологические основы иммунологических реакции







3




*

9


41

17

Строение зуба. Пародонт.

1













42

16

Центральное звено эндокринной системы.

Периферические эндокринные железы.






3







100

43

16

Эндокринная система. Понятие о гормонах и их значение в организме. Понятие о клетках мишеняхи рецепторах к гормонам. Эпифиз. Одиночные гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов







3




*

44

16

Диффузная эндокринная система.










2




45




Рубежный контроль.










1.6

100

10

46

17

Развитие полости рта, лица и зубов.

1













47

17

Пищеварительная система. Ротовая полость. Закономерности строения слизистой оболочки полости рта . Органы полости рта: губы, щеки, десны, Твердое и мягкое небо, дно полости рта, язык, уздечки губ и языка.




3







100

48

17

Миндалины. . Слюнные железы. Глотка.










3.6




11

49

17

Пищеварительная система. Пищевод, желудок, кишечник, поджелудочная железа, печень.

1













50

17

Пищеварительная система. Строение зуба и его поддерживающего аппарата. Понятие о пародонте.




3







100

51

17

Особенности строения и развития молочных зубов. Прорезывание зубов.










3.6




12


52

18

19

20



Выделительная система.

Дыхательная система. Кожа.

Половая система.


1













53

17

Пищеварительная система. Развитие зубов, лица, полости рта и носа.




3







100

54

17

Пищеварительная система. Особенности строения молочных зубов. Прорезывание и смена зубов.







3




*




55

17

Развитие твердого и мягкого неба, языка, слюнных желез и миндалин.










3.6




13

56

17

Пищеварительная система. Пищевод, желудок, кишечник. Поджелудочная железа, печень.




3







100

57

17

Строение печени и поджелудочной железы. Кровоснабжение печени.










3.6



14


58

18

Дыхательная система. Кожа и ее производные.




3







100

59




Дыхательный аппарат. Носовая полость. Возрастные особенности легкого. Регенераторные потенции органов дыхания. Плевра







3




*

60

18

Кожа. Волосы.










2




61

18

Кожа. Источники и ход эмбриональног развития. Региональные особенности. Возрастные изменения. Регенерация. Ногти







3




*

62




Рубежный контроль










1.6

100

15


63

19

Мочевыделительная система.




1.5







100

64

20

Мужская половая система. Женская половая система.




1.5







100

65

19

Мочевыделительная система. Источники и ход эмбрионального развития. Иннервация, регенераторные потенции. Возрастные изменения







3




*

66

20

Половые органы. Источники и ход эмбрионального развития. Факторы половой дифференцировки. Возрастные измения. Влагалище.







3




*

67




Диагностика препаратов, микрофотографии, электроннограмм










3.6

100




Итого часов

9

45

54

54




Всего баллов
















Всего баллов максимально

















страница 1 страница 2 ... страница 26 | страница 27

Смотрите также: