|
|
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10 Они являются также психологическими:
- воспитательная и педагогическая запущенность, отсутствие у ребенка сформированности необходимых социальных навыков;
- медико-социальными: признаки истязаний, задержанного или искаженного психического, личностного развития, включая клинические симптомы психических расстройств, связанные с острым или хроническим дистрессом;
- специальным органом, на который по закону возлагается защита прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, являются органы опеки и попечительства (статья 106 Закона Республики Казахстан "О браке и семье").
Ранняя профилактика безнадзорности несовершеннолетних должна включать:
1. Срочные меры, связанные с экстренным изъятием детей и подростков, лишившихся родительского попечения, из экстремальной ситуации;
2. Долгосрочные меры, направленные на оздоровление угрожающей для здоровья и психофизического благополучия ребенка обстановки, на восстановление соматического и психического здоровья пострадавших детей, оставшихся без попечения родителей.
Ранняя профилактика безнадзорности в связи с этим должна быть комплексной и, кроме мер социальной и правовой защиты, включать меры психологической, социально-психиатрической помощи и реабилитации. На сегодняшний день такая комплексная профилактическая деятельность в рамках действующего законодательства разрабатывается, организуется и осуществляется, в первую очередь, органами опеки и попечительства, а остальные службы - психологическая, медицинская используются как вспомогательные, рабочие службы, находящиеся под контролем органов опеки.
Социально-профилактический аспект криминальной активности несовершеннолетних
Реформирование общества в настоящее время сопровождается достаточно широкой криминализацией разных сфер общественной жизни. Вовлечение в противоправную деятельность больших социальных групп коснулось и несовершеннолетних, как наиболее чувствительной части населения по отношению к происходящим в обществе изменениям. В детской и подростково-молодежной популяции следует выделять:
- детско-подростковую среду, ориентированную на семью, школу, позитивные социальные ценности и на необходимую для жизни успешность в личном росте, уважение к общественному порядку и закону;
- детско-подростковую маргинальную среду, ориентированную на установки и позиции малых подростковых и юношеских групп, организованных по типу дворовой, уличной общности, общности, привязанной к определенному клубу, дискотеке, музыкальному жанру, спортивному занятию, увлечению. В этой среде устойчивые, социально ориентированные ценности, отношения и правила поведения отсутствуют и не приветствуются. Более характерной является изменчивая ориентация в интересах в зависимости от ситуации, привлекательности установок лидера группы, от влияния определенной социальной "моды" на те или иные формы отношений и поведения;
- подростковую и юношескую криминальную среду, устойчиво ориентированную на криминализацию или на криминальное поведение как способ обеспечения своего психосоциального статуса, или как способ решения эгоцентрических интересов, или реже, как выражение своеобразного протеста.
Рассматривая детско-подростковую популяцию и среду через признак криминализации, необходимо отметить наибольший рост числа детей и подростков, вовлеченных именно в маргинальную область отношений и поведения. Эта среда и связанные с ней отклоняющиеся ("девиантные") формы поведения, несомненно, являются "знаком" переживаемого обществом кризисного периода. Для этого социально-психологического явления характерно отсутствие или утрата устойчивых целей, разрушение эмоциональных и личностно значимых общественных, в том числе семейно-родительских уз. При таком подходе маргинальную подростковую юношескую среду и характерные для неё ценности, установки, правила поведения, влияющие на них биологические и психосоциальные причины целесообразно оценивать как своеобразное "предполье" криминальных отношений. Необходимо выделить следующие особенности детско-подростковой преступности.
В настоящее время становление личностного самоопределения, ценностей и установок детей и подростков из "маргинальной среды" переходит к асоциальным, криминальным субкультурам. Это оказывает существенное влияние на динамику преступности несовершеннолетних, которые продолжают оставаться криминально активной категорией населения. С социально-психологической стороны психическое состояние детей из этой группы социального риска существенно отягощено педагогической запущенностью.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ И АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
1. Формирование негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму. Пути реализации этого видятся в следующем:
а) Привлечение внимания общественности через средства массовой информации: введение специальной рубрики в газетах, журналах, радио- и телепрограммах.
б) О наркомании, токсикомании и алкоголизме нужно говорить не только и не столько с позиции оценивания, сколько с позиции конкретных действий по борьбе с ними. Это могут быть адреса медико-реабилитационных пунктов, кабинетов психологической помощи, рассказы людей об опыте освобождения от наркозависимости, сообщение приемов отказа от употребления наркотических веществ (например - 50 способов сказать "нет", когда предлагают попробовать).
