|
|
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 9 | страница 10 Неустойчивый тип. В формировании социально приемлемых норм поведения выявляется наибольшая недостаточность этого типа. Обнаруживается большая тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Им свойственна неустойчивость эмоций, слабость воли и т.д.
Астено-невротический тип. Главными чертами астено-невротической акцентуации является повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Ипохондрия (синдром ипохондрический) - для него характерна убежденность больных в наличии у них тяжелого и неизлечимого заболевания. Раздражение по ничтожному поводу явно изливается на окружающих, порой случайно попавших под горячую руку, и столь же легко сменяется раскаянием и слезами. В отличие от эпилептоидов аффекту не присущи ни постепенное нарастание, ни сила, ни продолжи тельность.
Психоастенический тип. Основными чертами психоастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность, склонность к рассуждениям, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, легкость возникновения агрессии - навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мнений, представлений.
Для того, чтобы раскрыть причины отклоняющегося поведения, недостаточно раскрытия его формулировок, необходимо посмотреть, на каком уровне изучаются социальные отклонения, каков механизм поведения, возможные типы поведения.
Социальные отклонения изучаются на двух уровнях: индивидуальном и массовом. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного человека. На массовом - о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм.
Индивидуальное отклонение имеет место тогда, когда поступок может не соответствовать социальной норме по объективным или по субъективным признакам, по целям, по мотивам, по прямым или косвенным результатам. Он может быть новаторским или консервативным, полезным или типичным, число характеристик отклонений от нормы может быть многократно увеличено.
Социальные отклонения в принципе не сводятся к одному поступку. Нередко такое отклонение представляет собой систему поступков: деятельность, линию поведения человека, его образ жизни. В частности, поведение субъекта может отклоняться от социальной нормы:
а) по числу тех или иных поступков, не соответствующих установившемуся стандарту - о ком-то говорят, что он "часто употребляет спиртные напитки";
б) по неадекватности ситуации, в которой совершается поступок;
в) по динамике, степени интенсивности поведения - "слишком пассивен".
На уровне не индивидуального, а массового явления социальные отклонения выступают уже в ином качестве, как элемент общественной жизни, как одна из ее сторон, как нежелательный социальный процесс. Здесь тоже можно выделить ряд характерных особенностей:
а) одинаковая направленность отклонений, встречающихся у исходных групп населения в более или менее одинаковых условиях;
б) близость или единство причин, в силу действия которых они возникают и выражаются вовне;
в) определенная повторяемость, устойчивость указанных явлений во времени и территориальных разрезах.
На основе этого можно сказать, что социальные отклонения - такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью при сходных социальных условиях. Понятие девиантного, или отклоняющегося от нормы, поведения сопряжено, прежде всего, с понятием "норма".
Норму определяют как идеал, условное обозначение объективно существующего явления, среднестатистический показатель, максимальный вариант, "равновесие" со средой, функциональный оптимизм и т.д.
Однако общепризнанного определения нормы на сегодня нет. Сейчас появились такие понятия, как факторы риска, предболезнь, кризисные состояния, ситуационные реакции, акцентуации характера и т.п., которые лежат между нормой и патологией, не будучи в то же время ни тем, ни другим. К этой же группе следует отнести и понятие "девиантное поведение".
Границы "нормального" поведения подростка столь же относительны, как и границы здоровья или "нормального" характера.
Поведение личности детерминировано в обществе. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но, главным образом, социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения подростка.
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой - то нормой. Проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение с точки зрения психологии и педагогики - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психологического здоровья, права, культуры или морали. Нарушение поведения включает в себя отклонения в поведении здорового человека - девиантное поведение - и нарушения поведения при нервно - психических заболеваниях.
Девиантное поведение - понятие, которое обозначает отклонения от принятых в данном конкретном историческом обществе норм межличностных взаимоотношений, действий, поступков и высказываний, совершаемых в рамках психического здоровья. Другими словами, это нарушение поведения не обусловлено нервно - психическими заболеваниями.
Выделяют следующие нарушения поведения у детей и подростков:
1) клинико - психологические;
2) личностно - динамические;
3) социально - психологические (антидисциплинарное, антисоциальное, противоправное поведение).
Отклонения в поведении ребенка и появление социальной неприспособленности могут быть связаны с эмоциональным состоянием матери в период беременности, внутриутробной алкоголизацией, родовыми травмами, отрицательными явлениями в период младенчества и раннего детства. Особенно отрицательно, как показывают исследования педиатров, сказывается на развитии ребенка детская гиподинамия. Воспитанный в таких условиях ребенок обеднен не только с точки зрения физического, но и личностного, и нравственного развития, он оказывается в своем поведении зависимым от авторитетных для него лиц.
Пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением, суицидальным поведением и различными психическими нарушениями.
На вопрос о связи этих факторов в научной литературе существуют четыре основные гипотезы:
1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлеченный в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым и к себе.
2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.
3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения.
4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется.
Девиантное поведение вначале всегда бывает мотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свою социальную идентичность и роль, противоречивые ожидания других значимых, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации) он не может этого делать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
Важнейший фактор такого развития - девиантные сверстники, наличие которых:
а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;
б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;
в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей.
При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают значимость совершающего их подростка для других, которым приемлем такой стиль поведения. Совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в благополучной среде, где такие действия осуждаются. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из мотивированных становятся немотивированными.