в) Широкое распространение в молодежной среде информации (буклеты, рекламные проспекты, аудио- видеоматериалы), пропагандирующей здоровый образ жизни.
г) Проведение в учебных заведениях практических занятий, тренингов по формированию негативного отношения к наркомании, токсикомании и алкоголизму.
2. Разработка системы комплексных мер по профилактике наркомании, токсикомании и алкоголизма с привлечением специалистов заинтересованных ведомств. Общеизвестно, что причины злоупотребления наркотическими веществами носят многоплановый характер. Они включают в себя физиологические, психологические, социальные аспекты предрасположенности. Чем больше таких факторов будет учтено в профилактико-реабилитационных программах, тем эффективнее будут результаты. В русло этого наставления входят:
а) Составление программ, включающих лекционные и тренинговые занятия по формированию активного отрицательного отношения молодого человека к этим негативным явлениям.
б) Совместные выезды специалистов областных учреждений в города и районы с целью проведения комплексных профилактических мероприятий среди молодежи.
в) Создание на местах сети абонентов профилактико-реабилитационного консультирования. Очень часто подростки и молодежь начинают употреблять наркотики из-за желания уйти от своих школьных, бытовых, межличностных проблем. Помощь квалифицированного психолога в таких ситуациях поможет избежать пагубного пристрастия.
г) Усиление внимания на вопросы подготовки квалифицированных кадров по обучению приемам и методам распознания и профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Ведущее место в нравственном формировании личности несовершеннолетнего занимает семья.
Семейное неблагополучие - одна из причин девиантного поведения несовершеннолетних, определяющая состояние и динамику их противоправного поведения.
Понятие "семейное неблагополучие" охватывает различные негативные характеристики семьи. Предпосылками семейного неблагополучия являются: трудные материально-бытовые условия жизни семьи; злоупотребление спиртными напитками; потребление наркотических средств и многое другое. Каждый из этих признаков имеет специфику воздействия на процесс формирования личности несовершеннолетнего.
Неблагополучная семья - семья, в которой один или оба родителя злоупотребляют спиртными напитками, наркотическими средствами, влекущими одурманивание, отмечаются факты жестокого отношения членов семьи друг к другу, злоупотребления родительскими правами и вовлечение детей в занятия пьянством, попрошайничеством, проституцией, ведение разгульного образа жизни одним или обоими родителями, а также семьи, где в составе имеются ранее судимые лица.
В соответствии с пунктом 3.16 Правил об организации работы участковых инспекторов полиции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Республики Казахстан (Приказ МВД Республики Казахстан от 17.07.2000г. 400) родители или лица, их заменяющие, имеющие на воспитании несовершеннолетних детей, ставятся на учет инспекторами УИП ПДН ГУВД, ГОРОЛОВД с заведением учетно-наблюдательного дела, в случае:
- злоупотребления спиртными напитками, либо потребления без назначения врача наркотических, лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, или состоят на учете в наркологических учреждениях с диагнозом "наркомания";
- уклонения от выполнения обязанностей по воспитанию своих детей, злоупотребления родительскими правами, жестокого обращения с детьми, оказания вредного влияния на детей своим аморальным и противоправным поведением;
- вовлечения своих детей и других несовершеннолетних в антиобщественную и преступную деятельность, а равно ранее судимые за совершение преступлений в группе с несовершеннолетними, либо за совершение преступлений в отношении детей и подростков.
Основанием для постановки на учет в ПДН родителей, способствующих правонарушениям своих детей, являются приговоры, определения суда и постановления судьи, сообщения следователя и дознавателя, администраций воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, сообщений государственных органов и общественных организаций, учебных заведений, заявлений граждан.
Инспектор ПДН при получении сведений о родителях или лицах, их заменяющих, отрицательно влияющих своим поведением на детей и способствующих совершению ими правонарушений, изучив собранный материал, докладывает начальнику органа внутренних дел или его заместителю, которые дают письменное разрешение для постановки семьи на профилактический учет.
Выявление родителей, отрицательно влияющих на детей, осуществляется в процессе проводимой повседневной профилактической, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и административной деятельности органов внутренних дел, и иных правоохранительных органов.
Неблагополучные семьи выявляются также путем анализа сведений, содержащихся в книгах учета заявлений и журналах учета информации, задержанных и доставленных в дежурную часть, подразделения по делам несовершеннолетних, медицинский вытрезвитель, ЦВИАРН, материалах об отказах в возбуждении уголовных дел или их прекращении, административных и иных правонарушений, а также в сообщениях, поступающих из исправительно-трудовых учреждений, служб и подразделений органов внутренних дел.
В качестве источников получения информации используются письма и заявления граждан, сообщения государственных органов и общественных организаций, материалы комиссий по защите прав несовершеннолетних и иные сведения.
Для достижения конечного результата работы с неблагополучными семьями - полного оздоровления обстановки в семье, требуются знания нормативных актов, основными из которых являются Закон Республики Казахстан "О браке и семье" и Гражданский кодекс Республики Казахстан.
Следует также знать, что согласно статье 19 Конвенции Организации Объединенных Наций "О правах ребенка", государства-участники, подписавшие этот международно-правовой документ "принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке".
В соответствии со статьей 67 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние своим аморальным, антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами. Следует отметить, что эта статья применяется только в качестве крайней меры, когда использованные выше способы воздействия не принесли положительных результатов.
Под родительскими правами (ст.60,62 Закона Республики Казахстан "О браке и семье") понимаются представленные матери, отцу до совершеннолетия ребенка права на воспитание, образование, права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей (ст. 63 Закона Республики Казахстан "О браке и семье"), истребование ребенка от других лиц, дачу согласие на его усыновление (удочерение) и т.д. Лица, лишенные родительских прав, утрачивают не только эти права, но и все другие, основанные на факте родства с ребенком (получение алиментов, наследование имущества, пенсионное обеспечение).
Перечень оснований для лишения и ограничения родительских прав, определенных в статье 67 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" является исчерпывающим.
1. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
а) Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
б) Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо иного детского воспитательного, лечебного или других учреждений;
в) Злоупотребляют своими родительскими правами;
г) Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
д) Признаны, в установленном законодательством порядке, больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
2. Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав при совершении ими умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо супруга.
Уклонение от выполнения своих обязанностей означает невыполнение родителями долга по воспитанию и содержанию ребенка, отсутствие заботы о воспитании, физическом развитии, обучении.
Злоупотребление родительскими правами выражается в использовании родителями своих прав в ущерб интересам детей. Например, препятствие обучению детей, склонение к нищенству, попрошайничеству, проституции, алкоголизму, наркомании, совершению правонарушений и т.д.
Жестокое обращение с детьми заключается в их истязании, побоях, насилии над психикой ребенка, применении недопустимых приемов воспитания, унижении человеческого достоинства ребенка.
Оказание родителем вредного влияния на детей своим аморальным, антиобщественным поведением предполагает совершение на глазах детей поступков, противоречащих морали общества (пьянство, драки, обнажение интимных сторон жизни человека и т.п.).
Хронический алкоголизм или наркомания свидетельствуют о наличии у родителей заболевания, связанного с непреодолимой тягой к спиртным напиткам или наркотикам, наступлении деформации личности. Наличие хронического алкоголизма (любой его стадии) или заболевания наркоманией должно быть подтверждено соответствующим заключением из наркологического диспансера. От хронического алкоголизма следует отличать бытовое пьянство, которое, как и токсикомания, к самостоятельным основаниям для лишения родительских прав не относится.
Согласно части 11 статьи 67 Закона Республики Казахстан "О браке и семье" дела о лишении родительских прав рассматриваются в суде по заявлению государственных органов или общественных организаций, одного из родителей или опекуна (попечителя) ребенка, либо по иску прокурора, органов опеки и попечительства, отделов образования, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и комиссий по защите прав несовершеннолетних.
Инициатору иска о лишении родительских прав в течение 10-ти дней с момента получения запроса органы образования либо внутренних дел представляют документы, необходимые для лишения родительских прав.
К исковому заявлению о лишении родительских прав прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении ребенка, акт обследования жилищно-бытовых условий и воспитания несовершеннолетних, а также постановление комиссии по защите прав несовершеннолетних.
страница 1 ... страница 4 | страница 5 | страница 6 страница 7 страница 8 | страница 9 | страница 10
|
Смотрите также:
Учебно-методическое пособие отклоняющееся (девиантное) поведение, как причина преступности несовершеннолетних
937,04kb. 10 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса медико-диагностического факультета
934,45kb. 3 стр.
Тестовые задания Тест Девиантное поведение личности, как социально-педагогическая проблема
143,47kb. 1 стр.
|
|