Итак, как мы видим, разные аспекты девиантного поведения подростка тесно связаны с особенностями его развития.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Среди целого ряда проблем, порожденных детским неблагополучием, наиболее значимые - профилактика безнадзорности несовершеннолетних, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни в современных условиях детей, долгое время находившихся вне семейных связей, отторгнутых школой и другими социальными институтами, несовершеннолетних, совершивших правонарушения. Особую актуальность эти проблемы приобрели в период современных политических, социальных и экономических реформ вследствие неадекватности содержания государственной политики защиты детства в условиях складывающихся в Республике Казахстан новых общественных формаций и отношений. Для сегодняшних реалий характерны значительное расширение социального сиротства, проявление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей.
В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение семей, относящихся "к группе повышенного риска" и дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.
Мощным фактором детской безнадзорности, помимо неблагополучной семьи, несомненно, становится нарушение прав детей в области образования, оздоровления, при получении профессии и жилья, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства, воспитания и дальнейшей судьбы детей, оставшихся без попечения родителей.
Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей-бродяжек и детей-попрошаек, причем в ряде крупных центров их используют в качестве профессиональных нищих взрослые, чаще всего выходцы из сопредельных стран. Безнадзорность тесно связана с ухудшением психического здоровья детей. Психологическая патология среди социально дезадаптированных несовершеннолетних достигает больших высот. Имеет тенденцию роста число подростков, госпитализированных из-за наркологических заболеваний. Безнадзорным детям с различными патологиями, психическими заболеваниями в большинстве случаев необходима, наряду с социальной реабилитацией, серьезная медицинская помощь.
В последние годы в детской среде наблюдается рост венерических заболеваний, особенно среди социально дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. По данным социальных служб, только часть претерпевших насилие обращаются в правоохранительные органы, реальное же количество случаев сексуального насилия в десятки раз превышает статистические данные, поскольку очень многие посягательства остаются "тайной" детей. Они калечат их психику, негативно отражаются на дальнейшем развитии личности, приводят к всепоглощающей мысли о бесперспективности жизни. Серьезной социальной проблемой остается суицид в детской среде. Его причинами становятся семейные (невнимание или развод родителей, смерть одного из них), личностные (одиночество, инвалидность, неудачи) и экономические проблемы. Из жизни уходят дети, не получившие поддержки в трудной жизненной ситуации, оставшиеся наедине со своими бедами, обидами, проблемами, встретившиеся с насилием и извращенной жестокостью.
Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, на протяжении длительного времени (порой нескольких лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как проблема их жизнеустройства решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Эта категория детей наиболее склонна к бродяжничеству, подвергаясь при этом опасности стать жертвой насилия и преступлений или быть вовлеченной в преступную деятельность.
Одним из проявлений социальной дезадаптации детей и подростков является злоупотребление психоактивными веществами. Несовершеннолетние, часто употребляющие алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества, испытывают серьезные трудности в обучении. Для них характерны низкая успеваемость и систематические пропуски занятий, многие остаются на второй год или вообще самовольно прекращают обучение и отказываются посещать школу.
ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И КРИМИНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Введением к рассмотрению проблемы является определение следующих общих понятий: правовые и социальные основания профилактики безнадзорности и асоциального поведения несовершеннолетних, группы риска детей и подростков как объект профилактической деятельности, правовая защита несовершеннолетних, относящихся к группам риска.
Синонимом термина: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - является понятие предупреждения (превенция). Объектом предупреждения противоправных действий не могут быть только противоправные действия. Их профилактика называется в криминологии специальной и проводится правоохранительными органами в отношении подростков - правонарушителей. Кроме специальной профилактики существует так называемая ранняя профилактика, которая не вытекает непосредственно из совершения правонарушений, но имеет свои основания и условия, определяющие повышенный риск противоправного поведения. Именно к области ранней профилактики и относится оказание социальной психологической помощи детям с проблемами развития и поведения.
Объектом "ранней профилактики" в отличие от "специальной профилактики" является предупреждение таких социальных, психологических и медико-биологических условий, которые в силу своих особенностей обладают избирательным действием к определению высокого риска безнадзорности и правонарушений.
Социально-психиатрическая помощь детям и подросткам при наличии нарушений развития, психических расстройств и патологических нарушений поведения должна оказываться, во-первых, в группе риска по безнадзорности.
Социально-профилактический аспект безнадзорности несовершеннолетних.
Содержанием ранней профилактики безнадзорности является предупреждение самого факта отсутствия попечения, надзора и должного внимания со стороны родителей или законных представителей. Следовательно, к несовершеннолетним, в отношении которых организуется система ранней профилактики безнадзорности с оказанием социальной психологической помощи, относятся дети, оставшиеся без попечения родителей по следующим причинам:
- смерть родителей;
- лишение родителей родительских прав;
- ограничение родителей в родительских правах;
- признание родителей недееспособными;
- отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты;
- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (ст.67 Закона Республики Казахстан "О браке и семье").
Объединение законодателем разных правовых ситуаций под одной рубрикой безнадзорности определяет следующие признаки этого понятия:
- безнадзорность, по отношению к которой требуется принятие профилактических мер, характеризуется стойкой утратой родительского попечения;
- признаки стойкой потери родительского попечения не могут быть только правовыми - лишение родителей родительских прав, признание родителей недееспособными.
страница 1 ... страница 3 | страница 4 | страница 5 страница 6 страница 7 ... страница 9 | страница 10
|
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие отклоняющееся (девиантное) поведение, как причина преступности несовершеннолетних
937,04kb. 10 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета
934,45kb. 3 стр.
Тестовые задания Тест Девиантное поведение личности, как социально-педагогическая проблема
143,47kb. 1 стр.
|
|